Торговая сеть потребительской кооперации Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,35 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Торговая сеть потребительской кооперации Республики Беларусь

1. Розничная торговая сеть: понятие, характеристика отдельных видов, типизация, специализация, современные форматы торговли

Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.

От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимается имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания торговых услуг (имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.).

Предприятие розничной торговли - это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего пользования.

Розничная торговля представляет собой конечное звено в продаже товаров. В законодательстве имеется несколько определений розничной торговли: исходя из определения договора розничной купли-продажи; вида торговой сети; типа торговых предприятий и торговых объектов; включения продаж в розничный товарооборот и иные. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Основными функциями розничной торговой сети являются:

·закупка товаров у поставщиков;

·организация завоза товаров в магазины;

·приемка и хранение товаров;

·подсортировка и подготовка к продаже;

·продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;

·наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

·реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;

·обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;

·сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;

·взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;

·учет принципов современного градостроительства [10, с. 171].

Существует множество классификаций розничной торговой сети, основными из них являются:

. В зависимости от организации торгового обслуживания различают стационарную, полустационарную, передвижную, посылочную, а также электронную торговую сеть.

Стационарная сеть является основой розничной торговой сети. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенным к инженерным коммуникациям. Стационарная сеть представлена магазинами.

Магазин - это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Преимущества стационарной розничной торговой сети:

·обеспечение более широкого ассортимента товаров;

·применение прогрессивных методов продажи и дополнительное обслуживание покупателей;

·обеспечение наилучших условий для хранения и сохранности товарно-материальных ценностей;

·создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров;

·создание условий для механизации и автоматизации технологических процессов;

·обеспечение более высокой культуры обслуживания и создание условий труда для работников торговли.

Недостатки стационарной розничной торговой сети:

·относительная удаленность торговой сети от обслуживания населения;

·нет возможности быстро развертывать и перемещать торговые объекты;

·большие затраты на строительство и эксплуатацию сети.

Полустационарная торговая сеть включает мелкорозничную сеть (павильоны, киоски, ларьки, палатки) и торговые автоматы.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого размешается товарный запас.

Ларек в отличие от киоска имеет дополнительную площадь для хранения товаров.

Торговый автомат-это техническое средство, предназначенное для автоматизации процессов продажи определенными товарами без участия продавца.

В торговой практике различают два вида полустационарной сети: замещающую и дополняющую сеть магазинов.

Необходимость сети первого вида вызывает, прежде всего, недостатком стационарной торговой сети, что характерно для новых жилых районов. Второй вид сети может применяться для развертывания уличной торговли с целью максимального приближения к покупателям.

Преимущества полустационарной розничной торговой сети:

·приближенность к обслуживаемому населению;

·имеет возможность быстро развертываться и перемещаться;

·на строительство и эксплуатацию сети не требуются большие затраты.

Недостатки полустационарной розничной торговой сети:

·узость ассортимента;

·трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли;

·неудобства в работе продавцов;

·высокая трудоемкость торгово-технологического процесса [8, с. 289-293].

Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, палаток, ларьков и подразделяется на развозную и разносную.

Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны, цистерны и автоцистерны, вагоны-магазины, судомагазины.

Автомагазин - специально оборудованный торговый объект, осуществляющий развозную торговлю и использующий в качестве транспортного средства автомобиль. Они широко используются для обслуживания сельского населения в тех поселениях, где отсутствует стационарная торговая сеть, а также в производственных условиях: на полевых станах, пастбищах и т.п.

Магазины-вагоны и магазины-суда используются для снабжения, соответственно, работников железнодорожного и водного транспорта, проживающих в населенных пунктах, где из-за малой численности населения строительство магазинов нецелесообразно.

Автоцистерны, а также цистерны для продажи молока и кваса используют и в городских условиях, особенно в районах новостроек, где сеть магазинов еще полностью не сформировалось.

Разносная торговля осуществляется вне стационарных розничных торговых предприятий путем непосредственного контакта продавца с покупателем в местах отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации, распространена при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров.

Посылочная торговля может, осуществляется как отдельными предприятиями розничной торговли (универмагами, книжными магазинами), так и предприятиями-изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту. Это удобная для населения форма продажа товаров, и в перспективе она должна получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным каталогам, выполняющим рекламную роль и имеющим всю необходимую информацию. Удовлетворение индивидуального заказа населения должно осуществляться в достаточно короткие сроки, точно в соответствии с требованиями заказчика, наложенным платежам.

Электронная торговля. Здесь скорее следует говорить о торговле, осуществляемой посредством ресурсов Интернет. В настоящее время электронная торговля в Беларуси только начинает развиваться. Для того чтобы приобрести товар, покупателю необходимо иметь компьютер, телефон и модем. Вряд ли здесь приходиться говорить о большой покупательской массе. Но все же компьютеризация белорусского населения обуславливает появление виртуальных магазинов. В настоящее время широко распространена продажа в такой форме книг, компьютерной техники. Выгодность организации такой торговли заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время на поиск нужного товара, предоставляются возможность несколько дороже, но приобрести нужный товар, не выходя из дома или офиса. В свою очередь, продавец может так организовать свою работу, что ему не понадобятся большие складские площади для хранения - достаточно несколько единиц каждого наименования товара и штат курьеров. Если заканчивается товар, а заказы поступают, курьеры сначала заезжают к поставщику за товаром, а затем к покупателю. Но следует отметить, что это скорее характерно для небольших фирм и поэтому различие в ценах на один и тот же товар бывает достаточно существенным. В то же время у покупателя всегда есть возможность просмотреть цены у разных продавцов, сравнить их и принять решение в пользу того или другого [6, с. 527-529].

. В зависимости от типа здания предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры.

Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных по специально разработанным для них проектам. Все помещения встроенного магазина располагаются в габаритах жилого здания или здания иного назначения.

Помещения встроенно-пристроенного магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты. Пристроенным называется магазин, ограждающая стена или стены которого являются общими или смежными со стенами жилого дома.

Торговый центр представляет собой комплекс предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, размещенных на одной территории, в границах которой должна быть расположена стоянка для автомашин.

. Закладывая в качестве основания классификации место торгового обслуживания, мы устанавливали привязку к месту передачи товара покупателю, а не к месту заключения договора розничной купли - продажи.

Данный вид реализуется в следующих формах:

·непосредственная продажа товаров на дому у покупателя.

·телевизионная торговля.

·электронная торговля.

·торговля по каталогам, с помощью проспектов, буклетов и т.д.

Под продажей товаров на дому понимают, что физическое лицо, независимо от того, как его называют (коммивояжер, торговый агент, менеджер по продажам, и т.д.), обращается в квартиру, дом, офисное помещение и т.д. с предложением приобрести имеющийся у него товар. Но вместе с тем и предложение приобрести товар, и непосредственная передача товара происходят в месте нахождения покупателя.

Торговля по каталогом и с помощью проспектов, буклетов. Инструментами продаж в данном случае являются печатные издания, в которых представлены чаще всего фотоснимки, реже чертежи и схематические изображения, предлагаемых товаров. Каталоги представляют собой справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов (зачастую нескольких окрасок, цветов или моделей), их описание (технические характеристики, медицинские показания, данные испытаний и исследований, и т.д.), цена за единицу, возможные схемы скидок и т.д. То же можно сказать и о проспекте или буклете, с той лишь разницей, что каталог, как правило, посвящен: большей группе товаров - в отличие от проспектов или буклетов, на страницах которых может быть представлено от одного до десятка товаров. К каталогам прилагаются купонные книжки или вкладыши, которые заполняются покупателем и направляются продавцу. Может быть предусмотрена и возможность заказа товара по телефону. Товар будет либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте. В проспектах также приводятся телефоны либо отрывные купоны.

Как уже отмечалось, продажа товаров по образцам является общей для торговли по месту нахождения торгового объекта и по месту нахождения покупателя.

При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется, возможно, самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые товары. Товары передаются покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором розничной купли-продажи. Дело в том, что, по общему правилу, продавец, заявляющий, что он осуществляет продажу товаров по образцам, обязан предложить услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые не могут быть пущена в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов. Могут быть предложены другие услуги - по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию. Если покупатель отказывается от этих услуг, то в этом случае и определяются иные условия договоры розничной купли-продажи - место, способы, время передачи товара и производства оплаты [8, с. 312-314].

. По размеру торговой площади выделяют магазины: мелкие - до 250 м², средние - от 251 до 1000 м², крупные - от 1001 до 5000 м² и особо крупные - свыше 5000 м².

. По методам продажи товаров различают предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.

Продажа через прилавок - метод розничной продажи товаров, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает товар.

Самообслуживание - метод розничной продажи товаров, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.

Продажа товаров по образцам - метод розничной продажи, основанный на свободном доступе и выборе товаров покупателем по образцам, выставленным в торговом зале, их оплате и получении соответствующих образцам товаров с возможной доставкой на дом (по желанию покупателя).

Продажа товаров с открытой выкладкой - метод розничной продажи, при котором товары «открыто» выложены в торговом зале и к ним обеспечен свободный доступ, но окончательное обслуживание требует «вмешательства продавца» [16, с. 167-172].

. В зависимости от ассортимента реализуемых товаров розничные торговые предприятия принято подразделять на виды (универсальные, комбинированные, специализированные, смешанные), которые с учетом целого ряда признаков (торговой площади, применяемых методов обслуживания и др.) в свою очередь подразделяются на типы (универсам, универмаг, гастроном и т.д.).

Таблица 1.1 - Основные типы магазинов потребительской кооперации

№№ п/пТип магазинаВарианты текста вывескиПримерная торговая площадь, м²11.УнивермагУнивермаг. Детский мир. Молодежный600, 800,1000, 1200 и более22.СупермаркетСупермаркет. Универсам250, 400, 550 и более33.Мини-маркетМини-маркет. Товары повседневного спроса. Магазин30, 50, 70, 100, 15044.ПродтоварыПродтовары. Продукты. Продовольственные товары.70, 100, 150, 20055.Специализированный магазин по продаже отдельных групп продовольственных товаровХлеб. Сельхозпродукты. Овощи и фрукты. Колбасы. Мясо и молоко. Кулинария и т.п.30, 50, 70, 10066.ПромтоварыПромтовары. Промышленные товары100, 150, 250, 40077.Специализированный магазин по продаже отдельных групп непродовольственных товаровХозтовары. Строительные материалы. Товары для дома. Техника. Одежда. Обувь. Подарки и т.п.70, 100, 150, 250, 400 и более88.Дом торговлиДом торговли. Торговый центр1000, 1500 и более99.Фирменный магазинФирменный магазин. Кооператор. Дары природы. Горизонт и т.д.100, 150110.Удобный (дискаунтер) магазинКомфорт. Комиссионный магазин. Ветеран50, 70, 100

. С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные.

. По стационарности:

·стационарная (магазины);

·мелкорозничная (павильоны, ларьки, киоски);

·внемагазинная (по телефону, телевизионная, продажа на дому, по заказам);

·передвижная (развозная, разносная)

. По товарно-отраслевому профилю:

·смешанная (торговля продовольственными и непродовольственными товарами, т.е. смешанным ассортиментом товаров);

·специализированная (торговля товарами одной или двух-трех групп или комплексом товаров);

·узкоспециализированная (отдельными подгруппами товаров и видами товаров);

·универсальная (торговля всеми группами или продовольственных, или непродовольственных товаров).

. В зависимости от организационно-правовой формы розничные торговые предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, кооперативные и т.д.

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность их выполнения зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Основными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются, например, следующие: универсам (супермаркет), гастроном, мини-маркет, универмаг, магазин «Промтовары», специализированные и комбинированные магазины и др.

Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в некоторых городах Беларуси получили гипермаркеты - магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м². В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.

Кроме того, существует развитая сеть магазинов - дискаунтеров, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам.

Снижение цен в магазинах - дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:

·сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);

·преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных);

·применение самообслуживания;

·использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре;

·оптимизация численности персонала.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

·изучение покупательского спроса на товары;

·формирование ассортимента товаров;

·составление заявок на завоз товаров;

·оказание торговых услуг покупателям;

·рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

·приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

·хранение товаров;

·выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

·внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;

·продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);

·выполнение расчетов с покупателями.

Розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина [1, с. 265-269].

В настоящее время развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.

Таким образом, розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли и завершающим процессом товарного обращения.

2. Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.

Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.

Розничная торговая сеть занимает важное место в материально-технической базе торговли. От ее состояния и развития во многом зависят степень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом.

Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями.

Ни в одной из стран не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в нашей республике и странах СНГ обеспеченность составляет около 200 - 300 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600 - 1000 м2 и более на 1000 человек. В Республике Беларусь эта норма устанавливается исходя не из потребности, а из экономических возможностей. Количественная потребность в торговой сети определялась в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров, поэтому развитие торговой сети осуществлялось по принципу разумной достаточности, которая понималась не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это, по сути, означало остаточный принцип в развитии сети.

В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.

В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий).

Одновременно с количественным ростом розничной торговой сети и магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. За 1960-2000 гг. средний размер торговой площади на 1 магазин в государственной торговле Беларуси увеличился с 56 до 135 м2, на 01.01.2011 г. средний размер магазина в республике составил 92 м2, т.е. в целом розничная торговая сеть остается крайне мелкой. Примерно 70% продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже минимальных размеров, предусмотренных номенклатурой типов магазинов.

Существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения являются небольшие размеры магазинов. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем в крупных магазинах. Поэтому важнейшим направлением развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение и прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров, супер- и гипермаркетов.

Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивают возможность внедрения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования торговых площадей, широкого применения современных технологических решений.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации и типизации торговой сети, ее структурного упорядочения.

За последние годы произошли существенные изменения в структуре сети магазинов, что обусловило различные темпы роста количества торговых предприятий разной специализации.

В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. Доля их в товарообороте республики составляет более 80%, в то время как численность специализированной торговой сети снизилась. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы. Ускоренное развитие сети универсамов, супер- и гипермаркетов - одна из наиболее заметных тенденций в развитии продовольственной торговли.

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10-15 лет значительно обгоняют темны роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по расширению торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для конкуренции в обслуживании покупателей.

Планирование развития и размещения розничной торговой сети является обязательным условием, которое обеспечивает соблюдение определенных пропорций между увеличением объема розничного товарооборота и ростом количества организаций розничной торговли, а также более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах и повышение уровня торгового обслуживания в целом.

При планировании развития и размещения розничной торговой сети должны решаться следующие задачи:

обеспечение благоприятных условий для обслуживания населения;

улучшение условий труда работников магазинов;

обеспечение рационального использования торговых площадей;

создание условий для рентабельной работы продавцов.

План развития и размещения розничной торговой сети разрабатывается как составная часть генеральных планов развития города в целом или его отдельного района. Это требует установления непосредственной связи между планом развития розничной сети и планами развития промышленности, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства.

Разработка плана развития и размещения розничной торговой сети по области, городу или району производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и предприятий. В потребкооперации такие планы разрабатывают райпо, а сводные по областям - облпотребсоюзы по согласованию с местными властями.

Специфика условий сельской жизни, различные размеры и сильная разбросанность населенных пунктов, малая плотность населения и его демографический состав определяют особенности построения и размещения сельской торговой сети. Её развитие предполагает создание на территории определённого сельского пункта комплексной системы торгового и оптового обслуживания, которая позволила бы сельскому населению приобретать всё необходимое на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками и с сельским расселением, развитием агрогородков.

Различают несколько категорий сельских населенных пунктов:

райцентры (города, городские поселки, крупные сельские населенные пункты);

межхозяйственные центры (малые города, крупные села);

местные (кустовые) центры (центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций, леспромхозов, агрогородков);

рядовые населенные пункты (деревни, бригады и др.).

Кроме них на селе имеется значительное количество нестационарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.д.), поэтому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функциональное) или ступенчатое построение.

Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как «Универмаг», «Универсам», «Детский мир», «Товары повседневного спроса». Немаловажное место занимают современные типы магазинов «Современное домашнее хозяйство», «Техника», «Товары для приусадебного хозяйства», магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.

В потребительской кооперации для каждого административного района, как и для городской торговли, разрабатываются схемы развития и размещения розничной торговой сети, согласованные с местными органами власти, органами ЛПК. Разработка таких схем основана на определении потребности в торговых площадях для населенных пунктов на перспективу. Методика расчета потребности необходимого прироста торговых площадей, как и для городской торговой сети, основана на нормативах (в настоящее время 260 м2 на 1000 жителей).

Таблица 2.1 - Анализ торговой сети розничной торговли и общественного питания за 2008-2010 годы

ГодыТемп изменения (%)Отклонение (+;-)2008200920102009 г.2010 г.2009-2008 гг.2010-2009 гг.Розничная торговлячисло магазинов, тыс.34,837,840,4108,6106,9+3,0+2,6их торговая площадь:всего, тыс. м2330734963705105,7106,0+189+209в среднем на 1 магазин, м295939297,998,9-2-1на 10000 человек населения, м2342036173908105,8108,0+197+291число палаток и киосков, тыс.6,25,65,390,394,6-0,6-0,3Общественное питаниечисло объектов общественного питания, тыс.11,511,712,0101,7102,6+0,2+0,3число мест:всего, тыс.722,2724,0741,0100,2102,3+1,8+17на один объект, мест63626298,4100,0-10на 10000 человек населения, мест75774978298,9104,4-8+33

Исходя из данной таблицы, сделаем вывод:

Розничная торговля:

.число магазинов в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилось на 8,6% или на 3 тыс. ед., а в 2010 по сравнению с 2009 на 6,9% или на 2,6 тыс. ед.;

.торговая площадь всего в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 5,7% или на 189 тыс. м2, а в 2010 по сравнению с 2009 на 6% или на 209 тыс. м2;

.торговая площадь в среднем на 1 магазин в 2009 по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 2,1% (2 м2), а в 2010 по сравнению с 2009 на 1,1% (1 м2);

.торговая площадь на 10000 человек населения в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 5,8% (197 м2), а в 2010 по сравнению с 2009 на 8% (291 м2);

.число палаток и киосков в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 9,7% или на 0,6 тыс. ед., а в 2010 по сравнению с 2009 на 5,4% или на 0,3 тыс. ед.

Общественное питание:

.число объектов общественного питания в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилось на 1,7% или на 0,2 тыс. ед., а в 2010 по сравнению с 2009 на 2,6% или на 0,3 тыс. ед.;

.число мест всего в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилось на 0,2% или на 1,8 тыс. ед., а в 2010 по сравнению с 2009 на 2,3% или на 17 тыс. ед.;

.число мест на один объект в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 1,6% или на 1 место, а в 2010 по сравнению с 2009 не изменилось;

.число мест на 10000 человек населения в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 8 мест или на 1,1%, а в 2010 по сравнению с 2009 увеличилось на 33 места или на 4,4%.

Таблица 2.2 - Динамика распределения объектов розничной торговой сети по формам собственности за 2009-2010 годы

Число магазинов и палаток, ед.Темп изменения %В% к итогуОтклонение, (+/-)2009201020092010Факт, ед.По уд. весуВсего4335545657105,3100100+23020в том числе:государственная собственность5861542592,613,511,9-436-1,6частная собственность3705339676107,185,786,9+2623+1,2из неё объекты потребительской кооперации108651057097,325,123,2-295-1,9иностранная собственность441556126,11,01,2+115+0,2

Исходя из данной таблицы, сделаем вывод:

За период с 2009 по 2010 годы общее количество магазинов и палаток увеличилось на 2302 ед. (5,3%). В том числе:

·число магазинов государственной собственности снизилось на 436 ед. (7,4%), а их доля в общем объеме снизилась на 1,6%;

·число магазинов частной формы собственности увеличилось на 2623 ед. (7,1%), а их доля в общем объеме возросла на 1,2%:

из неё число объектов потребительской кооперации сократилось на 295 ед. (2,7%), а их доля в общем объеме сократилась на 1,9%;

·число магазинов иностранной формы собственности увеличилось на 115 ед. (26,1%), а их доля в общем объеме возросла на 02%.

Таблица 2.3 - Анализ наличия розничной торговой сети потребительской кооперации за 2010 год

Наименование облпотребсоюзовНаличие розничной торговой сети, (на конец года) ед.Всегов т.ч. в сельской местности2009 г.2010 г.Откло- нение, (+/-)Темп изменения, %2009 г.2010 г.Откло- нение, (+/-)Темп изменения, %Брестский19891966-2398,814871462-2598,3Витебский17901762-2898,412011179-2298,2Гомельский18391811-2898,513001273-2797,9Гродненский14481379-6995,210791018-6194,3Минский22602169-9196,016981625-7395,7Могилёвский15391483-5696,41054987-6793,6Всего по Белкоопсоюзу1086510570-29597,378197544-27596,5

Исходя из данной таблицы, сделаем вывод:

За 2010 год количество единиц торговой сети по Белкоопсоюзу сократилось на 2,7% (295 ед.), в т.ч. в сельской местности на 3,5% (275 ед.).

В разрезе по облпотребсоюзам:

·в Брестском облпотребсоюзе количество единиц торговой сети сократилось на 1,2% (23 ед.), в т.ч. в сельской местности на 1,7% (25 ед.);

·в Витебском сократилось на 1,6% (28 ед.), в т.ч. в сельской местности на 1,8% (22 ед.);

·в Гомельском сократилось на 1,5% (28 ед.), в т.ч. в сельской местности на 2,1% (27 ед.);

·в Гродненском на 4,8% (69 ед.), в т.ч. в сельской местности на 5,7% (61 ед.);

·в Минском на 4% (91 ед.), в т.ч. в сельской местности на 4,3% (73 ед.);

·в Могилевском на 3,6% (56 ед.), в т.ч. в сельской местности на 6,4% (67 ед.).

Таблица 2.4 - Анализ наличия торговых площадей магазинов потребительской кооперации за 2010 год

Наименование облпотребсоюзовНаличие торговых площадей, (на конец года) тыс. м2Всегов т.ч. в сельской местности2009 г2010 гОткло- нение, (+/-)Темп изменения %2009 г2010 гОткло- нение, (+/-)Темп изменения %Брестский179,7180,6+0,9100,5114,6114,0-0,699,5Витебский168,8168,80,0100,091,590,8-0,799,2Гомельский172,9171,9-1,099,4106,9105,1-1,898,3Гродненский135,4132,3-3,197,785,382,7-2,697,0Минский209,1205,6-3,598,3128,4125,1-3,397,4Могилёвский144,1140,8-3,397,785,181,0-4,195,2Всего по Белкоопсоюзу1010,01000,0-10,099,0611,8598,7-13,197,9

Исходя из данной таблицы, сделаем вывод:

За 2010 год торговая площадь магазинов потребительской кооперации в общем по Белкоопсоюзу сократилась на 1% (10 тыс. м2), в т.ч. в сельской местности на 2,1% (13,1 тыс. м2);

В разрезе по облпотребсоюзам:

·в Брестском облпотребсоюзе торговая площадь магазинов увеличилась на 0,5% или на 0,9 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности снизилась на 0,5% или на 0,6 тыс. м2;

·в Витебском облпотребсоюзе осталась неизменной и составила 168,8 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности снизилась на 0,8% или на 0,7 тыс. м2;

·в Гомельском снизилась на 0,6% или на 1 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности на 1,7% или на 1,8 тыс. м2;

·в Гродненском снизилась на 2,3% или на 3,1 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности на 3% или на 2,6 тыс. м2;

·в Минском снизилась на 1,7% или на 3,5 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности 2,6% или на 3,3 тыс. м2;

·в Могилевском снизилась на 2,3% или на 3,3 тыс. м2, в т.ч. в сельской местности на 4,8% или на 4,1 тыс. м2.

Таблица 2.5 - Анализ розничного товарооборота потребительской кооперации за 2008-2010 годы

Розничный товарооборот, млрд. р.Отклонение, (-/+)Темп роста, %Годы2009-2008 гг.2010-2009 гг.2009 г.2010 г.200820092010Республика Беларусь4803,75387,96386,0584,2998,1112,2118,5Области:Брестская906,91024,51223,9117,6199,4113,0119,5Витебская805,8901,61066,895,8165,2111,9118,3Гомельская839,2935,71107,196,5171,4111,5118,3Гродненская585,4661782,475,6121,4112,9118,4Минская1007,31121,21313,6113,9192,4111,3117,2Могилевская659,1743,9892,284,8148,3112,9119,9

Исходя из данной таблицы, сделаем вывод:

Розничный товарооборот потребкооперации в общем по Беларуси в 2009 году по сравнению с 2008 годом возрос на 12,2% (584,2 млрд. р.), а в 2010 по сравнению с 2009 на 18,5% (998,1 млрд. р.).

В разрезе по областям:

·в Брестской в 2009 году по сравнению с 2008 годом возрос на 13%

(117,6 млрд. р.), а в 2010 по сравнению с 2009 на 19,5% (199,4 млрд. р.);

·в Витебской в 2009 по сравнению с 2008 возрос на 11,9% (95,8 млрд. р.), а в 2010 по сравнению с 2009 на 18,3% (165,2 млрд. р.);

·в Гомельской в 2009 по сравнению с 2008 возрос на 11,5% (96,5 млрд. р.), а в 2010 по сравнению с 2009 на 18,3% (171,4 млрд. р.);

·в Гродненской в 2009 по сравнению с 2008 возрос на 11,5% (75,6 млрд. р.), а в 2010 по сравнению с 2009 на 18,4% (121,4 млрд. р.);

·в Минской в 2009 по сравнению с 2008 возрос на 11,3% (113,9 млрд. р.), а в 2010 по сравнению с 2009 на 17,2% (192,4 млрд. р.);

·в Могилевской в 2009 по сравнению с 2008 возрос на 12,9% (84,8 млрд. р.), а в 2010 по сравнению с 2009 на 19,9% (148,3 млрд. р.).


3. Современные тенденции развития розничной торговой сети потребительской кооперации

Розничная торговля потребительской кооперации Беларуси занимает в настоящее время около 10% розничного рынка и является крупной сетевой организацией, где значительный удельный вес в общем количестве магазинов занимают «Товары повседневного спроса» (мини-маркеты), а также магазины по продаже продовольственных товаров. Конечные результаты деятельности розничной торговли свидетельствуют о низкой эффективности действующей номенклатуры, типов магазинов и их недостаточной адаптивности к постоянно изменяющимся условиям среды деятельности, и в том числе к условиям появления крупных сетевых объединений. Ввиду этого необходима разработка концепции сетей современных мини-магазинов на селе и средних (или крупных) магазинов в городах с единым подходом к имиджу (экстерьер, интерьер, планировка, оборудование, персонал, реклама, методы продаж, стимулирование) и определенным стандартом торгового обслуживания.

В настоящее время используются 4 организационные модели райпо в зависимости от конкретной региональной специфики: райпо без филиалов и унитарных предприятий; райпо с унитарными предприятиями без филиалов; райпо с филиалами без унитарных предприятий; райпо с филиалами и унитарными предприятиями.

Дальнейшее совершенствование организационно-экономического механизма управления предполагает перестройку системы управления отраслями потребительской кооперации в целях формирования оптимальных схем движения сырьевых и товарных потоков, укрепления исполнительской дисциплины, повышения в конечном итоге конкурентоспособности кооперативных организаций [11, с. 168-169].

Для этого предполагается создать отраслевые вертикальные структуры управления организациями потребительской кооперации в промышленности, оптовой торговле и заготовках. Основой этих структур станут унитарные предприятия облпотребсоюзов и Белкоопсоюза с филиалами в областных и районных центрах.

В целях повышения эффективности торговой отрасли потребительской кооперации, компенсации убытков, понесенных в малых населенных пунктах, необходимо более активно развивать и совершенствовать кооперативную торговлю в областных центрах и городах областного и республиканского подчинения, в том числе посредством создания городских потребительских обществ (горпо), привлечения частного капитала.

Райпо, находящиеся в районах с небольшой численностью населения и имеющие незначительные объемы деятельности (не обеспечивающие рентабельную работу), необходимо объединять в межрайонные потребительские общества.

Для установления более тесных связей с населением и эффективного решения социальных вопросов на селе немаловажно создавать небольшие кооперативы с дальнейшим включением их в состав районных потребительских обществ, совершенствовать систему хозяйствования и управления, которое предполагает преобразование сельских магазинов в центры по работе с пайщиками и по обслуживанию населения, повышение статуса комиссий кооперативного контроля за работой объектов потребительской кооперации и материальной заинтересованности их членов.

Совершенствование структуры управления, системы хозяйствования повысит степень координации и оперативного взаимодействия между отраслями потребительской кооперации, а также позволит, в частности, сократить:

расходы на содержание аппарата управления, в том числе союзов потребительских обществ;

транспортные расходы, в основном за счет сокращения неэффективного использования грузового транспорта на межрайонных и областных перевозках, увеличения доли грузов, перевозимых железнодорожным транспортом;

кредиторскую задолженность, и соответственно, расходы по уплате процентов за кредит за счет оптимизации товарных запасов на всех этапах товародвижения, улучшения качества управления ими;

Увеличить:

рентабельность во всех отраслях деятельности за счет сокращения издержек;

размеры собственных средств для обновления материально-технической базы, в том числе за счет продажи либо сдачи в аренду неиспользуемого имущества;

размеры поставок товаров оптовыми организациями потребительской кооперации.

Кроме указанных мер, при развитии сетевой торговли в потребительской кооперации необходимо продолжать поддержание и развитие иных форм торговой деятельности:

  1. Поддержание и развитие социально значимых торговых предприятий, развозной торговли. Возможная низкая экономическая эффективность таких предприятий может быть компенсирована за счет торговых сетей потребительской кооперации, в том числе снижения издержек при единых закупках, использовании логистической системы, дополнительных доходов организаций потребительской кооперации от её деятельности.
  2. Создание и развитие торговли в новых формах: электронная торговля, торговля через Интернет, торговля непродовольственными товарами в кредит, по образцам и каталогам.

Для решения этих задач предусматривается реализация следующих мероприятий:

обеспечение торговыми площадями обслуживаемого населения в соответствии с системой государственных социальных стандартов и наличие розничной торговой сети по населенным пунктам в зависимости от численности проживающего населения:

райцентры - универмаги, универсамы, специализированные магазины по торговле непродтоварами, магазины типа «Дисконт», «Дискаунтеры», мини-магазины,

областные центры и города областного подчинения - супермаркеты, магазины типа «Дисконт», «Дискаунтеры», «Строймаркеты», торговля на подведомственных рынках, открытие аптек, в населенных пунктах с численностью до 500 человек - магазины по торговле смешанным ассортиментом товаров, с численностью свыше 500 человек - специализированные магазины, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами, объекты общественного питания,

в населенных пунктах, где отсутствуют стационарные магазины или их строительство нецелесообразно - автомагазины, магазины близлежащих населенных пунктов, лавки на дому;

экономически эффективное использование и развитие материально-технической базы в городах, райцентрах путем создания новых современных высокоэффективных торговых объектов (сетевых магазинов) торговой площадью более 500 м2. Запланировано строительство 21 сетевого магазина;

строительство 201 ед. высокотехнологичных быстровозводимых торговых объектов шаговой доступности типа «мини-магазины» торговой площадью до 100 м2 в микрорайонах, на автотрассах;

создание в каждом райцентре современных торговых объектов типа «универсам» торговой площадью 250 и более м2 путем замены торгово-технологического оборудования на менее энергозатратное, установки компьютерных систем учета товародвижения и банковских платежных терминалов для осуществления безналичных расчетов с населением, расширением торговых площадей, внедрением самообслуживания, систем скидок и дисконтных карточек;

совершенствование работы магазинов типа «универмаг» за счет расширения ассортимента товаров отечественного производства, создания совместных с товаропроизводителями фирменных секций, установки компьютерных систем учета товародвижения, современного торгового оборудования, вовлечения пустующих и сданных в аренду торговых площадей,

дальнейшее развитие в областных центрах и городах областного подчинения, на рынках Сети магазинов от областных оптовых баз типа «Дисконт», «Дискаунтеры» по торговле товарами с ограниченными торговыми надбавками и предоставлением системы скидок покупателям, создание при оптовых базах складов - магазинов для продажи товаров отечественного производства оптовыми партиями по ценам предприятий - изготовителей;

ежегодное дополнительное приобретение 20 автомагазинов для улучшения организации торгового обслуживания населения малых поселений, а также крупных кооперативов и садовых товариществ, мест массового отдыха населения;

совершенствование ассортиментной политики и технологии торговых процессов, дооснащение магазинов 30 тыс. ед. холодильного оборудования;

совершенствование деятельности межрайонных оптовых баз и создание на их площадях оптово-логистических центров по высокоэффективному продвижению товарных потоков от производителей до конечного потребителя.

Поставлена задача построения единой вертикали системы оптовых закупок с созданием единого унитарного предприятия оптовой торговли на базе Белкоопсоюза с передачей ему в аренду ныне функционирующих межрайбаз, на площадях которого будут сформированы региональные оптово-логистические центры.

Создание единой вертикали системы оптовых закупок и продаж товаров, позволит исключить дублирование закупок, получить льготные условия, товарные кредиты, низкие цены, создать единую сбытовую политику в торговой сети потребительской кооперации, что в конечном счете повысит конкурентоспособности в целом торговой деятельности.

Реализация этих мер позволит увеличить удельный вес оптового оборота в розничном товарообороте торговой сети потребительской кооперации с 29% в 2010 году до 34% к 2015 году.

Реализация мероприятий повысит производительность труда на всех этапах доставки товаров от производителей до потребителей, ускорит оборачиваемость товаров, обеспечит сокращение товарных потерь, повысит культуру обслуживания населения с предоставлением ему Широкого набора товаров и услуг и комфортность жизни людей.

За период реализации программы будут построены 222 магазина общей площадью 45 тысяч м2. Реализация мероприятий программы позволит обеспечить увеличение розничного товарооборота в расчете на одного обслуживаемого жителя в 1,8 раза.

Разработка сети магазинов может осуществляться:

на основе договоров сотрудничества с зарубежными фирмами по опыту потребительской кооперации г. СанктПетербурга;

через заключение договоров франчайзинга;

на основе изучения отечественного опыта и проведения конкурса идей и конференций со специалистами· практиками.

Развитие сетей магазинов требует разработки соответствующей системы подготовки кадров - продавцов-консультантов, менеджеров по продажам, логистиков, мерчендайзеров; внедрения автоматизированных систем управления товаропотоками, создание партнерских (длительных, взаимовыгодных и устойчивых) отношений с поставщиками, кардинальных изменений в работе с оптовыми предприятиями потребительской кооперации и системными поставщиками, разработку собственных торговых марок в потребительской кооперации, закупку товаров со штриховыми кодами.

Развитие новых форматов торговли связано прежде всего с изменениями потребителей и их запросов к обслуживанию.

Так, в сетевом ритейле в настоящее время существенные позиции занимает торговля продуктами «здорового питания» как ответ на изменяющиеся потребности покупателей на рынке продовольствия, связанных с тенденцией здорового образа жизни. Число таких торговых точек в развитых странах постоянно увеличивается.

Так, сеть супермаркетов Waitrose с 1983 г. начала продавать продукты, не содержащие гормонов и химикатов. Сегодня в ее ассортименте на «органику» приходится 50% овощей и фруктов и 13% молочных продуктов, 60% продуктов для детского питания. Покупатели согласны переплачивать за пищу, которую считают более здоровой и безопасной. Эта тенденция тем сильнее, чем больше удельный вес покупателей пожилого возраста.

Кроме того, в розничной торговле западных стран наблюдается рост инвестиций в энергосберегающие проекты. Посчитано, что в продуктовых супермаркетах системы охлаждения используют примерно 60% потребляемой энергии, иллюминация 20-30%, вентиляционные системы - 10%. Рост цен на электроэнергию повлиял на проблему обеспечения энергосбережения в розничной торговле.

В Беларуси особенно остро стоит экологическая проблема вывода из обращения в торговле устаревшего оборудования, где в качестве хладагентов используются озоноразрушающие вещества.

В настоящее время мировые розничные рынки характеризуются активными процессами инновационного развития. Инновационные разработки для розничной торговли касаются как технической и технологической сторон торгового процесса, так и управления им. Среди таких разработок выделяют цифровые справочные системы у прилавков самообслуживания, системы самостоятельной оплаты покупок, использование интеллектуальных тележек, бесплатное проектирование интерьера в системе 3D (мебельная компания IKEA). Источником таких нововведений являются как коммерческие, так и технологические инновации.

Лидером, устанавливающим стандарты в области инновационного развития розничной торговли, признана сеть Wal-Mart. Технологии Wal-Mart называют «кровью и плотью розничной торговли»: штрих-кодирование, высокоскоростная программа распределительной обработки данных, заставляющая очереди двигаться быстрее, беспроводные торговые системы.

Инновационный путь развития национальной экономики Беларуси также требует активного внедрения нововведений в сферу управления, техники и технологий розничной торговли. Однако внедрение широко используемых в сфере розничной торговли западных стран технологических разработок, являющихся инновацией для наших торговых организаций, происходит медленно и не системно [13, с. 338-346].

Одной из заметных тенденций развития мирового рынка розничной торговли является создание собственных торговых марок - private label - розничными компаниями. Под термином private label или собственная торговая марка (СТМ) понимается торговая марка розничной торговой сети. Розничная торговая организация создает торговую марку и раскручивает ее в качестве известного бренда. При этом закупки товаров осуществляются у различных товаропроизводителей, которые в соответствующих договорах дают согласие на продвижение своих товаров под маркой розничного торговца.

Список источников

торговый магазин кооперация ассортиментный

1Агапова, Т.А. Организация и технология торговли: Учебник/ Т.А. Агапова; Под ред. А.В. Сидоровича. - 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Дело и сервис, 1999. - 416 с.

2А.П. Бобович, Апробация разработанных рекомендаций по автоматизации торгово-технологических процессов в торговых организациях потребительской кооперации РБ (автоматизация складов): отчет о НИР (промежут.) / Белкоопсоюз, БТЭУ; науч. рук. А.П. Бобович. - Гомель: БТЭУ, 2007. - 93 с.

Баканов, М.И. Организация и технология торговли: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет; - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 1997. -416 с.: ил.

Башаримова, С.И. Организация отраслей деятельности потребительской кооперации: учеб. пособие / С.И. Башаримова, В.И. Бизюк. - Мн.: Ураджай, 1998. - 270 с.

Белов, А. Потребкооперация в 2009-ом: История происходящая на наших глазах / А. Белов // Торговля и общественное питание. - 2009. - №4. - С. 65.

Булатов, А.С. Организация и технология торговли: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997. - 816 с.

Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - 3-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2008. - 364 с.

Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: Учебник/ С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская и др.; Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2002. - 460 с.

Гасанова, Т.В. Оценка интенсивности использования ресурсов торговой организации / Т.В. Гасанова // Потребительская кооперация. - 2009. - №2. - С. 120.

10Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2006. - 352 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

11Отраслевая программа развития потребительской кооперации на 2011-2015 годы: прил. к постановлению Правления Белкоопсоюза от 20 сент. 2010 г. № п/з 2 / Белкоопсоюз, Правление. - Мн., 2010. - 50 с.

12Петухова, Н.Г. Эффективность коммерческой деятельности розничного торгового предприятия в условиях розничных отношений: текст лекции / Н.Г. Петухова. - Гомель: ГКИ, 2000.-51 с.

13Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011: стат. сб. / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2011. - 634 с.

14Табурчак П.П., Технлогия торговли: Учеб. пособие для вузов / П.П. Табурчак, А.Е. Викуленко А.Е., Л.А. Овчиникова и др.; Под ред. П.П. Табурчака.-Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.

15Шеремет, А.Д., Сайфулин Р.С. Торговля/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: Инфра-М, 2001 - 232 с.

16Юркова, И.Б. Проблемы и направления развития форм и методов розничной продажи товаров торговыми организациями потребительской кооперации / И.Б. Юркова // Потребительская кооперация. - 2008. - №2 - С. 78 - 84.

17Яцевич, Н.В. Методический подход к выбору конкурентной стратегии розничной торговой организации / Н.В. Яцевич // Потребительская кооперация. - 2009. - №4. - С. 28 - 33.

Похожие работы на - Торговая сеть потребительской кооперации Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!