Отношение к классовой борьбе (Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье)
гизо тьерри минье
Прежде чем описывать позицию Минье, Гизо, Тьерри в отношение классовой борьбы, кратко осветим историческую обстановку того времени, к которой относится начало их научной деятельности.
В 1815 году после второго и окончательного отстранения Наполеона от власти во Франции вновь утвердились Бурбоны. Французским королем стал Людовик XVIII, с которым к власти во Франции вновь пришло дворянство. Конечно, дворянство было вынуждено считаться с интересами буржуазии, однако к власти ее не допускало. Буржуазию это не устраивало, и она повела борьбу за власть, в ходе которой опиралась на поддержку народных масс.
Понятие общественного класса у историков эпохи Реставрации было не четким. Под одним общественным классом они понимали дворянство, под вторым классом они понимали «третье сословие», куда входили все непривилегированные слои населения дореволюционной Франции, т.е. буржуазия, мелкая буржуазия, крестьянство и городская беднота.
Минье выделял несколько групп (классы) из трех существовавших во Франции сословий; Гизо подразделял общество на три основные социальные группы (классы), где к первой относились люди, живущие на доходы с земельной собственности (аристократия), ко второй - люди, стремящиеся увеличить свое движимое или земельное имущество своим трудом буржуазия), к третьей - люди, не имеющие собственности и живущие исключительно своим трудом (народ). Тьерри выделял два привилегированных сословия (дворянство и духовенство), народ, к которому относились крупные капиталисты и простые рабочие, и самый невежественный класс, т.е. чернь.
Идея обеспечения господства буржуазии является одной из основных идей Гизо в его политических выступлениях. Гизо считал, что положение буржуазии - между аристократией и низшими слоями - позволяет ей выступить связующей силой и одновременно быть выразительницей интересов большинства нации. Сделать средний класс активным в политическом отношении, помочь осознать ему свои интересы - вот та задача, которую ставил перед собой Гизо.
По мнению Гизо, буржуазии - это цвет нации, в которую доступ открыт для всех, поскольку представители этого слоя обязаны своим возвышением только личным способностям.
Гизо и Тьерри считали классовую борьбу актом завоевания. Оба они считали, что под двумя народами, борющимися во Франции в течении 13 веков, следует понимать два общественных класса, которые возникли в результате завоевания и феодализма. Для них классовая борьба была в значительной мере борьбой германской и романской нации, т.е. германо-романский вопрос был своеобразной формой их буржуазной теории классовой борьбы.
Господство третьего сословия во Франции, по мнению Тьерри, повлекло бы за собой оживление умственной деятельности в провинции, которое внесло бы существенный вклад в культуру страны в целом. Подлинное единство возможно только на уважении к национальному своеобразию, а не на насильственной унификации всех провинций. Такое государство, по мнению Тьерри, было бы прочней нынешнего централизованного.
По мнению Тьерри, народ и вся нация - вот истинные герои истории и их жизнь должна была в первую очередь привлекать внимание историков. «Мы их потомки, думаем, что они чего-нибудь стоили и что наиболее многочисленная и наиболее забытая часть нации заслуживает того, чтобы воскреснуть в истории…Простолюдин дрессировал боевого коня дворянина, он скреплял стальные бляхи его брони; те, кто увеселял замковые празднества музыкой и поэзией, были тоже из простонародья; наконец, язык, на котором мы сейчас говорим, - это язык простонародья; оно создало его в то время, когда во дворах и замковых башнях дворянства раздавались грубые гортанные звуки германского наречия».
Будучи художником слова больше, чем борцом, Тьерри никогда не проповедовал классовую борьбу с такой силой, как это делал Гизо. Но, тем не менее, он понимал весь исторический смысл той борьбы, которую среднее сословие вело тогда с дворянством.
Минье, также как и Гизо считал, что классовая борьба необходима, и что с победой революции классовые различия вообще исчезнут.
Таким образом, все три историка относились положительно к классовой борьбе, считая, что победа приведет к созданию нового общества и нового этапа классовых отношений, что в свою очередь положительно скажется на развитии цивилизации в целом.
Они были идеологами буржуазии, для них важна была классовая борьба, которая бы привела буржуазию к власти. Однако классовую борьбу, которая угрожала классовому господству буржуазии, они не видели.
4. Отношение к Французской революции (Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье )
Гизо относился к умеренному крылу либеральной оппозиции, которую представляли конституционалисты-роялисты - так называемые «доктринеры», которые тяготели к широким обобщениям и к догматизации политических правил.
Французские либералы считали Французскую революции исторически правомерной, безгранично верили в исторический прогресс и в возможность достижения гармонии в человеческом обществе благодаря развитию идей и деятельности человека.
Гизо, будучи либералом, утверждал, что революция - это стадия вековой эволюции, ведущая к установлению общества более совершенного, нежели предыдущее. Однако, несмотря на поддержку идей Французской революции, либералы страшились народного, демократического характера ее, считая, что «…общество, вышедшее из революции, - варварское…» и что «…необходимо видеть разницу между духом революции… Один созидает, другой разрушает».
Гизо в эпоху реставрации был защитником и вождем новой Франции, рожденной революцией. Так в «Истории европейской цивилизации» он говорит, что «в XVII веке французское правительство стоит во главе европейской цивилизации, в XVIII оно исчезает; вождем, руководителем прогрессивного движения европейского мира делается французское общество, отделенное от своего правительства и часто даже враждебное ему». Он открыто утверждал, что человеческая власть несовершенна, и единственная система правления - это общая свобода всех прав и интересов, когда власть находится в разумных пределах.
Однако революция 1848 года заставила Гизо покинуть политику. С этих пор его взгляды резко поменялись: он уже не одобрял любую революцию, даже революцию 1789 -1794 гг., традиции которой в свое время использовал для борьбы против дворянства.
Причины революции Гизо видел в том, что королевская власть порвала отношения с третьим сословием, впоследствии становясь тормозом для общественного развития. Король, по мнению Гизо, должен был оставить дело управлять Францией аристократии, учитывая «…интересы и силы всех ее элементов».
Тьерри рассматривал Французскую революцию как борьбу покоренных (третье сословие) с завоевателями (дворянством). Но в отличие от Гизо, Тьерри не видел борьбу в самом третьем сословии, он видел противоречия только в прошлом, когда буржуазия вела борьбу с дворянством. Под третьим сословием Тьерри понимал весь народ, не видя противоречий между буржуазией и пролетариатом. Поэтому события 1848 года были неожиданны для него, т.к. он был уверен, что революция больше не нужна, т.к. с победой буржуазии закончилась классовая борьба.
Однако больше всех значимость Французской революции понимал Минье. В своей книге «История Французской революции с 1789 по 1812 гг.» он писал: «Эта революция не только изменила соотношение политических сил, но произвела переворот во всем внутреннем существовании нации… Она [революция] заменила произвол - законом, привилегии - равенством; она освободила людей от классовых различий, землю - от провинциальных застав, промышленность - от оков цехов и корпораций, земледелие - от феодальных повинностей и от тяжести десятины, частную собственность - от принудительного наследования; она все свела к одинаковому состоянию, одному праву и одному народу… Главная цель была достигнута, в империи во время революции разрушилось старое общество и на месте его создалось новое».
Таким образом, видно, что для Гизо, Тьерри и Минье революция была средством классовой борьбы, они не вдавались в подробности хаоса и ужаса, неизменно сопровождающие любую революцию.
Когда же после революции 1830 года началась революция между капиталистами и рабочим классом, французские историки романтической школы оказались не готовы ни объяснить этих событий, ни принять их: шаг за шагом они отступали от основных положений своих прежних концепций.
Заключение
В заключение работы хотелось бы отметить, что, несмотря на некоторые противоречия в концепциях классовой борьбы и революции, предназначения человека и его роли в обществе, идеи Ф. Минье, Ф. Гизо и О. Тьерри перекликаются.
Они все были не безразличны к истории Франции в частности и истории цивилизации в целом, пытаясь понять и объяснить события, так или иначе повлиявших на мировую историю.
Ни завоевание, ни насилие само по себе, ни законодательная деятельность государства не смогут объяснить возникновение и существование правовых и экономических отношений собственности. И подробное исследование социально-экономических отношений в эпоху Французской революции позволило бы понять истинную сущность и общественных классов, классовой борьбы, а значит и всего исторического процесса.
Список использованной литературы
.Алпатов М.А. Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949 - 406 с.
.Гизо Ф. История цивилизации в Европе. М.: Издат. Дом «Территория будущего», 2007 - 336 с.
.Минье Ф. История Французской революции с 1789 по 1814 гг. М.: Изд-во ГПИБ, 2006. - 548 с.