О творчестве Адама Мицкевича
О творчестве
Адама Мицкевича
Мицкевич –
величайший поэт Польши. Его роль для польской литературы можно сравнить с ролью
Пушкина для русской литературы, Шевченко – для украинской. Мицкевич был
родоначальником новой польской литературы и нового польского языка.
«Когда у
поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться в снисходительных отзывах
каких-нибудь французских или немецких критиков, не признавать польскую
литературу означало бы только обнаруживать свою собственную дикость», - писал
Н. Г. Чернышевский.
Однако значение
Мицкевича не исчерпывается его литературной деятельностью. Мицкевич был
передовым политическим деятелем своего времени. Он стоял в центре польского
революционного движения.
Первостепенное
значение Польши в развитии передовых революционных идей века определило и
мировое значение Мицкевича, который еще при жизни был для всего мира символом
своего народа и его борьбы за свободу.
«Это был
пластический образ судеб Польши, » - писал о Мицкевиче А. И. Герцен. Имя
Мицкевича прочно вошло в сокровищницу мировой литературы и прогрессивной мысли.
А. Мицкевич
родился 24 декабря 1798 г. на хуторе Заосье, близ города Новогрудка. Раньше
белорусские земли принадлежали Литве, поэтому Мицкевич и называет своей родиной
Литву.
В конце XIV века Литва и Польша слились в единое
государство. В тех кругах общества, к которым принадлежала семья поэта,
господствовали польская культура, польский язык. Этим объясняется то, что в
творчестве Мицкевича польский патриотизм сочетается с горячей любовью к Литве,
ее природе и обычаям.
Отец поэта,
Николай Мицкевич, принадлежал к мелкопоместной шляхте. Он занимал должность
адвоката при городском суде в Новогрудке.
В доме
Мицкевичей были живы свободолюбивые традиции польских патриотов. Николай
Мицкевич сам принимал участие в народно-освободительном восстании 1794 года под
руководством Тадеуша Костюшко и старался привить чувство патриотизма и
свободолюбия своим детям.
Много
интересных легенд и поверий слышал юный Адам и от Блажея, значение которого для
поэта можно сравнить со значением Арины Радионовны для Пушкина. Развитию
поэтического воображения Мицкевича способствовала и живописная природа
окрестностей Новогрудка.
В 1807 году
Адам Мицкевич поступил в школу при доминиканском костеле в Новогрудке. В то
время школы обычно организовывались при католических церквах.
Уже в школьные
годы Мицкевич проявлял живой интерес к родной поэзии. К этому времени относятся
и его первые поэтические опыты.
Позднее, в
поэме «Конрад Валленрод», Мицкевич описал эту страшную картину, рассказывая о
бегстве крестоносцев. Окончив школу в 1815 году Мицкевич переезжает в Вильно и
поступает в Виленский университет, на физико-математический факультет, а в 1816
году он переходит на историко-филологический факультет. Виленский университет в
те годы был центром культурной жизни, центром передовой общественной мысли.
Среди профессоров университета были крупные ученые и видные общественные
деятели. Здесь читал лекции Иоахим Лелевель – родоначальник польской историографии,
братья Снядецкие и др.
Иоахим
Лелевель, учитель Мицкевича в годы студенчества, позднее стал его близким
другом. На протяжении всей своей жизни стоял в центре польского революционного
движения.
Под влиянием
Лелевеля в Виленском университете возникли тайные патриотические студенческие
организации: «Общество филоматов» и «Общество филаретов» на первый план
выдвигались политические цели: будить в народе патриотические стремления,
бороться за освобождение родины. Мицкевич был самым активным членом обществ и
их идейным вдохновителем.
В 1818 году
Мицкевич окончил университет и был направлен в Ковно на должность учителя
уездной школы.
В Ковно
Мицкевич увидел необыкновенную бедность и нищету народа, угнетаемого царскими
властями и царской полицией. Это способствовало формированию революционных
взглядов поэт, пониманию необходимости решительной борьбы за освобождение
народа.
Эволюция в
мировоззрении молодого Мицкевича определила во многом и развитие его
творчества. В своих ранних произведениях ( до 1820 года ) Мицкевич продолжал
традиции гражданского классицизма, которые характеризовал литературу XVIII века просвещения. Мицкевич пишет в это
время антиклерикальную повесть «Анеля» в духе Вольтера, поэму «Картофель» и
трагедию «Демосфен». Уже в этих произведениях Мицкевича звучат патриотический
пафос, вера в прогресс, мечта «о временах грядущих», когда народы, распри
позабыв, в великую семью соединятся».
Наиболее
значительными произведениями этого периода были «Песнь Адама» - первый гимн
филаматов, «Песня филаретов» и знаменитая «Ода к молодости».
В «Оде к
молодости» Мицкевич воспел порыв молодого энтузиазма, который сокрушает устои
старого мира. Союз польской молодежи поставил эпиграфом к своему уставу,
принятому в этом году, слова из «Оды к молодости»:
Друзья младые!
Вставайте разом!
Счастье всех –
наша цель и дело.
Мицкевич
понимал, что для выражения новых идей, для того, прогрессивные мысли стали
достоянием народа, необходимы новые литературные формы. Молодой поэт обращается
к народному творчеству, видя в нем животворный источник поэзии. Так появляются
первые баллады Мицкевича, которые знаменуют начало польского романтизма.
Мицкевич в
своих балладах использует сюжеты народной поэзии, фантастику сказок и преданий.
Но поэта привлекли в народном творчестве не только фантастика и яркие образы. В
народе Мицкевич видел носителя гуманных чувств, правдивых суждений, высокого
патриотического духа.
В своих
балладах он стремился воплотить народные понятия о справедливости, нравственном
долге, патриотизме.
В 1822 году был
издан первый том произведений поэта, в который вошли его баллады и романсы.
Идеи и темы,
намеченные в балладах, Мицкевич развил в дальнейшем в своих крупных
произведениях этого периода: в поэмах «Гражиня» и «Дзяды» (2 и 4 части),
вошедших во второй том его произведений.
Патриотический
сюжет баллады «Свитезь» - о подвиге народа, погибшего, но не покорившегося
врагу, - перекликается с сюжетом поэмы «Гражина», к которой описана героическая
борьба литовского народа против крестоносцев. В основу сюжета поэмы «Гражина»
положен реальный эпизод из истории Литвы начала XV века.
( Князь
Новогрудка Литавор замыслил изменить литовскому князю Витольду из-за того, что
тот на хотел выдавать город Лиду, приданое его жены Гражины. Она надевает
доспехи Литавора и вступает в сражение против тевтонских рыцарей. Погибает.
Литавр мстит за нее, убивает командора и искупает свою вину, восходя на костер
вместе со своей женой. )
Исторический
сюжет под пером Мицкевича приобрел романтическую окраску. Он ярко, со страстью
воспел подвиг отважной народной героини.
Во второй том
поэзии Мицкевича были включены 2 и 4 части драматической поэмы «Дзяды» Первая
часть поэмы осталась не завершенной, третья часть появились через десять лет и
носила самостоятельный характер.
В предисловии
ко второй части Мицкевич объясняет название поэмы: «Дзяды – это название
торжественного образа, доныне справляемого простым народом во многих местностях
Литвы, Пруссии, Курляндии в память «Дзядов», то есть умерших предков».
Мицкевича привлекла в этом старинном образе не только романтическая
таинственность, особое значение приговора над земными делами людей. В первых
частях «Дзядов» уже намечается социальная схема, которая в дальнейшем займет
главное положение в творчестве Мицкевича.
В 1822 году
царское правительство начинает преследование тайных организаций в Польше и
Литве. В Варшаве было раскрыто «Патриотическое общество», установлена слежка за
студенческими организациями. В 1823 году в Вильно приезжает тайный советник
Новосильцев, который с особым рвением берется за порученное ему дело –
раскрытие патриотических организаций. Новосильцеву удалось обнаружить
организации филаретов и филоматов, и 23 октября Мицкевич в числе других
участников был арестован и заключен в Базилианский монастырь, превращенный в
тюрьму.
Следствие по
делу филаретов было закончено весной 1824 года 21 апреля. Мицкевич был выпущен
из тюрьмы на поруки Левеля и остался в Вильно, Ожидая решения по своему делу.
22 октября Мицкевичу было передано распоряжение, не позднее чем через два дня
выехать в Петербург.
Приезд в Россию
знаменовал для Мицкевича начало нового периода в его жизни творчестве.
Позднее, в
третьей части «Дзядов» Мицкевич описал свое настроение по дороге в Россию.
Однако, сверх
его ожиданий, пребывание в России оказалось очень благоприятным для
формирования его мировоззрения и развития его творчества. В Петербурге
Мицкевича встречали восторженно. Он скоро сближается с декабристами К. Рылеевым
и А. Бестужевым, которые становятся его друзьями.
Рылеев,
Бестужев, их друг Туманский были знакомы с творчеством Мицкевича еще до приезда
польского поэта в Россию. Рылеев написал стихотворение «Воспоминание» по
мотивам одноименного сонета Мицкевича, а Туманский перевел этот сонет. Но их
сближали не только творческие интересы, а прежде всего общие идеи и цели
революционной борьбы. Мицкевич пробыл в Петербурге около трех месяцев, а затем
был направлен в Одессу, чтобы занять должность преподавателя в лицее Римелье.
Свободных мест не оказалось. Из Петербурга пришло предписание не оставлять
неблагонадежного поэта в Одессе, а отправить его во внутренние губернии России.
Пока шла
переписка насчет дальнейшего местопребывания Мицкевича, он посетил Крым,
который произвел очень сильное впечатление на поэта и вдохновил его на создание
прекрасного цикла «Крымских сонетов».
Когда Мицкевич
вернулся из Крыма, он узнал о своем назначении в канцелярию московского
генерал-губернатора.
В конце 1825
года Мицкевич приехал в Москву.
Огромное
влияние на Мицкевича оказал исход восстания декабристов. Он тяжело переживал
жестокую расправу Николая I с героическими революционерами. Один из биографов поэта писал:
“Нельзя предугадать, взялся бы Мицкевич за оружие если, если бы оказался в
Петербурге во время восстания 14 декабря 1825 года. Но несомненно, что он бы
разделил их судьбу …”.
Первое время
Мицкевич жил в Москве уединенно, общаясь лишь со своими виленскими друзьями
филоматами.
Весной 1826
года Мичкевич познакомился с Московским литератором Николаем Полевым, который
ввел его в литературное общество Москвы. Мичкевич сблизился с виднейшими
представителями русской литературы – Баратынским, Веневитиновым, Вяземским,
Соболевским и другими. В октябре 1826 года состоялось знакомство Мицкевича с
Пушкиным, которое потом переросло в искреннюю дружбу.
12 октября 1826
года Мицкевич присутствовал при чтении Пушкиным «Бориса Годунова» у поэта Д.
Веневитинова.
С этого времени
и вплоть до своего отъезда Мицкевич находился в центе культурной жизни России.
Живя в Москве, временами приезжал в Петербург, Мицкевич был литературных
вечеров, встреч, где он, обладавшей непревзойденным талантом импровизатора,
часто выступал. Сохранилось много воспоминаний об этих импровизациях поэта. В
Петербурге Мицкевич познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым,
Дельвингом, много времени проводил в беседах с Пушкиным.
Мицкевич
намеривался издавать в России польский журнал «Ирида», который бы способствовал
расширению польско-русских культурных связей. Однако ему, как лицу
«подозрительному», это издание было запрещено.
Трудно
переоценить значение русского периода жизни для развития творчества Мицкевича.
Ярый враг самодержавия, он обрел свой гражданский язык в общении с русскими
революционерами.
В России
Мицкевич сформировался как поэт дружбы славянских народов. Здесь он стал глубже
смотреть на вопрос о национальной независимости Польши, Поняв его тесную связь
с международной политикой. В эти годы он становится глашатаем политической
свободы.
Одновременно
происходил и рост художественного мастерства Мицкевича, что было связано с
общением с русскими литературными деятелями, и прежде всего с Пушкиным.
Общий уровень
русской культуры был значительно выше польской. «Мы отстали в литературе на
целое столетие», - писал Мицкевич своему другу Одынину.
Во время своего
пребывания в России Мицкевич создал целый ряд прекрасных лирических стихотворений.
В 1826 году отдельным изданием вышли его «Сонеты». Он перевел на польский язык
две арабские баллады, написал стихотворение «Фарис», баллады «Воевода» и «Три
Будрыса».
В его балладах,
написанных в России, нет чрезмерной фантастики и дидактики, они ближе к
балладам Пушкина, не случайно именно «Воеводу» и «Будрыса» выбрал для перевода
Пушкин.
Вершиной
творчества Мицкевича этого периода явилась поэма «Конрад Валленрод»,
напечатанная в 1828 году. Это патриотическая поэма. Сюжет ее взят из истории XIV века.
Поэма Мицкевича
имела огромное значение. Она призывала к борьбе за свободу родины, во имя
которой не страшны никакие жертвы.
Именно так
воспринимали ее польские патриоты в дни восстания 1830 года: она была для них
боевым призывом к действию. Высокую оценку получила поэма Мицкевича в среде
русских литераторов. Ксенофонт Полевой писал: «Многочисленный круг русских
почитателей поэта знал эту поэму, не зная польского языка, то есть знал ее
содержание, изучал подробности и красоты ее. Это едва ли не единственный в
своем роде пример.
В 1828 году в
Петербурге вышли два тома сочинений Мицкевича.
После отъезда
из России (15 мая 1829 года) Мицкевич посетил Берлин, Прагу, Карлсбад, Дрезден.
Вместе со своим другом Э.Одынцом он присутствовал на юбилейных торжествах в
честь восьмидесятилетия со дня рождения Гетте в Веймаре. Мицкевич переезжает в
Дрезден. Здесь он пишет патриотический - повстанческие стихотворения «Редут
Ордона», «Смерть командира», и как боевой отклик на минувшие события была
создана третья часть Дзядов. В третьей части «Дзядов» Мицкевич создает
поражающие силой обличения, сарказма и гнева образы душителей и палачей народа,
жалких слуг царизма. Таковы сенатор Новосильцев, прокурор Байков и их
сообщники.
Знаменательно,
что среди действующих лиц поэмы Мицкевич выводит образ декабриста Бестужева,
тем самым подчеркивая связь польской национольно-освободительной борьбы с
русским революционным движением.
К третьей части
Мицкевич присовокупил так называемый «Отрывок», состоящий из нескольких
стихотворений: «Дорога в Россию», «Русским друзьям» и др. «Отрывок» был связан
с поэмой своей антицаристской направленностью и единством революционных
идеалов.
В июне 1832
года Мицкевич покинул Дрезден и переехал в Париж, где в это время находилось
большинство польских эмигрантов. Мицкевич примкнул к демократическому лагерю
польской эмиграции, во главе которой стояли известные политические деятели
Иоахим Лелевель, Станислав Ворцель. Мицкевич принимает деятельное участие
политической жизни эмиграции. Он редактирует газету «Польский пилигрим» и
помещает в ней целый ряд своих статей, в которых призывает соотечественников к
совместной со всеми восставшими народами Европы борьбе против европейской
реакции и ее оплота – царского самодержавия.
В Париже
Мицкевич создает свое крупнейшее произведение – замечательную реалистическую
поэму «Пан Тадеуш».
Мицкевич
вначале, замышляя «Пана Тадеуша», думал о произведении, гораздо меньше по
размеру и по охвату жизненных событий, наподобие «Германа и Доротеи» Гетте.
Одноко, приступив к осуществлению своего замысла, он вместо задуманных пяти
песен написал большую поэму в двенадцать песен. Поэма разрослась и приняла
характер национальной эпопеи. В основу поэмы положено несколько сюжетных линий:
борьба двух шляхетских родов за наследственный замок, завершающаяся вооруженным
наездом; борьба Польши за национальную независимость, история Яцека Соплицы,
судьбы Тадеуша и Зоси и др. Поэму справедливо называют «Энциклопедией польской
жизни». Перед читателем предстает польская жизнь во всем ее многообразии: ее
природа, картины быта, битвы, незабываемые типы уже уходящей Польши и молодое
поколение.
Поэма пронизана
глубоко патриотической идеей: необходимостью национального единства перед
постигшим страну бедствием- потерей национальной независимости.
Художественная
сила поэмы бесконечно велика. «Пан Тадеуш» по праву принадлежит к лучшим
произведениям мировой литературы.
После написания
«Пана Тадеуша» поэтическая деятельность Мицкевича ( если не считать нескольких
небольших стихотворений ) совершенно прекращается. Но он продолжает служить
делу освобождения Польши и боевого единства народов как публицист, общественный
деятель.
В эти годы
Мицкевич работал над «Историей Польши» и Историей будущего», написал две драмы
на французском языке.
Большой интерес
для характеристики воззрений Мицкевича представляет написанный им в 1837 году
некролог на смерть Пушкина. Некролог - яркое свидетельство любви польского
поэта к великому Пушкину.
В 1839 году
Мицкевич переехал в Швейцарию, где читал курс римской литературы в Лозаннском
университете. В 1840 в Париже в Коллеж де Франц открылась кафедра славянских
литератур. Мицкевич принял предложение занять эту кафедру: он видел в этом
возможность патриотического служения родине.
Большое место
уделил Мицкевич истории русской литературы. Он останавливается на разборе
бессмертной поэмы «Слово о полку Игореве», на древних хрониках, былинах, на
творчестве Ломоносова, Кантемира, Тредиаковского, Державина, Карамзина,
Пушкина.
С первых дней
революции 1848 года, которая вспыхнула первоначально в Италии, Мицкевич понял,
что это революционное движение международного значения, и принял в нем самое
активное участие. 7 февраля 1848 года Мицкевич выехал в Италию для организации
польского легиона, который явился бы зародышем общеславянской армии для борьбы
с силами реакции. «Польский легион опубликовал свой символ веры, это – армия
республиканская и социалистическая», - так определил дух легиона. Мицкевич в
письме к итальянскому революционеру Джузеппе Мадзини.
Революционная
программа Мицкевича 1848 года представляет собой одно из величайших достижений
польской революционно-демократической мысли того периода.
Когда легион
был организован, Мицкевич передал командование им заслуживающим доверия
офицерам, а сам вернулся в Париж, где осуществил издание газеты «Трибуна
народов».
«Трибуна
народов» явилась боевым органом передовой международной общественности. Газета
выходила на французском языке. В ней широко освещались важнейшие вопросы
современности. Революционный характер газеты вызвал репрессии со стороны
французского правительства. Мицкевичу под страхом изгнания из Франции было
запрещено сотрудничать в газете, и он был вынужден переслать в редакцию свои
статьи, переписанные чужой рукой. Но преследование продолжались, и 10 ноября
1849 года издание должно было прекратиться.
Последним актом
в политической деятельности Мицкевича была поездка в 1855 году, во время
русско-турецкой войны, в Константинополь. Мицкевич намеривался организовать
польский легион для борьбы с царизмом. Он рассчитывал, что это легион впоследствии
объединится с восставшими против самодержавия русскими и украинскими отрядами.
В
Константинополе Мицкевич заболел и умер 26 ноября 1855 года.
Мицкевич –
национальная гордость польского народа и гордость всего передового
человечества. М. Горький ярко охарактеризовал значение творчества Мицкевича:
«…Шевченко, Пушкин, Мицкевич – люди, воплощающие дух народа с наибольшей
красотой, силой и полностью».
Творчество
Мицкевича, одухотворенное великими патриотическими и гуманными идеями, в наше
дни стало достоянием широких народных масс.
Адам Мицкевич
еще при жизни приобрел мировую славу, однако, можно с уверенностью сказать, что
подлинное всенародное и всемирное признание он обрел только после победы
польского рабочего класса и утверждение народно-демократической власти в
Польше.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/