Предмет, объекты и метод бухгалтерского учета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предмет, объекты и метод бухгалтерского учета

Содержание

Введение

.Предмет, объекты и метод бухгалтерского учета

. Основные требования к ведению бухгалтерского учета, его задачи и принципы

.Организация бухгалтерского учета

. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.)

. Особенности планов счетов бухгалтерского учета , применяемых в России и за рубежом

. Пути совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями экономики предприятия

Заключение

Список литературы

Введение

Бухгалтерский учет - основное звено экономической политики организации, важный механизм управления ее производственно-хозяйственной деятельности, цель которого - сбор, обработка и систематизация учетной информации.

Сложившаяся отечественная система бухгалтерского учета и отчетности, как показал опыт последнего десятилетия ,не в полной мере обеспечивает качество и надежность формируемой в ней информации. Сегодня, в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на микроэкономическом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологий и реализации продукции.

Для решения некоторых из них на предприятии прибегают к методу учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и двойная запись) итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности.

1.Предмет, объекты и метод бухгалтерского учета.

Предметом бухгалтерского учета является Финансово-хозяйственная деятельность предприятий как экономически самостоятельных субъектов с обособленным кругооборотом средств.

Состав объектов бухгалтерского учета предопределен необходимостью отражения всей совокупности деятельности хозяйственных организаций. Он включает:

-хозяйственные средства как материальную основу деятельности;

-хозяйственные процессы как содержание самой деятельности; расчеты с хозяйственными контрагентами, работниками, а также финансовыми, банковскими и другими государственными и общественными организациями, возникающие в процессе производства и распределения общественного продукта;

результаты хозяйственной деятельности.

Для понимания сущности бухгалтерского учета важно иметь в виду, что хозяйственные средства как объекты учета отражаются им параллельно в двух формах: в форме состава средств и в форме источника их образования. Двусторонняя характеристика хозяйственных средств обусловлена тем, что в условиях товарного производства (а именно его появление и развитие составило объективную основу создания и развития бухгалтерского учета) они выступают в процессе воспроизводства одновременно и в материально-вещественной, и в стоимостной формах. Отражая эту объективную закономерность товарного производства, бухгалтерский учет обеспечивает в итоге возможность воспроизвести весь цикл индивидуального кругооборота средств, все процессы хозяйственной деятельности (заготовительный, производственный, сбытовой, финансовый, кредитный, расчетный, распределительный), а также исчислить финансовый результат этой деятельности, Т.е. определить величину прибыли или убытка.

Хозяйственные процессы как объекты бухгалтерского учета отражаются путем сбора, регистрации, обработки и передачи данных о свершившихся хозяйственных операциях, являющихся элементами конкретного хозяйственного процесса. Хозяйственные операции есть отношения людей по поводу хозяйственных средств, под их воздействием происходят количественные и качественные (смена форм стоимости) изменения в составе хозяйственных средств и их источниках. Отражая эти изменения, бухгалтерский учет отражает в итоге и содержание самих хозяйственных процессов. Таким образом, хозяйственные средства выступают универсальным объектом бухгалтерского учета.

Методом бухгалтерского учета является совокупность способов, при помощи которых отражается его предмет.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся: - документация и инвентаризация;

оценка и калькуляция;

счета и двойная запись;

Пример

МЕТОД ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ

Составление бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям

№ п.пСодержание хозяйственной операцииКорреспонди- Рующие счетаАктивный, Пассивный+, -Дебет, КредитБухгалтерская проводка1. Зачислен на расчетный счет краткосрочный кредит банка - 850 тыс.руб51-расчетный счет 66- краткосрочные кредиты и займыА П+ +Дт КтДт 51 Кт 66 8502.Получены с расчетного счета наличные деньги в кассу - 900 тыс.руб3.Удержан из зарплаты персонала налог на доходы физ. лиц 130 тыс.руб4. Выдана из кассы зарплата персоналу - 870 тыс.руб 5.Получены от поставщиков: Материалы - 100 тыс.руб. НДС - 18 тыс.руб.6. Зачислены на расчетный счет: В погашение задолженности покупателей - 250 тыс.руб. Долгосрочный кредит банка - 1000 тыс.руб

Все перечисленные способы ведения (или элементы метода) бухгалтерского учета представляют собой единую систему. Бухгалтерский учет может выполнить предназначенные ему функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти способы, во-первых, в совокупности; во-вторых, в последовательности, предопределенной методологией сбора, регистрации, систематизации и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия.

.Основные требования к ведению бухгалтерского учета ,его задачи и принципы

К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляются одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами. Перечислим главные из этих требований.

. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов, который принимается организациями на основе утвержденного государственными органами Плана счетов бухгалтерского учета.

. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке.

. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту, своевременность, осмотрительность (не допускать скрытых резервов), приоритет содержания над формой (исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов), непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца), рациональность (рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из специфики деятельности и величины организации).

. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными вложениями, учитываются раздельно.

. Имущество, при надлежащее организации на правах собственности, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, предоставление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций.

К задачам бухгалтерского учета относятся:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организаций, так и внешним - инвесторам, кредиторам и др.;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации при осуществлении ею хозяйственных операций, за их целесообразностью, сохранностью и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективу;

содействие конкуренции на рынке.

В литературе по бухгалтерскому учету в последние годы часто встречается новое понятие - принцип бухгалтерского учета.

Принцип - основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения. Основными принципами бухгалтерского учета, по нашему мнению, можно считать следующие.

Принцип автономности - предполагает, что та или иная организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо; имущество организации строго обособлено от имущества ее совладельцев, работников и других юридических лиц. Данные бухгалтерского учета представляют единую систему, отвечающую задачам управления имуществом, обязательствам и хозяйственным операциям, осуществляемым организацией в процессе ее функционирования. элементы учета, не оказывающие влияния на хозяйственные процессы, изъяты из системы учета как излишние. В бухгалтерском учете и балансе отражается только то имущество, которое признается собственностью именно этой конкретной организации.

Принцип двойной записи - заключается в отражении хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределенном использованием двойной записи на счетах, одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счета и кредиту другого бухгалтерского счета.

Принцип действующей организации - предполагает, что организация нормально функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и потребителями и иными партнерами в установленном порядке. Этот принцип обусловливает необходимость увязки активов организации с ее будущей прибылью, которая может быть получена при помощи этих активов. Особое значение названный принцип приобретает при оценке имущества и обязательств организации.

Принцип объективности (регистрации) состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учете, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учета, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется учет.

Принцип осмотрительности (консерватизма) предполагает определенную степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчетах, производимых в условиях неопределенности, что позволяет избежать завышения активов (или доходов) и занижения обязательств (или расходов). Соблюдение принципа осмотрительности способствует предотвращению возникновения скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательного занижения активов (или доходов) либо преднамеренного завышения обязательств (или расходов). Пренебрежение указанным принципом приведет к тому, что бухгалтерская отчетность перестанет быть нейтральной и, следовательно, утратит надежность.

Принцип начислений (условные факты хозяйственной деятельности) _ все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты и относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена данная операция. Этот принцип условно можно разделить:

на принцип регистрации дохода (выручки) - доход отражается

в том периоде, когда он признан, а не произведена оплата;

принцип соответствия - доходы отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым доходы были получены; расходы (доходы), относящиеся к соответствующим доходам (расходам), признанным в каждом отчетном периоде, учитываются отдельно.

Принцип периодичности - регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение учетной информации - составление бухгалтерского баланса и других форм отчетности за год, полугодие, квартал, месяц; названный принцип обеспечивает сопоставимость отчетных данных, позволяет по истечении определенных периодов исчислить финансовые результаты.

Принцип конфиденциальности заключается в том, что содержание внутренней учетной информации составляет коммерческую тайну организации, за разглашение которой и нанесение ущерба интересам хозяйствующего субъекта предусмотрена ответственность.

Принцип денежного измерения предполагает количественное измерение фактов хозяйственной деятельности и применение в качестве единицы измерения валюты страны.

Принцип преемственности - разумная приверженность национальным традициям, достижениям отечественной науки и практики.

Учетные принципы, являясь основой, общей концепцией бухгалтерского учета, способствуют разработке его стандартов. Несоблюдение или нарушение этих принципов приведет к значительным искажениям учетной информации, к утрате ею объективности и достоверности и, следовательно, к невозможности ее использования в процессе принятия управленческих решений, направленных на совершенствование деятельности организации.

.Организация бухгалтерского учета

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками организации требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления документов и сведений для учета.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером, когда в организации отсутствует бухгалтерская служба, руководитель имеет право поручить ведение учета и отчетности специализированной организации или соответствующим органам (специалистам) на договорных началах (это в основном касается малых организаций).

Принципы организации работы бухгалтерии базируются на законодательно-нормативных актах: Федеральном законе «О бухгалтерском учете», Положении по бухгалтерскому учету, ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», Плане счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. П2 94н) и других документах.

Выбор организационной формы ведения бухгалтерского учета - важный фактор рационализации учетного процесса; он зависит от величины организации, централизованного и децентрализованного учета, количества структурных подразделений, объема и ассортимента произведенной и проданной продукции, возможности использования современных автоматизированных технологий. Вариантов ведения бухгалтерского учета в организации много; рассмотрим два из них - предметный и функциональный.

Предметное разделение труда работников бухгалтерии предполагает распределение документов (счетов) согласно названиям отделов, а внутри - в разрезе учетного персонала.

Схематично это выглядит так:

главный бухгалтер организации;

заместитель главного бухгалтера;

учетный персонал бухгалтерии по отделам:

капитала и резерва (80,81,82,83,86 и др.);

расчетный отдел по расчетам со сторонними организациями (60, 62, 63, 66, 67, 76 и др.);

производственный (08, 20, 25, 26, 28, 29);

расчетов (68, 69, 70, 71, 73, 75);

продажи и финансовых результатов (40, 41, 43, 44, 84, 90,91,99) и т.д.

Эти отделы могут быть организованы с некоторыми уточнениями в соответствии с разделами нового Плана счетов.

При функциональном разделении труда работников бухгалтерии структурные подразделения создаются по участкам учетной работы. Каждый работник или определенная группа учетного персонала специализируется на выполнении однородных учетных операций. Такой вариант в большей степени соответствует формированию информационной системы путем использования современных автоматизированных технологий. Здесь важно уметь правильно выбрать ведение бухгалтерского учета и отразить в учетной политике организации.

Установление структуры аппарата бухгалтерии и форм связи его с подразделениями организации решается одновременно с вопросом о централизации или децентрализации учета.

В организациях с централизованным учетом учетный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется весь синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводных документов, поступающих из различных подразделений (отделов, цехов, участков и т.д.), осуществляющих лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

В организациях с децентрализованным учетом весь учетный аппарат находится в различных подразделениях, где сосредоточен синтетический и аналитический учет, составляются балансы и отчетность. Главная бухгалтерия получает сводку балансов и отчетов подразделений и составляет сводный баланс и отчеты по организации. Кроме того, главная бухгалтерия контролирует постановку учета в отдельных подразделениях организации.

Применение централизованного и децентрализованного учета зависит от ряда факторов. Немаловажную роль играет производственная необходимость предоставления отдельным подразделениям большей самостоятельности. Применение того или иного вида учета зависит от количества подразделений организации (цехов, участков, отделов и т.д.), а также от их географического положения (близость или отдаленность от главной бухгалтерии). Децентрализованный учет чаще применяют в крупных организациях.

Главный бухгалтер - основное юридическое лицо в организации. Он назначается на должность (освобождается от должности) руководителем организации и подчиняется непосредственно ему.

В должностные обязанности главного бухгалтера входят следующие направления.

. Организация работы по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее Финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении.

. Формирование в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетной политики, исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющей своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации.

. Руководство работой по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности; по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.

. Руководство формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечение предоставления необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям.

. Организация работы по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, по исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных операций, расходов на производство и обращение, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.

. Обеспечение своевременного и точного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств.

. Обеспечение контроля за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов.

. Организация информационного обеспечения управленческого учета, учета затрат на производство, составления калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), учета по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирования внутренней управленческой отчетности.

. Обеспечение своевременного перечисления налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам.

. Контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации.

. Проведение финансового анализа и формирование налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, организация внутреннего аудита; подготовка предложений, направленных на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат.

. Контроль за соблюдением финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

. Обеспечение работы по составлению отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовка необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

. Обеспечение сохранности бухгалтерских документов и сдачи их в установленном порядке в архив.

. Оказание методической помощи руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

. Руководство работниками бухгалтерии, организация работы по повышению их квалификации.

Главный бухгалтер должен знать:

законодательную и нормативно-правовую базу по организации бухгалтерского учета и отчетности;

кодекс этики профессионального бухгалтера;

профиль, специализацию и структуру организации, стратегию и перспективы ее развития;

налоговый, статистический и управленческий учет; - порядок проведения аудиторских проверок;

формы и порядок финансовых расчетов;

современные справочные и информационные системы в

сфере бухгалтерского учета и управления финансами;

методы анализа Финансово-хозяйственной деятельности организации; правила хранения бухгалтерских документов и защиты информации;

передовой отечественный и зарубежный опыт организации бухгалтерского учета;

экономику, организацию производства, труда и управления; основы технологии производства.

Права главного бухгалтера

Главный бухгалтер совместно с руководителем организации подписывает документы, служащие основанием для при емки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежные средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Без подписи главного бухгалтера указанные документы недействительны и к исполнению не принимаются.

Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах он письменно сообщает руководителю, который может своим распоряжением обязать принять указанные документы к исполнению. С этого момента ответственность за незаконность совершенных операций несет руководитель организации. В то же время главный бухгалтер в необходимых случаях контролирует передачу материалов в следственные и судебные органы.

С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений (информации) обязательны для всех работников организации.

Главный бухгалтер не может исполнять обязанности, непосредственно связанные с материальной ответственностью, получать по чекам и другим документам денежные и товарно-материальные ценности для организации. Однако в малых организациях, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя организации.

Чтобы занимать должность главного бухгалтера необходимо иметь высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет, наличие аттестата профессионального бухгалтера.

.Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу(2004-2010 гг.)

Данная Концепция разработана по решению Правительства РФ и направлена на повышение качества учетной и отчетной информации и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. После всестороннего обсуждения проекта Концепции на Методологическом совете по бухгалтерскому учету и отчетности Минфина РФ она одобрена приказом министра финансов рф от 01.07.2004 г.

Материал Концепции сгруппирован в три раздела (во втором разделе выделено пять подразделов).

«Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности» отмечены положительные изменения, обусловленные внедрением 20 отечественных стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности, развитием рынка аудиторских услуг, появлением Ряда профессиональных объединений, составлением крупнейшими хозяйствующими субъектами консолидированной финансовой отчетности по МСФО или иным международно признанным стандартам.

Наряду с положительными изменениями, отмечены существенные недостатки в действующей системе учета и отчетности в России:

отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО;

неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов по трансформации отчетности, составленной по российским правилам, в отчетность, составляемую по правилам МСФО;

формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов к требованиям российских ПБУ;

избыточность отчетности, представляемой органам государственной власти;

излишние затраты из-за необходимости ведения параллельного бухгалтерского и налогового учета;

слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетности;

низкий уровень профессиональной подготовки большинства бухгалтеров и аудиторов;

недостаточность участия профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии.

«Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности» отмечено, что основной целью развития бухгалтерского учета и отчетности на 2004-2010 гг. является создание условий и предпосылок для успешного выполнения возложенных на бухгалтерский учет функций, и в первую очередь функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной внутренним и внешним пользователям. При этом бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в РФ, которая включает также статистический и оперативно-технический учет.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

создание инфраструктуры применения МСФО;

изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

усиление контроля качества бухгалтерского учета;

существенное повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Для повышения качества информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, перед бухгалтерским учетом ставится задача обеспечения относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться таким образом, чтобы организации могли формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО.

Основными элементами инфраструктуры применения МСФО являются законодательное признание МСФО в РФ (консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус официальной отчетности); процедура одобрения

МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение по МСФО.

Механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО предполагает наличие информационно-методических материалов по применению МСФО, носящих рекомендательный характер.

Для создания официального текста МСФО на русском языке необходимо сформировать постоянно действующий негосударственный орган, который должен подготавливать официальный текст на русском языке, отслеживать изменения в тексте МСФО на английском языке и своевременно вносить их в текст на русском языке, вести глоссарий терминов МСФО на русском языке.

Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечить разумное сочетание деятельности органов государственной масти и профессионального сообщества.

К функциям государственных органов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности относятся:

выработка государственной политики и совершенствование правовых основ;

установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории РФ;

организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов;

государственный контроль за соблюдением законодательства и взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности.

К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:

представление и защита интересов профессионального сообщества;

Подготовка предложений по совершенствованию правовых основ, участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отчетности и аудиторской деятельности;

Профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе Одобрения их в РФ; разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера), а также обобщение и распространение передового опыта;

разработка норм профессиональной этики и контроль за их соблюдением членами профессионального сообщества;

повышение квалификации членов профессионального сообщества;

мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;

взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудита.

Основой системы контроля качества бухгалтерской отчетности должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности организации. Наряду с аудитом в повышении качества бухгалтерской отчетности большая роль отводится надзорной деятельности уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк РФ, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной их задачей является обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной бухгалтерской отчетности.

Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности организаций и их руководителей.

Обращается внимание на необходимость повышения квалификации в области бухгалтерского учета, отчетности и аудита не только бухгалтеров и аудиторов, но и пользователей бухгалтерской отчетности. Ставится задача по изучению лежащих в основе МСФО концепций - по формированию навыков активного использования информации; выработке навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости фактов хозяйственной жизни; формированию новых подходов к применению российских стандартов и иных нормативных правовых актов; по оценке финансовых показателей, сформированных по МСФО, и т.п.

Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе

В 2004-2010 гг предполагается осуществить следующие два этапа концепции.

На первом этапе (2004-2007 гг.) намечены: обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйственных субъектов, кроме тех, которые составляют отчетность по иным международно признаваемым стандартам. К общественно значимым относятся хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых вовлечены средства неограниченного круга лиц, - открытые акционерные общества или иные организации, имеющие публично размещаемые или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами юридических и физических лиц; другие организации; утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;

совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной отчетности;

создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО и специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

сближение правил налогового и бухгалтерского учета;

активизация участия профессиональных общественных организаций в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров;

развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудита.

На втором этапе (2008-2010 гг.) предполагаются:

обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности всех общественно значимых хозяйствующих субъектов;

оценка возможностей составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО (вместо российских стандартов);

укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиТОРСКОЙ профессии;

развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности;

расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.

.Особенности планов счетов бухгалтерского учета ,применяемых в России и за рубежом

Новый План счетов бухгалтерского учета деятельности организации и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности, активов, обязательств в бухгалтерском учете. В Плане счетов приведены наименования и номера (коды) синтетических счетов (счетов первого порядка), перечень которых обязателен для применения организациями, и субсчетов (счетов второго порядка). Синтетические счета имеют двузначный номер (от 01 до 99), разбиты на восемь разделов,- в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного введения счетов. Практически в настоящее время используются 60 синтетических счетов, остальные номера пока свободны. Субсчета отдельных синтетических счетов кодируются по порядку в пределах каждого счета. Забалансовые счета нумеруются по порядку тремя знаками (от 001 до 011), даны в приложении к Плану счетов.

На основе общего Плана счетов организации учетной политикой хозяйствующего субъекта предусматривается рабочий План счетов, предназначенный для детального описания процессов деятельности организации, отражения специфических хозяйственных фактов, удовлетворения в учетной информации внутренних потребностей управленческого персонала для проведения анализа, контроля и составления отчетности. Организации при необходимости могут вводить в рабочий План счетов по согласованию с Минфином России дополнительные синтетические счета, используя свободные номера. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, могут объединяться, исключаться и вводиться организациями самостоятельно.

В России, Франции, Германии и в ряде других стран используются единые унифицированные национальные планы бухгалтерских счетов, которые применяются всеми организациями независимо от форм собственности.

Применение Плана счетов и кодирование хозяйственных операций в системах международного бухгалтерского учета в США, Великобритании и других странах более свободное, чем в российском учете. В частности, там каждая организация имеет право создавать и использовать конкретный собственный учетный план, обосновывая свой выбор стандартами и рекомендациями, разработанными специальными негосударственными национальными профессиональными организациями бухгалтеров.

Так, в организациях бухгалтерским счетам присваиваются коды и кодовые серии, обеспечивающие высокий уровень компьютерной обработки учетной информации. При этом используются различные кодовые системы. Простейший план счетов, применяющийся в небольших фирмах, предполагает двузначное кодирование.

Примером тому может служить счетный план фотографической студии Матеа Нэхлунда и Хокана Лаоба США

План счетов фотографической студии

Код счета Название бухгалтерского счета

Счета бухгалтерского баланса

Счета активов

Денежные средства в банке

Счёта к получению (дебиторская задолженность)

Производственные запасы

Арендные услуги полученные

Фотографическое оборудование

Начисленная амортизация

Счета финансовых обязательств

Счета к оплате (кредиторская задолженность перед поставщиками и банками)

Кредиторская задолженность по оплате труда

Капитал

Капитал Матеа Нэхлунда

Капитал Хокана Лаоба

Прибыль собственников

Счета отчета о прибыли

Доходы

Реализация фотографических услуг

Расходы (затраты)

Затраты химических материалов

Затраты фотопленки

Затраты по оплате труда работников предприятия

Затраты по аренде помещений (арендная плата)

Амортизация фотографического оборудования

При более сложных видах хозяйственной деятельности применяется трехзначная система кодирования.

Каждому синтетическому счету группы присваивается код, первый разряд которого характеризует группу счетов, второй и третий - отражают порядковый номер счета в группе. Аналитическим счетам (субсчетам) внутри каждой группы присваивается код в пределах каждого вида синтетического счета. Например:

. Активы

101. Денежные средства в банке

111. Счета к получению

121. Векселя к получению

. Финансовые обязательства

201. Счета к оплате

211. Векселя к оплате

221. Счета к оплате по заложенному имуществу

. Капитал собственника

301. Персональный капитал конкретно поименованного собственника

311. Извлечение капитала собственником из оборота предприятия

321. Дополнительные инвестиции собственника

. Доходы

401. Доходы от реализации продукции

411. Доходы от реализации имущества

421. Доходы по векселям

. Расходы

501. Затраты на телерекламу

502. Затраты на радиорекламу

503. Затраты на рекламу, помещаемую в газетах

504. Затраты по оплате труда

Трехзначная система кодирования

Номера счетовНазвание групп счетов

-199Счета активов

-299Счета финансовых обязательств

-399Счета капитала собственников

-499Счета доходов

-599Счета расходов (затрат)

Счета активов в системе международных бухгалтерских стандартов трактуются как результаты прошлых событий и источники будущих выгод. Они отражают увеличение или уменьшение различных видов ценностей (имущества). Сюда относятся: касса, векселя полученные, счета к получению, авансом оплаченные расходы, земля, здания, оборудование и т.д.

Счета пассивов рассматриваются как результаты прошлых событий и источники будущих изъятий. На них учитывается увеличение или уменьшение денежных обязательств (долгов), которые делятся на краткосрочные и долгосрочные. К счетам пассивов относят: векселя выданные, счета к оплате, прочие краткосрочные и долгосрочные обязательства и др. Приведенные формулировки практически не противоречат нынешнему представлению об активных и пассивных счетах в российском Плане счетов бухгалтерского учета.

Счета капитала предназначены для отражения средств собственника, вложенных в фирму. Собственный капитал имеет постоянный характер, сальдо по его счетам отражается в балансе. Исключение составляют счета «Изъятие капитала» и «Вложение капитала», которые могут закрываться при реформации баланса.

Счета доходов и расходов носят название временных средств: в конце отчетного периода они закрываются, и определяется финансовый результат работы организации (прибыль либо убыток). Эти счета соответствуют счетам: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» российского бухгалтерского учета.

Сальдо по счетам учета налогов на прибыль фиксируется в балансе аналогично отражению на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» в российском бухгалтерском учете и показывает задолженность либо переплату организации по налоговым платежам. Вместе с тем российский План счетов несколько отличается от применяемых в системе международных бухгалтерских стандартов. Сравнительный анализ бухгалтерского учета России и США позволяет сделать следующее заключение.

В США, где капитал находится в частной собственности, распределение ресурсов осуществляется как при участии государства, так и через рынок свободных капиталов. Разработка здесь счетных планов каждой фирмой оправдана, так как отражает национальные особенности экономики страны.

В России практически ликвидирована система директивного планирования; значительное количество бывших государственных организаций приватизировано. Однако в период перехода к рыночной экономике требуется вмешательство государства в решение вопросов хозяйствующих субъектов. Применяемый План счетов бухгалтерского учета должен отражать особенности современного состояния национальной экономики России.

Следует отметить, что единый унифицированный План бухгалтерских счетов, применяемый в России, имеет свои преимущества, поскольку обеспечивает:

централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;

контроль за правильностью ведения учета, отчетности и использования имущества организации;

сбор информационного материала в целом по стране, регионам и по отдельным организациям.

С появлением в России организаций различных форм собственности (частная, государственная, смешанная) и многообразия организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (к примеру, товарищества, общество с ограниченной ответственностью, открытое и закрытое акционерное общества) возникла необходимость дальнейшей доработки Плана счетов бухгалтерского учета, направленной на повышение уровня конкретизации и детализации информации, подлежащей отражению на счетах бухгалтерского учета, рациональное сочетание принципов централизации и децентрализации.

. Пути совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями экономики предприятия

В течении девяностых годов шла непрерывная работа по совершенствованию бухгалтерского учета в России, применению международных стандартов и принятой в мировом сообществе финансовой отчетности. Начали с разработки и внедрения методики бухгалтерского учета для совместных предприятий, во множестве появившихся в конце восьмидесятых годов.

В 1992 году был предложен и начал применяться новый план счетов бухгалтерского учета. Специалисты предлагают перейти на европейскую структуру плана счетов, состоящую из десяти классов с трехзначной нумерацией кодов синтетических счетов, двумя-тремя резервными классами счетов для организации управленческого, в том числе калькуляционного учета. Неприемлемое условие такого перехода- полное изменение кодирования применяемых синтетических счетов, что повлечет необходимость переделки компьютерных программ бухгалтерского учета, дезорганизует работу бухгалтеров, аудиторов, налоговых инспекторов и других заинтересованных лиц.

В связи с этим была предложена трехзначная система счетов, например, 103- Материалы-топливо и т.д.

Было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Вводится новый порядок учета накоплений, финансирования капитальных вложений и формирования капитала организаций и предприятий, создаются возможности для учета операций по капитализации арендного имущества, резервов по сомнительным долгам, расчетов с акционерами, вексельного обращения и некоторых других явлений рыночной экономики.

Работа над проектом Закона о бухгалтерском учете показала, что жесткое регламентирование методологии и организации бухгалтерского учета неприемлемо. Нужно переходить к новым регламентирующим документам- стандартам бухгалтерского учета. Первым был утвержден стандарт об учетной политике предприятия, содержащий общие правила бухгалтерского учета, повсеместно применяемые в мировой практике финансового учета и отчетности.

Наконец, в начале этого года был принят стандарт «Бухгалтерская отчетность организации», который максимально приблизил ее структуру и содержание к международным правилам, принятым в Объединенной Европе и в др. странах. В этом стандарте определено, что достоверной считается бухгалтерская отчетность, основанная на системном бухгалтерском учете, информация которого формируется исходя из принципов и правил, изложенных в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Этот стандарт даст толчок для развития совместных предприятий.

В предыдущей моей курсовой работе была рассмотрена проблема взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения, где четко прозвучала мысль, что мировой и наш небольшой российский опыт бухгалтерского учета в интересах налогообложения свидетельствует о том, что никакие параллельные системы учета не нужны.

Тем более, что налогооблагаемая прибыль и иные налоговые показатели могут быть получены из бухгалтерской информации путем корректирования бухгалтерских показателей в соответствии с правилами налогообложения расчетным путем и на основе выборки и обощения необходимых данных из аналитического учета. Сосуществование бухгалтерского и налогового учета в одних и тех же организациях удорожит учет, потребует привлечения новых бухгалтеров, которых и так недостаточно. Неизбежно снижение профессионализма бухгалтерских кадров, что нанесет ущерб всем пользователям бухгалтерской информации, а также интересам фискальной политики.

Т. о. в условиях нестабильности экономической ситуации более остро стоит вопрос о состоянии бухгалтерского учета на предприятии, т. к. многие предприятия выходят на международный рынок и это требует скорейшего усовершенствования нормативной базы бухгалтерского учета и налогового законодательства.

Заключение

Бухгалтерской учет представляет собой упорядоченную и регламентированную информационную систему, отражающую состояние и движение имущества, расчетов и обязательств, собственных финансовых результатов хозяйствующего субъекта.

Теория бухгалтерского учета является общей основой организации системы бухгалтерского учета. Базируясь на законодательных актах, положениях, экономических учениях и дисциплинах, на большом практическом отечественном и зарубежном опыте, она рассматривает основополагающие принципы бухгалтерского учета, теоретические учетные категории, адекватные современному уровню экономики и управления.

Успешное развитие системы бухгалтерского учета в немалой степени определяется совершенствованием подготовки экономических кадров, в частности специалистов по учету и аудиту в различных отраслях хозяйства, при разных условиях работы предприятий и формах собственности.


Список литературы

бухгалтерский учет отчетность

Грибанова О.В., Щенникова Е.И. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. -М.: МГИУ,2008. -216 с.

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет : Учебник - 3-е изд., М.: ИНФРА-М, 2010. -656 с.

Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет; Учебник - 3-е изд., М.: ИНФРА-М, 2010.-587 с.

К.С. Маляренко Бухгалтерский финансовый учет; Учебник 2-е изд., М: Вузовский учебник,2009.-650 с.

Ю.А. Оболенская Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. Учебник - 3-е изд., М.: ИНФРА-М, 2010.-345 с.

Похожие работы на - Предмет, объекты и метод бухгалтерского учета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!