Предмет и метод бухгалтерского учета
Введение
Бухгалтерская отчетность как наука имеет свой предмет и метод. Раскрытие
и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его
содержание.
Бухгалтерский учет осуществляется во всех звеньях народного хозяйства -
на предприятиях, в организациях, учреждениях как производственной, так и
непроизводственной сферы и служит для наблюдения и контроля за их
деятельностью. Каждое предприятие (организация, учреждение) имеет определенное
имущество - хозяйственные средства (здания, сооружения, оборудование,
материальные и другие ресурсы), которые образуются за счет определенных
источников (совокупности вложений учредителей, прибыли, заемных средств и т.п.)
Контроль за наличием и движением, а также целесообразным использованием средств
в каждом хозяйстве осуществляется с помощью бухгалтерского учета.
Следовательно, хозяйственные средства, находящиеся в распоряжении отдельных
предприятий, и источники их формирования является объектом бухгалтерского учета
и принадлежат к содержанию его предмета.
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная
деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов
финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерский учет, как и любая другая наука, разрабатывает собственные
способы и приемы для понимания содержания предмета. Задачи бухгалтерского учета
решаются с помощью различных способов и приемов, совокупность которых
называется методом бухгалтерского учета. Отдельные, конкретные способы являются
составными частями метода, его элементами.
Метод бухгалтерского учета - это способ познания и отражения предмета
бухгалтерского учета. Задачи бухгалтерского учета решаются посредством
использования различных способов и приемов, совокупность этих приемов и называется
методом бухгалтерского учета.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в постоянно
меняющихся условиях организация бухгалтерского учета на предприятиях любых форм
собственности должна соответствовать современным требованиям, бухгалтерский
учет должен быть максимально результативным, оперативным, достоверным и
осуществляться с помощью метолов бухгалтерского учета.
Цель данной работы - характеристика предмета и метода бухгалтерского
учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятия предмета бухгалтерского учета;
исследовать характеристику видов объектов бухгалтерского учета;
раскрыть понятия метода бухгалтерского учета;
классификация методов бухгалтерского учета.
Объектом курсовой работы является предмет и метод бухгалтерского учета, а
предметом работы - характеристика сущности и видов предмета и метода
бухгалтерского учета.
Изучение данной темы производится с помощью методов наблюдения и
сравнения.
Источниками информации для курсовой работы является литература по
бухгалтерскому учету.
1. Понятие бухгалтерского учета, его место в рыночной экономике
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора,
регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и
документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет имеет ряд особенностей: является сплошным и
непрерывным во времени, строго документальным, использует специфические приемы
и способы обработки учетных данных, применяет три вида измерителей, но
обобщающим является денежный измеритель, организуется в рамках отдельных
хозяйствующих субъектов.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность
предприятия или физического лица, которая осуществляется с помощью
хозяйственных средств:
а) основные средства;
б) нематериальные активы;
в) оборотные средства;
г) денежные средства;
д) средства в расчетах;
е) отвлеченные средства.
Основные средства - это средства, которые участвуют в хозяйственной
деятельности предприятия длительное время, сохраняют свою форму и в
себестоимость произведенной продукции включаются частично (в виде
амортизационных отчислений).[7.124]
Нематериальные активы - это патенты, секреты производства, лицензии,
торговые марки и т. д.
Оборотные средства используются в процессе производства недолго (примерно
один производственный цикл). При этом меняют свою существенную форму, а в
себестоимость производственной продукции включаются, как правило, всей своей
стоимостью. К оборотным средствам относятся сырье, материалы, покупные
полуфабрикаты, электроэнергия, топливо, тара.
Денежные средства - это деньги в кассе предприятия, на расчетном и
специальных счетах в банках.
Средства в расчетах - это дебиторская задолженность.
Отвлеченные средства - это суммы, которые уплачиваются в виде налогов и
сборов, формируются за счет собственных средств, а также с помощью заемных
источников.
Метод бухгалтерского учета есть система способов, обеспечивающих
сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отражение, экономическое
обобщение и подсчет в денежном измерении объектов бухгалтерского учета.[13.46]
Рисунок
1 - Схема взаимосвязи предмета и метода бухгалтерского учета
Элементы и методы бухгалтерского учета:
) счета;
) двойная запись;
) документация;
) инвентаризация;
) оценка и калькуляция;
) бухгалтерский баланс;
) отчетность.
Счет - это инструмент учета, группировки, кодировки хозяйственных средств
и операций. Различают активные, пассивные и активно-пассивные счета по
отношению к бухгалтерскому балансу.
Корреспонденция счетов - это взаимосвязь счетов.
Двойная запись - это запись хозяйственных операций по дебету одного и
кредиту другого счета. Кодировка хозяйственных операций с помощью двойной
записи называется бухгалтерской проводкой.
Двойная запись отражает двойственные изменения в составе имущества
предприятия и имеет следующие существенные значения: придает бухгалтерскому
учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, дает
представление о движении хозяйственных средств, источников их образования
(информационное значение), позволяет устранить ошибки в счетных записях.
Документация - это сплошное и непрерывное отражение хозяйственной
деятельности предприятия в учетных документах. Каждый документ представляет
собой письменное свидетельство факта совершенной хозяйственной операции.
Документы имеют название, а юридическую силу им придают обязательные реквизиты.
Инвентаризация - это проверка фактического наличия товарно-материальных
ценностей, денежных средств, финансовых обязательств на определенную дату.
Оценка - определение стоимости в денежных измерителях.
Калькуляция - это определение затрат на производство продукции. В нее
включаются статьи затрат.
Бухгалтерский баланс - это способ обобщения хозяйственных средств,
группировки их источников на определенную дату. Левая часть - актив баланса,
правая - пассив. Итоги актива и пассива бухгалтерского баланса должны
соответствовать друг другу, поскольку не может быть больше хозяйственных
средств, чем их источников.
Отчетность - это отражение всей хозяйственной деятельности предприятия в
документах за отчетный период (месяц, квартал, полугодие или год).
Бухгалтерский учет заключается в следующих принципах:[17.68]
) принцип денежного измерения - в бухгалтерских отчетах информация всегда
должна быть выражена в едином денежном измерителе (в валюте страны нахождения
предприятия);
) принцип обязательного документирования - непрерывное, сплошное,
документально обоснованное и достоверное отражение учитываемых объектов,
которые вытекают из одновременно совершающихся в организации различных
операций. Эти операции, в свою очередь, отражают постоянно возобновляемый
кругооборот всех средств организации и непрерывную смену их форм;
) принцип двусторонности или двойной записи - заключается по источникам
формирования и по признаку размещения с выполнением равенства в обеих группах
бухгалтерского учета;
) принцип автономности организации - в целях сохранения объективности
учета бухгалтерских счетов, на которых отражаются все хозяйственные операции
организации, ведется обособленно от счетов, которые предназначены
непосредственно для учета лиц, связанных с данной организацией. Разделение
бухгалтерских счетов организации и ее владельцев (юридических лиц) считается
принципом автономности организации;
) принцип действующей организации - любая создаваемая организация должна
существовать (функционировать) и быть постоянно действующим производством;
) принцип учета по стоимости - активы учитываются по цене приобретения,
т. е. по стоимости. Она является основной базой для учета актива в
бухгалтерском учете в течение всего времени его существования. Ориентируясь на
эти правила, собственные активы и в балансе числятся по первичной цене (по цене
приобретения), и независимо от срока их нахождения на предприятии он не
переоцениваются, а вновь создаваемая продукция оценивается по сложившейся
стоимости затрат в момент ее выпуска;
) принцип учетного периода: бухгалтерский учет ведется по учетным
периодам, которыми принято считать календарные периоды;
) принцип консерватизма (осторожности) - несомненно, руководители
предприятия всегда хотят дела производства представлять в лучшем виде. Но это
не всегда согласуется с реальностью. Предварительное поступление доходов в
течение отчетного периода нельзя засчитывать в доходы, уже принадлежащие
предприятию, если окончательное исполнение операции выходит за пределы
отчетного периода. Их лучше отнести к доходам будущих периодов. В случае, если
предприятие понесло расходы, а документально не определена окончательность
операции (возможно, эти затраты будут возвращены), то их следует засчитывать в
расходы будущих периодов, чтобы не искажать истинные показатели по прибыли.
Значит, при получении прибыли или выполнении расходов нужно иметь веские
доказательства их правомерности. Отсюда следует, что принцип консерватизма
имеет две стороны:
а) доход признается только тогда, когда имеется на то обоснованная
уверенность;
б) расход признается, как только возникает обоснованная возможность;
) принцип реализации - определяет сумму дохода, которая должна быть
признана от конкретной продажи в этот период. Так как товар может быть продан
по цене выше его стоимости и ниже, в рассрочку и до оплаты, то сумму реализации
следует корректировать на предполагаемую сумму безнадежных долгов;
) принцип увязки - указывает на следующее: если какое-либо событие влияет
как на доход, так и на расходы, то воздействие на каждый из них должно быть
признано в одном учетном периоде. Затраты на производство продукции входят в
себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся,
независимо от времени оплаты, а прибыль определяется как разница между выручкой
от реализации и затратами на ее производство. Из вышесказанного следует, что
затраты на производство должны быть включены в себестоимость в том периоде, в
котором определена выручка от реализации;
) принцип последовательности - предприятия могут самостоятельно выбирать
метод учета, но с условием соблюдать его в течение достаточно долгого времени
(не менее года), пока не возникнут достаточно веские причины для его изменения.
В противном случае возникнет ситуация несоизмеримости показателей;
) принцип существенности - устанавливает, что незначительные события
могут не приниматься во внимание, но вся важная информация должна быть раскрыта
полностью.
Для выполнения основных задач бухгалтерский учет выполняет следующие
функции: информационную, контрольную и аналитическую.
Информационная функция. Учетно-аналитическая информация, характеризующая
фактическое состояние финансово - хозяйственной деятельности организации,
формируется в бухгалтерском учете.
Все многочисленные хозяйственные операции документируются, накапливаются
по определенным признакам, сводятся в учетных регистрах и отражаются на счетах
бухгалтерского учета, а затем полученные данные обобщаются в различных формах
бухгалтерской отчетности.
Контрольная функция предполагает постоянный контроль над использованием
всех видов ресурсов организации.
Контроль - система наблюдений и проверки соответствия процесса
функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям,
выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Именно с помощью контрольной функции путем применения специальных приемов
и способов осуществляются три вида контроля:
а) предварительный контроль - до совершения хозяйственной операции;
б) текущий контроль - во время совершения хозяйственной операции;
в) последующий контроль - после совершения хозяйственной операции;
Контроль осуществляется по ряду направлений. Основными из них являются:
обеспечение сохранности собственности;
выполнение плана объема выпуска продукции и ее продажи;
рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
формирование себестоимости продукции (работ, услуг);
деятельность различных подразделений, т.е. отдельных цехов, участков,
служб и производств;
формирование прибыли и ее использование и др.
Выполнение этих функций требует определенных условий, материальных и
трудовых затрат, а также профессиональных навыков и исполнителей.
Так, для реализации функции обеспечения сохранности собственности
необходимы соответствующие оборудование, складские помещения,
контрольно-измерительные приборы, периодическое проведение инвентаризации и др.
Аналитическая функция позволяет осуществлять анализ производственной и
финансовой деятельности организации и ее результатов. На основе информации,
полученной в процессе ведения бухгалтерского учета, проводится анализ
имущественного состояния организации, ее платежеспособности, эффективности
использования материальных и трудовых ресурсов, доходности различных видов
деятельности организации, перспектив развития и др. В процессе анализа
фактические показатели за отчетный период сравниваются с плановыми,
нормативными, сметными показателями и с фактическими показателями за предыдущий
период и выявляются причины отклонений. Поэтому аналитическая функция учета
имеет огромное значение для принятия соответствующих управленческих решений и
прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности организации.[21.132]
Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности - руководители,
учредители, участники и собственники имущества организации.
Внешние пользователи бухгалтерской отчётности - инвесторы, кредиторы,
государство.
Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами
финансовой отчетности встречает на своем пути две группы проблем: первая группа
- проблемы методологического характера, вторая - организационного. Проблемы
методологического характера связаны с необходимостью принять решение, следует
ли МСФО включить в национальную нормативную базу бухгалтерского учета или пойти
по пути разработки национальных стандартов не противоречащих МСФО. Проблемы
организационного характера возникают после выбора пути реформирования. Они
состоят в поиске ответов на вопросы: кто должен осуществлять реформирование
учета путем разработки и принятия соответствующих нормативных актов, кто должен
внедрять их в повседневную практику бухгалтера, кто должен нести
ответственность за эффективность этого процесса. Другими словами, разрешение
организационных проблем предполагает выбор варианта регулирования
бухгалтерского учета в стране: государственного или профессионального. Изучение
международного опыта говорит о том, что во многом этот выбор зависит от уровня
экономического развития страны, социально - политической ситуации, национальных
традиций.
Экономика стран, находящихся на территории бывшего Советского Союза, на
современном этапе пребывает в состоянии перехода от командно-административной
системы к смешанной. Для смешанной экономической системы присущи развитые
рыночные отношения, демократизация собственности, государственное
регулирование, социальная ориентация. Все эти стороны смешанной экономики
являются взаимоувязанными и взаимообусловленными, поэтому должны развиваться
целенаправленно и единовременно.
Сочетание рыночного саморегулирования и государственного регулирования -
яркая черта экономических систем наиболее развитых стран мира. Влияние на
рыночную среду, на предпринимательскую деятельность, государственный сектор для
создания необходимых условий реализации политики экономического роста - цель
государственного регулирования.
Создание информационной инфраструктуры рыночной среды в индустриально
развитых странах осуществляется при непосредственном участии государства. Бухгалтерский
учет - является частью такой инфраструктуры, поскольку представляет собой
информационную систему хозяйственной деятельности предприятия, организации,
учреждения и правительства в целом.
Бухгалтерский учет - является, с одной стороны, инструментом
государственного регулирования, а, с другой, - его объектом.
Именно через регламентацию методологических основ бухгалтерского учета и
финансовой отчетности всех субъектов хозяйствования государство устанавливает
содержательные аспекты информационной инфраструктуры национальной экономики.
В странах, которые образовались на территории бывшего Советского Союза,
традиция государственного руководства бухгалтерским учетом постепенно
изменяется на государственное регулирование. Изучение законов о бухгалтерском
учете десяти таких стран показало, что субъектом регулирования бухгалтерского
учета является определенный государственный орган, уполномоченный
правительством. При этом в странах, которые создают собственную нормативную
базу, то есть имеют национальную систему бухгалтерского учета, в компетенцию
регулирующего органа отнесено создание методологического и методического
обеспечения и его утверждение. Лишь Армения и Украина за государственным
органом определили утверждение национальной нормативной базы, не уточнив, кто
должен ее разрабатывать. Даже в странах, которые определили в законах
методологической основой системы учета МСФО, за государственными органами
закреплено создание методического обеспечения к МСФО и условий для их
внедрения. Казахстан и Киргизия включили в компетенцию государственного органа
взаимодействие (Казахстан), а также сотрудничество и регулярное
консультирование (Киргизия) с профессиональными организациями бухгалтеров и
аудиторов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности
В концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской
Федерации на среднесрочную перспективу предусмотрен отдельный раздел “Замена
системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности”, в котором изложены
концептуальные основы государственно-общественного регулирования бухгалтерского
учета. Анализ функций государственной власти и профессионального сообщества в
соответствии с этим документом показывает, что при такой модели регулирования
бухгалтерского учета за государством остается решение ключевых вопросов системы
бухгалтерского учета. К ним относятся: определение государственной политики в
области бухгалтерского учета, ответственность за совершенствование правовых
основ, принятие нормативного обеспечения, государственный контроль соблюдения
законодательства в области бухгалтерского учета и аудита.
Следует отметить, что концептуальные основы государственного
регулирования бухгалтерского учета в странах бывшего Советского Союза находится
еще в стадии становления. По этой причине правовое обеспечение этого процесса
является несовершенным, содержит противоречия и несогласованности. Примером
этого является ситуация, которая сложилась в Украине.
В Украине правовые основы регулирования, организации и ведения
бухгалтерского учета устанавливает Закон “О бухгалтерском учете и финансовой
отчетности в Украине”. Реформирование бухгалтерского учета в Украине в
соответствии с рыночными условиями ведения хозяйства началось с принятия этого
закона. Его нормы являются базовыми ориентирами, которые определяют современную
систему бухгалтерского учета. Вместе с тем в тексте закона есть определенные
противоречия, несогласованности, а некоторые аспекты не освещены совсем, что
приводит к неоднозначному толкованию сущности государственного регулирования
учета в Украине.
Так, в статье 6 Закона однозначно отмечается, что в Украине
осуществляется государственное регулирование бухгалтерского учета с целью
создания единых правил ведения учета, составления финансовой отчетности и их
совершенствования. При этом регулирование вопросов методологии возлагается на
Министерство финансов, которое утверждает национальные положения (стандарты)
бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты относительно ведения
бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. На Национальный банк
Украины, Государственное казначейство Украины возлагается установление порядка
учета и составления финансовой отчетности соответственно в банках, бюджетных
учреждениях и о выполнении государственных бюджетов. В компетенцию Министерств
и других исполнительных органов центральной власти отнесена разработка на базе
национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета методических
рекомендаций относительно их применения.
Из выше приведенного вытекает, что государственное регулирование
бухгалтерского учета толкуется в Законе, как утверждение национальных положений
(стандартов), других нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета
и разработка методических рекомендаций. Субъектами государственного
регулирования является соответственно Министерство финансов, Национальный банк,
Государственное казначейство, министерства и другие центральные органы
исполнительной власти.
Следовательно, Закон отмечает, что государственное регулирование
бухгалтерского учета направлено лишь на создание нормативной базы, которая
включает положения (стандарты) бухгалтерского учета, порядок ведения
бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках, о выполнении
бюджетов и хозрасчетных операций бюджетных учреждений, методические
рекомендации отраслевого характера относительно применения П(С)БУ. Таким
образом, П(С)БУ в соответствии с Законом выступают как методологическая основа
для определения порядка ведения учета в банковской и бюджетной сферах и в
отраслевых методических рекомендациях. Из Закона вытекает, что учет в банках, в
бюджетных учреждениях и Государственном казначействе базируется на П(С)БУ,
поскольку порядок ведения не регламентирует методологические основы учета, а
скорее освещает его методический аспект. Заметим, что Закон регулирование
вопросов методологии учета разрешает лишь Министерству финансов.
Выполнение статьи 6 Закона на практике очень легко проследить, изучая
действующую нормативную базу бухгалтерского учета в Украине. Первым, что
привлекает внимание, есть сфера применения действующих П(С)БУ. При освещении
этого вопроса в начале почти каждого П(С)БУ есть указание, что оно
распространяется на всех субъектов ведения хозяйства, кроме банков и бюджетных
учреждений. Следовательно, действующие П(С)БУ в большинстве своем не является
методологической основой для учета и отчетности в банках и бюджетных
учреждениях. Изучение нормативной базы бухгалтерского учета и финансовой
отчетности, созданной Национальным банком и Государственным казначейством,
свидетельствует о том, что методологические основы учета они регламентируют
самостоятельно с помощью инструкций, которые, в сущности, являются методическим
обеспечением. Если исследовать нормативную базу других органов государственной
власти то, становится очевидным, что они также пытаются решать вопросы методологического
характера самостоятельно.
В статье 7 Закона Методологический совет по бухгалтерскому учету
определяется как совещательный орган при Министерстве финансов Украины, цель
которого заключается в организации разработки и рассмотрения проектов П(С)БУ и
других нормативно-правовых актов по ведению учета и составлению отчетности,
совершенствованию организационных форм и методов бухгалтерского учета,
методологического обеспечения внедрения современной технологии сбора и
обработки учетно-экономической информации, разработки рекомендаций по
совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации бухгалтеров.
Содержание этой статьи удостоверяет, что функции Методологического совета
не отвечают его статусу как совещательного органа, который действует на общественных
началах. Если сопоставить задание самого Министерства финансов и
Методологического совета при нем, то становится очевидным, что они распределены
между ними не адекватно статуса. Фактически Методологический совет выполняет
согласно Закона функции исполнительного органа, а Министерство в лице
управления методологии бухгалтерского учета - совещательного с полномочиями
организовывать утверждение нормативных документов.
В Законе есть еще один серьезный момент: не определенно кто должен
разрабатывать П(С)БУ. В статье 6 записано, что Министерство финансов утверждает
П(С)БУ, а в статье 7 - Методологический совет организует разработку и
рассмотрение.
Такая ситуация создает определенный правовой вакуум относительно
ответственности за создание концептуальных основ реформирования бухгалтерского
учета в Украине, его методологическое обеспечение и отсутствие координации
деятельности органов государственной власти в этом процессе.
Кроме выше изложенного следует отметить, что Закон также не определяет
роль, функции та права профессионального бухгалтерского сообщества в создании
нормативной базы учета, да и вообще в реформировании бухгалтерского учета.
Известно, что бухгалтерский учет в рыночных условиях ведения хозяйства является
отдельным видом предпринимательства. Аудит, предоставление бухгалтерских услуг
(консультирование, ведение бухгалтерского учета и тому подобное) консолидирует
определенный круг специалистов, которые, безусловно, могут и должны принимать
участие в создании методологического и методического обеспечения бухгалтерского
учета. Вместе с тем им такое право не предоставлено.
Из выше приведенного можно сделать вывод, что Закон “О бухгалтерском
учете и финансовой отчетности в Украине” не дает ответ на вопрос, в чем
содержание государственного регулирования бухгалтерского учета, кто является
его субъектом, а что - объектом, какие составляющие входят в национальную
систему учета, какая взаимосвязь между ними есть и какая их подчиненность.
Следствием такой ситуации является неурегулированность на практике вопросов
ответственности за разработку и внедрение методологического и методического
обеспечения бухгалтерского учета, отсутствие единых подходов к реформированию
бухгалтерского учета в разных отраслях национальной экономики. В связи с этим,
Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов
Украины одобрены такие поправки к Закону “О бухгалтерском учете и финансовой
отчетности в Украине”:
“Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой
отчетности осуществляется Министерством финансов Украины, которое обеспечивает:
проведение государственной политики в сфере бухгалтерского учета;
ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности на
единой методологической основе для всех юридических лиц.
Министерство финансов Украины:
утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета,
другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению
финансовой отчетности;
утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета и
финансовой отчетности в государственном секторе и разрабатывает концепцию
построения плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе;
утверждает нормативно-правовые акты по вопросам регулирования учетной
политики субъектов государственного сектору экономики;
координирует деятельность центральных органов исполнительной власти (в
том числе государственных целевых фондов и Государственного казначейства
Украины) в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также
регулирования учетной политики субъектов государственного сектору экономики
(казенных, государственных предприятий, а также хозяйственных обществ,
государственная доля в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов
или составляет величину, которая обеспечивает государству право решающего
влияния на их хозяйственную деятельность) и согласовывает их
нормативно-правовые акты по этим вопросам”.
. Виды бухгалтерского учета и характеристика
В современных условиях, как уже отмечалось, бухгалтерский учет по сути
представлен тремя видами учета:
финансовым;
управленческим;
налоговым.
Финансовый учет предоставляет учетную информацию о результатах
деятельности организации ее внешним пользователям: акционерам, партнерам,
кредиторам, налоговым, статистическим органам; финансирующим банкам и т.п. С
этих позиций данные финансового учета не представляют коммерческой тайны,
поскольку в нем отражаются наиболее общие показатели деятельности организации.
Для финансового учета характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских
принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность, объективность и
выделение в качестве главного объекта анализа деятельности организации в целом.
Под управленческим учетом понимается система сбора, обработки и
предоставления учетной информации для нужд управления, а целью управленческого
учета является создание и поддержание информационной системы в организации.
Следовательно, основная задача управленческого учета - подготовка необходимой
информации для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию
процесса производства и тем самым оптимизация самого процесса управления.
Существенную часть управленческого учета составляет учет и анализ затрат
(себестоимости). Управленческий учет связан с подготовкой информации для
руководства предприятия (совершенствование производства, снижение затрат и
т.п.), которая может быть использована при принятии решений при планировании и
прогнозировании. Данные управленческого учета составляют коммерческую тайну и
не подлежат оглашению. Информация управленческого учета должна быть более
подробной, регулярной, четкой и ориентированной на будущее, чем данные
финансового учета.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения
налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных
в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Украины.
Налоговый учет осуществляется для формирования полной и достоверной информации
о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций,
осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а
также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля
за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в
бюджет налога.
Порядок ведения налогового учета налогоплательщик устанавливает в учетной
политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом
(распоряжением) руководителя организации.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов
в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения
законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых
изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и
применяться с начала нового налогового периода.
. Финансовый учет
Бухгалтерский финансовый учет представляет собой упорядоченную систему
сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и
документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский финансовый учет - это то, и что согласно заданным правилам
делает бухгалтер по требованию пользователей учетной информации. Правила учета
всегда обусловлены интересами определенных групп пользователей и их
потребностями в информации.
Основные задачи бухгалтерского финансового учета:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и
ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям
бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и
собственникам имущества организации, так и внешним- инвесторам, кредиторам и
другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям
для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при
осуществлении организацией хозяйственных операций, их целесообразностью,
наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных,
трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами
и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности
организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой
устойчивости.
Для практического ведения бухгалтерского финансового учета принципиально
важно, в первую очередь, понимать взаимосвязи между элементами системы
нормативного регулирования и элементами учетного процесса, что позволит
обеспечить качественную взаимосвязь между счетоводством и счетоведением.
Информация формируется в бухгалтерском учете с помощью специальных
инструментов: документации, инвентаризации, оценки, калькуляции, счета двойной
записи, балансового обобщения. Эти инструменты применяются на соответствующих
этапах учетного процесса, результатом каждого из которых являются определенные материальные
носители информации.[24.261]
Основными этапами учетного процесса являются:
) квалификация фактов хозяйственной жизни;
) первичное наблюдение;
) стоимостное измерение;
) итоговое обобщение.
. Управленческий учет
Для выполнения поставленных задач бухгалтерский учет должен быть
организован и вестись с соблюдением допущений и требований, положенных в основу
нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета.
Как и любая другая модель, система бухгалтерского финансового учета
должна быть полезна для решения тех задач, ради которых она создается.
Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и
исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической
устойчивости и эффективности функционирования предприятия.
Успешная реализация задач управления предприятия в системе рыночных
отношений требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства не
только высокой компетентности и опыта в конкретных сферах производственной
деятельности, но и умения экономически правильно, адекватно оценить и в
реальном режиме времени реагировать как на динамические внешние условия
развития экономических процессов, так и на смену режима функционирования
предприятия, связанную с изменением номенклатуры и объема производства
продукции, структурными перестройками и т.д.
Управленческий учет представляет сбой важную область знаний для
предпринимателей. Язык управленческого учета и анализа затрат представляют
собой основную систему коммуникаций внутри предприятия. Планирование
(составление смет) и контроль (измерение результатов деятельности) жизненно
необходимы как для предпринимательских, так и для бюджетных организаций. В
каждом виде бизнеса нужно управлять финансовыми и людскими ресурсами, а управленческий
учет обеспечивает для этого необходимый механизм.
Управленческий учет - это составная часть информационной системы
предприятия. Эффективность управления производственной деятельности
обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб,
отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для
руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими
правильных управленческих решений.
Управление предприятием представляет собой процесс координации и
регулирования его деятельности для достижения поставленной цели.
Любая служба и работник управления для выполнения своих функций нуждаются
в информации. Управление начинается с получения и восприятия информации, оно
включает принятие решения на основе информации и завершается контролем
выполнения этого решения также на основе соответствующей информации.
Управляющие могут получать информацию сами непосредственно от объекта
управления, либо поступает в обработанном виде от специальных информационных
служб. Важнейшей из является бухгалтерия. В настоящее время она - единственный
поставщик документально обоснованной и системно обеспеченной экономической
информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов
организации, о хозяйственных Процессах и результатах деятельности, о долговых
обязательствах, расчетах и претензиях.
До последнего времени управленческие функции бухгалтерии ограничивались
контролем за соблюдением законности совершения хозяйственных операций,
установленных правил приема и отпуска товарно-материальных ценностей,
правильным расходованием фонда заработной платы, за соблюдением штатной,
финансовой и кассовой дисциплины, установленных правил и сроков проведения
инвентаризации, взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности,
соблюдением платежной дисциплины; контролем за законностью списания недостач,
потерь, просроченных долгов и т. п.
Управленческий учёт выступает составной частью информационной системы
предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью
обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб,
отделов предприятия. Управленческий учёт формирует такую информацию для
руководителей разных уровней управления внутри предприятия с целью принятия ими
правильных управленческих решений. Содержание управленческого учёта
определяется целями управления, они может быть изменено по решению
администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед
руководителями внутренних подразделений.
Становление управленческого учёта произошло от калькуляционного учёта, и
поэтому основное его содержание составляет учёт затрат на производство будущих
и прошлых периодов в различных классификационных аспектах. Этот момент
присутствует в определении понятия «управленческий учёт», появившемся в
последнее время в переводной и отечественной экономической литературе, а также
в первых работах по бухгалтерскому учёту и его использованию в управленческой
деятельности.
Другим важнейшим моментом, который отмечается всеми авторами при
определении сущности управленческого учёта, является аналитичность информации.
В составе управленческого учёта информация собирается, группируется,
идентифицируется, изучается с целью наиболее чёткого и достоверного отражения
результата деятельности структурных подразделений и определения доли участия в
получении прибыли предприятия, эффективность производственной деятельности
представлена в учёте как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат
и результатов от произведённых расходов.
Установлению сущности управленческого учёта способствует рассмотрение
совокупности признаков, характеризующих его как целостную
информационно-контрольную систему предприятия; непрерывность,
целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение
использования объективны экономических законов общества, воздействие на объекты
управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.
Таким образом, сущность управленческого учёта можно определить как
интегрированную систему учёта затрат и доходов, нормирования. планирования,
контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных
управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.
. Необходимость ведения налогового учета
Налоговый учет как отдельный вид хозяйственного учета берет
свое начало с 01.07.1997 г., в связи с вступлением в силу Закона Украины «О
налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.1997 года.
Именно в этом Законе впервые был использован термин
«налоговый учет» и описаны правила ведения налогового учета валовых расходов,
валовых доходов и определения прибыли до налогообложения. Кроме выше названного
закона понятие «налоговый учет» встречалось и в Законе «О налоге на добавленную
стоимость» от 01.10.1997 г.
Определения термина «налоговый учет» в обоих
вышеназванных законах не было. Этот факт привел к тому, что среди ученых и
практиков по бухгалтерскому учету в Украине возникла и до сих пор ведется
дискуссия о правомерности использования самого термина «налоговый учет». Ряд
экономистов считают, что вместо термина «налоговый учет» должен использоваться
термин «налоговые расчеты», которые являются составной бухгалтерского учета.
Отдельные ученые считают, что налоговый учет является отдельным видом
бухгалтерского учета и, поскольку этот термин используется в законах Украины,
он имеет право на юридическое существование.
декабря 2010 года Официальный печатный орган Верховной
Рады Украины опубликовал текст новой редакции Налогового кодекса Украины. С
этой даты Налоговый кодекс Украины официально приобрел силу Закона.
Налоговый кодекс Украины имеет регистрационный №
2755-VІ от 2 декабря 2010 года. Кодекс вступил в силу 1 января 2011, однако
некоторые статьи вступают в силу позже - вплоть до 1 января 2015 года.
Налоговый кодекс Украины регулирует отношения,
возникающие в процессе установления, изменения и отмены налогов и сборов в
Украине, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, (в том числе и
единый налог) взимаемых на Украине, и порядок их администрирования,
плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию
контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при
осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушение
налогового законодательства.
С принятием Налогового кодекса полностью меняется
система налогообложения на Украине. Количество налогов уменьшается почти в два
раза. Предусмотрено поэтапное, в течение нескольких лет, снижение базовых
ставок по основным налоговым платежам. Вводится дополнительная ставка по налогу
на доходы физических лиц, тем самым создается подобие прогрессивной шкалы
налогообложения.
По словам премьер - министра Украины Николая Азарова,
предусмотренное в Налоговой кодексе снижение ставок основных налогов сделает
налоговый режим одним из наиболее привлекательных в Европе. В частности, ставка
налога на прибыль будет снижена в 2013 году - до 19% и с 2014 года - до 16%.
Помимо того, налог на добавленную стоимость с 2014 года также будет уменьшен до
17% с нынешних 20%. В части налогообложения доходов физических нынешняя единая
ставка 15% преобразована в малопрогрессивную шкалу за счет дополнительной
ставки 17% для доходов, превышающих десятикратный размер минимальной заработной
платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года.
октября 2011 года Верховная Рада Украины во втором
чтении приняла закон, которым вносятся изменения в Налоговый кодекс Украины
относительно упрощенной системы налогообложения. 2 декабря 2010 года Верховная
Рада Украины приняла Налоговый кодекс Украины в новой редакции с учетом всех
замечаний и поправок Президента Украины. 3 декабря 2010 года Президент Украины
подписал новую редакцию Налогового кодекса Украины, существенным отличием
которой является отсутствие новых норм налогообложения по упрощенной системе,
переходные положения предусмотрели сохранение упрощенного порядка
налогообложения, действовавшего до принятия Налогового кодекса Украины, что
было вызвано массовыми протестами предпринимателей по всей Украине.
Эксперты оценивают новый закон неоднозначно. С одной
стороны, они отмечают, что депутаты, наконец, прислушались к пожеланиям
предпринимателей и учли их в документе:
Юридическим лицам возвращается право включать в
валовые расходы затраты на приобретение товаров, работ и услуг у «единщиков».
При определении общей численности работающих не
учитываются наемные работники, находящиеся в отпуске в связи с беременностью и
родами и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего
(шестилетнего) возраста. В отличие от ранее действовавших норм, предприниматель
может сразу, как только женщина принесет ему декретный больничный, оформить на
ее место другого работника, независимо от того, сколько договоров уже
заключено.
При превышении физическими лицами-предпринимателями
объема оборота, который допустим при выбранной ими категории единого налога, им
больше не придется переходить на общую систему. В этом случае предусматривается
нововведение - уплата 15% ставки налога. То есть, бизнес может оставаться на
едином налоге, только используя ставку, предусмотренную для более высокого
оборота.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что закон все равно
остается несовершенным. Это дает возможность налоговым органам трактовать
документ по - своему, с помощью внутренних приказов и разъяснений. Кроме того,
вдвое расширился перечень видов деятельности, которыми запрещено заниматься,
работая на едином налоге.
. Взаимосвязь видов учета
Управленческий учет ориентирован на внутренних пользователей, он
предоставляет детализированную информацию, необходимо для оперативного
управления организацией, планирования и контроля. Правила и способы ведения
управленческого учета не регламентируются жестко и определяются администрацией,
поэтому не существует единой унифицированной системы, управленческого учета.
Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется,
обрабатывается и передается руководству для внутреннего использования.
Сферой управленческого учета являются учет производственных затрат,
исчисление и контроль себестоимости продукции, определение финансовых
результатов по различным центрам ответственности организации, получение
оценочных данных по моделям хозяйствования для будущих отчетных периодов.
Данные управленческого учета о величине и составе затрат на производство
продукции (работ, услуг), о себестоимости продукции используются в финансовом
учете.
Управленческий учет расширяет финансовый учет и применяется, прежде
всего, при внутренних операциях фирмы. Его цель - обеспечить информацией
менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных целей. К
бухгалтерской информации, созданной и подготовленной для использования
руководством, применяются другие правила, нежели к информации, предназначенной
для внешних пользователей, не работающих непосредственно в фирме.
Различия между управленческим и финансовым учетом заключаются в
потребителях информации, видах систем учета, свободе выбора (ограничениях),
измерителях, объектах анализа, периодичности составления отчетности, степени
надежности полученной информации.
Самой главной их отличительной чертой является то, что на выходе
получается различная отчетность. Это связано с тем, что финансовый учет и его
основной продукт - отчетность - имеют чрезвычайно важное значение, причем не
только с позиции контроля, но и с позиции грамотного управления финансами на
предприятии.
Финансовый учет имеет своей целью составление финансовых документов
(отчетов) и ориентирован в первую очередь на внешних пользователей. Когда
финансовые отчеты составлены, цель считается достигнутой. Финансовый учет
осуществляется в соответствии с законодательством, положениями по бухгалтерскому
учету и нормативными документами. Финансовый учет охватывает учетную
информацию, которую помимо использования ее внутри предприятия руководством
сообщается тем, кто находится вне организации.
Финансовый учет основан на общепринятых стандартах и принципах учета,
которые регулируют запись, оценку и передачу финансовой информации.
Общепринятые принципы бухгалтерского учета, необходимые, прежде всего, для
защиты интересов кредиторов и обеспечения доверия к полученной информации,
ограничивают выбор бухгалтера конечным числом учетных примеров и методов.
Управленческий учет имеет ограничения лишь в применяемых примерах и методах,
которые должны дать полезную информацию. Бухгалтер в каждом отдельном случае
должен решить, какая информация будет полезна получателю, и затем выбирать
нужные примеры и методы.
Финансовый учет выполняет свои функции тем, что предоставляет информацию
о происшедших хозяйственных процессах. Информация измеряется в стоимостном
измерении, в которых были проведены хозяйственные операции.
Бухгалтер по управленческому учету использует при анализе такие
показатели, как человеко-час, машино-час и натуральные единицы измерения
продукции. Обще мерой лежащей в основе всей деятельности при выборе видов
измерителей, составлении отчетов и анализе в управленческом учете, является
полезность измерителя для данной ситуации.
Объектом анализа финансового учета является деятельность всей фирмы.
Управленческий учет обычно включает в себя анализ деятельности различных
подразделений (центров затрат, структурных подразделений, результаты
деятельности которых измеряются полученной прибылью, отделений, функциональных
отделов фирмы) или каких-либо сторон его деятельности. Отчеты могут охватывать
как анализ доходов и расходов всего подразделения, так и учет средств,
используемых определенным отделом.
Финансовые отчеты, составляемые для вешнего пользователя, представляются
регулярно: ежемесячно, ежеквартально или/и ежегодно. Периодическая отчетность,
составляемая через равные промежутки времени, - основной принцип финансового
учета. В управленческом учете отчеты также могут составляться ежемесячно,
ежеквартально и/или ежегодно на регулярной основе или даже ежедневно, но это не
обязательно, ибо главным является то, чтобы каждый отчет был бы полезен его
получателю и представлялся ему в нужное время.
Финансовая информация, включаемая в финансовые отчеты, охватывает
фактические данные, подытоженные для потребителя. Эта информация отражает
операции, которые уже завершены, и по этой причине она носит необъективный
характер и поддается проверке. Управленческий учет главным образом занимается
планированием и контролем за внутренними операциями. Планирование и принятие
управленческих решений - это деятельность, которая в большей степени имеет
направленность в будущее. Операции за прошлый период, хотя и полезны для
определения тенденций, обычно не существенны при планировании и их следует
заменять субъективными оценками будущих ожидаемых событий.
Налоговая ориентация финансового (бухгалтерского) учета означает, что при
исчислении отчетной прибыли должны приниматься во внимание ограничения и
нормативы по затратам, определенные в налоговом законодательстве; в этом случае
налогооблагаемая прибыль и прибыль, приводимая в отчетности, должны совпадать.
В последние годы предпринимаются усилия в определенном смысле
разграничить налоговый учет (цель - представление отчетности налоговым органам)
и собственно бухгалтерский учет (цель - представление отчетности владельцам
компании), что и имеет место в большинстве экономически развитых стран. В
частности, бухгалтеры могут формировать себестоимость продукции в соответствии
с учетной политикой, т.е. не обращая внимания на ограничения налоговых
регуляторов (естественно, эти ограничения будут учтены при расчете
налогооблагаемой прибыли), возможно использование метода начисления для расчета
конечных финансовых результатов и кассового метода для определения
налогооблагаемой прибыли; в законе «О бухгалтерском учете» органы налоговой
службы не упомянуты в качестве адресатов, куда бухгалтерская отчетность должна
быть представлена в обязательном порядке, и др. Следует отметить, что здесь нет
никакого противоречия; речь идет лишь о том, что отчетность, представляемая
акционерам, и отчетность, предъявляемая в налоговые органы в соответствии с
налоговым законодательством, не обязательно совпадают.
Введение описанной системы регулирования, в значительной степени
инициированной влиянием западных идей, можно только приветствовать, однако на
практике ситуация выглядит не столь оптимистичной. Дело в том, что в отличие от
западной практики регулирования учета и отчетности, когда главенствующими
являются законы и национальные стандарты, а не подзаконные акты.
Таблица 6.1 -Сравнение финансового, управленческого и налогового учета
Область сравнения
|
Финансовый учет
|
Управленческий учет
|
Налоговый учет
|
Обязательность ведения
учета
|
Ведение учета обязательно
|
Ведение учета необязательно
|
Ведение учета обязательно
|
Цель ведения учета
|
Составление финансовых
документов для внешних пользователей
|
Информационное обеспечение
внутрифирменного управления
|
Контроль за правильностью,
полнотой и своевременностью исчисления и уплат в бюджет налогов
|
Правила ведения учета
|
Основан на общепринятых
принципах
|
Учетные принципы
формируются организацией самостоятельно исходя из целей и задач внутрифирменного
управления
|
Основной принцип учета -
обеспечение непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности,
влекущей за собой изменение размера налоговой базы
|
Пользователи информации
|
Внешние и внутренние
пользователи бухгалтерской информации
|
Различные уровни
внутрифирменного управления
|
Внешние и внутренние
пользователи
|
Основной внутренний
документ, определяющий порядок ведения учета
|
Учетная политика для целей
ведения управленческого учета
|
Учетная политика для целей
ведения налогового учета
|
Принцип группировки
расходов
|
По экономическим элементам
|
По статьям калькуляции
|
По экономическим элементам
|
Основной объект учета и
отчетности
|
Организация как юридическое
лицо
|
Структурные подразделения
|
Организация как юридическое
лицо
|
Периодичность представления
отчетности
|
Устанавливается
законодательными актами
|
По мере необходимости, в
соответствии с принципами целесообразности и экономичности
|
По мере окончания
налогового периода
|
Необходимость использования
метода двойной записи
|
Использование обязательно
|
Использование возможно, но
не обязательно
|
Использование не
предусмотрено
|
бухгалтерский учет налоговый
Вывод
Резкое расширение задач бухгалтерского учета в условиях перехода к
рыночной экономике, введение коммерческой тайны на многие учетные показатели,
придание бухгалтерской отчетности статуса публичности, а также необходимость
адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к международным стандартам
обусловливают необходимость выделения из бухгалтерского учета в качестве
самостоятельных финансового, управленческого и налогового учета.
Финансовый учет должен предусматривать в основном получение информации,
необходимой для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, и
осуществляться в соответствии с законодательством, отечественными стандартами и
другими регламентирующими документами.
Управленческий учет призван обеспечить получение внутренней информации,
необходимой для управления производством и принятия решений руководством на
ближайшую и отдаленную перспективу, исчисление и контроль себестоимости
продукции, определение финансовых результатов от реализации продукции по всем
выбранным позициям (зонам реализации, новым технологическим решениям и др.).
Управленческий учёт - это область знаний и сфера деятельности, связанная
с формированием и использованием экономической информации для управления внутри
хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, банка и т.п.). Его цель
заключается в том, чтобы помочь управляющим в принятии экономически обоснованных
решений.
Управленческий учёт в основном использует те же принципы, что и
финансовый. И является логическим следствием развития бухгалтерского учёта, его
эволюции.
На протяжении последних лет в сфере налоговой реформы в
Украине произошло много положительных сдвигов.
Налоговый учет на Украине должен осуществляться в
соответствии с правилами налогового регулирования, основными нормативными и
законодательными актами которого являются Закон Украины “О налогообложении
прибыли предприятий”, Закон Украины “О налоге на добавленную стоимость”, а
также налоговый кодекс, который в скором времени будет принят.
В соответствии с Законом Украины “О налогообложении прибыли
предприятий” № 283/97-ВР от 22.05.1997 г. предприятия одновременно с
бухгалтерским учетом организуют налоговый учет, основными отличительными
признаками которого являются различия в определении сумм валовых доходов и
валовых затрат, в дате увеличения доходов и затрат в целях налогообложения,
которая не совпадает с моментом получения прибыли от реализации в бухгалтерском
учете, а также сумма затрат на производство не соответствует сумме валовых
затрат. То есть, объектом налогообложения стала величина, которая не совпадает
с полученным финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности
предприятия. Ведение налогового учета на предприятиях осуществляется в
соответствии с Рекомендациями № 168 с использованием счетов № 18 “Валовые
затраты” и № 48 “Валовые доходы”, которые в новом Плане счетов отсутствуют.
Налоговый учет на предприятиях может вестись в двух
вариантах:
первый вариант - с использованием счетов “Валовые расходы” и
“Валовые доходы”;
второй вариант - без использования счетов налогового учета.
Список литературы
1. Алборов Р.А. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие.
- М.: Дело и сервис, 2007.
. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник. 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юнити, 2008.
. Бакаев А.С, Шнейдман Л.3. Учетная политика предприятия. -
М.: Бухгалтерский учет, 2004.
. Булатов М.А. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие.
- М.: Экзамен, 2007.
. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. - М.:
Финансы и статистика, 2006.
. Власов А.В. Основы теории бухгалтерского учета: учебное
пособие. - М., 2007.
. Головизнина А.Т. , Архипова О.И. Теория бухгалтерского учета.
- М.: Кнорус, 2005.
8. Ивашкевич В.Б. Организация управленческого учета по
центрам ответственности и местам формирования затрат //Бухгалтерский учет.
-2000. - №5. - с. 56-59.
. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный
опыт. - М.:
Финансы и статистика, 1994. - 144 с.
. Управленческий учет по формуле «три в одном»/Касьянова
Г.Ю.,
Колесников С Н - М.: Издательско-консультационная компания
•>Статус-Кво97»,1999. - 32а с.
. Управленческий учет. Учебное пособие Под редакцией АЛ.
Шеремето - М.:ФБК-ПРЕСС, 1999. - 512 с, (Серия «Академия бухгалтера и
менеджера»).
. Хорнгрен Ч.Т.. Фостер Дж Бухгалтерский учет: управленческий
аспект. - М.:Финансы и статистика, 1995. - 416 с.
13. Сопко В. Бухгалтерський облік: Навч. посібник. --
К.: КНЕУ, 1998. -- 448
с.
. Н.И. Попова. Теория бухгалтерского учета. Учебное пособие.
-- Донецк: КИТИС, ДонГУ, 1998 г. -- 204 с.
.Бібліотека “Фактора”. Національні стандарти бухгалтерського
обліку: нормативна база. -- 5 видання, допов. -- Харків: Фактор, 1999. -- 180
с.
.Друри К. Введение в управленческий и производственный учет:
Учебн. пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
17. Кузьминський А.М., Кузьминський Ю.А. Теорія
бухгалтерського обліку: Підручник. - К.: «Все про бухгалтерский учет», 1999.
18. Управленческий учет: учебное пособие / Под. ред. А.Д.
Шеремета. -- М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.
. Управленческий учет / Под. ред. В. Палия и Р. Вандер Вила.
-- М.: ИНФРА, 1997.
. Палий В.Ф., Соколов Е.В. Теория бухгалтерского учета:
Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное. -- М.: Финансы и
статистика, 1998.
. Метьюс М.Р., Перера М.Х.Б. Теория бухгалтерского учета:
Учебник / Пер. с англ. Под ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой. -- М.: Аудит,
ЮНИТИ, 1999. -- 663 с.
22. Грабова Н.М. Теорія бухгалтерського обліку:
Навчальний посібник / Під ред. М.В. Кужельного. -- 5-те видання, доповнене і
перероблене. -- К.: А.С.К., 1998. -- 223 с.
23.Национальные стандарты бухгалтерского учета: нормативная
база. - 5-е изд., доп. - Х.: Фактор, 2000. - С.6.
24. Кузьминський А. М., Кузьминський Ю. А. Теорія
бухгалтерського обліку: Підручник. - К.: «Все про бухгалтерский учет», 1999. -
С.19-20.
25. Друри К. Введение в управленческий и производственный
учет: Учебн. пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аудит, ЮНИТИ,
1998. - С. 23.