Инвентаризация незавершенного производства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    752,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инвентаризация незавершенного производства

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова"

Университетский колледж





 

Курсовая работа

Инвентаризация незавершенного производства



Выполнила:

студентка группы ЭБУ-22КО

специальность:

.51

Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям)

Карпова А.А.

Проверила: Частилова Н.Л.

 
 
 
Ярославль 2013

 

Содержание

инвентаризация учет незавершенный производство

Введение

. Теоретические основы инвентаризации

.1 Сущность и цели инвентаризации

.2 Классификация и способы проведения инвентаризации

.3 Порядок проведения инвентаризации

. Незавершенное производство

.1 Экономическая сущность незавершенного производства

.2 Синтетический и аналитический учет незавершенного производства

. Инвентаризация незавершенного производства

.1 Теория инвентаризации незавершенного производства

.2 Инвентаризация незавершенного производства ОАО "Хлебозавод"

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

Инвентаризация и оценка незавершенного производства играет важную роль на предприятии. От его правильной организации в значительной мере зависит достоверность определения важнейших экономических показателей работы как предприятия в целом, так и его производственных подразделений. В связи с этим актуальность темы курсовой работы, связанная с изучением контроля и инвентаризации незавершенного производства представляется весьма актуальной.

Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом "О бухгалтерском учете" является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности. [1]

Одним из основных показателей, характеризующих производственную деятельность предприятия, является себестоимость. Она выражает в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией его продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция.

Особое место в формировании себестоимости продукции и финансового результата от основной деятельности организации имеют затраты, понесенные в незавершенном производстве. Продолжающийся характер производственного процесса на предприятии является причиной того, что на момент завершения отчетного периода как в бухгалтерском, так и в налоговом учете всегда имеются остатки продукции (работ), не прошедшей всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, не принятые заказчиком работы и услуги, остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Они и относятся к незавершенному производству.

Российские исследования этой проблемы в дореволюционный период изложены в трудах Р.Я. Вейцмана, Е.Е. Сиверса, В.И. Стоцкого, Э.Э. Фельдгаузена. В наши дни вопросы учёта и оценки незавершённого производства, а также современное видение проблем управленческого учёта освещено в трудах И.А. Басманова, В.А. Бунимовича, М.А. Вахрушиной, О.Н. Волковой.

Несмотря на имеющиеся научные труды, перечень работ, посвященных специфическим проблемам учёта, оценки и инвентаризации незавершённого производства, весьма ограничен. Наиболее фундаментальные исследования относятся к 60-70-м годам прошлого века, то есть к периоду широкого обсуждения проблем учета и определения затрат, подготовки и издания методологических положений по указанным вопросам. В настоящее время методики, созданные в прошлом веке, должны быть доработаны в соответствии с современным уровнем развития информационных технологий и состоянием оперативно-технического учёта. Спорными остаются вопросы оценки незавершенного производства для целей разных групп пользователей учетной информации.

Объектом исследования курсовой работы является деятельность предприятия ОАО "Хлебозавод", которое занимается производством хлебобулочных и кондитерских изделий. Предмет исследования - учет и инвентаризация незавершенного производства субъекта. Территориально предприятие находится в г. Ярославле. В качестве информационной базы исследования выступила финансовая отчетность предприятия, данные аналитического и синтетического учета, внутренней документации, касающейся учета незавершенного производства.

Научная новизна курсовой работы состоит в разработке предложений по совершенствованию методологии учета, оценки и инвентаризации незавершенного производства, позволяющей повысить полезность бухгалтерской отчетности для различных групп пользователей.

Целью курсовой работы является изучение методики и практики организации учета, оценки и инвентаризации незавершенного производства и разработка рекомендаций по повышению эффективности внутрихозяйственного контроля незавершенного производства на примере конкретного предприятия.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе предполагается решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические основы незавершенного производства в бухгалтерии;

раскрыть учет и технологию проведения инвентаризации незавершенного производства;

- определить экономическую сущность и специфику формирования незавершенного производства в различных отраслях промышленности;

осветить основные направления деятельности исследуемого предприятия, провести оценку его финансово-экономического состояния;

в части изучения методологии и организации учета и инвентаризации незавершенного производства сформулировать цель, задачи и принципы учета, дать оценку первичному оформлению, организации синтетического и аналитического учета, рассмотреть порядок отражения информации о незавершенном производстве в финансовой отчетности предприятия.

Одним из основных способов контроля полноты и достоверности бухгалтерских данных является проведение инвентаризации всех объектов бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризаций признается одним из способов ведения бухгалтерского учета и в соответствии с ПБУ 1/08 "Учетная политика организации" должен быть утвержден в составе учетной политики организации на соответствующий финансовый год. [5]

В настоящей курсовой работе приведены основные сведения о целях, порядке назначения и проведения инвентаризации незавершенного производства, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.

1. Теоретические основы инвентаризации

.1 Сущность и цели инвентаризации

Одним из важнейших требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету, является обеспечение реальности (правдивости) и достоверности (точности) его показателей.

Отвечая этому требованию, данные бухгалтерского учета должны полностью соответствовать действительности, давать точную информацию о состоянии и движении имущества предприятия и его источников. Так, данные о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, о поступлении, расходовании и остатках материальных ценностей предприятия должны соответствовать действительным их величинам. Однако на практике имеет место отличие учетных показателей от фактического наличия имущества или источников его формирования. Это может происходить по следующим причинам:

естественные причины - изменение веса или количества средств в результате усушки, распыла, утечки, порчи грызунами, микробами, насекомыми (возникающие под влиянием биологических, физических, химических воздействий внешней среды);

неточности при приемке или отпуске средств - просчеты, промеры, провесы и замена при отпуске средств одного сорта (качества) другим. В результате на складе образуются излишки, недостачи или пересортица. Замена средств одного сорта (качества) другим называется пересортицей;

ошибки в учете - арифметические ошибки в подсчетах, описки в первичных документах, неправильное отражение документальных данных в аналитическом и синтетическом учете;

злоупотребления - хищения, обвесы или обмеры при приеме или отпуске материальных ценностей, обсчеты - при выдаче денег и др., а также прямое присвоение средств. [1]

Все эти явления не могут быть выявлены в момент их совершения, они не поддаются учету, так как не охватываются документацией. Получающиеся в результате расхождения выявляются лишь периодическими сверками фактических остатков средств с данными учета. Такая сверка дает возможность дополнять и уточнять учетные данные, а также вести борьбу с разного рода злоупотреблениями. Фактические остатки выявляются специальными переписями, которые называются инвентаризациями.

Инвентаризация (лат. inventarium - роспись, опись) - это проверка фактического наличия имущества предприятия (или его обязательств) и его источников, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете и отчетности" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.[1]

Инвентаризация является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета, а также методическим приемом фактического контроля при проведении ревизии и аудита.

Она позволяет:

определить фактическое наличие имущества;

проконтролировать сохранность товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

выявить товарно-материальные ценности, полностью или частично потерявшие свое первоначальное качество, не отвечающие стандартам качества, техническим условиям и т.п.;

обнаружить сверхнормативные и неиспользуемые товарно-материальные ценности;

проверить полноту отражения в учете обязательств.

Методическую базу проведения инвентаризации регламентируют:

Закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете и отчетности"; [1]

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [2],

Разъяснение к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. [4]


В зависимости от объема проверки инвентаризации могут быть полными, охватывающими все вышеуказанные виды объектов, частичными, охватывающими какую-либо группу этих объектов (например, только товары для продажи или только дебиторскую задолженность и т.п.), и выборочными, охватывающими лишь некоторую часть однотипных объектов (например, только имущество определенного материально ответственного лица или только просроченную дебиторскую задолженность).

По принадлежности предполагается прежде всего установить место нахождения имущества: оно может быть сдано в аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но не известно, получил ли он это имущество и т.д.

По цели, которую ставят администраторы, назначающие инвентаризацию, выделяют:

вступительные (начинательные) инвентаризации необходимы в начале любой хозяйственной деятельности.

последующие, по более распространенной терминологии, текущие - те обычные инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и администраторы могли убедиться в точности учетных данных.

Последующие - текущие инвентаризации проводятся при следующих обстоятельствах:

) согласно плановому графику;

) по сигналам, когда администрации сообщают о неблагополучии в деле хранения и реализации товарно-материальных ценностей;

) при стихийных бедствиях (пожаре, наводнении) - цель инвентаризации зафиксировать факт гибели ценностей. Сюда же относят потери от краж;

) при переоценке ценностей.

при передаче ценностей - обязательные инвентаризации, проводимые при смене материально ответственных лиц и дающие, как правило, очень высокий результат в смысле точности данных. Однако парадоксальность заключается в том, что большинство недостач выявляются не при этой инвентаризации, так как материально ответственные лица, заранее зная о предстоящей проверке, подготавливаются к сдаче имущества;

ликвидационные - связаны с закрытием организации и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемой организации, как правило, возникает необходимость оплатить очень большие долги. [18]

По последовательности - одна из определяющих классификаций, вытекающих из учетных процедур. Лучшим считается подход объекта к регистру, так как предполагается, что материально ответственное лицо, не зная сколько каких ценностей за ним числится, представит объективную картину состояния дел. На практике преобладает подход от регистра к объекту, ибо он легче и для проверяющего, и для проверяемого, так как заранее известен результат, на который следует выйти. Но крупный недостаток данного подхода заключается в том, что он облегчает и фальсификацию результатов инвентаризации. Однако при проведении перманентных инвентаризаций этот подход до некоторой степени оправдан, но даже в этом случае следует предпочесть подход от объекта к регистру.[18]

По субъекту выделяют инвентаризации:

ординарные, проводимые по инициативе собственников или администраторов;

экстраординарные, предпринимаемые по настоянию каких-либо сторонних органов, например, банков или же по решению судебных органов. В последнем случае, если дело дошло до этих органов, то положение, в сущности, вышло из-под контроля администрации организации.[18]

По использованию данных выделяют:

информативные - необходимы только для подтверждения какой-либо гипотезы, например, насколько обоснованы испрашиваемые фирмой кредиты. Информативные инвентаризации преследуют прежде всего экономические цели;

доказательные - применяются в случае необходимости обосновать возможность судебного иска или для опровержения последнего. Доказательные инвентаризации преследуют прежде всего юридические цели. Эта классификация несколько условна, так как, в сущности, любая доказательная инвентаризация - информативна, но, правда, не все информативные инвентаризации доказательны. Кроме этих, возникают другие трудности, например:

) частичная выборочная инвентаризация безусловно информативна, но доказательна ли она;

) перманентная инвентаризация информативна, однако, с точки зрения судебного разбирательства, ее результаты, как правило, довольно трудно доказуемы.

Более правильным было бы деление на инвентаризации, которые могут служить основанием для предъявления иска или недостаточные для этого. Однако и тут возникает сложность: ведь сразу же после окончания инвентаризации трудно решить степень ее юридической доказательности, это решает суд. Направлять или не направлять иск в суд зависит от администрации, но это, в свою очередь, опять-таки только подчеркивает условность данной классификации.

По степени агрегирования различают инвентаризации:

дифференцированные, т.е. доведенные до каждого наименования ценностей;

интегральные - инвентаризуются ценности только в той или иной степени агрегированной группы.

С точки зрения бухгалтера, практическое значение имеют дифференцированные инвентаризации, так как в этом случае ему необходимо сверить каждое наименование товаров, имеющихся в наличии, с их численностью по данным учета.

По форме описи - деление по видам носителей информации;

По способу проведения выделяются два вида инвентаризаций:

заранее объявленные (назначенные) - ответственные лица знают о времени проведения инвентаризации и обязаны подготовиться к ней;

внезапные - ответственные лица не знают о времени проведения инвентаризации и не могут заранее подготовиться к ней.

Оба вида инвентаризаций имеют преимущества и недостатки.

Периодичность и объем инвентаризаций устанавливается руководителем организации исходя из материальности (существенности) возможных погрешностей учетных данных и критичности возможных последствий несоответствия учетных данных реальному положению дел. Однако существуют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с законодательством и нормативными документами:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года), однако:

инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года;

инвентаризация библиотечных фондов может проводиться один раз в пять лет.

.3 Порядок проведения инвентаризации незавершенного производства

Особенности проведения инвентаризации незавершенного производства с учетом специфики конкретной компании, необходимо закрепить в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. [5]

При этом за исключением обязательных инвентаризаций, организация самостоятельно устанавливает приказом руководителя:

Перечень проверяемого имущества и обязательств;

Количество инвентаризаций, которые будут проводиться в отчетном году;

Даты проведения инвентаризаций;

Состав инвентаризационной комиссии и т.д.

Кроме проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности, обязательная инвентаризация проводится в следующих случаях:

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Первым делом руководителем организации подписывается приказ о проведении инвентаризации (в настоящее время используется унифицированная форма №ИНВ-22) (Приложение 1) , в котором указывается:

Причина проведения инвентаризации,

Имущество, подлежащее инвентаризации,

Состав инвентаризационной комиссии,

Дата начала инвентаризации,

Дата ее окончания,

Срок, в который необходимо предоставить документы в бухгалтерию.

Такой приказ представляет собой письменное задание, подписывается руководителем организации и передается председателю инвентаризационной комиссии.

В состав инвентаризационной комиссии включаются:

представители администрации организации,

работники бухгалтерской службы,

другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).

В состав инвентаризационной комиссии также можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Материально ответственные лица приводят в порядок имеющиеся в наличии ценности, сдают в бухгалтерию все документы о поступлении и выдаче ценностей. Работники учета заканчивают обработку документов, делают записи в учетных регистрах, исчисляют остатки ценностей по счетам материально ответственных лиц. Сдав в бухгалтерию последний отчет, материально ответственные лица дают подписку о том, что все документы на поступившие и выбывшие материальные ценности сданы в бухгалтерию, неоприходованных и списанных в расход ценностей нет. Инвентаризацию проводят в присутствии материально ответственного лица, с которым обязательно должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. Инвентаризация производится только в присутствии всех членов комиссии, так как отсутствие хотя бы одного из них дает основание рассматривать результаты инвентаризации как недействительные.

Результаты проверки материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи (Приложение 2) , где подробно указывают полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму. Инвентаризационные описи заполняются чернилами или шариковой ручкой, четко и ясно, не допускаются незаполненные строки (в конце описи их прочеркивают), а также подчистки. Исправления можно вносить только корректурным способом. Итоги порядковых номеров, количества и суммы подсчитываются в конце каждой страницы описи и подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. Перед подписью последней страницы материально ответственное лицо должно дать письменную справку следующего содержания: "Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем собственном хранении".

На негодные испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты и отдельные инвентаризационные описи.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки. Результаты этих проверок оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

По данным инвентаризационных описей бухгалтерия составляет сличительные ведомости (Приложение 3). Их содержание включает те наименования имущества, по которым выявлены расхождения относительно данных бухгалтерского учета. Информация вносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях.

По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем предприятия. Затем определяется порядок регулирования выявленных разниц между данными учета в соответствии с Законом РФ "О бухгалтерском учете" [1] и Методическими указаниями о проведении инвентаризации. [2]


.1 Экономическая сущность незавершенного производства

Главной задачей предприятия являются производство и реализация продукции, а конечной целью - получение прибыли, центральную часть учета составляет учет процесса производства, калькулирование себестоимости вырабатываемой продукции и ее реализация. В связи с этим первостепенное значение для правильной организации учета на предприятии приобретают технологические и организационные особенности производства и реализации продукции.

Одним из показателей, влияющих на величину фактической себестоимости продукции, является незавершенное производство.

Взаимосвязь между величиной фактической себестоимости и остатками незавершенного производства может быть выражена следующей формулой:

С ф = НЗП н. п. + З п -НЗП к. п ,

где С ф - фактическая себестоимость выпущенной продукции за отчетный период;

НЗП н.п ,НЗПк.п - остатки незавершенного производства на начало и конец отчетного периода соответственно;

З п - затраты на производство за отчетный период.

Как видно из формулы, при определении фактической себестоимости выпущенной продукции к затратам на производство за месяц прибавляется стоимость незавершенного производства на начало месяца и вычитывается стоимость незавершенного производства на конец месяца. Поэтому определении себестоимости незавершенного производства является важной проблемой бухгалтерского и управленческого учета затрат на производство. [15]

По своей экономической сущности, незавершенное производство, как объект бухгалтерского учета, относится к оборотным активам или оборотным средствам предприятия. Оборотные средства предприятия - это совокупность денежных и материальных средств, авансированных в средства производства, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт.

Особенностью оборотных средств предприятия является процесс их круговорота, в котором они последовательно проходят следующие стадии: денежную, производительную и товарную. Процесс производства на предприятии характеризуется тем, что оборотные средства в процессе движения одновременно находятся во всех стадиях и во всех формах.

Именно на стадии производства оборотные средства принимают форму незавершенного производства (рисунок 1).

Рисунок 1 - стадия круговорота оборотных средств предприятия

Чтобы наиболее полно представить сущность незавершенного производства как экономической категории, необходимо выделить его классификационные черты:

незавершенное производство является материальным (вещественным) активом;

незавершенное производство является операционным активом по характеру обслуживания деятельности предприятия;

незавершенное производство является собственным активом предприятия;

по степени ликвидности незавершенное производство относится к слаболиквидным активам, так как оно может быть конверсировано в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени.

Затраты на незавершенное производство и полуфабрикаты собственной выработки представляют особые объекты учета производственной деятельности. [22]

Незавершенное производство - это затраты производственных ресурсов, которые в силу технологических особенностей на определенный момент не превратились в готовые продукты.

Незавершенное производство находится на рабочих местах, непосредственно в цехах, в промежуточных цеховых кладовых или в местах накопления деталей для транспортировки в другой цех, на складах готовых деталей производственного отдела, в комплектовочных кладовых и комплектовочных отделениях сборочных цехов, на конвейерах и постах сборки сборочных цехов и участков, на испытательных станциях и в упаковочном цехе. [14]

В учете производства местам нахождения придается особое значение. Они рассматриваются как контрольно-учетные точки, определяющие построение всей системы производственного учета. Места накопления полуфабрикатов в цехах и на производственных участках служат для приема продукции и работ контролерами отдела технического контроля или работниками испытательных станций.

Важное место в накоплении запасов незавершенного производства имеют комплектовочные кладовые, склады готовых деталей производственного отдела и комплектовочные отделения сборочных цехов. Сборочные цехи и участки начинают отсюда отчет по количеству и качеству деталей; сюда же начинается возвратное движение полуфабрикатов и их разделение на окончательно забракованные и подлежащие исправлению; здесь оперативно контролируется сохранность и комплектность незавершенного производства для целей диспетчерского регулирования запуска в производство.

Сборочные цехи, где завершается производство продукции, обобщают информацию для составления сводного баланса движения полуфабрикатов по предприятию. Такая информация используется для проведения взаимных сверок при бездокументной передаче деталей и узлов. Для определения количества поступивших деталей и узлов подсчитывается выпуск готовой продукции за этот же отчетный период. Затем количество готовой продукции умножается на количество деталей каждого наименования, входящих по спецификации или комплектовочным ведомостям в данное изделие.

Полученный результат корректируется в соответствии с изменением незавершенного производства и забракованных или возвращенных из сборочного цеха деталей и узлов. Результаты подсчета заносят в акт взаимной сверки, который одновременно служит для учета выхода готовой продукции механических цехов и определения незавершенного производства. [14]

.2 Синтетический и аналитический учет незавершенного производства

Для синтетического учета незавершенного производства организация использует следующие счета: счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательное производство". Остатки по счету 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" на конец месяца показывают стоимость незавершенного производства [13].

Для учета информации о стоимости производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг используется счет 20 "Основное производство".  По дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака [12].  По кредиту счета 20 "Основное производство" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг.

Остаток по счету 20 "Основное производство" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства [12].

Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. Особенности технологических процессов не позволяют завершить производством всю продукцию, изготовление которой было начато в отчетном или даже в предыдущих периодах [8]. При наличии незавершенного производства должны списываться не все накопленные за период затраты, а только та часть, которая относится к завершенной производством продукции проводкой: Дебет 40 "Выпуск продукции", 43 "Готовая продукция"; Кредит 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - отражен остаток, который должен характеризовать объем незавершенного производства.

Аналитический учет представляет собой детализированный бухгалтерский учет хозяйственных операций и средств предприятий при помощи аналитических счетов.  Аналитический учет затрат на производство каждое предприятие организует в соответствии с характером производственного процесса, а также особенностями выпускаемой продукций или выполняемых работ. Данные аналитического учета используют при составлении внутренней отчётности, которая строится на информации о видах, количестве, цехах-изготовителях, статьях затрат выпускаемой продукции.  Порядок аналитического учета незавершенного производства (в целом производственных расходов) целесообразно строить на введении специальных субсчетах второго порядка счетам учета производственных расходов, с детализацией по видам продукции в разрезе калькулированных статей расходов, а также по местам возникновения производственных затрат (цехам, участкам и т.д.).

3. Инвентаризация незавершенного производства

.1 Теория инвентаризации незавершенного производства

Инвентаризация незавершенного производства имеет целью определить объемы и фактическую себестоимость в соответствии с порядком, установленным Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и разработанными на его основе отраслевыми инструкциями.

В части промышленности предприятий, например, необходимо:

определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

выявить неучтенный брак;

определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов) и обеспеченность сборки деталями;

выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено;

определить фактическую себестоимость находящихся в производстве заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий.

Перед началом инвентаризации необходимо сдать на склад все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы, агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

Находящиеся в цехах заделы незавершенного производства и полуфабрикаты должны быть приведены в порядок, обеспечивающий правильность и удобство подсчета их количества.

Проверка остатков задела незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляются отдельно по каждому цеху (участку, отделению) с указанием наименования заделов, стадий или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным предприятиям, их очередям, объектам, пусковым комплексам, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания без промежуточных платежей; по незаконченным частям конструктивных элементов и видов работ.

Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризуются особо и фиксируются в отдельных описях.

Окончательно забракованные детали в состав незавершенного производства не включаются.

По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь (в соответствующих отраслях промышленности), в инвентаризационных описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья и материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями.

Наличие и объем незавершенного капитального строительства устанавливаются при инвентаризации путем проверки оплаченной его части. В актах инвентаризации указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту по каждому виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

Инвентаризационная комиссия должна проверить:

не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

состояние законсервированных и временно прекращенным строительством объектов.

По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.

Не законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые акты. Отдельные акты составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В актах необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по несуществленному строительству, подлежащие списанию с баланса, составляются акты, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства.

Для этого должна использоваться соответствующая техническая документация, акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

Инвентаризация незаконных капитальных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов производится путем проверки состояния работ в натуре.

На незаконченный капитальный ремонт составляется акт, в котором указываются название ремонтируемого объекта, наименования и процент выполнения работ, сметная и фактическая стоимость выполненных работ.

Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает и включает в описи сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов.

Порядок учета, распределения и включения в себестоимость продукции или работ указанных расходов устанавливается в соответствующих инструкциях.

3.2 Инвентаризация незавершенного производства на примере ОАО "Хлебозавод"

Открытое акционерное общество "Хлебозавод" учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 1 июля 2010 г. №721.

Учредителем Общества является физические лица, включенные в реестр акционеров. Общество несет ответственность по своим обязательствам только в пределах своего имущества. Акционеры несут убытки в пределах своего вклада пакета принадлежащих им акций.

Основной целью Общества является получение прибыли.

Основными видами хозяйственной деятельности акционерного общества являются: производство хлебобулочных изделий, производство кондитерских изделий, производство макаронных изделий, коммерческая, посредническая деятельность, создание и развитие сети фирменной торговли, осуществление операций с ценными бумагами, реконструкция производства, создание совместных предприятий. Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности за исключение запрещенных законодательными актами Российской Федерации в соответствии целью своей деятельности.

Уставный капитал Общества составляет - 1000000 рублей.

Каждый владелец обыкновенных акций имеет право присутствовать на собраниях акционеров лично или через полномочных представителей и вносить предложение на рассмотрение в соответствии с настоящим Уставом, имеет право продать их по своему усмотрению после того, как направит в письменной форме обществу предложение о приобретении акций. Неполучение акционером ответа от общества в течении 2-х недель приравнивается к отказу общества от приобретения предложенных акций.

Генеральный директор осуществляет оперативное руководство деятельности Общества и наделяется в соответствии с законодательством Российской Федерации всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи.  Генеральный директор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. Права, обязанности и ответственность Генерального директора определяется контрактом, заключенным при его назначении Советом директоров.

Баланс, счет прибылей и убытков Общества составляется в рублях. Первый финансовый год Общества начинается с даты его регистрации и завершается 31 декабря текущего года. Последующие финансовые годы соответствуют календарным.  Общество может быть ликвидировано в следующих случаях: По решению общего собрания акционеров, по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим порядок инвентаризации незавершенного производства в ОАО "Хлебозавод".

Данное предприятие относится к предприятиям переработки, поэтому сумма прямых расходов распределяется на остатки оценки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении) за минусом технологических потерь.

Суть этого метода состоит в том, что организация находит сырье (материал), содержащееся и в материальных расходах, и в готовой продукции. Затем определяется доля остатков сырья в остатках оценки незавершенного производства, исходя из которой рассчитывается сумма прямых расходов текущего месяца, приходящаяся на незавершенное производство.

На предприятии существует постоянно действующая инвентаризационная комиссия. На основании положения по Учетной политики данного предприятия, инвентаризация основных средств проводится раз в три года, инвентаризация готовой продукции и производственных запасов один раз в квартал, согласно плану проведения инвентаризации, который составляется руководителем предприятия. Кроме того, учетной политикой предприятия предусмотрено проведение внезапных инвентаризаций не реже 5-6-ти раз в год.

В целом, инвентаризации проходят в соответствии с действующим законодательством. Так, согласно данным оперативного учета, при реорганизации была проведена полная инвентаризация, охватившая все без исключения виды имуществ и финансовых обязательств общества. Аналогичная картина наблюдается и при смене материально-ответственных лиц. В наличии имеются все документы, свидетельствующие о проведении инвентаризации на том участке учета, где произошла смена материально-ответственного лица. Так, после реорганизации общества таких ревизий было три.

В состав комиссии на предприятии, в соответствии с приказом руководителя, входят следующие лица: работник экономического отдела, работник бухгалтерской службы, представитель администрации организации.

Соблюдается требование обязательного участия материально-ответственного лица. Также является обязательным подготовительная работа перед инвентаризацией. Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения - излишек или недостача. В сличительной ведомости ценности записывают с указанием количества и суммы по группам, видам и сортам в соответствии с классификацией, принятой в учете. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки или недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. При выявлении недостач или излишков инвентаризационная комиссия, определив причины и виновников, готовит предложения о порядке их списания. По выявленным недостачам или излишкам незавершенного производства производят следующие бухгалтерские записи:

На общую сумму выявленных недостач: Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", Кредит счета 20 "Основное производство", Кредит счета 23 "Вспомогательные производства".

На сумму недостач по вине работников цехов: Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". При отсутствии виновных лиц: Дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы", Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы", Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" и других счетов, Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". На сумму излишков: Дебет счета 20 "Основное производство", Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В соответствии с приказом №34 от 25.11.2013 года о проведении инвентаризации (Приложение 1) на предприятии ОАО "Хлебозавод" была проведена инвентаризация незавершенного производства. Инвентаризация была проведена в цехе №1 ОАО "Хлебозавод". Приказом №34 была назначена инвентаризационная комиссия в составе 4 человек: ген. директор Смирнов О.Д., начальник цеха № 1 Петренко П.Н., инженер Марков А.А., технолог Осипова М.В.. Материально ответственным лицом является начальник цеха №1 Петренко П.Н.. Приказом №34 установлено, что инвентаризации подлежит все имущество (сырье, материалы), находящееся в цехе №1.

Инвентаризационная комиссия проверила все имущество (сырье, материалы), находящееся в цехе №1: мука пшеничная, отруби овсяные, рожь резная, рожь дробленная, пшеница, арахис, изюм. (Приложение 2)

В ходе инвентаризации была обнаружена недостача на сумму 17500 руб., а именно:

рожь резная 0,5 т на сумму 4500 руб.,

рожь дробленная 1 т на сумму 9300 руб.,

арахис 0,5 т на сумму 3700 руб.

+9300+3700=17500 (сумма недостачи) (Приложение 3)

Сумма недостачи была списана на материально ответственное лицо начальника цеха №1 Петренко П.Н.

- Дебет счета 91/2 "Прочие расходы"

Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".


Заключение

В данной работе мы ознакомились с учетом и инвентаризацией незавершенного производства. В ходе работы я раскрыла теоретические основы незавершенного производства в бухгалтерии, учет и технологию проведения инвентаризации незавершенного производства, определила экономическую сущность и специфику формирования незавершенного производства в различных отраслях промышленности, осветила основные направления деятельности исследуемого предприятия, провела оценку его финансово-экономического состояния, сформулировала цель, задачи и принципы учета и инвентаризации, дала оценку первичному оформлению, организации синтетического и аналитического учета, рассмотрела порядок отражения информации о незавершенном производстве в финансовой отчетности предприятия. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

к незавершенному производству относятся: продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом или изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку;

незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

по фактической производственной себестоимости; по нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Для целей распределения прямых расходов выделяют следующие виды производства: связанное с обработкой и переработкой сырья; связанное с выполнением работ и (или) оказанием услуг; прочие виды производств.

На предприятии инвентаризация незавершенного производства закреплена учетной политикой организации и ведется по прямым статьям затрат.

ОАО "Хлебозавод" относится к предприятиям переработки, поэтому сумма прямых расходов распределяется на остатки оценки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении) за минусом технологических потерь.

На предприятии существует постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В целом, инвентаризации проходят в соответствии с действующим законодательством.

Порядок учета результатов инвентаризации по незавершенному производству также соответствует нормативным документам регламентирующим данный участок учета.

Список используемых источников

1. Федеральный закон от 6.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 №134-ФЗ, от 02.07.2013 №185-ФЗ, от 23.07.2013 №251-ФЗ). - Справочно-правовая система "КонсультантПлюс": [версия от 2.12.2013].

. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.2011 №49,4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2012 №94н.- Справочно-правовая система "КонсультантПлюс": [версия от 2.12.2013].

. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.2008 №103-ФЗ, часть вторая от 05.08.2010 №117-ФЗ (с изменениями).- Справочно-правовая система "КонсультантПлюс": [версия от 2.12.2013].

. Разъяснение к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации 13.06.2011 №49, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.2012 №126. - Справочно-правовая система "КонсультантПлюс": [версия от 2.12.2013].

. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/08, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н (в ред. Приказов Минфина России от 11.03.2009 №22н). - Справочно-правовая система "КонсультантПлюс": [версия от 2.12.2013].

. Басманов И.А. Теоретические основы учёта и калькулирования себестоимости промышленной продукции. М.: Финансы, 2009.- 98с.

. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: учебное пособие / ВЗФЭИ. М.: ЗАО "Финстатинформ", 2011. - 268 с.

. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Сборник задач по бухгалтерскому учету. - М.: Проспект, 200. - 482 с.

. Бунимович В.А. Себестоимость продукции и вопросы калькулирования в промышленности СССР. М.: Госполитиздат, 2010. - 174 с.

. Вейцман Р.Я. Фабрично-заводское счетоводство в связи с калькуляцией и коммерческой организацией фабрик и заводов. М.: Всерос. центр, союз потребительских обществ, 2009. - 195 с.

. Волкова О.Н. Управленческий учёт: Учебник М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 495 с.

. Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - М.:ИНФРА-М, 2012. - 893 с.

. Гаврилова Е.В., Скороходов М.В. Концептуальная модель оценки незавершенного производства для целей налогового учета // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2009. - 364 с.

. Карпова Т.П., Управленческий учет, - М., Аудит, 2008. - 418 с.

. Рыбакова О.В., Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование, - М., Финансы и статистика, 2008. - 295 с.

. Сафронова Н.Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2009. - 165 с.

. Сивере Е.Е. Общее счетоводство. 6-е изд. - Пг.: тип.А.Е.Винеке, 2008. - 98 с.

. Соколов, Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 239 с.

. Соколов Я.В., Быков В.А., Инвентаризация как метод бухгалтерского учета// Бухгалтерский учет №4, 2010. - 138 с.

. Стоцкий В.И. Основы калькуляции и экономического анализа себестоимости. Л.: Соцэкгиз, 2008. - 582 с.

. Фельдгаузен Э.Э. Нормальная заводская отчётность. М.: тип. В.В. Чичерина, 2008. - 516 с.

. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 428 с.

Приложение 1

Образец оформления приказа о проведении инвентаризации



Приложение 2

Образец оформления инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей





Приложение 3

Образец оформления сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей




Похожие работы на - Инвентаризация незавершенного производства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!