Статистика рынка труда
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ
(ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
МЕНЕДЖМЕНТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по статистике на тему: «Статистика
рынка труда»
Выполнила
студентка 3
курса дневного
отделения
группы 21003
Садриева А.
И.
Проверил
доцент,
кандидат
экономических
наук
Махмутов И.И.
Набережные
Челны 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Теоретические основы статистики
рынка труда
.1 Предмет и значение статистики
рынка труда
.2 Определение численности и состава
занятых лиц
.3 Система показателей,
характеризующих уровень и динамику занятости и безработицы
.4. Основные показатели статистики
безработицы
. Решение практических задач
статистики рынка труда
.1 Расчет уровня безработицы в городе
Набережные Челны
.2 Расчет нагрузки незанятых трудовой
деятельностью граждан Набережных Челнов
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Глоссарий
Приложение 2. Перечень основных
формул
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что современный этап
развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых
ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли
человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо
прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера
использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.
Занятость - одна из важнейших проблем рыночной экономики. Ее
статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях
статистиков труда, проводимых Международным бюро труда - основным рабочим
органом Международной организации труда.
В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным
стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие
характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный
уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем
занятости, что обуславливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение
не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности
общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой рынок труда изучается
систематически.
Статистические данные необходимы для регулирования ситуации занятости,
оценки и прогнозов процессов трудоустройства, измерения взаимосвязи между
занятостью, доходом и другими категориями уровня жизни, изучения динамики
производительности труда.
Численность трудовых ресурсов Республики Татрстан ежегодно растет, так
онв выросла в 2011 году и составила 2464,3 тыс. человек. Так только в
Набережных Челнах чисоенность экономически активного населения насчитывается
270157 человек. Динамика показателей Республики и Набережных Челнов изменчива,
но на данный момент она увеличивается.
Актуальность данной работы заключается в проблеме возрастающей
социально-экономической значимости изучения статистических показателей рынка
труда.
Целью контрольной работы является изучение теоретических основ статистики
рынка труда и выработка практических навыков, решение статистических задач.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
раскрыть предмет и значение статистики рынка труда;
рассмотреть определение численности и состава занятых лиц;
изучить систему показателей, характеризующих уровень и динамику занятости
и безработицы;
исследовать основные показатели статистики безработицы;
решить практическую задачу по расчету уровня безработицы города
Набережные Челны;
решить практическую задачу по расчету нагрузки незанятых трудовой
деятельностью граждан на одну заявленную вакансию в городе Набережные Челны.
Объектом исследования в данной работе является статистика рынка труда.
Предметом - статистические зависимости, закономерности рынка труда в Российской
Федерации, и в частности в городе Набережные Челны.
Теоретической базой послужили труды ведущих отечественных специалистов по
рассматриваемой предметной области, в частности Васильевой Э.К., Година А.М.,
Головача А.В., Елисеевой И.И., Иванова Ю.Н.
В качестве информационной основы работы использовались материалы
федеральной службы государственной статистики.
В контрольной работе использовались индексный метод, балансовый метод,
методы группировки статистического анализа.
Контрольная работа изложена на 51 странице. Включает введение, два
раздела, заключение. Содержит 3 таблицы, 14 формул, 2 рисунка, 19 источников, 2
приложения.
В первом разделе контрольной работы рассмотрены теоретические основы
рынка труда, приведена статистическая характеристика рынка труда.
Во втором разделе рассмотрены статистические задачи, такие как: расчет
уровня безработица в городе Набережные Челны, расчет нагрузки незанятых
трудовой деятельностью граждан на одну заявленную вакансию в городе Набережные
Челны.
В заключении приведены выводы по работе в целом.
1. Теоретические основы статистики рынка труда
.1 Предмет и значение статистики рынка труда
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем
является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и
способностей к трудовому процессу.
В широком смысле рынок труда - система социально-экономических и
юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить
нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное
использование труда.
Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными
институтами.
Рынок труда - важная часть любой экономической системы, поскольку его
состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой
системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом
социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким
образом, рынок труда испытывают на себе одновременно влияние и социальной, и
экономической политики региона или государства в целом.
Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения.
В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое
выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.
Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием
двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного
продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником).
Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем
выше уровень предложения рабочей силы.
Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального
положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со
становлением рыночных отношений и развитием капитализма. Именно свободный труд,
когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию
как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма
и рождения капитализма.
Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы
статистического исследования общественных явлений, наиболее общие категории
(показатели) статистики.
Задачей экономической статистики является разработка и анализ
синтетических показателей, отражающих состояние национальной экономки,
взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их
использования. Отрасли экономической статистики - статистика промышленности,
сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов,
охраны окружающей среды и т.д.; их задача - разработка и анализ статистических
показателей развития соответствующих отраслей.
Статистики крупных отраслей могут быть подразделены на более мелкие
отраслевые статистики: например, статистика промышленности - на статистику
машиностроения, металлургии, химии и др.; статистика сельского хозяйства - на
статистику земледелия и животноводства и т.п.
Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики
образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений; ее отрасли -
статистика народонаселения, политики, культуры, здравоохранения, науки,
просвещения, права и т.д.
Отраслевые статистики формируются на базе показателей экономической или
социальной статистики, а те и другие основываются в свою очередь на категориях
(показателях) и методах анализа, разработанных общей теорией статистики.
Изучением экономического и социального развития страны, отдельных ее
регионов, отраслей, объединений, фирм, предприятий занимаются специально
созданные для этого органы, совокупность которых называется статистической
службой. В Российской Федерации функции статистической службы выполняют органы
государственной статистики и органы ведомственной статистики.
Организация государственной статистики в стране, ее задачи видоизменялись
в соответствии с изменением органов государственного управления, их функций, с
учетом особенностей развития экономики и социальной жизни общества.
Первый государственный статистический орган России был создан в 1811 г.
при департаменте полиции. Статистическое отделение сводило отчеты губернаторов
и вело демографическую статистику. Органов для сбора первичной информации не
существовало, отчеты губернаторов основывались на донесениях полицейских
чиновников, церковных записях о рождениях, смертях, браках и т.п. В 1834 г.
было образовано статистическое отделение при Министерстве внутренних дел; в
1852 г. оно было преобразовано в Статистический комитет, а спустя пять лет в
1857 г. - в Центральный статистический комитет (ЦСК) при Министерстве
внутренних дел. Разработка методологии статистических исследований возлагалась
на статистический совет при этом министерстве. В качестве местных органов
правительственной статистики работали губернские статистические комитеты, а в
70-х годах были созданы земские статистические бюро. Земская статистика дала
много ценного для совершенствования статистической практики и науки.
Правительственная статистика в России провела несколько крупных работ: в
1897 г. была проведена первая в России перепись населения, промышленные
переписи 1908 и 1913 г., сельскохозяйственные переписи 1916 и 1917 гг.
После революции 1917 г. (25 июля 1918 г) правительством было принято
положение о государственной статистике, в соответствии с которым был создан
высший орган государственной статистики - Центральное статистическое управление
(ЦСУ). На базе бывших статистических органов земств, губернских статистических
комитетов на местах были созданы губернские, уездные и городские бюро и отделы.
В основу создания органов государственной статистики этим положением был
положен принцип централизованного руководства статистикой на базе единства ее
организации и методологии.
В последующие годы организация статистики претерпела ряд изменений, так в
1930 г. ЦСУ было передано в ведение Госплана СССР и в 1931 г. переименовано в
Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) при Госплане СССР.
Это слияние органов статистики и планирования объяснялось необходимостью
укрепления планового начала в управлении хозяйством страны. В 1932 г. создается
сеть районных и городских инспекций, ведающих учетом и статистикой на
территории района, города. В 1941 г. ЦУНХУ было переименовано в Центральное
статистическое управление Госплана СССР.
В 1948 г. была проведена следующая крупная реорганизация органов статистики,
когда Центральное статистическое управление Госплана СССР было переименовано в
Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, а в 1978 г. -
в Центральное статистическое управление СССР.
В настоящее время главным учетно-статистическим центром в стране является
Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).
Он осуществляет руководство российской статистикой в соответствии со ст.71
Конституции Российской Федерации. В его задачи входит представление официальной
статистической информации Президенту, Правительству, Федеральному собранию,
федеральным органам исполнительной власти, общественным и международным
организациям, разработка научно обоснованной статистической методологии,
координация статистической деятельности федеральных и региональных органов
исполнительной власти, анализ экономико-статистической информации, составление
национальных счетов и балансовых расчетов.
Система органов государственной статистики образована в соответствии с
административно-территориальным делением страны. В республиках, входящих в
Российскую Федерацию, имеются республиканские комитеты, в автономной области,
автономных округах, краях, а также в областях, в городах Москве и
Санкт-Петербурге действуют государственные комитеты по статистике (комитеты
государственной статистики), в районах (городах) - управления (отделы)
государственной статистики.
Госкомстат РФ выполняет работу по сбору, обработке и анализу научно
обоснованных данных, характеризующих экономическое и социальное развитие
страны, процессы становления многоукладной экономики, ход выполнения
государственных и региональных программ по решению важнейших
народнохозяйственных проблем, эффективность производства. Характеризуя развитие
национальной экономики страны, Госкомстат выявляет соотношения отраслей
экономики, соотношения между размерами производства продукции и размерами ее
потребления, в том числе потребления различных видов продукции на душу
населения, отражает достигнутый уровень - валового внутреннего и валового
национального продукта, национальный доход и т.д. Этой информацией
обеспечиваются законодательная власть, исполнительные, управленческие и
хозяйственные органы. Одновременно с этим Госкомстат занимается
совершенствованием методологии учета и статистики, разрабатывает формы
отчетности. В настоящее время особое значение придается формированию
бухгалтерских и статистических показателей в соответствии с требованиями
международного бухгалтерского учета и системы национальных счетов (СНС),
поскольку эта система наиболее полно отвечает требованиям рыночных отношений.
Методы сбора и обработки статистических данных, методология исчисления
статистических показателей, установленные Госкомстатом России, являются
официальными стандартами Российской Федерации.
Органы государственной статистики выполняют переписи и единовременные
учеты, необходимые для глубокого изучения отдельных сторон экономики и образа
жизни населения; публикует данные об экономическом и социальном развитии страны
и отдельных ее регионов, данные по международной статистике и международным
сопоставлениям.
В связи с переходом на принятую в международной практике систему учета и
статистики в России создан и функционирует Единый государственный реестр
(регистр) предприятий, организаций, учреждений и объединений (ЕГРПО). Цель его
создания - обеспечение единого государственного учета предприятий и
организаций, формирование информационного фонда.
Рынок труда связывает различные отрасли экономики. Количество трудовых
ресурсов в обществе относительно постоянно, т.е. трудовые ресурсы нельзя
получить ниоткуда. Если в отрасли А увеличивается спрос на рабочую силу и
уровень заработной платы, то работникам выгодно работать именно в этой отрасли,
поскольку рабочие получат более высокий доход, нежели в других отраслях. В
данной ситуации наблюдается перелив рабочей силы из одной отрасли в другую, то
есть если в отрасли А повышается спрос на рабочую силу, то в отрасли Б при
неизменном спросе и уровне заработной платы предложение рабочей силы начинает
падать.
Любой человек стремится к лучшему и большему. Чем сильнее человек хочет
быть лучше, жить лучше, иметь самое лучшее, тем побудительные мотивы к труду
растут, тем выше становится коэффициент Джини. Существование абсолютного
равенства не стимулирует человека на «выделение из толпы», не заставляет его
становится лучше, тем самым не подвергает его на получение большего, нежели
другие, дохода. В данной ситуации трудовые усилия общества не стимулируются.
Спрос и предложение на рынке рабочей силы зависит прежде всего от цены на
продаваемый товар. Так как здесь также действует закон спроса и закон
предложения. Цена, выплачиваемая за использование рабочей силы, называется
заработной платой. Если рассматривать размеры заработной платы у различных
людей, занятых в разных фирмах, то окажется, что у всех она различается. При
однородном составе предлагаемой рабочей силы, одинаковой привлекательности
рабочих мест и абсолютно конкурентных рынках труда все нанятые работники
получили бы одинаковую заработную плату, выраженную ставкой минимальной
заработной платы, установленной государством. Но так как все работники
отличаются друг от друга по уровню образования, профессиональных навыков,
способностью и здоровьем, то ставки заработной платы значительно различаются.
В реальности установленный размер минимальной заработной платы носит
условный характер, например, не отражает прожиточный минимум населения
различных регионов. Установление минимума заработной платы необходимо для
определения ряда штрафных санкций, сетки различных тарифов, сетки по
установлению заработной платы (например, штраф составляет две минимальные
заработные платы).
Данные статистики отражают состояние (уровень) изучаемого явления на
определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени, а
также качественные сдвиги в процессе развития. Абсолютные цифры численности
населения имеют ознакомительное значение; их сопоставления друг с другом
позволяют выявить определенную тенденцию в изменении численности населения.
Следовательно, называя то или иное статистическое число, всегда
указывают, какое явление изучается, время и место, в границах которых оно
наблюдается, в каких единицах измерения выражается его величина.
Статистика труда является важной составной частью как экономической, так
и социальной статистики. Статистика рынка труда, отрасль экономической
статистики, изучающая количественные закономерности массовых явлений в области
воспроизводства трудовых ресурсов и эффективности их использования. Статистика
труда разрабатывает и анализирует показатели занятости, организации и условий
труда, качественного состава работающих (распределение их по полу, возрасту,
образованию, профессиям и др.), производительности труда, механизации труда,
использования рабочего времени, оплаты труда и некоторые показатели уровня жизни
трудящихся. В состав статистики рынка труда входят также данные о мероприятиях
по повышению квалификации, переобучению, трудоустройству, статистика вынужденно
работающих неполную рабочую неделю, статистика забастовок, выплаты пособий на
детей, статистика надомников, временно привлеченных работников и т.п.
Статистика труда тесно связана с другими областями статистики:
статистикой производственных отраслей, услуг, системой национальных счетов,
демографией, поскольку показатели численности работников и их оплаты труда,
трудовых затрат являются важным элементом характеристики состояния экономики в
целом и деятельности отдельных ее отраслей.
Действующая в настоящее время система статистики труда сформировалась в
первой половине 90-х годов в ходе реализации Государственной программы перехода
Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и
статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики [6, с.
214].
Смена экономической формации в России создала предпосылки для функционирования
рынка труда, который становится главным инструментом измерения предложения и
спроса на рабочую силу, ее избытка или недостаточности, распределения между
секторами экономики, отраслями и регионами.
В настоящее время главным учетно-статистическим центром в стране является
Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).
Он осуществляет руководство российской статистикой в соответствии со ст.71
Конституции Российской Федерации. В его задачи входит представление официальной
статистической информации Президенту, Правительству, Федеральному собранию,
федеральным органам исполнительной власти, общественным и международным
организациям, разработка научно обоснованной статистической методологии,
координация статистической деятельности федеральных и региональных органов
исполнительной власти, анализ экономико-статистической информации, составление
национальных счетов и балансовых расчетов.
Система органов государственной статистики образована в соответствии с
административно-территориальным делением страны. В республиках, входящих в
Российскую Федерацию, имеются республиканские комитеты, в автономной области,
автономных округах, краях, а также в областях, в городах Москве и
Санкт-Петербурге действуют государственные комитеты по статистике (комитеты
государственной статистики), в районах (городах) - управления (отделы)
государственной статистики.
Госкомстат РФ выполняет работу по сбору, обработке и анализу научно
обоснованных данных, характеризующих экономическое и социальное развитие
страны, процессы становления многоукладной экономики, ход выполнения
государственных и региональных программ по решению важнейших
народнохозяйственных проблем, эффективность производства. Характеризуя развитие
национальной экономики страны, Госкомстат выявляет соотношения отраслей
экономики, соотношения между размерами производства продукции и размерами ее
потребления, в том числе потребления различных видов продукции на душу
населения, отражает достигнутый уровень - валового внутреннего и валового национального
продукта, национальный доход и т.д. Этой информацией обеспечиваются
законодательная власть, исполнительные, управленческие и хозяйственные органы.
Одновременно с этим Госкомстат занимается совершенствованием методологии учета
и статистики, разрабатывает формы отчетности. В настоящее время особое значение
придается формированию бухгалтерских и статистических показателей в
соответствии с требованиями международного бухгалтерского учета и системы
национальных счетов (СНС), поскольку эта система наиболее полно отвечает
требованиям рыночных отношений. Методы сбора и обработки статистических данных,
методология исчисления статистических показателей, установленные Госкомстатом
России, являются официальными стандартами Российской Федерации.
Органы государственной статистики выполняют переписи и единовременные
учеты, необходимые для глубокого изучения отдельных сторон экономики и образа
жизни населения; публикует данные об экономическом и социальном развитии страны
и отдельных ее регионов, данные по международной статистике и международным
сопоставлениям.
В связи с переходом на принятую в международной практике систему учета и
статистики в России создан и функционирует Единый государственный реестр
(регистр) предприятий, организаций, учреждений и объединений (ЕГРПО). Цель его
создания - обеспечение единого государственного учета предприятий и
организаций, формирование информационного фонда.
Информация о рынке труда является важным инструментом при разработке
экономической и социальной политики государства.
Основными задачами статистики рынка труда на современном этапе являются:
изучение текущих данных об экономически активном населении, занятости,
безработице, структуры занятости по отраслям и профессиям;
исследование данных о движении рабочей силы;
изучение данных о затратах на рабочую силу, их структуры и динамики;
изучение данных о фондах времени, их структуре, а также расчет
показателей использования рабочего времени;
изучение данных о трудовых конфликтах, а также расчет показателей,
характеризующих трудовые конфликты по отраслям, причинам возникновения и др.
[9, с. 120].
Рынок труда - система экономических, социальных, организованных и
правовых мер и институтов, координирующих и регулирующих распределение и
использование рабочей силы.
Для изучения рынка труда используются различные показатели,
характеризующие это явление.
Трудовые ресурсы (ТР) - это население в трудоспособном возрасте (за
исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп и лиц, получающих
пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица в нетрудоспособном
возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в
экономике. Согласно действующему в России законодательству, трудоспособный
возраст для мужчин - от 16 - до 59, женщин - от 16 до 54 лет включительно. В
составе ТР выделяются три группы населения: занятые, учащиеся и лица в
трудоспособном возрасте, не занятые в экономике. Сама занятость в соответствии
с "Законом о занятости населения в РФ" (1996 г.) понимается как
деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащая законодательству страны и приносящая им, как
правило, заработок, трудовой доход. Статистика предлагает следующие показатели
для изучения ТР и структуры всего населения на макроуровне: общая численность
ТР, их состав и отраслевая структура; динамика (абсолютный прирост, темпы роста
и прироста с выделением естественного и механического движения ресурсов,
интенсивность их воспроизводства (соотношение абсолютного прироста трудовых
ресурсов за год к средней годовой их численности); коэффициенты общей
(демографической) и пенсионной нагрузки населения в трудоспособном возрасте;
коэффициенты трудоспособности всего населения и населения в трудоспособном
возрасте; коэффициенты занятости всего населения и трудоспособного населения.
Можно определить и прогнозную численность ТР на небольшой срок [10, с. 206].
Экономически активное население (ЭАН), или рабочая сила, часть населения
в возрасте, установленном для измерения его экономической активности (в России -
от 15 до 72 лет), обеспечивающая предложение рабочей силы для производства
товаров и услуг.
В международных статистических стандартах говориться о том, что термин
«экономически активное население» может иметь два значения в зависимости от
продолжительности периода, к которому оно применяется. Если определяется
экономически активное население за короткий период, равный неделе или дню, то
подразумевается население, активное в данный период, к которому применяется
также термин «рабочая сила», если за длительный период - то подразумевается
обычно активное население.
1.2 Определение численности и состава занятых
лиц
В основу категорий, рассматриваемых в настоящем разделе, положены
определения, принятые международными конференциями по статистике труда, и рекомендации
МОТ, при этом учтены национальные особенности России.
Экономически активное население (рабочая сила) есть часть населения,
обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
Численность экономически активного населения включает занятых и безработных и
измеряется по отношению к обследуемому периоду.
Уровень экономической активности населения - это доля экономически
активного населения в общей численности населения.
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также
лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или
неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу,
самостоятельно либо у отдельных граждан, независимо от сроков получения
непосредственной оплаты или дохода за свою должность. Не включаются в состав
занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные
работы, полученные через службу занятости, а также учащиеся и студенты, выполняющие
оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений;
б) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы; ухода за
больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или
отгулов; возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни;
работы по специальному графику; нахождения в резерве (что имеет место при
работе на транспорте); установленного Законом отпуска по беременности, родам и
уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного
отпуска;
отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе
администрации; забастовки, других подобных причин.
в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. К безработным
относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или
коммерческие службы занятости, использовали или помещали объявления в печати,
непосредственно обращались к администрации предприятий (работодателям),
использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного
дела;
в) были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены одновременно все три
критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся
по направлению службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды
учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были
готовы приступить к ней, в соответствии с критериями, изложенными выше.
В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью,
зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу или признанных
безработными.
Уровень безработицы - это удельный вес безработных в численности
экономически активного населения.
Продолжительность безработицы - промежуток времени, в течение которого
человек ищет работу (с момента начала поиска работы и до момента
трудоустройства или до наступления рассматриваемого периода), используя при
этом любые способы.
Экономически активное население классифицируется по статусу занятости, по
которому определяется положение индивидуума в обществе.
Критерием при определении статуса является вид взаимоотношения лица,
наделенного определенными полномочиями с другими работниками предприятия.
Классификация по статусу в занятости включает следующие группы:
) Наемные работники - лица, выполняющие работу по найму, которые
заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с
руководителями предприятия любой формы собственности или определенным лицом об
условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме
оплату наличными деньгами, либо в натуральной форме. По длительности найма
наемные рабочие делятся на постоянные, временные, сезонные и нанятые на
случайную встречу.
) Лица, работающие не по найму. К ним относятся:
работодатели - лица, постоянно работающие на собственном частном
предприятии;
лица, занимающиеся профсоюзной деятельностью или ремеслом на
самостоятельной основе;
лица, работающие самостоятельно либо с одним или несколькими партнерами,
осуществляющие деятельность, приносящую доход и не использующие труд наемных
рабочих на постоянных условиях;
неоплачиваемые работники семейных предприятий;
члены коллективных предприятий.
) Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости.
Экономически неактивное население - население, которое не входит в состав
рабочей силы, включая лиц младше возраста, установленного для измерения
экономически активного населения. Величина экономически неактивного населения
также измеряется по отношению к обследуемому периоду. Эту часть населения
составляют следующие категории:
а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные
заведения (включая дневную аспирантуру и докторантуру);
б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также
получающие пенсии по потере кормильца при достижении ими пенсионного возраста;
в) лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, III групп);
г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными
родственниками и т.д.;
д) отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, которые прекратили поиск работы,
исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
е) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от
источника их дохода.
Статус занятости определяется для экономически активного населения (т.е.
как для занятых, так и для безработных).
Экономически активное население делится на следующие группы.
1. Наемные
работники, деятельность которых управляется или осуществляется согласно
установленному набору правил. При этом основные фонды, некоторые или все
инструменты, рабочие помещения, как правило, являются собственностью других
лиц.
2. Лица,
самостоятельно обеспечивающие себя работой. Сюда относятся следующие четыре
категории: работающие на индивидуальной основе, работодатели, неоплачиваемые
работники семейных предприятий, члены коллективных предприятий. Оплата их труда
непосредственно зависит от дохода, получаемого в результате производства
товаров и услуг. Эти лица принимают управленческие решения, влияющие на
деятельность предприятий, либо делегируют эти полномочия, но за собой оставляют
ответственность за благополучие предприятия.
Классификация по статусу в занятости осуществляется исходя из следующих
определений.
. Наемные
работники - это лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт
или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности
либо отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают
оговоренную при найме оплату наличными деньгами или натурой.
Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица,
включая директоров и управляющих предприятий, служителей религиозных культов,
также считаются наемными работниками.
2. Лица,
работающие на индивидуальной основе, - это лица, самостоятельно осуществляющие
деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или
использующие его лишь на очень короткий срок (сезонные и случайные работы).
3. Работодатели - это
лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой, а также
лица, занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной
основе и постоянно использующие труд наемных работников.
Работодателем является управляющий семейным предприятием, если его семья
владеет предприятием без раздела на доли владения между членами семьи и на
постоянной основе использует труд наемных работников для осуществления
производственной деятельности. Свои управленческие функции работодатель может делегировать
наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие
предприятия.
4. Неоплачиваемые
работники семейных предприятий - это лица, работающие без оплаты на частных
семейных предприятиях, которыми владеют родственники.
5. Члены коллективных
предприятий - это лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами
коллектива собственников, владеющих этими предприятиями.
Среди членов коллективных предприятий различаются следующие подгруппы:
члены производственных кооперативов, колхозники, члены товариществ, члены
других коллективных предприятий.
Лица, не поддающиеся классификации по статусу в занятости, - это
безработные, ранее не занятые приносящей доход трудовой деятельностью, или
лица, информация о которых не дает возможности отнести их к той или иной группе
по статусу в занятости.
Наемные работники распределяются по двум подгруппам:
а) гражданское население;
б) военнослужащие.
К военнослужащим относятся лица, имеющие воинское звание и находящиеся на
действительной воинской службе по контракту или призыву. К военнослужащим не
относятся лица, состоящие на службе в органах внутренних дел в качестве
рядового или начальствующего состава, которым присвоены специальные звания
«милиции», «внутренней службы», «юстиции». Обучение в военных учебных
заведениях дневной формы обучения не является оплачиваемой формой занятости,
доходным занятием и не рассматривается как временное отсутствие на предприятии,
в организации.
Наемные работники распределяются по подгруппам также по длительности найма
на работу:
а) постоянные работники. Среди них выделяются работники, у которых
трудовой договор не определяет продолжительности найма, и работники, у которых
трудовой договор определяет продолжительность найма, но она достаточно велика
для отнесения их к временным работникам или нанятым на случайные работы;
б) временные работники;
в) сезонные работники;
г) работники, нанятые на случайные работы. Основная и дополнительная
работа (доходное занятие) определяется для всех лиц, относящихся к категории
занятых и имеющих более одной работы (занятия). Основной является работа на том
предприятии (учреждении), в подразделении которого находится трудовая книжка.
При ее отсутствии - та работа, которую само лицо считает основной или на
которой отработано наибольшее количество часов.
В случае внутреннего совместительства основной считается работа в
пределах нормальной продолжительности рабочего времени для данного вида работ.
Дополнительной работой может быть совместительство любого рода, другая
работа по контракту или случайная, разовая работа.
Дополнительной не считается работа на нескольких предприятиях, если она
предусмотрена родом деятельности по основному месту работы, т.е. командировки,
выполнение сельскохозяйственных работ по направлению предприятия и т.п., а также
работа в личном подсобном хозяйстве, на садовом участке для удовлетворения
собственных нужд, а не для продажи.
Неполная видимая занятость определяется количеством лиц наемного труда,
вынужденных работать (по инициативе администрации, работодателя, а также из-за
отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке рабочей силы) меньше
установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени в
рассматриваемый период времени. Это лица, вынужденно работающие «с неполной
рабочей неделей» или «с неполным рабочим днем», когда по условиям трудового
договора работники трудятся меньше часов, чем установлено распорядком, графиком
на данном предприятии или законодательством для данной категории работников
(например, вместо восьми часов - четыре), либо уменьшается количество рабочих
дней против 5 (6) дней рабочей недели и, следовательно, часов работы в неделю.
При этом работники, как правило, ищут дополнительную работу или готовы работать
дополнительно.
Группировка статистических данных.
Группировка - это разбиение совокупности на группы, однородные по
какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка
- это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по
каким-либо признакам.
Устойчивое разграничение объектов выражается классификацией.
Классификация - это как бы стандарт, в котором каждая атрибутивная запись может
быть отнесена лишь к одной группе или подгруппе. Классификация основывается на
самых существенных признаках, которые меняются очень мало.
Метод группировки основывается на двух категориях - группировочном
признаке и интервале.
Группировочный признак - это признак, по которому происходит объединение
отдельных единиц совокупности в однородные группы. Классификация и группировка
должны производиться на вполне объективных и легко распознаваемых признаках
[11, с. 75].
Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он
представляет собой промежуток между максимальным и минимальным значениями
признака в группе. Интервалы бывают:
равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в
каждом интервале одинакова;
неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а
верхний интервал часто не закрывается вовсе;
открытые, когда имеется только либо верхняя, либо нижняя граница;
закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы.
Статистические группировки и классификации преследуют цели выделения
качественно однородных совокупностей, изучения структуры совокупности,
исследования существующих зависимостей. Каждой из этих целей соответствует
особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).
Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики
социально-экономических типов (частных подсовокупностей). Структурная дает
возможность описать составные части совокупности или строение типов, а также
проанализировать структурные сдвиги. Аналитическая (факторная) группировка
позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками [8, с. 98].
Ряд динамики - это последовательность упорядоченных во времени числовых
показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления. Всякий ряд
динамики включает два обязательных элемента: во-первых, время и, во-вторых,
конкретное значение показателя, или уровень ряда.
1.3 Система показателей, характеризующих уровень
и динамику занятости и безработицы
Для оценки ситуации на рынке труда используется система таких показателей
как абсолютная численность экономически активного населения, занятых и
безработных, а также рассчитываемые для аналитических целей коэффициент
экономически активного населения, уровни занятости и безработицы, коэффициенты
нагрузки на одного занятого в экономике и пенсионной нагрузки, уровень
вакантности и коэффициент напряженности на рынке труда.
В международной статистике исходным показателем для анализа занятых
является коэффициент (уровень) экономической активности населения - доля
численности экономически активного населения в общей численности населения
страны на определенную дату
(1.1)
где
S - среднегодовая численность всего населения;эк.ак - среднеговодовая
численность социально-активного начеления.
Количественно
занятость характеризуется коэффициентом (уровнем) занятости, в расчете на общую
численность трудовых ресурсов:
(1.2)
где
Sтр - среднеговодовая численность трудовых ресурсов;зан - среднеговодовая
численность занятного населения;
в
расчете на трудоспособное население:
(1.3)
где
Sтр - среднеговодовая численность трудоспособного возраста;
в
расчете на экономически активное население [6,
с. 58]:
(1.4)
Коэффициент
пенсионной нагрузки:
(1.5)
где
Sп - численность пенсионеров по старости и инвалидности.
Уровень
вакантности определяется по формуле
(1.6)
где
Nвак - число вакантных мест.
Этот
показатель позволяет определить в каждый данный момент, сколько занятых
приходится на одну вакансию [6, с. 59].
Коэффициент
напряженности на рынке труда [7, с. 231]:
(1.7)
Данные
показатели применяются для детального статистического исследования рынка труда,
как единого целого, так и по регионам, секторам и отраслям экономики, формам
собственности, видам и формам деятельности.
Статистика
рынка труда использует в своей практической деятельности методы,
разрабатываемые общей теорией статистики.
Для
сбора необходимой статистической информации о ситуации занятости применяют
метод статистического наблюдения, которое позволяет в определенные сроки
получить необходимую информацию по заранее разработанной программе. Для получения
этой информации используются все виды сплошного и не сплошного наблюдения.
Выбор метода наблюдения зависит от множества факторов, таких как цели
исследования, программы исследования, наличия материальных, финансовых и
трудовых ресурсов.
После
получения информации осуществляется ее контроль. При этом статистика занятости
и безработицы использует следующие виды контроля:
синтаксический,
при котором проверяется полнота охвата объектов наблюдения; полнота заполнения
всех необходимых граф и строк; наличие необходимых реквизитов: адреса, даты,
подписей, печатей;
арифметический,
который основан на количественных взаимосвязях показателей;
логический,
который базируется не на количественных, а на качественных взаимосвязях [1, с. 64].
После
проверки качества полученной статистической информации осуществляется ее сводка
и группировка.
Сводка
статистических данных заключается в получении групповых и общих итогов по
заранее составленной программе.
Группировка
представляет расчленение изучаемой совокупности единиц на однородные группы в
соответствии с изучаемым признаком, который может быть как количественным, так
и качественным. Таким образом, количественные группировки основаны на
признаках, имеющих количественное выражение (например, группировка по
численности занятых в экономике), а в основе качественных группировок лежат
показатели, которые не могут иметь количественного выражения (например,
группировка численности трудоспособного населения по социально-профессиональным
группам).
Тесноту
взаимосвязи показателей статистики рынка труда с другими экономическими
показателями изучают, главным образом, при помощи проведения
корреляционно-регрессионного анализа. Показатели корреляции позволяют дать
количественную оценку тесноты связи показателей занятости и безработицы с другими
экономическими показателями (валовым внутренним продуктом, основным капиталом,
инвестициями, экспортом и импортом товаров и услуг). Показатели регрессии дают
возможность получить количественную оценку зависимости результативного
показателя от факторного [2, с. 87].
Для
характеристики явлений и процессов на рынке труда широко применяется индексный
метод. С одной стороны, он позволяет изучать динамику показателей занятости и
безработицы, а с другой стороны, индексный факторный анализ дает возможность определить
количественное влияние факторного признака на показатель результата, например,
прирост валового внутреннего продукта за счет численности занятых.
Для
изучения тенденций явлений и процессов, происходящих в сфере занятости
населения, статистика рынка труда применяет метод анализа динамических рядов.
Выявленные при этом тенденции в динамике развития показателей статистики
трудовых ресурсов служат исходным материалом для их интерполяции и
экстраполяции тренда.
При
осуществлении классификации единиц изучаемой совокупности по нескольким
признакам статистика занятости и безработицы использует кластерный анализ,
который позволяет объединить эти единицы (например, страны или экономические
регионы) в относительно однородные группы (кластеры), каждая единица которых
имеет показатели, близкие к среднегрупповым (например, группировка регионов по
уровню занятости).
Результаты
сбора, обработки и анализа статистической информации представляются обычно в
виде статистических таблиц и графиков (диаграмм и статистических карт). Общая
теория статистики разрабатывает основные принципы построения этого
инструментария. Статистика рынка труда использует эти принципы при изложении
промежуточных и окончательных итогов анализа показателей трудовых ресурсов [1, с. 76].
Особое
место в статистическом изучении ситуации занятости занимает балансовый метод,
который дает возможность получить промежуточные показатели в период между
единовременными обследованиями. Кроме того, он характеризует наличие, движение
и использование трудового потенциала, в частности, баланс занятого населения и
его использования по отраслям и секторам экономики. Балансовый метод позволяет
увязать наличие трудоспособного населения с его использованием и определить
избыток или недостаток рабочей силы в экономике.
1.4 Основные показатели статистики безработицы
Основные показатели безработицы: уровень общей безработицы, уровень
зарегистрированной безработицы и продолжительность безработицы.
Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к числу
занятых и безработных (в процентах) по следующей формуле:
(1.8)
где
УБ - уровень безработицы;
З
- число занятых;
Б
- число безработных.
Уровень
регистрируемой безработицы, определяемый отношением численности безработных,
зарегистрированных в органах службы занятости, к численности экономически
активного населения [14, с. 185]:
(1.9)
где
Урб - уровень регистрируемой безработицы;
Чрб
- численность зарегистрированных безработных;
Чзан
- численность экономически активного населения;
Этот
показатель носит административный характер. Если человек пришел в службу
занятости, его зарегистрировали, поставили на учет. Он приходит в службу
занятости, отмечается, ему выплачивают пособие. Такие люди считаются
безработными в рамках административной системы.
Длительность
безработицы характеризуется временем нахождения без работы и определяется как
средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных или отдельных
их категорий или безработных отдельных территорий и т.п. Когда длительность
периода поиска работы превышает календарный год, безработица считается опасной,
«застойной».
По
карточкам персонального учета обратившихся за помощью в трудоустройстве может
быть определена общая продолжительность трудоустройства граждан
(человеко-дней). Продолжительность трудоустройства рассчитывается по всем
гражданам, трудоустроенным в отчетном году, исходя из данных о дате снятия с
учета по причине трудоустройства и о дне регистрации обратившегося за
трудоустройством. На основании данного показателя можно определить среднюю
продолжительность трудоустройства граждан за год, используя формулу:
(1.10)
Аналогично
по всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая
продолжительность трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом
продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека
как "безработный" до снятия с учета по причине его трудоустройства.
(1.11)
Далее
этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности
трудоустройства безработных в днях (путем деления его на общее число
безработных, трудоустроенных в отчетном году). Для прогнозных расчетов
численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы
службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через
число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного
населения в трудоспособном возрасте.
Уровень
общей безработицы, который определяется как удельный вес безработных в
численности экономически активного населения (ЭАН) на начало (конец) периода
или в среднем за год.
Нередко
уровень безработицы определяется как удельный вес безработных в общем объеме
трудовых ресурсов. Приведенная взаимосвязь показателей справедлива лишь в
целом. В ряде случаев возможны их нарушения, если в составе безработных
окажется, велика доля лиц нетрудоспособного возраста (например, пенсионеров,
ищущих работу и готовых к ней приступить), ибо возрастные границы для категорий
трудовые ресурсы и экономически активное население не совпадают. Однако в
большинстве случаев приведенные равенства имеют место.
Сумма
показателей уровней занятости и безработицы в трудовых ресурсах дает удельный
вес экономически активного населения в трудовых ресурсах. Недостающие до 100
проценты - экономически не активное население, которое не входит в состав
рабочей силы. Поскольку численность экономически активного населения, численность
занятых и безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей
характеризуется следующим образом:
(1.12)
где
Кэ - коэффициент роста численности экономически активного населения;
Кз
и Кб - коэффициенты роста численности занятых и безработных;
Уз0
и Уб0 - уровни занятости и безработицы в базисном периоде.
Темп
динамики общей численности безработных определяется показателями темпов роста.
Изменения в уровне безработицы хотя и могут быть измерены коэффициентами роста,
но нагляднее характеризовать их в виде абсолютных приростов, выраженных в
процентных пунктах. Изменение в пунктах уровня безработицы можно определить,
основываясь на модели динамики численности экономически активного населения:
(1.13)
где
ΔУб - абсолютное изменение уровня безработицы,
выраженное в процентных пунктах.
Также
при анализе безработицы исследователи рассчитывают такой показатель, как ущерб
от безработицы. С практической точки зрения важное значение имеет оценка потерь
от безработицы, т.к. она позволяет получать представление о последствиях
социально-экономического явления. Одним из способов является следующая формула:
(1.14)
где
Уб - это ущерб от безработицы,
Тб
- численность безработного населения,
З
- численность занятого населения.
Ущерб
от безработицы характеризует недопроизведенное ВВП, связанное с наличием
безработицы. Статистика рынка труда показала следующие результаты. Количество
безработных в 2010 году в Республике Татарстан составило 126562 человек. Только
в период нестабильной экономической ситуации в 2009 году данный показатель
демонстрировал высокий результат - 169009 человек, что было максимальным
значением за последние 8 лет. Анализируя количество безработных в городе
Набережные Челны, в 2010 году он составил 7787 человек. Аналогичная ситуация
наблюдалась и в Набережных Челнах, как и в Республике, поскольку количество
безработных в 2009 году составил 14438 человек.
Более
глубокие анализ, основанный на расчетах, продемонстрировано в практической
главе.
2. Решение практических задач статистики рынка труда
.1 Расчет уровня безработицы в городе Набережные
Челны
Дано:
Имеются следующие данные численности безработных и экономически активного
населения:
Таблица 2.1 Данные численности безработных и экономически активного
населения в городе Набережные Челны
Отчетная дата
|
Численность безработных,
чел.
|
Численность экономически
активного населения, чел.
|
01.12.2009
|
12737
|
314493,82
|
01.01.2010
|
14438
|
314553,37
|
01.02.2010
|
14976
|
314621,84
|
01.03.2010
|
16136
|
314541,91
|
01.04.2010
|
16967
|
270175,15
|
01.05.2010
|
16580
|
270473,08
|
01.06.2010
|
13065
|
240607,73
|
01.07.2010
|
13065
|
270496,89
|
01.08.2010
|
12005
|
270382,88
|
01.09.2010
|
10829
|
270049,87
|
01.10.2010
|
9438
|
270429,79
|
01.11.2010
|
8337
|
270681,81
|
01.12.2010
|
8060
|
270469,79
|
01.01.2011
|
7787
|
270381,94
|
01.02.2011
|
7451
|
269963,76
|
01.03.2011
|
7341
|
269889,7
|
01.04.2011
|
6661
|
270772,35
|
01.05.2011
|
5240
|
239269,4
|
01.06.2011
|
4481
|
230979,38
|
01.07.2011
|
4481
|
269939,75
|
01.08.2011
|
3982
|
270884,35
|
01.09.2011
|
3616
|
269850,74
|
01.10.2011
|
3524
|
271076,92
|
01.11.2011
|
3631
|
270970,14
|
01.12.2011
|
3431
|
270157,48
|
Задание:
. определить уровень безработицы за анализируемый период (01.12.2009 -
01.12.2011 гг.);
. сравнить и проанализировать абсолютное изменение уровня безработицы за
01.12.2010 и 01.12.2011.
Решение:
. Рассчитаем уровень безработицы для каждого отчетного года.
Для вычислений воспользуемся следующей формулой:
.
Результаты
расчетов приведены в итоговой расчетной таблице, где каждый показатель был
рассчитан по аналогии с вышеприведенным:
Таблица
2.2 Уровень безработицы в городе Набережные Челны
Отчетная дата
|
Уровень безработицы, %
|
01.12.2009
|
4,05
|
01.01.2010
|
4,59
|
01.02.2010
|
4,76
|
01.03.2010
|
5,13
|
01.04.2010
|
6,28
|
01.05.2010
|
01.06.2010
|
5,43
|
01.07.2010
|
4,83
|
01.08.2010
|
4,44
|
01.09.2010
|
4,01
|
01.10.2010
|
3,49
|
01.11.2010
|
3,08
|
01.12.2010
|
2,98
|
01.01.2011
|
2,88
|
01.02.2011
|
2,76
|
01.03.2011
|
2,72
|
01.04.2011
|
2,46
|
01.05.2011
|
2,19
|
01.06.2011
|
1,94
|
01.07.2011
|
1,66
|
01.08.2011
|
1,47
|
01.09.2011
|
1,34
|
01.10.2011
|
1,3
|
01.11.2011
|
1,34
|
01.12.2011
|
1,27
|
Из проведенных расчётов, можно сделать следующий вывод: уровень
безработицы с 01.12.2009 по 01.12.2011 гг. уменьшился и находится на низком
уровне по причине принятия местными властями мер по созданию дополнительных
рабочих мест в период нестабильной экономики в 2009-2011 гг.
. Сравним уровни безработицы за 01.12.2010 и 01.12.2011 гг.
Тем
самым, можно сказать, что уровень безработицы в Набережных Челнах в 01.12.2010
году было выше по отношению к аналогичному показателю 01.12.2011 года. Об этом
факте свидетельствует тренд изменения уровня безработицы.
Абсолютное
изменение уровня безработицы составила 1,71%. Следовательно, можно
предположить, что на рынке труда Набережных Челнов стабильная ситуация.
2.2 Расчет нагрузки незанятых трудовой
деятельностью граждан Набережных Челнов
Дано:
Имеются следующие данные численности безработных и экономически активного
населения:[]
Таблица 2.3 Данные численности безработных и экономически активного
населения в городе Набережные Челны
2012
|
Число незанятых граждан,
состоящих на учете в службе занятости, человек
|
Потребность предприятий в
работниках, заявленная в службы занятости, человек
|
январь
|
3708
|
4021
|
февраль
|
3740
|
4179
|
март
|
3879
|
4169
|
апрель
|
3810
|
4905
|
май
|
3598
|
6319
|
июнь
|
3270
|
6386
|
июль
|
2932
|
7056
|
август
|
2894
|
7097
|
сентябрь
|
2878
|
7219
|
октябрь
|
3088
|
6812
|
Задание:
. определить нагрузку незанятого населения на одну заявленную вакансию на
каждый анализируемый месяц 2012 года;
. сделать соответствующие выводы.
Решение:
. Рассчитаем нагрузку незанятого населения на одну заявленную
вакансию для каждого месяца 2012 года. Единица измерения - человек.
2. Коэффициент напряженности на рынке труда:
Для вычисления требуемых показателей воспользуемся следующей формулой:
.
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:
Июнь:
Июль:
Август:
Сентябрь:
Октябрь:
.
Сделаем соответствующие выводы согласно полученным результатам.
Из
проведенных расчетов, можно сделать следующий вывод: нагрузка незанятого
населения на одну заявленную вакансию с января по октябрь 2012 года находятся
на разных уровнях, но зато показатель ниже 1. Данный факт позволяет сделать
вывод, что на рынке труда Набережных Челнов имеется достаточное количество
вакантных мест для всех людей, обратившихся на Биржу труда города. Если с
первого полугодия уровень нагрузки характеризовалась соотношением один человек
(зарегистрированный на Бирже труда Набережных Челнов) на одно вакантное место,
то в конце 2012 года ситуация и напряжение ослабло и была установлена рекордная
в текущем году величина - один человек на два вакантных места в октябре.
Правительство
Набережных Челнов активно работает в данном направлении и создает
дополнительные рабочие места для снижения социально-экономической нагрузки.
Заключение
В данной контрольной работе дан анализ как научно-теоретических, так и
практических аспектов такого составного элемента рыночной экономики, как рынок
труда, а также намечены пути совершенствования его статистического изучения.
На рынке труда сталкиваются интересы трудоспособных людей и
работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и
частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко
выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные
потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда
устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным
следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в
целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Занятость населения составляет необходимое условие для его
воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества
на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их
трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.
Поэтому данные статистики труда востребованы. Они необходимы для
построения прогнозов и разработки на их основе стратегии занятости населения и
развития рынка труда.
В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным
стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие
характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный
уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем
занятости, что обусловливает наличие безработицы.
Официальные данные, к сожалению, не отражают истинного положения в сфере
занятости в России. В то же время масштабы безработицы в стране не следует
преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой»
занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной
торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные
в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры).
Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и
автомобилей, строительство дач и др.), которые нередко осуществляются без
регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования
рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях,
развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования
условий и оплаты труда.
Если до недавнего времени правительство России не обращало должного
внимания на проблему безработицы населения, то в настоящее время этот вопрос
стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные
программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование
рыночных механизмов регулирования занятости:
программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих
мест;
программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
программы содействия найму рабочей силы;
программы по социальному страхованию безработицы.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной
занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка
труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться
применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки
производства, эффективной социальной политики.
Статистика рынка труда показала следующие результаты. Количество
безработных в 2010 году в Республике Татарстан составило 126562 человек. Только
в период нестабильной экономической ситуации в 2009 году данный показатель
демонстрировал высокий результат - 169009 человек, что было максимальным
значением за последние 8 лет.
Анализируя количество безработных в городе Набережные Челны, в 2010 году
он составил 7787 человек. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Набережных
Челнах, как и в Республике, поскольку количество безработных в 2009 году
составил 14438 человек.
В первом разделе контрольной работы рассмотрены теоретические основы рынка
труда, приведена статистическая характеристика рынка труда.
Решены статистические задачи, такие как: расчет уровня безработица в
городе Набережные Челны, расчет нагрузки незанятых трудовой деятельностью
граждан на одну заявленную вакансию в городе Набережные Челны. Задачи решены с
помощью формул, которые приведены в первой главе.
В заключение, можно сказать что, все задачи, поставленные в начале
работы, достигнуты и раскрыты.
безработица
трудовой рынок занятость
Список использованных источников
1. Башкатов
Б.И. Международная статистика рынка труда: Учеб. Пособие / Б.И. Башкатов. - М.:
Изд-во МЭСИ, 2010. - 198 с.
2. Буланова
В.С. Рынок труда: учебник для вузов. / В.С. Буланов. - М.: Бином - Пресс, 2011.
- 210 с.
. Васильева
Э.К. Статистика: учебник для вузов по эконом. специальностям / Э.К. Васильева,
В.С. Лялин. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 399 с.
. Годин
А.М. Статистика: учебник для вузов / А.М. Годин. - Изд. 5-е, перераб. и испр..
- М. : Дашков и К , 2007. - 459 с.
. Головач
А.В. Финансовая статистика: Учебное пособие. - К., МАУП, 2009. - 281 с.
. Гореева
Н.М. Социально-экономическая статистика. Практикум / Н.М. Гореева, Л.Н.
Демидова, Л.М. Клизогуб. - М.: Эксмо, 2010. - 164 с.
. Гусаров
В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. / В.М. Гусаров. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,
2009. - 342 с.
. Елисеева
И.И. Общая теория статистики: учебник для вузов / И. И. Елисеева, М.М. Юзбашев;
под ред. И.И. Елисеевой . - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: Финансы и
статистика , 2008. - 655 с.
. Елисеева
И.И. Общая теория статистики. / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. - М.: Финансы и
статистика. 2006. - 480 с.
. Иванов
Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник для студ. вузов. / Ю.Н. Иванов, С.Е.
Казаринов, Г.Л. Громыко. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 298 с.
. Ильенкова
С.Д. Микроэкономическая статистика. / С.Д. Ильенкова. - М.: Финансы и
статистика. 2006. - 544 с.
. Назарова
М.Г. Статистика финансов: Учебник / Под ред. проф. М.Г. Назарова. - М.: Финансы
и статистика, 2007. - 318 с.
. Салин
В.Н. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов. / В.Н. Салин, Е.П.
Шпаковская. - М.: Юристъ, 2010. - 231 с.
. Шмойлова
Р.А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие для эконом. специальностей
вузов / Под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 414 с.
. Шмойлова
Р.А. Теория статистики. / Под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика.
2007. - 576 с.
. Шмойлова
Р.А. Теория статистики: учебник для эконом. специальностей вузов / под ред.
Р.А. Шмойловой. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2009. -
655 с.
. Харченко
Л.П. Статистика: Курс лекций. / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионова и
др.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина. - Новосибирск: Издательство НГАЭиУ, М.:
ИНФРА-М, 2006. - 310 с.
. Уровень
социально-экономического развития регионов РФ за 2009 год // Экономика и жизнь.
- 2010. - № 11. - С. 35-51.
. Официальный
сайт Центра занятости г. Набережные Челны. [электронный ресурс]. - Режим
доступа: #"723987.files/image001.gif"> (П2.1)
где
Кэк.ак. - коэффициент (уровнь) экономически-активного населения;- среднегодовая
численность всего населения;эк.ак - среднеговодовая численность
социально-активного начеления.
Коэффициент
(уровнь) занятости:
(П2.2)
где
Кзан - коэффициент (уровнь) занятости;тр - среднеговодовая численность трудовых
ресурсов;зан - среднеговодовая численность занятного населения.
Среднеговодовая
численность трудоспособного возраста:
(П2.3)
где
Sтр - среднеговодовая численность трудоспособного возраста.
Среднеговодовая
численность экономически-активного населения:
(П2.4)
где
Sэк.ак - среднеговодовая численность экономически-активного населения;эк.ак -
среднеговодовая численность социально-активного начеления.
Коэффициент
(уровнь) пенсионной нагрузки:
(П2.5)
где
Кпн - коэффициент (уровнь) пенсионной нагрузки;п - численность пенсионеров по
старости и инвалидности;зан - среднеговодовая численность занятного населения.
Коэффициент
(уровнь) вакантности:
Продолжение
приложения 2
Кв=
Sзан/Nвак*100, (П2.6)
где
Кв - коэффициент (уровнь) вакантности;вак - число вакантных мест.
Коэффициент
напряженности на рынке труда:
(П2.7)
где
Кн - коэффициент (уровнь) напряженности на рынке труда;незан - среднеговодовая
численность незанятного населения.
Уровень
безработицы:
(П2.8)
где
УБ - уровень безработицы;
З
- число занятых;
Б
- число безработных.
Уровень
регистрируемой безработицы:
(П2.9)
где
Урб - уровень регистрируемой безработицы;
Чрб
- численность зарегистрированных безработных;
Чзан
- численность экономически активного населения;
Средняя
продолжительность трудоустройства граждан:
(П2.10)
Уровень
оборачиваемости населения в службы занятости:
(П2.11)
(П2.12)
где Кэ - коэффициент роста численности экономически активного населения;
Кз и Кб - коэффициенты роста численности занятых и безработных;
Уз0 и Уб0 - уровни занятости и безработицы в базисном периоде.
Абсолютное изменение уровня безработицы, выраженное в процентных пунктах:
(П2.13)
где
ΔУб - абсолютное изменение уровня безработицы,
выраженное в процентных пунктах.
Ущерб
от безработицы:
(П2.14)
где
Уб - это ущерб от безработицы,
Тб
- численность безработного населения,
З
- численность занятого населения.