англиканская церковь, Тайный совет, а также и другие органы дореволюционного государства, исключая самые ненавистные Звездные палаты и Высокой комиссии, а также прежний порядок их образования.
Намерение Карла II и его преемника, Якова II возродить абсолютизм монархов, и симпатии монархов к католицизму вызвали большое недовольство в стране. Восстановление только ускорило распад обыкновенных форм, восстановление которых было обречено на провал.
Парламент, прямо, как и раньше, стал трибуной политического противостояния сторонников оппозиции и короля. В это время парламент сформировали две политические группы. Представители аристократии и дворянства суда, ориентирующиеся на Стюартов, и духовенство образовывали партию "тори". Оппозиция в лице купцов, финансовой буржуазии и дворянства элиты, обогащенное в результате революции, которых содержала промышленная буржуазия, - сформировали партию "вигов". Обе группы были до сих пор не зарегистрирован в организационном плане, и виги и тори впоследствии прошли через ряд демаркации партии и переход их членов из одной группы в другую. Тем не менее, их политические отношения оказали значительное влияние на последующее развитие страны.
Некоторым успехом оппозиции в борьбе против проявлений королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы гражданина и гарантии свободы за морями (Habeas Corpus Act). Закон 1679 года был призван урегулировать возможности тайного убийства короля со сторонниками оппозиционеров, но также он имел наиболее общее значение. Он сделал более простой и упорядоченной процедуру получения приказа суда о предварительной доставке арестованного в суд для принятия решения о заключении. Любой гражданин, который был арестован за "уголовное или представляемое уголовным" преступление (за исключением государственной измены и тяжкого уголовного преступления), имел право лично или через своих представителей обратиться в суд с просьбой в письменной форме выдать приказ "Habeas Corpus", обращенный к шерифу, тюремщику, отвечающему за арест. По приказу "Habeas Corpus", шериф или тюремщик должны были в законный срок привести заключенного в суд, указав истинные причины ареста. После рассмотрения копии приказов на арест и причин содержания под стражей, судья определял мотивы задержания и поручал освободить арестованного под денежный залог и с обязательством явиться в суд в ближайшие сессии для рассмотрения данного дела по своему существу. Исключение составляли случаи, когда человек был арестован по закону за действия, за которые по закону не мог быть принят залог. Кроме этого, если лицо было задержано за государственную измену или тяжелое преступление, "Habeas Corpus" не выдавался. В таком случае работала специальная процедура подачи заявления для анализа дела и отпущения под залог.
Лицо, которое освобождалось по приказу "Habeas Corpus", нельзя было вновь заключать в тюрьму и арестовывать до судебного заседания за то же самое преступление. Было запрещено перемещать задержанного из одной тюрьмы в другую и держать без суда и следствия в тюрьмах заморских колоний Британии.
Закон определял ответственность должностных лиц и судей за невыполнение его требований: большие штрафы в пользу заключенного и увольнение.
Закон 1679 года, вместе с хартией приобрел статус одного из главных конституционных документов Англии, в котором содержался целый ряд принципов демократического и справедливого правосудия: презумпция невиновности, законность процесса в местах лишения свободы, быстрый и эффективный суда, совершаемые с "необходимой правовой процедурой" и на месте преступления. Тогда же можно обратить внимание на историческую ограниченность данного закона. В первую очередь, это нарушение прав лиц, обвиняемых в совершении тяжких уголовных преступлений или участию в них. Во-вторых, для освобождения под залог до суда был необходим денежный депозит, который мог быть весьма большим. В-третьих, закон мог быть приостановлен парламентом, как, в итоге, неоднократно случалось на практике.
Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковной земли, захваченной буржуазией, а также и дворянством, подвела к кратковременному союзу вигов и тори. Случился дворцовый переворот в 1688 году с целью заменить Якова II наиболее "удобным" монархом. Эта революция называется "Славной революцией". Это, по сути, завершило разработку компромисса между фактической правящей в важнейших сферах жизни общества буржуазией и официальной правящей земельной аристократией.
Политическая власть на местах и в центре так и оставалась в руках аристократических землевладельцев в обмен на гарантии финансовых интересов крупной буржуазии. Данный компромисс заложил основы прочного согласия между основными политическими силами по основным вопросам социального и политического развития, которое стало неотъемлемой чертой английской политической культуры в девятнадцатом и двадцатом веках. С этого момента различия между этими силами не должны были иметь "фундаментальный" характер, который был способен нарушить соглашение и политическую устойчивость в английском обществе.
Самым важным политическим итогом такого компромисса стало утверждение конституционной монархии в Англии, получившей консолидацию в двух актах парламента.
Билль о правах 1689 года определил положение парламента в системе правительства. Утверждая верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики, Билль признал незаконным:
) сбор налогов и сборов в пользу короны без соглашения парламента;
) приостановление действия законов и их исполнения без соглашения парламента. Кроме этого, иметь постоянную многочисленную армию в мирное время допускалось только с его разрешения. Билль создал свободу слова и прений в парламенте, свободные выборы в парламент, право обращения граждан с петицией к царю. В нем содержатся специальные указания о том, что парламент должен собираться довольно часто. Впоследствии это положение уточнялось, и срок действия парламента был определен в течение первых 3 лет, а затем - 7 лет.
) Акт об устроении 1701 года.
Акт об устроении, называемый также законом о наследовании, устанавливает порядок наследования и содержит дополнительные уточнения прерогатив исполнительной и законодательной власти. Лица, которые вошли на английский трон, обязаны были совместиться с англиканской церковью. Последующее ограничение королевской прерогативы нашло свое отражение в том, что судьи, которые назначаются короной, могли оставаться на своих позициях при хорошем поведении, и исключались только по представлению двух палат парламента. Чтобы уменьшить степень влияния короны на деятельность палаты, запрещалось сочетание членства в палате общин с занятием должности королевского министра, но это положение было в скором времени отменено. Акт, предусматривал правило о том, что все акты исполнительной власти, в дополнение к подписи короля, нуждались в подписи министров короля (контрассигнации), по чьему совету и с чьего согласия они были приняты. Важным моментом было лишение права царя помиловать его министров, осужденных в порядке импичмента в парламенте.
Таким образом, на рубеже семнадцатого - восемнадцатого веков в Англии получили оформление основные институты буржуазного государственного права: преимущество парламента в законодательной власти. Также парламент признал исключительное право голосовать за бюджет и определить контингент вооруженных сил, а также принцип бессменности судей. Тем не менее, закон XVII-XVIII веков. не решает в итоге вопрос об отношениях между органами власти. Дуализм власти продолжал существовать: ведь не случайно государственная система Англии XVII-XVIII веков обычно характеризуется как дуалистическая монархия. Прерогативой королевской власти не была до сих пор юридически определена. Король сохранил право абсолютного вето на законопроекты, принятые в парламенте, неразделенное право на создание своего правительства и осуществление с помощью правительства своей политики. Концепция триединого парламента (король и две палаты) было теоретически неизменным. Ответственность перед парламентом король не нес, также не несли политической ответственности ни правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который был отделен от Тайного совета в числе коллеги из 5-7 самых важных министров советников царя.
Увеличение масштабов промышленной буржуазии в результате промышленного переворота середины XVIII - начала XIX века привело к ее желанию доминировать в политическом союзе с джентри и финансовой аристократией, в результате чего проводилась дальнейшая модернизация политической системы английского общества. Это обновление, однако, осуществлялось постепенно и медленно, с помощью новых компромиссов, и сопровождалось развитием конституционной монархии от дуалистической к парламентской, формирование парламентской системы.
Основными направлениями эволюции британской монархии в течение восемнадцатого века, заложившими основы британской парламентской модели, являлись дальнейшее ограничение власти короля, а также утверждение новых основ взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью - создание "ответственного правительства". Важнейшей частью этих изменений стало то, что они не были, как обычно, созданы новыми конституционными актами, а разрабатывались во время политической практики и были результатом соревнования двух партий за право создавать "правительство Его Величества". Английская конституция присвоила благодаря этому особую форму и не менее уникальный контент, так как помимо таких источников, как судебные прецеденты и акты парламента, не менее, а иногда и наиболее важное значение приобретали конституционные практики вне закона, не подлежащие судебной защите, иначе именуемые "общепринятые нормы".
Монарх оставался главой государства, но постепенно изменялся только в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты были уже в первые десятилетия XVIII в., особенно во время королей Ганноверской династии (с 1714 года). Право короля отменять законы, которые принимались парламентом, так называемое абсолютное вето, перестало использоваться с 1707 года. Король Георг (1714-1727), который не знал английского, не присутствовал на заседаниях кабинета министров, в результате чего произошли важные последствия для политики. Прежде всего, это "отчуждение" короля от кабинета помогло сосредоточить функции лидерства в руках его кабинета и премьер-министра. Кабинет министров имел право действовать от имени "Его Величества", но практически независимо друг от друга. Положение монарха позднее было установлено максимой, которая гласила, что "король царствует, но не управляет". Тем не менее, влияние на политику монарха часто было чрезмерным. В самом деле потерянные прерогативы короля юридически остается и в это время в его распоряжении, и отдельные короли пытались пользоваться ими не только в XVIII, но и в XIX веках. И все же это было скорее исключение, чем практика, так называемым "резервом" в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Первый случай такой коллективной отставки кабинета министров состоялась в 1782 году из-за проигрыша англичанами войны с американскими колониями, а также первый роспуск нижней палаты кабинетом - в 1784 году. Так была система взаимных проверок палаты общин и кабинета, в чьих условиях кабинет оценивал политическую ситуацию в парламенте и стране в целом и в случае правительственного кризиса выбирало одно из нескольких решений.
Таким образом, в веке восемнадцатом были созданы эти черты будущей британской парламентской системы, как "партийное правление" и регулярная смена кабинета в зависимости от того, одобряли ли его политики в палате общин. Тем не менее, многие из этих функций еще не приобрели законченное выражение, и роль аристократической палаты и королевской власти лордов оставалась очень высокой. Дальнейшее развитие парламентской системы было невозможно, пока сама система образования нижней палаты парламента сочетала в себе феодальный характер и гарантировала дворянам лидирующие позиции в правлении обществом. Унаследованные от этой эпохи феодализма и воссозданная при реставрации монархии система представительства в парламенте позволила многим "гнилым местам" с небольшим количеством людей направлять в палату, членов общины, на самом деле назначенных местным помещиком. В то же самое время большие города, которые выросли в период промышленной революции, не имели представительства. Правом голоса, с начала периода сословно-представительной монархии обладали только собственники недвижимости в графствах с 40 шиллингами дохода в год. Что касается права быть избранным, то имущественный ценз являлся невероятно высоким. В соответствии с Актом 1710 года пассивным избирательным правом обеспечивались лица, которые получали от земельного (недвижимого) имущества прибыль в размере 600 фунтов стерлингов в год в графствах и 300 ф. ст. в городских районах. Редактировать эту избирательную систему должны были реформы избирательного плана девятнадцатого века.
В соответствии с Законом о реформе 1832 года, принятому по инициативе вигов, 50 "гнилых городов" с населением менее двух тысяч жителей лишались представительства в парламенте. Тридцати маленьким городам, с населением менее четырех тысяч человек, вводилась возможность отправить одного из депутатов вместо двух, а в некоторых городах - два вместо четырех. В конце концов, стали свободными 143 места, распределенных между новыми городскими и сельскими районами. Введены новые квалификации для избирателей. В странах, право голоса были наделены все категории земле владельцев с доходом более 10 кг. ст. в год и арендаторов, с годовой арендной платой, по крайней мере 50 фунтов. ст. В таких городах, право голоса получили все мужчины, которые владели недвижимого имуществом на праве собственности или аренды с годовым доходом 10 фунтов стерлингов. Другими условия для участия в выборах являлась уплата налогов для бедных и существование более 6 месяцев в данном округе.
Реформа 1832 года включала в себя далеко идущие последствия потому, что закончила со средневековой системой формирования высшего органа представительства - палаты общин. Наиболее важным политическим итогом реформы стало принятие вигами и получение устойчивого преимущества в парламенте. В компромисс с аристократией втягивалась совершенно новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого момента история законодательства Англии представляет собой последовательность уступок промышленной буржуазии. Тем не менее, реформа 1832 года служила в качестве первого шага в реализации своей программы. В то время как электорат увеличился почти вдвое, после реформы правом голоса пользовалось менее 5% от общей численности населения. Борьба за реформу демократии избирательной системы явилась одной из наиболее важных особенностей политического развития Великобритании в 30-х и 60-х годах. XIX века.
Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением мест обеспечила дальнейшее расширение электората, необходимость в новой двухпартийной конкуренции.
В городах избирательное право распространялось не только на владельцев, но и для арендаторов квартиры, если цена найма составляла более 10 фунтов. ст. в год. Это увеличило число избирателей в городах в два раза.
Во время избирательных реформ 30-60-х годов XIX века была осуществлена реорганизация двух основных партий. Либералы, наконец, стали партией промышленной буржуазии, которая защищала принципы либерализма. Тори выражали интересы, прежде всего землевладельческой аристократии и финансовой элиты. Стороны в настоящее время называются "либеральной" и "консервативной". В связи с внедрением порядка регистрации избирателей создавались партийных организации не в парламенте "для содействия регистрации". Централизовывалась деятельность перед выборами партий, упрощалась система выдвижения кандидатов, партийная дисциплина усиливалась путем голосования в парламенте. В 1867-1868 годах был основан Национальный союз консерваторов и в 1877 году была создана Национальная федерация либералов. Поскольку организация выборов, наконец, перешла партиям от правительства, принцип власти партии получила свой окончательный вид, так как выборы привели к смене кабинета.
Развитие парламентской монархии было сопровождено перестройкой всего аппарата управления, как в центре, так и на местах, прежние важные должности преобразовывались в должности министерские, хотя и сохраняли свои прежние названия. Так, премьер-министр официально назывался первым лордом казначейства и вел руководство как кабинета, таки и министерства финансов. Лорд-канцлер руководил судебной системой и руководил палатой лордов. В конце восемнадцатого века. в Великобритании были сформированы три основных министерства: военное, внутренних дел, иностранных дел.
До 1835 года в городах Англии была сохранена прежняя система местного управления, которая сложилась в средневековье. В интересах промышленной буржуазии сразу же после первых выборов была проведена и реформа местного самоуправления. По закону, в 1835 году город перешел под контроль избранных городских советов. В выборах имели право участвовать абсолютно все налогоплательщики - домохозяева и арендаторы квартир мужского и женского пола. Городской совет выбирал сроком на один год мэра города. Муниципальная реформа, все же, не повлияла на управление графством, а это означало не что иное, как компромисс с земельной аристократией, сохранившей руководство в сельской местности.
В XVIII-XIX веках с развитием формы правления и политического режима происходили перемены в государственном устройстве страны. После основания так именуемых уний с Ирландией (1801) и Шотландией (1707) английский парламент расширил свое влияние на всей территории Британских островов. Эти регионы стали обладать определенным количеством мест для депутатов в парламенте Британии. Кроме того, Шотландия все равно сохранила собственную правовую и, а также судебную системы, а также систему пресвитерианской церкви. В 1801 году возникшее государственное образование получило название Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.
Перемены местного самоуправления, состоявшиеся в Англии в 1835 году, изменили управление только в городах, не влияя на графства. Эта задача была проведена реформой в 1888 году, заложив основы системы местного самоуправления, которые остались в Англии в течение следующего столетия. Были образованы одни и те же типы представительных органов - советов - как для городов, так и для уездов. Вся прежняя старая система графств была изменена, а большинство крупных городов были выделены в отдельные графства. Советы графств были переданы в административные органы судей. Управление по реформе приходского уровня не изменилось, но в 1894 году был принят закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в приходах образовывались заседания, которые могли бы голосовать в больших поселениях.
Созданная система управления различалась степенью автономии и отсутствием "административной опеки" со стороны центрального правительства, что было характерно для английской модели местного самоуправления, отличающей его от материковой.
В конце девятнадцатого века была осуществлена важная реформа всей судебной системы. Серия актов 1873-1876 годов и 1880 года в Верховном суде и апелляционной инстанции было отменено сложившаяся во время феодальной раздробленность вышестоящих судов Англии на суды "общего права" и суды "справедливости". Новая структура включала использование высших судов и процессуальных норм, а другой из английских "ветвей" прецедентного права. Созданный вместо центральных судов Верховный суд состоял из двух частей: Высокого суда, который в свое время делился на ветви (королевской скамьи и др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. В то же время существовали суды присяжных, сформированные из судей Верховного суда и судов низших инстанций - четвертных сессий, мировые суды и суды графств, созданные в середине XIX века. Только для рассмотрения гражданских дел. Важное место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне ("Олд Бейли"), который был судом присяжных для Большого Лондона. В рамках этого суда были зарегистрированы лорд-канцлер и мэр Лондонского Сити.
Модернизация политической системы Великобритании в XIX веке была завершена, создав тем самым доминирующее положение в отношениях с парламентом и правительством и превращения парламента в тот орган, который определяет текущую политику государства (вторая треть XIX - конец XIX века). Система ответственного правительства стала основой "Вестминстер-модели", которая послужила моделью для государственной системы во многих странах.
На сегодняшний день существуют также доминионы - монархии - бывшие британские колонии. В доминионах, или Содружествах миров, главным является монарха Великобритании, который представлялся генерал-губернатором.
Еще одним примером современной монархии служит Швеция. Королевство Швеция - конституционная монархия. Нынешняя королевская семья Швеции происходит из рода Бернадотта, но сегодня она делит свою власть с демократически избранным парламентом, который называется - риксдаг. Риксдаг состоит из 349 депутатов, избираемых путем всеобщего прямого и тайного голосования по принципу пропорционального представительства. С 1993 года саамы тоже образовали свой орган управления - так называемый самтинг. Монархической традиции в Швеции больше тысячи лет. За это время здесь правило примерно 60 королей. Династия Бернадотов правит с 1818 года. Сейчас в Европе нет такой династии, которая находилась бы на троне столько лет подряд без перерыва. Также как и нет другого монарха, который был настолько лишен всякой власти, как шведский.
Что отличает шведскую монархию от европейских монархий изначально, это то что она является единственной из европейских монархий, не имеющей никаких политических функций согласно конституции. В большинстве оставшихся монархических государств Европы монарх является главой государства в политическом смысле. Это он назначает того человека, которому нужно формировать правительство. Это он подписывает законы государства, и только после этого они вступают в силу. Никакой из этих функций у шведского монарха не осталось.
Правящий ныне седьмой король династии Бернадотов Карл XVI Густав является шведским монархом уже более трех с половиной десятилетий. До него на шведском троне находился почти в течении почти четверти века его дед - король Густав VI Адольф. Замечательный человек, популярность его в народе была неслыханной. На трон он взошел уже в преклонном возрасте, и звали его "Старый король". Он был широко образован, и страстью его была археология. Он намеренно избегал помпезности, был естественным в обращении с людьми. Гулял по улицам вместе с королевой без охраны, приветствуя знакомых поднятием шляпы. Во время его правления постоянно шла работа над новой Конституцией Швеции, которая вступила в силу в 1975 год, через полтора года после смерити "Старого короля". Интересно, что нынешний король Швеции Карл XVI Густав, сменив старого короля Густава VI Адольфа на престоле, вступал в свою монаршую должность согласно старым обычаям и обладал еще существенной политической властью. Он подписывал все новые законы и важные государственные акты, являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. В его обязанности входило после парламентских выборов и в результате переговоров с парламентскими партиями называть имя нового премьер-министра страны. А через полтора года он был лишен всех политических прав согласно новой Конституции, которая открывалась словами: "Вся государственная власть в Швеции исходит от народа", т.е. она в руках парламента и правительства. Королю были оставлены только церемониальные и представительские функции. И это можно сказать уже хорошо. Ибо речь шла об упразднении шведской монархии вообще. Такой вот компромисс был достигнут благодаря личным качествам "Старого короля". Ему удалось направить почти единодушное общественное мнение в пользу сохранения института монархии. И парламентские партии, в том числе и самая мощная - социал-демократическая, в чьих программах было записано требование уничтожения монархии, согласились на этот компромисс. Произошло это в курортном местечке Ториков, и это историческое соглашение называют Ториковским соглашением, или Ториковским компромиссом. Швеция, таким образом, подтвердила свою репутацию страны компромиссов. Премьер-министр того времени социал-демократ Улаф Пальм сказал тогда, что от монархии остался один плюмаж, т.е. украшение из перьев на головном уборе. Но!. Как выяснилось, монархия оказалась и в таком виде чрезвычайно важным институтом.
Обязанности короля состоят сейчас в следующем. Король продолжает оставаться главой государства, но это только номинально. Ибо какой же глава без соответствующей власти. Король открывает парламент риксдаг каждый год в сентябре. Кстати только в этот день раз в году ему позволено входить в риксдаг. Члены правительства регулярно информируют короля о текущих событиях в стране. Король является председателям консультативного комитета по международным вопросам. Этот комитет избирается риксдагом для консультаций между правительством и риксдагом по внешнеполитическим вопросам. Король имеет наивысшие воинские звания: он полный генерал и полный адмирал. Однако вооруженные силы страны подчиняются только правительству. В качестве главы государства король принимает верительные грамоты от иностранных дипломатов и подписывает верительные грамоты от иностранных послов. По просьбе правительства король принимает глав других государств и выезжает с государственными визитами в другие страны. Король обладает неприкосновенностью, т.е. не может быть привлечен к ответственности за свои поступки в соответствии с уголовным правом. Однако ему может быть предъявлен иск в суде в соответствии с гражданским правом.
Самые мощные монархические тенденции происходили в Грузии.8 февраля 2009 года была свадьба представителей двух ветвей царской семьи Багратиони - Давида Багратиони-Мухранского, а именно Анны Багратиони-Грузинской (Картли-Кахетия) в Тбилиси, в кафедральном соборе св. Троицы. Настоящий президент Грузии Михаил Саакашвили часто говорит, что состоит в роду Багратиони.
В Украине также присутствуют монархические тенденции. Сторонниками монархии являются партии "Союза украинских монархистов", "Союза Великоукраинцев" и другие.
В Беларуси официально запрещены часть политических организаций с целью свержения или изменения существующего конституционного строя. Незаконными были действия Литвинской национальной монархической партии - Партии Литвинцев. Но она была слишком малочисленна и не имела поддержки в народе. Также, руководящие партийные органы находятся в Литве. Это делает сложным сотрудничество между государствами-членами Западной Европы.
Почти все европейские республики - бывшие монархии. Однако они существуют и имеют партийные влияния. Также, европейские монархи имеют сильные республиканские тенденции. Например, в Великобритании ряд социалистических организаций предлагают ликвидировать должности короля и королевы, в том числе и принца Уэльского и внедрить пост президента. Также предлагают поменять имя в Соединенном Королевстве Великобритании, а также Северной Ирландии в Британскую Федерацию.
С 1997 года у власти стала Лейбористская партия, которая начала реформы, и понижала роль традиций и развивала демократию. Поэтому консерваторы обвиняют их в отходе от идеи монархии. В Испании есть и стороны, которые предлагают вынести на референдум повестку о восстановлении республики.
В тех странах, которые с момента основания и до сегодняшнего времени были республиками (Словакия, Швейцария, Сан-Марино), вопрос о внедрении монархической формы правления не подымается.
В Китае, Вьетнаме, Лаосе и КНДР диссидентские взгляды монархических стран связаны с антикоммунизмом. В Камбодже после свержения маоистов через 14 лет монархия была восстановлена.
В Непале 2007-2008 годах монархия была свергнута, в Бутане республиканцы также готовили революцию. В Таиланде в ответ на попытки обуздать монархию начались антиреспубликанские выступления во всей стране. После этого возникла гражданская война.
На сегодняшний день среди сторонников монархии не существует единого мнения по поводу того, кто имеет право на престол. Русское монархическое движение делилось на так называемые легитимистов и соборников. Основная разница между ними заключается в отношении к вопросу о преемственности. Легитимисты признают права на престол потомков Великого Князя Кирилла Владимировича - двоюродного брата Николая II. В настоящее время это Великая Княгиня Мария Владимировна и ее сын Георгий М. и ее мать Великая княгиня Леонида Георгиевна. Права этой ветви династии Романовых на престол легитимистов оправдать законы преемственности Русская Империя и Католическая присяга в 1613 году. В отличие от них, соборники показывают, что в прошлом с 1917 года время обстоятельства изменились настолько сильно, что теперь уже нельзя руководствуются этими законами. Исходя из того, что в 1905 году, Николай II лишил всех прав Кирилла Владимировича - члена королевской семьи (в том числе право наследования престола) , а также неоднозначное поведение Кирилла Владимировича во время Февральской революции, соборники не признают право на престол за его потомками и считают необходимым провести Всероссийский земский собор, который определит новую династию. Некоторые правые организации говорят серьезно о возможности вступления на престол их лидеров на всю жизнь, с правом наследования.
Монархические дома Европы и Русской православной церкви, конечно, признают, главой Дома Романовых и законным наследником престола Великой Княгини Марии Владимировны. Таким образом, Великая Княгиня Мария Владимировна за заслуги перед Церковью и Россией получила в подарок от Патриарха Алексия II орденом Святой Ольги. Основная поддержка Великой Княгини России включала в себя организации Императорского Союза-Ордена, русского Дворянского собрания и Движения "За Веру и Отечество".
Кроме того, в мире есть монархические штаты Америки и Океании.
2.2 Абсолютные и дуалистические монархии
Абсолютная монархия представляет собой юридическое и фактическое сосредоточение всей полноты власти государства (законодательная, исполнительная, судебная власти) и духовенства в руках монарха. Очень часто абсолютной формой монархии называют петровский Воинский устав арт. 20: "Его Величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский Государь, по своей воле и благомнению управлять".
Если верить государственным и правовым актам, монарх должен осуществлять исполнительную власть вкупе с правительством, законодательную - при помощи органов законосовещания (выборные или назначаемые органы). Основная функция законосовещательных органов - рассмотрение законопроектов без права на их принятие.
Политики, например Монтескье, рассматривали абсолютизм как наиболее современный тип правления, ее неделимость верховной власти. Они полагали, что абсолютизм является неделимым по власти верховной. Абсолютизм является постоянной формой правления, которая применима ко многим странам, большим по размеру.
Как итог процессов революции абсолютная монархия трансформировалась в монархию буржуазного типа, в которой власть монарха ограничивается конституцией, есть выборный законодательный орган - парламент и независимые суды.
Важно отметить, что конституционная форма монархии - это наиболее динамическая форма, которая является сложным процессом внутреннего развития от дуалистической монархии через конституционную к парламентской форме.
Дуалистической монархией называется форма правления, при которой монарх сохраняет всю полноту контроля над властью исполнительной (например, назначение министров, которые ответственны перед ним).
Дуалистическая монархия - это исторически переходная форма от абсолютной монархии к конституционной и предполагает наличие конституции. За принятие законов отвечает парламент, управление находится в руках монарха. Последний назначает министров, которые ответственны только перед самим монархом.
В дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность - перед парламентом и монархом. Но в реальности правительство подчиняется только монарху. Несмотря на то, что монархическая власть ограничена конституцией, монарх и формально, и фактически сохраняет огромные властные полномочия, и это ставит его в центр всей политической системы государства.
Дуалистическая монархия характеризуется тем, что монарх обладает правом абсолютного вето, то есть без монарха закон в силу не вступит. Монарх может издавать чрезвычайные указы, которые имеют силу закона. Монарх может распускать парламент. Таким образом, дуалистическая монархия просто трансформируется в абсолютную.
2.3 Нетрадиционные монархии
Специфическая разновидность монархий - это нетрадиционные монархии: Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия.
Объединенные Арабские Эмираты включают в себя несколько монархий: это Эмираты (Щарджи, Дубай и др.), которые возглавляются эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.
Если же говорить про Малайзию, то она включает в себя и республики, и монархии. Главы монархий из своего числа избирают общего государственного монарха на 9 лет.
Также есть патриархальная монархия в Свазиленде, когда король-это вождь племени. Также существует квази-монархия в Британском Содружестве-Австралия, Канада, Новая Зеландия. Здесь глава государства - это британская королева, которая представлена генерал-губернатором. Фактически функции же производятся правительством.
Также существует и теократия - такая форма монархии, когда высшая политическая и духовная власть в государстве сконцентрирована в руках духовенства. Глава церкви - это и светский глава государства (Ватикан, где Папа Римский - глава церкви и государства).
Итак, нетрадиционные монархии не подпадают ни под одну категорию.
Заключение
В последнее время процесс "республиканизации" конкретно замедлился. Государства - монархии, не сильно спешат расставаться со своими традициями и институтами. Напротив, во многих регионах мира, где уже давно укоренились республики увеличивается ностальгия по монархической системе. Многие люди ассоциируют ее со стабильностью и преемственностью политической власти, которой так не хватает многим молодым странам - демократиям. Это относится к таким странам, как Румыния и Болгария, и в какой-то степени и России. В некоторых странах, раздираемых гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как последний шанс достичь примирения наций. С этой целью впервые за многочисленные годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 году. Всерьез исследуется вопрос о возвращении афганского правительства в изгнании королю Захир Шаху. В некоторых случаях попытки возобновить предпринимаются, чтобы восстановить монархию, и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 году императора Бокассы в Центрально-Африканской Республике). Монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и других стран.
Таким образом, подводя итог всему сказанному, тема была раскрыто во время определения значения и природы монархии, как слабых, так и сильных сторон монархии, как формы правления. Кроме того, во время моих исторических исследований характеризовались монархии.
Кроме того, во второй части курсовой работы была исследована конституционная монархия в Англии, с ее историей развития монархической формы правления, которая наиболее четко отражает этапы образования конституционной монархии. Также были выделены монархические государства в нашем мире, что свидетельствует о монархии как о форме правления, хотя в настоящее время они находятся в стадии упадка, когда по сравнению с другими историческими этапами, но все же угроза его исчезновения не стоит. Даже более того монархическая форма правления развивается успешно.
Абсолютная монархия представляет собой юридическое и фактическое сосредоточение всей полноты власти государства (законодательная, исполнительная, судебная власти) и духовенства в руках монарха. Если верить государственным и правовым актам, монарх должен осуществлять исполнительную власть вкупе с правительством, законодательную - при помощи органов законосовещания (выборные или назначаемые органы). Основная функция законосовещательных органов - рассмотрение законопроектов без права на их принятие.
Дуалистической монархией называется форма правления, при которой монарх сохраняет всю полноту контроля над властью исполнительной (например, назначение министров, которые ответственны перед ним).
Дуалистическая монархия - это исторически переходная форма от абсолютной монархии к конституционной и предполагает наличие конституции. За принятие законов отвечает парламент, управление находится в руках монарха. Последний назначает министров, которые ответственны только перед самим монархом.
Специфическая разновидность монархий - это нетрадиционные монархии: Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия.
Объединенные Арабские Эмираты включают в себя несколько монархий: это Эмираты (Щарджи, Дубай и др.), которые возглавляются эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.
Также есть патриархальная монархия в Свазиленде, когда король-это вождь племени. Также существует квази-монархия в Британском Содружестве-Австралия, Канада, Новая Зеландия. Здесь глава государства - это британская королева, которая представлена генерал-губернатором. Фактически функции же производятся правительством.
Список литературы
1. Валишевский К. "Роман императрицы. Екатерина II" С. - П. 1908., Переиздание 2008
. Ирхин Ю.В., Политология. Серия: Учебник для вузов, М.: Экзамен, 2007
. Ключевский В.О., Курс русской истории. М.: Проспект, 2006
. Конституция Швеции (Королевства Швеции) от 27 февраля 1974 г.
. Макаренко М.Н., Теория государства и права. М.: Издательство "Зерцало", 2005
6. Материалы свободной энциклопедии "Википедия", http://ru. wikipedia.org/wiki
. Мухаев Р.Т., Политология, М.: Росспен, 2007
. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. Ин-т "Открытое общество"; Сост.В.И. Коваленко, Н.Н. Медушевский, Е.Н. Мощелков - М.: Аспект Пресс, 1996
. Попова Т.Ф. Российская монархия: эпохи, события, судьбы. - М.: Астрель: АСТ, 2006
. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1991
. Проценко Ю.П. Образование и развитие абсолютной монархии в России. - Волгоград, 2004
. Пчелов Е.В. Монарх России: Монография. - М.: ОЛМА - пресс, 2003
. Соловьев А.И., Политология, М.: Росспен, 2007
. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991
. Симонишвили Л.Р., Формы правления истории и современность, М.: Флинта: МПСИ, 2007