Монархическая форма правления. Понятие и признаки
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
теории государства и права
Монархическая форма правления. Понятие и признаки
Выполнил студент 1 курса:
Демиденко
Антон Валентинович
Группа ЗЮ-609-21
Руководитель:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
1 Понятие и сущность монархии ……………………………………………..5
1.1Признаки монархии как формы правления ……….……………………6
1.2 Достоинства и недостатки монархической формы правления.............6
2 Виды монархий как формы правления. ……....................................................8
2.1 Абсолютная монархия…………………………………………………...8
2.2 Ограниченная монархия……………………………………………….10
2.2.1 Дуалистическая монархия……………………………………10
2.2.2 Парламентарная монархия……………………………………11
2.3 Исторические виды монархий…………………………………………12
Заключение.............................................................................................................17
Библиографический список..................................................................................19
Приложение №1 ……………………………………………………...………….20
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке вопрос о природе и сущности монархической формы правления не потерял своей актуальности, во все исторические эпохи многие мыслители пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая идеальным образом упорядочивает жизнь людей. Некоторые из них (Платон, Аристотель, Дж. Локк, И.А. Ильин, Л.А. Тихомиров и др.) видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления.
Целью данной работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства, данная тема не теряет своего значения и в наше время, хотя данная форма правления имеет тысячелетнюю основу (Рим, Китай, государства Древнего Востока…).
В современной отечественной теории государства и права актуализация данной темы связана с первоначальным разрушением российской государственности, кризисом верховной власти, недоверия к ней широких слоев населения и поиском оптимальной формы политической организации общества.
Задачи курсовой работы составляют в раскрытии достоинств и недостатков данной формы правления, признаков и видов монархии на примере некоторых из них. В курсовой работе необходимо рассмотреть сущность монархической формы правления, дать определение этой форме правления. Кроме того, проанализировать виды монархических форм правления и сравнить некоторые между собой.
Интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств:
- монархия - одна из древнейших форм правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей (III—II тысячелетие до н.э.). Это свидетельствует о ее способности существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества.
- на сегодняшний день число монархий в мире довольно велико, среди монархий есть крупные страны - Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот тысяч человек (Свазиленд в Африке), десять тысяч (Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне) и тысячи человек (Тувалу в Океании).
- российское государство большую часть своей истории представляло монархический принцип построения власти.
- современная российская действительность свидетельствует об интенсивной реанимации и использовании некоторых монархических начал в государственном строительстве Российский Федерации, например, возможность применения указного права со стороны президента.
- за последние пятнадцать лет проблему реставрации отечественного самодержавия неоднократно обсуждали иерархи русской православной церкви (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, священник Тимофей, иеромонах Дионисий), государственные служащие, историки, философы, юристы и общественные деятели (В.Н. Катасонов, О.А. Платонов, Ю.С. Пивоваров, М.П. Рачков и др.).
Кроме того, в настоящее время довольно часто на страницах официальной печати муссируется вопрос о восстановлении царственных династий в Восточной Европе.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ
Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия
Престолонаследие - переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства.
В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
Другой важной формой правления является регентство временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае временного отсутствия монарха, его продолжительной болезни, малолетства.
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, так было на Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Особая разновидность монархии выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
1.1. Признаки монархии как формы правления
Основными
признаками классической монархической формы правления являются:
.
наличие единоличного пожизненного главы государства (царь,
король, император, шах);
.
наследственный порядок преемственности верховной власти;
.
юридическая безответственность монарха.
Возникнув в
условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой
государственного правления при феодализме и
сохраняет лишь традиционные, в
основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.
1.2. Достоинства и недостатки монархической формы правления
Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять не формальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту важную миссию – миссию символа и инструмента единства.
В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.
Одним из достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр будут видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будут всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии.
Главный недостаток династической монархии - случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала, сосредоточив вокруг себя все величие. Павел был полной противоположностью своей матери. Павел принес с собой на престол не обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств. Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности.
Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.
Оба эти недостатка можно устранить составными политическими системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами аристократией или демократией.
2. ВИДЫ МОНАРХИЙ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Но самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная.
- представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления – отсутствие, каких–либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха.
Государство, по общему правилу, является государством самого могущественного экономически господствующего класса. Абсолютная монархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления.
Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной Классического абсолютизма. Существовал так называемый "просвещенный абсолютизм", который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.
В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип реализуется в абсолютизме.
Облики абсолютных монархий могут быть различными в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. – боярская монархия, в XVIII в.- чиновничье-дворянская, а в начале XX в. – шаг в направлении к буржуазной монархии.
В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.
Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.
2.2.Ограниченная монархия
Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях – дуалистической и парламентарной ( в эпоху капитализма).
Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно – представительная монархия – форма, при которой власть главы государства ограничена сословно- представительными органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).
Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правлении, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.
2.2.1. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.
В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.
2.2.2. Парламентарная монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции.
В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.
2.3 Исторические разновидности монархий
В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные (восточные деспотии), основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные), и буржуазные.
Патриархальная монархия (традиционная).
Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих поданных.
Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай - принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии.
Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.
Древневосточная монархия
Организация
государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон,
Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.
Деспотия -
(греч. despot(ia - неограниченная власть) форма самодержавной
неограниченной власти, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического
аппарата.
Следует
отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко
не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть
правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами
республиканского правления:
. в
древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и
контроль за ним со стороны народного собрания и совета
знати;
. в древней
Индии - наличие Совета царских чиновников и даже
отдельных государств, основанных на республиканской форме
правления.
Сделав, таким
образом, оговорку, можно дать следующее определение: Восточная деспотия -
такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола
властей.
Древнеримская
монархия (30г.
до н.э. - 476г. н.э.)
Выступавшая в
форме империи, имеет в своем развитии два периода:
.
принципат;
.
доминат.
1) Принципат -
(лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой
монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть
фактически принадлежала одному человеку-принцепсу (первому в списке сенаторов).
2) Доминат -
(от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная
в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.).
Феодальная
(средневековая) монархия
Феодальная
монархия последовательно проходит три периода своего
развития:
.
раннефеодальная монархия;
.
сословно-представительная монархия;
.
абсолютная монархия.
Раннефеодальная
монархия - как
форма государственного правления вырастает непосредственно из
родообщинных отношений у значительной части народов Европы
(Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество
Литовское).
Раннефеодальное
государство характеризуется следующими признаками:
.
раздробленность территории;
.
слабость центральной власти;
. непрочность
государственного устройства;
.
наличие остатков родового самоуправления.
По мере развития
феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее
свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые
выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был
свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они
осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от
нападения извне.
Одновременно
формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с
аппаратом частной власти крупных феодалов.
Вследствие
завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности
раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй
(империи Карла Великого и Чингисхана).
Создававшаяся в
центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной
дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных
образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были
заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических
интересах, а не на благо государства в целом.
Поэтому и
создавались крупные феодальные землевладения, которые становились
соперниками центральной власти.
Таким образом,
с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни
раннефеодальной империи и она распадается на отдельные изолированные
государства.
Сословно-представительная монархия – это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.
Сословно-представительные
собрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей третьего
сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев),
представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся
законодательской деятельностью, контролем за финансами.
В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.
Абсолютная
монархия – рассмотрена
в пункте 2.1
Тирания.
По Аристотелю: искажение монархии есть "тирания".
Тирания - власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: "Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники".
Тирании - часто следствие социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два периода в истории дали неимоверное количество тиранов. Первый - период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй - эпоха итальянского Возрождения.
В последние годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Азербайджан, Грузия, Молдова, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.
В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.
Некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство и многие другие отрасли. Процветал бандитизм, все чаще встречаются случаи коррумпированной власти и правоохранительных органов. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может.
Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков которые обращаются с конституционной инициативой об изменении основного закона – Конституции, по вопросу продления полномочий действующего президента, обсуждение кандидатуры приемника президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.
Сторонники монархии утверждают, что если государством будет править преданный России и волевой монарх, то страну удастся поднять на высокий уровень. Возможно, монархия могла бы расставить все по своим местам, ведь как уже упоминалось, авторитет монарха полностью зависит от его государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Аристотель Политика. - СПб.: Азбука, 2000; 348 с.
2. Бержель. Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.
3. Богусловский В.В. Правители России. – М.: ОЛМА – Пресс Гранд, 2006.
4. Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 65-70
5. Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 65-70
6. Дементьев В.В. Государственно правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика – Ярославль, 2004.
7. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Методическое пособие. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. - 448 с.
8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - С. 194
9. Макарова Е. А. Монархическая система Великобритании. – Таганрог, 2004.
10. Макаренко М.Н. Теория государства и права. М.: Издательство «Зерцало», 2005.
11. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. Ин-т «Открытое общество»; Сост. В.И.Коваленко, Н.Н.Медушевский, Е.Н.Мощелков - М.: Аспект Пресс, 1996; 624 с.
12. Попова Т.Ф. Российская монархия: эпохи, события, судьбы. – М. Астрель: АСТ, 2006.
13. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1999. 240с.
14. Проценко Ю. П. Образование и развитие абсолютной монархии в России. – Волгоград 2004.
15. Пчёлов Е.В. Монарх России : Монография. – М.: ОЛМА – пресс, 2003.
16. Рассел Бертран История западной философии - Т.1 Древняя философия. Католическая философия. В 2-х т.Науч.ред. В.В.Целищев - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1994; 464 с.
17. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.
18. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений, 1995.
20. Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы. Под ред. В.Бутромеева - М.: Деконт+Подкова, 2000; 384 с.
Приложение №1
РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ - как форма
государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных
отношений у значительной части народов Европы (Франкское,
Германское, Англо-саксонское
государства, Великое Княжество Литовское).
|
|
ФЕОДАЛЬНАЯ (СРЕДНЕВЕКОВАЯ)
МОНАРХИЯ
Феодальная монархия последовательно проходит
три периода своего
развития:
. раннефеодальная монархия;
. сословно-представительная монархия;
. абсолютная монархия.
|
|