Понятие, условия формирования и эволюция мировых финансовых центров
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, условия формирования и эволюция МФЦ
.1 Понятие, задачи, функции МФЦ
.2 Условия формирования и эволюция МФЦ
.3 Становление и развитие МФЦ
Глава 2. Анализ современного опыта функционирования ведущих
МФЦ
.1 Особенности деятельности ведущих МФЦ
.2 МФЦ в России: от слов к делу
.3 Перспективы развития МФЦ в Москве
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
На первый план в современном этапе становления общества вышли задачи,
связанные с интернационализацией и глобализацией мировой экономики.
Резкое возрастание мировых финансовых потоков, вне любого сомнения,
является одним из важнейших явлений в текущей мировой экономике. Для
обслуживания этих операций используются новейшие системы связи и информации,
что расширяет базу взаимодействия между финансовыми рынками отдельных стран.
Тем самым, мировые финансовые потоки служат катализатором финансовой
глобализации, а значит и глобализации мирового хозяйства в целом. Перемещение
денег между странами в его нынешних масштабах ведет к ускорению интеграции всех
финансовых рынков, при которой гораздо укрепляются связи между отдельными
сегментами мирового рынка и национальными рынками денег и капитала.
В результате, инвестор либо заемщик, принимая решение, может
рассматривать все финансовые рынки в мире как глобальное единое целое.
Принципиально новым явлением в международной экономике в ХХ в. стало
происхождение самостоятельного наднационального финансового сегмента - мирового
финансового рынка, как вывод и одновременно как один из важнейших знаков
глобализации мирового хозяйства.
Другими словами, глобализационный процесс уже привел к образованию
независимой ветви экономики - мирового финансового рынка - финансовой системы,
которая все более отчетливо проявляет знаки глобальности. Внутри этой системы
движутся мировые финансовые потоки, формируется густая сеть постоянных,
устойчивых связей между участниками, соотносятся потребность и предложение на
финансовые источники в глобальных масштабах.
Участники финансовых рынков сосредотачиваются в определенных центрах,
откуда направляются, контролируются и управляются международные операции.
Для всякого финансового центра характерно присутствие большого числа
разного рода финансовых институтов и значительный объем делаемых операций.
С интернационализацией хозяйственной жизни мировые финансовые центры
традиционного типа модифицируются, приспосабливаются к новым условиям, заметно
усиливается значение оффшорных финансовых центров, так как решающую роль теперь
имеют только операции международного финансового капитала.
Процесс глобализации мировой экономики привел к тому, что образование
финансового центра стало касательно независимым от уровня хозяйственного
становления страны, где он находится, от расположения местной валюты и
состояния национальной кредитно-банковской системы. Гораздо более важную роль
играют отсутствие государственного контроля над финансовыми операциями,
либеральное валютное право, низкие налоги и операционные расходы.
В России есть предпосылки для становления мирового финансового центра. Об
этом свидетельствуют масштабы российской экономики, ее инвестиционный
потенциал, которой необходимо наличие собственной фондовой инфраструктуры.
С начала текущего столетия становление финансовых рынков России
впечатляет. В 2009 г. Москва занимала последнее место среди четырех крупных
развивающихся рынков капитала и шла позади Китая, Бразилии и Индии. В 2013 г.
она превратилась - самый большой рынок из этой четверки, как по совокупной
стоимости выпущенных акций, так и по циклу. Если же взять только акционерный
капитал, то Москва уже встала в один ряд с наигромаднейшими финансовыми
столицами Европы. Московский рынок акций быстрыми темпами догоняет Париж и
Франкфурт, и уже обогнал Милан. На территории России, помимо Москвы,
развиваются несколько локальных финансовых центров, таких как Санкт-Петербург,
Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Владивосток.
На сегодняшний день это теснее сформировавшиеся финансовые лидеры в
русских регионах и в грядущем прогнозируется увеличение их роли в финансовой
жизни России.
Целью выпускной квалификационной работы является постижение
интернациональных финансовых центров, а также их роли и значения для мировой
экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты возникновения и функционирования мировых
финансовых центров;
сравнить систематизации мировых финансовых центров;
изучить воздействие мировых финансовых центров на экономику страны
базирования;
проанализировать современные склонности становления мирового финансового
рынка и мировых финансовых центров;
определить место России на международном финансовом рынке, и перспективы
ее интеграции;
выявить основные барьеры, препятствующие созданию и становлению мировых
финансовых центров в России и пути их преодоления;
Объектом исследования является международные финансовые центры.
Предметом исследования - мировые финансовые центры: роль и
значение для мировой экономики.
В данной дипломной работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся роли и
значения мировых финансовых центров в мировой экономике.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, шести пунктов,
заключения и списка использованной литературы. Список использованной литературы
выстроен в алфавитном порядке. Сноски расположены внизу страницы.
Работа изложена на 70 страницах машинописного текста.
Глава 1. Понятие, условия формирования и эволюция МФЦ
1.1 Понятие, задачи, функции МФЦ
Мировые финансовые центры - действующий международный
рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми
потоками. Мировые финансовые центры - Лондон, Нью-Йорк, Цюрих,
Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур и др. Мировые финансовые центры -
центры сосредоточения банков и специализированных кредитно - финансовых
институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые
операции, сделки с ценными бумагами, золотом.
Мировые финансовые потоки - межгосударственное
движение денежных средств, обслуживающее международный товарный оборот и
международное движение капитала. В мировом хозяйстве постоянно происходит
перелив денежного капитала, формирующегося в процессе кругооборота капитала.
Стержнем мировых финансовых потоков являются
материальные процессы воспроизводства. На объем, и направление этих потоков
влияет ряд факторов: состояние экономики; взаимная либерализация торговли;
структурная перестройка в экономике.
Мировые финансовые потоки обслуживают движение
товаров, услуг и межстрановое перераспределение денежного капитала между
конкурирующими субъектами мирового рынка. Кроме того, они подают сигналы о
состоянии конъюнктуры, которые служат ориентиром для принятия решений
менеджерами.
Движение мировых финансовых потоков осуществляется по
следующим основным каналам:
Валютно-кредитное и расчётное обслуживание
купли-продажи товаров и услуг;
Зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;
Операции с ценными бумагами и разными финансовыми
инструментами;
Валютные операции;
Перераспределение части национального дохода через
бюджет в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в
международные организации и др.
До
первой мировой войны господствующим финансовым центром был Лондон
<#"720358.files/image001.gif">
Таблица 3. Заграничные слияния и поглощения (млрд. ам. долл.)
регион/страна
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
развитые страны
|
164,6
|
188,7
|
234,7
|
445,1
|
681,1
|
1 057,2
|
Европейский союз
|
75,1
|
81,9
|
114,6
|
357,3
|
586,5
|
США
|
53,2
|
58,1
|
81,7
|
209,5
|
251,9
|
324,4
|
Япония
|
0,5
|
1,7
|
3,1
|
4,0
|
16.4
|
15,5
|
развивающиеся страны
|
16,0
|
34,7
|
64,6
|
80,8
|
73,6
|
69,7
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4. Сравнительный анализ МФЦ по качественным показателям.
Критерии МФЦ
|
Регулирование финансовых рынков
|
|
Законодательство
|
Регулирующие органы
|
Лондон
|
Англо-саксонская система права. Соблюдение принципа
"соблюдай или объясняй" (principles-based regulation). Продвинутая,
доступная и адаптирующаяся законодательная система.
|
Управление по финансовому регулированию и надзору (FSA) -
единый регулятор всех финансовых рынков и институтов.
|
Нью-Йорк
|
На низких уровнях англо-саксонская правовая система. По
мере повышения уровня юрисдикции больше кодификации (Романо-германская
система). Относительно гибкое законодательство. После 2002 г. высокие
требования по прозрачности и раскрытию информации (закон Sarbanes-Oxley).
|
Комиссия по торговле ценными бумагами (SEC): следит за
отчётностью, карает искажение информации, Office for international affairs
обеспечивает регулирование международных сделок. Саморегулирующаяся
организация Financial Industry Regulatory Authority (FINRA) обеспечивает
регуляторный надзор, тестирование и лицензирование персонала, регулирование
ряда бирж (в т.ч. NASDAQ), арбитраж и посредничество. Есть ещё порядка пяти
различных регуляторов, которые в рамках закона Sarbanes-Oxley требуют
отчётность компаний. Система работает не до конца эффективно.
|
Гонконг
|
Англо-саксонская система права. Принятие Закона о ценных
бумагах и фьючерсах, SFO; принятие международных стандартов
|
Система регулирования включает три составляющие. Отдел
финансовых услуг в Бюро по финансовым услугам и делам казначейства определяет
гос. политику на финансовых рынках. Законодательный совет рассматривает
законодательные предложения. Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам (SFC),
созданная в 1989 году в качестве регулятора рынка, осуществляет надзор за
рынком акций и фьючерсов.
|
Сингапур
|
Прочная и эффективная нормативно-правовая база. Основные законы: Securities and Futures Act, Securities and Futures
Regulations.
|
Monetary Authority of Singapore - единый регулятор всех
финансовых рынков и институтов.
|
Франкфурт
|
Романо-германское право: строгая кодификация. Негибкое
законодательство. Наличие проблем с передачей и продажей долей участия:
передача должна быть нотариально заверена.
|
Federal Financial Supervisory Authority (BaFin) с 2002 г.
обеспечивает надзор за финансовым рынком, банковским сектором, страховыми
компаниями.
|
Дубай
|
Создание независимых юрисдикций для МФЦ (Дополнение к
Конституции ОАЭ), на которые распространяется "общее право"
(международные стандарты). Соблюдение принципа "соблюдай или объясняй"
(principles-based regulation)
|
Ведомство по финансовым услугам Дубая (DFSA) - независимое
агентство, использующее международное право. Единый регулятор всех финансовых
транзакций МФЦ.
|
Мумбаи
|
Англо-саксонская система права; Высокие показатели по уровню
главенства закона (Rule of Law); проводится либерализация финансового
законодательства
|
Управление по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI)
регулирует деятельность всех участников торгов; проводит мониторинг слияний и
поглощений; публикует руководства для лучшего раскрытия информации о капитале
и деятельности всех участников. Центральный резервный банк Индии осуществляет
банковский надзор.
|
Шанхай
|
Романо-германское право. Сильное влияние на формирование
оказала советская система права; Низкие показатели по уровню главенства
закона (Rule of Law); после вступления Китая в ВТО была проведена реформа по
приведению законов, регулирующих экономическую деятельность, в соответствие с
мировыми принципами.
|
Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг (CSRC)
осуществляет регулирование финансовых рынков, CIRC - регулирование страховых
компаний, CBRC - банковской системы.
|
Алматы
|
На территории РФЦА существует особый правовой режим,
регулирующий взаимоотношения его участников, от которых требуется иметь офис
на территории Алматы и госрегистрацию.
|
Единый регулятор - Агентство по регулированию и надзору за
финансовыми рынками и финансовыми институтами (АФН). Часть регулирующих
функций для МФЦ выполняет Агентство по регулированию деятельности РФЦА.
|
Варшава
|
Законодательство в целом соответствует нормам ЕС.
|
Регулирование финансовых рынков осуществляет Комиссия по
финансовому надзору (Financial Supervision Authority). С 2008 года частью
Комиссии стало ведомство по регулированию банковской деятельности
|
Москва
|
Романо-германское право. Законодательная база включает
специальные законы: "О рынке ценных бумаг", "О защите прав и
законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "Об
акционерных обществах", и подзаконные нормативные акты. Низкие показатели
по уровню главенства закона (Rule of Law); Законодательство не полностью
сформировано и отстает от практики развитых стран.
|
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) -
регулирование субъектов фондового рынка: эмитентов, профессиональных
участников, институтов коллективного инвестирования, как орган исполнительной
власти подчиняется Правительству. Центральный банк осуществляет банковский
надзор, в том числе за деятельностью кредитных организаций в качестве
инвесторов, уточняет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций,
регистрирует их выпуски. Министерство финансов утверждает условия эмиссии и
обращения государственных ценных бумаг, регулятор страховых компаний, вопросы
налогообложения.
|
Таблица 5. Характеристика современных международных финансовых центров.
Финансовый центр
|
Недостатки и препятствия для дальнейшего развития
финансового центра
|
Лондон
|
- чрезмерное нормативно-правовое регулирование деятельности
участников финансового рынка, затрагивающее в том числе нефинансовую
индустрию (ведет к дополнительным расходам, которые несут компании для
удовлетворения требований внутренних стандартов); - снижение качества
социальной сферы: высокие затраты, стоимость проживания, неудовлетворительная
транспортная инфраструктура и растущая преступность; - высокие ставки налога
на прибыль; - либеральный режим капитального контроля создает угрозу процесса
отмывания денег и финансового терроризма
|
Нью-Йорк и Чикаго
|
- ужесточение законодательных требований к прозрачности
деятельности компаний; - жесткое регулирование банковской сферы; - большое
количество регулирующих органов и отсутствие согласованности в их действиях -
ограничение прав акционеров по сравнению с законодательством других ведущих
стран мира; - высокая стоимость услуг финансовых посредников -склонность американских
компаний к судебным разбирательствам; - снижение качества социальной сферы
|
Токио
|
- ориентированность в большей степени на внутренний рынок;
- жесткое регулирование рынка; - протекционизм в отношении национальных
банков; - высокий уровень налогообложения; - языковой барьер Финансовый центр
Недостатки и препятствия для дальнейшего развития финансового центра
|
- высокие налоговые ставки для компаний банковского и
небанковского сектора; - языковой барьер
|
Женева и Цюрих
|
- дефицит современной деловой инфраструктуры и, как
следствие, высокая арендная плата; - недостаток высококвалифицированного
персонала.
|
Гонконг
|
- неопределенность законодательства в отношении
регулирования обращения ценных бумаг; - недостаточно эффективная система
страхования
|
Сингапур
|
- жесткое корпоративное законодательство
|
Мумбай
|
- отсутствие ликвидного и эффективно регулируемого рынка
облигаций; - отсутствие деривативов на национальную и другие валюты; -
отсутствие крупных институциональных инвесторов; -отсутствие высококвалифицированного
персонала внутри страны; - протекционистская политика со стороны государства
|