Перспективы интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях всемирное хозяйство
приобретает качественно новые черты. Главное в этом процессе состоит в том, что
оно становится глобальным. Следует различать глобальные проблемы человечества и
процесс глобализации. Глобальные проблемы это совокупность проблем
человечества, которые встали перед ним во второй половине 20 века и от решения
которых зависит существование цивилизации. Эти проблемы стали следствием
противоречий, накапливавшихся в отношениях между человеком и природой в течение
длительного времени. К ним относятся загрязнение окружающей среды (воздуха,
суши, вод Мирового океана), демографический взрыв и перенаселение во многих
странах мира (Латинская Америка, Южная Азия, Африка), истощение природных
ресурсов, нехватка продовольствия и голод, сохранение мира (предотвращение
третьей мировой войны), разоружение и конверсия, борьба с терроризмом.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны.
Невозможно решить каждую из них по отдельности.
За последние десятилетие на мировой арене
появились и утвердились новые мощные действующие силы. До середины 20 века
основными субъектами международных экономических отношений были государство и
предприниматели, находящиеся под их юрисдикцией. Гигантский скачок в развитии
мировой экономики произошел во второй половине 20-го и начале 21 веков. В этот
период развиваются новые формы международного сотрудничества, которые
объединяют различные материальные и духовные ресурсы для совместных
исследований и прикладных целей. Появились и быстро развиваются новые единицы -
транснациональные корпорации (ТНК) и мировые финансовые центры (МФЦ). Корни их
возникновения уходят в длительную историю внешней торговли и иностранных
инвестиций. Важным фактором их формирования с 70-х годов была политика
либерализации, позволившая сильнейшим кампаниям и банкам выскользнуть из-под
национально-государственного контроля и приобрести немалую самостоятельность.
Однако одним из центральных объектов политических исследований они стали лишь
поколение назад. Эти тенденции, проявляющиеся в международной кооперации во
всех сферах политической жизни, можно определить как переход от классической
внешней политики к мировой внутренней политики. Произошло географическое сжатие
мирового пространства, требующее новых форм взаимоотношений.
Мировое сообщество в начале 3 тысячелетия
представляет собой политическое пространство, всевозрастающая
"плотность" которого напрямую связана с активно развивающимися
планетарными процессами модернизации. Углубление всеобщей взаимозависимости
объективно способствовало и принципиально новые вызовы цивилизации, создающие
реальные предпосылки для совместной деятельности групп людей поверх
государственных и социокультурных барьеров. Эти процессы принято называть
"Глобализация". Накопление эмпирического материала подводит общественные
дисциплины к проблемно-теоретическому осмыслению новых явлений и тенденций в
мировом развитии. Разработка и описание общей модели глобализации позволяет
увидеть противоречивость и импульсивность переходных процессов, ощутить
действие фундаментальных закономерностей в эволюции мирового сообщества как
системы высшей сложности, т.е. прочувствовать взаимосвязь прошлого, настоящего
и будущего, провести сопряжение краткосрочных событий, факторов и долгосрочных
тенденций.
ГЛАВА 1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Этапы интернационализации хозяйственной
деятельности
Одним из ключевых процессов развития мировой
экономики ХХI века является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно
новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.
Прежде всего, важнейшим методологическим и
практическим вопросом является определение соотношения между понятиями
«глобализация», «интернационализация хозяйственной жизни», «международное
экономическое сотрудничество», «международная экономическая интеграция».
В результате международной кооперации
производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и
международных экономических отношений в целом происходит усиление взаимосвязи и
взаимозависимости национальных экономик, нормальное развитие которых невозможно
без учета внешнего фактора. Данное явление принято называть
интернационализацией хозяйственной жизни - усиление взаимосвязи и
взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние международных экономических
отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.
В своем развитии интернационализация экономики
прошла ряд этапов. Первоначально она представляла собой международное
экономическое сотрудничество: затрагивала, прежде всего, сферу обращения и была
связана с возникновением международной торговли (конец XVIII - начало XX века).
В конце XIX века набирает силу международное движение капитала.
Международное экономическое сотрудничество
означает развитие устойчивых хозяйственных связей между странами и народами,
выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ.
Следующим этапом явилась международная
экономическая интеграция, объективно обусловленная углублением международного
разделения труда, интернационализацией капитала, глобальным характером
научно-технического прогресса и повышением степени открытости национальных
экономик и свободы торговли. Интеграция в переводе с латинского (integratio)
означает соединение отдельных частей в общее, целое, единое.
Международная экономическая интеграция -
сближение и взаимоприспособление национальных экономик, включение их в единый
воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах.
Международную экономическую интеграцию можно
охарактеризовать как процесс хозяйственного объединения стран на основе
разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их
экономик на различных уровнях и в различных формах путем развития глубоких
устойчивых взаимосвязей.
Международная экономическая интеграция - это
достаточно высокая, эффективная и перспективная ступень развития мировой
экономики, качественно новый и более сложный этап интернационализации
хозяйственных связей. На этой ступени происходит не только сближение
национальных экономик, но и обеспечивается совместное решение экономических
задач. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс
экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных
механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно
регулируемый межгосударственными органами.
Экономическая интеграция, в частности,
выражается в:
сотрудничестве между национальными хозяйствами
разных стран и полной или частичной их унификации;
ликвидации барьеров в движении товаров, услуг,
капитала, рабочей силы между этими странами;
сближении рынков каждой из отдельных стран с
целью образования одного единого (общего) рынка;
стирании различий между экономическими
субъектами, относящимися к разным государствам;
отсутствии той или иной формы дискриминации
иностранных партнеров в каждой из национальных экономик и т.п.
Процессы экономической интеграции идут как на
двусторонней, так и на региональной или на глобальной основе. В качестве
характерной особенности интеграционных объединений в настоящее время можно
назвать их развитие на региональном уровне: создаются целостные региональные
хозяйственные комплексы с общими наднациональными и межгосударственными
органами управления.
На современном этапе происходят глубокие
изменения во всей системе международных отношений. Существенной их чертой
становится глобализация. Схематично процессы, ведущие к экономической
интеграции и глобализации, можно выразить взаимосвязанной цепочкой,
представленной на рис. 1. В реальной действительности очень сложно выделить эти
этапы в чистом виде, можно выявить только определенные тенденции, и существуют
несомненно как прямые, так и обратные связи между ними. Так, например, говоря о
глобализации как необратимом и объективном процессе, имеется ввиду именно
тенденцию развития, причем не всегда прямолинейная, а с зигзагами на определенных
отрезках времени и с обратным движением. Процесс идет скорее по спирали, на
очередном витке достигая развития на более высоком уровне. Схема позволяет
разграничить понятия «интернационализация хозяйственной жизни», «международное
экономическое сотрудничество», «международная экономическая интеграция»,
«глобализация».
Рис. 1. Этапы интернационализации
хозяйственной деятельности
.2 Глобализация как высшая стадия
интернационализации мировой экономики
Экономическая интеграция вполне
вписывается в процесс глобализации, составляя его ядро, а сама глобализация
представляет собой более высокую стадию интернационализации, ее дальнейшее
развитие, когда долго накапливающиеся количественные изменения привели к
качественному скачку. Мир становится единым рынком для большинства ТНК и к тому
же большинство регионов открыто для их деятельности.
Глобализация стала важнейшей
реальной характеристикой современной мировой системы, одной из наиболее
влиятельных сил, определяющих ход развития нашей планеты. Согласно
преобладающей точке зрения на глобализацию, ни одно действие, ни один процесс в
обществе (экономический, политический, юридический, социальный и т.д.) нельзя
рассматривать ограниченно только как таковое (таковой). Глобализация
международных отношений - это усиление взаимозависимости и взаимовлияния
различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных
отношений. Она затрагивает практически все сферы общественной жизни, включая
экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию,
безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества.
Процессы глобального развития, в
рамках которых структуры национального производства и финансов становятся
взаимозависимыми, ускоряются в результате увеличения числа заключенных и
реализованных внешних сделок. Глобализация, охватившая все регионы и секторы
мирового хозяйства, принципиально изменяет соотношение между внешними и
внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна
национальная экономика независимо от размеров стран (крупные, средние, малые) и
уровня развития (развитые, растущие или переходные) не может больше быть
самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, технологий и
потребности в капитале. Ни одно государство не в состоянии рационально
формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая
приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной
деятельности.
Современные многонациональные
компании обращают мало внимания на национальные границы и не испытывают
привязанности к определенным правительствам. Они глобальны по масштабам, ибо
производят продукцию, сбывают ее и черпают финансовые ресурсы где угодно и как
угодно, лишь бы это наилучшим образом соответствовало их долгосрочным
стратегическим планам. Они способны мобилизовать капитал с любого развитого
рынка, а побуждают их к этому желание минимизировать издержки и максимизировать
прибыль.
Глобализация укрупнила также размеры
рынков и усилила конкуренцию. От этого выиграли потребители, получившие товары
лучшего качества по сниженным ценам. На более высоком уровне глобализация
начинает охватывать уже целые континенты (Европа - ЕЭС, Северная Америка -
НАФТА и т.д.), между которыми идет конкурентная борьба за перемещение центра
экономического господства. Внутри этих экономических образований, самые крупные
и сильные организации с управляющими, способными проводить операции со
множеством географически разбросанных фирм, в перспективе превратятся в фирмы
общеевропейского масштаба, более мелкие фирмы будут решать региональные проблемы,
а прочие выживут, если найдут рыночные ниши второстепенного характера.
Профессор социологии Калифорнийского
университета (США) М.Кастельс определил глобализацию как «новую
капиталистическую экономику», перечислив в качестве основных ее характеристик
следующие: информация, знания и информационные технологии являются главными
источниками роста производительности и конкурентоспособности; эта новая
экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента,
производства и распределения, а не отдельных фирм, как раньше; и она является
глобальной.
Глобализацию мировой экономики можно
охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер
и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового
хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний3.
Процесс глобализации охватывает
разные сферы мировой экономики, а именно:
внешнюю, международную, мировую
торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной
собственности;
международное движение факторов
производства (рабочей силы, капитала, информации);
международные финансово-кредитные и
валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы
субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами,
специальные финансовые механизмы и инструменты, операции с валютой);
производственное,
научно-техническое, технологическое, инжиниринговое и информационное
сотрудничество.
Современная глобализация мировой
экономики выражается в следующих процессах (рис. 2):
Рис. 2. Компоненты глобализации
мировой экономики
углублении, прежде всего,
интернационализации производства, а не обмена, как это имело место ранее.
Интернационализация производства проявляется в том, что в создании конечного
продукта в разных формах и на разных стадиях участвуют производители многих
стран мира. Промежуточные товары и полуфабрикаты занимают все большую долю в
мировой торговле и в межкорпоративных трансфертах. Институциональной формой
интернационализации производства выступают ТНК;
углублении интернационализации
капитала, заключающемся в росте международного движения капитала между
странами, прежде всего, в виде прямых инвестиций (причем объемы прямых
иностранных инвестиций растут быстрее, чем внешняя торговля и производство),
интернационализации фондового рынка;
глобализации производительных сил
через обмен средствами производства и научно-техническими, технологическими
знаниями, а также в форме международной специализации и кооперации, связывающих
хозяйственные единицы в целостные производственно-потребительские системы;
через производственное сотрудничество, международное перемещение
производственных ресурсов;
формировании глобальной
материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры,
обеспечивающей осуществление международного сотрудничества;
усилении интернационализации обмена
на основе углубления международного разделения труда, возрастания масштабов и
качественного изменения характера традиционной международной торговли
овеществленными товарами. Все более важным направлением международного
сотрудничества становится сфера услуг, которая развивается быстрее сферы
материального производства;
увеличении масштабов международной
миграции рабочей силы. Выходцы из относительно бедных стран находят применение
в качестве неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силы в
развитых странах. При этом страны, использующие иностранный труд для заполнения
определенных ниш на рынке труда, связанных с низкоквалифицированной и
малооплачиваемой работой, пытаются удерживать иммиграцию в определенных
пределах. В то же время современные телекоммуникационные технологии открывают
новые возможности в этой области и позволяют безболезненно ограничить
иммиграционные процессы. Любая компания в Европе, Северной Америке или Японии
может с легкостью поручить выполнение, например, компьютерных работ
исполнителю, находящемуся в другой стране, и незамедлительно получить готовую
работу в своем офисе;
растущей интернационализации
воздействия производства и потребления на окружающую среду, что вызывает рост
потребности в международном сотрудничестве, направленном на решение глобальных
проблем современности.
Прогнозируется, что в видимой
перспективе глобализация повлечет за собой:
интенсификацию интеграционных
региональных процессов;
большую открытость экономических
систем государств, в настоящее время еще не полностью осуществивших
либерализацию хозяйственной деятельности;
беспрепятственный доступ всем
участникам на любые рынки;
универсализацию норм и правил
осуществления торговых и финансовых операций;
унификацию регулирования и контроля
за рынками;
стандартизацию требований к
перемещению капитала, инвестиционному процессу и всемирной платежно-расчетной
системе.
Глобализация и интеграция - это
многоуровневые явления, затрагивающее:
региональную, национальную экономику
(макроуровень);
товарные, финансовые и валютные
рынки, рынки труда (мезоуровень);
отдельные компании (микроуровень).
На макроэкономическом уровне
глобализация проявляется в стремлении государств и интеграционных объединений к
экономической активности вне своих границ за счет либерализации торговли,
снятия торговых и инвестиционных барьеров, создания зон свободной торговли и
т.п. Кроме того процессы глобализации и интеграции охватывают
межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию
мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного,
политического) пространства в крупных регионах мира.
На микроэкономическом уровне глобализация
проявляется в расширении деятельности компаний за пределы внутреннего рынка.
Большинству крупнейших транснациональных корпораций приходится действовать в
глобальных масштабах: их рынком становится любой район с высоким уровнем
потребления, они должны быть способны удовлетворять спрос потребителей везде,
независимо от границ и национальной принадлежности. Компании мыслят в
глобальных категориях покупателей, технологий, издержек, поставок,
стратегических альянсов и конкурентов. Различные звенья и стадии
проектирования, производства и сбыта продукции размещаются в разных странах,
унифицируясь в международном масштабе. Создание и развитие транснациональных
фирм позволяет обойти множество барьеров (за счет использования трансфертных
поставок, цен, благоприятных условий воспроизводства, лучшего учета рыночной
ситуации, приложения прибыли и т.д.).
Учитывая, что для ТНК (особенно
многонациональных и глобальных) внешнеэкономическая деятельность в большинстве
случаев имеет более важное значение, чем внутренние операции, они выступают
основным субъектом глобализационных процессов. Транснациональные корпорации -
это основа глобализации, ее главная движущая сила.
Настоятельной потребностью
становится формирование единого глобального мирового экономического, правового,
информационного, культурного пространства для свободной и эффективной
предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования, создание
единого планетарного рынка товаров и услуг, капиталов, рабочей силы,
экономическое сближение и объединение отдельных стран в единый мировой
хозяйственный комплекс.
Правда, вероятнее всего,
по-настоящему глобального рынка мы не достигнем и через десятилетия, и он может
вообще по самым разнообразным политическим причинам полностью не состояться.
Универсализация режимов торговли и перемещения капитала пока не привела к
созданию однородной хозяйственной среды, единого планетарного экономического
пространства. Мировая экономика представляет собой полицентрическую структуру,
охватывающую около 200 национально-государственных образований, развитие
которых протекает неравномерно. Около половины населения развивающихся стран
живут в замкнутой экономике, не затронутой ростом и интенсификацией
международных экономических отношений. Параллельно существуют два мира: международная
и самодостаточная экономика, один из которых (самодостаточная экономика)
постепенно сокращается в размерах и значимости в мировом хозяйстве. Взаимосвязи
и взаимозависимости между частями этой структуры ассиметричны, разные группы
стран втянуты в мировые интеграционные процессы в неодинаковой степени и далеко
не на равных.
Мировое экономическое пространство
остается существенно неоднородным из-за увеличения технологического разрыва
между странами по сравнению с началом индустриальной эры. В развитых странах
преобладают четвертый и пятый технологические уклады, в странах среднего уровня
развития - уклады третий и четвертый, а в странах мировой периферии сохраняются
доиндустриальные технологии. На этой почве вырвавшиеся вперед страны, используя
наиболее эффективные технологии, экспортируют наукоемкие товары и услуги
(например, компьютеры, программное обеспечение, сотовые телефоны, услуги
космической связи и т.п.) в страны с низким и средним уровнем развития, получая
при этом огромные сверхприбыли.
.3 ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Можно выделить основные предпосылки
(движущие силы), обусловливающие процесс глобализации:
. Производственные,
научно-технические и технологические:
резкое возрастание масштабов
производства;
качественно новое поколение средств
транспорта и связи и их унификация, обеспечивающие быстрое распространение
товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных
условиях. В настоящее время передача информации осуществляется практически
безотлагательно. Сообщения об экономических возможностях и сделках быстро
передаются по всему миру. Для товаров и некоторых видов услуг пока еще
требуется несколько дней и даже недель, чтобы попасть из одного места в другое,
информация же передается немедленно. Если в каком-либо уголке мира происходит
существенное изменение на рынке, то о нем становится известно практически
мгновенно во всех других его частях. Это особенно характерно для событий на
фондовых биржах, валютных и товарных рынках, а также для научных открытий и их
использования. Следовательно, удаленность партнеров друг от друга перестает
быть решающим препятствием для их производственного сотрудничества;
быстрое распространение знаний в
результате научного или других видов интеллектуального взаимообмена;
резкое сокращение благодаря
передовым технологиям транспортных, телекоммуникационных издержек, значительное
снижение затрат на обработку, хранение и использование информации, что
облегчает глобальную интеграцию национальных рынков.
. Организационные:
международные формы осуществления
производственно-хозяйственной деятельности (ТНК): организационные формы, рамки
деятельности которых выходят за национальные границы, приобретают международный
характер, способствуя формированию единого рыночного пространства;
выход неправительственных
организаций на многонациональный или мировой уровень. Новую глобальную роль
стали играть такие международные организации, как ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО
и т.п.;
превращение многонациональных
компаний и других организаций, как частных, так и государственных, в основных
действующих лиц глобальной экономики.
. Экономические:
либерализация торговли товарами и
услугами, рынков капитала и другие формы экономической либерализации, вызвавшие
ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более
свободной;
небывалая концентрация и
централизация капитала, взрывообразный рост производных финансово-экономических
инструментов, резкое сокращение времени осуществления межвалютных сделок;
внедрение международными
экономическими организациями единых критериев макроэкономической политики,
унификация требований к налоговой, региональной, аграрной, антимонопольной
политике, к политике в области занятости и др.;
усиление тенденции к унификации и
стандартизации. Все шире применяются единые для всех стран стандарты на технологию,
экологию, деятельность финансовых организаций, бухгалтерскую и статистическую
отчетность. Стандарты распространяются на образование и культуру.
. Информационные:
радикальное изменение средств
делового общения, обмена производственной, научно-технической, экономической,
финансовой информацией; появление и развитие принципиально новых систем
получения, передачи и обработки информации позволили создать глобальные сети,
объединяющие финансовые и товарные рынки, включая рынки ноу-хау и
профессиональных услуг. Информационное обслуживание непосредственно связано с
успехами в электронике - с созданием электронной почты, Интернет;
формирование систем, позволяющих из
одного центра управлять расположенным в разных странах производством, создающих
возможности оперативного, своевременного и эффективного решения
производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри
отдельных стран. Обмен информацией в реальном времени знаменует настоящую
революцию в менеджменте и маркетинге, в управлении финансовыми и
инвестиционными потоками, возникают новые формы реализации продукции (например,
электронная торговля). Компьютеризация, системы электронных счетов и
пластиковых карт, спутниковая и оптико-волоконная связь позволяют практически
мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить
средства с одних счетов на другие независимо от расстояния и государственных
границ.
. Политические:
ослабление жесткости государственных
границ, облегчение свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов;
окончание «холодной» войны,
преодоление политических разногласий между Востоком и Западом.
. Социальные и культурные:
ослабление роли привычек и традиций,
социальных связей и обычаев, преодоление национальной ограниченности, что
повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом
отношениях, способствует международной миграции;
возникновение глобального
единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли. На смену
недавних противоречий между рыночной экономикой Запада и социалистической
экономикой Востока пришло практически полное единство взглядов на рыночную
систему хозяйства;
проявление тенденции формирования
глобализованных «однородных» средств массовой информации, искусства,
попкультуры. Английский язык становится международным языком общения, облегчая
межкультурное общение, учебу и взаимопонимание;
преодоление границ в образовании
благодаря развитию дистанционного обучения;
либерализация подготовки трудовых
ресурсов, что ведет к ослаблению контроля национальных государств за
воспроизводством «человеческого капитала».
.. ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Позитивное значение глобализации
трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно
учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для
гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения
всеобщих проблем человечества.
В качестве позитивных последствий
(преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:
. Глобализация способствует
углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более
эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует
повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения
(при более низких для него затратах).
. Важным преимуществом
глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что
потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а,
следовательно, к устойчивому экономическому росту.
. Преимущества глобализации связаны
также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе,
удовлетворяющей все стороны.
. Глобализация, усиливая
конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение
их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят
темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте
промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает
непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества
глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от
использования передового научно-технического, технологического и
квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других
странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и
при относительно меньших затратах.
. Глобализация способствует
обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация
ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых
конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках,
которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к
внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные
внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны,
прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и
снижает цены.
. Глобализация может привести к
повышению производительности труда в результате рационализации производства на
глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного
давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.
. Глобализация дает странам
возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов,
поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий
на возросшем количестве рынков.
. Глобализация создает серьезную
основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь,
экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества,
консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.
Конечным результатом глобализации,
как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния
в мире.
1.5 Антиглобаллистическое движение.
Потенциальные проблемы и опасности глобализации
Отношение к глобализации как
специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначно, а порой и
диаметрально противоположно. Это связано с разными точками зрения на последствия
глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой
экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики.
Это связано с тем, что преимущества глобализации распределяются неравномерно.
Поэтому одним из основных вопросов, вызывающих наиболее жаркие дискуссии,
является: кто оказывается в выигрыше от глобализации?
Современные глобализационные
процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и
лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет
позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время
развертывание процессов глобализации в рамках современного международного
разделения труда грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так
называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели
субъектами глобализации. Степень положительного влияния глобализационных
процессов на экономику отдельных стран зависит от места, которое они занимают в
мировой экономике, фактически основную часть преимуществ получают богатые
страны или индивиды.
Несправедливое распределение благ от
глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и
интернациональном уровнях. Происходит не выравнивание доходов, а скорее их
поляризация. В процессе ее быстро развивающиеся страны входят в круг богатых
государств, а бедные страны все больше отстают от них. Вместо того чтобы
уничтожать или ослаблять проявления неравенства, интеграция национальных
экономик в мировую систему, напротив, усиливает их и делает во многих
отношениях более острыми. Глобализация приводит к углублению неоднородности, к
возникновению новой модели мира - мира 20:80, общества одной пятой. 80% всех
ресурсов контролирует так называемый «золотой миллиард», который охватывает
лишь пятую часть населения планеты (в том числе США и страны Западной Европы -
70% мировых ресурсов). Процветающие 20% стран распоряжаются 84,7% мирового ВНП,
на их граждан приходится 84,2% мировой торговли и 85,5% сбережений на
внутренних счетах. С 1960 года разрыв между богатейшими и беднейшими странами
более чем удвоился, что статистически подтверждает несостоятельность всяких
обещаний справедливости в оказании помощи развивающимся странам7. Развитые
страны, используя открытость и глобализацию в своих интересах, стремятся
закрепить существующий статус-кво. Большие опасения вызывает желание США
усилить однополярность мира. Не удивительно, что в арабском мире, например,
глобализация ассоциируется с «американизацией» мировой системы, «новым
колониализмом». Взаимозависимость, свойственная мировому развитию в начале и в
середине ХХ века, сменяется односторонней зависимостью «третьего мира» от
«первого».
Неоднородность мира проявляется и в
следующих данных: всего лишь 358 миллиардеров владеют таким же богатством, как
и 2,5 миллиарда человек, вместе взятые, почти половина населения Земли.
Приводятся данные, что от
глобализации в конечном итоге выигрывает лишь 14,5% живущих в западном мире, в
то время как остаются практически не затронутыми ею такие массивы, как Африка,
Центральная и Южная Азии, Юго-Восточная Азия и Латинская Америка, «черные дыры»
постсоветского пространства4.
Учитывая неравномерность
распределения преимуществ глобализации, безусловно и негативные последствия
глобализационных процессов в конкретной стране существенно будут зависеть от
места, которое эта страна занимает в мировой экономике. В связи с этим
выделяются три группы угроз, опасностей, потенциальных проблем, возникающих на
современном этапе развития интернационализации хозяйственной деятельности, в
зависимости от того, на какие страны они могут распространиться. Прежде всего
выделяются опасности глобализации, существующие для всех стран, затем
потенциально могущие возникнуть в менее развитых и, отдельно, в промышленно
развитых странах.
В условиях глобализации возможно
проявление разрушительного влияния центробежных сил, связанных с этим
процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны,
деградации неконкурентоспособных производств, обострению социальных проблем,
агрессивному проникновению чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей
поведения. В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные
последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать:
неравномерность распределения
преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной
экономики;
возможная деиндустриализация
национальных экономик;
возможность перехода контроля над
экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том
числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;
возможная дестабилизация финансовой
сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за
взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические
колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже
глобальные последствия.
Наиболее болезненные последствия
глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так
называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в
интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой
продукции (а некоторые из них - поставщиков деталей и узлов для современной
сложной техники), оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и
имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от
конъюнктуры мировых рынков.
Глобализация для таких стран
порождает, помимо вышеперечисленных, и еще множество других проблем:
увеличение технологического
отставания от развитых стран;
рост социально-экономического
расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества,
представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных
связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или
иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или
этнической группе2);
обнищание основной массы населения;
усиление зависимости менее развитых
стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;
ограничение ТНК способности
государств проводить национально ориентированную экономическую политику;
рост внешнего долга, прежде всего
международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему
прогрессу.
Как уже отмечалось, наибольший
выигрыш от участия в глобализации имеют промышленно развитые страны, получающие
возможность снижать издержки производства и сосредоточиваться на выпуске
наиболее доходной наукоемкой продукции, перебрасывать трудоемкие и
технологически грязные производства в развивающиеся страны. Но и промышленно
развитые страны могут пострадать от процессов глобализации, которые, если с
ними не совладать, увеличат безработицу, усилят нестабильность финансовых
рынков и т.д.
В качестве наиболее часто
обсуждаемых социально-политических проблем, потенциально имеющих место в
развитых странах в связи с процессами глобализации, можно назвать:
рост безработицы в результате:
внедрения новых технологий, что
приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, усиливает социальную
напряженность;
изменения структуры производства и
перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны,
что тяжело ударяет по традиционным отраслям этих стран, вызывая там закрытие
многих производств;
возросшей мобильности рабочей силы;
выдвинувшиеся на первый план ТНК
нередко ставят собственные интересы выше государственных, в результате чего
роль национальных государств ослабевает и часть функций переходит к различным
надгосударственным организациям и объединениям.
Серьезным негативным последствием
глобализации может быть переход контроля над экономикой отдельных стран от
суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным
государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным
организациям. В силу этого некоторые усматривают в глобализации попытку подрыва
национального суверенитета. Современный корпоративный капитал фактически
контролирует политическую жизнь современных развитых стран.
Национально-государственные образования как таковые утрачивают роль активных
агентов жизни и мирового сообщества. Преобладает мнение, что интеграционные
процессы в экономике, глобализация финансового рынка ведут к «стиранию»
государственных границ, к ослаблению государственного суверенитета в финансовой
сфере.
Растущая глобальная интеграция
рынков капитала угрожает экономической политике отдельных стран, так как
иностранный капитал в виде прямых или портфельных инвестиций таит в себе
определенную угрозу для национальной экономики в связи со способностью исчезать
из страны столь же быстро, как и появляться.
Глобализация уменьшает способность
правительств к маневру. Вскоре они будут поставлены перед необходимостью
объединить усилия для контроля над международной деятельностью, информационными
и финансовыми сетями ТНК.
Одной из самых больших угроз
глобализационных процессов многие эксперты называют рост безработицы.
Приводятся порой очень пессимистические оценки и прогнозы. В качестве образца
таких прогнозов можно привести высказывания из нашумевшей на Западе книги,
написанной редакторами еженедельного журнала «Шпигель» - Г.-П. Мартином и Х.
Шуманном, «Западня глобализации: атака на процветание и демократию».
Прогнозируется, что для функционирования мировой экономики в этом столетии
будет достаточно 20% населения. Больше рабочей силы не потребуется. Пятой части
всех ищущих работу хватит для производства товаров первой необходимости и
предоставления всех дорогостоящих услуг, какие мировое сообщество сможет себе
позволить. Эти 20% в какой бы то ни было стране будут активно участвовать в
жизни общества, зарабатывать и потреблять, и к ним, пожалуй, можно добавить еще
примерно один процент тех, кто, например, унаследует большие деньги. У тех же
80%, которые останутся не у дел, будут колоссальные проблемы1.
В качестве угрозы можно отметить, в
частности, потенциальный рост безработицы в результате перевода компаниями
стран с высокой стоимостью рабочей силы части своих производственных мощностей
в страны с низкой оплатой труда. Экспорт рабочих мест может оказаться
нежелательным для экономики ряда государств. Но чаще всего в подобных условиях
компании развитых стран прекращают выпуск убыточной продукции и переходят к
производству товаров, требующих использования высококвалифицированного
персонала. Происходит перераспределение рабочей силы. В результате рабочие с
более низкой квалификацией остаются невостребованными, в их среде растет
безработица, их доходы падают. А в качестве негативного последствия
глобализации указывается заметное увеличение разрыва в уровнях заработной платы
квалифицированных и менее квалифицированных работников.
Следующую угрозу связывают с
мобильностью рабочей силы. Массовая миграция населения, приобретающая
глобальный характер, превращается в серьезный источник обострения
социально-экономической обстановки в мире. По данным ООН, в 1995 году за
пределами родных стран проживало 125 млн. человек 5. Дестабилизирующими
факторами являются новые формы занятости (индивидуализация условий найма,
временные контракты) и глобализация рынка рабочей силы. Приток дешевой рабочей силы
извне обострил конкуренцию на рынке труда развитых стран, что привело к
осложнению межэтнических отношений и росту национализма в этих странах.
Негативные последствия свободы перемещения рабочей силы уже давно признаются в
качестве потенциальной опасности, а сегодня во многих странах она считается
вполне реальной. Поэтому почти все государства ввели те или иные формы контроля
над свободным перемещением рабочей силы. Но следует отметить, что наиболее
подготовленная и представляющая высокую ценность рабочая сила отличается
большей мобильностью и способна эффективно отыскать свою рыночную нишу. В
условиях глобализации все страны попытаются привлечь талантливых специалистов и
квалифицированных работников, охотно предоставив им визы и впустив на свой
рынок. Возникновение межстранового перелива рабочей силы приведет к глобальному
повышению производительности, поскольку будет достигнут оптимум в распределении
трудовых ресурсов.
Одной из проблем глобализации
является потенциальная глобальная нестабильность из-за взаимозависимости
национальных экономик на мировом уровне. В результате локальные экономические
колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже
глобальные последствия. Такая возможность носит не только теоретический
характер, а является вполне реальной, что подтверждает финансовый кризис в
Азии, начавшийся летом 1997 года в Таиланде и Индонезии, а затем перекинувшийся
на другие страны Юго-Восточной Азии, дойдя и до Южной Кореи. В 1998 году кризис
затронул Россию, а в 1999 году Бразилию и Аргентину. В этих странах перед
кризисом был значительный экономический бум, но внешние инвестиции,
либерализация валютно-финансовой системы привели к тому, что многие компании не
сумели спрогнозировать возможности и перестали возвращать кредиты, т.к. вложения
в проекты не дали прогнозируемых доходов.
Однозначно ответить на вопрос об
угрозе или пользе глобализации практически невозможно, так как баланс
позитивных и негативных последствий постоянно изменяется.
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
.1 Объективная необходимость
выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации
Результаты, достигнутые российской
экономикой за последние 7 лет, впечатляют: рост ВВП на 74%, промышленного производства
на 79%, инвестиций на 133%. Однако объективно - это в лучшем случае
незначительное улучшение результата 1990 года, т.е. результата семнадцатилетней
давности. Между тем остальной мир все эти 18 лет не стоял на месте10.
Даже развитые страны, темпы роста
которых относительно невысоки, продемонстрировали рост не менее чем на 60%.
Этот накопленный разрыв - один из главных вызовов современной российской
экономике. Ликвидация этого разрыва - одна из важнейших задач, стоящих перед
нашим государством в рамках долгосрочной стратегии развития.
При этом содержательно проблема
состоит не столько в ликвидации разрыва с развитыми странами, сколько в решении
огромного перечня острейших социальных и экономических проблем. В их числе
проблема бедности, жилищная проблема, проблема изношенности практически всех
видов инфраструктуры, проблема снижения качества основного капитала. Достаточно
сказать, что перечисленные в президентском послании первоочередные задачи,
совместно с уже продекларированными инвестиционными программами РАО ЕЭС,
Газпрома и РЖД требуют, при условии недопущения дальнейшего устаревания
основных фондов, увеличения инвестиций в основной капитал в существенных
масштабах.
Один из ключевых вопросов
современной экономической ситуации состоит в объяснении причин и факторов
высокой динамики российской экономики в 2000-2007 гг. Общепризнано, что
важнейшим фактором роста в этот период явилась благоприятная конъюнктура
мировых цен на нефть. Другой значимый внешний фактор - динамичный рост мировой
экономики. В то же время вопрос состоит в том, объясняют ли эти факторы большую
часть экономической динамики или же их совокупное воздействие достаточно
ограничено.
Рост экспорта, вызванный
благоприятной внешней конъюнктурой, обеспечивал основной рост ВВП. Но уже последние
годы вклад экспорта в экономический рост значительно снизился. Это объясняется
следующими факторами:
Динамика экспорта в связи с
ограниченными возможностями сырьевых отраслей существенно замедлилась и, при
сохранении структуры экспорта, эта тенденция может только усилиться. Согласно
прогнозам Министерства экономического развития и торговли РФ темпы роста
экспорта углеводородов к 2010 г. снизятся (в среднем) до менее одного процента
в год.
Потребление населения
демонстрировало в последние годы чрезвычайно высокую и даже ускоряющуюся
динамику. В то же время эта динамика в значительной степени опиралась,
во-первых, на дополнительные доходы экономики связанные с благоприятной
внешнеэкономической конъюнктурой, а во-вторых, на бурное развитие системы потребительского
кредитования. Позитивное воздействие этих факторов на динамику потребления и
экономический рост в среднесрочной и долгосрочной перспективе в существенной
мере утрачивается.
Несмотря на определенный рост
инвестиций, в последние годы доля накопления в ВВП остается на достаточно
низком уровне. Сохранение такой нормы накопления в условиях неизбежного роста
капиталоемкости означает неизбежное замедление экономического роста.
Государственное потребление как в
силу проводимой финансовой политики, так и вследствие замедления роста доходов
бюджета, не в состоянии выполнить роль акселератора экономической динамики.
Опережающий (по сравнению с
динамикой производства) рост импорта является наиболее мощным негативным
фактором экономической динамики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Помимо рассмотренных выше
макротенденций, действующих в сторону снижения потенциальной экономической
динамики, существуют также целый ряд значимых барьеров и ограничений, без
преодоления которых невозможно конструктивное решение стоящих перед обществом
проблем. К их числу относятся:
отсутствие эффективной системы
перелива капитала, не позволяющее в условиях избытка финансовых ресурсов
профинансировать развитие обрабатывающей промышленности;
низкая заработная плата в производственной
сфере экономики, препятствующая росту эффективности производства и
распространению инноваций;
общее технологическое отставание
российской экономики, не позволяющее обеспечивать должную конкурентоспособность
продукции и услуг.
Для повышения эффективности
внешнеэкономической деятельности требуется развитие системы государственного
регулирования внешнеторговых связей в соответствии с курсом государства на
поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по четырем
направлениям.
Первое направление - выработка и
реализация внешнеэкономической политики России, включая вопросы оптимизации
топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг
(традиционных и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и «ноу-хау»).
Одним из приоритетов станет
стимулирование на государственном уровне экспортной деятельности российских
производителей, прежде всего, выпускающих продукцию с высокой долей вновь
созданной стоимости. В связи с этим продолжится формирование системы кредитования
и страхования экспортеров при участии государства для продвижения на внешние
рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики,
судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной
энергетики, и др.).
Второе направление - обеспечение
благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников
внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле,
усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании
более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние
рынки.
Созданию таких условий будет
способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, основанное
на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран-членов ВТО, а
также эффективное участие в действующих и формирующихся международных
региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.
Третье направление - защита
внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и
использующая все предусмотренные российским законодательством инструменты. Эти
меры будут направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных
отечественных производств.
Четвертое направление - формирование
международных приоритетов внешнеторговой политики как важнейшей составной части
внешнеэкономической политики.
Торгово-экономические отношения
России с государствами СНГ являются стратегическим направлением во
внешнеэкономических связях России.
Во внешнеэкономических связях с
дальним зарубежьем приоритетное значение имеет сотрудничество с Европейским
союзом - основным торговым партнером, на долю которого приходится более 1/3
внешнеторгового оборота Российской Федерации. Это основной рынок сбыта товаров
российского экспорта (прежде всего энергоносителей) и, следовательно, один из
важнейших источников валютных поступлений.
На американском континенте важнейший
торговый партнер России -Соединенные Штаты Америки. При определении основных
направлений сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой
экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциалы, а также то, что
американский рынок служит одним из перспективных для продаж передовых
российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной
энергетикой, программным обеспечением.
Значимость Азиатско-Тихоокеанского
региона для России определяется уникальными возможностями для облагораживания
структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области
экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, включая вооружение и
военную технику, наличием, несмотря на кризисные явления в странах этого
региона, значительного инвестиционного потенциала.
Важными внешнеторговыми партнерами
России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными
рынками сбыта для российской машинотехнической продукции, в том числе
вооружения и военной техники.
Перспективность сотрудничества со
странами Латинской Америки связана с реальными возможностями в области развития
российского экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а
также налаживания взаимного производственного сотрудничества, учитывая заметно
возросший производственный и экономический потенциалы этого региона.
К числу самых последних позитивных
тенденций можно отнести резкую активизацию в конце прошлого - начале нынешнего
года инвестиционной деятельности, принципиальное (до двузначных значений)
ускорение темпов роста прочего (несырьевого) экспорта, масштабный приток
иностранного капитала, сохранение относительно низкого уровня инфляции.
Более эффективное, чем
прогнозировалось большинством экспертов, функционирование российской экономики
в последние годы можно обьяснить следующими фундаментальными причинами:
. За последние годы Россия
конституировалась не только политически, но и экономически. Она преодолела
последствия разрыва хозяйственных связей начала 90-х годов, встроилась в
систему международного разделения труда и сейчас представляет собой хотя и не
полностью сбалансированный, но взаимоувязанный народнохозяйственный комплекс.
. В России возникли и теперь уже
достаточно эффективно функционируют рыночные институты.
. Экономика России полностью
адаптировалась к новым рыночным условиям.
Именно эти причины, а также
появление новых позитивных тенденций служат идеологической основой для
разработки оптимистического сценария долгосрочного развития российской
экономики.
Кроме того, существенную роль играет
то обстоятельство, что кардинальным образом изменилась оценка российской
экономики на мировой арене - оценки всех сторон экономической жизни, измеренные
в ведущих мировых валютах. Достаточно сказать, что ВВП, измеренный в долларах
США, увеличился со 150 млрд. долл. в 1998 г. до почти триллиона долларов в 2006
г. - то есть более чем в 6 раз11. Это означает, что пропорции обмена на мировом
рынке для российской экономики в целом улучшились примерно в 4 раза. Все это
чрезвычайно важно не столько для внутренней самооценки, сколько для
выстраивания эффективных взаимоотношений с внешним миром.
Только повышение
конкурентоспособности труда и рост конкурентоспособности капитала обеспечивают
устойчивость развития и гарантируют усиление долгосрочных конкурентных
преимуществ на мировых рынках.
.2 Основные приобретения и проблемы
на пути вступления России в ВТО
Переговоры по присоединению России к
ВТО постепенно приближаются к заключительной стадии, и в ближайшей перспективе
ожидается принятие России в члены этой организации.
Принятие решения о вступлении России
в ВТО должно основываться на оценке баланса положительных и отрицательных последствий
этого шага, который определяется конкретными условиями присоединения. Присоединение
к ВТО предполагает получение не только преимуществ, но и принятие на себя
обязательств. С одной стороны, создаются равные условия для российского бизнеса
на рынках иностранных государств, появляются инструменты устранения
дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров и услуг.
А с другой стороны, Российское государство гарантирует соблюдение правил и норм
ВТО, предусматривающих открытие отечественного рынка для зарубежных компаний и
существенное ограничение возможностей государственной поддержки отечественных
товаропроизводителей.
Последствия присоединения России к
ВТО коснутся не только внешнеэкономической и торговой сфер; они отразятся на
дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Для
разных отраслей и видов деятельности они будут разными. Одни отрасли, способные
успешно развиваться без государственной поддержки и защиты внутреннего рынка
(например, металлургия и топливно-энергетический комплекс), получат
дополнительные возможности продвижения своей продукции на внешний рынок.
Другие, зависимые от государственной поддержки и нуждающиеся в защите от
иностранных конкурентов (например, машиностроение), могут столкнуться с
ухудшением условий функционирования вследствие снижения государственной
поддержки и защищенности внутреннего рынка. Из этого следует, что оценку
баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО
следует проводить дифференцированно по каждой отрасли в зависимости от
соотношения выгод и уступок, приобретаемых отечественными товаропроизводителями
по планируемым условиям присоединения.
Наиболее широко обсуждаемым
требованием ВТО к России является снижение ставок импортных пошлин до уровня,
существующего в развитых странах. Иными словами, в России уже достигнут
достаточно высокий уровень открытости внутреннего рынка. Фактически для
большинства отраслей существующие ставки импортного тарифа не играют какой-либо
протекционистской роли, а выполняют главным образом фискальные функции.
Гораздо серьёзнее на отечественную
промышленность повлияет выполнение системных и дополнительных условий
вступления России в ВТО.
Причины произошедшего за годы реформ
снижения объёмов производства российских товаров и их вытеснения импортными
лишь в очень слабой степени связаны с таможенно-тарифным регулированием внешней
торговли, которое остаётся малоэффективным вследствие коррупции и слабости
таможенного контроля. Главную роль играли факторы структурной и макроэкономической
политики государства. Ограничительная денежная политика закрыла для большинства
промышленных предприятий, за исключением экспортёров сырья, доступ к кредитам.
Вследствие галопирующей инфляции они утратили большую часть оборотных средств и
вынуждены были резко сократить объёмы производства. Периодические взлёты и
обвалы обменного курса рубля вызывали резкие изменения конкурентоспособности
отечественных товаров, нарушая планы и ритм работы предприятий. Вследствие
общей макроэкономической неопределённости горизонт планирования сузился для
промышленных предприятий до нескольких месяцев, что наряду с отсутствием
доступа к долгосрочным кредитам сделало почти невозможным производство сложных
товаров с длительным циклом производства. Хаотичная приватизация разрушила
привычные кооперационные связи, вызвав колоссальный рост издержек.
Систематические злоупотребления естественных и организационных монополий вели к
подрыву ценовой конкурентоспособности товаров конечного спроса.
Этот список внутренних факторов,
обусловленных экономической политикой государства, можно продолжать долго.
Ясно, что они играли и продолжают играть определяющую роль в формировании
условий производства отечественных товаров, влияя на их конкурентоспособность
намного больше, чем уровень импортного тарифа. Поэтому и условия присоединения
России к ВТО, затрагивающие эти факторы, имеют гораздо большее значение, чем
снижение импортного тарифа на несколько процентов. Хотя и последнему фактору
необходимо уделять не меньшее внимание, так как прогнозируемое вследствие него
снижение только машиностроительного производства может повлечь пропорциональное
сокращение занятых в нём на сотни тысяч.
Среди основных условий присоединения
России к ВТО наибольшее значение имеют обязательные для всех членов соглашения
по системным вопросам, требования по отмене экспортных ограничений, а также
навязываемые России отдельными членами ВТО дополнительные соглашения по
торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам,
информационным технологиям. При этом если соглашения по системным вопросам
России после присоединения к ВТО придётся выполнять автоматически, то в
отношении экспортных ограничений и дополнительных соглашений ведутся
переговоры.
Главным предметом экспортных
ограничений, отмены которых добиваются некоторые партнёры по переговорам о
вступлении России в ВТО, являются экспортные пошлины. Они были введены в 1992
году на вывоз сырьевых товаров одновременно с либерализацией внешней торговли в
целях изъятия в доход государства части природной ренты, образующейся в
результате эксплуатации принадлежащих государству природных ресурсов, а также
сдерживания роста внутренних цен на энергоносители и сырьевые товары, которые в
то время были существенно ниже мировых. С тех пор экспортные пошлины систематически
снижались, сокращался перечень подлежащих обложению ими товаров. В настоящее
время экспортные пошлины действуют на вывоз углеводородов (природного газа,
сырой нефти и продуктов ее переработки), на долю которых в совокупности
приходится 97% всех поступлений бюджета по этой статье, а также на некоторые
товары химико-металлургического комплекса. Ликвидация экспортных таможенных
пошлин приведет к снижению ежегодных доходов государственного бюджета.
Важным следствием отмены экспортных
пошлин станет рост внутренних цен на энергоносители, которые будут стремиться к
мировым за вычетом транспортных издержек. В этом же направлении будет
действовать отмена квот на прокачку нефти на экспорт, которые требуют
упразднить некоторые партнеры по переговорам, несмотря на их объективную
обусловленность условиями транспортировки нефти. Принятие этих требований
повлечет за собой соответствующий рост издержек и снижение
конкурентоспособности производимых товаров.
С учётом того, что вследствие
климатических условий энергоёмкость производимых в России товаров в несколько
раз выше, чем при производстве аналогичных импортных товаров, приближение
внутренних цен на энергоносители к мировым станет системным фактором снижения
конкурентоспособности российской промышленности. Для его преодоления
потребуются крупномасштабные инвестиции в модернизацию производства, которое по
своей энергоэффективности должно превзойти мировой уровень. Поскольку в рамках
проводимой в России экономической политики источников для таких инвестиций (масштаб
которых оценивается в сотни миллиардов долларов) не предвидится, приближение
внутренних цен к мировым повлечет соответствующее снижение
конкурентоспособности и свертывание выпуска отечественных товаров.
Между тем правила ВТО не запрещают,
а только рекомендуют не применять экспортные пошлины.
Навязываемое России предложение об
отмене экспортных пошлин усугубляется еще более спорным требованием
выравнивания внутренних и мировых цен на энергоносители, предъявляемое США и
странами ЕС. По сути, оно противоречит принципам рыночной конкуренции, так как
производство энергоносителей в России государством не субсидируется.
Относительно низкие цены на энергоносители являются естественным конкурентным
преимуществом России, которое отчасти компенсирует столь же естественный
недостаток, обусловленный суровым климатом.
В случае принятия условия о
приведении внутренних цен на энергоносители в соответствие с мировыми объем
снижения производства во многих вполне конкурентоспособных сегодня отраслях
российской промышленности может оказаться весьма значительным. В наибольшей
степени пострадают наиболее энергоемкие отрасли: металлургическая и химическая
промышленность, в которых издержки производства в этом случае превысят мировой
уровень. Рост цен на металлы и химическое сырье еще более ухудшит положение в
машиностроении, которое тоже весьма уязвимо по отношению к ценам на
энергоносители.
Но если требования по отмене
экспортных ограничений и выравниванию внутренних и мировых цен на
энергоносители носят спорный характер и едва ли будут приняты российской
стороной, то по системным вопросам присоединения к ВТО свобода маневра
практически отсутствует. В частности, каждая страна-член ВТО обязана соблюдать
Многосторонние торговые соглашения. Исполнение требований по этим соглашениям
приведет к отмене или пересмотру ряда мер государственной поддержки развития
экономики, предусмотренных проводимой сегодня федеральной бюджетной политикой.
Это касается следующих реализуемых
сегодня государством мер поддержки отечественных товаропроизводителей:
субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, предоставление
промышленным предприятиям ассигнований на разработку новых технологий и
проведение научно-технических исследований по целевым программам, средства
бюджета, выделяемые на реструктуризацию отдельных отраслей промышленности,
государственные капитальные вложения на безвозвратной основе, финансирование
геолого-разведочных работ, субсидирование части затрат промышленных предприятий
(например, расходы на страхование в сельскохозяйственном производстве),
формирование лизинговых фондов, целевые субсидии на конверсию оборонной
промышленности, капиталовложения, осуществляемые в рамках федеральных целевых
программ в целях поддержки развития отечественной промышленности.
Кроме общеобязательных норм ВТО на
развитие экономики окажут влияние добровольные соглашения, на присоединении к
которым России настаивают некоторые влиятельные партнеры по переговорам. Это
Соглашение по торговле гражданской авиатехникой, Соглашение по
правительственным закупкам. Их подписание будет означать принятие обязательств
по отказу от защиты соответствующих секторов национальной экономики. Наиболее
проблемным по своим последствиям может оказаться присоединение России к
Соглашению по торговле гражданской авиатехникой. Данное Соглашение
предусматривает ликвидацию всех тарифных и нетарифных барьеров, то есть отмену
импортных пошлин и иных таможенных платежей при ввозе в страну воздушных судов
гражданского назначения, а также комплектующих и других компонентов. Вследствие
отсутствия механизмов кредитования производства отечественных самолетов за
последнее десятилетие произошло снижение объема выпуска воздушных судов до 4-5
авиалайнеров. Без активной государственной поддержки лизинга авиатехники,
научно-исследовательских разработок, кредитования поставок организовать
крупномасштабное серийное производство предприятия не смогут. Выполнение
обязательств данного Соглашения приведёт к стремительному вытеснению
отечественных воздушных судов иностранными самолетами. Особо опасным для
отечественного авиастроения будет беспошлинный ввоз подержанной авиатехники,
передаваемой в аренду авиаперевозчикам по бросовым ценам.
Ещё одно требование Соглашения по
торговле гражданской авиатехникой перекликается с Соглашением по
государственным закупкам. Все закупки гражданской авиатехники должны
осуществляться на конкурсной основе, при этом режим наибольшего
благоприятствования должен распространяться на любых иностранных производителей
авиатехники.
Другим дополнительным требованием со
стороны стран-членов ВТО является присоединение к Соглашению по государственным
закупкам. Его суть заключается в том, что государственные закупки должны
проводиться в виде тендеров с обязательным участием иностранных производителей.
При этом отечественные поставщики не должны иметь никаких преимуществ перед
иностранными.
Но в тоже время перед российскими
товаропроизводителями откроются и новые возможности, особенно в расширении
рынков сбыта российских металлов, химических удобрений и сырьевых товаров.
Таким образом, баланс положительных
и отрицательных последствий присоединения России к ВТО для отечественной
промышленности неоднозначен.
В настоящее время наибольшей
конкурентоспособностью в российской экономике обладают топливно-энергетический
комплекс и другие сырьевые отрасли.
К примеру, доля России на рынке
нефти по стоимостным показателям увеличилась на 50% за 5 лет, а сам рынок вырос
на 75%. Аналогичная ситуация, где доля российского экспорта растет, сложилась
на рынках никеля, стали, древесины, угля8.
На рынках продукции высокой степени
переработки российская продукция существенно менее конкурентоспособна. В том
числе на наиболее перспективном рынке наукоемких изделий и технологий доля
российских предприятий незначительна. Без применения адекватных мер государственной
экономической политики стимулирования НТП и освоения новых перспективных
технологий присоединение России к ВТО может привести к закреплению сырьевой
направленности развития экономики, свертыванию отечественного производства
товаров с высокой добавленной стоимостью, деградации структуры отечественной
промышленности и утрате имеющегося потенциала развития в наиболее перспективных
направлениях. Сохранение и наращивание этого потенциала требует активной
государственной политики с учетом ограничений, накладываемых обязательными для
исполнения нормами ВТО.
Важной особенностью современного
экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в
практике управления. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестициях,
превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и
строительство. Одновременно повышается значение государственной
научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей
общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растет доля расходов на
науку и образование в ВВП развитых стран, достигшая 3% ВВП. При этом доля
государства в этих расходах составляет в среднем 35-40%9. Интенсивность НИОКР
во многом определяет сегодня уровень экономического развития - в глобальной
экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают
благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса.
Отношения между странами с высоким
научно-промышленным потенциалом, образующими своеобразное ядро мировой
экономической системы, и ее остальной периферией характеризуются
неэквивалентным экономическим обменом, при котором находящиеся на периферии
страны вынуждены оплачивать интеллектуальную ренту, содержащуюся в
импортируемых товарах и услугах, за счет природной ренты и затрат труда,
содержащихся в экспортируемых сырьевых и низкотехнологических товарах.
Доминируя над периферией, развитые
страны “вытягивают” из нее наиболее качественные ресурсы - лучшие умы,
научно-технические достижения, права собственности на наиболее ценные элементы
национального богатства. Лишенные основных внутренних источников развития,
страны периферии теряют возможность проведения суверенной экономической
политики и управления собственным развитием, превращаясь в экономическое
пространство для освоения международным капиталом.
Неэквивалентный внешнеэкономический
обмен между ядром и периферией характеризуется втягиванием периферийных стран в
ловушки сырьевой специализации и внешней задолженности. Преодоление постоянно
воспроизводящегося огромного технологического разрыва между ядром и периферией
мировой экономической системы требует от развивающихся стран усилий по
повышению конкурентоспособности отраслей с высокой добавленной стоимостью, что
невозможно без соответствующих мер государственного стимулирования. Участие в
ВТО лишает государства многих инструментов самостоятельной торговой и
финансовой политики, вследствие чего периферийные страны оказываются без
необходимых средств повышения конкурентоспособности национальной экономики и
вынуждены мириться с закреплением своего подчиненного и зависимого положения.
Вопрос об участии в ВТО следует
рассматривать и в более широком контексте. Создание ВТО повлекло за собой
серьезные изменения в общей системе развития правовых норм международной
торговли. Сейчас многие положения ВТО проходят период становления. Отношение к
ним со стороны различных стран неоднозначно. России необходимо хорошо знать,
понимать и использовать в своих интересах эту «неоднозначность»: искать
союзников, блокировать противников и привлекать на свою сторону возможно
большее число государств. Однако активная внешнеторговая дипломатия возможна
только при полноценном членстве в ВТО. Кроме того, оно открывает перед Россией
возможность участия в новых переговорах по развитию правовых основ международной
торговли. Эти переговоры уже идут и значительно расширятся в будущем. Неучастие
России в этих переговорах поставит страну в практическую изоляцию от процесса
развития мировой торговой системы и лишит ее возможности отстаивать и защищать
свои национальные торговые интересы, как это делают страны-члены ВТО. Причем
чем дольше Россия будет оставаться вне ВТО, тем сильнее она будет отставать от
процессов, идущих в мире, и тем с большим объемом требований и обязательств она
встретится при присоединении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобализация представляется как
какой-то универсальный процесс, который подчиняется только законам своего
развития.
На данный момент, нельзя говорить о полной
глобализации во всех отраслях, так как нет единого "совета" который
бы решал все возникавшие проблемы. США пытается навязать свою точку, а Западная
- свою. Не давние конфликты в Югославии, Ираке, Афганистане, особая позиция США
по ядерному оружию у Ирана подтверждают, что в мире есть страны, которым
поставили статус "отверженных" и соответственно эти страны ни имеют
права голоса при решении глобальных проблем, что при глобализации не возможно.
Различные процентные ставки на капитал и разная заработная плата, тоже
заглушают процесс глобализации. Можно много перечислять условий, которые должны
быть выполнены, чтобы глобализация стала реальной, но они не выполнимы пока не
будет единого взаимопонимания между государствами.
Вступая в третье тысячелетие, человечество,
должно управлять системой сообща, исходя из принципа единой ответственности за
судьбы мира, диктуемой обострением планетарных проблем и решать возникающие
проблемы только совместными усилиями.
Последствия глобализации могут
носить как позитивный, так и негативный характер, однако альтернативы ей нет.
Как образно отмечает ряд авторов, джин глобализации вырвался на свободу и не
стоит пытаться снова загнать его в бутылку. Странам необходимо адекватно
реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям
и воспользоваться шансами, которые предоставляет интернационализация мировой
экономики.
ЛИТЕРАТУРА
.
Большой экономический словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна, М., Институт новой
экономики 1999, с. 444.
.
Иванов Н.М. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития.//Мировая
экономика и международные отношения 2000, №2, с. 18
.
Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб., Питер, 2006, с.65.
.
Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию.
М., Альпина, 2001, с. 142.
.
Там же, с. 52-53.
.
Постиндустриальный мир и процессы глобализации. //Мировая экономика и
международные отношения 2000, № 3,с. 91.
.
Там же, с. 93.
.
Сайт «Перспективы», Глазьев С.Ю., Россия и ВТО: преимущества и потери, с.1
.
Там же, с.2
.
Сайт «Перспективы», Ивантер В.В., Долгосрочный процесс развития экономики
России на 2007-2030гг,с.2
.
Там же, с.3