Новый завет – проповедь любви
Новый завет - проповедь любви
Содержание
Введение
. Проповедь Иисуса Христа на горе
. Структура проповеди
. Толкования нагорной проповеди
. Проповедь любви
Заключение
Список литературы
Введение
Возникновение христианства связано с деятельностью религиозного учителя и проповедника Иисуса из Назарета (небольшой город в Галилее, на севере Палестины). Его прозвище Христос является греческим переводом еврейского слова Мессия. Основное содержание Нагорной проповеди Иисуса Христа в призыве к смирению, покаянию, долготерпению, провозглашении первенства искренней веры и добра над ветхозаветными ритуалами, утверждении любви и милосердия.
Актуальность исследования Нагорной проповеди заключается в том, что именно в этом источнике сосредоточено основное содержание христианского учения, именно так к этой части Евангелия относятся многие религиозные мыслители и философы, например Лев Толстой, Ганди, Дитрих Бонхёффер, Мартин Лютер Кинг. Христианство же как мировая религия сформировало особую форму мышления, распространившуюся на большую часть человечества. Кроме того, Нагорная проповедь, утверждающая основы христианской любви, является одним из основных источников христианского пацифизма.
Цель работы: рассмотреть особенности Нагорной проповеди Иисуса Христа как основного содержания христианского учения.
Задачи работы:
.Проанализировать проповедь Иисуса Христа на горе как комплекс христианских новозаветных положений;
.Охарактеризовать и проанализировать структуру проповеди, ее основные варианты толкования;
.Проанализировать основной тезис проповеди "Бог есть любовь".
1. Проповедь Иисуса Христа на горе
Гора, на которой была произнесена Нагорная проповедь получила название "гора Блаженств". И хотя в этой части Галилеи нет настоящих гор, к западу от Галилейского озера есть несколько больших холмов. Кроме того, некоторые учёные считают, что греческое слово, употребленное в (Матфей, 5:1) более точно переводится как "гористая область" или "холмы", а не просто "гора".
Согласно древнему византийскому преданию, это была гора Карней Хиттин (букв. "Рога Хиттина", поскольку она имеет две вершины), которая расположена на пути между Фавором и Капернаумом, примерно в 6 км к западу от Тверии. Вслед за византийцами так думали и крестоносцы, а католическая энциклопедия до сих пор настаивает на этой версии. Греческое православное предание также считает склоны этой горы местом Нагорной проповеди. Во времена Наполеона некоторые полагали, что гора Блаженств - это гора Арбель, расположенная на западном берегу Галилейского озера, южнее Капернаума.
Нагорная проповедь - собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая. Другие касаются учеников Христа, церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев.
Самая известная часть Нагорной проповеди - Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь "не противиться злому" (Матфей, 5:39), "подставить другую щёку", а также "Золотое правило" (общее этическое правило, которое можно сформулировать как "поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам". Известна и отрицательная формулировка этого правила: "не делайте другим того, чего не хотите себе"). Также часто цитируются слова о "соли земли", "свет мира", и "не судите, да не судимы будете".
По сказанию Евангелиста Матфея, вся эта проповедь была произнесена Иисусом на горе в продолжение одной беседы; из сказаний же евангелиста Луки можно вывести заключение, что различные части этой проповеди были произнесены в разные времена и при различных обстоятельствах; и так как евангелист Матфей вовсе не имел в виду излагать учение Иисуса Христа в последовательном его развитии, а стремился только правдивым повествованием своим доказать евреям, что Иисус был тот именно Мессия, о котором писали пророки, то некоторые толкователи полагают, что Евангелист Матфей соединил в одну проповедь различные поучения Иисуса, сказанные им в разные времена. Но скорее можно допустить, что Нагорную проповедь верна в том именно виде, как изложил ее евангелист Матфей, а затем, при других подходящих случаях, в разные времена, Иисус Христос повторял многое из того, что сказал на горе.
В Нагорной проповеди Иисус Христос отвергал те ветхозаветные законы, которые призывали людей к мщению, к проклятиям, лицемерию.
"Вы знаете, что было сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает и плащ. Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, пройди с ним две. Тому, кто просит, дай; от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся. Вы знаете, что было сказано: "Люби ближнего и ненавидь врага!" А Я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за тех, кто преследует вас. Только так станете вы сынами своего Небесного Отца, ибо он велит всходить солнцу и над добрыми и над злыми и посылает дождь и для праведных и для грешных. Не осуждайте - и вас не осудят, потому что каким судом судите, таким осудят и вас, и какой мерой мерите, такой отмерят и вам. Что же ты смотришь на соринку в глазу своего брата, а в собственном бревна не замечаешь? Как же ты можешь говорить своему брату: "Дай я выну соринку из твоего глаза?" Посмотри, у тебя в глазу бревно! Лицемер, вынь прежде бревно из собственного глаза и тогда увидишь как вынуть соринку из глаза брата" (Евангелие от Матфея, 5, 38-45)
Если в Ветхом Завете в основу идеальных человеческих взаимоотношений полагался строгий абсолютный закон, требующий немедленного осуждения виновного, то в Новом Завете, который принес Иисус Христос, во главу угла кладется любовь как движущая сила нового, духовно возрожденного человека по вере в спасительную жертву Сына Божия.
Христианская любовь не господствует и не властвует, она, по слову ап. Павла: долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
В Евангелии от Матфея Иисус садится перед произнесением проповеди, что может означать, что она не была предназначена для всего народа. Учителя в синагоге всегда сидели, преподавая учение. Матфей показывает, что ученики были основными слушателями Христа, и этот взгляд поддерживает церковная традиция, что отразилось в произведениях искусства (на картинах ученики сидят вокруг Иисуса, а народ на отдалении, хотя и может слышать произносимое). Некоторые ученые считают, что проповедь была предназначена для трёх групп слушателей: учеников, народа и всего мира. Иоанн Златоуст считал, что проповедь была предназначена для учеников, но должна была распространиться и дальше, и поэтому была записана.
Нагорную проповедь часто ошибочно понимают как отмену Ветхого Завета, несмотря на то, что в самом её начале Иисус Христос чётко сказал против этого:
-"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона" (Матфей, 5:17-18);
-"Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Матфей, 19:17);
-"Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?" (Иоанн, 5:46-47);
-"если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лука, 16:31).
2. Структура проповеди
Нагорная проповедь состоит из следующих частей:
Введение. Собирается большая толпа, так как Иисус совершил исцеление. Христос поднимается на гору и начинает говорить.
Блаженства. Заповеди блаженства описывают свойства людей в Царствии Небесном. Христос даёт обетование блаженства. В Евангелии от Матфея восемь (или девять) блаженств, в Евангелии от Луки четыре, и после них идут четыре "горе вам". У Матфея более, чем у Луки, подчёркивается моральная, духовная составляющая христианского учения. Притчи о Соли и свете завершают заповеди блаженства, посвящённые народу Божиему, и вводит следующую часть
Объяснение Закона. Согласно христианскому вероучению, в отличие от Десяти заповедей Ветхого Завета, имевших ограничительный, запретительный характер, 9 заповедей блаженства указывают на то душевное расположение, которое приближает человека к Богу и ведёт его к духовному совершенству и Царству Небесному. Здесь Иисус не отменяет Закон Моисея, а разъясняет, толкует его. Так, например, заповедь "не убий" истолковывалась в её буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет своё действие даже на напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды, с её гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство. Греховность прелюбодеяния - нарушения супружеской верности усматривается даже во взгляде на женщину "с вожделением".
Иисус наполняет новым смыслом и заново толкует закон Моисеев и в особенности Десять заповедей, в части нагорной проповеди, называемой Антитезами (см. Истолкование закона Моисеева Иисусом): за вводной фразой Вы слышали, что сказано древним следует толкование Иисуса.
Нагорная проповедь о лицемерах. Только такие милостыня, пост и молитва угодны Богу, которые не творятся "напоказ", ради людской похвалы. Ученики Христа не должны заботиться о земном благосостоянии, ища сокровищ небесного Царствия.
Не судите, да не судимы будете. Иисус говорит, как просто избежать осуждения и обличает тех, кто судит других прежде себя самих.
Завершение Нагорной проповеди (Благость Небесного Отца и святость). Иисус завершает Нагорную проповедь предупреждением против лжепророков, и подчёркивает, что человек не способен сделать ничего благого без Бога. Основание должно покоиться на камне.
3. Толкования нагорной проповеди
Нагорная проповедь вызывала массу толкований и исследований. Многие святые отцы и учителя церкви, например Иоанн Златоуст и Августин, с любовью останавливались на толковании Закона Моисея, а затем и новая литература стала изобиловать трактатами, ему посвящёнными . Видное место отводится Нагорной проповеди во всех главнейших экзегетических трудах. В русской литературе имеется много отдельных рассуждений о Нагорной проповеди: едва ли можно указать такого более или менее выдающегося проповедника, который не объяснял бы её (напр. Филарет Московский, Макарий Московский, Димитрий Херсонский, Виссарион Костромской и многие др.). Часто затруднение у читающих Нагорную проповедь вызывает строка "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Священнослужители (как православные, так и католические) интерпретируют "нищих духом" не как бездуховных людей, а как людей, понимающих свою потребность в духе, алчущих духовности, а также людей смиренных, считающих себя недостаточно духовными и совершающими активные действия для восполнения духовной нищеты.
Один из сложных вопросов христианского богословия - насколько учение Нагорной проповеди совместимо с повседневной жизнью христианина. Богословы различных христианских конфессий по-разному толкуют Нагорную проповедь.
Буквальное понимание учения отвергает любые компромиссы. Если верующий, следуя Писанию, лишается чего-либо земного, это не должно быть препятствием к выполнению слов Евангелия. Так Нагорную проповедь понимали Франциск Ассизский, Дитрих Бонхёффер, Лев Толстой в последние годы жизни. Так понимали Нагорную проповедь и восточные Отцы Церкви. Среди протестантов к такому взгляду близки анабаптисты, и еще в большей степени - современные анабаптистские группы - меннониты и хуттериты.
Изменение текста Евангелия - один из методов, довольно распространённый, но не относящийся ни к одной из конфессий. В древности писцы просто изменяли текст, чтобы сделать проповедь более простой для понимания. Так, писцы изменили фразу "всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду" на фразу "всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду". "Любите врагов ваших" заменено на "молитесь за врагов ваших" в Оксиринхском папирусе; исключение для совершения развода "кроме вины любодеяния", возможно, добавлено Матфеем, так как его нет в аналогичных местах.
Гиперболическое толкование, одно из самых распространённых, гласит, что принципы, провозглашенные Иисусом в Нагорной проповеди, - только лишь гиперболы, и в реальной жизни они не должны выполняться столь категорично. Большинство толкователей, впрочем, действительно согласны, что некоторые положение Нагорной проповеди гиперболистичны, однако нет общего мнения, какие части должны пониматься буквально, а какие - нет.
Согласно методу основных принципов, близкому к гиперболическому толкованию, Иисус в Нагорной проповеди не предлагает слушателям инструкций к выполнению, а только определяет основные принципы, которыми следует руководствоваться в жизни. Общие принципы иллюстрируются в проповеди примерами.
Римская католическая церковь придерживается двойственного толкования. Всё учение Нагорной проповеди делится на общие положения и частные случаи. Выполнение первых является необходимым условием спасения и обязательно для всех христиан; вторые - для совершенствующихся в Боге, их должны исполнять клирики и монахи. Так толковал Нагорную проповедь блаженный Августин Иппонский и тщательно разработал св. Фома Аквинский; подобное толкование дошло до нас в Дидахах: "Если ты способен нести полное иго Господне, ты будешь совершенным; но если ты к этому неспособен, делай то, на что ты способен". Такой взгляд популяризовал Джеффри Чосер в "Кентерберийских рассказах".
Толкование два мира, разработанное Мартином Лютером, отвергшим римско-католический подход. Лютер разделял существование человека в духовном плане и в материальном, и считал, что безоговорочно Нагорная проповедь относится только к духовному миру. Во временном, материальном мире обязательства человека перед семьёй, обществом и государством вынуждают его идти на компромисс. Так, судья вынужден выносить приговоры преступникам, но в душе он должен скорбеть о погибших душах.
Толкование Нагорной проповеди, основанное на поиске аналогий в Писании, возникла вместе с библейской критикой. Внимательное чтение Писания показало, что некоторые из наиболее радикальных указаний Нагорной проповеди смягчаются другими местами Нового Завета. Например, Иисус, казалось бы, запрещает любую клятву, но апостол Павел клянётся в своих посланиях как минимум дважды; таким образом, возможно, возможны исключения. С другой стороны, следует отметить, что сам апостол Павел вряд ли мог присутствовать на Нагорной проповеди лично.
Толкование, суть которого можно описать фразой "не что делаешь, а как делаешь", было разработано в XIX веке. Истоки его можно найти у блаженного Августина. Важно не то, что делает человек, а то, каким духом проникнуты его поступки.
Альберт Швейцер популяризовал толкование временной этики. С этой точки зрения, Иисус был уверен, что конец света наступит очень скоро, и, таким образом, жизнь в материальном мире его не интересовала.
4. Проповедь любви
Иисус Христос в основу своего учения положил любовь ко всем без исключения, притом не только к любящим, но и ненавидящим нас. "Любите, врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Кроме того, вступление в Царство Небесное он обусловил кротостью, милосердием, чистотой даже помыслов, а эти чувства и всепрощающая любовь несовместимы с обычаем мести, с причинением страданий любимому существу, с воздаянием злом за зло. Вот почему, требуя от своих последователей иной праведности, Христос сказал: "А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; то есть: вовсе не мсти, никогда и никому; не причиняй страданий ближнему, которого ты должен любить, не воздавай ему злом за зло".
По словам Иисуса Христа, любовь к ближнему - это проявление высших нравственных чувств, отличающихся чистотой, самоотверженностью и бескорыстием. "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине". Любовь земная, построенная на выгоде и расчете в одном случае, на чувственных наслаждениях в другом случае, резко отличается от любви Небесной. Любовь Небесная - это чистое, возвышенное, бескорыстное чувство, несущее в себе искренний порыв христианской души к ближнему. Любовь к ближнему, и даже к врагу, несет благо и добро, сострадательность, заботливость и милосердие ближнему, основывается на бескорыстии и искренности. И если враг ближний обидел, то искренняя любовь к ближнему должна содержать в себе всепрощение не на словах, а на деле.
Поэтому истинное понимание заповеди о любви к ближнему основано на совершении добра врагу. Добро может проявляться в разных видах и формах. Например, в виде помощи или заботы. Но в любом случае совершение пользы должно быть сделано искренне, добровольно и бескорыстно. Прощение, адресованное врагу, как раз и нужно для того, чтобы произошло полное освобождение от ненависти и неприязни к нему. Только когда не будет обиды на врага, возможно искренне совершить бескорыстное добро.
Евангелие Иисуса Христа перевертывало и практику человеческих социальных взаимоотношений: "Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий". Суть и дух учения Иисуса Христа противоречит господству и властвованию одного человека над другим. "Заповедь новую даю вам, - завещал Христос ученикам, - да любите друг друга".
Совершая добрые дела, человек поступает как настоящий христианин. Истинная христианская любовь может сотворить великие чудеса с человеком, который живет по заповедям Божьим. "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" - истинное понимание заповеди о любви к своему врагу. Помогая своему врагу, человек одновременно помогает себе самому, что выражается в том, что человек нашел силы в своей душе для того, чтобы перевоспитать себя, преодолеть в себе ненависть и обиду, и искренне полюбить врага своего всепрощающей и бескорыстной любовью.
Основные морально-этические нормы Учения Христова изложены в знаменитой Нагорной Проповеди, - одной из бесед Спасителя с людьми, произнесенной непосредственно вслед за избранием апостолов на горе Курн-Хатин, находящейся на половине дороги между городами Фавором и Капернаумом.
Содержание Нагорной Проповеди излагается в двух Евангелиях: в Евангелии от Луки и с особенной подробностью передается в Евангелии от Матфея.
В первой части Нагорной Проповеди излагаются требования, которые указываются людям от имени Бога и за исполнение которых обещается награда от Бога ("Заповеди Блаженства"):
Во второй части Нагорной Проповеди ней он выступает как реформатор морального кодекса классического иудаизма с его принципом талиона ("око за око, зуб за зуб") с позиций любви к Богу и ближнему как к самому себе. нагорный проповедь христос любовь
Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком.
Список литературы
1.Корнюшин И.В. Паломничество во Святую Землю: 150 лет Русской Духовной миссии в Иерусалиме. М.: Эком-Пресс. - 1997 г.
.Мень А. История религии: учеб. пособие. В 2 кн.- М.: Издательская группа "ФОРУМ-ИНФРА-М", 2001.
.Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. - М.: Академический Проект, 2006. - 1254 с.
.Религии мира. 10-11 класс.: пособие для общеобразовательных учеб. заведений/ Л.Г. Жукова, А.В. Журавский, А.В. Пименова, Н.В. Шабуров.-М.: Дрофа: Наталис, 1997.-272 с.
.Торик И. Энциклопедический путеводитель по Израилю. - Герцлия: Исрадон,2008. - 784с.