|
2008 год
|
2009 год
|
I квартал 2010 года
|
Всего
|
390
|
353
|
104
|
Облигации
|
65
|
115
|
48
|
Банки
|
257
|
129
|
30
|
Акции
|
68
|
109
|
26
|
|
Латинская Америка
|
90
|
137
|
31
|
Восточная Европа
|
157
|
72
|
26
|
Азия
|
98
|
122
|
38
|
По данным таблицы можно отследить динамику потоков капитала в
развивающиеся страны (рис. 2).
Динамика потоков капитала по видам 2008-2009 г.
Рис. 2
Из рисунка 2 видно, что по сравнению с 2008 г. потоки капитала в 2009 г.
сократились примерно на 50 млрд. $.
Потоки капитала в развивающиеся страны по регионам в 2008-2009 г.
Рис. 3
Из рисунка 3 видно, что по сравнению с 2008 г. потоки капитала в
Восточную Европу сократились, в то время как в регионы Латинской Америки и Азии
они выросли.
Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя
механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем
дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая
финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем
дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.
Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка -
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация
развития (МАР) - предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой
процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным рынкам
капитала или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других
финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению прибыли. МБРР
действует на рыночной основе, пользуется своим высоким кредитным рейтингом,
позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы
предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по
низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой
деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние
источники финансирования.
Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух
основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития.
Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства
товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в
самых различных секторах.
Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных
преобразований) предоставляются путем выделения финансовых ресурсов в целях
поддержки политических и институциональных реформ.
2.3 Европейский банк реконструкции и развития
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, англ. European Bank for
Reconstruction and Development, EBRD) - инвестиционный механизм, созданный в
1991 году 61 странами и двумя международными организациями для поддержки
рыночной экономики и демократии в 29 странах - от Центральной Европы до
Центральной Азии [9]. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом
привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников.
Высший руководящий орган банка - Совет управляющих, в состав которого
каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов.
Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган - Совет
директоров, который отвечает за руководство общей деятельностью и реализацию
директивных документов ЕБРР. Президент ЕБРР осуществляет оперативное управление
деятельностью банка согласно указаниям Совета директоров. Президент избирается
Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на
второй срок.
Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и
Восточной Европы менялся политический строй и страны бывшего советского блока
нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода
к рыночной экономике.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих
средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций (в
приложении 1 указаны страны-доноры и их вклады в проекты ЕБРР). Однако, хотя
его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал
главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими
коммерческими партнерами.
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний,
вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он
также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов
приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования
коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с
правительствами стран региона в целях реализации курса на создание
благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счет эмиссии облигаций.
Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных
валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.
Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен:
· способствовать становлению в стране полноценной рыночной
экономики, то есть обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;
· брать на себя риски в целях оказания содействия частным
инвесторам, при этом не вытесняя их с рынка;
· применять рациональные принципы ведения банковской
деятельности.
С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:
· проведению структурных и отраслевых реформ;
· укреплению финансовых организаций и правовых систем;
· развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного
сектора;
· внедрению надежно работающей системы корпоративного
управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.
Являясь катализатором перемен, ЕБРР:
· стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных
инвестиций;
· привлекает отечественный капитал;
· оказывает техническое содействие.
ЕБРР охотно оказывает финансовое содействие крупным компаниям с
безупречной деловой репутацией и их стратегическим иностранным инвесторам в
организации производства комплектующих изделий и полуфабрикатов мирового уровня
(в том числе экспортно-ориентированного). Особое внимание уделяется развитию
отраслей обрабатывающей промышленности, причем ЕБРР отдает предпочтение проектам
с привлечением компаний.
2.4 Банк международных расчётов
Банк международных расчётов (БМР) (англ. Bank for International
Settlements (BIS)) - международная финансовая организация, в функции которой
входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение
международных финансовых расчётов; кроме того, это центр экономических и
денежно-кредитных исследований [10].
Центральные банки ведущих торговых государств являются его учредителями,
каждый назначает своего представителя в совет директоров; правление собирается
не реже десяти раз в год. Штаб-квартира БМР расположена в Базеле.
Целью банка является: «Содействие развитию сотрудничества между
центральными банками, создание новых возможностей для международных финансовых
операций и деятельность в качестве доверенного лица или агента при проведении
международных платежных операций, переданных ему на основании договоров со
сторонами-участниками». (Статья 3 Устава БМР)
Часть функции БМР в значительной степени взял на себя Международный
валютный фонд. Сегодня основой его деятельности остаётся кооперация среди
центральных банков. Кроме того, БМР оказывает широкий спектр финансовых услуг
центральным банкам стран-членов (предоставляет кредиты, принимает депозиты,
выступает в качестве посредника или гаранта).
До Второй мировой войны банк выполнял различные функции по подготовке и
реализации международных финансовых соглашений. После 1948 он исполнял
агентские функции для Организации европейского экономического сотрудничества,
сначала по выполнению Внутриевропейского платежного и компенсационного
соглашения, заключенного по плану Маршалла, а затем по реализации соглашения о
создании Европейского платежного союза. С 1959 по 1973 БМР выступал как агент
кредитных операций Европейского фонда и взаимной системы расчетов по
Европейскому валютному соглашению. В 1973 банк стал агентом вновь образованного
Европейского фонда валютного сотрудничества, который управляет валютными
курсами и кредитными операциями Европейского союза (ЕС) в рамках Европейской
валютной системы. БМР выполняет операции фонда и служит клиринговой палатой для
расчетов между фондом и центральными банками стран ЕС. Банк также выступает как
доверенное лицо при предоставлении международных правительственных займов и
проводит исследования по международному банковскому делу. В исключительных
случаях он предоставляет ссуды центральным банкам, не являющимся его членами.
При Банке международных расчётов в 1974 г. был создан Базельский Комитет
по банковскому надзору, который разрабатывает директивы и рекомендации,
направленные на совершенствование банковского регулирования и ведёт работу по
унификации требований к финансовому регулированию в разных странах. Кроме того,
под эгидой БМР действуют Комиссия по платежным системам, Комитет по глобальной
финансовой стабильности, Группа по борьбе с подделкой денежных знаков и ряд
других структур.
2.5 Парижский клуб кредиторов
Парижский клуб кредиторов - это важнейшее неформальное финансовое
объединение лидеров мировой экономики. Оно объединяет в себе представителей
банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания,
Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия,
Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб
кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем
задолженности суверенных государств. Главная идея деятельности Парижского клуба
- проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю
задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим
странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в
отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В
феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас
максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не
всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить
рыночные реформы.
Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский
клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно
кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая
политика развивающихся стран.
Основные принципы работы Парижского клуба
В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами
[10]: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность
реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную
экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов
среди кредиторов. Первые два принципа - это условия, которые страна-должник
обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения
кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к
позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении
между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения
кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и
требования.
. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению
задолженности.
Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены,
должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои
обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей
по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба
достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены.
Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем
данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на
будущий год.
. Условия погашения для должников.
Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей
направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через
осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-
кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии
принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований,
финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту
государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном
протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое
замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока
Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о
дополнительных ссудах».
. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств
среди кредиторов.
Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает
равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с
пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой
работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для
всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет
установлен один и тот же льготный период и срок погашения.
Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для
представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как
правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но
иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба
переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с
делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры
занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.
2.6 Лондонский клуб кредиторов
Лондонский клуб, официально известный под названием «Консультативный
комитет коммерческих банков», представляет собой форум, на котором происходит
реструктуризация долгов, предоставленных коммерческими банками (без гарантий со
стороны правительств стран-кредиторов) [10]. Как и в случае Парижского клуба, у
него нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости.
Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в контексте
переоформления задолженности Заиру. В период, который предшествовал
мексиканскому долговому кризису 1982 г., переоформление обычно охватывало
просроченные платежи в счет погашения основной суммы долга без предоставления новых
средств. После долгового кризиса в Мексике банки начали многочисленные
чрезвычайные операции по переоформлению, во время которых к должникам
применялись серьезные санкции. С 1985 г. банки осознали, что репрессивные
мероприятия уменьшают вероятность платежей и, таким образом, только ухудшают
положение. С этих пор условия реструктуризации были смягчены путем уменьшения
спредов и удлинение как периода консолидации, так и периода погашения.
Дальнейший, еще более фундаментальный шаг было сделано в 1989 г. в
контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения
совокупного долгового бремени с помощью мероприятий с сокращение долга и его
обслуживание. «Облигации Брейди» - это ценные бумаги, которые выпускаются путем
обмена займов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом.
Преимуществом плана Брейди было то, что при решении вопроса реструктуризации
долга он предлагал так называемое «меню вариантов», что предоставляло
кредиторам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями
суверенных долгов. Тем не менее, непонятно, какие преимущества получает заемщик
от сокращения долга и использование «меню вариантов». Изменение формы долга
означает, что заемщик имеет меньше информации и меньше возможностей влиять на
действии своих кредиторов.
Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой
Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:
· Положение об общем доступе. При выплате задолженности не
припускается дискриминация ни одного из кредиторов;
· Положение о равноправии. Все займы рассматриваются на
равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и
залог, которые зависят от фактического объема риска банка;
· Положение об обязательной подписке. В случае досрочных
платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится
на равной основе.
Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника,
которому или угрожает дефолт, как в последние годы, или который уже предположил
неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга. Должник, как
правило, обращается в банк, от которого ожидает сочувственного отношения к
своему запросу; в большинстве случаев это банк с максимальной суммой
предоставленных кредитов. После этого составляется перечень всех кредиторов, и
банки назначают координационный комитет своим, на который приходится
максимальная сумма предоставленных кредитов. Этому комитету предоставляются
полномочие действовать от лица всех банков-кредиторов.
Глава 3. Развитие международных финансовых организаций на
современном этапе
Кризис мировой финансовой системы поставил перед государствами 5 основных
задач [5]:
1. Улучшение прозрачности и отчетности.
2. Создание надежного регулирования.
. Продвижение целостности финансовых рынков.
. Укрепление международного сотрудничества.
. Реформирование международных финансовых институтов.
Далее будет рассмотрена одна из этих задач - реформирование международных
финансовых институтов, так как без решения этой проблемы кризис в лучшем случае
затянется на долгие годы, а в перспективе может привести к значительно большему
по масштабу глобальному кризису финансовой системы.
Как известно, с начала своего существования в ООН были созданы
специализированные учреждения, призванные обеспечить глобальное управление
мировой экономикой. Сама по себе идея создания подобных наднациональных
структур управления международными отношениями выглядела заманчиво для всего
мира - обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальных экономик на
справедливых и всем понятных принципах. Например, в задачи МВФ как основного
наднационального института, обеспечивающего стабильность международной валютной
системы, входили: противодействие валютным ограничениям, создание
многонациональной системы платежей по валютным операциям, и др.
Более чем шестидесятилетний период работы этих международных организаций
показал, что время иллюзий прошло, а наднациональные институты стали
подвергаться справедливой и жесткой критике. Даже внутренняя служба МВФ
считает, что эта организация нуждается в срочном глобальном реформировании. Как
известно, изначально МВФ был создан на принципах акционерного общества, т.е.
обладатель контрольного пакета определял стратегию развития этого общества,
следовательно, и всей мировой валютно-финансовой системы. Из Второй мировой
войны США вышли с самой сильной экономикой и наибольшими запасами золота, так
как боевые действия на суше они начали примерно за год до окончания войны, вели
их на чужой территории и обогащались за счет поставок оружия, продовольствия и
материалов. Потому они смогли внести в МВФ наибольшую сумму денег и получили
наибольшее число голосов при принятии решений. Естественно, с самого момента
своего образования МВФ проводил политику, выгодную для США, в ущерб всем
остальным странам. Такая же ситуация и с остальными международными институтами.
Структура их правления с момента создания практически не менялась, хотя
роль развивающихся стран в мировой торговле за это время значительно выросла. В
частности, сегодня на страны БРИК приходится около 20% мирового ВВП, а по
темпам роста они значительно опережают промышленно развитые страны.
На протяжении десятилетий наблюдалась одна и та же картина во многих
странах. Если какое-либо государство нуждалось в помощи, и эта помощь
предоставлялась, то она обставлялась такими политическими условиями, что
государство фактически не могло обеспечивать своих национальных интересов
стратегии своего развития. В результате ситуация в этой стране ухудшалась
настолько, что ей уже обоснованно отказывали в помощи. Аналогичная ситуация
была в России в 90-х годах, когда условиями получения помощи были либерализация
российских рынков и привязка российской денежной системы к поддержке доллара
США. Известно, что результатом этого явился дефолт в 1998 г. и удешевление
российских активов почти в 30 раз. Экономическое положение страны стало
выправляться только после отказов от кредитов МВФ и от «советов» финансовых
экспертов США.
Двойные стандарты, которые использует МВФ в своей политике, видны на
примере прямых иностранных инвестиций. В 90-е годы Всемирный Банк и МВФ
усиленно убеждали высших руководителей России, что ПИИ - это несомненное благо
для любой страны. Пользуясь резким снижением стоимости российских активов,
курса рубля и отсутствия государственных резервов, компании ведущих промышленно
развитых стран скупали акции в ключевых и наиболее перспективных отраслях.
Когда же экономика России окрепла и у отдельных компаний появилась возможность
вложить свои капиталы в интересные для них отрасли других стран Запада, их
признали нежелательными и даже опасными. Объясняют такую политику
необходимостью оградить политические и экономические системы западных стран от
промышленного шпионажа и влияния со стороны Китая, России и богатых арабских
стран.
Второй пример. Когда банковская система Исландии из-за глобального
финансового кризиса оказалась в тяжелом положении и попросила у России кредиты
на 4 млрд. $, Россия выразила согласие выделить ей нужную сумму. Реакция США и
МВФ на это была незамедлительной, деньги для Исландии сразу нашли из-за
опасения усиления военного влияния России вблизи Канады и США.
Необходимость реформирования специализированных учреждений ООН уже
осознана Евросоюзом. Так, по результатам саммита ЕС в октябре 2008 г. было
сделано заявление о том, что в ближайшие месяцы Европа планирует взяться за
радикальную реформу Бреттон-Вудской системы международных институтов. В то же
время лидеры Европы пообещали не допустить развала какой-либо из финансовых
организаций. Однако это бесперспективное занятие, так как названные международные
организации являются инструментами однополярного мира, управляемого США. Без
создания многополярной структура любое их реформирование будет неэффективным.
Определенная работа в этом направлении уже проводится. Так, Россия и
Китай, Россия и Белоруссия уже договорились перейти во взаимных расчетах на
национальные валюты. Иран и Венесуэла заявили о намерении отказаться от
номинирования нефтяных контрактов в долларах США и перейти в расчетах на другие
валюты. Создан Евразийский банк развития (ЕАБР), учрежденный правительствами
Росси и Казахстана в январе 2006 г. Этот банк призван стать одним из ключевых
элементов финансовой инфраструктуры на евразийском пространстве, эффективным
инвестиционным механизмом стран-участниц в целях углубления интеграционных процессов.
Подготовлено к подписанию соглашение и сотрудничестве между Межбанковским
объединением ШОС и ЕАБР. Странами Латинской Америки подписано соглашение о
создании Banco del Sur (Южного банка), который будет финансировать проекты на
территории Южной Америки. Банк учредили Аргентина, Боливия, Бразилия,
Венесуэла, Парагвай, Эквадор и Уругвай [12]. Являющийся одним из главных
идеологов введения евро, нобелевский лауреат по экономике Роберт Манделл
заявил, что через пять лет в обращение может быть введена единая азиатская
валюта. Знаменитый канадский экономист отметил, что к 2015 году Китай, Япония и
большинство других азиатских стран последуют по пути европейских государств,
успешно использующих единую валюту [13].
Заключение
Подведем итоги
Международная финансовая организация (институт) - организация,
создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере
международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и
негосударственные институты.
Финансовые институты оказывают услуги по передаче денег и предоставлению
займов и влияют на функционирование реальной экономики, действуя в качестве
посредников в процессе превращения сбережений и других денежных средств в
инвестиции.
Ведущими международными финансовыми институтами являются
Международный валютный фонд
Группа Всемирного банка
Европейский банк реконструкции и развития
Банк международных расчетов
Парижский и Лондонский клубы кредиторов
Основная цель всех этих организаций - способствовать устойчивой глобализации
в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению
экономического роста.
На современном этапе в условиях мирового экономического кризиса
происходит постепенное реформирование всей финансовой системы, в том числе
международных финансовых институтов. Основной реформой финансовых организаций
должен стать переход к многополярности в представлении интересов стран, что
будет способствовать развитию отношений между странами и регионами.
Список литературы
1. Красавина Л.Н., Смыслов Д.В., Былиняк С.А.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - М: Финансы и
статистика, 2007
. Мовсеян А.Г., Огнивцев С.Б. Международные
валютно-кредитные отношения. - М.: Инфра - М, 2006
. Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые
отношения - М.: КНОРУС, 2007
. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок. - М.:
КНОРУС, 2006
. Ишханов А.В, Долгов А.П. «Проблемы и пути
реформирования международных финансовых институтов»// Журнал «Финансы и
кредит»// № 13, 2009
6. Основы международных валютно-кредитных отношений /
под ред. В.В. Круглова. - М.: ИНФРА-М, 2000
7. www.imf.org - Официальный сайт МВФ
. www.worldbank.org - Официальный сайт ВБ
. www.ebrd.com - Официальный сайт ЕБРР
10. www.banks-system.banks-credits.ru - Банки-Кредиты.ру
11. www.worlddebt.ru - Официальный сайт World Debt Corporation
. http://www.rbcdaily.ru/2009/09/28/focus/433196 - П.
Тарасенко, А. Котов «В Азии появится единая валюта» // RBK daily // 28.09.2009
Приложение
ЕБРР: страны-доноры и их вклады (2009 г.) [9]
Доноры
|
Вклады, €
|
Австрия
|
2764738
|
Бельгия
|
75000
|
Канада
|
520140
|
Чехия
|
426849
|
Дания
|
185310
|
Финляндия
|
894725
|
Франция
|
696081
|
Германия
|
50399
|
Греция
|
20839
|
Ирландия
|
52000
|
Италия
|
3639860
|
Япония
|
4158601
|
Люксембург
|
1037775
|
Нидерланды
|
2359872
|
Норвегия
|
185000
|
Португалия
|
150000
|
Россия
|
3113947
|
Сингапур
|
293726
|
Испания
|
2191348
|
Швеция
|
3842023
|
Швейцария
|
1098137
|
Китай
|
448123
|
Великобритания
|
423480
|
США
|
1181085
|