Коллективный договор, его роль и содержание
Коллективный договор, его роль и содержание
Введение
Становление и развитие рынка труда в Республике Беларусь потребовало новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда. Все это повлекло необходимость углубления социального партнерства как формы взаимодействия органов государственной власти с профессиональными союзами, объединениями нанимателей.
Трудовой кодекс впервые в Республике Беларусь не только ввел в предмет трудового права коллективные переговоры и социально-партнерские отношения, но и подробно их урегулировал. В связи с этим утратил свою силу Закон Республики Беларусь от 24.01.1992 года «О коллективных договорах и соглашениях». Право на организацию и ведение коллективных переговоров на добровольной основе по урегулированию условий труда исходит из Конвенции МОТ №98 от 1949 года, в которой записано, что трудящиеся имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, на ведение коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.
Впервые коллективные договоры были заключены в Великобритании в конце XVIII века. С этого времени коллективные договоры начали заключаться во многих странах и сегодня являются основными регуляторами условий труда. На каждом этапе исторического развития коллективные договоры отражали соотношение результата борьбы труда и капитала. Чем активнее трудящиеся и профсоюзы боролись за улучшение своих условий труда и быта, тем больших результатов они добивались. В царской России первый коллективный договор был заключен в 1904 году в результате стачки нефтяников на Бакинских промыслах. В советский период коллективные договоры начали заключаться с 1918 года. Сначала коллективные договоры заключались только в частных учреждениях, а с 1925 года - и в государственных. Они регулировали основные условия труда работников. Однако с введением централизованной тарифной системы оплаты труда работников коллективные договоры постепенно утрачивали свое значение и к началу Великой Отечественной войны перестали заключаться. Возобновилась практика заключения коллективных договоров в советских учреждениях с 1947 года. В 1966 году было принято постановление Совета Министров СССР «О порядке заключения коллективных договоров». С этого времени в советское время коллективные договоры заключались во всех промышленных учреждениях, на заводах и фабриках, в строительных организациях, сельском хозяйстве и в других. После распада Союза ССР коллективные договоры заключались и в странах СНГ, включая Республику Беларусь. Коллективные договоры в тот период - не только локальные правовые акты, но и акты социального партнерства на уровне учреждений между работниками и нанимателями. Они являлись также морально-политическими актами, определяющими условия поведения сторон, направленными на привлечение трудящихся к большему участию в управлении учреждениями, организациями, развивали производственную демократию и, таким образом, добивались повышения эффективности общественного производства. Со времени приобретения Республикой Беларусь независимости практика заключения коллективных договоров продолжалась. Принятие ТК позволило углубить формы социального партнерства между нанимателями и работниками, расширить формы взаимодействия органов государственной власти не только с профсоюзами, но и объединениями нанимателей и предпринимателей. В соответствии со ст. 356 ТК представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициаторами коллективных переговоров по заключению, изменению и дополнению коллективных договоров и соглашений. В этой статье указано, что не допускается ведение коллективных договоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями. Также не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими нанимателей. Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать в 7-дневный срок. В соответствии со ст. 357 ТК коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон. Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из управомоченных представителей. Представители сторон коллективных трудовых отношений должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия. Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений. Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке, за исключением случаев, предусмотренных ТК. Наниматели (их объединения), соответствующие органы государственного управления обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Понятие коллективных договоров и соглашений. Легальное определение коллективного договора дано в ст. 361 ТК Республики Беларусь. В ней записано, что коллективный договор - локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Здесь же указано, что коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
1. Коллективный договор
Трудовой кодекс Республики Беларусь содержит лишь минимальные гарантии, предоставляемые нанимателем работнику. Улучшить правовое положение работников конкретного предприятия, организации можно путем локального регулирования. Среди локальных нормативных актов основное место занимает коллективный договор.
Коллективный договор - локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками (ст. 361 Трудового кодекса РБ).
Коллективный договор - объемный документ, который затрагивает и оплату труда, охрану труда, регулирование рабочего времени и отдыха, а также социальные льготы и гарантии.
Целью принятия коллективного договора является: обеспечение устойчивого социально-экономического развития, полной и продуктивной занятости работников, уровня оплаты труда, соответствующего текущему уровню цен, здоровых и безопасных условий труда, прибыльной работы организации, а также регулирование трудовых и связанными с ними отношений.
В соответствии со статьей 363 Трудового кодекса Республики Беларусь сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и Наниматель или уполномоченный им представитель.
Представителями интересов Нанимателя в соответствии со статьей 355 Трудового кодекса Республики Беларусь выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.
Коллективный договор заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года и вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами и действует до заключения нового коллективного договора, если в нем не предусмотрено иное.
Нормативной базой для разработки договора является:
Законы о предприятиях РБ;
Закон о профессиональных союзах;
Указы Президента;
Декреты Президента;
Генеральное соглашение и отраслевые соглашения.
. Защитная функция коллективного договора заключается в том, чтобы защитить интересы работников, так как в трудовых отношениях работодатель является экономически более сильной стороной (например, в коллективном договоре можно предусмотреть меры по сохранению рабочих мест на случай механизации или автоматизации производства).
. Упрощению трудовых договоров, оптимизации расчетов затрат на оплату труда способствует оптимизирующая функция.
. Регулирующая функция коллективного договора позволяет избежать открытых конфликтов между работниками и работодателем. Пока договор остается в силе, он регулирует трудовые отношения и помогает разрешить все вопросы, возникающие у сторон.
С точки зрения эффективного управления коллективный договор выполняет в организации еще целый ряд важных функций, в числе которых нормативно-регулирующая (создание свода правил и норм организации), интегративная (снижение уровня конфликтности, объединение коллектива) и коммуникативная (расширение информационного обмена в организации и взаимопонимания между менеджерами и работниками).
В процессе работы над проектом коллективного договора у руководителя появляется возможность составить максимально точное представление о реальных интересах и потребностях работников. Заключение коллективного договора помогает наладить партнерские отношения работодателя с профсоюзом.
коллективный обязательство договор ответственность
3. Принципы заключения коллективного договора
Заключение коллективного договора базируется на определенных принципах. Среди них:
Соблюдение законодательства. В основе этого принципа лежит выполнение всех законодательных норм, действующих в сфере коллективных трудовых отношений;
Полномочность представителей сторон. Поскольку полномочие - это право, предоставленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности, то стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов;
Равноправие сторон. Этот принцип предопределяет степень эффективности взаимодействия сторон коллективных трудовых отношений. Партнеры могут договариваться и принимать взвешенные, взаимовыгодные решения только в том случае, если они наделены равными правами;
Добровольность принятия обязательств, что означает свободу выбора условий, составляющих содержание коллективного договора. При ведении договорного процесса стороны должны быть свободны в выборе вопросов, входящих в сферу труда;
Реальность обеспечения принимаемых обязательств. Коллективные договоры не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства, поэтому необходимо учитывать реальные возможности сторон;
Систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Формы контроля могут быть разными: как проверка выполнения отдельных конкретных обязательств сторон, так и содержание договора в целом. При осуществлении контроля стороны обязаны представлять всю необходимую для этого информацию.
4. Содержание коллективного договора
Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также в соответствии с ТК РБ.
Коллективный договор может содержать положения:
1.Об организации труда и повышении эффективности производства;
2.Нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;
.Размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;
.Создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;
.Заключении и расторжении трудовых договоров;
.Обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
.Регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
.Строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;
.Организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
.Предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
.Улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
.Создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;
.Минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;
.Ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;
.Гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;
.Ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;
.Других трудовых и социально-экономических условиях.
Этот перечень не является обязательным, он лишь дает представление о том, какие проблемы могут быть предметом обсуждения при заключении коллективного договора. Он также не является исчерпывающим, так как стороны могут определить другие актуальные в данной организации вопросы организации трудовой деятельности и охраны трудовых прав.
5. Порядок регистрации коллективного договора
Для регистрации коллективного договора наниматель представляет в соответствующий орган следующие документы:
) заявление с просьбой о регистрации;
) коллективный договор, каждая страница которого подписана сторонами;
) копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.
Один экземпляр зарегистрированного коллективного договора остается в органе, осуществившем регистрацию.
Изменения и дополнения в коллективный договор и соглашения всех уровней в соответствии со ст. 372 ТК вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном законом. Все работники, в том числе и принятые на работу впервые, обязательно должны быть ознакомлены нанимателем с действующим у него коллективным договором, а также соглашениями. Ст. 374 ТК обязывает нанимателя информировать трудовые коллективы о ходе исполнения коллективного договора и соглашений в сроки, определенные в них, но не реже одного раза в полугодие. Как правило, информируются те работники, от имени которых заключены коллективный договор и соглашения. Способы информирования определяются сторонами.
Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений. Ответственность сторон за неисполнение коллективных договоров и соглашений. В случае нарушения условий коллективного договора (соглашения) профсоюзы вправе направить стороне коллективного договора (соглашения) представление об устранении этих нарушений, которые рассматриваются в 2-недельный срок.
За неисполнение обязательств, взятых сторонами коллективного договора, соглашения, стороны несут ответственность в соответствии со ст. 376 Трудового кодекса. Виновные могут привлекаться к дисциплинарной либо административной ответственности, а в исключительных случаях - к материальной и уголовной ответственности. Так, за односторонний отказ от ведения коллективных переговоров государственными инспекторами труда на нанимателя может налагаться штраф в размере от 50 до 100 базовых величин. Для предания гласности круга лиц, подлежащих дисциплинарной ответственности за невыполнение коллективного договора, можно после каждого пункта договора указать ответственных.
6. Роль коллективного договора
Коллективный договор устанавливает права и гарантии, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством. В ситуации, существующей на рынке труда, большинство работников не могут в одиночку существенно изменить условия труда. В то же время это может сделать профсоюз в процессе коллективных переговоров. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными. Следовательно, коллективные договоры и соглашения могут только улучшать положение работников по сравнению с законодательством.
Необходимость заключения коллективных договоров признана в большинстве стран с рыночной экономикой. Статус коллективных договоров в развитых странах чрезвычайно высок: они являются важным, а зачастую главным источником трудового права.
Заключение
Следовательно, коллективный договор регулирует трудовые отношения на уровне локального нормотворчества, является одной из основных форм самоуправления работников и выполняет, таким образом, защитную функцию трудового законодательства. Коллективный договор можно рассматривать как институт отрасли трудового права, как институт науки трудового права и как раздел учебной дисциплины. Как институт отрасли трудового права коллективный договор представляет собой обширную совокупность правовых норм (законов, декретов, указов президента, постановлений правительства, инструкций министерств, постановлений и решений местных органов управления и самоуправления), призванных урегулировать все отношения в сфере социального партнерства, коллективных переговоров и заключения, изменения, прекращения коллективных договоров.
Соглашение - это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. В ст. 358 ТК Республики Беларусь указано, что соглашения заключаются на республиканском (генеральные соглашения), отраслевом (тарифные соглашения) и местном (местные соглашения) уровнях. Из этого видно, что законодатель предусматривает иерархию соглашений между собой, а также их субординацию в отношении централизованного трудового законодательства.
Коллективный договор по сравнению с соглашениями, местное соглашение по сравнению с тарифным и генеральным, тарифное соглашение по сравнению с генеральным могут содержать более льготные трудовые и социально-экономические условия для работников. Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.
Список источников
1.Гущин И.В «Трудовое право. Обзорные лекции по трудовому праву»
2.#"justify">.http://obrazec2006by.narod.ru «Образцы документов Республики» Беларусь»