Договор перевозки пассажиров
1.Общая характеристика договора перевозки пассажира
.1 Транспортное законодательство: его система и структура
В силу определенных причин в процессе своего становления и развития транспортное законодательство сложилось в более или менее четкую систему нормативных актов, сгруппированных по сферам деятельности (перевозки пассажиров железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом).
Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры.
В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования.
Для вертикальной же структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку - по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.
По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного законодательства, делятся на кодификационно-комплексные и простые.
К кодификационно-комплексным актам относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов.
Примером таких актов являются транспортные уставы и кодексы.
Простыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их.
В основе горизонтальной структуры транспортного законодательства лежит система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием по содержанию и форме. Она регулирует вопросы, которые касаются всех видов транспорта (железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного).
В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также акты об отдельных видах транспорта (железнодорожно-транспортное законодательство, внутренневодное транспортное законодательство, морское транспортное законодательство, воздушно-транспортное законодательство, автомобильно-транспортное законодательство).
В системе горизонтальной структуры транспортного законодательства следует выделить законодательство, которое регулирует непосредственно вопросы об отдельных видах транспорта. Оно состоит из актов об управлении транспортными министерствами и ведомствами, их компетенции, структуре.
В эту систему входят также кодификационно-комплексные акты, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. К ним следует отнести все транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время на территории нашей страны.
Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 г.; Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г.; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г.; Устав автомобильного транспорта 1969 г.
Все сказанное позволяет нам сделать вывод, что под системой транспортного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура транспортного законодательства является элементом системы транспортного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание.
1.2 Понятие, особенности и порядок заключения договора перевозки пассажира
Перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства.
На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.
Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл. VI; в Кодексе торгового мореплавания - гл. IX; в Воздушном кодексе - гл. XV; в Кодексе внутреннего водного транспорта - гл. XIII; в Уставе автомобильного транспорта - разд. IV.
Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в Правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных Правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.
Кроме того, на железнодорожном транспорте и на внутренневодном транспорте постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте и на внутреннем водном транспорте.
Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 786) и все транспортные уставы и кодексы в разделах о перевозке пассажиров дают определение понятия договора перевозки пассажиров.
По договору перевозки пассажиров (Приложение Б) перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Перевозка пассажиров так же, как и перевозка грузов, представляет собой возмездный договор. Однако если перевозка грузов в большинстве случаев - реальная сделка, то перевозка пассажиров во всех случаях сделка консенсуальная.
Договор перевозки пассажира является двусторонним договором между перевозчиком и пассажиром.
Правом заключения договора на проезд в качестве пассажира за установленную плату пользуется любое лицо.
Гражданину может быть отказано в перевозке только в случаях, когда на транспортном средстве не окажется свободных мест; когда перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению Правительства или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; когда пассажир находится в нетрезвом состоянии, которое может угрожать безопасности других пассажиров, и, наконец, когда пассажир не подчиняется правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.
Пассажиры должны обеспечиваться своевременной и достоверной информацией: о времени отправления и прибытия транспортных средств, о стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, о времени работы билетных и багажных касс, камер хранения, о расположении вокзальных помещений, об оказываемых пассажирам услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах, о запрещенных к перевозке в ручной клади предметах, другой информацией, предусмотренной Правилами перевозки пассажиров и багажа.
В транспортных уставах, кодексах, изданных на каждом виде транспорта. Правилах перевозки пассажиров определяются права пассажиров, причем презюмируется возможность увеличения объема этих прав в процессе исполнения обязательства по перевозке.
Пассажир имеет право:
приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд, судно до указанной им железнодорожной станции (порта) назначения, открытой для осуществления операции по перевозке пассажиров;
перевозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;
провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются Правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на различных видах транспорта;
сдавать для перевозок багаж согласно перевозочным документам за оплату в соответствии с тарифом;
делать остановку в пути следования с определением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток;
продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений.
При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поездах (судах), воздушных судах в билетную кассу пассажир имеет право:
не позднее, чем за 15 часов до отправления судна получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты (на железнодорожном транспорте этот срок сокращен до 8 часов);
менее чем за 15 часов, но не позднее, чем за 4 часа до отправления судна получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты (на железнодорожном транспорте этот срок сокращен до 8 часов и до 2 часов);
менее чем за 2 часа до отправления поезда (судна) получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.
Если пассажир воздушного судна отказывается от полета позднее установленного срока, он имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% от суммы, уплаченной за перевозку воздушным транспортом (Это право предусмотрено ст. 83 УЖТ; ст. 183 КТМ; ст. 100 КВВТ; ст. 108 ВК).
При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте его приобретения не позднее, чем за 24 часа до отправления поезда (судна) пассажиру выплачивается стоимость проезда, при возврате проездного документа (билета) позднее указанного срока, но до отправления поезда (судна) - стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте обратного отправления действует порядок, установленный выше.
Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда (судна) стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда (судна), задержки отправления поезда (судна), непредставления указанного в проездном документе (билете) места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира. Удержание стоимости проезда при возврате проездного документа (билета) не производится при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд (судно) по вине транспортной организации.
Пассажир вправе получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за не преследованное пассажиром расстояние при прекращении поездки в пути следования.
Возврат причитающейся пассажиру суммы осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на различных видах транспорта.
При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения по обстоятельствам, не зависящим от транспортной организации, пассажиру возвращается стоимость проезда, не преследованного им расстояния.
А если такое прекращение произошло по обстоятельствам, зависящим от транспортной организации, пассажиру возвращается стоимость проезда.
Пассажиры при следовании на транспортном средстве обязаны соблюдать определенные правила. В частности, пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами, вокзальными помещениями, бережно относиться к имуществу транспортных организаций. За нарушение этих положений пассажир может быть привлечен к административной ответственности.
При обнаружении в сданном для перевозки багаже предметов, перевозка которых в качестве багажа запрещена, перевозчик имеет право прекратить действие договора перевозки пассажиров и багажа. Отправитель багажа уплачивает при этом штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административной или уголовной ответственности (ст. 111 УЖТ; ст. 107 ВК).
Документом, оформляющим договор пассажирской перевозки, является проездной билет. Билет удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром провозной платы.
В проездном билете перечислены все основные условия договора перевозки пассажира: цена, время отправления, срок годности и т.п. Билеты на всех видах транспорта, кроме воздушного и железнодорожного, выдаются без указания имени пассажира. Однако это обстоятельство не дает права считать билет ценной бумагой на предъявителя, т.е. бумагой, обладание которой дает право требования того, что составляет ее содержание.
Предъявительские ценные бумаги выписываются без указания имени лица, которому они выдаются. Должник не обязан устанавливать, каким образом к предъявителю попала ценная бумага, он обязан исполнить то, что составляет содержание бумаги на предъявителя, по требованию лица, которое эту бумагу предъявляет. Кредитором является тот, кто имеет право на этот документ. Если признать билет ценной бумагой на предъявителя, то получится, что он рассчитан на свободную передачу его другим кредиторам.
Одной из важных гарантий прав пассажира является возможность его отказа от поездки, т.е. отказа от исполнения заключенного договора.
При заблаговременной сдаче проездных документов перевозчику пассажир получает стоимость билета. Это условие действует на всех видах транспорта. Считая договор расторгнутым по инициативе пассажира, транспортные организации удерживают при этом (в зависимости от момента расторжения договора) с пассажира определенную сумму.
Целью удержания является не возмещение потерь, а взыскание заранее объявленной штрафной неустойки за односторонний отказ от исполнения договора.
В соответствии с договором перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в определенное место, а пассажир обязуется уплатить перевозчику провозную плату. Это два основных условия заключаемого договора. Вместе с тем следует отметить, что есть еще одно важное условие, которое следовало бы включить в определение понятия договора перевозки пассажира. Это срок доставки пассажира к месту назначения.
Срок доставки пассажира к месту назначения (а также своевременная отправка пассажира) является, по нашему мнению, одним из основных условий договора перевозки пассажира. Если раньше перевозочная техника не была достаточно совершенна и в связи с этим претензии подобного рода к перевозчику были бы неуместны, то сейчас, когда транспорт постоянно пополняется современной перевозочной техникой, сроки доставки пассажиров должны соблюдаться.
И это нашло отражение в законодательстве, регулирующем транспортные отношения.
Статья 795 ГК РФ устанавливает, что за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Следует подчеркнуть, что статья подобного содержания включена в Гражданский кодекс впервые. Все транспортные организации, отношения на которых еще регулируются законодательством Союза ССР (это автомобильный транспорт), обязаны выполнять положения ст. 795 Гражданского кодекса.
Устав железнодорожного транспорта в ст. 110 уже конкретизировал положения ст. 795 Гражданского кодекса, установив, что за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения железная дорога уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда.
Статья 120 Воздушного кодекса установила, что за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. На морском транспорте за задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или прибытие судна с опозданием перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира (ст. 196 КТМ). На речном транспорте за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда (ст. 116 КВВТ).
Перевозчики несут ответственность за несвоевременную доставку пассажира, если не докажут, что задержка или опоздание произошли вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Только эти условия могут служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности за несвоевременную доставку пассажира.
Во всех остальных случаях при просрочке доставки пассажира транспортная организация обязана возмещать ему связанные с этим убытки, которые возникают из-за опоздания пассажира, например, на важные переговоры, у транзитных пассажиров.
Кодекс внутреннего водного транспорта (Статьей 98 КВВТ установлено, что жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации) и Устав автомобильного транспорта в разделе о перевозках пассажиров этот вопрос не регулируют. Презюмируется, что, если подобная ситуация возникла, она должна регулироваться нормами гражданского законодательства, т.е. ст. 800 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Помимо ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, перевозчики несут ответственность за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке багажа, если не докажут, что утрата, недостача, повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
утраты, недостачи или повреждения багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности;
утраты или недостачи багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего багажа либо в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.
Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением багажа, возвращает отправителю багажа провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
.3 Стороны в договоре перевозки пассажира
Сторонами договора перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир.
Понятие «перевозчик» в транспортном законодательстве рассматривается по-разному в зависимости от вида транспорта. Так, согласно общим правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом перевозчик - это организация, предприниматель, осуществляющие транспортное и экспедиционное обслуживание пассажиров на маршрутах транспорта всех категорий.
Согласно Правил перевозки пассажиров железнодорожным транспортом под перевозчиком понимается юридическое лицо - собственник или арендатор вагона, который заключил договор на перевозку с пассажиром или отправителем грузобагажа или заказчиком организованной группы пассажиров.
Довольно детализированное определение содержится в Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа.
Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.
Следует учесть тот факт, что в роли перевозчика может также выступать как собственник транспортного средства, так и фрахтователь.
Владелец транспортного средства, систематически, самостоятельно, на свой риск, занимающийся перевозочной деятельностью с целью извлечения прибыли, является предпринимателем и в таком качестве должен пройти необходимую регистрацию в форме индивидуального предпринимателя или учредителя предприятия соответствующей организационно-правовой формы.
Перевозчиком в договоре перевозки пассажира могут быть не только государственные или муниципальные транспортные организации, но и частные коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию.
При оказании услуг под пассажиром понимают физическое лицо, являющееся непосредственным получателем данной услуги по перевозке. Как и в случае с перевозчиком, понятие «пассажир» действующим транспортным законодательством трактуется по-разному.
Так, на автотранспорте под пассажиром понимается физическое лицо, которое во исполнение договора перевозки, заключенного от его имени или им самим перевозится за плату или бесплатно перевозчиком. На железнодорожном транспорте под пассажиром понимается «физическое лицо, которое пользуется железнодорожным транспортом на основании личного проездного документа или является членом организованной группы лиц, которая проезжает на основании приобретенного проездного документа». «Пассажир - лицо (за исключением членов экипажа), которое провозится воздушным судном с согласия перевозчика согласно договора перевозки».
Как видно из вышеприведенных определений, находящиеся в транспортном средстве члены экипажа, кондукторы и лица, осуществляющие линейный контроль за перевозками, к пассажирам в этом случае не относятся. Они, как говорится, «при исполнении».
Таким образом, мы видим, что пассажирами могут быть только граждане - физические лица.
В литературе ведутся дискуссии относительно возраста, с которого физическое лицо может заключать договор перевозки пассажира путем приобретения билета. Для ответа на данный вопрос следует, обратиться к действующему законодательству, в частности к Гражданскому кодексу.
2.Правовой статус и ответственность сторон по договору перевозки пассажира
.1 Права и обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира
В связи с тем, что договор перевозки пассажира является двусторонним, то у каждой из сторон есть права и обязанности, установленные действующим транспортным законодательством.
В зависимости от вида транспорта эти права и обязанности могут быть различны. Рассмотрим основные из них.
Итак, перевозчик имеет право:
Требовать внесения определенной платы пассажиром за перевозку.
Плата за перевозку определяется тарифами, которые устанавливаются соответствующими департаментами на каждом виде транспорта отдельно. В широком понимании тариф - система ставок, определяющих размер оплаты различных услуг или за совершение определенных действий. Транспортный тариф - это система цен (ставок), по которой взимается плата за перевозки. Транспортные тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские.
Пассажирские тарифы - часть общей системы розничных цен на продукцию личного потребления. Например, на железнодорожном транспорте они дифференцированы по видам сообщений (дальнее, пригородное), категориям поездов (скорые, пассажирские), типам вагонов (мягкие, жёсткие, купированные, общие). Наиболее низкими являются абонементные пригородные транспортные пассажирские тарифы, которые покрывают лишь 20-30% расходов на перевозки. Льготные тарифы сберегают пассажирам определенные денежные средства каждый год. Тарифы дальнего сообщения и разовые билеты для поездок в пригородном сообщении в целом обеспечивают необходимую рентабельность пассажирских перевозок. На морском транспорте тарифы дифференцированы по судам, классам кают и их расположению на судне. Широко применяется особый тариф для туристов. Примерно такие же принципы построения пассажирских тарифов на речном транспорте.
На воздушном транспорте пассажирские тарифы, как и грузовые, дифференцированы по двум поясам. Существует 2 основных тарифных пояса: первый относится к районам, обеспеченным железнодорожным транспортом, второй - к отдалённым районам, в которых себестоимость перевозок по ряду причин выше. В среднем тарифы второго пояса на 70% выше первого. Тарифы на городском транспорте (метро, троллейбус, автобус, трамвай) подразделяются на единые (одноставочные) независимо от расстояния перевозки, и поучастковые.
В основе пассажирских тарифов лежат издержки транспорта и цена производства, включающие прибыль.
В современных условиях ослабление монопольного положения железных дорог и усиление конкуренции автомобильного и воздушного транспорта влияют на уровень транспортных тарифов, что относится в первую очередь к частным транспортным предприятиям. Дефицит железных дорог покрывается за счёт госбюджета.
Право требовать от пассажира соблюдения правил перевозки. Так, перевозчик имеет право отказать в перевозке, если:
если это необходимо для обеспечения безопасности и здоровья пассажиров (в случае стихийных бедствий);
в связи с отказом пассажира выполнять требования правил, инструкций и указаний перевозчика;
в связи с болезнью пассажира, если его состояние здоровья создает опасность для самого больного или окружающих;
когда пассажир имеет неправильно оформленные документы;
лицам, создающим опасность или могущим причинить вред другим лицам или их собственности;
пассажиру, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
пассажиру, действия которого нарушают установленные правила пользования воздушным транспортом.
В обязанности перевозчика входит:
содержать транспортное средство в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать их своевременную подачу для посадки пассажиров и отправления;
перевезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения, указанного в проездном документе, предоставив место в транспортном средстве согласно с приобретенным проездным документом;
обеспечить своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в транспортных средствах. Естественно, что понятие качества является оценочным и поэтому ссылаться на качество работы перевозчика можно только в случае совершения им грубого нарушения, в частности, задержки отправления транспортного средства на 3-4 часа.
Так, своевременность перевозки обеспечивается составленными и утвержденными графиками (расписаниями) движения транспортных средств. Следует отметить, что качество перевозок зависит от регулярности движения и своевременности доставки пассажиров. Кроме этого следует иметь в виду, что транспортное средство является источником повышенной опасности, и поэтому перевозчик несет ответственность за любой вред, причиненный здоровью и имуществу пассажира.
.2 Права и обязанности пассажира по договору перевозки пассажира
Права, которые принадлежат пассажиру, различны и могут быть связаны с:
заключением и исполнением договора перевозки;
изменением первоначально заключенного договора;
отказом от его исполнения.
В самом общем виде они указаны в ст. 786 ГК и конкретизированы в транспортных уставах и кодексах. Кроме того, некоторые ученые считают, что перечень этих прав не замыкается в рамках транспортного законодательства. Пассажир, выступающий как потребитель, имеет и иные права, вытекающие из Закона «О защите прав потребителей».
Прежде всего, пассажир имеет право приобретать проездные документы (билеты) на любое транспортное средство до указанной им станции (порта) назначения, открытой для осуществления операции по перевозке пассажиров. При этом он может руководствоваться соображениями относительно кратчайшего направления следования транспортного средства, с наименьшим числом пересадок или по маршруту, удобному для него по времени.
Применяя правила ГК, нужно учесть, что наряду с пассажиром по одному билету к поездке могут допускать бесплатно и его ребенка без предоставления последнему места. В этом случае ребенок признается пассажиром, сделку в интересах которого заключил законный представитель.
Пассажир имеет право занять место в соответствии с билетом. В случае непредставления пассажиру места согласно билету перевозчик обязан предоставить ему место хотя бы из более высокой категории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной ему замены, перевозчик возвращает стоимость проезда.
Пассажир вправе сделать одну остановку в пути, предупредив о том перевозчика, с продлением срока годности билета на установленное время, а в случае болезни - на время болезни (при наличии справки из лечебного учреждения).
Далее, пассажир имеет право:
занять в пути следования свободное место в вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимости проезда;
выехать (вылететь) поездом (судном, самолетом), отходящим ранее того, на который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе станции (вокзала).
Наконец, пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования. Отказ может быть вынужденным (болезнь, задержка рейса) и добровольным. При вынужденном отказе пассажиру возвращаются деньги по неиспользованному полностью или частично билету. Последствия добровольного отказа зависят от времени отказа. Возвращаемая пассажиру часть стоимости проезда обратно пропорциональна количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства. Она определяется в транспортных уставах и кодексах.
В случае прекращения договора в пути следования пассажиру возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор.
Так, в силу Федерального Закона РФ «Об автомобильном транспорте», Правил перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пассажирам предоставляется возможность бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве перевозки по вине перевозчика или при вынужденной задержке транспортного средства при отправке.
На сегодняшний день перед законодателем стоит вопрос о праве пассажира на возмещение ущерба в случае опоздания задержки транспортного средства по вине перевозчика. Несмотря на часто встречающиеся подобные ситуации, данное право пассажира так и не нашло должного регламентирования в транспортном законодательстве. Такое положение содержится, например, в Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа: Пассажир имеет право возвратить билеты в кассу до отправления автобуса в рейс и получить полную стоимость проезда, включая сборы за предварительную продажу билетов в случае опоздания автобуса более, чем на один час по сравнению с временем, предусмотренным в расписании движения». Считается целесообразным в связи с этим привести действующее внутреннее транспортное законодательство в соответствие с международными нормами. Первым шагом к этому стало закрепление в ГК правила об ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира и нарушение срока его доставки в пункт назначения.
Следует отметить, что Российская Федерация уже сделала этот шаг, что, во-первых, расширило круг прав пассажиров, а, во-вторых, повысило ответственность транспортных организаций за обслуживание пассажиров.
За задержку отправления транспорта, перевозящего пассажира, за опоздание к месту назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортными уставами и кодексами (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении). Вина перевозчика в таком нарушении презюмируется (п. 1 ст. 795 ГК РФ).
Безбилетников или тех, кто едет по недействительным проездным билетам, контролеры также вправе высадить с поезда на ближайшей остановке. Кроме того, пассажиры электричек обязаны сохранять свои билеты вплоть до момента выхода через пункт контроля проездных документов, иначе им придется оплатить стоимость проезда, а также штраф.
Льготники, направляющиеся куда-то в поездах дальнего следования, могут пользоваться скидками на билет в вагонах всех категорий, в том числе и в спальных. Но «бесплатники» могут рассчитывать на билет только в жесткие вагоны с 4-местными купе или в вагоны поездов еще более низкой категории.
Проезд детей в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых не допускается. Исключение составляют случаи, когда детям приходится пользоваться железной дорогой для посещения общеобразовательных учреждений.
Вернуть билет в кассу за его полную стоимость можно не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда (раньше этот срок составлял 15 часов). Если же до отхода поезда остается менее чем два часа (ранее - четыре), то стоимость места (плацкарты) обратно не вернут, а выплатят лишь стоимость услуг. Если же пассажир опоздал на поезд, действие билета ему возобновят в течение 12 часов после опоздания (или 5 суток при срыве поездки вследствие болезни), но в обоих случаях за место в другом поезде придется доплатить.
Основная обязанность пассажира - уплата провозных платежей. Приобретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов.
Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне, в самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса).
2.3 Условия, объем и виды ответственности по договору перевозки пассажира
Ответственность - это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Юридическая ответственность - предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Как известно, принципами юридической ответственности являются: ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; законность; справедливость; целесообразность; неотвратимость наказания. Юридическая ответственность наступает только в случаях, прямо предусмотренных законом и только за совершенное правонарушение. В гражданском праве правонарушение называется деликтом.
Деликтная ответственность, внедоговорная ответственность, в гражданском праве ответственность, возникающая в результате причинения имущественного вреда одним лицом другому.
В основе деликтной ответственности - гражданское правонарушение (деликт), ведущее к возникновению так называемого внедоговорного обязательства, по которому при определённых условиях потерпевший может требовать от причинителя (делинквента) возмещения вреда.
Ответственность перевозчика в основном регламентирована таким нормативно-правовыми документами, как Гражданский кодекс Российской Федерации и специальные транспортные уставы (кодексы). Если нормы об ответственности перевозчика, содержащиеся в действующем транспортном уставе (кодексе), не соответствуют ГК, следует руководствоваться нормами ГК и иными законами Российской Федерации. Причем на перевозчика возлагается ответственность как в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств перед пассажирами в качестве именно перевозчика, как субъекта правоотношений (так называемая договорная ответственность перевозчика), так и ответственность за причинение вреда пассажирам в качестве просто юридического лица, причинившего вред (так называемая - внедоговорная ответственность перевозчика).
Как известно, объем, и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрев основные права и обязанности перевозчика, можно прийти к выводу, что перевозчик может нести как договорную, так и деликтную ответственность.
Договорная ответственность перевозчика наступает в следующих случаях:
задержка отправления пассажира. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Тем не менее, независимо от установления в транспортных уставах и кодексах штрафа за задержку отправления и прибытия транспортного средства, пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения понесенных им убытков по общим нормам гражданского законодательства. Однако размер понесенных убытков должен быть пассажиром доказан.
Задержка отправления транспортного средства или опоздание его прибытия в пункт назначения дает основание для предъявления к перевозчику также требования о возмещении пассажиру морального вреда, вызванного задержкой отправления транспортного средства или опозданием его прибытия в пункт назначения. В производстве судов общей юрисдикции были, например, дела по искам, предъявленным пассажирами, о возмещении морального ущерба за задержку рейса или опоздание в прибытии в пункт назначения воздушного судна.
Главой 40 ГК РФ предусмотрено право пассажира на отказ от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства и возврат провозных платежей. Платежи подлежат возврату независимо от времени задержки;
нарушение срока доставки пассажира. ВК установил ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения в форме штрафа, если он не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажира, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В Правилах перевозки пассажиров железнодорожным транспортом предусмотрена ответственность за задержку отправления поезда или опоздание поезда на станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении. Железная дорога также уплачивает пассажиру штраф, если не докажет, что задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажира неисправности транспортных средств или иных, не зависящих от дороги обстоятельств.
Как видно, в указанных случаях перевозчик несет имущественную ответственность в форме штрафа, который устанавливается по договоренности сторон, транспортными уставами (кодексами, уставами).
Деликтная ответственность перевозчика наступает в случае причинения вреда жизни, здоровью пассажиру. Такое решение законодателя вполне оправдано и означает установление более строгой ответственности перевозчика, поскольку использование транспортных средств рассматривается как деятельность с повышенной опасностью для окружающих и ответственность причинителя вреда наступает независимо от его вины.
Несмотря на различное правовое регулирование указанных видов ответственности перевозчиков, они все же имеют общие черты.
Общим условием для наступления как договорной, так и деликтной ответственности перевозчика является наличие его вины, которая в транспортном праве презюмируется. В этом проявляется отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность и отвечающих на началах риска. Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости.
По общему правилу, перевозчик не несет ответственности перед пассажирами, если докажет, что он и поставленные им лица предприняли все необходимые меры к тому, чтобы избежать причинения вреда или что такие меры предпринять было невозможно.
Последствием противоправных действий перевозчика является вред, причиненный пассажиру такими действиями. Обычно вред является результатом виновного поведения авиаперевозчика, которое может выражаться в виновном поведении как отдельных лиц, например, членов экипажа воздушного судна, так и коллегиального органа - аппарата управления авиационным предприятием. Но и в том, и другом случае ответственность за причиненный вред возлагается на перевозчика как субъекта перевозочных отношений.
Во многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК, транспортными уставами и кодексами, а иногда - соглашением сторон. Кодекс допускает возможность установления ответственности соглашением перевозчика с пассажирами и грузовладельцами. Однако, как общее правило, нельзя договориться об устранении ответственности либо об ее ограничении.
Точное установление периода времени, в течение которого пассажир находится «на ответственности перевозчика», имеет большое значение для обеспечения защиты интересов перевозчика. Момент начала ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира и момент окончания этой ответственности определяются транспортными уставами и кодексами. Минимальным периодом ответственности перевозчика является период с момента посадки пассажира на транспортное средство до момента, когда покинул транспортное средство в пункте назначения.
Здесь же целесообразно рассмотреть случаи ответственности перевозчика за вину третьих лиц и смешанной вины. Ярким примером для этого могут служить правила, закрепленные Воздушным кодексом Российской Федерации и Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа.
Ответственность перевозчика за вину третьих лиц. По общему правилу каждый перевозчик, причинивший вред, отвечает лишь за свои виновные действия (упущения). Ответственность за чужую вину допускается как исключение, к которому относится:
возложение ответственности за причинение вреда пассажирам на первого перевозчика при осуществлении перевозки несколькими последовательными перевозчиками. Но ответственность возлагается лишь тогда, «когда по специальному условию первый перевозчик принял ответственность за весь путь»;
возложение ответственности за причинение вреда при перевозке багажа или товара на первого или последнего перевозчика при осуществлении последовательной перевозки. На этот случай предусмотрена возможность возложения ответственности непосредственно на виновного перевозчика. Пассажир может предъявить иск к перевозчику, совершавшему перевозку, в течение которой произошли задержка или причинение вреди жизни и здоровью.
Смешанная вина. Вопрос о смешанной вине (вине потерпевшего и причинителя) разрешается следующим образом: «В случае, если перевозчик: докажет, что вина лица, потерпевшего вред, была причиной вреда или содействовала ему, суд может согласно постановлению своего собственного закона устранить или ограничить ответственность перевозчика». Исходя из принципа виновной ответственности перевозчика, установленного действующим законодательством, следует прийти к выводу, что при установлении в качестве причины вреда потерпевшего лишь его виновного поведения, перевозчик вообще должен быть освобожден от ответственности.
Действующим законодательством предусмотрены гарантии на случай причинения ущерба третьим лицам. Такой гарантией является страхование ответственности перевозчика. Остановимся на существенных моментах, имеющих для нас значение в разрезе вопроса об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажирам.
Итак, страхование гражданской ответственности перевозчика представляет собой страхование, предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием застрахованным, выступающим в качестве перевозчика, средства транспорта.
Страхование ответственности перевозчика означает его страховую защиту от возможных рисков при выполнении перевозчиком своих обязательств, связанных с перевозкой пассажиров. Страхование ответственности перевозчика, в том числе и его ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажира нельзя путать со страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, по которому страхуется ущерб, связанный с эксплуатацией самого автотранспортного средства, как источника повышенной опасности.
При этом страхование ответственности перевозчика важно не только для самого автоперевозчика, как способ компенсации возможных убытков и зачастую даже очень больших, но и для клиентов (пассажиров), т. к. им предпочтительнее и надежнее иметь дело с перевозчиком, чьи гарантии компенсации возможного ущерба, понесенного по его вине, подтверждены соответствующим страховым полисом.
Пассажир несет исключительную и единоличную ответственность за соблюдение всех законов, постановлений, распоряжений, требований действующего законодательство о перевозке, а также всех относящихся к перевозке инструкций и требований перевозчика. Во избежание существенных финансовых потерь и штрафных санкций перевозчик вправе отказать в приеме к перевозке пассажиру, который не имеет необходимых проездных документов по маршруту следования. Более того, перевозчик вправе потребовать от пассажира компенсации своих финансовых потерь вследствие такой перевозки. Следует отметить, что пассажир несет не только договорную ответственность, т.е. ответственность за нарушение условий договора перевозки. Пассажиры несут также административную ответственность в виде штрафа, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. Так, например, уплаченный пассажиром штраф за неоплату стоимости проезда или провоза багажа не освобождает его от обязанности оплатить стоимость проезда или провоза багажа в городском автотранспорте. За провоз в автобусе взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих, едких и зловонных предметов и материалов (в том случае, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности) с пассажиров также взыскивается штраф.
Пассажир также может нести ответственность в виде возмещения убытков, причиненных ими неправомерными действиями в отношении, например, имущества транспортных предприятий.
договор перевозка ответственность пассажир
2.4 Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков, вытекающих из договора перевозки пассажира
В случае возникновения спора между пассажиром и перевозчиком, то спор разрешается в судебном порядке. Нормы, регламентирующие порядок подачи претензий и исков к перевозчику, закреплены в ГК (ст. 797), а также в транспортных уставах и кодексах. Так, Устав железных дорог Российской Федерации устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска по спорам, связанным с перевозкой, обязательно предъявление ему претензии (ст. 135 РЖД). Аналогичное правило (за исключением иска в связи с гибелью или телесным повреждением пассажира, который может быть предъявлен в течение двух лет) установлено в Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа.
Претензии, которые возникли в связи с перевозкой пассажиров, могут быть заявлены пассажирами:
на железной дороге - железной дороге отправления или железной дороге назначения (по желанию заявителя) в течение шести месяцев;
на воздушном транспорте - в случае задержки в перевозке пассажира или по каким-либо иным причинам не позднее, чем через 21 день после даты, когда пассажир прибыл в пункт назначения, или даты, когда он должен был прибыть в пункт назначения;
на автомобильном транспорте - автотранспортному предприятию или организации пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии в течение шести месяцев;
на морском транспорте - перевозчику, который осуществлял перевозку или перевозчику, который должен был осуществить перевозку, в течение первых шести месяцев срока исковой давности.
В претензионном заявлении указываются:
полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии (почтовый индекс, город, улица, номер дома) и транспортного предприятия, которому предъявляется претензия;
отделение банка, в котором открыт счет заявителя претензии, номер счета и иные банковские реквизиты;
за что именно предъявляется претензия (за просрочку в доставке, за задержку отправления пассажира и проч.), обоснование претензии и требования заявителя;
сумма претензии по каждому требованию и каждым отдельным документом (билетом, багажной квитанцией);
перечень документов, которые прилагаются к претензии и обосновывают требования заявителя;
дата составления претензионного заявления и его номер.
Претензионное заявление подписывается пассажиром или уполномоченным лицом и посылается адресату рекомендованным или ценным письмом или вручается под расписку.
Перевозчик обязан рассмотреть претензию и уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения в течение трех месяцев. Этот срок установлен для всех предприятий независимо от вида транспорта.
Иски об ответственности авиакомпании из-за ненадлежащей перевозки пассажира или багажа должны быть поданы в суд (по выбору истца) по месту регистрации авиакомпании или по месту нахождения ее главного офиса, либо по месту нахождения офиса перевозчика, через который был составлен договор перевозки, в течение двух лет со дня прибытия в пункт назначения, или со дня, когда пассажир должен был прибыть в место назначения, либо с даты прекращения перевозки.
Заключение
Договор перевозки пассажиров является консенсуальным, возмездным, двусторонним, взаимным, договором о присоединении, а в случае перевозки транспортом общего пользования - также и публичным договором.
Существенными условиями, в соответствии со спецификой действующего транспортного законодательства, следует признать предмет, цену и срок договора перевозки, несмотря на то, что они не предусмотрены в качестве таковых действующим Гражданским кодексом РФ.
Страхование при перевозках пассажиров может быть как обязательным (личное страхование пассажиров и страхование ответственности перевозчиков), так и добровольным. Здесь следует отличать добровольное страхование пассажиров от обязательного.
При обязательном страховании пассажир является не страхователем, а застрахованным выгодоприобретателем, договор страхования в отношении него уже заключен между перевозчиком и страховщиком и страховщик ничего не должен вручать пассажиру. Страховой взнос по обязательному страхованию включен в цену билета и поэтому кассир, сообщая цену билета с включенным в нее страховым взносом, поступает правомерно. При добровольном страховании пассажир является страхователем и должен быть заключен договор. Вручение пассажиру квитанции или свидетельства как раз и подтверждает его заключение.
Существует проблема отечественного законодательства в области страхования пассажиров на транспорте. Так, на воздушном транспорте вообще не предусмотрено личное страхование пассажиров, а лишь устанавливается страхование ответственности авиаперевозчика.
Перевозчик по договору перевозки пассажира может нести как договорную (в случае задержки отправления пассажира, нарушения срока его доставки), так и деликтную (в случае причинения вреди жизни и здоровью пассажира). Но в любом случае вина перевозчика презюмируется. Ответственность перевозчик несет в виде выплаты штрафа, возмещения убытков, а в некоторых случаях - возмещение морального вреда.
Пассажир же может нести только договорную ответственность в рамках гражданского права, а также административную и уголовную - в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
Список источников
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 21.01.2009 №7-ФКЗ)
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997) (ред. от 13.05.2013)
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 №81-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.03.1999) (ред. от 01.07.2010)
Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп. 01.01.2010)
Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 23.07.2013)
Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ред. от 01.09.2013)
Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ред. от 28.07.2012)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 27.12.2009)
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 июня 2007 г. №82 г. Москва «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».
Асеев С.В., Кожевников С.Н., Королев Г.Н. Транспортный юридический словарь: Основные термины и понятия по разделам: теория государства и права, транспортное право, международное частное право, уголовный процесс России. - Нижний Новгород: Общество «Интелсервис, 2011 г.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М.: Статут, 2012 г.
Бордунов В.Д. Договор международной воздушной перевозки как правовая основа упорядочения отношений между перевозчиками и пассажирами в области международных воздушных перевозок / В.Д. Бордунов, Б.П. Елисеев // Транспортное право. - 2007 г.
Гражданское право: Учебник для вузов / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 2008 г.
Гречуха В.Н. Транспортное право России. Учебник для магистров. - М.: Юрайт, 2013 г.
Грязнов В.С. Правовые основы воздушных сообщений: учеб. пособие: / За ред. В.С. Грязнова. - М.: Авиабизнес, 2009 г.
Смирнова Н.Н. Договорное право России: Конспект лекций. - СПб.: Альфа, 2009 г.
Спирин И.В. Транспортное право. Учебное пособие. - М.: Транспорт, 2008 г.
Худяков А.И. Страховое право. - М.: Юридический центр Пресс, 2010 г.
20. Договор перевозки пассажиров. [Электронный ресурс]. // Портал «Библиотека корпоративного юриста», 2013. URL: #"justify">. Договор перевозки пассажира. [Электронный ресурс]. // Портал Академик. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/639 (дата обращения 24.09.2013)