исчислить сумму налога на имущество за год.
Таблица 4 - Исходные данные для исчисления налога на имущество
№Балансовая стоимость объекта обложения на начало года, тенгеГодовая сумма амортизации по данным бухгалтерского учета, тенгеСобственник, форма расчета с бюджетом1313 900 00048 000Организация социальной сферы
Решение:
) Налоговой базой по объектам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.
Для расчета среднегодовой балансовой стоимости рассчитаем ежемесячную сумму амортизации:
000/12=4 000тг
000/12=30 000тг
000/12=15 000тг
Таблица 5 - Расчёт балансовой стоимости основных средств с учётом амортизации:
01 января13 900 00013 900 000-4 00001 февраля13 896 00013 896 000-4 00001 марта13 892 00013 892 000-4000+8 000 00001 апреля21 888 00021 888 000-34 00001 мая21 854 00021 854 000-34 00001 июня21 820 00021 820 000-34 00001 июля21 786 00021 786 000-34 00001 августа21 752 00021 752 000-34 000-3 000 00001 сентября18 718 00018 718 000-19 00001 октября18 699 00018 699 000-19 00001 ноября18 680 00018 680 000-19 00001 декабря18 661 00018 661 000-19 00001 января18 642 000
Среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении балансовых стоимостей объектов налогообложения на первое число каждого месяца текущего налогового периода и первое число месяца периода, следующего за отчетным.
Среднегодовая балансовая стоимость основных средств составит:
(13 900 000+13 896 000+13 892 000+21 888 000+21 854 000+21 820 000+21 786 000+21 752 000+18 718 000+18 699 000+18 680 000+18 661 000+18 642 000)/13=227 338 000/13=17 491 385 (тг)
) Согласно статье 398 Налогового кодекса РК, юридические лица, определенные статьей 135 (в частности, организации социальной сферы) данного Кодекса, исчисляют налог на имущество по ставке 0,1 процента к налоговой базе.
) Согласно статье 399 Налогового кодекса РК, плательщики налога обязаны уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по налогу на имущество. Суммы текущих платежей налога вносятся налогоплательщиком равными долями не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа и 25 ноября налогового периода.
) Сумма налога на имущество за год составит:
491 385*0,1%=17 491 тенге.
Задание №4. Индивидуальный подоходный и социальный налоги.
Исчислить суммы индивидуального подоходного и социального налогов, подлежащих к уплате в бюджет за 3 месяца I квартала 2012 года:
Таблица 6 - Доход работника за год
№Ежемесячный должностной окладРазмер премии/ Месяц начисленияВид выплаты/ месяц выплаты Размер выплаты 30 000 тенге1352 00030 000/1Оплата путевки в детский лагерь, ребенку 10 лет/1
Сумма экологических выплат равна 1,5 МРП/мес. 1,5*1 618=2 427
Решение:
) В январе работником была получена премия и материальная помощь для оплаты путевки в детский лагерь ребенку 10 лет.
Согласно Постановлению о правилах исчисления ОПВ, сумма ОПВ составляет 10% от ежемесячного дохода, начисленного работодателем в денежной или натуральной форме, включая доходы, предоставленные работодателем в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды.
ОПВ=10%*(должн.оклад+премия+доп.выпл.+экол.выпл.)
ОПВ=10%*(52000+2427+ 30000+30000)=11442,7 тенге
Согласно статье 156 Налогового кодекса РК, стоимость путевок в детские лагеря для детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, не облагается ИПН. Ставка ИПН составляет 10% (статья 158 Налогового кодекса РК). Также, согласно статье 166 Налогового кодекса РК, из базы налогообложения производится вычет минимальной заработной платы (МЗП) и суммы пенсионных отчислений.
ИПН=10%*(должн.оклад+премия-ОПВ-МЗП)
ИПН=10%*(52000+30000-11442,7-17439)=5311,83 тенге
Согласно статье 358 Налогового кодекса РК, ставка социального налога составляет 11%. База налогообложения определяется в соответствии со статьей 357.
Социальный налог=11%*(должн.оклад+премия-ОПВ)
Социальный налог=11%*(52000+30000-11442,7)=7761,3 тенге
Социальные отчисления = 5%*(должн.оклад+премия-ОПВ) =5%*(52000+30000-11442,7) = 3527,87 тенге
Социальный налог в бюджет составляет 7761,3-3527,87=4233,43 тенге 2) Расчет в феврале:
ОПВ=10%*(52000+2427)=5442,7 тенге
ИПН=10%*(52000-5442,7-17439)=2911,83 тенге
Социальный налог=11%*(52000-5442,7)=5121,3 тенге
Социальные отчисления=5%*(52000-5442,7)= 2327,87 тенге
Социальный налог в бюджет=5121,3-2327,87=2793,43 тенге
) Расчет налогов в марте аналогичен расчету в феврале.
Задание №5. Исчисление налогов по специальному налоговому режиму.
Необходимо произвести расчет корпоративного подоходного (для юридических лиц), индивидуального подоходного (для индивидуальных предпринимателей) и социального налогов, подлежащих к уплате налогоплательщиком, осуществляющим расчет с бюджетом по специальному налоговому режиму на основе упрощенной декларации. Необходимо отразить преимущества и недостатки данного налогового режима. Для расчета использовать данные, приведенные в таблице 7
Таблица 7 - Данные для расчета
№Доход за квартал, тыс тенгеОрганизационно-правовая форма:Среднемесячная заработная плата наемных работниковКоличество работников132 800юридическое лицо58 00016
Решение:
Согласно статье 436 Налогового кодекса РК, исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3%. Сумма налогов, исчисленная за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 процента от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у юридических лиц не менее 2,5-кратного минимального размера заработной платы. В случае превышения в течение налогового периода суммы фактически полученного дохода над суммой дохода, установленного статьей 433 Налогового кодекса РК (25 000 тысяч тенге для юридических лиц), исчисление налогов до даты перехода на общеустановленный порядок налогообложения либо иной специальный налоговый режим производится по ставке 3%.
Согласно статье 436 Налогового кодекса РК, индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог - в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования. При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю. Доход юридического лица за отчетный квартал составил 2 800 000 тенге. Условно принятая заработная плата каждого из работников 58 000 тенге. Среднесписочная численность работников 16 человек.
Так как среднемесячная заработная плата наемных работников (58 000 тенге) по итогам отчетного периода составила свыше 2,5-кратного минимального размера месячной заработной платы (17439 *2,5=43597,5тенге), то сумма налогов, исчисленная за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5% от суммы налога за каждого работника исходя из среднесписочной численности работников.
Сумма налогов составит: 2 800 000*3% - 1,5%*16 чел = 84 00 - 20 160 = 63 840 тенге, том числе корпоративный подоходный налог 63 840/2 = 31 920 тенге.
Сумма социального налога равна 63 840/2 = 31 920 тенге
Сумма социальных отчислений составит (58 000-5 800) * 5% * 5чел. * 3мес = 39 150 тенге
Так как сумма социальных отчислений превышает сумму социального налога, сумма социального налога для перечисления в бюджет будет равна нулю.
Задание №6. Налог на добавленную стоимость.
Исчислить сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую к уплате в бюджет, используя пропорциональный метод принятия в зачет. Условно считаем, что все поставщики являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Данные для расчета представлены в таблице 8
Таблица 8- Показатели за рассматриваемый период
№Облагаемые обороты по реализации за налоговый период на территории РК, тенге Обороты по реализации за налоговый период на территории РК, освобожденные от НДС, тенгеОбороты по реализации за налоговый период на экспорт, тенгеПриобретено за налоговый период, тенге131 500 0001 100 0001 100 0002 950 000
Решение:
Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммой налога на добавленную стоимость, начисленного по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет.
Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), совершаемый плательщиком НДС, за исключением оборота, освобожденного от НДС в соответствии с Налоговым кодексом и местом реализации которого не является Республика Казахстан.
Размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость.
Ставка налога на добавленную стоимость равняется 12% и применяется к размеру облагаемого оборота, кроме экспорта и оборота по реализации по международным перевозкам, облагаемых по нулевой ставке:
) транспортировка товаров, в том числе почты, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан;
) транспортировка по территории Республики Казахстан транзитных грузов;
) перевозка пассажиров и багажа в международном сообщении.
Оборот по реализации товаров на экспорт облагается по нулевой ставке при наличии подтверждения экспорта.
Экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
В случае неподтверждения экспорта товаров оборот по реализации указанных товаров подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 12%.
Налоговым законодательством предусмотрен перечень товаров, работ, услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость.
При определении суммы налога, подлежащего взносу в бюджет, получатель товаров (работ, услуг) имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, включая основные средства, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если выполняются следующие условия:
) получатель товаров (работ, услуг) является плательщиком налога на добавленную стоимость;
) поставщиком, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость на дату выписки счета-фактуры, выставлен счет-фактура или другой документ, предусмотренный Налоговым законодательством на реализованные товары (работы, услуги) на территории Республики Казахстан.
) в случае импорта товаров - налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет;
При наличии облагаемых и необлагаемых оборотов в зачет относится сумма налога на добавленную стоимость, определенная по выбору плательщика налога на добавленную стоимость пропорциональным или раздельным методом.
По пропорциональному методу сумма налога на добавленную стоимость, относимая в зачет, определяется исходя из удельного веса облагаемого оборота в общей сумме оборота.
Облагаемый оборот складывается из оборотов, облагаемых по ставке 12% и оборотов, облагаемых по ставке 0% .
Общая сумма оборота определяется суммированием оборотов, облагаемых по ставке 12%, 0% и необлагаемых (освобожденных и местом реализации которых не является РК) оборотов.
Плательщиком налога на добавленную стоимость за налоговый период реализованы товары (работы, услуги), при этом:
облагаемый оборот составил 1 500 000 тенге,
освобожденный - 1 100 000 тенге
на экспорт - на сумму 1 100 000 тенге.
За данный налоговый период приобретено товаров, работ, услуг на 2 950 000 тенге. Все поставщики являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Составим таблицу по приведенным данным.
Таблица 9 -Исходные данные
Оборот (100%), тенгеНДС, тенгеСтоимость реализованных товаров, работ, услуг, тенге1 500 000 (12%)1 100 000 ×12%=132 0001 232 0001 100 000 (освобожден)-1 100 0001 100 000 (0%)-1 100 0002 950 000×12/112=316 071 2 950 000Сумма к уплате в бюджет132 000 - 316 071 ×70,27% =132 000 - 222 103 = -90 103 тенгеУдельный вес= 1 500 000+1 100 000+500 000+1 100 000+ 1 100 000×100%=2 600 000/3 700 000 ×100%=70,27%
Сумма НДС, относимого в зачет, превышает сумму начисленного налога по облагаемым оборотам, следовательно, согласно статье 272 Налогового кодекса РК, налогоплательщику возврату из бюджета подлежит сумма в 90 103 тенге.
Задание №7. Корпоративный подоходный налог.
Определить налогооблагаемый доход и исчислить сумму налога корпоративного подоходного налога, подлежащую к уплате в бюджет, если за налоговый период предприятие имеет финансовые показатели, представленные в таблице 10
Таблица 10 - Показатели за налоговый период по данным бухгалтерского учета
№Доход от реализации товара (работ, услуг), тыс тенгеРасходы по реализованным товарам, тыс тенгеЗаработная плата, тыс тенгеРасходы по аренде, тыс тенгеНалоги на собственность начисленные/ уплаченные, тыс тенгеПрочие расходы, тыс тенге1313 0005 0004 00080 800/780300
Решение:
) Определим совокупный годовой доход, согласно статье 84 Налогового кодекса РК, который составляет 13 000 тысяч тенге.
) Определим сумму вычетов за налоговый период, состоящую из расходов налогоплательщика, связанных с получением совокупного годового дохода (статья 100 Налогового кодекса РК).
Так как в течение налогового периода выплачивалась заработная плата работникам, для начала необходимо определить сумму социальных выплат и социального налога, уплаченного в бюджет, что в сумме составляет 11%:
(4 000-400)*11% = 396 тыс.тг
Далее определим сумму вычетов:
000+4 000+80+800+300+396 = 10 576 тыс.тг
) Определим налогооблагаемый доход:
000-10 576 = 2 424 тыс.тг
) Согласно статье 147 п.1 Налогового Кодекса, корпоративный подоходный налог исчисляется по ставке 20% к налоговому доходу:
КПН = 20%*2 424 = 484 800 тенге.
налог стоимость корпоративный балансовый
Заключение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.
В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этого, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Налоговый кодекс должен способствовать решению следующих проблем:
создание равных условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов
снижение налоговой нагрузки одновременной отменой налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков в зависимости от вида деятельности, доходов, товаров (работ, услуг) и т.п.
объединение всех положений и норм налогового законодательства в рамках одного кодифицированного закона прямого действия
стабильность налогового законодательства.
Налоговая система Республики Казахстан в своем развитии претерпела множество изменений. В настоящее время в республике налоговая система подвергается жесткой, но обоснованной критике. Она характеризуется рядом недостатков: чрезмерное преобладание фискальной направленности, т.е. добывание денег в доход государства; нестабильность налоговой системы; высокие ставки налогов; сведение льготного налогообложения к минимуму; выраженная регрессивность налогового обложения т.д.
Список использованной литературы
1. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗPK (Налоговый кодекс) по состоянию на февраль 2012 года
. Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 245 «Об утверждении Правил исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды»
. Налоги и налогообложение, учебник/под ред. Юткиной Т.Ф. - М.: ЮНИТИ, 2001