Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.
В условиях рынка от предпринимателя требуется умение - и даже предрасположенность - действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.
Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль - это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:
обычная прибыль делового человека;
излишек над обычной прибылью делового человека.
Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.
Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.
Налогообложение малого бизнеса является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства в нашей стране. Налогообложение малого бизнеса в 2010 году претерпело ряд изменений, что позволит упростить выплату налогов частными предпринимателями.
В настоящее время существует две формы налогообложения малого бизнеса - общий и специальный (упрощенный) налоговый режим. При оплате налога в соответствии с общим налоговым режимом, предприниматель должен заплатить федеральные, региональные и местные налоги и сборы, которые связаны с его деятельностью, что чаще всего приводит к путанице в документах и увеличению количества отчетов. При специальном налоговом режиме предприниматель должен заплатить единый налог, который заменяет большинство других налогов.
Для того чтобы производить уплату налогов по упрощенному налоговому режиму, малое предприятие должно соответствовать ряду требований, например, численность компании не должна быть более 100 человек, а годовой доход компании должен составлять менее 20 миллионов рублей. В прошлом (2009) году было принято решение, что предельный доход, при котором можно будет переходить на «упрощенку», составит 45 миллионов рублей. Налогообложение малого бизнеса существенно изменилось с января 2010 года. Так, в соответствии с нормативными актами, представители малого бизнеса, использующие общий налоговый режим, не будут уплачивать единый социальный налог, а будут вносить страховые взносы в фонды медицинского, пенсионного страхования, и страхования на случай материнства и нетрудоспособности.
Изменения также коснулись расходов, связанных с имущественным страхованием, порядка оплаты отпусков, реализацией продукцией, что скажется на расчете налогообложения прибыли малого бизнеса в 2010 году.
Налогообложение малого бизнеса в 2010 году по упрощенной схеме также претерпит ряд изменений. После долгих дебатов Государственная Дума Российской Федерации приняла решение увеличить порог, при котором возможно использование упрощенной схемы налогообложения, до 60 млн. рублей. Данное новшество в налогообложении малого бизнеса будет действовать три года, начиная с 2010 года.
Начинающему предпринимателю бывает довольно сложно уследить за всеми изменениями, которые происходят в налоговой сфере, поэтому для получения необходимой информации стоит обратиться в местные организации, которые созданы для содействия молодым предпринимателям.
.3 Конкурентоспособность малого бизнеса
Развитие малого бизнеса происходит в довольно жесткой конкурентной среде, поэтому владелец малого предприятия должен очень быстро и четко принимать бизнес-решения.
Конкурентоспособность малого бизнеса заключается, прежде всего, в том, что частное предприятие может быстро перепрофилироваться для выпуска той или иной продукции. Для развития небольшого завода нет необходимости строить огромные цеха и развивать инфраструктуру, производство, например, строительных смесей может быть развернуто в течение короткого времени, а перейти на производство бетонных блоков или подобной продукции малое предприятие может очень быстро.
Конкурентоспособность малого бизнеса может также проявляться в изменении ассортимента продукции, например, швейная мастерская может быть первоначально ориентирована на пошив женской одежды, но, в случае получения выгодного заказа, она может быть переориентирована на пошив военного обмундирования.
Еще одной причиной высокой конкурентоспособности малого бизнеса является отсутствие огромного административного аппарата, который часто тормозит развитие предприятия. Многие крупные концерны предпочитают размещать свои заказы на малых предприятиях, так как это обходится намного дешевле, чем открывать новые линии производства.
С другой стороны, производство некоторых продуктов требует особой тщательности, например, малое предприятие может выпускать торты на заказ, которые могут стоить намного дороже, чем торт в обычном магазине, но такая продукция может быть востребована намного больше. Также конкурентоспособность малого бизнеса заключается в индивидуальном подходе к каждому клиенту, что позволяет удовлетворить его потребности. Например, покупка мебели в крупном магазине может быть осложнена как отсутствием ассортимента, так и неграмотностью продавца, который не сможет подобрать вам необходимый вариант. Малое предприятие же сможет изготовить мебель по индивидуально разработанным или вашим эскизам из тех материалов, которые наилучшим образом подходят для вашего интерьера.
Конкурентоспособность малого бизнеса также может проявляться в квалификации специалистов, работающих на частном предприятии. Люди творческих профессий часто предпочитают работать в неурочное время или дома, - такой режим неприемлем для большинства крупных предприятий. Малый бизнес, работающих в сфере высоких технологий, также может оказывать серьезную конкуренцию более крупным предприятиям, так как разработка и реализация небольших проектов может быть осуществлена за более короткие сроки и меньшую стоимость.
.4 Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе
Анализ экономической литературы и фактически статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
приближения производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность.
привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем крупных.
создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
активизация научно-технического прогресса;
освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки,
создание вспомогательных и обслуживающих производств;
освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью формирования экономики России.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Однако, анализируя предпринимательскую сферу, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.
Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок. Слабая правовая защищенность предпринимателей.
Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей , отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и государственном секторе.
В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
бизнес предпринимательство конкурентоспособность
2. Анализ развития малого и среднего бизнеса в РБ
.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса
По данным статистического регистра в республике на 1.04.2010 г. было зарегистрировано около 149,0 тысяч предприятий малого бизнеса, что на 0,9 % выше, чем на 1.03.2010 года. Из зарегистрированных 72% предприятий являлись действующими, т.е. осуществляли или потенциально могли осуществлять экономическую деятельность, 49,4 тысячи предприятий (46,1% из числа действующих) были активными в марте 2010 года.
Большинство активных предприятий (36,4%) специализируются на торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, т.к. этот вид деятельности наиболее доступен предприятиям малого бизнеса. Промышленной деятельностью было занято 13,4 % активных предприятий, из которых наибольшее количество приходится на обрабатывающую промышленность (89,2% от общего количества промышленных предприятий).
В региональном разрезе наибольшее количество активных предприятий приходится на г. Стерлитамак (25,5%) и г. Нефтекамск (10,7%), а также Туймазы (7,8%)
Численность занятых на предприятиях малого бизнеса на1,04,2010 г. по расчетным данным составила 455,2 тыс. человек. Более 26,4% всех занятых приходится на предприятия малого бизнеса, относящиеся к торговле; ремонту автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, промышленности - 16,4% и строительства - 17,6%.
Выпуск товаров за март 2010 г. составил 41904,9 млн.р. По расчетным данным около 30,2% общего выпуска получено предприятиями малого бизнеса, осуществляющими свою деятельность в сфере строительства, торговли; ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования .921,3%) и промышленности (17,4%).
В сфере сельского хозяйства малый бизнес характеризуется развитием крестьянских (фермерских) хозяйств. По состоянию на 1 апреля 2010 года в республике зарегистрировано более 183,3 тысяч хозяйств, из которых 82,0% являлись действующими.
Малый бизнес также характеризуется и развитием индивидуального предпринимательства в республике. К индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. По данным Министерства Финансов Республики Башкортостан на 1 января 2010 года в республике зарегистрировано более 321,8 тысяч индивидуальных предпринимателей (без фермерских хозяйств), из которых 77,0% являлись действующими.
Малое предпринимательство в РБ развивается недостаточно интенсивно, отстает по конкурентоспособности и степени развития от западных рыночных экономик, и еще не заполняет потребительские ниши на многие предметы первой необходимости, которые вынужденно заменяются товарами иностранного производства. На сегодняшний день отечественные и зарубежные предприниматели решают совершенно разные проблемы. Если обратиться к социологическим опросам, в Америке бизнесменов волнуют сугубо предпринимательские проблемы: получение прибыли, управление и поддержание роста бизнеса, регулирование притока денег, новые технологии. Вопрос о состоянии экономики стоит на 5-м месте в списке важнейших вопросов, доступ к капиталу - на 11-м, коррупция и инфляция не были отмечены вообще. В РБ наблюдается совершенно иная картина.
На протяжении последних лет не теряет своей актуальности проблема налогообложения субъектов малого бизнеса. И это несмотря на попытки внести определенные изменения в сторону улучшения налогового законодательства по отношению к субъектам малого бизнеса. Необходимо отметить, что в налоговое законодательство постоянно вносятся различного рода изменения и дополнения, порой ставящие в жесткие условия выживания субъектов малого предпринимательства. Внесение постоянных корректировок в налоговое законодательство меняет процедуры, ставки, порядок расчета и срок уплаты отдельных показателей; вводит новые формы отчетности. Так, по расчетам Центра малого и среднего бизнеса Института экономических исследований на начало 2009 года со дня принятия Закона РБ «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года в него внесено 32 изменения и дополнения, в том числе в 2004 году - семь. Каждое изменение влечет за собой принятие различных инструкций и положений. Таким образом, налоговое законодательство менялось каждые 2 месяца.
В существующих условиях налогообложения ни одно предприятие не сможет модернизировать оборудование, надеяться на инвестиции и выпускать конкурентоспособную продукцию. Если подобная налоговая политика по отношению к малому предпринимательству будет продолжаться и в дальнейшем, то, наверняка, оно будет процветать только в сферах с быстрой оборачиваемостью капитала.
Несмотря на то, что в Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства РБ на 2000-2005 годы предусматривалось законодательное закрепление запрета на изменение налоговых ставок в течение бюджетного года, в 2004 году были изменены ставки четырех налогов. Так, в соответствии с Законом РБ «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РБ «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 31 марта 2004 года изменены ставки по подоходному налогу с физических лиц, по земельному налогу и налогу на транспортные средства. Разумеется, вследствие внесения постоянных изменений предпринимателям очень сложно ориентироваться в налоговом законодательстве, не допускать его нарушений по «незнанию». Во избежание различных проблем предпринимателю необходимо держать в штате высококвалифицированного бухгалтера, что не всегда возможно, так как заработная плата профессионального бухгалтера составляет от 300 долл. в месяц и выше. В основном предприниматель, как правило, сам ведет текущую бухгалтерскую работу, а для сдачи квартальной и годовой отчетности привлекает профессионального бухгалтера и аудиторов.
Налоговая политика по отношению к предпринимателям носит сугубо фискальный, а не стимулирующий характер и предполагает максимальное изъятие средств предприятия, что практически лишает предпринимателей прибыли - основной мотивации их деятельности. В среднем каждое малое предприятие перечисляет в бюджет свыше 50% дохода, а более чем у 40% малых предприятий доля отчислений в бюджет превышает 61%. К примеру, в западных странах считается оптимальным изъятие из прибыли 33-35%
В РБ сфера торгово-посреднической деятельности и материального производства облагаются одинаковыми ставками налогов. Хотя эти виды деятельности имеют различную специфику функционирования. Между тем в развитых странах предусмотрено льготное налогообложение малых предприятий в зависимости от вида осуществляемой деятельности и объема получаемой прибыли.
По существу Китай благодаря именно гибкой политике налогообложения частного сектора добился высоких результатов в сфере материального производства. Безусловно, нестабильное налоговое законодательство, высокие ставки налогов не стимулируют отечественных предпринимателей заниматься производством.
Согласно опросам Центра малого и среднего бизнеса РГП «Институт экономических исследований» наиболее острой проблемой для предпринимателей, сосредоточенных в малом бизнесе, является затрудненный доступ к банковским кредитам. Предпринимателям затруднен доступ к банковским кредитам из-за высоких процентных ставок, краткосрочности кредитования, отсутствия высоколиквидного залогового обеспечения.
Процентная ставка по кредитам составляет в среднем 20-25%, кредит выдается на 6-24 месяцев. Особые трудности с получением кредита испытывают начинающие предприниматели, нуждающиеся в дополнительных инвестициях для основания и развития бизнеса. Это вызвано нежеланием банков, вкладывать деньги в предприятия, не приносящие стабильного дохода и деятельность которых на первых порах связана с риском банкротства. Многие отечественные банки требуют погашения кредита с первого месяца, что является затруднительным для сферы материального производства. Поэтому кредиты доступны торгово-посредническим предприятиям, имеющим короткий оборот капитала. Существующие условия кредитования неприемлемы для малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере материального производства, так как кругооборот производственного капитала намного дольше, и для того, чтобы возвратить кредит, необходимо как минимум 3-5 лет. В связи с этим банковским структурам требуется пересмотреть условия кредитования субъектов малого предпринимательства.
Для обеспечения возвратности выдаваемого субъектами малого предпринимательства кредита используется залог. Залог базируется на наличии реального обеспечения: материальных ценностей расчетных документов, ценных бумаг, валютных ценностей. Причем в качестве залога могут выступать лишь такие ценности, которые обладают способностью к быстрой реализации.
К проблемам залогового обеспечения субъектов малого бизнеса относятся: занижение экспертами банков оценочной стоимости залогового имущества; отсутствие у предпринимателей ликвидного с точки зрения банков, залогового имущества; недостаточный для обеспечения запрашиваемой суммы кредита размер залога или полное его отсутствие; оформление документов на арест залога. На сегодняшний день проблема обеспечения кредита залогом является одним из наиболее серьезных препятствий для предпринимателей в процессе получения кредита. Оценка залога проводится экспертной комиссией банков-эмитентов. Как показывает практика, оценочная стоимость закладываемого имущества составляет от 50 до 85% ее рыночной стоимости. При этом залог должен на 125-150% покрывать сумму кредита.
Отечественные банки не рискуют принимать в качестве залогового обеспечения интеллектуальную собственность и научно-технические разработки малых инновационных предприятий. Пока в РБ не развит рынок венчурного капитала. Широко применяемые за рубежом разнообразные формы финансовой поддержки малого бизнеса - лизинг, факторинг, франчайзинг, венчурное финансирование, общества взаимного кредитования и страхования еще не получили распространения или находятся на стадии развития. В результате чего предприниматели, не имея гарантий стабильного существования бизнеса в будущем, занимаются в основном краткосрочными коммерческими сделками. Опыт многих развитых стран для решения проблемы залогового обеспечения банковских кредитов диктует необходимость развития самокредитования субъектов малого бизнеса на основе кредитных товариществ и союзов.
Ничто не затрудняет стабильное и эффективное функционирование предприятия как отсутствие систематической, надежной и полной информации, всесторонне характеризующей конъюнктуру рынка. Сегодня предприниматели вынуждены пользоваться отрывочными данными, почерпнутыми из рекламных материалов. Информация, предоставляемая органами государственной статистики платная и ограниченная. Неудивительно поэтому, что малый бизнес такой информацией не располагает. В этой связи требуется создание на республиканском и региональном уровне информационных и маркетинговых центров, банков информации, которые должны быть обеспечены инструктивными и методическими материалами. Информационные центры будут концентрировать сведения о реквизитах предприятий и организаций, динамике цен, сроках проведения выставок, ярмарок и аукционов.
Недостаточная развитость инфраструктуры поддержки малого бизнеса, способствующей успешной деятельности предпринимателей, является одной из главных проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в республике. В Государственной программе поддержки и развития малого предпринимательства на 2008-2009 годы были запланированы мероприятия по развитию инфраструктуры поддержи малого бизнеса. Однако из-за недостаточного бюджетного финансирования не все они были реализованы.
В РБ первые меры по развитию малого бизнеса сначала в форме кооперативов, а затем - малых предприятий были предприняты в конце 80-х годов. Они заключались в правовом разрешении этих форм предпринимательства, в организационной поддержке со стороны органов власти и в освобождении от налогообложения на первые два года деятельности. Все это дало определенный импульс для их развития
В 2010 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие и устойчивые темпы роста экономики. Причем в 2010 году экономика развивалась более ускоренными темпами, чем в 2009 году.
ВВП в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 9,4%, а кумулятивный экономический рост, произошедший после финансового кризиса 1998 года, составил 63,9%
По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, в 2010 году производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 2009 годом увеличилось на 10,6%..
В 2010 году наблюдалась положительная динамика во всех сферах экономики. Рост объемов промышленного производства в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 7%. Наиболее ускоренные темпы развития в реальном секторе демонстрировала обрабатывающая промышленность, где рост производства составил 7,3%. Объем производства в горнодобывающей промышленности вырос на 7%. Прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2007 году к 2006 году составил 7%.
Существенный вклад в рост экономики внесли строительство и услуги. За 2010 год объем строительных работ увеличился по сравнению с 2009 годом в 1,2 раза. Услуги транспорта в 2010 году возросли по сравнению с 2009 годом на 5%, услуги связи - на 20,4%.
Наблюдалась высокая динамика инвестиций в основной капитал. В 2010 году относительно 2009 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%.
Уровень инфляции в среднем за 2010 год сложился на уровне 8,6%, что на 1,0% превысило среднегодовой показатель 2009 года (7,6%) и незначительно (на 0,1%) - верхнюю границу запланированного на 2007 год коридора 6,9-8,5% в соответствии с прогнозом
Росту инфляции в 2010 году способствовали избыточная ликвидность банковской системы, сопровождающаяся ускоренными темпами роста кредитования экономики, рост потребительского спроса со стороны населения, импорт инфляции, рост тарифов на услуги жилищно-коммунальной сферы, низкая развитость конкуренции на рынках, несбалансированность отдельных товарных рынков. В целом для сдерживания роста инфляции Правительством совместно с ЦБ проводилась комплексная антиинфляционная политика в соответствии с Планом мероприятий по регулированию инфляционных процессов в РБ на 2009-2010 годы.
Одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики являлся финансовый сектор, обеспечивающий эффективное перераспределение потоков капитала в соответствии с предложением и спросом отраслей и субъектов экономики.
Кредитный рынок в 2010 году оставался одним из самых динамично развивающихся сегментов финансового рынка и характеризовался ускоренным ростом банковского кредитования экономики. Общий объем основного долга по кредитам банков экономике за 5 месяцев 2010 года увеличился на 82,7% и составил 4735,7 млрд. р.
Развитие депозитного рынка также характеризовалось ростом объема депозитов. Депозиты в депозитных организациях на 1 января 2010 года составили 3115,2 млрд. р. превысив уровень 1 января 2009 года на 88,4%. Вклады населения (с учетом нерезидентов) в банках за 12 месяцев 2009 года увеличились на 76,8% до 1055,2 млрд. р.
Ситуация на рынке труда республики характеризуется стабильным снижением уровня безработицы за счет роста числа трудоустроенных граждан на вновь создаваемых рабочих местах, увеличения экономической активности населения, обусловленных экономическим ростом. В 2010 году в экономике республики было занято 7,4 млн. человек (предварительные данные), что на 2% больше, чем в 2009 году. Численность безработных в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 2,4%. Уровень безработицы в 2010 году сложился на уровне 7,8% (в 2006 году - 8,1%).
Совместными действиями Правительства и ЦБ удается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с учетом накопленных в Нац. фонде средств наблюдается профицит бюджета, платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию постепенного снижения, инфляция находится на контролируемом уровне.
3. Проблемы малого бизнеса и пути решения
По опыту развитых стран можно судить, что развитие малого бизнеса является одним из условий развития рыночной экономики в целом. Практически во всех странах правительство озабочено проблемами малого бизнеса и разрабатывает государственные программы поддержки малого предпринимательства. Сюда входя и льготное кредитование, и строгое соблюдение антимонопольного законодательства, и меры защиты от недобросовестной конкуренции. Забота и решение проблем малого бизнеса со стороны государства не вызывает вопросов о целесообразности. Малый бизнес работает в тех видах деятельности, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малый бизнес заполняет эти лакуны в товарах и услугах для населения. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала, что на руку государству. В малом бизнесе чаще всего созревают новые бизнес - идеи и инновации. Важно и то, что малые предприятия имеют довольно узкий рынок сбыта, а значит, не могут существенно влиять на цены.
Эти факторы способствуют тому, что государства развитых стран активно изучают проблемы малого бизнеса и стараются ему помочь. Однако в России ситуация вокруг малого бизнеса складывается пока не слишком радужно. В США доля малых предприятий составляет 97%, в России же всего 28%. На федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. На деле проблемы малого бизнеса мало кого интересуют. На местном уровне малым и средним предприятиям чиновники часто вставляют палки в колеса и тормозят их развитие. Не поправил положения и новый закон 2008 года о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Он не предусматривает специальные льготы по кредитованию малого бизнеса, и вопросами предоставления льготных кредитов сейчас занимаются местные органы власти и банковские структуры.
В условиях кризиса банки резко сократили кредитование малого бизнеса, хотя и не полностью его остановили. Льготное кредитование есть, но в каждом регионе оно идет разными темпами и на разных условиях. Также несогласованно происходит и предоставление малому бизнесу помещений, возможность которого предусматривает ФЗ № 209. Нормы этого закона, красивые на бумаге, на деле работают далеко не всегда. Таким образом, проблемы малого бизнеса государство пока не очень волнуют, а развитие малого предпринимательства остается в руках самих предпринимателей.
В большинстве экономически развитых стран малый бизнес играет важнейшую роль в развитие экономики государства. Правительство Российской Федерации также прилагает все усилия для решения проблем малого бизнеса в нашей стране. По мнению руководителей государства, малый бизнес должен стать той силой, которая сможет сократить безработицу и увеличить налоговые поступление в государственную казну. Во многих случаях решение проблем малого бизнеса производится на основе опыта зарубежных стран, где на частных предпринимателей приходится до 50 % ВВП.
Решение проблем малого бизнеса со стороны государства лежит в нескольких плоскостях. Одной из самых больших сложностей при развитии малого бизнеса является долгая регистрация предприятия и обилие проверок со стороны государственных органов. В настоящее время приняты законодательные акты, которые упрощают как процедуру регистрации, так и уменьшают количество плановых проверок, которые могут проводиться государственными органами на малом предприятии.
Второй, не менее важной проблемой малого бизнеса, является отсутствие денежных средств, необходимых для развития предприятия. Для решения проблемы малого бизнеса, связанного с отсутствием инвестиций, принято постановление о предоставлении грантов начинающим бизнесменам, которые позволят молодому предпринимателю открыть собственное дело. Местные органы государственной власти также принимают участие в решение проблем малого бизнеса. Во многих городах для предприятий малого бизнеса строятся специальные офисные и производственные центры, где начинающие предприниматели могут снять необходимое помещение на льготных условиях. Те малые предприятия, которые добросовестно платят арендную плату в течение долгого времени, могут приватизировать занимаемое ими помещение, что позволит иметь залоговые средства для получения кредита в банке.
Для решения проблем малого бизнеса в различных регионах нашей страны проводятся семинары и конференции, где предприниматели могут получить ответы на интересующие их вопросы. Для начинающих бизнесменов также организуются бесплатное обучение и различные виды консультаций, которые, по мнению местных руководителей, должны существенно облегчить работу малого предприятия.
Решением проблем малого бизнеса занимаются и ВУЗы, в некоторых учебных заведениях уделяется пристальное внимание подготовке управленческих кадров, которые смогут успешно развивать небольшие частные предприятия.
Не смотря на невысокую экономическую активность населения, во многих регионах нашей страны решение проблем малого бизнеса позволяет открывать все больше частных предприятий в различных областях экономической деятельности.
Заключение
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров, бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему: «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка; неплатежеспособность партнеров; клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей; офисов; действия правительства, властей коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот, рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.
Список используемой литературы
1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: принят 12 мая 1995 г.// Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. С.513-517.
2. Налоговый Кодекс. Часть первая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998г.
. Булатов А.С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное. - М.: БЭК,1997г. с. 500-529
4. Крутик А.Б. Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. Санкт-Петербург. «Бизнес-пресса», 1988г. c.34-61
5.Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М.:ИНФРА-М, 1998г. с.106-159.
. Орлов, А. Перспективы Развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 2002. №7
7.Финансовый менеджмент, учебное пособие // Под ред. Стояновой Е.С. -М.: «Перспектива» 1997г. с. 511-528.