Наименование показателя
|
Экономическое содержание.
|
Как рассчитывается
|
Комментарий
|
Показатели ликвидности
|
Общий коэффициент покрытия
|
Достаточность оборотных средств у
предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих
краткосрочных обязательств
|
Отношение текущих активов
(оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам)
|
Нормативная величина общего
коэффициента покрытия составляет от 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем,
что оборотных средств должно быть достаточно для покрытия своих краткосрочных
обязательств Превышение над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза
считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном
вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании
|
Соотношение заемных и собственных
средств
|
Объем заемных средств, которые
предприятие привлекло на 1 руб. вложенных в активы собственных средств
|
Отношение всех обязательств предприятия
(кредиты, займы и кредиторская задолженность) к собственным средствам
(собственному капиталу)
|
Значение соотношения должно быть
меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависимость пред приятия от
внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности)
|
Коэффициент срочной ликвидности
|
Прогнозируемые платежные
возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с
дебиторами
|
Отношение денежных средств и
краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с
дебиторами к краткосрочным обязательствам
|
1 и выше. Низкие значения
указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить
возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную
форму для расчетов со своими поставщиками
|
Коэффициент ликвидности при
мобилизации средств
|
Степень зависимости
платежеспособности компании от материально-производственных запасов и затрат
с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих
краткосрочных обязательств
|
Отношение
материально-производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных
обязательств
|
0,5-0,7
|
Показатели финансовой устойчивости
|
Коэффициент обеспеченности
собственными средствами
|
Наличие собственных оборотных
средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости
|
Отношение собственных оборотных
средств к общей величине оборотных средств предприятия
|
Нижняя граница - 0,1. Чем выше
показатель (около 0,5), тем лучше финансовое состояние предприятия,
|
Коэффициент маневренности
собственных оборотных средств
|
Способность фирмы поддерживать
уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в
случае необходимости
|
Отношение собственных оборотных
средств к общей величине собственных средств (собственного капитала)
предприятия
|
0,2-0,5. Чем ближе значение
показателя к верхней рекомендуемой границе, тем больше возможностей
финансового маневра у предприятия
|
Показатели рентабельности
|
Рентабельность чистых активов по
чистой прибыли
|
Эффективность использования средств,
принадлежащих собственникам предприятия.
|
Отношение чистой прибыли к средней
за период величине чистых активов
|
Рентабельность чистых активов по
чистой прибыли должна обеспечивать окупаемость средств акционеров, вложенных
в предприятие
|
Рентабельность реализованной
продукции
|
Эффективность затрат,
произведенных на производство и реализацию продукции
|
Отношение прибыли от реализованной
продукции к объему затрат на производство реализованной продукции
|
Динамика коэффициента может
свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за
стоимостью реализованной продукции
|
Показатели деловой активности
|
Коэффициент оборачиваемости
оборотного капитала
|
Скорость оборота материальных и
денежных ресурсов предприятия за анализируемый период или сколько рублей
оборота (выручки) снимается с каждого рубля данного вида активов
|
Отношение объема чистой выручки от
реализации к средней за период величине стоимости материальных оборотных
средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг
|
Нормативного значения нет, однако
усилия руководства предприятия во всех случаях должны быть направлены на
ускорение оборачиваемости. Если предприятие постоянно прибегает к
использованию заемных средств (кредиты, займы, кредиторская задолженность),
значит, сложившаяся скорость оборота генерирует недостаточное количество
денежных средств для покрытия издержек и расширения его деятельности
|
Коэффициент оборачиваемости
собственного капитала
|
Скорость оборота вложенного
собственного капитала или активность денежных средств, которыми рискуют
акционеры
|
Отношение чистой выручки от
реализации к среднему за период объему собственного капитала
|
Если показатель рентабельности
собственного капитала не обеспечивает его окупаемость, то данный коэффициент
оборачиваемости означает бездействие части собственных средств, т.е.
свидетельствует о нерациональности их структуры. При снижении рентабельности
собственного капитала необходимо адекватное увеличение оборачиваемости
|
Основная цель анализа финансового состояния -
это не только оценка текущего состояния предприятия, но и отслеживание тех или
иных тенденций в изменении основных финансовых показателей, выявление слабых
позиций, проведение целенаправленной работы на улучшение этих показателей.
Главенствующее место при анализе финансового состояния
занимает:
1) изучение структуры того или иного показателя;
2) характеристика динамики показателя;
3) оценка и исследование факторов, влияющих на
изменения основных показателей, их состав и динамику изменения.
Содержание и основная целевая установка
финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности
повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью
рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта
- это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е.
платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и
капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими
субъектами.
Предметом финансового анализа выступают "финансовые
отношения в системе управления хозяйствующим субъектом, его экономический
потенциал и результаты использования". Под финансовыми отношениями
понимаются "отношения между различными субъектами, влекущие за собой
изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов".
Основная цель финансового анализа выражается в
формировании у пользователя, насколько это возможно, полного представления об
объекте анализа (путем получения некоторого числа наиболее представительных
параметров, позволяющих дать обоснованную и объективную характеристику
объекта). Объектами финансового анализа могут выступать различные социально -
экономические системы, например, коммерческая организация. Цель анализа в этом
случае с определенной долей условности может быть сведена к оценке
имущественного и финансового положения организации, а конечной целью анализа
может являться нахождение путей и резервов повышения эффективности
функционирования организации.
Анализ финансового состояния предприятия
включает этапы:
·
предварительной
(общей) оценки финансового состояния предприятия и изменения его финансовых
показателей за отчетный период;
·
анализа
платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
·
анализа
кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса;
·
анализа
оборачиваемости оборотных активов;
·
анализа
финансовых результатов предприятия;
·
анализа
потенциального банкротства предприятия.
Выделяют несколько направлений деятельности
организации, где финансовый анализ, безусловно, необходим для обоснования
принимаемых управленческих решений.
Во-первых, это инвестиционная деятельность
предприятия. Здесь важны такие аспекты, как анализ структуры активов,
перспективных направлений вложения денежных средств, оптимальности портфеля
финансовых инвестиций. Во-вторых, поиск и оптимизация источников
финансирования, в частности, анализ структуры источников, возможностей выхода
на рынок со своими ценными бумагами, характера и объемов эмиссии. В-третьих -
текущая деятельность. Здесь необходим анализ ликвидности и платежеспособности,
оценка политики в отношении дебиторов и кредиторов и т.п. В-четвертых, оценка
положения на рынке: анализ ситуаций, складывающихся для предприятия на рынках
товаров, услуг, капитала, анализ динамики собственных индикаторов на рынке
капитала. В-пятых, установление и поддержание бизнес - контактов: анализ
финансового положения фактического или потенциального контрагента, оценка его
надежности в части исполнения обязательств.
Субъектами или пользователями финансового
анализа выступают экономические службы предприятия, а также заинтересованные в
его деятельности внешние пользователи информации. Каждый из них изучает
специфическую информацию, исходя из своих целей и интересов. Так, собственникам
важно установить эффективность использования активов, собственного и заемного
капитала предприятия; инвесторы стремятся получить информацию о доходности и
риске осуществляемых или потенциальных вложений, способности предприятия
генерировать прибыль и выплачивать дивиденды; банки заинтересованы в информации,
позволяющей оценить целесообразность предоставления фирме кредитов и определить
условия их выдачи; поставщикам и подрядчикам важно оценить финансовую
устойчивость предприятия, его способность своевременно рассчитываться по своим
обязательствам.
В зависимости от, целей, назначений, условия и
глубины существуют различные подходы к классификации финансового анализа.
Анализом финансового состояния занимаются не
только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители,
инвесторы - с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки - для
оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики - для
своевременного получения платежей; налоговые инспекции - для выполнения плана
поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на
внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами
предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и
прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - обеспечить
планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные
средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить
банкротство.
Внешний анализ осуществляется инвесторами,
поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на
основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодного
вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний
анализ имеет следующие особенности:
· множество субъектов анализа,
пользователей информацией о деятельности предприятия;
· разнообразие целей и интересов
субъектов анализа;
· наличие типовых методик, стандартов
учета и отчетности;
· ориентация анализа только на внешнюю
отчетность;
· ограниченность задач анализа при
использовании только внешней отчетности;
· максимальная открытость результатов
анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Как известно, предприятие - сложное
формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном
общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.
Практика финансового анализа уже выработала
методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов
анализа:
· горизонтальный (временной) анализ -
сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
· вертикальный (структурный) анализ -
определение структуры финансовых показателей;
· трендовый анализ - сравнение каждой
позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то
есть основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и
индивидуальных особенностей отдельных периодов;
· анализ относительных показателей
(финансовых коэффициентов) - расчет числовых отношений различных форм
отчетности, определение взаимосвязей показателей;
· сравнительный анализ, который
делится на внутрихозяйственный (сравнение основных показателей предприятия и
дочерних предприятий, подразделений) и на межхозяйственный (сравнение
показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми);
· факторный анализ - анализ влияния
отдельных факторов (причин) на результативный показатель.
Метод финансового анализа - способ подхода к
изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
К характерным особенностям метода относятся:
использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между
ними.
В процессе финансового анализа применяется ряд
специальных способов и приемов.
Способы применения финансового анализа можно
условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
К первой группе относятся: использование
абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и
группировки, прием цепных подстановок.
Прием сравнения заключается в составлении
финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с
показателями предшествующего периода.
Прием сводки и группировки заключается в
объединении информационных материалов в аналитические таблицы.
Прием цепных подстановок применяется для
расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень
совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит
в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все
остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена
позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый
показатель.
Главная цель анализа финансового состояния -
проследить динамику и структуру изменений финансового состояния предприятия
посредством оценки изменения основных финансовых показателей.
При
этом используются следующие методы статистического исследования:
·
построение
динамических рядов, как фактических показателей, так и в сопоставимых
(относительных) показателях;
·
расчет
показателей динамических рядов;
·
построение
трендовых и регрессионных моделей;
·
расчет
индексов.
Практика финансового анализа уже выработала
основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно
выделить 6 основных методов:
·
горизонтальный
(временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
·
вертикальный
(структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с
выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
·
трендовый
анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и
определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от
случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью
тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно,
ведется перспективный прогнозный анализ;
·
анализ
относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными
позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей
показателей;
·
сравнительный
(пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных
показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм,
подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с
показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными
данными;
·
факторный
анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный
показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.
Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят
на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы
соединяют в общий результативный показатель.
1.2 Сущность, приёмы и технология оценки
финансово-хозяйственной деятельности
Оценка является количественной характеристикой
степени усвоения информации. Так же он может рассматриваться как выражения
мнения какого-либо лица, организации по поводу содержания, количественных и
качественных параметров системы, процесса, явления.
Как аналитическая процедура оценка связана с
выявлением размера и динамики отклонений анализируемых показателей, отражающих
состояние ФХД, от базисных значений критериев. При оценке изучается структура
хозяйственных процессов и их элементов.
В ходе оценки требуется установить
критерии, выражающие цель либо желаемое состояние хозяйственного процесса и его
элементов. Поиск критериев оценки ФХД и управленческих решений часто
отождествляется с поиском "экономического камня". Свыше 90% ошибок в
управлении хозяйствующими субъектами допускается из-за отсутствия критериев,
некорректной их формулировки.
В вопросе выбора критериев оценки
ФХД выделяются различные подходы. Согласно одному из них предпринимаются
попытки определить универсальный основной показатель, с помощью которого можно
было бы оценить работу экономической системы в целом. В качестве такого
показателя нередко выступает прибыль. Однако этот выбор не универсален. Так,
если фирма нацелена на длительную перспективу, то она должна вкладывать
значительные средства в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
(НИОКР), основные средства, повышение квалификации кадров. Это в конечном итоге
приводит к повышению издержек производства и снижению прибыли. При
проникновении на новые рынки предприятие в первое время может не только не
увеличить прибыль, но и потерпеть убытки. Однако несмотря на требования
международных стандартов и внутренних правил ведения бухгалтерского учета в
каждой стране, прибыль остается манипулируемым показателем, она может
корректироваться в зависимости от видения ситуации менеджером.
В настоящее время в качестве
интегрального показателя оценки деятельности хозяйствующего субъекта
рассматривается стоимость бизнеса, характеризующая повышение благосостояния
владельца организации или прирост капитала, вложенного владельцами. Согласно
концепции управления, нацеленной на создание стоимости бизнеса - Value-Based
Management (VBM), главной целью функционирования хозяйствующих субъектов
является максимизация стоимости бизнеса (капитала). К вариантам интегрального
критерия оценки деятельности фирмы относятся чистые активы и рыночная
капитализация (рыночная стоимость собственного капитала).
Оценка по отдельному критерию, как
правило, недостаточно надежна и сопряжена с опасностью недоучета каких-либо
качеств объектов. Например, если единственным критерием оценки принять максимум
фондоотдачи, то ее снижение будет свидетельствовать об ухудшении деятельности
предприятия, даже если при этом значительно повышается рентабельность
продукции. Фондоотдача определяется путем отношения выручки от продажи товаров
(продукции, работ, услуг) к величине основных и оборотных фондов, а
прибыльность (рентабельность) продукции равна отношению прибыли к выручке от
продажи.
Для отражения не только финансовых
целей организации, но и показателей ее деятельности по другим аспектам используется
система сбалансированных показателей (ССП/BSC), называемых также ключевыми
показателями результативности (KPI). Система сбалансированных показателей
включает в себя критерии, характеризующие: финансы, взаимоотношения с
клиентами, внутренние бизнес-процессы, обучение и повышение квалификации
персонала
Оценка связана с выбором не только
критериев, но и базы сравнения. В зависимости от целей оценки в качестве базы
могут приниматься показатели: плановые, нормативные, среднеотраслевые, мирового
уровня, деятельности конкурентов, предыдущих периодов, идеального состояния
системы, другие базы.
Выбор в качестве базы сравнения
показателей предыдущих периодов позволяет оценить динамику изменений в
хозяйственном процессе. Сравнение с требованиями идеального состояния системы
дает возможность установить, в какой степени анализируемый объект приблизился к
теоретически возможному уровню эффективности хозяйствования. Если цель оценки
заключается в выявлении отклонений прибыли анализируемой организации от
конкурента, то базой для сравнения являются показатели прибыли конкурента.
Для оценки финансово-хозяйственной
деятельности применяются показатели оценки.
Показатели оценки не следует
отождествлять с показателями ФХД, которые характеризуют элементы экономических
систем, такие как ресурсы, процессы и результаты.
К показателям оценки относятся:
абсолютные отклонения анализируемых значений показателей ФХД от базисных;
относительные отклонения; системы роста (прироста): удельный вес элемента в
системе.
Абсолютные отклонения анализируемых
значений показателей ФХД от базисных рассчитываются по формуле:
(1)
где Pat - анализируемое
значение показателя за период t;
Рбt - базисное значение
показателя за период t.
Относительные отклонения анализируемых
значений показателей ФХД от базисных (Bt)
(2)
где Pat - анализируемое
значение показателя за период t;
Рбt - базисное значение
показателя за период t.
Относительные отклонения могут быть
выражены как в процентах, так и коэффициентами.
Если в качестве базы используются
фактические значения показателей за предыдущий период, то относительные
отклонения характеризуют динамику отклонений и называются темпами роста
(прироста).
Фактические темпы роста определяются
в соответствии с выражением
(3)
где Рфt, - фактическое
значение показателя в текущем периоде;
Рф(t-1) - фактическое
значение показателя в предыдущем периоде.
Для расчета запланированных темпов
роста используют формулу:
[100%]
(4)
где Рплt - плановое
значение показателя в текущем периоде;
Рф(t-1) - фактическое
значение показателя в предыдущем периоде.
Темпы прироста фактические и
запланированные рассчитывают по следующим формулам соответственно:
(5)
(6)
где Нфt - Фактические
темпы роста;
Нплt - запланированные
темпы роста.
Удельный вес элемента в системе
рассчитывается по формуле:
(7)
где Pjt - показатель,
выражающий состояние элемента j за период t;
Рt - показатель,
выражающий состояние однородной группы элементов системы за период t.
Если изменения в ФХД оценивают за
ряд отчетных периодов, то вычисляют по формулам средних арифметической и
геометрической величин средние за анализируемый период абсолютные отклонения и
темпы.
Расчет удельного веса элемента в
системе относится к вертикальному анализу, вычисление абсолютных и
относительных отклонений, темпов роста и прироста - к горизонтальному.
Существует несколько приёмов оценки,
которые подразделяют на расчетные и эвристические. Расчетные приемы
ориентированы на наличие и использование количественно определенной информации.
Эвристические приемы направлены на получение качественных характеристик
субъекта хозяйствования.
В составе расчетных приемов оценки
выделяют приемы сравнения: структурный, временной, или динамический,
пространственный.
Структурный анализ, ориентированный
на определение структуры экономической системы и ее элементов, является
вертикальным.
Временной (динамический) анализ,
называемый также горизонтальным, предполагает сравнение значений показателей
текущего периода с данными предыдущего периода. Если показатели отчетного
периода сопоставляются с показателями ряда предыдущих периодов в целях
выявления тренда, или основной тенденции динамики показателей, то применяемый
при этом метод анализа называется трендовым.
Пространственный анализ предполагает
сравнение показателей, характеризующих различные субъекты хозяйствования и их
подразделения.
Приемы сравнения могут быть одно- и
многокритериальными.
Однокритериальный прием оценки
заключается в вычислении показателей оценки по каждому критерию в отдельности.
Многокритериальные приемы оценки позволяют
сформировать показатели оценки ФХД организации по совокупности критериев с
учетом их взаимосвязей. К многокритериальным приемам оценки, в частности,
относятся такие, как "Паук-ЦИС", матричный, прием анализа иерархий.
Эвристические приемы оценки основываются
главным образом на опыте и интуиции специалистов, их индивидуальных и
коллективных суждениях. В составе эвристических методов выделяются экспертная
оценка, анкетирование, "мозговой штурм" и др. Эти приемы используются
прежде всего в случаях неопределенности исходной информации и характеристик
предмета оценки.
Нередко расчетные и эвристические
приемы оценки используются во взаимосвязи.
Для целей экономического анализа
результативны элементы метода бухгалтерского учета, такие как двойная запись, балансовое
обобщение, оценка и др.
1.3 Подготовка
финансовой отчетности
Финансовая отчетность - это
совокупность показателей бухгалтерского учета, отраженных в форме определенных
таблиц, которые отражают движение имущества, обязательств и финансовое положение
предприятия за отчетный период. Финансовая отчетность представляет из себя
единую систему данных о финансовом положении организации, финансовых
результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении и
составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Годовой отчет организаций (кроме
кредитных, страховых и бюджетных) включает 6 форм. Формы финансовой отчетности
носят рекомендательный характер. При самостоятельной разработке форм
организацией должны быть соблюдены общие требования к бухгалтерской отчетности,
изложенные в ПБУ 4/99, а именно: отчет об изменении капитала, бухгалтерский
баланс, отчет о целевом использовании полученных средств, отчет о движении
денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и отчет о прибылях и
убытках.
Стоит так же отметить, что субъекты
малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку
отчетности имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет
об изменениях капитала (форма №3), отчет о движении денежных средств (форма
№4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку.
Подготовка и представление годового
отчета, а также сами типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
регламентируются нормативной базой.
) "Бухгалтерская отчетность организации"
ПБУ 4/99 (редакция от 18.09.06).
) Приказ Минфина РФ от 22.07.2003
№67н (в редакции от 18.09.06).
) Указания о порядке составления и
предоставления бухгалтерской отчетности (редакция от 18.09.06).
) Письмо Минфина РФ от 9 сентября
2003 г. №16-00-13/05.
) Письмо Минфина РФ от 18 февраля
2004 г. №16-00-10/3.
) Письмо Минфина РФ от 29 сентября
2003 г. №16-00-17/31.
Для определения наиболее эффективных
путей достижения прибыльности компании проводится анализ финансовой отчетности.
Основными задачами анализа
финансовой отчетности является анализ доходности и оценка финансовых рисков
предприятия.
Целью анализа финансовой отчетности
является определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности
компании, а основными задачами является анализ доходности и оценка финансовых
рисков предприятия.
Финансовая отчетность составляется
фирмами с учетом существующих национальных стандартов, а также международных
стандартов, разрабатываемых международными экономическими организациями, а для
стран - членов ЕС - также стандартов ЕС. Фирмы, имеющие заграничные дочерние
предприятия, применяют консолидированную финансовую отчетность, составляемую на
основе информации, получаемой от всех родственных фирм, и представляемую как
единую отчетность компании.
Анализ финансовой отчетности
проводится прежде всего финансовыми менеджерами своей фирмы для выявления и
устранения проблем в текущей деятельности фирмы, для выработки и принятия
оптимальных решений по вопросам повышения эффективности
производственно-сбытовых операций, рационального использования имеющихся
ресурсов, повышения платежеспособности и усиления устойчивости финансового
положения фирмы, а также для обеспечения выполнения плановых финансовых
показателей и обязательств фирмы перед кредиторами и инвесторами.
Анализ финансовой отчетности
проводится также аудиторами с целью ревизии отчетности и определения
правильности уплаты налогов. Аудиторы на основе анализа делают официальное
заключение о финансовом состоянии фирмы, которое включается в годовой отчет,
представляемый высшим руководством фирмы собранию акционеров.
Акционеров интересует в первую
очередь прибыльность и надежность ценных бумаг, держателями которых они
являются.
Финансовая отчетность фирм,
зарегистрированных на фондовой бирже, анализируется специалистами-аналитиками
этих бирж, поскольку от состояния дел фирмы зависит цена ее акций на бирже.
Крупные институциональные инвесторы - банки, страховые компании, различные
специализированные фонды - содержат в своем штате профессиональных аналитиков,
которые постоянно следят за изменением показателей в финансовой отчетности
интересующих их фирм.
Банки, обслуживающие фирму, также
находятся постоянно в курсе ее финансовых дел и тщательно анализируют
балансовые показатели, показатели отчета о прибыли и другие отчетные документы.
Они следят за состоянием кредитоспособности фирмы, за наличием у нее средств,
гарантирующих возврат в установленный срок полученных займов и кредитов.
Специализированные консультационные
фирмы, предоставляющие своим клиентам информацию о финансовом положении фирм и
делающие оценку перспектив их развития, также систематически следят за
состоянием хозяйственной деятельности фирм на основе их финансовой отчетности и
публикуют или выдают такую информацию за весьма высокую плату. Это относится и
к справочно-кредитным фирмам, которые в результате изучения показателей
финансовой отчетности составляют заключения о платежеспособности фирмы,
предоставляемые своим клиентам или разовым пользователям за заранее
установленную в абонементе плату.
Такая информация интересует
предпринимателей, которые либо обращаются к специализированным фирмам, либо
получают финансовые отчеты от фирм-контрагентов и тщательно их изучают.
Предпринимателей интересует в первую очередь надежность и кредитоспособность
контрагента, т.е. в каких размерах фирма может нести ответственность по своим
обязательствам и что ее партнер получит в случае ликвидации (банкротства)
фирмы, а также сможет ли фирма-контрагент погасить в срок свою задолженность.
Международная практика выработала
определенные методы анализа финансовой отчетности, которые основываются на
различных абсолютных и относительных типовых показателях, позволяющих проводить
не только анализ балансовых статей отдельной фирмы, но и сопоставительный
анализ по ряду фирм одной отрасли хозяйства или занимающихся аналогичными
видами деятельности. Такие сопоставления обычно проводятся не только за
отчетный год, но и за ряд лет, отражающих довольно длительный период
деятельности фирмы. Это позволяет определить тенденции развития фирмы на
перспективу, что имеет большое значение в практической деятельности фирм,
поскольку они осуществляют как долгосрочное, так среднесрочное и текущее
внутрифирменное планирование.
В зависимости от целей анализа
финансовой отчетности и заинтересованных в его результатах пользователей
применяются различные виды анализа и разный набор показателей - финансовых
коэффициентов, а именно:
· абсолютные
показатели для ознакомления с отчетностью, позволяющие сделать выводы об основных
источниках привлечения средств, направлениях их вложений, источниках
поступления денежных средств, размеров полученной прибыли, системы
распределения дивидендов;
· сравнимые
процентные показатели для чтения отчетности и выявления отклонений по важнейшим статьям
финансовой отчетности;
· анализ
горизонтальных процентных изменений, характеризующих изменения отдельных статей финансовой
отчетности за год или ряд лет. Например, рост в процентах: чистых продаж,
себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, чистой прибыли,
производственных расходов и др.;
· анализ вертикальных
процентных изменений, предполагающий соотношение
показателей различных статей по отношению к одной выбранной
статье. Например, доля в процентах от объема продаж: себестоимости
реализованной продукции, валовой прибыли, производственных расходов, дохода от
основной деятельности, чистого дохода;
· анализ тенденций
(трендовый анализ), характеризующих изменение
показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет по сравнению
с базовым показателем,
равным 100. Его цель - оценка работы финансовых менеджеров в прошлый период и определение
прогноза их поведения на будущее;
· сравнительный
анализ, проводимый с целью сопоставления отдельных показателей деятельности своей фирмы
с показателями фирм-конкурентов одной отраслевой принадлежности и примерно
одинаковых размеров (с учетом различных методов отчетности). Этот анализ
позволяет выявить стратегию конкурентов и перспективы их развития;
· сравнение со
среднеотраслевыми показателями, показывающее устойчивость положения фирмы на рынке. Проводится
с учетом общих изменений состояния хозяйственной конъюнктуры в отрасли и в
экономике страны в целом, в частности, уровня цен, динамики процентной ставки,
степени обеспеченности сырьем и материалами;
· анализ показателей
путем использования финансовых коэффициентов (Ratios), расчет которых основывается на
существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.
Значение таких коэффициентов определяется возможностью сопоставления полученных
результатов с существующими общепринятыми стандартными нормами - усредненными
отраслевыми коэффициентами, а также с применяемыми в стране или в конкретной
фирме показателями анализа финансовой отчетности.
Финансовые коэффициенты используются
для оценки деятельности финансовых менеджеров и учитываются ими при принятии
управленческих решений. Такие коэффициенты доступны и акционерам, которые на их
основе могут самостоятельно проанализировать эффективность деятельности фирмы и
ее текущее финансовое положение.
Основная цель финансовых отчетов - обеспечить
заинтересованных пользователей информацией о финансовом положении организации.
Информация о финансовом положении, в основном, дается в бухгалтерском балансе.
Он состоит из таких элементов, как Активы, Обязательства и Собственный Капитал.
Составные части финансовых отчетов
взаимосвязаны, так как они отражают различные
аспекты одних и тех же фактов хозяйственной жизни. Хотя каждый отчет
представляет информацию, которая отличается от других отчетов, ни один из них
не служит только одной цели и не дает всю информацию, необходимую для
удовлетворения особых потребностей пользователей. Например, отчет о прибылях и
убытках дает неполную картину деятельности, если он не используется в сочетании
с балансовым отчетом и отчетом об изменениях в финансовом положении.
Финансовая отчетность отражает финансовые
результаты операций и других событий, объединяя их в широкие категории в
соответствии с их экономическими характеристиками. Эти широкие категории
называются элементами финансовой отчетности. Элементами, непосредственно
связанными с измерением финансового положения в балансе, являются активы,
обязательства и капитал. Элементами, непосредственно связанными с измерениями
результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и
расходы.
Согласно МСФО, активы - это ресурсы,
контролируемые организацией. Использование таких ресурсов, возможно, вызовет в
будущем приток экономической выгоды. Будущая экономическая выгода, воплощенная
в активе, - это потенциал, вкладываемый прямо или косвенно в приток денежных
средств или их эквивалентов. Будущие экономические выгоды от использования
активов могут возникать в тех случаях, когда:
· актив используется обособленно или в
сочетании с другим активом для производства товаров и услуг, которые
предназначены для реализации;
· актив обменивается на другие активы;
· актив используется для погашения
обязательств;
· актив распределен между владельцами
(собственниками) организации.
Обязательства согласно МСФО - это существующая
на отчетную дату задолженность организации, погашение которой вызывает
уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов. Обязательства могут
возникать в силу действия договора или правовой нормы либо делового договора
доверия.
Погашение обязательств может осуществляться
различными способами:
· выплатой денежных средств;
· передачей других активов;
· предоставлением услуг;
· заменой одного обязательства другим;
· переводом обязательства в капитал;
· снятием требования со стороны
кредитора.
Собственный капитал представляет собой вложения
собственников и накопленную прибыль организации. В бухгалтерском балансе
собственный капитал может быть разбит на подклассы. Например, уставный капитал,
нераспределенная прибыль и резервы показываются отдельно. Такие классификации
являются показателями правовых или других ограничений возможности предприятия
распределять или иначе использовать собственный капитал, поэтому они имеют
значение для пользователей финансовых отчетов при принятии решений.
Доходы согласно МСФО - это увеличение
экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или увеличения
активов, или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не
связанного с вкладами участников акционерного капитала. Доход включает в себя
выручку, полученную в результате основной (уставной) деятельности организации,
и доходы, полученные в результате неосновной деятельности.
Выручку, полученную от основной деятельности
называют различными терминами: реализация, вознаграждения, проценты, дивиденды,
роялти, гонорары, рента. Название зависит от типа предприятия. Примером доходов
от неосновной деятельности могут служить доходы от реализации внеоборотных
активов и внереализационные доходы, например, доход от переоценки рыночных
ценных бумаг или от увеличения балансовой стоимости долгосрочных активов.
Расходы согласно МСФО - это уменьшение
экономической выгоды в отчетном периоде в форме оттока или использования
активов или возникновения обязательств, которые ведут к уменьшению собственного
капитала и не связаны с его распределением между участниками.
2. Анализ финансового состояния ОАО
"ХХХ"
.1 Экономико-организационная
характеристика предприятия
В 1995 году была организованна фирма
ООО "ХОХ". Это фирма занималась закупкой масла и разливом его в
бутылки на территории АКДП, расположенного в с.ХХХ.
В 1996 году на территории АКХП,
расположенного в городе ХХХ, началось строительство цеха по розливу и фасовке
масла в бутылки.
В 1997 году закончилось
строительство цеха и был издан Приказ "Об организации ОАО "ХХХ".
Розлив масла в бутылки осуществляется на французской линии "ХХХ". В
этом же году началось строительство ещё одного цеха - по переработке масличных
семян.
В 1998 году цех запустился. Он
оснащён оборудованием германской фирмы "ХХХ"
В состав ОАО "ХХХ" помимо
двух основных цехов входят вспомогательные:
· склад №1 - для
хранения семян;
· склад №2 - для
хранения жмыха;
· бухгалтерия;
· котельная;
· служба энергетики;
· баковое хозяйство;
· охрана;
На предприятии работает 200 человек.
Масло на ОАО "ХХХ"
получено путем холодного отжима из высококачественных семян подсолнечника.
Такой способ изготовления масла позволяет сохранить в нем все биологически
активные и полезные вещества, в нем полностью отсутствуют красители и
консерванты.
На данный момент, строится цех, в
котором будет осуществляться рафинация и дезодорация масла. Продукция
"ХХХ" фасуется в высококачественную полимерную тару, изготовленную на
оборудовании французской фирмы "Sidel"- мирового лидера в
производстве оборудования по упаковке и изготовлению полимерной тары.
Структура товарной продукции
характеризуется следующими данными:
· масло растительное
весовое - в общем объеме производства;
· масло подсолнечное
фасованное;
· жмых кормовой %.
Предприятие при изготовлении
основных видов продукции оказывает следующие услуги: переработка семян
подсолнечника, розлив масла подсолнечного. В таблице 3 приведена номенклатура
выпускаемой продукции за период 2007 - 2009г.
Таблица 3 - Номенклатура выпускаемой
продукции ОАО"ХХХ"
Показатели
|
2007г. отчет
|
2008г. отчет
|
2009г. отчет
|
% к отчету на 2007
|
% к отчету на 2008
|
% к отчету на 2009
|
Масло растительное,
тонн
|
9495
|
10977,2
|
4922,9
|
115,6
|
115,6
|
44,9
|
Из него: тыс.у.л Масло
подсолнечное фасованное нерафинированное Масло подсолнечное фасованное
рафинированное дезодорированное
|
2675,4 -
|
2857,2 502,0
|
616,4 -
|
106,8 -
|
106,8 -
|
21,6 -
|
Жмых кормовой, тонн
|
13048
|
15778,1
|
7337,4
|
120,9
|
120,9
|
46,5
|
Услуги по фасовке,
тыс.у.л.
|
-
|
-
|
2309,7
|
-
|
-
|
-
|
Предприятие обеспечило объем
реализации продукции за 2007год в размере 235633,9 тыс. руб., что составляет
160,2% к уровню 2006 года.
Структура товарной продукции в
2007г. характеризуется следующими данными:
· масло подсолнечное
фасованное - 27,1%;
· жмых кормовой -
17,7%.
За 2008 год предприятие обеспечило
объем реализации продукции в размере 252638 тыс. руб., что составляет 107,2% к
уровню 2007 года.
Структура товарной продукции за
2008г. характеризуется следующими данными:
· масло растительное
весовое - 65,8% в общем объеме производства;
· масло подсолнечное
фасованное нерафинированное - 21,7%;
· масло подсолнечное
фасованное рафинированное дезодорированное -3,9%
· жмых кормовой -
8,6%.
За 2009 год предприятие обеспечило
объем реализации продукции в размере 179397тыс. руб., что составляет 71% к
уровню 2006 года.
Структура товарной продукции в
2009г. характеризуется следующими данными:
· масло растительное
весовое - 71,04% в общем объеме производства;
· масло подсолнечное
фасованное нерафинированное - 16,06%;
· масло подсолнечное
фасованное рафинированное дезодорированное -0,77 %
· жмых кормовой -
12,13%.
Географический анализ реализации
продукции за период 2005-2007гг. проведен в таблице 4.
Таблица 4 - География реализации
продукции ОАО "ХХХ"
Регион
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
Центральный
|
28
|
18
|
12
|
Южный
|
13
|
6
|
11
|
Приволжский
|
9
|
12
|
19
|
Уральский
|
4
|
4
|
13
|
Сибирский
|
23
|
9
|
21
|
Дальневосточный
|
13
|
19
|
10
|
Страны СНГ
|
10
|
21
|
7
|
Северо-западный
|
|
3
|
2
|
Прибалтика
|
|
6
|
3
|
В 2007 году рост объёма реализации
фасованной продукции составил 138,2 % относительно 2006 года, реализации масла
весового - 110,4%, при увеличении производства масла за тот же период на 8,6%.
Отделом продаж ОАО "ХХХ"
путем анализа существующей клиентской базы и определения её реального
потенциала, представленности ассортимента товара на местах, использования
стратегии рыночного проникновения, наработана клиентская база и развитие
дилерской сети в регионах.
Литва (Шяуляй).
Латвия (Рига).
Эстония (Таллин).
Уральский ФО (Екатеринбург,
Сургут).
Центральный ФО (Воронеж).
Сибирский ФО (Чита).
Дальневосточный
(Благовещенск, Нерюнгри).
Северо-западный
(Санкт-Петербург).
Германия (Хольцгерменгер).
Узбекистан (Андижан).
Казахстан (Актобе).
.2 Оценка структуры и динамики
активов и пассивов, ликвидности и финансовой устойчивости организации
На первом этапе анализа
рассматривается структура баланса предприятия. С этой целью в таблице 5
проведён вертикальный анализ активов ОАО "ХХХ".
Таблица 5 - Вертикальный анализ
активов ОАО "ХХХ"
Наименование
показателей
|
01.01.07
|
01.01.08
|
01.01.09
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Валюта баланса
|
95282
|
14759
|
14849
|
I. Внеоборотные активы
|
34712
|
42381
|
42293
|
в % к валюте баланса
|
36%
|
29%
|
28%
|
Основные средства по
остаточной стоимости
|
17109
|
15732
|
12996
|
в % к валюте баланса
|
18%
|
11%
|
9%
|
в % к внеоборотным
активам
|
49%
|
37%
|
31%
|
Нематериальные активы
по остаточной стоимости
|
2
|
2
|
1
|
в % к валюте баланса
|
0%
|
0%
|
0%
|
в % к внеоборотным
активам
|
0%
|
0%
|
0%
|
Незавершенные
капиталовложения
|
682
|
895
|
606
|
в % к имуществу
|
1%
|
1%
|
0%
|
в % к внеоборотным
активам
|
2%
|
2%
|
1%
|
Долгосрочные
финансовые вложения
|
16919
|
24434
|
24243
|
в % к имуществу
|
18%
|
17%
|
16%
|
в % к внеоборотным
активам
|
49%
|
58%
|
57%
|
Отложенные налоговые
активы
|
0
|
1 318
|
4 447
|
в % к имуществу
|
0%
|
1%
|
3%
|
в % к внеоборотным
активам
|
0%
|
3%
|
11%
|
II. Оборотные активы
|
60570
|
10518
|
10616
|
в % к имуществу
|
64%
|
71%
|
72%
|
Запасы и затраты
|
27445
|
61226
|
40109
|
в % к имуществу
|
29%
|
42%
|
27%
|
в % к оборотным
активам
|
45%
|
58%
|
38%
|
Производственные
запасы
|
11212
|
51516
|
25154
|
в % к имуществу
|
12%
|
35%
|
17%
|
в % к оборотным
активам
|
19%
|
49%
|
24%
|
в % к запасам и
затратам
|
41%
|
84%
|
63%
|
Незавершенное
производство
|
0
|
0
|
0
|
в % к имуществу
|
0%
|
0%
|
0%
|
в % к оборотным
активам
|
0%
|
0%
|
0%
|
в % к запасам и
затратам
|
0%
|
0%
|
0%
|
Расходы будущих
периодов
|
9 352
|
6 959
|
6 952
|
в % к имуществу
|
10%
|
5%
|
5%
|
в % к оборотным
активам
|
15%
|
7%
|
7%
|
в % к запасам и
затратам
|
34%
|
11%
|
17%
|
Готовая продукция и
товары
|
6 746
|
2 751
|
8 003
|
в % к имуществу
|
7%
|
2%
|
5%
|
в % к оборотным
активам
|
11%
|
3%
|
8%
|
в % к запасам и
затратам
|
25%
|
4%
|
20%
|
Прочие запасы и
затраты
|
135
|
0
|
0
|
в % к имуществу
|
0%
|
0%
|
0%
|
в % к оборотным
активам
|
0%
|
0%
|
0%
|
в % к запасам и
затратам
|
0%
|
0%
|
0%
|
Денежные средства,
расчеты и прочие активы
|
33125
|
43922
|
66007
|
в % к имуществу
|
35%
|
30%
|
44%
|
в % к оборотным
активам
|
55%
|
42%
|
62%
|
Денежные средства
|
472
|
106
|
237
|
в % к имуществу
|
0%
|
0%
|
0%
|
в % к оборотным
активам
|
1%
|
0%
|
0%
|
в % к денежным
средствам, расчетам и прочим активам
|
1%
|
0%
|
0%
|
Дебиторская
задолженность
|
26552
|
41963
|
63015
|
в % к имуществу
|
28%
|
28%
|
42%
|
в % к оборотным
активам
|
44%
|
40%
|
59%
|
в % к денежным
средствам, расчетам и прочим активам
|
80%
|
96%
|
95%
|
краткосрочная дебиторская
задолженность
|
26552
|
41963
|
63015
|
в % к имуществу
|
28%
|
28%
|
42%
|
в % к оборотным
активам
|
44%
|
40%
|
59%
|
в % к денежным
средствам, расчетам и прочим активам
|
80%
|
96%
|
95%
|
Краткосрочные
финансовые вложения
|
6 101
|
1 806
|
2 252
|
в % к имуществу
|
6%
|
1%
|
2%
|
в % к оборотным
активам
|
10%
|
2%
|
2%
|
в % к денежным
средствам, расчетам и прочим активам
|
18%
|
4%
|
3%
|
Прочие оборотные
активы
|
0
|
47
|
503
|
в % к имуществу
|
0%
|
0%
|
0%
|
в % к оборотным
активам
|
0%
|
0%
|
0%
|
в % к денежным
средствам, расчетам и прочим активам
|
0%
|
0%
|
1%
|
Рисунок 1 - Валюта баланса ОАО
"ХХХ"
По данным таблицы 5 и рисунка 1
видна тенденция роста валюты баланса в 2008 году на 54,8%, а в 2009 году на
0,6%. При этом структура активов изменилась незначительно: в 2008 году на 7%
уменьшилась доля внеоборотных активов, и соответственно на 7% увеличилась доля
оборотных активов, а в 2009 году доля внеоборотных активов уменьшилась на 1%, и
на 1% увеличилась доля оборотных активов (см рисунок 2).
Рисунок 2 - Структура активов ОАО
"ХХХ" в динамике
Следует отметить, что значительная
часть оборотных средств (59% к концу анализируемого периода) - это Дебиторская
задолженность. Удельный вес запасов превышает долю внеоборотных активов в
балансе предприятия, что свидетельствует о неэффективном распределении средств
предприятия и снижает мобильность капитала. Данная ситуация может стать
серьёзной угрозой финансовой устойчивости предприятия, поскольку значительная
часть оборотных средств извлечена в запасы.
В структуре запасов преобладают
сырьё, материалы и другие аналогичные ценности: 62,26% на конец анализируемого
периода (см. рисунок 3), что так же отрицательно характеризует структуру
активов предприятия.
В 2008 году существенно сократился
оббьем денежных средств предприятия (на 366 тыс. руб.), но в 2009 увеличился на
131 тыс. руб., что можно рассматривать как положительную тенденцию. На
протяжении всего анализируемого периода происходил рост дебиторской
задолжности, что означает увеличение отвлечений средств из оборота предприятия.
Таким образом, структуру активов ОАО
"ХХХ" в анализируемом периоде нельзя считать оптимальной, но
тенденции её изменения являются положительными.
Анализ структуры пассивов приведён в
таблице 6.
Таблица 6 - Анализ структуры
пассивов ОАО "ХХХ"
Наименование
показателей
|
01.01.07
|
01.01.08
|
01.01.09
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Валюта баланса
|
95 279
|
146 217
|
146 935
|
I. Собственные
средства
|
24 767
|
19 091
|
4 918
|
в % к имуществу
|
26%
|
13%
|
3%
|
Уставный капитал
|
12 326
|
12 326
|
12 326
|
в % к имуществу
|
13%
|
8%
|
8%
|
в % к собственным
средствам
|
50%
|
65%
|
251%
|
Добавочный капитал
|
2 777
|
2 777
|
2 777
|
в % к имуществу
|
3%
|
2%
|
2%
|
в % к собственным
средствам
|
11%
|
15%
|
56%
|
Резервный капитал
|
208
|
208
|
208
|
в % к имуществу
|
0%
|
0%
|
0%
|
в % к собственным
средствам
|
1%
|
1%
|
4%
|
Нераспределенная
прибыль
|
9 456
|
3 780
|
-10 393
|
в % к имуществу
|
10%
|
3%
|
-7%
|
в % к собственным
средствам
|
38%
|
20%
|
-211%
|
II. Заемные средства
|
70 512
|
127 126
|
142 017
|
в % к имуществу
|
74%
|
87%
|
97%
|
Долгосрочные
обязательства
|
0
|
23 240
|
23 240
|
в % к имуществу
|
0%
|
16%
|
16%
|
в % к заемным
средствам
|
0%
|
18%
|
16%
|
Долгосрочные заемные
средства
|
0
|
23 240
|
23 240
|
в % к имуществу
|
0%
|
16%
|
16%
|
в % к долгосрочным
обязательствам
|
0%
|
100%
|
100%
|
в % к заемным
средствам
|
0%
|
18%
|
16%
|
Отложенные налоговые
обязательства
|
0
|
1 313
|
1 475
|
в % к имуществу
|
0%
|
1%
|
1%
|
в % к долгосрочным
обязательствам
|
0%
|
6%
|
6%
|
в % к заемным
средствам
|
0%
|
1%
|
1%
|
Краткосрочные
обязательства
|
70 512
|
103 886
|
118 777
|
в % к имуществу
|
74%
|
71%
|
81%
|
в % к заемным
средствам
|
100%
|
82%
|
84%
|
Краткосрочные займы и
кредиты
|
12 000
|
85 974
|
34 535
|
в % к имуществу
|
13%
|
59%
|
24%
|
в % к краткосрочным
обязательствам
|
17%
|
83%
|
29%
|
в % к заемным
средствам
|
17%
|
68%
|
24%
|
Кредиторская
задолженность
|
58 512
|
17 912
|
84 242
|
в % к имуществу
|
61%
|
12%
|
57%
|
в % к краткосрочным
обязательствам
|
83%
|
17%
|
71%
|
в % к заемным
средствам
|
83%
|
14%
|
59%
|
Рисунок 4 - Соотношение собственных
и заемных источников ОАО "ХХХ".
Анализ пассивов баланса
свидетельствует о том, что в течение всего анализируемого периода соотношение
собственных и заемных источников средств является критическим: заемные
источники средств преобладают. Так же имеет место увеличение доли заемных
средств: в 2008году на 15%, в 2009 году на 10%. Однако для полной
характеристики финансового положения и финансовой устойчивости ОАО
"ХХХ" необходимо провести дополнительный анализ. Наиболее обобщающим абсолютным
показателем финансовой устойчивости является соответствие либо несоответствие
(излишек или недостаток) источников средств для формирования запасов и затрат,
то есть разницы между величиной источников средств и величиной запасов и
затрат. При этом имеется в виду обеспеченность источниками собственных и
заемных средств, за исключением кредиторской задолженности и прочих пассивов. Для характеристики источников
формирования запасов и затрат используются несколько показателей, отражающих
различную степень охвата разных видов источников, которые отражены в таблице 7.
Таблица 7 - Анализ финансовой
устойчивости
Показатель
|
01.01.07
|
01.01.08
|
01.01.09
|
1. Реальный
собственный капитал
|
24 770
|
19 090
|
4 917
|
2. Внеоборотные активы
|
34 712
|
42 381
|
42 293
|
3. Долгосрочная
дебиторская задолженность
|
0
|
0
|
0
|
4. Наличие собственных
оборотных средств
|
-9 942
|
-23 291
|
-37 376
|
5. Долгосрочные
пассивы
|
0
|
24 553
|
24 715
|
6. Наличие
долгосрочных источников формирования запасов
|
-9 942
|
1 262
|
-12 661
|
7. Краткосрочные
заемные средства
|
12 000
|
85 974
|
34 535
|
8. Общая величина
основных источников формирования запасов
|
2 058
|
87 236
|
21 874
|
9. Общая величина
запасов
|
27 445
|
61 226
|
40 109
|
10. Излишек (+) или
недостаток (-) собственных оборотных средств
|
-37 387
|
-84 517
|
-77 485
|
11. Излишек (+) или
недостаток (-) долгосрочных источников формирования запасов
|
-37 387
|
-59 964
|
-52 770
|
12. Излишек (+) или
недостаток (-) основных источников формирования запасов
|
-25 387
|
26 010
|
-18 235
|
Тип финансовой ситуации
|
{0;0;0}
|
{0;0;1)
|
{0;0;0}
|
Из данных таблицы видно, что
финансовое состояние предприятия на начало периода можно охарактеризовать как
кризисное. Но к концу анализируемого периода ситуация улучшается. На протяжении
всего периода сохраняется недостаток собственных оборотных средств. В 2008 году
особенно видно нерациональное использование средств. В целях более глубокой
оценки финансового состояния предприятия рассчитываются коэффициенты финансовой
устойчивости. Наиболее важными коэффициентами, отражающими финансовую
устойчивость предприятия, являются: коэффициент обеспеченности собственными
средствами; коэффициент; коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. Расчет вышеназванных
коэффициентов по результатам деятельности ОАО "ХХХ приведён в таблице 8 и
на рисунке 6. Из
данных таблицы 8 и рисунка 6, видно, что в динамике коэффициента автономии
предприятия просматривается отрицательная тенденция: в течение анализируемого
периода доля собственных источников финансирования активно уменьшается. Коэффициенту капитализации резко
возрастает к концу анализируемого периода. Так в 2007 году он был равен 2,85, в
2008 году -6,73, а в 2009 году вырос до 29,18.
Динамика коэффициента обеспеченности собственными средствами имеет
отрицательный характер: его значение за анализируемый период сократилось с
-0,16 до -0,35. Изменение коэффициента финансовой устойчивости подтверждает вывод
о финансовой устойчивости предприятия. Имеет место отрицательная тенденция изменения
данного параметра, на 2009 г. положение предприятия отличается от абсолютной
устойчивости. Динамика
основных коэффициентов финансовой устойчивости ОАО "ХХХ" представлена
на рисунке 6
Рисунок 6 - Динамика основных
коэффициентов финансовой устойчивости ОАО "ХХХ"
а) коэффициент автономии
б) коэффициент капитализации
в) коэффициент обеспеченности
собственными средствами
г) коэффициент финансовой устойчивости
Показатели финансовой устойчивости
представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Показатели финансовой
устойчивости
Показатель
|
01.01.07
|
01.01.08
|
01.01.09
|
1. Коэффициент
автономии
|
0,26
|
0,13
|
0,03
|
2. Коэффициент
капитализации
|
2,85
|
6,73
|
29,18
|
3. Коэффициент финансовой
устойчивости
|
0,26
|
0,30
|
0,20
|
4. Коэффициент
маневренности
|
-0,40
|
-1,22
|
-7,60
|
5. Коэффициент
обеспеченности собственными средствами
|
-0,16
|
-0,22
|
-0,35
|
6. Коэффициент
обеспеченности запасов собств источниками
|
-0,36
|
-0,38
|
-0,93
|
Таким образом, анализ финансового
состояния предприятия с помощью коэффициентного метода подтвердил вывод об
неустойчивости финансового положения ОАО "ХХХ", слишком большом
объеме запасов предприятия и недостаточном объеме собственных ресурсов для
покрытия затрат. В таблице 9 проводится анализ платежеспособности предприятия. Как
показывают данные таблицы, за весь анализируемый период платежеспособность
предприятия является отрицательной.
Таблица 9 - Анализ
платежеспособности ОАО "ХХХ"
Показатель
|
01.01.07
|
01.01.08
|
01.01.09
|
Наиболее ликвидные
активы (А1)
|
6 573
|
1 912
|
2 489
|
Быстро реализуемые
активы (А2)
|
26 687
|
41 963
|
63 015
|
Медленно реализуемые
активы (А3)
|
27 310
|
61 273
|
40 612
|
Трудно реализуемые
активы (А4)
|
34 712
|
42 381
|
42 293
|
Наиболее срочные
обязательства (П1)
|
58 512
|
17 912
|
84 242
|
Краткосрочные пассивы
(П2)
|
12 000
|
85 974
|
34 535
|
Долгосрочные пассивы
(П3)
|
0
|
24 553
|
24 715
|
Постоянные, или
устойчивые пассивы (П4)
|
24 767
|
19 091
|
4 918
|
Платежный
излишек/недостаток (А1 - П1)
|
-51 939
|
-16 000
|
-81 753
|
Платежный
излишек/недостаток (А2 - П2)
|
14 687
|
-44 011
|
28 480
|
Платежный
излишек/недостаток (А3 - П3)
|
27 310
|
36 720
|
15 897
|
Платежный
излишек/недостаток (А4 - П4)
|
9 945
|
23 290
|
37 375
|
Тип ликвидности
|
А1<П1
|
А1<П1
|
А1<П1
|
|
А2>П2
|
А2<П2
|
А2>П2
|
|
А3>П3
|
А3>П3
|
А3>П3
|
|
А4>П4
|
А4>П4
|
А4>П4
|
Текущая ликвидность
|
-37 252
|
-60 011
|
-53 273
|
|
НЕ платежеспособное
|
НЕ платежеспособное
|
НЕ платежеспособное
|
Перспективная
ликвидность
|
27 310
|
36 720
|
15 897
|
Комплексная оценка
ликвидности
|
0,436
|
0,605
|
0,424
|
Как видно из данных приведенных в
таблице 9, в 2008году отмечается рост комплексной платежеспособности по
сравнению с 2007годом, но к концу анализируемого периода происходит падение
показателя платежеспособности. Если в 2007г. предприятие могло покрыть 43,6%
всех своих обязательств, а в 2008 г. - 60,5%, то в 2009 всего 42,4%.
Рисунок 7 - Динамика коэффициентов
ликвидности.
а) коэффициент абсолютной
ликвидности
б) коэффициент промежуточной
ликвидности
в) коэффициент текущей ликвидности
Относительные показатели ликвидности
представлены в таблице 10
Таблица 10 - Относительные
показатели ликвидности.
Показатель
|
01.01.07
|
01.01.08
|
01.01.09
|
Коэффициент абсолютной
ликвидности
|
0,09
|
0,02
|
0,02
|
Коэффициент
промежуточной (критической) ликвидности
|
0,47
|
0,42
|
0,55
|
Коэффициент текущей
ликвидности
|
0,86
|
1,01
|
0,89
|
Функционирующий
капитал
|
-9 942
|
1 262
|
-12 661
|
Маневренность
функционирующего капитала
|
-0,05
|
0,08
|
-0,02
|
Коэффициент абсолютной ликвидности
является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какая
часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена
немедленно. Рекомендуемое значение не ниже 0,2. За весь анализируемый период
данный показатель ниже установленных нормативов, что является негативным
фактором и свидетельствует о низкой платежеспособности предприятия. Коэффициент промежуточной
ликвидности показывает, какую часть текущей задолженности организация может
покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской
задолженности. Ориентировочное нижнее значение показателя - 0,7 и выше. За всё
время анализируемого периода значение показателя было ниже нормативного, но в
2009г. его значение увеличилось на 13%, что свидетельствует о положительной
тенденции роста ликвидности ОАО "ХХХ".
Коэффициент текущей ликвидности показывает платежные возможности
организации при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и
реализации имеющихся запасов. Благоприятное значение показателя 1 -2. В
2007году коэффициент был ниже норматива. В 2008 г. значение показателя
находилось на нижнем допустимом пороге (1,0), что свидетельствует о
теоретической возможности предприятия покрывать свои краткосрочные
обязательства за счет оборотных средств. Но в 2009 году значение коэффициента
опять упало ниже нормы, что свидетельствует о нерациональном распределении
средств.
Показатель маневренности
функционирующего капитала характеризирует ту часть собственных оборотных
средств, которая находится в форме денежных средств. Для нормального
функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1. На
рассматриваемом предприятии этот показатель в начале анализируемого периода ниже
нормативов (в 2007 г составлял -0,05; в 2008г произошло увеличение до -0,08; в
2009году опять упал до уровня -0,02).
.3 Оценка деловой активности ОАО
"ХХХ"
Деловая активность предприятия в
финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств.
Анализ деловой заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных
финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются
относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.
Чем быстрее капитал сделает
кругооборот, тем больше продукции закупит и реализует при одной и той же сумме
капитала. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению
оборачиваемости, требует дополнительного вложения средств и может вызвать
значительное ухудшение финансового состояния предприятия.
Анализ деловой активности позволяет
выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как уже
было сказано, к показателям, характеризующим деловую активность, мы относим
коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.
В таблице 11 проведён анализ
показателей деловой активности ОАО "ХХХ".
Таблица 11 - Показатели деловой
активности ОАО "ХХХ"
Показатель
|
01.01.07
|
01.01.08
|
01.01 09
|
Коэффициент оборачиваемости
активов (ресурсоотдача)
|
2,08
|
0,71
|
2,94
|
Коэффициент оборачиваемости
оборотных активов
|
3,04
|
1,00
|
4,29
|
Фондоотдача
|
15,36
|
7,34
|
23,77
|
Коэффициент оборачиваемости
материальных оборотных активов
|
5,69
|
2,08
|
10,59
|
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности
|
7,36
|
2,01
|
7,99
|
Средний срок оборота дебиторской
задолженности
|
12,22
|
44,88
|
45,07
|
Коэффициент оборачиваемости
денежных средств
|
872,94
|
614,96
|
1009,15
|
Коэффициент оборачиваемости
кредиторской задолженности
|
6,60
|
2,06
|
5,01
|
Средний срок оборота кредиторской
задолженности
|
13,63
|
43,68
|
71,83
|
Коэффициент оборачиваемости
собственного капитала
|
11,50
|
8,79
|
24,10
|
Коэффициент оборачиваемости активов
вычисляется как отношение выручки от реализации к средней за период стоимости
активов. Этот показатель характеризует эффективность использования предприятием
всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их образования, т.е.
показывает, сколько раз за анализируемый период совершается полный цикл
производства и обращения. На ОАО "ХХХ" данный показатель в 2009 году
составил 2,94, увеличившись при этом относительно к 2007 году на 0,86, а по
сравнению с 2008 годом на 2,23. Рост данного показателя в течении нескольких
периодов свидетельствует о более эффективном управлении активами предприятия.
Динамика коэффициента
оборачиваемости оборотных активов к концу анализируемого периода положительна,
что указывает на улучшение финансового положения предприятия.
Коэффициент оборачиваемости
собственных средств определяет скорость оборота собственного капитала. На ОАО
"ХХХ" в 2009 году коэффициент равен 4,29 и имеет положительную
тенденцию (в 2007 году составлял 3,04, а в 2008 году был равен 1) Этот говорит
о значительном превышении уровня продаж над вложенным капиталом, что, как
правило, означает увеличение кредитных ресурсов. В этом случае отношение
обязательств к собственному капиталу растет, что негативным образом отражается
на финансовой устойчивости и финансовой независимости предприятия.
Коэффициент оборачиваемости
материальных оборотных активов в оборотах в 2009 году составил 10,59
увеличившись на 4,9 по сравнению с 2007 годом и на 8,51 по сравнению с 2008
годом. Положительная тенденция данного показателя означает, что эффективность
использования оборотных средств улучшается. Это указывает на рациональное
размещение ресурсов предприятия, что приводит к улучшению маневренности
финансовых ресурсов и общее улучшение финансового положения предприятия.
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолжности в 2009 году составил 7,99. Тенденция данного показателя
положительна, средняя продолжительность отсрочки платежей, которую
предоставляет ОАО "ХХХ" своим покупателям, составляет 45,07 дней.
Коэффициент кредиторской задолжности
в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом на 2,95, что характеризует
увеличение срока отсрочки платежей, предоставляемой поставщиками предприятию (в
2009 году - 71,83 дня). При этом оборачиваемость кредиторской задолженности
превышает оборачиваемость дебиторской задолжности на 59,3%, что является
положительным аспектом, поскольку финансовые ресурсы, иммобилизироаванные в
дебиторской задолженности могут быть покрыты за счёт кредитов поставщиков, что
увеличивает ликвидность предприятия.
Эффективности использования основных
производственных средств характеризует показатель фондоотдачи. За
рассматриваемый период фондоотдача увеличилась по сравнению с 2007 годом в
полтора раза, а по сравнению с 2008 годом в 3,2 раза, что свидетельствует о
повышении эффективности использования основных средств.
На основе проведенного анализа можно
заключить, что предприятие работает стабильно.