Инвестиционный климат в России
Содержание
Введение
1. Сущность инвестиционной привлекательности
1.1 Понятие и факторы инвестиционной привлекательности
1.2 Инвестиционная активность
2. Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных
инвестиций
2.1 Иностранные инвестиции в Россию
.2 Основные меры, применяемые с целью привлечения
иностранного капитала в экономику Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Региональный аспект стимулирования притока
иностранного капитала до сих пор остается практически не проработанным в
научной литературе. При этом механизмы и инструменты экономической политики
федерального уровня практически переносятся на региональный, что препятствует
развитию исследований в данной области.
В отечественной литературе исследование иностранного
инвестирования базируются в основном на анализе его отдельных аспектов. В
частности, изучению основ инвестирования и оценки эффективности инвестиций
посвящены работы А.С. Булатова, А.В. Воронцовского, В.В. Ковалева, И.В.
Липсица, Мировая практика регулирования международного инвестирования и
организационно-правовые аспекты привлечения иностранных инвестиций рассмотрены
М.М. Богуславским, Н.Н. Вознесенской, И.Н. Герчиковой, Н.Н. Ливенцевым, И.П.
Фаминским, а исследованию регионального направления привлечения иностранных
инвестиций посвящены работы И.П. Барабанова, Ю. Юданова.
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре
внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают
самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс
экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим
средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса,
структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса,
повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и
макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее
действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою актуальность до
настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов
в экономике России в трансформационный период страна не выдерживает конкуренцию
со многими государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала.
Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России
является возрастание роли экономической компетенции Центральных регионов.
Разработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет
местным правительствам привлекать иностранный капитал для решения задач по
повышению конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и
увеличению темпов экономического роста.
Россия обладает рядом объективных предпосылок для
привлечения иностранного капитала. Потенциально емкий рынок, богатые запасы
природных ресурсов, достаточно квалифицированная и дешевая рабочая сила,
значительный научно-технический потенциал могут сыграть положительную роль в
привлечении иностранных инвестиций в Россию.
Целью данной курсовой работы является изучение
современной динамики и факторов инвестиций в экономике России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных
задач:
-рассмотреть понятие и факторы инвестиционной привлекательности;
изучить инвестиционную активность и состав показателей для ее оценки;
исследовать инвестиционный климат в России.
Объектом исследования являются меры повышения инвестиционной привлекательности
РФ. В качестве предмета исследования выступают инвестиционный климат и
инвестиционная привлекательность РФ.
В ходе выполнения данной курсовой работы использовались методы
исследования: структурно-функциональный метод, наблюдение, и личные наблюдения
автора.
1.
Сущность инвестиционной
привлекательности
1.1 Понятие и
факторы инвестиционной привлекательности
Понятие "инвестиционная привлекательность" активно используется
учеными и практиками. Стоящие за ним экономические, управленческие и формально-регулятивные
отношения и механизмы традиционно являются объектом макро- и
микроэкономического анализа, исследования феномена "национальной
экономики", корпоративного менеджмента, корпоративного управления, других
отраслей экономического знания, а также прикладных, главным образом
методических и аналитических разработок, адресованных реальной инвестиционной
практике профессиональных участников рынка ценных бумаг и хозяйственных
обществ. Оно чрезвычайно востребовано отечественной предпринимательской практикой
и используется в различных программных документах правительства Российской
Федерации, различных министерств экономического блока, субъектов Федерации и
даже муниципальных образований. В последние годы "популярность" этой
категории возросла настолько, что им оперируют даже нормативно-правовые акты и
судебные вердикты [3, с. 79].
Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие
таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе
того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать
отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна.
Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного
бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и,
соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным
набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу
особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу
целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет
сравнивать регионы между собой.
Основная задача инвестиционной политики региона заключается в создании
условий для эффективных вложений в его экономику на принципах:
доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами,
сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости для
всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия
инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых
решениях, неизменности принимаемых решений и своевременного и четкого
выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования инвесторов [3, с.
82].
Региональная инвестиционная политика определяется внешними (политическая
ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка,
надежность контрагентов) и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия,
обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая
система управления) факторами, обуславливающими решение комплекса задач по
стабилизации политической ситуации в регионе, снижению инфляции, повышению
привлекательности корпоративных инвестиций. Причем в каждом конкретном регионе
эта политика должна учитывать его конкурентоспособность, то есть роль в
экономическом пространстве России, способность обеспечить достойный уровень
жизни населения и реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал.
Данные структуры могли бы сконцентрировать существующие активы и
финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках комплексных
инвестиционных проектов. В основе этого метода лежит идея о необходимости
реформирования существующей системы хозяйственного управления. Создание
региональных инвестиционных структур создаст условия, когда средства региона
будут сохраняться в рамках региона и вкладываться в развитие данного
территориального образования.
В целом же одной из ключевых задач политики региона по привлечению
инвестиционных ресурсов является доведение совокупности хозяйствующих субъектов
региона до "рыночного вида" посредством создания соответствующей
инфраструктуры: трастовые компании, лизинговые механизмы, финансовые, страховые
компании и т.п.
Необходимость создания в регионе привлекательного инвестиционного климата
ни у кого не вызывает сомнения.
К основным атрибутам инвестиционной привлекательности региона можно
отнести:
. развитое региональное законодательство;
. благоприятный налоговый режим;
. отбор наиболее удачных инвестиционных проектов;
. эффективная судебная система;
. минимальные административные барьеры;
. создание условий для конкуренции и качественная инфраструктура
для развития бизнеса.
Создавая привлекательный инвестиционный климат региона надо помнить о
том, что инвестиционная привлекательность является понятием достаточно
субъективным. Поэтому на ее действует ряд факторов, делающих регион
привлекательным для инвесторов. В настоящее время можно выделить две группы
факторов влияющих на инвестиционную привлекательность региона [10, с. 22].
К первой группе относят пороговые (базовые) факторы, они интересуют всех
инвесторов, независимо от их инвестиционных приоритетов. Вторая группа включает
дифференцирующие факторы инвестиционной привлекательности, которые различаются
для различных категорий инвесторов. Кредиторов и владельцев облигаций интересует
платежеспособность региона, финансовых инвесторов - потенциал роста стоимости
бизнеса объектов инвестиций, стратегических инвесторов - специальные факторы и
ресурсы, усиливающие их стратегическую позицию.
Следовательно, при разработке инвестиционной политики региона, наряду с
улучшением пороговых факторов, необходимо разработать и реализовать
индивидуальные программы по отношению к стратегическим, финансовым и
портфельным инвесторам.
Значительная часть факторов (факториальных признаков) инвестиционной привлекательности
и выражающих их показателей является общей для всех или для большинства
структурных уровней экономики.
Таковы, например, объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий,
темпы изменения прибыли и объемов промышленного производства, доля убыточных
предприятий в общем их количестве (соответственно по стране в целом, региону
или по определенной отрасли промышленности).
Другие же факториальные признаки присущи только одному или некоторым
структурным уровням экономики. Например, отношение населения к курсу
экономических реформ, измеряемое по результатам президентских или парламентских
выборов, является факториальным показателем, общим только для
макроэкономического и регионального уровней. Такой несомненный фактор
инвестиционной привлекательности, как частота и диапазон изменений центральным
банком страны ставки рефинансирования, применим лишь для измерения динамики
инвестиционной привлекательности страны в целом [10, с. 27].
Уровень инвестиционной привлекательности страны, региона, отрасли, предприятия
(как обобщенное количественное выражение их инвестиционной привлекательности)
состоит из двух компонентов:
. уровня инвестиционного потенциала
. уровня неспецифических (некоммерческих) инвестиционных рисков.
. Содержание инвестиционного потенциала, формируемого рядом
экономических, социальных и природно-географических факторов, не вызывает
особых вопросов. Этого нельзя сказать об инвестиционных рисках.
. Иногда такие риски неоправданно трактуются расширительно, включая все
элементы инвестиционного потенциала. Именно так, например, поступили авторы
работы, посвященной региональным инвестиционным проблемам России,
подготовленной Венским банком. Однако в большинстве случаев понятийные
затруднения и нечеткость критериев возникают из-за произвольного,
необоснованного объединения принципиально различных видов инвестиционных
рисков.
В общем виде инвестиционные риски можно определить как возможность или
вероятность полного или частичного недостижения (неполучения) результатов
осуществления инвестиций, планируемых участниками инвестиционного проекта.
Итак, инвестиционная привлекательность является позитивным по своему
содержанию понятием, а инвестиционные риски, которые участвуют в формировании
этой привлекательности, - негативным понятием. Поэтому при учете некоммерческих
инвестиционных рисков как комплексного фактора инвестиционной привлекательности
целесообразно преобразование числовых характеристик рисков в числовые
характеристики понятия, противоположного по смыслу понятию "региональные
инвестиционные риски" (то же относится и к страновым и отраслевым рискам).
[11, с. 106].
1.2 Инвестиционная
активность
Инвестиционная привлекательность региона, включающая и некоммерческие
инвестиционные риски, реализуется в виде инвестиционной активности в регионе.
Инвестиционная активность страны, региона, отрасли, предприятия -
реальное развитие инвестиционной деятельности в виде инвестиций в основной
капитал соответственно в стране в целом, регионах, отраслях, на предприятии.
Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности
для каждого из этих структурных уровней носит характер корреляционной
зависимости: инвестиционная привлекательность является обобщенным факторным
признаком (независимой переменной), а инвестиционная активность - зависимым от
него результативным признаком (зависимой переменной) [13, с. 66].
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности оказывает помощь
при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета.
Согласно Мальцевой Ю.Н., формами прямого участия являются:
а) разработка и финансирование проектов, осуществляемых РФ, а также
финансируемых за счет федерального бюджета;
б) составление сметы технического перевооружения объектов,
финансируемых за счет федерального бюджета;
в) предоставление государственных гарантий за счет бюджетов
субъектов РФ;
г) размещение средств на условиях платности, срочности и
возвратности;
д) закрепление части акций в государственной собственности,
реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный
срок;
е) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с
законодательством РФ;
ж) защита российского рынка от поставок устаревших энергоемких и
ненадежных материалов;
з) разработка норм и правил и осуществление контроля за их
соблюдением;
и) выпуск облигационных займов;
к) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных
строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
л) предоставление средств по итогам аукционов российским и
иностранным инвесторам [30, с. 102].
Совокупность инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности
составляет инвестиционный климат страны, региона, отрасли, корпорации (на
предприятии).
Взаимосвязь и соподчиненность понятий, изложенных выше, выражается
схематично следующим образом (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Основные структурные элементы инвестиционных процессов и их
взаимосвязь
Обеспечение эффективности и надежности собственных вложений - базовая
задача управления инвестициями, своего рода фундамент, без которого невозможно
никакое другое развитие событий. На практике это означает, что прежде, чем
вкладывать средства в развитие объекта, инвестор должен убедиться, что его
вложения будут использованы эффективно.
Управление эффективностью инвестиционных вложений предполагает
сформированную стратегию деятельности и наличие должного контроля за созданием
и реализацией выбранной стратегии.
В качестве условия создания инвестиционной привлекательности региона при
инвестировании капитала в определенный сектор экономики (или объект)
целесообразно привлекать инвестора к управлению инвестируемыми средствами. Это
даст возможность инвестору воздействовать на ключевые свойства объекта
инвестиций, обеспечивая надежное и эффективное использование вложенных
собственных средств.
Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию
стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и
надежности системы управления, инвестор берет в свои руки судьбу своих
инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не
только для себя, но и для других инвесторов.
Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда,
когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца.
На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности,
управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа
инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за их
функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность
объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление
инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности
инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.
[14, с. 217]
Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов
выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных
в разряд общественно значимых.
Переходя к вопросу об измерении инвестиционной активности, отметим, что с
учетом данного ей выше содержательного определения активность процесса
реального инвестирования в регионе должна измеряться, по крайней мере, двумя
частными индикаторами, которые также интегрируются по формуле многомерной
средней:
) душевой объем инвестиций;
) темпы роста инвестиций в регионе [15, с. 33].
При этом принимается во внимание, что душевой объем инвестиций сам по
себе еще недостаточно полно характеризует уровень инвестиционной активности в
регионе.
Инвестиционный климат регионов, в современных российских условиях,
чрезвычайно динамичен и постоянно меняется в ту или иную сторону. В этом смысле
проблема мониторинга инвестиционного климата весьма актуальна. Причем
региональный мониторинг должен не только фиксировать происходящие изменения, но
и пытаться установить глубинные причинно-следственные связи между протекающими
в регионе социально-экономическими процессами и тем каким образом они
отражаются на инвестиционной привлекательности региона, осуществлять
профилактику наиболее слабых элементов инвестиционного климата. Совокупный
инвестиционный потенциал регионов юга России велик, однако предстоит еще многое
сделать для его эффективного использования.
Основу инвестиционной деятельности предприятий различных форм
собственности составляют реальные инвестиции, которые осуществляются
преимущественно в форме капитальных вложений. Капитальные вложения играют
чрезвычайно важную роль в экономике страны, так как они являются основой:
расширенного воспроизводства и систематического обновления основных
средств предприятий;
структурной перестройки общественного производства и обеспечения
сбалансированного развития всех отраслей хозяйственного комплекса;
создания необходимой сырьевой базы промышленности;
ускорения научно-технического прогресса и улучшения качества продукции;
урегулирования проблем безработицы;
осуществления гражданского строительства, развития здравоохранения,
высшей и средней школы;
охраны природной среды и достижения других целей.
В современных условиях данная форма инвестирования для многих предприятий
является основным направлением инвестиционной деятельности, позволяющим
внедрять в производство новые прогрессивные технологии, обновлять выпускаемую
продукцию, осваивать новые товарные рынки и обеспечивать постоянное увеличение
доходности и рыночной стоимости предприятия.
В Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дается следующее
определение понятия "капитальные вложения": "Капитальные
вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе
затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение
действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента,
инвентаря, проектно-изыскательские и другие затраты". Как правило, к
другим затратам относят инвестиции в оборотные средства, необходимые для
обеспечения ввода в эксплуатацию и начала эксплуатации основных средств, а
также вложения в нематериальные активы.
Инвестирование - вложение капитала в целях получения дохода в будущем,
компенсирующего инвестору отложенное потребление, ожидаемый рост общего уровня
цен и неопределенность получения будущего дохода (риск) [28, с. 33].
Цель инвестирования заключается в поиске и определении такого способа
вложения инвестиций, при котором обеспечивался бы требуемый уровень доходности
и минимальный риск.
Под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику
совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических
и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность
инвестирования в экономику страны (региона).
Оценка инвестиционного климата предполагает учет:
а) экономических условий (состояния макроэкономической среды,
динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной
продукции, инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения на
рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой,
валютной системах и т.п.);
б) государственной инвестиционной политики (степени государственной
поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного
имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений,
преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и
эффективности их деятельности и т.д.);
в) нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статуса
регламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода и
вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима,
порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации
фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования
споров);
г) информационного, фактологического, статистического материала о
состоянии различных факторов, определяющих инвестиционный климат.
Таким образом, более высокий уровень капитальных вложений поддерживается
в них с помощью крупных вложений в развитие новых отраслей и коренную
реконструкцию производства. Значимую роль играет и государственная политика,
которая с помощью ускоренной амортизации, налоговых рычагов подталкивает
компании и предприятия на повышение капиталовложений.
2. Инвестиционный климат в России и привлечение
иностранных инвестиций
2.1 Иностранные
инвестиции в Россию
Кроме повышения суверенного кредитного рейтинга, на инвестиционную
привлекательность России положительно влияют следующие факторы:
1. высокая доходность инвестиций;
2. потребительская активность россиян;
. привлекательность внутреннего рынка;
. устойчивый рост экономики;
. наличие квалифицированной рабочей силы.
Структура поступлений иностранных инвестиций имеет следующий вид.
Прямые инвестиции (стратегические) - вложение свободных денежных средств
в акционерный капитал компании, дающее право на участие в управлении.
"Задача инвестора - повысить эффективность работы компании с тем, чтобы
получить более высокий доход на инвестиции" [4, с. 158].
Портфельные инвестиции - вложение денежных средств в акции с целью
получения дохода за счет роста их курсовой стоимости и получения дивидендов
[12, с. 115]. Возвратные инвестиции - кредиты, выдаваемые инвесторами компании
[4, с. 159].
Доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП
России. Однако их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций.
Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии,
новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры.
Вырастает квалификация рабочей силы.
Иностранные инвестиции в большинстве случаев дополняют, реже замещают
внутренние инвестиции. При совместном инвестировании возникает достаточно
сложная задача координации прямых внутренних и прямых иностранных инвестиций.
Решить эту задачу призвана государственная политика, направленная на
привлечение прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного налогового
климата и принятие мер по снижению коррупции при административных процедурах
сопровождения коммерческой деятельности.
Высокие мировые цены на нефть уменьшают зависимость России от объема
иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации
современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала,
имеющегося у зарубежных компаний.
Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр - 21%,
Нидерланды - 20% и Люксембург - 18%. Далее в первую десятку крупнейших
инвесторов входят Великобритания - 8%, Германия - 7%, США - 4%, Ирландия,
Франция, Виргинские острова - по 2,4%, Швейцария - 2%. Значительная часть
иностранных финансовых ресурсов из-за рубежа представляет собой ранее
вывезенные из страны капиталы, контролируемые российским бизнесом. Риски для
них существенно снижаются за счет понимания местной специфики, налаженных
хозяйственных связей. Крупные международные проекты в России осуществляются при
участии транснациональных корпораций.
Основной проблемой остается низкий уровень политической стабильности,
качества законодательства и открытости рынков капитала.
При становлении национальной экономики в инвестиционной деятельности
имеется ряд крайне важных общих закономерностей, которые рождают общие черты,
обусловленные формированием национального рынка, изменением экономических
приоритетов, стремлением к интеграции экономики в мировое хозяйство. В связи с
этим инвестиционный процесс рассматривается как итог взаимодействия этих
факторов. В России в настоящее время сложилась кризисная ситуация, которая
фактически затормозила инвестиционный процесс как на микро-, так и макроуровне
[30, с. 115].
Проявилось это в абсолютном уменьшении объема капитальных вложений и
нарушении структуры источников их формирования, быстром снижении реального
производственного накопления [30, с. 119].
В первую очередь поиск путей экономической стабилизации предполагает
активизацию инвестиционной деятельности, которая должна быть ориентирована на
коренные преобразования структуры.
Это касается такой основной пропорции воспроизводства, как соотношение
между фондами накопления и потребления в составе национального дохода. инвестиционный конкуренция иностранный капитал
Жизненный опыт и мировая практика показывают, что существенное увеличение
благосостояния достигается с помощью достаточно высокого уровня и больших
темпах роста национального дохода.
Но для поддержания на достаточно высоком уровне нормы производственного
накопления нужны определенные условия, а именно: высокий или поэтапно растущий
уровень эффективности производства.
Поэтому важной особенностью современной стратегии инвестиций должно стать
увеличение эффективности национальной экономики, которая бы смогла расширить
границы накопления, приостановить снижение, а потом и стабилизировать норму
производственного накопления.
Организация более прогрессивного типа инвестиций создает необходимость
совершенствования в основном производстве структуры капитальных вложений,
социальную и производственную инфраструктуры.
Из оценки инвестиционной деятельности в области производства вытекает
такой вывод: переориентация определенных ресурсов на развитие отраслей,
удовлетворяющих потребности населения, должна стать целью инвестиционных
программ.
При этом необходимо в состав приоритетных направлений включить и отрасли
социальной инфраструктуры.
Оценка также показывает, что в настоящее время капитальные вложения
главным образом формируются в области основного производства. На эффективности
производственной деятельности негативно сказывается отсутствие развитой сферы
услуг. Поэтому инвестиционная стратегия в наше время должна быть сориентирована
на удовлетворение потребностей в первую очередь тех отраслей, которые
обслуживают и дополняют основное производство.
В последние годы произошло быстрое сокращение издержек на
социально-культурные потребности, на науку и научное обслуживание, что привело
к конечному упадку данной сферы.
Целесообразным представляется при определении приоритетов капитальных
вложений в основное производство, социальную и производственную инфраструктуры
исходить из главного критерия - показателя эффективности инвестиций.
В последнее время значительная часть инвестиционных ресурсов вкладывается
в промышленность. Также наблюдается значительное ослабление инвестиционной
деятельности в таких отраслях народного хозяйства, как строительство и сельское
хозяйство. В основном в условиях экономического роста отраслевая инвестиционная
структура должна изменяться так, чтобы в ней увеличивалась доля тех отраслей,
где большая капиталоотдача.
На основе этого показателя можно сделать вывод, что наиболее приоритетным
направлением государственной инвести ционной политики должна стать некоторая
переориентация капиталовложений в пользу сельского хозяйства и инвестиционных
отраслей.
Это является общим выводом, так как внутри каждой отрасли имеются свои
подотрасли и различные организации с неодинаковой эффективностью производства,
из-за этого приоритетное развитие самых прогрессивных из них может оказать
решающее действие на благосостояние экономической ситуации во всей отрасли.
Вовлечение иностранного капитала в материальное производство более
выгодно, чем взятие кредитов для покупки нужных товаров.
Кредиты по-прежнему бессистемно растрачиваются и только увеличивают
государственные долги.
Поступление иностранных инвестиций очень важно и для достижения
среднесрочных целей выхода из экономического кризиса современного общества,
приостановления спада производства.
Надо иметь в виду, что интересы общества России с одной стороны, а с
другой иностранных инвесторов, непосредственно не совпадают.
Интересы России в обновлении производственного потенциала, пополнении
потребительского рынка недорогими и высококачественными товарами, развитии и
структурной перестройке своего потенциала экспорта, осуществлении антиимпортной
политики, в привнесении в российское общество западной управленческой культуры.
Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новой территории для
получения дохода за счет обширного российского внутреннего рынка, ее природных
ресурсов, дешевой и квалифицированной рабочей силы, достижений отечественной
науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед Россией стоит сложная и весьма деликатная задача: привлечь
в государство иностранный капитал, направляя его методами экономического
регулирования общественных целей, в свою очередь не лишив себя собственных
стимулов. При привлечении иностранного капитала нельзя допускать дискриминации
национальных инвесторов.
Не следует предоставлять организациям с иностранными инвестициями льготы
по налогам, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности.
Исходя из опыта эта мера практически не оказывает влияния на
инвестиционную активность иностранного капитала, но может привести к появлению
на месте бывших отечественных производств компаний с формальным участием
иностранцев, претендующих на налоговые льготы.
Необходимо стремиться создать благоприятный инвестиционный климат как для
иностранных инвесторов, так и для своих собственных. Российскому частному
капиталу также нужны гарантии от произвола властей и принудительных изъятий,
стабильность в работе при осуществлении долгосрочных капитальных вложений,
система страхования от некоммерческих рисков.
Сильнее всего сократился объем портфельных инвестиций. Снижение этого
показателя составило 66,3 процента по сравнению с 2010 годом. Объем кредитов
снизился на 15,3 процента, а прямых инвестиций - на 2,8 процента. Накопленный
иностранный капитал в экономике России достиг 264,6 миллиарда долларов. Этот
показатель увеличился на 19,9 процента по сравнению с предыдущим годом.
Наибольший объем иностранных инвестиций поступил в обрабатывающее
производство, оптовую и розничную торговлю и операции с недвижимым имуществом.
В эти сферы поступило 33,9, 23,9 и 15,4 миллиарда долларов соответственно.
Больше всего средств в эти отрасли экономики инвестировали Германия,
Великобритания и Кипр. Наибольший объем накопленных инвестиций пришелся на
Кипр, Нидерланды и Люксембург. На эти страны приходится 56,9, 46,3 и 34,4
миллиарда долларов соответственно. Объем инвестиций из России, накопленных за
рубежом, в 2011 году составил 53,8 миллиарда долларов. При этом в прошлом году
за рубеж были направлены 114,3 миллиарда долларов инвестиций. Этот показатель
вырос на 53,1 процента по сравнению с 2010 годом.
Иностранные инвестиции в РФ в 2011 году по сравнению с 2010 годом
сократились на 14,2% - до 103,8 миллиарда долларов, говорится в сообщении
Росстата. Иностранные инвестиции в РФ в 2011 году по сравнению с 2010 годом
сократились на 14,2% - до 103,8 миллиарда долларов.
По состоянию на конец 2011 года накопленный иностранный капитал в
экономике России составил 264,6 миллиарда долларов, что на 19,9% больше по
сравнению с предыдущим годом (рис. 2.1).
Накопленный иностранный капитал в экономике России на конец марта 2012
года составил 226,7 млрд долларов США, из них в виде иностранных инвестиций
поступило 12 млрд долларов. Накопленный иностранный капитал в экономике России
на конец марта 2012 года составил 226,7 млрд долларов США, из них в виде
иностранных инвестиций поступило 12 млрд долларов, что на 30,3% меньше, чем в I
квартале 2011 года, сообщает Росстат. Портфельные иностранные инвестиции в
Россию в первом квартале 2012 года составили 115 млн долларов, что на 6,5%
меньше уровня I квартала 2011 года, в том числе инвестиции в акции и паи - 66
млн долларов (падение на 38,2%).
Прочие инвестиции в Россию составили 8,734 млрд долларов, что на 24,6%
меньше соответствующего показателя января-марта 2011 года. В том числе торговые
кредиты составили 2,58 млрд долларов, уменьшившись на 6,5%, прочие кредиты -
6,114 млрд долларов, они упали на 24,8% (рис. 2.2).
Рис. 2.1. Иностранные инвестиции в экономику России, 2011 г.
Рис. 2.2. Иностранные инвестиции в экономику России, 1 квартал 2012 г.
Таким образом, было выявлено, что инвестиции в экономической системе
выполняют три основные функции: 1) обеспечивают рост и качество основного
капитала; 2) осуществляют структурные экономические сдвиги; 3) ускоряют
реализацию новейших достижений научно-технического прогресса. Большое значение
имеет соотношение между накоплением и потреблением в составе национального
дохода. Чем больше эффективность используемых инвестиций, чем полнее и скорее
воплощаются они в основные средства, тем прогрессивнее и выше технический
уровень этих средств, чем выше качество строительных работ, тем больше рост
производства, производительность труда в национальной экономике, возрастание
физического национального объема.
2.2 Основные
меры, применяемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику
Российской Федерации
Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в
российской экономике благоприятного инвестиционного климата.
Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры,
направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и
иностранных инвесторов.
В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли
коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на
добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое
оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов
в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений.
Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов
предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях.
Решен вопрос учета суммы курсовых ризниц, возникающих в связи с изменением
курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием
налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене налога на сверхнормативное
превышение расходов на оплату труда.
Действующие законодательные акты в области налоговой политики
предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и
организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы
необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот,
сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах
России на рынке инвестиционных капиталов.
Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во
многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого
будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и
стабилизации производства.
На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции
приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее характерен для
акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная
промышленность, энергетика, связь.
Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная
часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет идти
преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских
акционерных обществ, владеющих предприятиями.
В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное
значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по
привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют
благоприятный инвестиционный климат регионов по средством организации выставок
и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов,
осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.
Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно
с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопроса м
привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ
охватывает все направления региональной инвестиционной политики и
предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных
инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.
Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья
служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития экономики
каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без согласованной
экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство
тех видов продукции, которые необходимы этим странам.
Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых
Государств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого
финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга,
создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления
инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения
частных российских инвесторов в производственные объекты государств-участников
СНГ в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи целесообразно
разработать совместно со странами Содружества Независимых государств механизм
инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.
Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение
национального режима к иностранным инвесторам.
До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в
виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на
значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры
привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике
незначительна.
Необходимо совершенствовать способы определения доли российских
инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики
оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве
российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными
инвестициями.
Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов
в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой
зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.
Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для
кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита
поставками продукции (компенсационные соглашения).
Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер
поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на
встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном
оборудовании.
Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является
стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках,
и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из
России.
Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных
территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.
Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной
поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных
инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся
к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается
информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется
регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности
и личности инвестора от криминальной сферы.
Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке
законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по
ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для
мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду
производственных помещений.
В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать единый
порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и
хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.
Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого
арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской
Федерации.
Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует
разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в
криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем
правонарушений.
Иностранные инвесторы, стремящиеся вкладывать деньги в российскую
экономику, сталкиваются со значительными проблемами. Наиболее серьезные из них
связаны с разрешением экономических споров в судебных органах, постоянно
меняющимся законодательством, а также с недостаточным обеспечением прав
собственности и прав кредиторов. Большое беспокойство у иностранцев вызывает
возможность значительных изменений в российской политической сфере.
Существенные проблемы влекут за собой также неразвитый банковский сектор,
российская система бухучета (отличная от международных стандартов) и бич
отечественной экономики - коррупция.
Одна из основных проблем, мешающих инвестированию в российскую экономику,
- различие российской и западной систем бухучета. Система GAAP дает
представление о реальном положении дел на предприятии, в то время как
отечественная система бухучета подобного представления не дает (особенно это
касается такого понятия, как чистая прибыль).
Другая проблема заключается в том, что многие руководители наших компаний
не понимают принципов инвестирования и этики общения с иностранными
инвесторами. Это привело к появлению термина "красный директор",
обозначающего руководителя, уровень мышления и методы управления которого
соответствуют эпохе социализма. Не менее важной остается проблема
коррумпированности российских чиновников, из-за которой многие проекты остаются
нереализованными, особенно проекты среднего уровня.
Итак, причинами того, что иностранцы все с большим энтузиазмом
инвестируют свои капиталы в Россию, являются устойчивый рост российской
экономики, значительное улучшение макроэкономических показателей, структурные
реформы и, самое главное, - рост внутреннего потребления.
На фоне этих факторов вопрос о вступлении России в ВТО имеет
второстепенное значение. Основное - это то, что потенциал роста объемов
потребления в России все еще значителен и объемы потребления будут активно
расти еще как минимум пять лет. Следующий важный фактор роста инвестиций -
репатриация капиталов, пришедшая на смену вывозу.
Заключение
Вопрос об инвестиционном климате в России ныне вышел на первый план. От
него, возможно, более чем от всех других факторов зависит будущее российской
экономики. Это высказывание подтверждается активными действиями, а также и
политикой, проводимыми Правительством Российской Федерации. Неслучайно на
данный момент, большое внимание уделяется механизму привлечения инвестиций и
активизации инвестиционного процесса. Проводимые конференции и симпозиумы,
посвященные инвестиционному климату и инвестиционной деятельности, показывают
нам, насколько государство заинтересовано в их улучшении и активизации.
Происходят существенные изменения в структуре источников финансовых
капитальных вложений, повышается доля средств негосударственного сектора
экономики. Однако, в решении задач стабилизации экономического положения
главная роль остается по-прежнему за государственными инвестициями.
Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать в виде
инициатора инвестиционного процесса:
- поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном
секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение безопасности
функционирования технических систем;
- поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая
выполнение принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация
последствий экологических бедствий и других направлений социального развития;
- заканчивать строительство объектов, которые не удалось
продать или приватизировать в связи с их незавершенностью.
Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать иностранные
инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности, активизации
международного инвестиционного сотрудничества возможно ожидать увеличение
притока иностранных инвестиций в развитие экономики.
Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, который
продолжает оставаться неблагоприятным из-за политической и экономической
нестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательской
деятельности, наличия очагов военных конфликтов, что вынуждает западных инвесторов
проводить осторожную и выжидательную политику в области инвестиционного
сотрудничества с Российской Федерации. Значительно
ухудшило российский авторитет как страны, принимающей иностранный капитал,
принятие федерального Закона "О некоторых вопросах предоставления льгот
участникам внешнеэкономической деятельности, который отменил все ранее
предоставленные иностранным инвесторам льготы, за исключением предусмотренных
законами Российской Федерации "О таможенном тарифе", "О налоге
на добавленную стоимость", "Об акцизах" и Таможенным кодексом
РФ. Названные проблемы перевешивают такие
черты России, как богатые природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший
производственный аппарат, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы,
высокий научно-технический потенциал. Следовательно,
необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия негативных факторов на
состояние инвестиционного климата в России. Среди которых в качестве
первоочередных выделю:
1. Достижение национального согласия
между различными социальными группами, политическими партиями по поводу решения
общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса.
2. Выравнивание экономических
показателей и борьба с инфляцией.
3. Внимательная разработка правовой базы
инвестирования.
4. Радикализация борьбы с преступностью.
5. Создание конкретного механизма
предоставления налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам,
идущим на долгосрочные инвестиции с целью компенсации убытков по замедлению
оборота капитала по сравнению с другими оборотам их деятельности.
6. Формирование общего рынка республик
Союза со свободным перемещением капитала, товаров и рабочей силы.
Данные меры не абсолютны, но они, на мой взгляд, могут сыграть
положительную роль в становлении отечественной экономики.
Из анализа следует, что главными направлениями увеличения эффективности
инвестиционной деятельности в настоящий период и в ближайшее время будут:
а) улучшение структуры воспроизводства капиталовложений, увеличение
удельного веса затрат на техническое перевооружение и реконструкцию действующих
организаций за счет сокращения удельного веса нового строительства в сфере
производства;
б) усовершенствование технологической структуры капиталовложений,
повышение в их составе удельного веса оборудования и уменьшение,
соответственно, строительно-монтажных работ;
в) изменение отраслевой структуры капиталовложений с точки зрения
определенного увеличения жизненного уровня населения в пользу отраслей,
вырабатывающих продукты питания и товары личного потребления (перерабатывающие
отрасли, сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность), сфера
обслуживания;
г) повышение объемов капитальных вложений на постройку комфортного
жилья и иных объектов медицинского обеспечения и общественного пользования;
сбалансированность инвестиционного цикла;
д) особое обеспечение капитальными вложениями прогрессивных
направлений научно-технического прогресса, способствующих сокращению
ресурсоемкости производства и росту качества продукции.
Список
литературы
1. Анджелов Л.В. Модель взаимодействия инвестора и
региона. - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. - 224 с.
2. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент
организации: проблемы и перспективы. - М.: Дело, 2011. - 311 с.
. Бекларян Л.А., Сотский С.В. Анализ инвестиционной
привлекательности проекта с учетом региональной инвестиционно-финансовой
политики. - М.: ЦЭМИ РАН, 2011. - 32 с.
. Воронин В.В. Экономическая география Российской
Федерации. - Самара: Из-во Самарского госуниверситета, 2011. - 397 с.
. Жулина Е.Г. Инвестиции. Курс лекций М., 2012. - 192
с.
. Зимин А.И. Инвестиции М.: "Юриспруденция",
2011. - 256 с.
. Зозуля В.И. Инвестиции М.: "Эксмо", 2012.
- 365 с.
. Инвестиции в России: экономический и социокультурный
подходы / Под ред. Л.С. Тарасевича и С.Г. Ковалева. СПб.: 2011. - 155 с.
. Инвестиционная деятельность в России / Матеров И.С.
и др. - М.:ТЕис, 2011. - 310с.
. Кондратьева А.В. Стратегии инвестиционного цикла
обновления основных фондов промышленного предприятия // Проблемы современной
экономики. - №4. - 2012
. Корчагин Ю.А. Инвестиции. Теория и практика СПб.:
"Феникс", 2011. - 512 с.
. Кузнецов Б.Т. Инвестиции М.: "Юнити-Дана",
2010. - 680 с.
. Лавров А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала
регионов России. // Рынок ценных бумаг - № 5 - 2011 - с.38-54.
. Людвикова Н.Ю. Принципы и процедуры венчурного
инвестирования // Проблемы современной экономики. - №3. - 2012
. Максимова В.Ф. Инвестирование. - М.:АСТ, 2012. -284
с.
. Маличенко И.П. Инвестиции М.: "АСТ", 2010.
- 554 с.
. Мальцева Ю.Н. Инвестиции. Конспект лекций. - М.,
2011. -160 с.
. Марданов Р.Ш., Хасанова А.Ю. Оптимальное
распределение инвестиций в условиях неопределенности // Проблемы современной
экономики. - №3. - 2012. С. 45-49.
. Маховикова Г.А. Инвестиции М.: "Вектор",
2011. - 224 с.
. Просветов Г.И. Инвестиции М.:
"Альфа-пресс", 2010. - 408 с.
. Региональная экономика./Под ред. Т. Г. Морозовой. -
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 422 с.
. Регионоведение / Под ред. Т. Г. Морозовой, М. П.
Побединой, С. С. Шишова, С. А. Исляевой. - М.: Банки и биржи, 2011. - 318 с.
. Сотский С.В. Анализ инвестиционной привлекательности
проекта. - М.: ЦЭМИ РАН, 2011. - 40 с.
. Чиненов М.В. Инвестиции М.: "КноРус",
2011. - 368 с.
. Чистобаев Л.И. Экономическая и социальная география.
- М.: Гардарика, 2012. - 411 с.
. Шахназаров А., Ройзман И. Инвестиционная
привлекательность регионов. Инвестиции в России. № 9, 2011. - 236 с.
. Шулепов А.А. Системный подход к анализу
эффективности инвестиционных проектов // Проблемы современной экономики. - №4.
- 2012. - 147 с.
. Экономическая и социальная география России / Под
ред. А.Т. Хрущева. - М.: МГУ, 2011. - 409 с.
. Яковлев А. Кто планирует инвестиции несмотря на
кризис и что им мешает? // Вопросы экономики. - №12. 2012. - 126 с.