Техническое обслуживание подвижного состава предприятия
Министерство
Сельского Хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО
Уральский Государственный Аграрный Университет
Инженерный
факультет
Кафедра ЭМТП
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема:
«Техническое обслуживание подвижного состава предприятия»
Выполнил:
студент гр. ТО-5
Серебренников
Е.С.
Проверил:
Тушнолобов Г.Ю.
г.
Екатеринбург 2011г.
Содержание
Введение
. Цель и задачи курсовой работы
. Проектирование программы ТО
.1 Формирование программы
производства
.2 Расчет затрат труда на ТО и
ремонты
. Организация ТО
.1 Выбор метода ТО и состав постов
. Техника безопасности и охрана
природы
Заключение
Литература
Введение
В процессе работы происходит изменение
технического состояния автомобиля и его агрегатов, которое может привести к
частичной или полной потери работоспособности. Существуют два способа
обеспечения работоспособности автомобилей в эксплуатации при наименьших
суммарных материальных и трудовых затратах и потерях времени: поддержание
работоспособности, называемое техническим обслуживанием (ТО), и восстановление
работоспособности, называемое ремонтом.
Действующим Положением о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта определена
планово-предупредительная система ТО и ремонта агрегатным методом. Особенностью
этой системы является то, что профилактические работы по подвижному составу
проводятся в плановом порядке после установленного пробега или промежутка
времени работы подвижного состава, а ремонтные работы, связанные с устранением
возникших в процессе эксплуатации отказов и неисправностей - по потребности.
Техническое обслуживание - это комплекс
операций, направленных на поддержание подвижного состава в работоспособном
состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечение надежности и экономичной
работы, безопасности движения. Основная цель ТО автомобиля состоит в
предупреждении и отдалении момента достижения предельного состояния. Это
обеспечивается, во-первых, предупреждением возникновения отказа путем контроля
(диагностирования) и доведения параметров технического состояния автомобилей
(агрегата, механизма) до номинальных или близких к ним значений; во-вторых,
предупреждением момента наступления отказа в результате уменьшения
интенсивности изменения параметра технического состояния, снижения темпа
изнашивания сопряженных деталей благодаря проведению смазочных, регулировочных,
крепежных и других работ.
Техническое обслуживание по периодичности,
перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное техническое
обслуживание (СО).
Операции ТО проводят с предварительным
контролем. Основным методом выполнения контрольных работ является диагностика.
Кроме непосредственно работ технического обслуживания к ТО также относятся
работы, проводимые для поддержания надлежащего внешнего вида и санитарного
состояния автомобиля: уборка, мойка и сушка.
Ремонт предназначен для восстановления и
поддержания работоспособности механизма, узла, агрегата и автомобиля в целом,
устранения неисправностей, возникающих при работе и выявленных про ТО. Как
правило, ремонт выполняется по потребности, реже - принудительно по плану через
определенный пробег и включает контрольно-диагностические, разборочные,
сборочные, регулировочные, слесарные, сварочные и некоторые другие виды работ.
Характерными для работ по ремонту являются их значительная трудоемкость,
стоимость, необходимость в частичной или полной разборке изделия для
восстановления или замены деталей, использование при ремонте достаточно
сложного станочного, сварочного, окрасочного и другого оборудования.
Основные нормативы ТО и ремонта автомобилей.
Одним из важнейших принципов рациональной организации ТО и ремонта автомобилей
является применение обоснованных нормативов выполнения профилактических и
ремонтных работ. В технической эксплуатации существуют нормативы:
периодичности, трудоемкости, продолжительности ТО и ремонта, а также ресурса до
капитального ремонта (КР).
Основополагающим нормативным документом,
регламентирующим планирование, организацию и содержание ТО и ремонта
автомобилей, определение ресурсов, является «Положение о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
1. Цель и задачи курсовой работы
Цель курсовой работы - углубление и
систематизация знаний, овладение методикой проектирования и приобретение
навыков по самостоятельному решению задач, стоящих перед специалистами среднего
звена по техническому обслуживанию (технической эксплуатации) автомобильного
транспорта.
Задачами данной курсовой работы являются:
- усвоение методики оценки работоспособного
состояния подвижного состава (ПС);
- проектирование программы ТО АТП;
- решение организационных вопросов ТО ПС;
проектирование (модернизация)
производственных участков (рабочих мест);
- составление документации на выполнение операций
ТО подвижного состава;
- обеспечение безопасных условий труда на
рабочих места и разработка мероприятий по охране окружающей среды.
Курсовая работа выполняется по конкретному
предприятию, или по индивидуальному заданию, выдаваемому руководителем курсовой
работы.
В результате выполнения работы автор должен
показать степень усвоения материала по изучаемым дисциплинам, способность
самостоятельно выполнять необходимые расчеты и графические работы, умение
пользоваться литературой, умение использовать достижения науки и передовой
производственный опыт.
Ответственность за содержание, своевременное и
качественное выполнение работы несет автор работы. Руководитель работы
оказывает помощь в подборе литературы, выборе оптимальных решений, контролирует
выполнение графика выполнения работы и оценивает результаты.
2. Проектирование программы ТО
.1 Формирование программы
производства
Формирование программы предприятия по
техническому обслуживанию зависит от специализации предприятия, объемов работ и
пробега, условий эксплуатации ПС.
Работы, связанные с обеспечением
работоспособности и исправности автомобилей подразделяют на ТО и ремонт.
Периодичность выполнения работ по ТО и ремонту установлена по пробегу (км), или
по времени (для специальных машин, оборудованных счетчиками мото-часов).
Технические обслуживания подразделяются на:
ежесменное (ЕО), периодические - первое (ТО-1) и второе (ТО-2), сезонное (СО).
Ремонты подразделяются на текущий (TP)
и капитальный (КР).
Нормативы периодичности ТО и КР установлены для
первой категории условий эксплуатации, которая характеризуется умеренным
климатом и не агрессивной окружающей средой; для базовых автомобилей с пробегом
75 -50% от пробега до КР; при обслуживании трех технологически совместимых
группы в количестве 100 - 300 единиц ПС. Сезонные обслуживания (СО) проводятся
два раза в год при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и обратно.
Желательно совмещение СО с периодическими (преимущественно с ТО-2).
Периодичность текущего ремонта не регламентируется по пробегу. Текущий ремонт
проводится по состоянию отдельных агрегатов и выполняется, как правило, при
плановых ТО. Нормативы затрат на TP
планируются в расчете на 1000 километров пробега. Для конкретных (заданных)
условий эксплуатации нормативы ТО и КТ корректируются с использованием
утвержденных коэффициентов.
Результирующий коэффициент корректирования
нормативов находят путем перемножения частных. В том числе по показателям:
- периодичность ТО (2.1)
- пробег до КР
(2.2)
- трудоемкость ТО (2.3)
- трудоемкость TP
(2.4)
- расход запчастей
(2.5)
ЗИЛ-130:
МАЗ-500А:
Норматив для конкретного предприятия определяют
(2.6)
ЗИЛ-130:
км
км
км
чел-час
чел-час
чел-час
чел-час
чел-час
MAЗ-500А:
км
км
км
чел-час
чел-час
чел-час
чел-час
Нормативы, рассчитанные для условий предприятия
Автомобили
|
Периодичность
|
Трудоемкость
|
Продолжительность
простоя
|
|
КР
Тыс.км
|
ТО-1
|
ТО-2
|
ЕО
|
ТО-1
|
ТО-2
|
ТР
|
ТО
и ТР
|
КР,
дней
|
Зил-130:
1
|
189
|
1890
|
7560
|
0,46
|
3,11
|
12,42
|
2,38
|
0,5-0,7
|
15
|
2
|
189
|
1890
|
7560
|
0,46
|
3,11
|
12,42
|
1,36
|
0,5-0,7
|
15
|
3
|
189
|
1890
|
7560
|
0,46
|
3,11
|
12,42
|
1,36
|
0,5-0,7
|
15
|
4
|
189
|
1890
|
7560
|
0,46
|
3,11
|
12,42
|
1,36
|
15
|
МАЗ-500А:
5
|
157,5
|
1575
|
7560
|
0,35
|
3,91
|
15,87
|
2,4
|
0,5-0,7
|
15
|
6
|
157,5
|
1575
|
7560
|
0,35
|
3,91
|
15,87
|
4,2
|
0,5-0,7
|
15
|
Количество технических обслуживаний по видам
рассчитывают исходя из нормативной периодичности, планового пробега за
планируемый период (месяц, год) с учетом фактического пробега с начала
эксплуатации, или после капитального ремонта. Целесообразно планировать
обслуживания путем построения плана-графика.
Слева на графике размещена шкала пробега в
тысячах километров, справа, в соответствии с левой шкалой указаны виды
технических обслуживании. План-график следует составлять по маркам подвижного
состава при различной периодичности ТО с учетом ее корректировки. При
планировании ТО для отдельных машин следует учитывать пробег до начала
планового периода.
При составлении помесячного плана ТО пробег
автомобиля определяют через произведение количества рабочих дней на
среднесуточный пробег.
Определяем помесячный пробег для каждого
автомобиля:
ЗИЛ-130:
км
км
км
км
км
км
км
км
км
км
км
км
км
км
км
км
МАЗ-500А
км
км
км
км
км
км
км
км
Численность ТО и ремонтов автомобилей
Марка
автомобиля
|
Вид
ТО и РМ
|
Число
ТО и КР
|
|
|
ТО-1
|
ТО-2
|
КАМАЗ-5320
|
1
|
2,1,1,1,2
|
1,1,2
|
1,1,2
|
6
|
4
|
2
|
1,2
|
1,1
|
2,1
|
4
|
2
|
3
|
1,1
|
2,1,1
|
2,1
|
5
|
2
|
2,1,1
|
2,1
|
1,2
|
4
|
3
|
КРАЗ-255Л
|
5
|
1,2,1,1
|
1,1,2
|
1,1,1,1
|
9
|
2
|
6
|
1,1,1,2,11
|
1,1,2,1,1
|
1,1,2,1,1
|
13
|
3
|
|
41
|
16
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 Расчет затрат труда на ТО и
ремонты
Затраты труда рассчитываются по результатам
предыдущих расчетов количества ТО и установленным нормативам трудозатрат.
Расчет ведется по каждой марке автомобиля.
; (2.7)
; (2.8)
; (2.9)
; (2.10)
где -
количество ТО-1, ТО-2 и СО по маркам автомобилей; -
трудоемкость ТО-1, ТО-2 и СО, чел.-ч; -
пробег автомобиля данной марки за планируемый период, км; -
трудоемкость текущего ремонта в расчете на 1000 км пробега, чел.-ч (для
соответствующей марки автомобиля).
КАМАЗ-5320:
чел-ч
чел-ч
чел-ч
чел-ч
чел-ч
КРАЗ-255Л:
чел-ч
чел-ч
чел-ч
Сезонное ТО рекомендуется проводить с ТО-2. При
этом трудоемкость ТО-2 следует увеличивать: на 50% - для очень холодного и
очень жаркого климатических районов; на 30% - для холодного и жаркого сухого
районов и 20% - для других районов.
Суммарная трудоемкость технического обслуживания
и текущего ремонта по парку автомобилей составит
(2.11)
где -
трудоемкость вспомогательных работ. Величина ее устанавливается в 20 - 30% к
суммарной трудоемкости ТО и TP
по парку машин за плановый период. Вспомогательные работы включают:
обслуживание и ремонт используемого оборудования и инструмента, транспортные
работы, перемещение автомобилей внутри предприятия, поддержание порядка
помещений и рабочих мест, обеспечение рабочего процесса материалами и др.
чел.-ч
3. Организация ТО
.1 Выбор метода ТО и состав постов
Расчет количества обслуживающего персонала на
универсальном посту обслуживания можно определить по формуле
, (3.1)
где -
суммарная трудоемкость ТО и TP
за планируемый период, - фонд рабочего
времени за этот период.
Фонд рабочего времени одного мастера-наладчика
за планируемый период можно рассчитать по формуле
, чел.-ч (3.2)
где
- число календарных дней за планируемый период,
- число выходных и праздничных дней в тот же период,
- продолжительность смены в часах,
-коэффициент потерь рабочего времени из-за болезни и другим уважительным
причинам (0,95), - коэффициент
использования рабочего времени смены (для стационарных условий ТО можно принять
равным 0,75).
чел.-ч
Из расчетов видно, что требуется 4
мастера-наладчика, но так как работ больше, то мастера-наладчики будут работать
с небольшим перегрузом что допустимо.
Требуется 4 мастера-наладчика.
Расчетные значения времени простоя автомобиля на
посту обслуживания (тактпоста) необходимо сравнить с нормативными показателями,
приведенными втаблице 3.1.
Нормативная продолжительность простоя автомобиля
на ТО и ремонте
Тип
подвижного состава
|
Кап.ремонт
в спец. ремонт. предприятиях (календ. дни)
|
ТО
и ТР (дни на 1000 км пробега)
|
Грузовые
автомобили малой и средней грузоподьемности
|
15
|
0,5-0,7
|
Затраты на текущий ремонт и ТО можно определить
по установленным нормативам в расчете на 1000 км пробега в зависимости от марки
автомобиля. Средний норматив рекомендуют принимать 0,52 от балансовой стоимости
машины. При этом затраты рассчитываются
, руб. (3.3)
где
- балансовая стоимость автомобиля в рублях, -
норма затрат на ТО и TP
в процентах в расчете на 1000 км пробега, -
пробег автомобиля (группы) заданной марки, тыс. км.
При работе автомобиля с прицепом норма затрат
увеличивается на 15% для бортовых и 20% - для самосвалов.
КАМАЗ-5320:
рублей
КРАЗ-255:
рублей
Не допускается ТО и ремонт машин и оборудования,
работающих в зоне радиоактивного, химического загрязнения, загрязнения
пестицидами и нейтрализация загрязнения.
На рабочее место не допускаются лица, не имеющие
отношения к выполняемой работе. Не перепоручайте выполнение своей работы другим
лицам.
Выполняйте требования знаков безопасности.
Не заходите за ограждения электрооборудования.
Будьте внимательны к предупредительным сигналам
грузоподъемных машин, автомобилей, тракторов и других видов движущегося
транспорта.
Рабочий, допустивший нарушение требований
инструкции по охране труда, может быть привлечен к дисциплинарной
ответственности согласно правилам распорядка предприятия, а если эти нарушения
связаны с причинением материального ущерба предприятию, рабочий несет и
материальную ответственность в установленном порядке.
Постоянно следите за исправностью оборудования и
не оставляйте его без надзора. При уходе с рабочего места оборудование
остановите и обесточьте.
Работайте при наличии и исправности ограждений,
блокировочных и других устройств, обеспечивающих безопасность труда, и при
достаточной освещенности рабочего места.
Не прикасайтесь к находящимся в движении
механизмов и вращающихся частей машин, а также находящимся под напряжением
токоведущим частям оборудования.
Содержите в порядке и чистоте рабочее место.
Проходы проезды, проезды и рабочие места должны
быть свободными.
Посторонние предметы и инструмент располагайте на
расстоянии движущихся механизмов.
При пуске машины, агрегата, станка лично
убедитесь в отсутствии работников в зоне работы машины.
В случае плохого самочувствия прекратите работу,
приведите рабочее место в безопасное состояние, обратитесь к врачу, поставьте в
известность руководителя работ.
Приведите в порядок рабочее место (очистите от
пыли и грязи оборудование, инструмент, соберите и вынесите в отведенное место
мусор и отходы, соберите и сложите в установленное место инструмент,
приспособление и необработанные детали, обработанные детали сдайте в кладовую).
Установите ограждения и знаки безопасности у
открытых проемов, отверстий и люков.
Обесточьте оборудование, выключите вентиляцию и
местное освещение.
Снимите спецодежду и другие средства
индивидуальной защиты, уберите их в шкаф закрытого типа, если спецодежда
требует стирки или ремонта, сдайте ее в кладовую.
Поставьте в известность руководителя работ о
состоянии оборудования.
Выполните правила личной гигиены.
Работник обязан знать сигналы оповещения о пожаре,
место нахождения средств для тушения пожара и уметь ими пользоваться. Не
допускается использование пожарного инвентаря для других целей.
Не загораживайте проходы и доступ к
противопожарному оборудованию.
Засыпайте песком пролитые на землю топливо и смазочные
материалы. Пропитанный нефтепродуктами песок немедленно уберите ми вывезите в
место, согласованное с санэпидстанцией.
Уберите использованный обтирочный материал в
специальные металлические ящики с крышками.
Не разводите огонь в секторах хранения
сельскохозяйственной техники на территории машинного двора и в помещениях.
Не храните на рабочем месте
легковоспламеняющиеся предметы и горючие жидкости, кислоты и щелочи в
количествах, превышающих сменную потребность готовом к употреблению виде.
Не применяйте для тушения пожара в
электроустановке, находящейся под напряжением, химические пенные или химические
воздушно - пенные огнетушители.
Рабочий, допустивший нарушения требований
инструкций по охране труда, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности
согласно правилам внутреннего распорядка предприятия, а если эти нарушения
связаны с причинением материального ущерба предприятию, рабочий несет и
материальную ответственность в установленном порядке.
Заключение
В данной работе учитываются все условия, в
которых работают машины, и на основании этих условий рассчитываются нормативы
по периодичности проведения ТО и ремонта, а также по их трудоемкости.
Расчет количества ТО и ремонта ведется не по
формулам, а через построение план - графика ТО и ремонта автомобилей. С помощью
графика можно все наглядно увидеть, как в зависимости от пробега в каждом
месяце проводятся ТО и ремонты.
При расчете обслуживающего персонала в данной
работе на все виды ТО и ремонта автомобилей потребуется4 мастера-наладчика.
техническое обслуживание ремонт
автомобиль
Литература
1. Методические указания по
выполнения курсовой работы на тему «Техническое обслуживание подвижного состава
предприятия»», Б.Л. Охотников
. Курчаткин В.В., Тельнов Н.В.,
Ачкасов К.А. Надежность и ремонт машин. (Учебник и учебное пособие для высших
учебных заведений). М.: Колос, 2000 - 776 с.: ил.
. Баженов С.П., Казьмин Б.Н., Носов
С.В. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тракторов. М: Центр
«Академия», 2005.