Эволюция форм и методов стратегического планирования: балансовые и оптимизационные методы
Введение
Осуществляемые в России экономические преобразования коренным образом изменили положение предприятий. Длительная экономическая нестабильность, обусловившая снижение прибыли, заставила руководителей предприятий, испытывающих финансовые трудности, обратить более пристальное внимание на диапазон видов деятельности и привела к пониманию необходимости разработки стратегии, позволяющей не только выжить, но и приспособиться к изменяющимся условиям на рынке.
Необходимость решения этих задач возрождает интерес к планированию как важнейшей функции управления. Недостаточная разработанность процесса планирования и использования стратегии ведет к слабому реагированию на требования рынка и неэффективному использованию производственных возможностей предприятия.
Экономическая теория, рассматривающая проблемы стратегического планирования на предприятии, развивалась, в основном, усилиями зарубежных ученых, исследования которых сводятся к выбору стратегии из множества альтернатив с учетом внешней и внутренней среды функционирования фирмы, многообразия стратегий, способов их разработки. Российские ученые анализируют зарубежный опыт и возможности его использования на отечественных предприятиях.
Цель работы - рассмотреть эволюцию форм стратегического планирования.
Задачи работы раскрыть содержание, сущность и особенности балансовых и оптимизационных методов стратегического планирования.
Работа состоит из теоретической и практической частей.
Информационной базой послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные данной теме.
Эволюция форм и методов стратегического планирования: балансовые и оптимизационные методы
Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько возможно при данных условиях найти оптимальное решение задач, стоящих перед организацией. Это не всегда возможно, но стремиться к нему необходимо. Поиск оптимального варианта осуществляется путем итераций, то есть последовательного перехода от одного решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее.
В настоящее время сложилось несколько способов составления планов, или методов планирования: балансовые, нормативные и математико-статистические.
Балансовые методы основываются на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно брать в собственном «хозяйстве» из резервов.
Невозможность по тем или иным причинам решить проблему дефицита приводит к необходимости идти на снижение потребления либо на основе его рационализации, либо путем механического сокращения, с соответствующим уменьшением конечных результатов.
Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема - расширение их потребления или избавление от излишков. Последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства.
Балансовый метод реализуется через составление системы балансов - материально-вещественных, стоимостных и трудовых, которые по временному горизонту могут быть отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям создания - аналитическими и рабочими.
Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой их распределение. В целом таблица выглядит следующим образом.
В основе такого рода таблицы лежит балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатка ресурсов на начало периода и их поступления из внутренних и внешних источников должна быть равна сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода. В то же время, как таковое равенство между ресурсами и их распределением не является единственной целью составления балансов. Важную роль здесь играет достижение их оптимальной структуры, обеспечивающей наибольшую эффективность деятельности организации.
В балансе ресурсы обычно даются с выделением основных поставщиков, что позволяет контролировать их движение. Распределяются же они с учетом того, чтобы обеспечить выполнение производственных планов, обязательств по экспорту, создать необходимые запасы, реализовать программы, связанные с развитием организации.
Таким образом, баланс представляет собой метод оптимального распределения ресурсов, предназначенных для достижения целей организации.
Наряду с натурально-вещественными балансами в планировании широкое применение находят стоимостные, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, большинство организаций являются субъектами рыночных отношений, закупающими за деньги все необходимое для своей деятельности и реализующими за них основную часть продукции и услуг. Таким образом, в большинстве случаев потоки ресурсов и готового продукта сразу же получают стоимостное выражение, являющееся универсальным и наиболее удобным для составления планов.
Весьма разнообразными по содержанию могут быть и трудовые балансы. К ним относится, например баланс рабочего времени, отражающий, с одной стороны, ресурсы последнего за период (обычно в нормо-часах), которыми располагает организация, а, с другой стороны - распределение этого времени по различным видам работ. По понятным причинам такие балансы не могут предусматривать переходящие на следующий период запасы времени - последнее либо должно быть использовано, либо безвозвратно теряется.
Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: планирование прогнозирование сервисный статистический
минимум приведенных затрат;
максимум приведенной прибыли;
минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
минимум текущих затрат;
минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;
максимум дохода на рубль вложенного капитала;
максимум прибыли на рубль вложенного капитала;
максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).
Практическая часть
Формирование современного сервисного центра Уральского федерального округа, опирающегося на эффективное использование природно-ресурсного потенциала региона, благоприятное географическое положение и высококачественные трудовые ресурсы, обеспечивающего новый уровень интеграции нефтегазодобывающих и старопромышленных регионов УФО за счет опережающего развития нефтедобывающей, нефтехимической и других высокотехнологичных видов промышленности и сельского хозяйства, а также за счет предоставления широкого спектра услуг (в том числе научно-инновационных, сервисных, транспортно-логистических, коммуникационных, туристических, социальных и др.).
Стратегическая цель - рост уровня жизни населения вследствие инновационного социально-ориентированного развития Тюменской области на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации производительных сил области.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года направлена на достижение стратегической цели Тюменской области, которая раскрывается через систему стратегических приоритетов, сформулированных на основе выявленных конкурентных преимуществ и проблем в экономике и социальной сфере области, с учетом общенациональных целей и задач, определенных федеральной политикой социально-экономического развития Российской Федерации, а также приоритетов развития Уральского федерального округа.
Стратегическими приоритетами Тюменской области являются:
1.Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области.
2.Повышение уровня и качества жизни населения:
- повышение уровня здоровья населения;
обеспечение потребностей населения в услугах образования и культуры;
- повышение безопасности жизни населения.
Система целей охватывает все сегменты экономики и социальной сферы и содержит цель, стратегические приоритеты и задачи развития Тюменской области на долгосрочную перспективу.
Таблица 2.1 Система целей, приоритетов и задач долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области
ПриоритетыЗадачиОбеспечение динамичного и устойчивого экономического развития областиПовышение конкурентоспособности экономики, в том числе за счет усиления инновационной активности предприятий Повышение инвестиционной привлекательности экономики Развитие приоритетных секторов экономики, в том числе через стимулирование создания эффективных экономических кластеров Развитие эффективного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса Развитие инфраструктуры (транспортной, электроэнергетической, инженерной) Развитие малого предпринимательства Развитие туристско-рекреационной отрасли Обеспечение сбалансированного территориального развития областиПовышение уровня и качества жизни населенияПовышение материального уровня населения Развитие и сохранение трудового потенциала Обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты) населения области Обеспечение эффективной занятости экономически активного населения Повышение доступности жилья для населения Обеспечение доступа населения к качественным и современным телекоммуникационным услугам Повышение доступности и качества коммунальных услуг, торгового и бытового обслуживания населения области Создание условий для организации досуга и отдыха населения Улучшение состояния окружающей среды - повышение уровня здоровья населенияОбеспечение доступности, качества и многообразия услуг медицинской помощи для населения области Охрана материнства и детства Профилактика социально значимых заболеваний Развитие первичной медико-санитарной помощи Развитие высокотехнологичной медицинской помощи Развитие физкультурно-спортивной активности и здорового образа жизни населения Обеспечение стабильной благополучной эпизоотической обстановки Формирование потенциала противодействия наркотизации общества- обеспечение потребностей населения в услугах образования и культурыОбеспечение доступности, качества и многообразия услуг образования, культуры для населения области Создание условий для развития детей дошкольного возраста Предоставление образования, формирующего конкурентоспособного и социально-адаптированного выпускника Обеспечение экономики и социальной сферы региона востребованными квалифицированными профессиональными кадрами Создание условий в учреждениях интернатного типа для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их надлежащее использование Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов Обеспечение государственной поддержки молодежи- повышение безопасности жизни населенияПрофилактика преступлений и правонарушений и усиление борьбы с преступностью Сокращение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях Обеспечение безопасности населения и территорий области от угроз природного и техногенного характера Обеспечение безопасности населения от угроз национальных конфликтовПовышение эффективности государственного управленияПовышение эффективности использования государственного имущества и бюджетных средств Повышение прозрачности деятельности органов государственной власти области, в том числе путем развития и распространения в области информационно-коммуникационных технологий Реализация современных методов планирования и управления Создание условий для удовлетворения потребностей в ретроспективной информации культурного и общественного значения Формирование кадровой политики в органах исполнительной власти, обеспечивающей достижение эффективности и результативности
Прогноз развития Тюменской области на перспективу до 2020 и 2030 года разработан в рамках подготовки и согласования стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации с Концепцией долгосрочного развития (КДР) Российской Федерации на период до 2020 года на основе общих целевых установок и методологических принципов.
Тенденции и условия развития мировой и национальной экономики, направления совершенствования законодательства и институциональной среды, социальной, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической политики также определяются на уровне национальной экономики. В этой связи параметры внешней среды для развития Тюменской области - тенденции и динамика национальной экономики и внешнеэкономических условий заданы в соответствии с тремя основными сценариями, характеризующими альтернативные модели развития РФ: инерционным, энерго-сырьевым и инновационным, в рамках которых также разработаны сценарии развития Уральского федерального округа.
Расширение внешних рынков сбыта продукции и услуг, производимых в Тюменской области, будет возможно как за счет расширения географии поставок уже производимых товаров, так и за счет выпуска новых видов продукции и предоставления новых видов услуг. Успешное продвижение продукции может быть обеспечено за счет повышения ее качества, производства уникальных (дефицитных) на макрорегиональных и национальном рынках материалов, а также за счет участия предприятий региона в крупных проектах как на территории УФО (проект «Урал Промышленный - Урал Полярный», создание транспортных коридоров, освоение нефтегазовых месторождений), так и на территории других округов. Расширение рынков сбыта может быть реализовано по следующим основным направлениям: производство продуктов питания, машин и оборудования, продукции нефтехимического и лесопромышленного комплексов, а также предоставление услуг.
Важнейшим фактором формирования перспективной стратегии социально-экономического развития Тюменской области является вовлеченность региона в процессы социально-экономического развития Уральского федерального округа и Российской Федерации, возможность подключения к общерегиональным проектам, получения эффектов межрегиональных взаимодействий. Основными сферами участия региона в подобных проектах могут стать: обеспечение жильем, совершенствование качества жилой среды, здравоохранение, сельское хозяйство, наука, транспорт, создание промышленных кластеров, экология, а также комплексные межрегиональные проекты («Урал Промышленный - Урал Полярный»).
Активное участие Тюменской области в общенациональных и межрегиональных проектах РФ позволит обеспечить динамичное и устойчивое развитие ее экономики и социальной сферы, будет способствовать реализации ее стратегической миссии и достижению долгосрочных целей социально-экономического развития.
Особое значение для перспективного развития всех субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, имеет реализация мегапроекта «Урал Промышленный - Урал Полярный», в рамках которого предполагается строительство железных дорог «Полуночное - Обская», «Обская - Салехард - Надым», автодороги Агириш - Салехард, создание новых энергетических мощностей, а также освоение значительного количества месторождений твердых полезных ископаемых (в основном, рудных) с использованием преимуществ концентрации предприятий на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Проект следует рассматривать в качестве существенного фактора формирования спроса на продукцию и услуги, производимые в Тюменской области. Участие области в проекте целесообразно, главным образом, по следующим направлениям: продовольственное обеспечение, производство транспортных средств, поставки продукции машиностроения, предоставление услуг (в первую очередь, транспортных, образовательных и туристско-рекреационных). Необходимо также предусмотреть интеграцию Тюменского технопарка в данный мегапроект в качестве одного из составных элементов его научно-инновационной сферы.
Внутренние факторы и условия определяются особенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней проблем.
Специализация Тюменской области сформировалась под воздействием развития нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (ХМАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Вместе с тем, в области сложилась многоотраслевая структура экономики, базовыми секторами которой являются нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспортно-логистический комплекс, торговля и социальные услуги, также сильно ориентированные на внешний спрос.
Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором развития ХМАО и ЯНАО на долгосрочную перспективу, можно предполагать, что обслуживание нефтегазового комплекса автономных округов и развития Севера останется главным фактором перспективного экономического роста для всех сценариев развития Тюменской области. В то же время при условии наращивания новых высокотехнологичных производств, в том числе связанных с нефтегазосервисом, а также сектора социальных услуг появляются вполне реальные альтернативы традиционно сложившемуся типу развития Тюменской области. Развитие указанных новых производств и услуг призвано повысить устойчивость базовых секторов и экономики области в целом, сглаживая воздействие на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему конъюнктурных колебаний в нефтегазовом секторе.
Реальное поле выбора альтернатив развития Тюменской области определяется ее конкурентными преимуществами. К наиболее перспективным отраслям экономики Тюменской области, способным освоить инновации, относятся: нефтегазовый комплекс, нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, медицинская и фармацевтическая промышленность, переработка древесины, транспортный комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность.
В регионе сложился развитый многопрофильный научный потенциал, включающий высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, которыми выполняется широкий спектр работ и исследований, связанных с проблемами развития нефтегазовой промышленности области.
Через Тюменскую область проходят главные транспортные маршруты, обеспечивающие функционирование нефтегазовой промышленности и жизнеобеспечение основной части населения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В будущем на территории области могут размещаться составные части международных транспортных коридоров, связывающих страны Европы со странами Восточной Азии, создающие условия для дальнейшего развития транспортно-логистической специализации области.
Сценарное представление перспектив развития Тюменской области предполагает идентификацию в каждом из сценариев: целевой ориентации; институциональной структуры (экономических условий и механизмов, интересов различных субъектов регионального развития); производственной структуры; ключевых экономических и социальных показателей.
Инерционный и энерго-сырьевой сценарии основаны на предположениях относительно развития Тюменской области в рамках сложившейся к настоящему времени экспортно-сырьевой модели роста. В рамках обоих сценариев предполагается сохранение сложившихся к настоящему времени тенденций в развитии производства и социальной сферы и различаются указанные сценарии, в основном, предполагаемыми объемами инвестиционных ресурсов, которые могут быть привлечены в российскую экономику в целом и в экономику Тюменской области.
Качественно иной тип экономического роста, предполагающий переход на новый технологический уклад, связанный с развитием высокотехнологичных отраслей, социально ориентированную модель роста, предполагается в рамках инновационного сценария развития Тюменской области, который определяет перспективы развития региона в рамках инновационного развития экономики России.
Заключение
Целью разработки Концепции является определение долгосрочных стратегических направлений, целей и приоритетов, сбалансированных сценариев развития экономики и социальной сферы и размещения производительных сил Тюменской области (без автономных округов) на период 2008-2030 гг., обеспечивающих:
- устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие области;
рост уровня жизни населения;
совершенствование пространственной организации производительных сил на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ области.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года согласована со Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период 2008-2020 гг. и до 2030 года, при ее разработке учитывался также весь комплекс действующих и разрабатываемых стратегических документов федерального уровня, национальные проекты и федеральные целевые программы, стратегии и программы отраслевого развития, а также стратегии социально-экономического развития других регионов УФО, стратегии и программы развития естественных монополий и крупных компаний, отраслевые стратегии инвестиционного развития Тюменской области.
В соответствии с поставленной целью в Концепции:
дана оценка современного состояния ключевых внешних и внутренних факторов развития экономики Тюменской области;
выявлены важнейшие проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы;
сформулирована миссия Тюменской области на долгосрочную перспективу;
определены и обоснованы цель и долгосрочные приоритетные направления развития области с учетом общих приоритетов развития Российской Федерации и Уральского федерального округа;
охарактеризованы наиболее вероятные сценарии развития области и разработан макроэкономический прогноз на 2008-2020 годы и до 2030 года;
определены задачи, приоритеты, целевые индикаторы, механизмы развития основных отраслей экономики, социальной сферы, науки и технологий;
даны предложения по совершенствованию территориальной структуры экономики области с учетом тенденций социально-экономического развития городов и районов, а также возникновения новых форм пространственной организации хозяйства, отражающих качественное содержание и количественные параметры межрегиональных связей в УФО в долгосрочной перспективе;
- определены наиболее крупные инвестиционные проекты, намечаемые к реализации на территории области;
Положения и рекомендации Концепции предназначены для:
проведения эффективной экономической политики и разработки взаимосогласованного на региональном и федеральном уровнях власти комплекса мер, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие области;
обеспечения совместных действий и поиска предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, муниципальных образований, коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных.
Реализация основных положений Концепции позволит повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием области, обеспечить высокую конкурентоспособность ее экономики на долгосрочную перспективу и создать условия для роста качества и уровня жизни населения Тюменской области.
Список использованных источников
1.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 248с.
3.Балабанова И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2008.- 208 с.: ил.
4.Бизнес-план: Методические материалы/Под ред. Р.Г. Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 80с.
.Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова - М.: Юристъ, 2007. - 415 с.
6.Лобанова Е.Н., Лимитовский М.А. Управление финансами: 17- модульная программа для менеджеров, управление развитием организации. Модуль 14. - М.: «ИНФРА - М», 2009. - 280 с.
.Панов, А. И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.И. Панов - М.: ЮНИТИ, 2008. - 240 с.
.Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование.- М.: Дело,2009. - 333 с.
.Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Перевод с англ. Под редакцией Зайцева Л. Г., Соколовой М. И. - Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 576 с.
.Уткин, Э.А. Стратегический менеджмент: способы выживания российских компаний: Учебник / Э.А. Уткин. М.: Фонд Экономического Просвещения, 2008.