Стратегическое управление: концептуальные основы и необходимость использования на современном этапе
Стратегическое управление: концептуальные основы и необходимость
использования на современном этапе
План
1.
Сущность,
предпосылки и эволюция системы стратегического управления
2.
Модели
стратегического управления и их характеристика
1.
Сущность,
предпосылки и эволюция системы стратегического управления
Кто
не знает гавани,
к
которой он хочет плыть,
тому
и ветер не благоприятствует
Сократ
Как
давно это было сказано и как актуально это в настоящее время, потому как каждый
предприниматель и руководитель компании сталкивается с проблемой стратегической
направленности бизнеса. Это проблема усугубляется тем, что в настоящее
время каждое предприятие независимо от специфики его деятельности испытает на
себе давление динамических факторов внешнего окружения.
Изменения в
законодательстве, ценах на товары, услуги, в технологии, организационных формах
предприятий и формах их собственности, наличие конкуренции не только с
отечественными предприятиями говорит о том, что мы живем в мире, который быстро
изменяется и очень часто не в тех направлениях, которые нас бы устраивали.
Предприятия сталкиваются с неопределенностью, непредвиденными ситуациями, когда
традиционные подходы к управлению и планированию не могут обеспечить правильной
ориентации и подготовки предприятия к будущему, а значит к выживанию.
Становится очень важным переход к управлению, которое ориентируется на
стратегические направления развития.
Стратегическое
управление подготавливает предприятие к успешному функционированию в будущем.
Предпосылки
возникновения стратегического управления:
1.
Повышение уровня
нестабильности внешнего окружения. В настоящее время большинство отечественных
предприятий работают в быстро изменяющемся и труднопредсказуемом окружении, следовательно,
нуждаются в методах стратегического менеджмента.
2.
Интеграционные
процессы, происходящие в отечественном бизнесе, проявляющиеся в создании
промышленных, финансово-промышленных и финансово-коммерческих групп,
эффективное функционирование которых невозможно без решения проблем стратегического
менеджмента.
3.
Глобализация бизнеса. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в
котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит
стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм продается во всех странах
мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках.
Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными
методами, разрабатывая стратегию деятельности в конкурентной среде.
Термин
«стратегическое управление» появился на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы
отделить управление, осуществляемое на высшем уровне, от текущего управления на
уровне производства.
Стратегическое
управление – это комплекс процессов и способов разработки и реализации портфеля
стратегий предприятия с целью осуществления гибкого регулирования и
своевременных изменений в предприятии, отвечающих вызову со стороны окружения и
позволяющих добиваться конкурентных преимуществ.
Официальным
годом рождения стратегического менеджмента можно назвать 1973 год, когда в г.
Нешвилле (США) была проведена Первая международная конференция по вопросам
стратегического управления, где в 14 докладах были подведены итоги развития
стратегического подхода к управлению западными и восточными компаниями, а также
определены основные направления развития стратегического управления. С этого
времени исследования в этой области проводятся во всем мире, большинство
процветающих организаций достигли своих результатов благодаря внедрению
стратегического управления. Значительное число корпораций США и Западной Европы
имеют квалифицированный персонал, который прошел специальную подготовку по
стратегическому управлению.
Предназначение
стратегического управления заключается в следующем:
·
в установлении и
ранжировании важных долгосрочных целей предприятия, которые отвечают
требованиям развития экономики в целом и интересам данной организационной
единицы;
·
в оценке и
критическом рассмотрении вероятных путей достижения установленных целей в
предполагаемых внешних и внутренних условиях функционирования фирмы в данный
период;
·
в выборе и
постепенной реализации решений, обеспечивающих эффективную адаптацию
деятельности фирмы к неожиданным изменениям.
Сущность
стратегического управления раскрывается характерными особенностями, которые
существенным образом отличают его от оперативного управления.
Таблица
1 - Сравнительная характеристика стратегического и оперативного управления
Ключевые характеристики управления
|
Оперативное управление
|
Стратегическое управление
|
Миссия
|
Осуществление деятельности с целью получения прибыли
|
Эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе с
целью установления динамического равновесия с окружающей средой
|
Акцентирова-ние внимания менеджмента
|
Взгляд вовнутрь организации, поиск рациональных путей эффективного
использования ресурсов
|
Перенос центра внимания высшего руководства на внешнее нестабильное
окружение, поиск возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация
к изменениям в окружении
|
Учет фактора времени
|
Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу
|
Ориентация на долгосрочную перспективу
|
Управление персоналом
|
Отношение к работникам как к ресурсу организации, исполнителям
отдельных функций
|
Рассмотрение работников как
источник благополучия организации
|
Оценка эффективности
|
Оценка прибыльности и рациональности использования производственного
потенциала
|
Оценка степени своевременности реагирования на изменения внешнего
окружения
|
Концепция
стратегического менеджмента предусматривает видение долгосрочной перспективы
развития предприятия, использование нового подхода к планированию: от будущего
к настоящему, приоритетность анализа внешних возможностей и опасностей, а также
соответствие организационной структуры предприятия его стратегии.
Характерные
черты концепции стратегического управления:
1.
Основывается на
синтезе теории: системном, ситуационном и целевом подходах к деятельности
предприятия, которое рассматривается как открытая социально-экономическая
система.
2.
Ориентирует на
изучение условий, в которых функционирует предприятие.
3.
Концентрирует
внимание на необходимости формирования баз стратегической информации.
4.
Позволяет прогнозировать
стратегическое поведение предприятий.
5.
Предполагает
использование определенных инструментов и средств развития предприятия (целей,
стратегий, стратегических планов, программ и др.).
Основные
задачи стратегического управления:
1.
Формирование
стратегических направлений развития предприятия (т.е. необходимо обозначить
цели и долгосрочные перспективы развития).
2.
Превращение общих
стратегических целей в конкретные направления работы.
3.
Эффективная
реализация выбранной стратегии.
4.
Внесение
корректив в стратегические направления развития предприятия, в цели, в
стратегию на основе оценки проделанной работы с учетом изменившихся условий,
новых возможностей.
Система
стратегического управления явилась результатом развития подходов к управлению.
В эволюции стратегического управления можно выделить 4 этапа.
Таблица
2 - Этапы постепенного перехода к стратегическому управлению предприятием
Характеристика
этапов
|
Основные
ориентиры и особенности планирования
|
1
этап
Текущее
управление «по отклонениям»
|
Реагирование
на ситуацию, которая сложилась.
Планирование,
ориентированное во внутрь организации, ограничивается разработкой бюджетов и
текущих планов
|
2
этап
Управление
«от достигнутого» с элементами предвидения будущего
|
Использование
элементов анализа и контроля ситуации, которая складывается в предприятии и
во внешней среде
Долгосрочное
планирование на основе метода экстраполяции
Разрабатывается
стабильная система целей на 10-15 лет
|
3
этап
Управление
«по целям» с ориентацией на внешнюю среду
|
Наличие
«стратегического мышления», нацеленного на уменьшение воздействия угроз на
деятельность предприятия и использование шансов, способствующих успеху организации
|
Фаза
4
Стратегическое
управление
|
Подготовка
будущего и стремление к будущему
Стратегическое
планирование, пронизывающее все подсистемы деятельности предприятия
Формируется
интегрированная система управления предприятием, обеспечивающая адаптивность
и конкурентоспособность предприятия
|
Процесс
стратегического менеджмента представлен на рисунке 1
2.
Модели стратегического управления и их характеристика
Стратегическое управление, как и любая сложная компонента
менеджмента, имеет свое модельное построение. В ходе непростого развития теория
стратегического менеджмента выработала много разных моделей стратегического
управления. Наибольшее распространение получили модели Фреда Р. Девида, Джона
Л. Томпсона и Питера Лоранжа. Среди отечественных ученых, занимающихся проблемами
стратегического управления, следует выделить модель стратегического управления
Ефремова В.С.
Модель
Фреда Р. Девида предполагает последовательное выполнение 3-х этапов: разработка
стратегии, внедрение стратегии и оценка стратегии.
На первом этапе
осуществляется определение миссии и желаемых параметров стратегии,
внешний и внутренний аудит
деятельности предприятия. Второй этап предполагает разработку целей, выработку
политики предприятия по достижению этих целей и размещению ресурсов. На третьем
этапе осуществляется оценка исполнения стратегии.
Страгегическое планирование
|
|
Первая стадия -
Вторая стадия -
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение
стратегических
изменений
|
|
|
|
|
|
Третья стадия -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 1 - Процесс стратегического управления.
|
|
Модель
стратегического управления Томпсона состоит из 4-х этапов: стратегический
анализ, стратегический выбор, реализация стратегии, мониторинг и оценка.
Моделей
СУ Девида и Томпсона имеют следующие недостатки:
1.
Не дают
представления об исходной точке процесса стратегического управления.
2.
В этих моделях
скрыта органическая взаимосвязь стратегического управления с тактическим и
оперативным.
Модель
стратегического управления Ефремова В.С. рассматривает в качестве исходного
пункта бизнес-идею предприятия, на основе которой разрабатываются целевые
установки организации. Затем, исходя из оценки позиций предприятия в стратегическом
пространстве и целевых установок, разрабатываются стратегии предприятия,
которые детализируются системой целей.
На
основании поставленных целей разрабатываются программы, проекты и система
организационного обеспечения производственно-коммерческой деятельности
предприятия. В процессе выполнения намеченных действий контролируются и
анализируются полученные результаты. При необходимости осуществляется
корректировка программ, проектов, организационного обеспечения.
Несмотря
на отличия в подходах к моделированию стратегического управления, в каждой
модели можно выделить три стадии процесса стратегического управления (рис.1.):
·
Стадия
стратегического планирования (стратегического анализа и выбора).На этой стадии
определяются стратегии предприятия путем установления миссии, анализа
стратегических позиций на основе исследования внутренних и внешних факторов.
·
Стадия
стратегической организации или настройки организационной системы в соответствии
с выбранной стратегией (внедрение стратегии, реализация стратегии). На стадии
выполняется приведение всех ресурсов и внутрифирменных связей, всех целей,
задач и областей ответственности работников в полное соответствие с выбранной
стратегией; проводятся необходимые организационные изменения в предприятии и
вырабатывается политика каждого из ее структурных подразделений.
·
Стадия
стратегического контроля и регулирования (оценка стратегии и контроль
выполнения стратегических мероприятий).
Для
крупных диверсифицированных компаний, осуществляющих несколько видов деятельности,
целесообразно использовать трехуровневую модель стратегического управления,
предложенную Питером-Лоранжем (рис. 2.).
Рисунок
2 - Модель стратегического управления Питера-Лоранжа.
Литература
1.
Ансофф И.
Стратегическое управление /пер. с англ./ - М.: Экономика, 2008.
2.
Ансофф И. Новая
корпоративная стратегия. – М.: Питер, 2007.
3.
Антикризисный
менеджмент /Под редакцией проф. Грязновой А.Г. – М.: Ассоциация авторов и
издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2008. – 368 с.
4.
Антикризисное
управление: от банкротства к финансовому оздоровлению (Под ред. Иванова Г.П.).-
М.: Закон и право, ЮНИТИ. 2007.- 320 с.
5. Ассель Г. Маркетинг: принципы и
стратегия: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009.
6.
Боумэн К. Основы стратегического
менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 2008. - 175 с.
7.
Вайсман А.
Стратегия менеджмента: пять факторов успеха. – М.: Экономика, 2006.