Характеристика основных элементов упрощенной системы налогообложения
Введение
упрощенный налоговый ставка
Налогообложение играет большую роль в жизни общества и государства, поэтому все вопросы, связанные с ним очень актуальны. Общество, выступающее в роли коллективного налогоплательщика, налоги лишают людей значительных денежных средств. Для государства налоги выступают в качестве основного источника существования. Несмотря на то, что налоги существуют почти столько же, сколько существует государственность, в истории человечества не было, пожалуй, еще такой налоговой системы, которая не вызывала бы критики и недовольства со стороны налогоплательщиков. При этом налогоплательщики всегда полагают налоги завышенными, государство же, всегда находясь в состоянии дефицита денежных ресурсов, постоянно изыскивает способы их увеличения посредством увеличения налогового бремени.
Целью курсовой работы является изучение понятие упрощенной системы налогообложения. Проанализировать правовую основу регулирования упрощенной системы в Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо рассмотреть такие вопросы, как: к какому налоговому режиму относится упрощенная система, кто имеет право на ее применение и как перейти на такой вид налогообложения, что признается объектом налогообложения, как осуществляется составление и предоставление отчетности в налоговые органы. А также рассмотреть вопрос о малом предпринимательстве и его роли в экономике.
1.Упрощенная система налогообложения
.1 Значение и необходимость применения упрощенной системы налогообложения
Упрощенная система налогообложения (УСН) - это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. Суть данной системы заключается в том, что налогоплательщик выплачивает единый налог, который заменяет ряд налогов в традиционной системе налогообложения.
Юридические лица <#"justify">Переход к упрощенной системе налогообложения, в отличие от перехода к единому налогу на вмененный доход, является для организации и индивидуальных предпринимателей делом добровольным. Возврат налогоплательщиков к другим режимам налогообложения также является добровольным.
Объектами налогообложения являются доходы, а также доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбранный предприятием объект налогообложения, необходимо указать в заявлении о переходе на УСН <#"justify">При применении УСН организации освобождаются от уплаты - НДС, налога на прибыль, налога на имущество, частично ЕСН; а индивидуальные предприниматели - НДС, НДФЛ, налога на имущество, частично ЕСН.[1, Глава 26.2, Ст.346.11]
Не имеют права работать на УСН организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
1.2 Условия перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения
В налоговом законодательстве установлен порядок перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения. Они, в частности, должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения или месту жительства соответствующее заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом организации обязаны сообщить в заявлении размер своего дохода за девять месяцев текущего года, а также среднюю численность работников за указанный период и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели имеют право подавать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе.
При принятии решения о применении УСН следует обратить внимание на основные преимущества данного налогового режима по сравнению с общим налоговым режимом, к которым могут быть отнесены:
·более низкая ставка единого налога по сравнению со ставкой налога на прибыль - 20 %;
·возможность применения пониженных ставок страховых взносов при осуществлении некоторых видов деятельности;
·освобождение от исчисления и уплаты налога на имущества;
·освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по НДС.
Принимая решение о переходе на УСН, не стоит забывать о необходимости восстановления ранее предъявленных сумм НДС, что вызовет единовременные дополнительные налоговые платежи. Возврат от УСН к общему налоговому режиму также сопровождается дополнительной налоговой нагрузкой. Соответственно, переходя на УСН, следует учитывать данные дополнительные расходы и избегать частой/ежегодной смены применяемых налоговых режимов.
При этом на налогоплательщик возложена обязанность сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течении 15 дней по истечении отчетного или налогового периода, в котором его доход или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысила установленные пределы
Условия перехода на УСН
Условия перехода организаций на упрощенную систему налогообложения установлены статьями 346.12 и 346.13 Налогового Кодекса РФ. В них, в частности, изложены следующие ограничения на применение «упрощенки»:
- Размер полученных доходов: В период до 30.09.2012 для перехода на УСН размер доходов организации по итогам 9 месяцев года, предшествующего году использования УСН, не должен превышать лимита 45 млн. руб. С 01.10.2012 предельные размеры подлежат индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор <#"justify">·расположено вне места нахождения юридического лица;
·представляет его интересы или осуществляет его функции (или их часть);
·наделено имуществом создавшего его юридического лица;
·действует на основании положений, утвержденных таким юридическим лицом;
·имеет руководителя, действующего на основании доверенности юридического лица;
·указано в учредительных документах создавшего его юридического лица. [5]
Наличие у организации обособленных подразделений, не соответствующих вышеперечисленным признакам, не является препятствием к ее переходу на УСН.
Запрещено переходить на «упрощенку»:
·банкам;
·страховым компаниям;
·негосударственным пенсионным фондам;
·инвестиционным фондам;
·профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
·ломбардам;
·организациям, занимающимся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
·организациям, занимающимся игорным бизнесом;
·нотариусам частной практики, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований.
Также не позволяют применять УСН:
Участие в соглашении о разделе продукции.
Переход на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленную главой 26.1 НК РФ.
Участие юридических лиц в уставном капитале. Если доля участия других организаций более 25%, то применение УСН невозможно. Исключением являются:
·организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов со среднесписочной численностью инвалидов среди работников не менее 50% и их долей в фонде оплаты труда не менее 25%;
·некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.92 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;
·хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек. В 2009 году этот показатель определяется в соответствии с порядком, установленным Приказом Росстата РФ № 278 от 12.11.2008 г. «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения».
Остаточная стоимость основных средств и материальных активов организации не должна превышать 100 млн. руб. Расчет остаточной стоимости при этом определяется по данным бухгалтерского учета и только в отношении тех основных средств и нематериальных активов, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
Бюджетные учреждения наряду с иностранными организациями не вправе применять УСН.
1.3 Порядок перехода с упрощенного режима на общий режим учета и налогообложения (Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения)
. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. [1, Глава 26.2, Ст.346.13]
2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 <#"justify">В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.
Указанная в абзаце первом <#"justify">4.1. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 60 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрошенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.
. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктами 4, настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.
. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить <#"justify">2. Характеристика основных элементов упрощенной системы налогообложения
.1 Два объекта налогообложения и порядок их расчета; порядок определения доходов и расходов
Прежде чем выбрать объект налогообложения важно тщательно изучить планируемые в следующем налоговом периоде расходы, поскольку от их характера будет зависеть величина налоговой нагрузки, и, соответственно, выбор оптимального объекта налогообложения.
Пункт 1 ст. 346.14 НК предлагает налогоплательщику на выбор два варианта объектов налогообложения:
·доходы;
·доходы, уменьшенные на величину расходов.
Доходы определяются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и в обоих случаях признаются по кассовому методу. То есть, датой получения дохода будет являться день получения денежных средств или иного имущества, а также день погашения задолженности или внесения предоплаты налогоплательщику любым другим способом.
Определение расходов при применении УСН
Определение же расходов при применении УСН отлично от определения расходов при использовании общего режима налогообложения. Прежде всего, их перечень ограничивается статьей 346.16 НК РФ. Так, например, будут потеряны:
·стоимость консультационных и информационных услуг;
·представительские расходы;
·потери от брака;
·расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка;
·расходы на добровольное личное страхование сотрудников;
·расходы по подбору работников;
·расходы на услуги по предоставлению работников сторонними организациями;
·и другие.
Затраты признаются расходами только после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и/или имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и/или имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и/или передачей имущественных прав.
Помимо этого, для отдельных видов затрат действуют специальные правила их признания:
·материальные расходы (в том числе на приобретение сырья и материалов), расходы на оплату труда, проценты по займам и кредитам и при оплате услуг третьих лиц затраты признаются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;
·расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются по мере реализации указанных товаров. Для оценки покупных товаров разрешено использовать любой из следующих методов - ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы товара;
·расходы на уплату налогов и сборов признаются в размере, фактически уплаченном организацией в пределах начисленных сумм. Т.е. если организация перечислила налогов и сборов в бюджет больше, чем начислила (т. е. переплатила), то на суммы этих переплат доходы не уменьшаются;
·расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, отражаются на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.
2.2 Налоговая база; налоговый порядок и налоговые ставки
В зависимости от выбранного объекта налогообложения налоговая база определяется как денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы в иностранной валюте подлежат пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ на дату получения доходов или осуществления расходов. Доходы в натуральной форме учитываются по рыночным ценам.
Ставка налога при выборе в качестве объекта налогообложения доходы составляет 6%, доходы, уменьшенные на величину расходов - 15% с возможностью установки Субъектами РФ дифференцированных ставок в диапазоне от 5 до 15%. Кроме того, при использовании объекта налогообложения "доходы минус расходы" существует дополнительное ограничение - сумма уплаты в бюджет не может быть меньше 1% доходов, учитываемых при определении налоговой базы. Это так называемый минимальный налог, уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Организации, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в течение 10 лет вправе уменьшать свои доходы на убытки, полученные в прошлых периодах применения УСН и использования в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. С 1 января 2009 года снято 30%-ное ограничение, теперь налоговую базу можно уменьшить на всю сумму ранее полученного убытка.[1, Глава 26.2, Ст.346.18]
При этом сумму налога (авансовых платежей по налогу) разрешается уменьшить не более чем на 50 % в общей сложности. Таким образом, фактически ставка налога может снизиться до 3% от доходов.
Большой плюс «упрощенки» - гораздо меньший, чем при общем режиме налогообложения, объем отчетности. С 1 января 2009 года «упрощенцам» больше не нужно сдавать налоговые декларации по итогам отчетных периодов (в течение года по результатам каждого квартала). В налоговые органы представляется декларация только по итогам года. Сделать это нужно до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Заключение
Подводя итог проделанному исследованию можно сделать вывод о том, что специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения дает множество преимуществ налогоплательщикам, которые используют данный режим. Во-первых, переход на упрощенную систему является добровольным, что само по себе положительно, так как не всем предприятиям выгодно применение «упрощенки». Во-вторых, объект, выбираемый налогоплательщиками, по их желанию изменяется ежегодно, поэтому организация может не беспокоиться, если вдруг ее доходы вырастут в разы (при объекте «доходы»), или наоборот, снизятся расходы (при объекте «доходы - расходы»), что приведет к увеличению суммы единого налога. Налогоплательщики могут «спланировать» тот объект, который будет для них выгоднее в том или другом налоговом периоде.
В-третьих, налогоплательщики обязаны подавать налоговую декларацию только по итогам налогового периода. Это значительно снизит количество бумажной «волокиты», что, несомненно, является большим плюсом. Ну и, наконец, в-четвертых, то, что в бюджет необходимо заплатить сумму, гораздо меньшую, чем при общем режиме налогообложения, является основным и неоспоримым преимуществом налогообложения.
С 1 января 2009 года в налоговое законодательство Российской Федерации было внесено множество изменений. Они коснулись и упрощенной системы налогообложения. Некоторые из них мы перечислили выше: объект может изменяться ежегодно, налоговая декларация подается только по итогам налогового периода. Еще одним немаловажным нововведением является то, что теперь ставка налога может устанавливаться субъектом РФ самостоятельно в пределах от 5 до 15 процентов, но ставка налога по объекту «доходы» не может быть меньше 6 %. Однако в Алтайском крае по-прежнему действуют ставки, установленные Налоговым кодексом РФ. Также изменился и коэффициент-дефлятор. В 2009 году он составляет 1,538.
Налогоплательщику, применяющему специальный налоговый режим в виде упрощенной системе налогообложения, необходимо помнить о том, что если в каком-либо квартале текущего налогового периода будет нарушено, хотя бы одно условие перехода на УСНО, то он потеряет право на использование данного режима и будет обязан уплатить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Но при этом он не уплачивает штрафы и пени за несвоевременную уплату этих налогов.
Закрытое акционерное общество «Искра» использует специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения с 2008 года. В качестве объекта выбраны «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов». Однако данной организации будет выгоднее использовать в качестве объекта налогообложения «доходы», так как сумма налога, подлежащая уплате в бюджет при данном объекте, значительно ниже, чем сумма единого налога при объекте «доходы - расходы». Поэтому ЗАО «Искра» следует пересмотреть свою учетную политику и в 2010 году в качестве объекта налогообложения выбрать «доходы». Это позволит данному предприятию в разы снизить обязательства перед бюджетом, а это, безусловно, плюс, так как прибыль организации увеличится, и появятся возможности для расширения бизнеса.
Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения очень важен, так как в условиях Мирового финансового кризиса субъектам малого и среднего бизнеса, составляющих основу экономики любого развитого государства, очень сложно удержаться «на плаву» и не обанкротиться. Упрощенная система налогообложения с ее изменениями, вступившими в силу с 1 января 2009 года, дает возможность данным предприятиям снизить свои расходы и направить часть денежных средств на стабилизацию своей деятельности. И получается замкнутый круг. Чем больше реформ проводит Правительство РФ, тем больше отдача малых и средних предприятий.
Упрощенная система снижает нагрузку на субъекты предпринимательства, а это значит, что предприятия, применяющие данный налоговый режим, могут большую часть своих сил «бросить» на борьбу с кризисом, а не на проверку правильности исчисления сумм налогов, которые необходимо уплачивать при общем налоговом режиме.
Список литературы
1.Налоговый кодекс РФ <http://www.zakonrf.info/nk/>
.Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
.Колчин С.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. -М.: Вузовский учебник, 2009.
.Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учебник. - М.: Омега-Л, 2010.
.Кочергов Д.С., Устинова Е.Е.Упрощенная система налогообложения: сложные вопросы применения. - М.: Омега-Л, 2010.
.Касьянова Г.Ю. Упрощенная система налогообложения:- 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Малый бизнес, 2012.
.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - (Высшее образование).
.http://www.reghelp.ru/usn.shtml
.http://www.zakonrf.info/nk/346.25.1/