Разработка мероприятий по совершенствованию налогообложения на примере предприятия ОАО 'Искра'
Содержание
Введение
.
Теоретические основы налогообложения
1.1 Роль
налогов в Российской Федерации
1.2 Характеристика систем
налогообложения
.3 Основные налоги и их
элементы при традиционной системе налогообложения
.4 Основные налоги и их
элементы при упрощенной системе налогообложения
2. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО
"Искра"
2.1 Общая характеристика
деятельности ОАО «Искра»
.2 Анализ
финансово-хозяйственной деятельности
.3 Анализ действующей системы
налогообложения
. Разработка мероприятий по
совершенствованию налогообложения на примере предприятия ОАО «Искра»
.1 Мероприятия по применению
упрощенной системы налогообложения
.2 Анализ возможности
применения упрощенной системы налогообложения
.2.1 Объект налогообложения
доходы
.2.2 Объект налогообложения
доходы уменьшенные на величину расходов
.3 Сравнительный анализ
систем налогообложения
Заключение
Список использованных
источников
Приложения
Введение
В укреплении экономической позиции России налоги играют немалую роль. Им
отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых
государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются
взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с
государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими
организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется
хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к
экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной
экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства,
через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии
наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного
регулирования экономических процессов. Обоснованный, с учетом экономических
реальностей, характеризующих текущую ситуацию, комплекс налоговых мер, способен
оказать существенное влияние на экономическое поведение хозяйствующих
субъектов, усиливать экономическую и инвестиционную активность.
Стабильность системы налогообложения позволяет предпринимателю увереннее
чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения
в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли
уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система
налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики
страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения
к правительству. Поэтому, по мере изменения указанных условий, налоговая
система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям и в нее вносятся
необходимые изменения.
Это в полной мере относится и к той части налогового законодательства
Российской Федерации, которая регулирует сферу малого бизнеса. В частности, для
повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых
предприятий налоговым законодательством было установлено несколько специальных
режимов налогообложения.
Предметом исследования данной работы выступает налогообложение
предприятий.
Объект исследования ОАО «Искра». Предприятие занимается производственно-коммерческой
деятельностью и находится на общей системе налогообложения.
Основными налогами, уплачиваемыми предприятиями на вышеупомянутой
системе, являются налог на прибыль организации, налог на имущество организации,
налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и страховой взнос на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, налог на доходы физических лиц.
Итак, целью настоящей работы является анализ налогообложения предприятий
и поиск путей его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть роль налогов в Российской Федерации;
дать характеристику действующих систем налогообложения;
рассмотреть основные налоги и их элементы при традиционной системе
налогообложения;
рассмотреть основные налоги и их элементы при упрощенной системе
налогообложения;
дать общую характеристика деятельности ОАО «Искра»;
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Искра»;
провести анализ действующей системы налогообложения ОАО «Искра»;
разработать мероприятия по совершенствованию налогообложения ОАО «Искра».
Теоретической и методологической основой написания данной работы
выступили научные труды и методические материалы таких авторов как: Акчурина
Е.В., Брызгалин В.В., Викторова Н.Г., Евстигнеев Е.Н., Карп М.В., Ковалев В.В.,
Романовский М.В., Тихонов Д., Липник Л. и. др. Так же, использовалась
законодательная и статистическая информация в области налогообложения
Российской Федерации.
1. Теоретические основы налогообложения
.1 Роль налогов в Российской Федерации
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) введена
трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических
лиц. Она регламентируется статьей 12 части первой НК РФ.
Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на
территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,
формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее
доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов
субъектов Федерации и местных бюджетов.
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость;
акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на
прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы
за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов; государственная пошлина.
Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и
налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в
дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Региональные налоги
устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из
общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к
общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют
только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания
[1].
К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество
организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Третий уровень - местные налоги, то есть налоги городов,
районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит
район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и
Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и
местных налогов.
К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество
физических лиц.
Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в
федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную
стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на доходы
физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой
базы государства.
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на недвижимость
юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей,
что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических
лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в
некоторых странах имеется и такая практика, как в России.
Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на
имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на
содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее - группа прочих
местных налогов.
Далее проанализируем, поступление администрируемых ФНС России доходов в
федеральный бюджет в январе-сентябре 2009 года (Приложение А). А также что
меняется в Налоговом кодексе, поправки внесены Федеральными законами от 17 июля
2009 г. № 165-ФЗ, от 19 июля 2009 г. № 201-ФЗ, 202-ФЗ и 204-ФЗ, от 24 июля 2009
г. № 213-ФЗ (Приложение Б).
Всего в январе-сентябре 2009 года (по предварительным данным) в
федеральный бюджет поступило 2 195 млрд. рублей администрируемых доходов, что
на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года, рисунок 1 [39].
Рисунок
1 - Сравнение администрируемых доходов федерального бюджета за аналогичные
периоды
Основная
масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена
поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%)
и налога на прибыль (7%), рисунок 2 [39].
Поступления
налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-сентябре 2009 года
составили 143 млрд. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года
поступления снизились в 4,2 раза.Снижение поступлений обусловлено ухудшением
результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества
убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением
количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с
2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2
процентов.
налогообложение
упрощенный финансовый хозяйственный
Рисунок
2 - Структура поступлений доходов от налогов в федеральный бюджет РФ
Поступления
единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в
январе-сентябре 2009 года составили 376 млрд. рублей и по сравнению с
январем-сентябрем 2008 года выросли на 6 млрд. рублей, или на 1,6%.
Поступления
налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на
территории Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года составили 889
млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%.
Налога
на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации
из Республики Беларусь, поступило в январе-сентябре 2009 года 22 млрд. рублей,
что на 30% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
Поступления
по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-сентябре 2009
года около 60 млрд. рублей и снизились относительно января-сентября 2008 года в
полтора раза.Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный
бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на
нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное
топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации
в полном объеме.
Налога
на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в январе-сентябре 2009 года
поступило в федеральный бюджет около 680,5 млрд. рублей, в том числе на добычу
нефти - 613,2 млрд. рублей.По сравнению с январем-сентябрем 2008 года
поступления НДПИ снизились в 1,9 раза, что обусловлено снижением цены на нефть
(с 106,3$ в декабре 2007 года - августе 2008 года до 50,7$ в декабре 2008 года
- августе 2009 года, или в 2,0 раза).
Страховых
взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-сентябре
2009 года поступило 933,3 млрд. рублей, что на 1,4% больше, чем в
январе-сентябре 2008 года.
В
Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных
налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы
выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и
др.)) в январе-сентябре 2009 года поступило 42,4 млрд. рублей, что на 15%
меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009
года поступило 66,4 млрд. рублей, что на 2% больше, чем в январе-сентябре 2008
года.
В
территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-сентябре
2009 года поступило 116 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в январе-сентябре
2008 года.
1.2 Характеристика систем налогообложения
В настоящее время в действующей отечественной налоговой практике можно
выделить шесть основных налоговых режима рисунок 3.
Рассмотрим основные налоговые режимы, применяемые организациями, на
территории Российской Федерации.
Традиционная налоговая система.
Традиционный режим налогообложения предусматривает взимания спектра
налогов, которые могут быть представлены в виде следующей группировки:
косвенные налоги на доход: главным образом налог на добавленную
стоимость;
налоги, относимые на расходы: единый социальный налог (ЕСН), введенный
вместо страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налог на
имущество и налог на рекламу;
налоги, уплачиваемые из чистой прибыли: главным образом налог на прибыль.
Единый сельскохозяйственный налог - федеральный налог. Регулируется
главой 26.1 части второй Налогового кодекса РФ [2].
Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели,
являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату
единого сельскохозяйственного налога. Объектом налогообложения являются доходы,
уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой является денежное выражение
доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговая ставка устанавливается в
размере 6 процентов. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным
периодом признается полугодие.
Упрощенная система налогообложения - федеральный налог. Регулируется
главой 26.2 части второй Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками являются
организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему
налогообложения.
Рисунок 3 Налоговые системы
Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину
расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим
налогоплательщиком, за исключением случая, когда налогоплательщики являются
участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)
или договора доверительного управления имуществом, тогда они применяют в
качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговой базой в случае, если объектом налогообложения являются доходы
организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается
денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. В
случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или
индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой
базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налоговой ставкой в случае, если объектом налогообложения являются
доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В случае, если
объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов,
налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов
Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки
в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков
[20].
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами
признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Единый налог на вмененный доход - федеральный налог. Регулируется главой
26.3 части второй Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками являются
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории
муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую
деятельность, облагаемую единым налогом. Объектом налогообложения является
вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой является величина вмененного
дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному
виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и
величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного
дохода. Налоговым периодом является квартал.
При выполнении соглашений о разделе продукции - федеральный налог.
Регулируется главой 26.4 части второй Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении
специального налогового режима, установленного настоящей главой, признаются организации,
являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Федеральным законом «О
соглашениях о разделе продукции» [6]. Объект налогообложения, налоговая база,
налоговая ставка определяются с учетом особенностей, предусмотренных
положениями главы 26.4 НК РФ, действующими на дату вступления соглашения в
силу. Налоговый период в течение всего срока действия соглашения.
Налог на игорный бизнес - региональный налог. Регулируется главой 29
части второй Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками признаются организации
или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектом налогообложения являются
игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
Налоговая база по каждому из объектов налогообложения определяется отдельно как
общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговые ставки
устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
) за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от
25000 до 125000 рублей.
В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов
Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
) за один игровой стол - 25000 рублей;
) за один игровой автомат - 1500 рублей;
) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25000
рублей.
Налоговый период: календарный месяц.
1.3 Основные налоги и их элементы при традиционной системе
налогообложения
Основными налогами, уплачиваемыми организациями при применении общей
системы налогообложения являются: налог на прибыль организаций, налог на
имущество, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог.
Налоги можно классифицировать на:
прямые и косвенные;
относимые на затраты;
относимые на финансовые результаты;
взимаемые с физических лиц налоговыми агентами;
как показано на рисунке 4.
Рисунок 4 - Классификации налогов
Налог на прибыль организаций.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций определен
Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл.25 «Налог на прибыль»).
Налогооблагаемая прибыль определяется по данным налогового учета.
Налогоплательщиками признаются:
. Российские организации
. Иностранные организации
а) осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные
представительства;
б) получающие доходы от источников в РФ.
Не являются плательщиками налога на прибыль субъекты, которые переведены
на специальные налоговые режимы и уплачивают единый налог (гл.26.1 - 26.3 НК
РФ).
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается
прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях настоящей главы признается:
) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину
произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской
Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные
представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими
постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с
настоящей главой;
3)
для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в
Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в
соответствии со статьей 30
<#"525116.files/image004.gif">
Рисунок
6 - Структура налоговых платежей в 2007 году
Итак,
из рисунка видно, что в 2007 году в структуре налоговых платежей преобладает
НДС 70,6%, далее налог на прибыль 16,6 %.
Рисунок
7 - Структура налоговых платежей в 2008 году
В 2008 году в структуре налоговых платежей ОАО «Искра», так же
преобладает НДС 67,1%, тем не менее его доля снизилась на 3,5%. Доля налога на
прибыль увеличилась на 4,1% и составила 20,7.
Таким образом, мы получили, что наибольшие веса в общей совокупности
уплачиваемых предприятием налогов занимают такие налоговые платежи, как (по
мере уменьшения) НДС, налог на прибыль, ЕСН, налог на имущество.
Анализ относительной налоговой нагрузки являет собой не только
количественную, но и качественную характеристику воздействия налоговой системы
на хозяйствующий субъект. Поскольку налоги и сборы различаются между собой по
признакам объекта обложения и источника уплаты, то при определении уровня
налоговой нагрузки воспользуемся системой расчетных показателей - аналитических
коэффициентов налоговой нагрузки на различные показатели деятельности
предприятия. Данный анализ проведем в два приема:
. расчет структуры налогов и сборов, уплачиваемых предприятием -
здесь все платежи сгруппируем по критерию источника уплаты налога (табл. 14).
. расчет общих аналитических коэффициентов относительной налоговой
нагрузки - представлен в таблице 16.
Таблица 14 - Структура налоговых платежей исходя из источника уплаты.
Удельный вес налогов и
сборов по видам источников уплаты налоговых средств
|
Годы
|
|
2007 год
|
2008 год
|
Косвенные налоги: НДС
|
599,1
|
721,0
|
Прямые налоги: Налоги и
сборы, относимые на себестоимость: ЕСН
|
102,8
|
118,0
|
Налоги и сборы,
уплачиваемые с финансового результата: на имущество
|
5,5
|
13,3
|
Налог на прибыль
|
141
|
222
|
Налоги и сборы,
уплачиваемые с чистой прибыли
|
-
|
-
|
Итого: общая сумма налогов
и сборов
|
848,4
|
1074,3
|
Таким образом, наибольший удельный вес в течение всего анализируемого
периода занимают косвенные налоги. А именно налог на добавленную стоимость.
В таблице 15, представлены все необходимые показатели для расчета общих
аналитических коэффициентов относительной налоговой нагрузки.
Таблица 15 - Показатели для расчета общих аналитических коэффициентов
относительной налоговой нагрузки
Показатель
|
2007 год
|
2008 год
|
Выручка
|
5991
|
7210
|
Себестоимость
|
4437
|
5150
|
Балансовая прибыль
|
1553
|
2060
|
Издержки
|
961
|
1107
|
Чистая прибыль
|
446
|
703
|
Расчет общих аналитических коэффициентов относительной налоговой нагрузки
- представлен в таблице 16.
Таблица 16 - Расчет аналитических коэффициентов относительной налоговой
нагрузки
Наименование коэффициентов
|
Методика расчета
|
Полученный результат по
годам
|
Изменение
|
|
|
2007 год
|
2008 год
|
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
Группа А. Коэффициенты
налоговой нагрузки на выручку от реализации
|
Отношение суммы всех
косвенных налогов к выручке от реализации
|
599,1/5991=0,1000
|
721,0/7210=0,1000
|
0,0000
|
|
Отношение суммы всех прямых
налогов к выручке от реализации
|
249,3/5991=0,0416
|
353,3/72100,0490
|
0,0074
|
|
Отношение суммы налога на
прибыль к выручке от реализации
|
141/5991=0,0235
|
222/7210=0,0308
|
0,0073
|
|
Отношение суммы налога на
имущество к выручке от реализации
|
5,5/5991=0,0009
|
13,3/7210=0,0018
|
0,0009
|
Группа Б. Коэффициенты
налоговой нагрузки на показатели прибыли предприятия
|
Отношение налога на прибыль
и налога на имущество к величине балансовой прибыли
|
(5,5+141)/1553=0,0943
|
(13,3+222)/2060=0,1143
|
0,0199
|
|
Отношение суммы налогов,
взимаемых с финансового результата, к балансовой прибыли
|
5,5/1553=0,0035
|
13,3/2060=0,0065
|
0,0029
|
|
Отношение суммы налогов,
взимаемых с чистой прибыли к величине чистой прибыли
|
0
|
0
|
0
|
Группа В. коэффициенты
налоговой нагрузки на величину издержек производства
|
Отношение сумм налогов и
сборов, включаемых в себестоимость продукции, к величине себестоимости
|
102,8/4437=0,0232
|
117,99/5150=0,0229
|
-0,0003
|
Из таблицы 13 следует, что доля косвенного обложения от выручки к концу
анализируемого периода не изменилась. Что касается степени воздействия на
выручку прямого обложения, его доля в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007
годом на 0,74%.
Доля воздействия на балансовую прибыль обложения
налогом на прибыль и поимущественного обложения в 2008 году увеличилась на
1,99% и составила 11,43%.
В 2008 году доля воздействия на балансовую прибыль налогов, взимаемых с
финансового результата увеличилась на 0,29% по сравнению с 2007 годом и
составила 0,65%.
Отношение сумм налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции, к
величине себестоимости в 2008 году составило 0,0229, что на 0,0003 меньше чем в
2007 году.
3. Разработка мероприятий по совершенствованию
налогообложения ОАО «Искра»
3.1 Мероприятия по применению упрощенной системы
налогообложения
Упрощенная система налогообложения регламентируется главой 26.2 части 2
НК РФ.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену
уплаты налога на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций и
ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной
деятельности организации за налоговый период.
В то же время, для организаций, применяющих упрощенную систему,
сохраняется действующий порядок уплаты таможенных пошлин, государственных
пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов,
отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
На упрощенную систему налогообложения не могут быть переведены
организации:
) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
) банки;
) страховщики;
) негосударственные пенсионные фонды;
) инвестиционные фонды;
) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
) ломбарды;
8)
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством
подакцизных товаров <#"525116.files/image006.gif">
Рисунок
9 - Сумма начисленных налогов, при разных системах налогообложения, тыс.руб.
Таким
образом, экономический эффект от перехода на упрощенную систему налогообложения
для объекта налогообложения - доходы, составит 704,9 тыс. руб. (1074,3 руб. -
369,4 руб.). От перехода на упрощенную систему налогообложения для объекта
налогообложения - доходы минус расходы экономический эффект составит 880 тыс.
руб. ( 1074,3 руб. - 194,3руб.).
Проведенные
расчеты показали, что предприятию ОАО «Искра» будет выгоднее перейти на
упрощенную систему налогообложения для объекта налогообложения - доходы минус
расходы, по сравнению с объектом налогообложения доходы на 175,1 тыс. руб.
(369,4 руб.- 194,3руб.). Тем не менее, предприятию следует тщательно взвесить
плюсы и минусы данной системы. Выделим основные недостатки упрощенной системы с
использованием расходов.
Среди
списка расходов, учитываемых при упрощенной системе налогообложения, не
упомянуты и те затраты, которые возникают практически у каждой организации.
Перечислим некоторые из них:
- представительские расходы;
издержки, связанные с доставкой, хранением и предпродажной
подготовкой товаров;
вознаграждения, выплаченные посредникам, помогающим приобрести
или реализовать товары (работы, услуги);
расходы на подготовку и переподготовку кадров.
Существует одна неприятность, с которой могут столкнуться те, кто изберет
в качестве объекта налогообложения разницу между доходами и расходами. Это так
называемый минимальный налог, равный 1 проценту от налогооблагаемых доходов. В
конце года его нужно сравнить с суммой налога, рассчитанного с разницы между
доходами и расходами. Если минимальный налог окажется больше, в бюджет нужно
перечислить именно его.
Правда, с минимальным налогом не все так плохо. Ведь разницу между ним и
фактическим налогом можно включить в расходы в следующие налоговые периоды.
Делать это надо в том порядке, в котором переносят на будущее убытки
(отрицательную разницу между доходами и расходами). Этот порядок прописан в
пункте 6 статьи 346.18 НК РФ и состоит в следующем. В каждый последующий год
можно списать часть убытка, которая не превышает 30 процентов от текущей
налоговой базы. Поступать так можно в течение 10 лет. Часть убытка, которую вы
не сможете включить в расходы до конца 10-го года, так и останется несписанной.
Итак, теперь ясно, почему большинство фирм выбирают в качестве объекта
налогообложения доходы. В этом случае ставка единого налога невелика, а его
расчет прост. Выгоднее же всего платить единый налог с доходов тем фирмам, у
которых затраты составляют лишь незначительную часть от полученного дохода
(посредникам, разработчикам программного обеспечения, консультационным центрам
и т. д.). Кроме того, на размер налога, начисленного с доходов, существенно
влияет сумма пенсионных взносов и пособий по временной нетрудоспособности. Если
такие затраты у фирмы велики, то выбор данного объекта налогообложения может
снизить налоговые платежи более чем в два раза.
Заключение
В нашей работе мы проанализировали различные режимы налогообложения,
которые используют большинство малых предприятий в нашей стране.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности является более
благоприятной для ОАО «Искра». Во-первых, здесь привлекает добровольный порядок
перехода на эту систему. Во - вторых, предприятие само определяется по какой из
предложенных законом форм оно может работать. Объектом налогообложения в рамках
упрощенной системы налогообложения могут выступать:
. Доходы.
. Доходы, уменьшенные на величину расходов.
Проведенные расчеты показали, что при использовании общепринятой системы
налогообложения сумма начисленных налогов составляет 1074,3 тыс.руб. При
переходе на упрощенную систему налогообложения для объекта налогообложения -
доходы, сумма начисленных налогов 369,4 тыс.руб. Сумма налога при переходе на
упрощенную систему налогообложения для объекта налогообложения - доходы минус
расходы составит 194,3 тыс.руб.
Таким образом, экономический эффект от перехода на упрощенную систему
налогообложения для объекта налогообложения - доходы, составит 704,9 тыс.руб.
От перехода на упрощенную систему налогообложения для объекта налогообложения -
доходы минус расходы экономический эффект составит 880 тыс.руб.
Также немаловажным фактором является упрощение бухгалтерского учета для
налогоплательщиков. Данное упрощение заключается в том, что отпадает
необходимость ведения громоздкого бухгалтерского учета с использованием
различных ведомостей, регистров, журналов, с заменой его бухгалтерским учетом с
использование Книги учета доходов и расходов, в которой порядок ведения
бухгалтерских записей максимально упрощен. Данное обстоятельство позволяет
значительно сэкономить деньги на оплату услуг бухгалтера, приобретения
канцелярских товаров и специализированного программного обеспечения, так как
бухгалтерский учет по предложенной схеме может производить сам руководитель ОАО
«Искра» или другое уполномоченное лицо, без использования дорогостоящей
вычислительной техники.
Одна из положительных сторон упрощенной системы налогообложения (УСНО)
проявляется в возможности переноса полученных убытков на последующие налоговые
периоды.
Также одним из плюсов УСНО можно выделить ускоренное списание расходов на
приобретение объектов основных средств. Однако в правилах учета расходов на
приобретение основных средств есть и один недостаток, а именно необходимость
уплаты дополнительной суммы налога и пени в случае продажи объекта основных
средств ранее установленных сроков.
Есть необходимость обратить внимание на еще один недостаток УСНО, который
заключается в необходимости возврата на основной режим в случае превышения
установленных лимитов в отношении суммы полученного дохода, а также величины
остаточной стоимости основных средств. Налоговое законодательство устанавливает
требование к возврату на основной режим в случае нарушения указанных лимитов,
начиная с того квартала, в котором произошло данное нарушение. В такой ситуации
у налогоплательщика возникает сложность восстановления бухгалтерского и
налогового учета за относительно большой промежуток времени. Но такую опасность
можно исключить, если предприятие будет постоянно следить за размером
получаемого дохода и остаточной стоимости объектов основных средств, и в случае
приближения данных величин своевременно организовать налоговый и бухгалтерский учет
по правилам, установленным для налогоплательщиков, применяющих основной режим
налогообложения.
Несмотря на перечисленные выше недостатки, положительные стороны УСНО
значительно облегчают труд налогоплательщиков в области налогового и
бухгалтерского учета, что делает упрощенную систему налогообложения
привлекательной для субъектов малого бизнеса.
Учитывая данные бухгалтерского и налогового учета ОАО «Искра» мною было
вынесено предложение руководству предприятия о переходе с общепринятой системы
налогообложения к упрощенной системе, используя вариант налогообложения -
доходы за вычетом расходов. Это значительно уменьшит налоговую нагрузку
предприятия и есть реальная возможность сократить некоторые статьи
управленческих расходов.
Список использованных источников
Нормативно правовые акты
1. Налоговый
кодекс Российской федерации. Часть первая, от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ в редакции
от 19.07.2009 № 195-ФЗ/ Справочно-правовая система Консультант плюс
. Налоговый
кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №
118-ФЗ изменения Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П/
Справочно-правовая система Консультант плюс
3. Гражданский
кодекс Российской Федерации. Части первая от 18.07.2009 № 181-ФЗ, вторая с
изм., внесенными Федеральным законом от 26.01.1996 № 15-ФЗ, Постановлениями
Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 № 21-П, от 15.07.2009 № 13-П/
Справочно-правовая система Консультант плюс
. Федеральный
закон от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному
социальному страхованию граждан, применяющих специальные налоговые режимы, и
некоторых других категорий граждан».
5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете», в редакции от 03.11.2006 г./ Справочно-правовая система Консультант
плюс
. Федеральный закон от 30.12.1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о
разделе продукции» в редакции от 30.12.2008 г./ Справочно-правовая система
Консультант плюс
7. Федеральный закон
<http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89636;dst=100020>
от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» в редакции от
19.07.2009 с изменениями от 22.09.2009 года/ Справочно-правовая система
Консультант плюс
. Федеральным законом
от 22 июля 2005г. №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу
отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах» в редакции от 26.11.2008 года/ Справочно-правовая система Консультант
плюс
. Закон Российской
Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации
(потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»/
Справочно-правовая система Консультант плюс
Ведомственные правовые акты
10. Приказ
МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02, 729 «Об утверждении Методических
рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса Российской федерации»/
Справочно-правовая система Консультант плюс
.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 августа 2003 г. № А56-9429/03/
Справочно-правовая система Консультант плюс
Книги и
статьи
. Акчурина
Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно - практическое пособие. - М.: ОСЬ -
89, 2007.
. Бойков
О. В. О некоторых вопросах Части второй Налогового кодекса Российской
Федерации. - М.: ОАО «Производственное объединение «Пресса-1», 2006.
. Брызгалин
В.В. Малые предприятия: правовые основы деятельности, особенности
налогообложения и ведения бухгалтерского учета. - М.: МЦФЭР, 2007.
. Бухгалтерский
учет. Пособие для начинающих/ Кожинов В.Я. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
. Викторова
Н.Г., Харченко Г.П. Налоговое право. - СПб.: Питер, 2005.
. Галимзянов
Р.Ф. Управление налогами на предприятии: В 2 т. - Уфа: Эксперт, 2005.
. Джаарбеков
С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. - М.: МФЭР, 2008.
. Джон
Пеппер. Антиоффшор. Практическая энциклопедия международного налогового и
финансового планирования. Часть 2. - М.: Ирбис - Пресс, 2007.
. Дуканич
Л.В. Налоги и налогообложение. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2008.
. Евстигнеев
Е.Н. Основы налогового планирования. - СПб.: Питер, 2004.
. Журнал
для современного бухгалтера: Расчет № 1,2,3,4,5,6,7 - М.: Бератор, 2007.
. Злобина
Л.А., Стажкова М.М. Практика оптимизации налоговой нагрузки экономического
субъекта: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных
заведений. - М: Академический Проект, 2008.
. Карп
М.В. Налоговый менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006.
. Карп
М.В., Ковалев В.В. Финансы предприятий: Учебник. - М:ТК Велби, 2007.
. Кожинов
В.Я. Налоговое планирование. Рекомендации бухгалтеру: Учебно - методическое
пособие. - М.: 1-Я Федеративная Кноготорговая Компания, 2007.
. Кондраков
Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие, изд. 5-е перераб. и доп. - М.: ИНФРА
- М, 2006.
. Конева
О.В. Налоги и налогообложение: ситуационный практикум по налогообложению.
Учебное пособие. - Красноярск 2009 - 209 стр.
. Мельник
Д.Ю. Налоговый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007.
. Налоги
и налогообложение. 4-е изд./ Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - СПб.:
Питер, 2008.
. Налоги:
Учебное пособие. Под редакцией Д. Г. Черника. - 4-е издание, переработанное и
дополненное -М.: «Финансы и статистика», 2008.
. Налоги:
Учеб. Пособие / Под ред.Д.Г.Черника. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы
и статистика, 2009.
. Налоговое
право: Учебник/ Под ред. С.Г.Пепеляева. - М.:Юристъ, 2007.
. Романовский
М.В., Вылкова Е.С. Налоговое планирование. - СПб.: Питер, 2005.
. Сомоев
Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учеб. Пособие. - М.: ПРИОР, 2006.
. Тихонов
Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. - М.:
Альпина Бизнес Букс, 2006.
. Упрощенная
система налогообложения. Выбор упрощенки. Порядок и особенности применения.
Формы документов / Волков А.С. - М.: издательство РИОР, 2007.
. Юткина
Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - И: ИНФРА
- М, 2008.
Интернет
ресурсы
39. www.nalog.ru
Приложения
Приложение А. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную
систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за
январь-август 2008-2009 гг
Таблица А Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную
систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за
январь-август 2008-2009 гг.
Наименование
|
январь-август2008 года
|
январь-август2009 года
|
в процентах к 2008 году
|
Всего поступило в бюджетную
систему РФ
|
7 031,4
|
5 448,5
|
77,5
|
в том числе:
|
|
|
|
Налоги и сборы в
консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)
|
5 987,7
|
4 390,3
|
73,3
|
Государственные
внебюджетные фонды
|
1 043,7
|
1 058,2
|
101,4
|
Налоги и сборы - всего
(вкл. ЕСН)
|
5 987,7
|
4 390,3
|
73,3
|
в федеральный бюджет (вкл.
ЕСН)
|
2 976,1
|
1 910,2
|
64,2
|
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ
|
3 011,6
|
2 480,1
|
82,4
|
Продолжение таблицы А
|
из них:
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций
|
1 827,0
|
833,6
|
45,6
|
в федеральный бюджет
|
544,5
|
134,2
|
24,6
|
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ
|
1 282,5
|
699,4
|
54,5
|
Налог на доходы физических
лиц
|
|
|
|
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ
|
1 059,1
|
1 052,7
|
Единый социальный налог в
федеральный бюджет
|
329,5
|
337,6
|
102,5
|
Налог на добавленную
стоимость
|
|
|
|
на товары (работы, услуги),
реализуемые на территории Российской Федерации
|
819,9
|
773,4
|
94,3
|
на товары, ввозимые на
территорию Российской Федерации из Республики Беларусь
|
27,3
|
18,9
|
69,4
|
Акцизы
|
205,4
|
212,5
|
103,4
|
в федеральный бюджет
|
80,7
|
52,0
|
64,4
|
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ
|
124,7
|
160,5
|
128,7
|
Налоги и сборы и регулярные
платежи за пользование природными ресурсами
|
1 241,2
|
630,1
|
50,8
|
в федеральный бюджет
|
1 168,6
|
586,3
|
50,2
|
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ
|
72,6
|
43,8
|
60,3
|
в том числе:
|
|
|
|
налог на добычу полезных
ископаемых
|
1 217,9
|
613,6
|
50,4
|
в федеральный бюджет
|
1 146,4
|
571,2
|
49,8
|
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ
|
71,5
|
42,4
|
59,4
|
Окончание таблицы А
|
из него нефть:
|
1 125,9
|
538,3
|
47,8
|
в федеральный бюджет
|
1 069,6
|
511,3
|
47,8
|
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ
|
56,3
|
26,9
|
47,8
|
Государственные
внебюджетные фонды - всего
|
1 043,7
|
1 058,2
|
101,4
|
в том числе:
|
|
|
|
Страховые взносы,
зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)
|
823,4
|
840,0
|
102,0
|
Фонд социального
страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных
налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)
|
52,1
|
46,3
|
88,8
|
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
|
58,9
|
60,5
|
102,8
|
Территориальные фонды
обязательного медицинского страхования (ТФОМС)
|
109,3
|
111,3
|
101,8
|
Приложение Б. Изменения в законодательный кодекс РФ с 1 января 2010 года
Таблица Б Изменения в законодательный кодекс РФ с 1 января 2010 года.
Что меняется
|
Когда поправки вступают в
силу
|
Новые правила
|
Прежний порядок
|
ЕСН (гл. 24 Налогового
кодекса РФ)
|
Глава 24 НК РФ
|
С 1 января 2010 года
|
Глава 24 НК РФ будет
отменена. Вместо ЕСН все компании и предприниматели будут платить взносы: -
на обязательное пенсионное страхование; - на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством; - на обязательное медицинское
страхование Правда, в 2010 году взносы в ФСС и ФОМС плательщики единого
сельхозналога, компании и предприниматели на «упрощенке» и «вмененке» будут
считать по нулевой ставке
|
Часть ЕСН зачисляется в
федеральный бюджет, остальной налог распределяется по внебюджетным фондам:
ПФР, ФСС, федеральный и территориальный ФОМС. Те, кто платит ЕСХН,
организации и предприниматели на «упрощенке» и «вмененке» перечисляют только
взносы на обязательное пенсионное страхование
|
Налог на прибыль (гл. 25
Налогового кодекса РФ)
|
Учет доплаты до
фактического заработка, выплаченной из-за болезни сотрудника (п. 15 ст. 255
НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Если за период болезни сотруднику
выплатят суммы, превышающие пособие по временной нетрудоспособности, списать
разницу будет сложнее. Так как НК не запрещает учитывать подобные затраты,
предусмотрите доплату в трудовом или коллективном договоре и отнесите ее в
расходы на основании пункта 25 статьи 255
|
В 2009 году в случае
болезни работника доплату до фактического заработка можно отнести в расходы
на оплату труда
|
Учет стоимости медицинских
услуг, оказанных работникам компании (абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Кроме расходов на ДМС в
налоговом учете можно списать стоимость медицинских услуг, оказанных
работникам организации. Для этого с медицинскими учреждениями, получившими
лицензии в России, компания должна заключить договор в пользу работника.
Минимальный срок договора - один год. Общий лимит расходов по ДМС и стоимости
медицинских услуг - 6 процентов расходов на оплату труда
|
Стоимость полисов ДМС, не
превышающую 6 процентов от расходов на оплату труда, можно учесть при
налогообложении прибыли
|
Учет взносов во внебюджетные
фонды (п. 1 ст. 318 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Вместе с расходами на
обязательное пенсионное страхование налог на прибыль уменьшат: - взносы на
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудо-способности и
в связи с материнством; - на обязательное медицинское страхование
|
В числе расходов на
производство и реализацию - ЕСН и «пенсионные» взносы
|
НДФЛ (гл. 23 Налогового
кодекса РФ)
|
Налогообложение
единовремен. мат.помощи, выплаченной родителям (усыновителям) (абз. 7 п. 8
ст. 217 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
НДФЛ не нужно удерживать с
единовременной матпомощи при рождении (усыновлении) ребенка, если она
выплачена нанимателем в течение первого года после рождения (усыновления)
малыша. Предельная сумма такой поддержки в 2010 году останется прежней и
составит 50 000 руб. на каждого ребенка
|
Не имеет значения, сколько
лет прошло с момента рождения (усыновления) малыша. Если компания выплатит
работнику единовременную мат.помощь, не превышающую 50 000 руб., НДФЛ
удерживать не придется
|
Налогообложение
единовремен. матпомощи, выплаченной в связи со смертью (абз. 3 п. 8 ст. 217
НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Компании не придется
удерживать НДФЛ с суммы единовременной материальной помощи, если ее
выплатили: - в связи со смертью бывшего работника, вышедшего на пенсию,
членам семьи; - бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью
члена его семьи
|
От НДФЛ освобождена только
та единовременная матпомощь, которую организация оказала: - работнику в связи
со смертью члена семьи; - членам семьи работника в связи с его смертью
|
Налогообл. социальных
доплат к пенсиям (п. 2 ст. 217 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Если в соответствии с
законами РФ и субъектов федерации гражданину положены социальные доплаты к
пенсиям, при перечислении этих сумм НДФЛ удерживать не будут
|
Социальные доплаты к
пенсиям - в числе доходов, с которых платят НДФЛ
|
Налогообл. материальной
выгоды от экономии на процентах (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
В 2010 году с материальной
выгоды от экономии на процентах не нужно будет платить НДФЛ, если заемными
средствами: - оплатили землю на территории России под приобретаемыми жилыми
домами (долями в них) или участки на индивидуальное жилищное строительство; -
погасили ранее полученные кредиты на строительство и покупку в России домов,
квартир, комнат, долей в них, земли под индивидуальное жилищное
строительство, участки, на которых расположено приобретаемое жилье. Новой
льготой смогут воспользоваться только те граждане, право которых на
имущественный вычет, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220, инспекторы
подтвердят
|
НДФЛ не платят с
материальной выгоды от экономии на процентах, если кредиты получены на
строительство и покупку жилья. Льгота положена тем, кто имеет право на
имущественный вычет в сумме, израсходованной на строительство и покупку
жилья, а также в размере процентов по кредиту
|
Налогообл. доходов от
реализации легковых автомобилей (п. 17.1 ст. 217 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Появился еще один способ не
платить НДФЛ при продаже легкового автомобиля. Если машина на протяжении
последних трех лет числилась за владельцем в ГИБДД, с дохода от реализации
НДФЛ не удерживают
|
При продаже транспортных
средств, находившихся в собственности три года и более, можно заявить
имущественный вычет, равный полученному доходу
|
Срок получения вычетов по
взносам по договору негосударст. пенсионного обеспечения или добровольного
пенсионного страхования (п. 2 ст. 219 НК РФ)
|
С 1 января 2009 года
|
Если взносы по договору
негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного
страхования работодатель удерживал из зарплаты сотрудника и перечислял в
соответствующие фонды, социальный вычет работник может получить до конца
налогового периода
|
Социальный вычет по
расходам граждане могли получить, только когда соответствующий налоговый
период завершился
|
Размер вычета,
предоставляемого при продаже объектов (кроме недвижимости), которыми владели
менее трех лет (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
По объектам (кроме жилья,
дач и земли), которые находились в собственности гражданина менее трех лет,
имущественный вычет вырос до 250 000 руб. Альтернативный способ - снизить
доходы на расходы по приобретению такой собственности
|
Доходы от реализации
имущества (кроме недвижимости), которым владели менее трех лет, можно
уменьшить на 125 000 руб. Либо на расходы по приобретению этих объектов
|
Учет в вычетах стоимости
проектно-сметной документации для проведения отделочных работ (подп. 2 п. 1
ст. 220 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Имущественный налоговый
вычет можно заявить в сумме расходов на проектно-сметную документацию,
оформленную специалистами перед проведением отделочных работ. Даже если
гражданину в квартире (комнате) принадлежит только доля, часть расходов на
отделку, а также на проектно-сметную документацию он может вернуть как имущественный
вычет
|
В качестве имущественного
вычета собственники квартир и комнат могут заявить только расходы на отделку
|
Учет в вычетах стоимости
земли для индивидуальн. жилищного строительства и участков под приобретаем.
домами, квартирами, комнатами (подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Если гражданин приобретает
землю на индивидуальное жилищное строительство или оплачивает участок под
покупаемым домом, квартирой, комнатой, он имеет право на имущественный вычет.
Проценты по целевым кредитам, потраченным на такие покупки, также дают
возможность снизить НДФЛ. Имущественный вычет по расходам на покупку земли
можно получить только после того, как будет оформлено свидетельство о праве
собственности на дом
|
Имущественный вычет
предоставляется покупателям готового жилья и тем, кто потратился на
строительство новых домов и квартир. Сумма вычета - фактические расходы на
строительство и покупку плюс проценты (если использовались целевые кредиты)
|
Учет в вычетах процентов по
заемным средствам, направлен. на рефинансирование старых целевых кредитов
(подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Если банк рефинансировал
кредит на возведение, покупку жилья или земли под индивидуальное
строительство, участков, на которых расположены купленные дома, квартиры,
комнаты, проценты можно частично компенсировать. Для этого нужно
воспользоваться имущественным налоговым вычетом
|
Проценты по кредитам, с
помощью которых погасили ранее взятую ипотеку, базу по НДФЛ не уменьшают
|
Сельхозналог (гл. 26.1
Налогового кодекса РФ)
|
Учет взносов во
внебюджетные фонды (абз. 1 подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
В числе платежей во
внебюджетные фонды, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН: - страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование; - обязательное социальное страхование на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; - обязательное
медицинское страхование; - взносы «на травматизм». Возможность уменьшить
сельхозналог на платежи в ФСС и ФОМС пока потенциальная. Ведь в 2010 году
платить эти взносы таким компаниям и предпринимателям не придется
|
Сельхозналог уменьшают
взносы на обязательное пенсионное страхование
|
ЕНВД (гл. 26.3 Налогового
кодекса РФ)
|
чет взносов во внебюджетные
фонды (п. 2 ст. 346.32 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
ЕНВД можно уменьшить на: -
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; - обязательное
социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством; - обязательное медицинское страхование; - взносы «на
травматизм». Взносы во все внебюджетные фонды вместе с больничными,
выплаченными работникам, не могут уменьшить налог более чем на 50 процентов.
В 2010 году плательщики ЕНВД не будут перечислять взносы в ФОМС и ФСС
|
ЕНВД уменьшают взносы на
обязательное пенсионное страхование, уплаченные в отношении работников, а
также в виде фиксированных сумм (за предпринимателя). Вместе с больничными,
выданными сотрудникам, взносы не могут уменьшить ЕНВД более чем на 50
процентов
|
«Упрощенка» (гл. 26.2
Налогового кодекса РФ)
|
Размер лимита доходов для
перехода на «упрощенку» (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ)
|
С 22 июля 2009 года
|
Если доходы компании за 9
месяцев 2009, 2010, 2011 годов не превысят 45 000 000 руб., то в 2010, 2011 и
2012 годах соответственно она сможет перейти на «упрощенку». Лимит доходов за
9 месяцев 2012 года - 15 000 000 руб., умноженных на коэффициенты-дефляторы,
установленные МЭРТ по 2009 год включительно
|
Доходы компании за 9
месяцев того года, в котором подано заявление о применении «упрощенки», не
должны были превысить расчетный показатель - 15 000 000 руб., умноженных на
коэффициенты-дефляторы, установленные МЭРТ
|
Размер лимита доходов,
позволяющий оставаться на «упрощенке» (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Чтобы применять упрощенный
режим налогообложения, в 2010, 2011 и 2012 годах доход компании не должен
превышать 60 000 000 руб. Лимит доходов с 2013 года - 20 000 000 руб.,
умноженных на коэффициенты-дефляторы, установленные МЭРТ по 2009 год
включительно
|
В 2009 году лимит доходов
компании на «упрощенке» - 20 000 000 руб., умноженных на
коэффициенты-дефляторы, установленные МЭРТ
|
Учет взносов во
внебюджетные фонды: - с базой «доходы минус расходы» (подп. 7 п. 1 ст. 346.16
НК РФ);
|
С 1 января 2010 года
|
В числе платежей во
внебюджетные фонды, уменьшающих налог на «упрощенке»: - страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование; - обязательное социальное страхование на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; - обязательное
медицинское страхование; - взносы «на травматизм».
|
Налог на «упрощенке»
уменьшают взносы на обязательное пенсионное страхование и на «травматизм»
|
|
|
В 2010 году плательщики
налога на «упрощенке» взносы в ФОМС и ФСС перечислять не будут
|
|
- с базой «доходы» (абз. 2
п. 3 ст. 346.21 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Взносы в ПФР, ФСС,
территориальный и федеральный ФОМС, на страхование от несчастных случаев
вместе с больничными, выплаченными работникам, не могут уменьшить налог
(авансовые платежи) более чем на 50 процентов
|
Вместе с больничными,
выплаченными работникам, взносы на обязательное пенсионное страхование не
могут снизить налог (авансовые платежи) более чем на 50 процентов
|
«Патентная» «упрощенка»
(гл. 26.2 Налогового кодекса РФ)
|
Учет взносов во
внебюджетные фонды (п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Стоимость патента могут
уменьшить страховые взносы: - на обязательное пенсионное страхование; - на
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и
в связи с материнством; - на обязательное медицинское страхование; - «на
травматизм». В 2010 году предприниматели, применяющие «упрощенку» на основе
патента, взносы в ФСС и ФОМС платить не будут
|
Окончательный взнос за
патент уменьшают взносы на обязательное пенсионное страхование
|
Ограничения в привлечении
предпринимат. наемных работников (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ)
|
С 1 января 2009 года
|
Чтобы применять «упрощенку»
на основе патента, среднесписочная численность наемных работников за
налоговый период не должна превышать пяти человек
|
С 2009 года право
предпринимателей «с патентом» привлекать наемных работников закрепили в
пункте 2.1 статьи 346.25.1 НК РФ. Но в пункте 9 этой же статьи оставался
запрет на использование чужого труда
|
Правила определения
предельного размера доходов для «патентной» «упрощенки» (п. 2.2 ст. 346.25. 1
НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Право на «патентную»
«упрощенку» предприниматель теряет, если в календарном году его доходы
превысят лимиты, установленные статьей 346.13 НК РФ. Количество полученных
патентов значения не имеет
|
Право применять «упрощенку»
на основе патента предприниматель не потеряет, если его доходы не превысят
лимит по итогам года
|
Корректировка потенциальн.
дохода (п. 7.1 ст. 346.25.1 НК РФ)
|
С 1 января 2010 года
|
Если региональные власти не
установят потенциальный доход на 2010, 2011 и 2012 годы, для расчета налога
будут использовать показатели 2009, 2010 и 2011 годов соответственно.
Умножать эти величины на коэффициент-дефлятор предпринимателям не придется.
Поправка действует по 31 декабря 2012 года включительно
|
В 2009 году
предприниматели, использующие показатель потенциального дохода, установленный
региональными властями в 2008 году, умножают его на коэффициент-дефлятор
|
Приложение В. Выписка из бухгалтерского баланса на 31 декабря 2008 года
Открытое Акционерное Общество «Искра»
Таблица В Выписка из бухгалтерского баланса на 31 декабря 2008 года
Открытое Акционерное Общество «Искра» Тыс. руб.
Актив
|
Код строки
|
На начало отчетного года
|
На конец отчетного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Внеоборотные активы
|
|
|
|
Нематериальные активы в том
числе:
|
110
|
6
|
6
|
- организационные расходы
|
111
|
6
|
6
|
- патенты, лицензии,
товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права
и активы
|
112
|
|
|
Основные средства в том
числе:
|
120
|
917
|
1231
|
- земельные участки и
объекты природопользования
|
121
|
|
|
- здания, машины,
оборудование и другие основные средства
|
122
|
917
|
1231
|
Незавершенное строительство
|
130
|
|
|
Доходные вложения в
материальные ценности
|
135
|
|
|
Долгосрочные финансовые
вложения
|
140
|
90
|
90
|
Итого по разделу 1
|
190
|
1013
|
1327
|
2. Оборотные активы
|
|
|
|
Запасы, в том числе:
|
210
|
891
|
1245
|
- сырье, материалы и другие
аналогичные ценности
|
211
|
360
|
284
|
- затраты в незавершенном
производстве (издержках обращения)
|
213
|
|
|
- готовая продукция и
товары для перепродажи
|
214
|
531
|
961
|
- товары отгруженные
|
215
|
|
|
- расходы будущих периодов
|
216
|
|
|
Налог на добавленную
стоимость по приобретенным ценностям
|
220
|
|
|
Дебиторская задолженность
(платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
|
230
|
|
|
Дебиторская задолженность
(платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), в
том числе:
|
240
|
885
|
831
|
- покупатели и заказчики
|
241
|
885
|
831
|
- задолженность участников
(учредителей) по взносам в уставный капитал
|
244
|
|
|
- авансы выданные
|
245
|
|
|
- прочие дебиторы
|
246
|
|
|
Краткосрочные финансовые
вложения
|
250
|
|
|
Денежные средства, в том
числе:
|
260
|
457
|
595
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- касса
|
261
|
7
|
5
|
- расчетные счета
|
262
|
450
|
590
|
- валютные счета
|
263
|
|
|
- прочие денежные средства
|
264
|
|
|
Итого по разделу 2
|
290
|
2233
|
2671
|
Баланс (сумма строк
190+290)
|
300
|
3246
|
3998
|
Пассив
|
Код строки
|
На начало отчетного года
|
На начало отчетного года
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3. Капиталы и резервы
|
|
|
|
Уставный капитал
|
410
|
102
|
102
|
Добавочный капитал
|
420
|
|
|
Резервный капитал
|
430
|
|
|
Фонд социальной сферы
|
440
|
|
|
Целевые финансирование и
поступления
|
450
|
|
|
Нераспределенная прибыль
прошлых лет
|
460
|
|
|
Непокрытый убыток прошлых
лет
|
465
|
|
|
Нераспределенная прибыль
отчетного года
|
470
|
446
|
703
|
Непокрытый убыток отчетного
года
|
475
|
|
|
Итого по разделу 3
|
490
|
548
|
805
|
4. Долгосрочные
обязательства
|
|
|
|
Займы и кредиты
|
510
|
|
|
5. Краткосрочные обязательства
|
|
|
|
Займы и кредиты
|
610
|
410
|
-
|
в том числе: - кредиты
банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
|
611
|
|
|
- займы, подлежащие
погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
|
612
|
|
|
Кредиторская задолженность
|
620
|
2288
|
в том числе:
|
|
|
|
- поставщики и подрядчики
|
621
|
1510
|
2186
|
- задолженность перед
персоналом организации
|
622
|
77
|
64
|
- задолженность перед
государственными внебюджетными фондами
|
623
|
16
|
24
|
- задолженность по налогам
и сборам
|
624
|
129
|
181
|
- прочие кредиторы
|
625
|
556
|
738
|
Задолженность участникам
(учредителям) по выплате доходов
|
630
|
|
|
Прочие краткосрочные
обязательства
|
660
|
|
|
Итого по разделу 5
|
690
|
2698
|
3193
|
Баланс (сумма строк
490+510+690)
|
700
|
3246
|
3998
|
Приложение Г. Выписка из учета о прибылях и убытках за 2008 год Открытое
Акционерное Общество «Искра»
Таблица Г Выписка из учета о прибылях и убытках за 2008 год Открытое
Акционерное Общество «Искра» Тыс.руб.
Наименование показателя
|
Код стр
|
За Отчетный период
|
За аналогичный период
прошлого года
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Доходы и расходы по обычным
видам деятельности
|
|
|
|
Выручка (нетто) от продажи
товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость,
акцизов и аналогичных обязательных платежей)
|
010
|
7210
|
5991
|
Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ, услуг
|
020
|
5150
|
4437
|
Валовая прибыль
|
029
|
2060
|
1553
|
Коммерческие расходы
|
030
|
1107
|
961
|
Управленческие расходы
|
040
|
|
|
Прибыль (убыток) от продаж
(строки 010-020-030-040))
|
050
|
953
|
593
|
II. Операционные доходы и расходы
|
|
|
|
Проценты к получению
|
060
|
|
|
Проценты к уплате
|
070
|
|
|
Доходы от участия в других
организациях
|
080
|
|
|
Прочие операционные доходы
|
090
|
16
|
38
|
Прочие операционные расходы
|
100
|
48
|
45
|
III. Внереализационные доходы и расходы
|
|
|
|
Внереализационные доходы
|
120
|
5
|
1
|
Внереализационные расходы
|
130
|
|
|
Прибыль (убыток) до
налогообложения (строки (050+060-070+080+090-100+120-130))
|
140
|
925
|
587
|
Налог на прибыль и иные
обязательные платежи
|
150
|
222
|
141
|
Прибыль (убыток) от обычной
деятельности
|
160
|
|
|
IV. Чрезвычайные доходы и расходы
|
|
|
|
Чрезвычайные доходы
|
170
|
|
|
Чрезвычайные расходы
|
180
|
|
|
Чистая прибыль
(нераспределенная прибыль (убыток)) отчетного периода
|
190
|
703
|
446
|