|
Выполнил:
аспирант Института истории и археологии
Тулисов Е.С.
Научный руководитель:
к.и.н. Побережников И.В.
|
Екатеринбург
1997
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.________________________________________________________
I. БЮРОКРАТИЯ: ИСТОЧНИКИ И СУЩНОСТЬ._______________________
1.1. Источники появления и генезис бюрократии.______________________
1.2. Типология бюрократии и ее сущность.____________________________
II. “БОРЬБА” С БЮРОКРАТИЕЙ: ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?_________________
2.1. “Борьба” или “противовесы”?___________________________________
2.2. Так есть ли выход?____________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.______
В классической китайской поэзии есть образ попавшего
в трудное положение садовника. Вот его рассказ. “Посадил орхидею, но полыни я
не сажал. Проросла орхидея, вместе с ней проросла полынь”. Поэт-садовник Бо
Цзюйи (772-846) рассказывает затем, как сплелись корни и побеги благородного и
злого растений. Он не может ни выполоть последнее, не повредив при этом первое,
ни полить первое, не напоив последнее. В результате вместе с орхидеей растет
полынь. В заключении он спрашивает у друга-читателя совета: “Как в несчастье
моем мне быть?”[1]
Эта иллюстрация как нельзя лучше подходит для
рассмотрения феномена, который возник и эволюционировал вместе с возникновением
самых древних форм государственности и социального управления. Сменялись формы
государства, формы социально-политического устройства, формы управления вообще,
но неизменной оставалась одна черта. Государственность подразумевает сложные
формы управления с разветвленной структурой, и чем сложнее эти формы, тем
сильнее вкрапления бюрократических извращений, тем сильнее переплетаются их
корни. Эта ситуация напоминает нам заколдованный круг, и иногда кажется, что
выхода из него нет.
С феноменом бюрократии сталкиваются все. Нет такого
общества, в котором не проклинали бюрократов, не искали путей борьбы с ними. Но
значит ли это, что мы сами совершенно свободны от бюрократических стереотипов в
своей деятельности, поведении и мышлении?
На протяжении столетий в России господствовала
авторитарно-политическая культура, составной частью которой является
бюрократическое управление. Отсюда возникает вопрос: в какой мере можно
говорить о проявлении бюрократизма как общей тенденции русской культуры? Смена социально-политического устройства не приводит к немедленному
изменению ментальности и внутреннего настроя людей. Поэтому в ежедневных
проявлениях бюрократизма постоянно угадываются тени прошлого, которые оставили
глубокий след в индивидуальном и коллективном сознании общества.[2]
Говоря об историографии проблемы, необходимо
отметить, что несмотря на постоянную актуальность феномена бюрократии,
социальные науки еще не имеют надежной теории, объясняющей природу бюрократии
на различных этапах общественного развития. Это неудивительно: тема была
практически закрыта для исследований. В советское время в основном
разрабатывались общие проблемы социального управления[3] и
критиковались западные теории в этой области[4]. Свою оценку бюрократии, которую никто из
советских социологов не отваживался пересмотреть, давал еще В.И. Ленин[5], отмечая
ее “всевластие”, но его оценка распространялась на дореволюционные времена, где
господствовали капиталистические производственные отношения, которым и служила
старая государственная машина подавления и угнетения. Но слом старой машины не
привел к ликвидации бюрократии, она приобрела другие формы и совсем другие
властные возможности. Его последователи, учитывая мощь и традиции бюрократии в
России, находили определенную форму компромисса с нею. Они проводили отдельные
декларативные компании, не задаваясь целью глубокого исследования. После 1985
года вопросы, связанные с технологией управления продолжали разрабатываться.[6] Проблемы
бюрократии затрагивались во многих работах перестроечного периода, начало
которым было положено многочисленными публикациями в периодической печати.
Позже многие из них легли в основу первых изданий по этой теме. Для них
характерен определенный эмоциональный настрой и антибюрократическая эйфория, в
которых ярко выражалось стремление высказаться о назревших проблемах общества и
твердая уверенность в возможности их быстрого решения.[7] Научная
разработка проблемы бюрократии и бюрократизма началась лишь с 1985 г. В
основном, это были работы, обращенные к анализу нашего недавнего прошлого.[8] Появились
научные публикации, в которых было показано, что бюрократия остается значимым
фактором истории и нашего сегодняшнего дня.[9] Вышли в свет и работы, в которых
утверждается, что на рубеже 20-30-х гг. Сталин осуществил государственный
переворот и в дальнейшем своем развитии Советское государство опиралось не на
живое творчество масс, как требовал Ленин, а на партийно-государственную
бюрократию.[10]
Но можно ли говорить о живом творчестве масс, если практически, оно рано или
поздно трансформируется в живое творчество отдельных людей, которое с течением
времени превращается в живое бумаготворчество.
Современные западные социологи и политологи считают
бюрократизацию социальных и политических отношений самоочевидным фактом. Еще
Макс Вебер, которого некоторые из его современников склонны были называть
“свирепым”, в начале века говорил, что на горизонте современной цивилизации
маячит бюрократия древнеегипетского типа, усовершенствованная по последнему
слову науки и техники.[11]
Другим интересным исследователем феномена бюрократии является всемирно
известный английский публицист-сатирик, историк и политолог С.Н. Паркинсон. Его
работы написаны очень живым языком со свойственным англичанам юмором, не без
помощи которого вскрываются всеобщие законы кошмарной бюрократической
нелепицы.[12]
Таким образом, практически все авторы единодушны в
оценке бюрократии, но существуют разные подходы к определению его истоков, и,
исходя из этого, к методам его преодоления, а так же и к самой возможности
такового. Поэтому задача данного реферата будет заключаться в том, чтобы по
возможности представить точки зрения различных исследователей на феномен
бюрократии, его социальную и политическую сущность, современные проблемы,
связанные с бюрократизмом и возможности преодоления его проявлений.
Слово “Бюрократия” в буквальном переводе означает
господство канцелярии (от фр. bureau - бюро, канцелярия),
власть аппарата управления[13].
Само по себе это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные
учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления
предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в
подведомственных структурах процессами, для организации связей между
участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом,
вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей
компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к
собственным выгодам, а действуют в интересах прежде всего тех, кто уполномочил
их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых.[14]
Исходя из буквального значения слова “бюрократия”,
его часто употребляют как синоним административного управления. Кроме того,
термином “бюрократия” нередко обозначается рационально организованная система
управления, в которой работают компетентные служащие на должном
профессиональном уровне. Такое понимание бюрократии во многом связано с
работами немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), оставившего заметный
след в теории управления[15].
В широком же, и наиболее часто употребляемом применении, а также в политической
лексике термин “бюрократия” и все производные от него употребляются в ярко
выраженном негативном смысле, как своеобразное “контруправление”. То есть
акцент смещается в сторону извращенных форм управления (раздутость и
запутанность аппарата управления, многописание, подмена законов подзаконными
актами, волокита, консерватизм, недоступность, протекционизм и др.). Поэтому
необходимо четко дифференцировать само понимание термина “бюрократия”, так как
возникает возможность нивелировать различия самих принципов управления и
отрицательных черт их проявления. То есть “бюрократизм” необходимо воспринимать
как врожденный, тяжелый и хронический недуг органов управления, который
свойственен любому обществу, не взирая на различия в социально-политическом
устройстве. Этот недуг всеобъемлющ. При изменении форм управления он способен к
мутации и приспособляемости. Такая непотопляемость бюрократизма обусловливается
прежде всего источниками его появления, его социальной, экономической и
политической базой.
В определении источников появления бюрократии есть
несколько подходов, иногда диаметрально противоположных. Это определяет и
различие во взглядах на генезис этого явления и возможность его преодоления.
Из-за недостаточного объема данной работы, представляется возможным представить
только две крайние точки зрения на эту проблему.
Если кратко определить сущность марксистского
подхода, можно сказать: бюрократия - это социальный организм-паразит на всем
протяжении своего исторического существования, результат социально-классовых
антагонизмов и противоречий и материализация политического отчуждения.
Бюрократия органически связана с экономическими отношениями, политическими
структурами и идеологическими формами сознания.[16]
Марксистский подход имеет свою систему понятий (“бюрократическое отношение -
государственный формализм - политический рассудок”) и ключевые принципы анализа
(целостность, конкретность, монизм, классовость и революционное отношение к
классовому обществу и государству).
Бюрократическое отношение
обусловлено экономически, не зависит от интересов, сознания и воли индивидов,
определяет их действия, и потому объективно. Бюрократическое отношение - форма
проявления социальных противоречий между государством и обществом, аппаратом
управления и гражданами. Чиновники, включенные в систему государственного
аппарата обладают своего рода монополией на политический разум и мораль, и
стараются снять с себя вину за социальные противоречия и переложить ее на
общество и граждан. Причем высшие уровни доверяют опыту и разуму низших, а
низшие делегируют высшему знание всеобщего.[17]
Классики марксизма пришли к выводу, что бюрократизм
приобретает тем большие масштабы, чем авторитарнее политический режим, а
степень его ограничения зависит от степени демократичности. В условиях
авторитарного режима государство сводится к “...выделенному из человеческого
общества аппарату управления... особого разряда людей специалистов, чтобы
управлять...”[18].
В этих условиях государственный аппарат приобретает определенную степень
самостоятельности по отношению к обществу, которое делегирует этому аппарату
властные полномочия. А эта самостоятельность питает почву для процветания
бюрократии. У бюрократа “государственная цель превращается в его личную цель, в
погоню за чинами, в делание карьеры”[19],
в удовлетворение своих материальных потребностей. Такое безразличие к
общественным делам выражается в государственном формализме, т.е.
превращение политических целей в канцелярские задачи, и наоборот. Социальная
почва государственного формализма - отношения собственности (частной и
государственной), материальные интересы и разделение труда, которое порождает
корпоративные интересы. Необходимость их защиты культивирует устойчивые
организационные формы[20].
“Государственный аппарат не может быть слишком простым. Ловкость жуликов всегда
в том и заключается, чтобы усложнить этот аппарат и сделать его загадочным”.[21]
Политический рассудок
есть форма мысли, которая отражает бюрократические отношения и государственный
формализм. Политический рассудок определяется материальным положением
индивидов, групп и классов. А чем более политика довлеет над экономикой, тем
бюрократичнее государство[22].
Бюрократизм возник еще в рабовладельческом обществе и особенно развился в
восточных деспотиях, базировавшихся в соответствии с терминологией К. Маркса на
“азиатском способе производства” с характерным для него большим значением
централизованно управляемых ирригационных работ. Бюрократизм развивался на
почве исторически закономерного процесса выделения управления в особый вид
общественной деятельности, профессионализации аппарата управления и наделение
его необходимыми для управления властными полномочиями. По мнению марксистов он
достиг наивысшего расцвета в буржуазных государствах, прежде всего в тех,
которые и на капиталистической стадии развития сохранили многое от аппарата
управления абсолютной монархии. Не случайно анализ К. Марксом прусского
бюрократизма 40-х гг. XIX в. и анализ В.И. Лениным
российского бюрократизма в конце XIX и начале XX в. долгое время оставались единственным приемлемым в нашей стране
взглядом на природу бюрократии.[23]
Таким образом, социально-политические корни
бюрократизма, с точки зрения марксистской парадигмы, так как он сформировался в
эксплуататорском, главным образом в буржуазном обществе, заключаются в
чрезмерном обособлении аппарата управления от общества, утверждении
чиновничьего эгоцентризма, использовании работниками аппарата предоставленных
им властных полномочий для обеспечения своих собственных групповых и
индивидуальных интересов, которые определяются прежде всего их материальным
положением[24].
Совсем иные истоки проявления бюрократии в
общественно-политической и хозяйственной жизни описывает М. Вебер в своем
итоговом, в буквальном смысле этого слова, труде “Хозяйство и общество”,
который к сожалению остался незавершенным. Общим для Вебера и марксизма был
взгляд на бюрократию, как аппарат господства. Но если марксисты рассматривали
этот аппарат прежде всего как инструмент военно-политического господства, то М.
Вебер видел в этом организационный аспект господства, обеспечивающий
целостность существования общества. Социальная структурированность, по мнению
М. Вебера, необходима не только для сил (социальных групп, сословий и т.д.),
находящихся непосредственно в системе аппарата управления и заинтересованных в
его консервации, но и для всех членов общества[25]. В этом аспекте господство получает свое
функциональное оправдание, дающее право на применение прямого насилия узкой
группой лиц в интересах всего общества, а не того или иного класса. Источник
дальнейшего развития бюрократии, пронизывающей все сферы общественной
деятельности, М. Вебер видит в процессах концентрации (социальной,
политической, экономической и др.), которые сопровождаются отчуждением
непосредственного исполнителя (“производителя”) от средств производства. Это
приводит к необходимости в посреднике, обеспечивающем восстановление этой
связи. То есть, корни бюрократии по мнению М. Вебера более глубокие и лежат не
столько в плоскости экономических отношений и вопросов собственности, а исходят
из онтологической потребности человека в социальной структурированности и
организации для обеспечения своей повседневной безопасности. Поэтому М. Вебер считает,
что бюрократия не является “надстройкой” над “отношениями эксплуатации и
частной собственности”.[26]
Он видит глубокую внутреннюю связь процессов бюрократизации, огосударствления
собственности и потребности в социальной организации общества вообще.
Если говорить о политической истории России, то в ней
ярко видны глубокие корни и традиции российской бюрократии, обладающей своими
специфическими особенностями. Гражданского общества европейского образца в
России никогда не существовало. Государство всегда господствовало над
обществом. Поэтому бюрократия обладала преимуществом по сравнению с другими,
даже привилегированными сословиями. Экономические преобразования в значительной
степени осуществлялись сверху, путем государственного принуждения, причем
превыше всего ставились интересы государства, потребности обороны и экспансии,
и эти интересы не всегда совпадали с интересами привилегированных сословий.
В.П. Макаренко считает, что неизбежным следствием этого принципа является
монополия государства на любые социальные инициативы. Формы социальной жизни и
организации, не навязанные государством, решительно пресекались. На этой почве
формировалась бюрократическая традиция политической мысли и практики: гражданин
есть собственность государства и все его действия либо определяются властью,
либо являются покушением на власть.[27]
Государство становится всеобъемлющим инструментом для реализации задач,
направленных на свое воспроизводство. Все сферы общественной жизни требуют в
этом случае тотальной подконтрольности со стороны государства. Без этого их
существование становится невозможным. В свою очередь необходимость в полном
контроле и соблюдении интересов государства требуют постоянного воспроизводства
аппарата, который сможет осуществлять этот контроль и блюсти эти интересы.
Классики марксизма считали, что при переходе к
социализму утрачивается главная опора бюрократии - система капиталистических
общественных отношений. Но реальность показала, что бюрократия может
существовать и без этой “главной” опоры, питая свои корни в более благодатной и
непоколебимой почве - в самом государстве. Достаточно полный анализ советской
бюрократии содержит работа кандидата экономических наук Каратуева А.Г.[28] Советская
бюрократия вполне успешно приспособила методы “обобществления” производства, а
также идеологическое единение государства и государственного аппарата. В
экономической сфере, а А.Г. Каратуев рассматривает методы господства советской
бюрократии именно сквозь призму экономической деятельности, государственная
бюрократия смогла проводить конфискационную экономическую политику, которая
исключала возможность конкуренции и на первое место выдвигала фетиш “плана”,
приоритетность выполнения “показателей”, поклонение регламентирующим
документам. Такая политика обеспечила формирование военно-полицейского
характера экономики, который подразумевал невозможность экономической свободы
предприятий, а также простых граждан, которые были практически лишены
источников независимого от государственной службы существования. В такой
ситуации тотальной зависимости от государства, и прежде всего от аппарата
управления этим государством, складывалась возможность осуществления полного
контроля, максимального использования властных полномочий через монополизацию,
консервацию и постоянное воспроизводство бюрократической машины, якобы в
интересах всего “общества”.
Очень интересно объясняется перманентная
бюрократизация управленческого аппарата в замечательной работе английского
публициста Сирила Норткота Паркинсона “Закон Паркинсона”. Истоки этого феномена
он рассматривает сквозь призму социально-психологической ориентации чиновника.
Его Закон выражается в форме двух “почти аксиоматических положений”:
1) чиновник множит подчиненных, но не соперников;
2) чиновники работают друг на друга.[29]
Если кратко расшифровать эти тезисы, то перед нами
предстанет вполне реальная картина. Чиновник, находясь на определенном этапе
своей жизни, жалуется на перегрузку, и, как правило, просит себе в помощь двух
подчиненных. Причем обязательно двух, ни в коем случае не меньше, “чтобы каждый
придерживал другого, боясь, как бы тот его не обскакал”[30]. С
течением времени возникнет необходимость разгрузить и этих подчиненных,
назначив каждому в помощники еще по два исполнителя. Таким образом, первый
чиновник будет иметь определенный административный вес, а его подчиненные будут
трудится в поте лица, причем независимо от того, увеличилось количество дел или
нет. При выполнении разросшимся в геометрической прогрессии штатом сотрудников
по существу того же объема работ, что раньше выполнял первый чиновник, весь
штат оказывается загруженным полностью, а чиновник-вершина пирамиды занят
больше, чем прежде.
Не менее интересен обзор “болезни Паркинсона”,
которая может поразить практически любое учреждение и способно загубить всякую
его работоспособность. Эта болезнь проходит стадии. Первый признак заболевания
проявляется в том, что среди сотрудников учреждения появляется человек,
сочетающий полную непригодность к своему делу с завистью к чужим успехам.[31] Опасность
увеличивается, когда этот человек, не справляясь со своей работой, суется в
чужую и пытается войти в руководство. Когда ему это в какой-то степени удается,
наступает вторая стадия заболевания. Он начинает выживать тех, кто способнее
его, и не дает продвинуться тем, кто может заменить его в будущем. И в конечном
итоге штаты заполняются людьми, которые глупее начальника. Если он второго
сорта, они будут третьего, а их подчиненные четвертого. А чтобы жить спокойной
жизнью в этом учреждении все принимают эти правила игры и пытаются выглядеть
глупее, чем они есть. Коматозного состояния учреждение достигает на третьей
стадии, когда в нем снизу доверху не встретишь и капли разума. Из этого
состояния выхода практически уже нет и учреждение обречено на гибель или
неплодотворное существование.
Различия во взглядах на истоки феномена бюрократии
отражаются на классификации и типологии бюрократии, и на определении ее
сущности.
Б.П. Курашвили, как представитель марксистского
подхода, различает два типа бюрократизма - добросовестный (патерналистский) и
своекорыстный. Формула добросовестного (патерналистского) бюрократизма:
максимум общественной пользы при максимуме задаваемого сверху порядка и
минимуме доверия к управляемым, минимуме их самостоятельности и инициативы в их
собственном деле и в общественной жизни в целом. Формула своекорыстного
бюрократизма: максимум карьеры и корыстного использования служебного положения
при минимуме заботы об общественной пользе.[32] Надо также сказать, что Б.П. Курашвили
отождествляет своекорыстный бюрократизм прежде всего с капитализмом, а при
социализме он “сохраняется во враждебной ему среде”, хотя “исторически загнан в
угол”[33].
Представителями патерналистского (“отеческого”) бюрократизма Б.П. Курашвили
считает добросовестных и честных чиновников, которые тем не менее пропитываются
“эгоцентристским духом аппарата, профессиональным снобизмом, технократическим
высокомерием”.[34]
В социалистическом обществе они существуют также не в чистом виде - в виде
местничества и ведомственности. Одним из обоснований бюрократического
отчуждения аппарата управления от управляемых Б.П. Курашвили видит в
необходимости профессионализма в управлении, который нередко порождает у
чиновников чувство превосходства над “простыми” людьми.[35] Как
отмечает А.П. Бутенко, одно из извращений социализма состоит в том, что
подменяется “механизм двусторонней связи управляющих и управляемых...
механизмом одностороннего командования сверху”.[36] Этот
механизм неизбежно вызывает к жизни своекорыстное обособление и отчуждение
аппарата управления от общества, использование в корыстных (групповых или
индивидуальных) интересах предоставленных им властных полномочий,
элитарно-кастовые тенденции в их среде, что в совокупности составляет
социально-политическую сущность бюрократизма.[37] Организационно-техническую сущность этого
явления Б.П. Курашвили, апеллируя к работам классиков марксизма-ленинзма, видит
в сплошной формальной заорганизованности всего и вся, и в стремлении бюрократии
выдать формальное за содержание, а содержание - за формальное, когда весь
принцип управления приобретает призрачный характер и сводится к обожествлению
“показателей” как инструмент для измерения эффективности аппарата управления.[38]
Немаловажен, по мнению сторонников марксистской точки зрения, при определении
социально-политической сущности бюрократизма и вопрос о “правовой” основе
бюрократии, которая уделяет исключительное внимание “правовому обеспечению”
своего воспроизводства, созданию юридической базы для своего существования.
Несколько другую классификацию бюрократии приводит в
своей работе “Хозяйственная этика мировых религий” Макс Вебер. Он различает два
типа бюрократии: традиционную “патримониальную”, которой свойственно
иррациональное начало, и современную рациональную. Первый тип зародился и
развивался, проникая постепенно во все сферы общественной жизни, вместе с
зарождением и развитием государственной машины. Он охватывал прежде всего
область государственного управления и поддержания общественного порядка. Среди
традиционной бюрократии М. Вебер вычленяет “бюрократию древнекитайских
мандаринов” и древнеегипетских, позднеримских, а также византийских чиновников.
Древнекитайский мандарин отличался от чиновника “египетского, позднеримского и
византийского типа” тем, что он вообще не был специалистом управления, а скорее
“литературно-гуманитарно образованным джентльменом”.[39]
Рациональная бюрократия сформировалась в эпоху Нового времени, первоначально
охватывая сферу частно-хозяйственной деятельности и прежде всего сферу
внутрихозяйственного управления наиболее крупных предприятий. Постепенно
влияние рациональной модели бюрократии распространилось и на другие сферы
общественной жизни, постепенно вытесняя патримониальную.[40] Но тем не
менее, общегосударственная бюрократия, приобретая черты рациональности, четко
отделялась М. Вебером от бюрократии частно-хозяйственной, т.к. существовал
принцип невмешательства государства в частно-хозяйственную область и
разграничение экономической и государственно-политической деятельности.
Современный М. Веберу бюрократ отличается по его мнению от патримониального
бюрократа второго типа гораздо большей “рациональной предметной
специализированностью и вышколенностью”, т.к. произошло вливание рационального
начала частно-хозяйственной бюрократии.
Социально-политическую сущность бюрократии М. Вебер
определяет через онтологическую потребность общества в социальной организации,
структурированности и упорядочения вообще и видит глубокую внутреннюю связь
процесса бюрократизации с процессом огосударствления собственности.[41] Эти
процессы порождают неминуемое возникновение угрозы исчезновения элементов
свободы в экономической и других сферах. Государственная бюрократия начинает
вмешиваться во внутрихозяйственное управление предприятий, подрывая его
мелочной опекой и вступая в противоречие с экономической рациональностью и
рентабельностью. Такая ситуация вмешательства и тотального контроля с целью
обеспечения фискальных интересов и укрепления военной мощи государства была, к
примеру, очень характерна для системы органов управления горнозаводской
промышленностью Урала XVIII-XIX вв., когда частные
предприятия организовывались и функционировали под неусыпным надзором
государства. Сфера деятельности этих предприятий также строго
регламентировалась и направлялась в русло военной промышленности. Выполнение
заказов военного ведомства пользовалось неоспоримой приоритетностью, а вопросы
экономической целесообразности и, тем более, рентабельности волновало
государство в меньшей степени.
Стремление преодолеть различные проявления
бюрократизма также вечно, как стремление усовершенствовать систему управления в
целом, сделать ее более эффективной, свободной от недостатков и отвечающей
потребностям общества.
Во времена расцвета российской бюрократии XIX в. издавались специальные постановления о необходимости преодоления
бюрократический проявлений. Так например, на основании высочайше утвержденного
в июле 1806 г. проекта горного положения, подробно регламентирующего всю
систему управления горным ведомством Российской империи, горные чиновники
обязаны были “... стараться, чтоб письмоводство по делам горным и заводским
было не только уменьшено, но и как возможно коротко, не на счет однакож
ясности; ...и чтоб во всех делах... была соблюдена надлежащая поспешность,
точность, краткость и ясность...”[42].
Кроме того, постоянно производились попытки сокращения штатов аппарата
управления, хотя главнейшей целью сокращения было конечно же соблюдение выгоды
казны. В 1828 г. Министерство финансов Российской империи провело ряд
реорганизаций в системе управления горными заводами Уральского региона,
связанных со стремлением извлечь максимальную прибыль при сокращении объема
финансирования. Эту прибыль планировалось получить в том числе и “... от
уменьшения в довольном количестве штатных расходов, которое произошло от
исключения некотораго числа излишних класных и нижних чинов, и назначения по
новому штату тех и других по мере самой крайней необходимости...”[43]. Но, по
всей видимости, рамки крайней необходимости постоянно росли, а вместе с ними
росли и штаты. То есть отдельные попытки установления препятствий широкому
распространению бюрократизма царской России, не могли привести к желаемому
результату, т.к. эти постановления были каплей в море законодательства.
Объективные же причины наоборот способствовали все более широкому
распространению бюрократизма, т.к. его социально-политическая база постоянно
росла.
Не произошло видимых изменений и после революции 1917
г. Несколько видоизменилась социально-политическая и идеологическая основа, но
корни бюрократизма остались неизменными. Партия большевиков, во главе с В.И.
Лениным, искренне верила, что главная опора бюрократизма - система
капиталистических отношений - рухнула, и что осталось только выкорчевать корни.
Еще С.Л. Франк говорил о нравственной болезни, которую называл
революционностью, порожденную русской привычкой жить мечтами о светлом будущем[44]. Отсюда и
ярко выраженное настроение постоянной “борьбы” с тем, что мешает видеть свои
мечты реальностью. Отсюда и стремление сломить сопротивление “...
совбюрократии, отстаивающей бюрократическую старину”.[45] Формы
“борьбы” с бюрократизмом были самыми разнообразными от ленинских увольнений до
горбачевских сокращений, от сталинских чисток до андроповских облав. Но
результат этой “борьбы” был всегда один и тот же: нет побежденных и все
победители, а результатом “кавалерийских атак” было новое пополнение
бюрократии, в том числе из рядов ее яростных противников.[46]
Макс Вебер, видя истоки феномена бюрократии в
онтологическом измерении общественной жизни и потребности в социальной
структурированности, в принципе не считал возможным “окончательное решение”
этой проблемы ни эволюционным, ни революционным способом.[47] И именно
такой взгляд заставлял его постоянно искать “противовесы” неотвратимым
процессам бюрократизации экономики и общества в целом. Источником для расцвета
бюрократии М. Вебер считал государственный капитализм, при котором
вмешательство государственной бюрократии в экономическую и хозяйственную жизнь
общества вносит иррациональное начало, противоречащее рациональным основам и
нарушается основной принцип капиталистической легитимности, принцип
хозяйственной самостоятельности. При этом частный капитализм был бы
ликвидирован, а “государственная бюрократия господствовала бы в одиночку” и
само “руководство огосударствленными предприятиями... стало бы
бюрократическим”.[48]
Эту тенденцию М. Вебер называет “универсальной бюрократизацией”, которой он
противопоставляет “сохранение частно-хозяйственного принципа”.
Многие исследователи сходятся во мнении, что
существенным противодействием бюрократическим тенденциям может стать
демократизация общественной жизни, совершенствование системы управления и
создание правового государства. Так Конституция Российской Федерации 1993 г.
предусматривает право грждан обжаловать в судебном порядке решения и действия
(или бездействие) органов государственной власти местного самоуправления и
должностных лиц.[51]
Другими немаловажными принципами, сдерживающими тотальную или “универсальную
бюрократизацию” должны стать развитие частно-хозяйственной деятельности и
децентрализация в управлении экономикой. Кроме того, должна быть хорошо
отлажена система взаимного контроля, основанная на демократическом принципе
разделения властей[52],
а также разработана эффективная политика в отношении подбора и назначения
кадров аппарата управления[53].
Не вызывает никаких сомнений, что для того, чтобы все перечисленные мероприятия
имели положительный эффект, необходимо глубокое научное исследование феномена
бюрократии, проблем бюрократии и социальной природы человека, бюрократии и
аппарата управления, бюрократии и государства.
Так как же все таки быть тому садовнику? Ясно одно, что “борьба” со злым растением приведет к гибели
благородного, а если ничего не предпринимать, тогда корни сорняка высосут всю
жизненную влагу, а орхидея зачахнет.
Конституция РФ.
Федеральный закон “Об основах государственной службы
Российской Федерации” от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ //Ведомости Федерального
Собрания РФ. 1995. № 24.
ПСЗ. - СПб., 1830.
ПСЗ. - Собрание 2-е. - СПб., 1830.
Ленин В.И. ПСС.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд.
1.
Актуальные проблемы хозяйственного руководства. - М., 1985.
2.
Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма:
Социально-политический аспект. - М., 1990.
3.
Бузгалин А.В. Анатомия бюрократизма. - М., 1988.
4.
Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. - М., 1985.
5.
Бутенко А.П. Противоречия развития социализма как общественного строя. //
Вопросы философии. 1982. № 10.
6.
Бутенко А.П. Теоретические проблемы совершенствования нового строя: о
социально-экономической природе социализма. //Вопросы философии. 1987. № 2.
7. БЭС.
- М., 1994.
8.
Бюрократизм и самоуправление. - Сыктывкар, 1990.
9.
Бюрократия и общество. - М.,1991.
10.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. // Вопросы
философии. 1991. № 3.
11.
Гвишиани Д.М. Организация и управление. Социологический анализ буржуазных
теорий. - М., 1970.
12.
Ермоленко А.А. Бюрократизм в коллективном производстве. - Воронеж, 1989.
13.
Ефимов А. Элитные группы, их возникновение и эволюция. //Знание - сила. 1988. №
1.
14.
Ивенский Л.М. Культура управления: Сущность, генезис, метауправление. -
Чебоксары, 1992.
15.
Ильчиков М.З. Управление: взаимодействие экономики и политики. - М., 1990.
16.
Каратуев А.Г. Советская бюрократия: Система политико-экономического господства.
- Белгород, 1993.
17.
Комаров Е.И. Бюрократизм - на суд гласности! - М., 1989.
18.
Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988.
19.
Макаренко В.П. Бюрократия и государство. - Ростов-на-Дону, 1987.
20.
Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989.
21. Не
сметь командовать!: От администротивно-командных к экономическим методам
управления. - М., 1990.
22.
Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989.
23.
Пономарев Л.Н., Шинкаренко В.В. Это вопрос целой эпохи: Демократия против
бюрократии. - М., 1990.
24.
Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М., 1995.
25.
Прокопенко В.Н. Коллегиальность и единоначалие в государственном руководстве и
управлении социалистической экономикой. - Алма-Ата, 1989.
26.
Теоритические проблемы социального управления. - М., 1968.
27.
Франк С.Л. Смысл жизни. // Вопросы философии. 1990. № 6.
28.
Хасбулатов Р.И. “Бюрократия тоже наш враг...: Социализм и бюрократия. - М.,
1989.
[1] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 3.
[2] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С.
12.
[3] Теоритические проблемы социального управления. - М., 1968.
[4] Гвишиани Д.М. Организация и управление. Социологический анализ
буржуазных теорий. - М., 1970.
[5] Ленин В.И. ПСС. - Т. 5. - С. 35.
[6] Актуальные проблемы хозяйственного руководства. - М., 1985.;
Прокопенко В.Н. Коллегиальность и единоначалие в государственном руководстве и
управлении социалистической экономикой. - Алма-Ата, 1989.; Ивенский Л.М.
Культура управления: Сущность, генезис, метауправление. - Чебоксары, 1992.;
Ильчиков М.З. Управление: взаимодействие экономики и политики. - М., 1990.;
Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М., 1995. и др.
[7] Не сметь командовать!: От администротивно-командных к экономическим
методам управления. - М., 1990.; Пономарев Л.Н., Шинкаренко В.В. Это вопрос
целой эпохи: Демократия против бюрократии. - М., 1990.; Комаров Е.И.
Бюрократизм - на суд гласности! - М., 1989.; Хасбулатов Р.И. “Бюрократия тоже
наш враг...: Социализм и бюрократия. - М., 1989
[8] Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. - М., 1985.; Ефимов
А. Элитные группы, их возникновение и эволюция. // Знание - сила. 1988. № 1.;
Макаренко В.П. Бюрократия и государство. - Ростов-на-Дону, 1987.; Макаренко
В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. Каратуев А.Г. Советская
бюрократия: Система политико-экономического господства. - Белгород, 1993. и др.
[9] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988.; Бузгалин А.В.
Анатомия бюрократизма. - М., 1988. ; Ермоленко А.А. Бюрократизм в коллективном
производстве. - Воронеж, 1989.; Борисов В.К. Демократизация общества и
преодоление бюрократизма: Социально-политический аспект. - М., 1990.;
Бюрократизм и самоуправление. - Сыктывкар, 1990.; Бюрократия и общество. -
М.,1991. и др.
[10] Бутенко А.П. Теоретические проблемы совершенствования нового строя: о
социально-экономической природе социализма. // Вопросы философии. 1987. № 2.
[11] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3.
[12] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989.
[13] БЭС. - М., 1994. - С. 184.
[14] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 4.
[15] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3.
[16] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С.
14.
[17] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С.
16.
[18] Ленин В.И. ПСС. - Т. 39. - С. 69.
[19] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 1. - С. 271.
[20] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С.
20.
[21] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 7. - С. 529.
[22] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С.
25.
[23] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 7.
[24] Там же. - С. 8.
[25] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 175.
[26] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 177.
[27] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С.
30.
[28] Каратуев А.Г. Советская бюрократия: Система политико-экономического
господства. - Белгород, 1993.
[29] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989. - С. 13.
[30] Там же.
[31] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989. - С. 47.
[32] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 9.
[33] Там же. - С. 10.
[34] Там же.
[36] Бутенко А.П. Противоречия развития социализма как общественного строя.
// Вопросы философии. 1982. № 10. - С. 18.
[37] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 13.
[38] Там же.
[39] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 178.
[40] Там же. - С. 176.
[41] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 177.
[42] ПСЗ. - Т. XXIX. - СПб., 1830. - С. 544.
[43] ПСЗ. - Собрание 2-е. - Т. III. - СПб., 1830. - С.
88.
[44] Франк С.Л. Смысл жизни. // Вопросы философии. 1990. № 6. - С. 73.
[45] Ленин В.И. ПСС. - Т. 45. - С. 154.
[46] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 182.
[47] Там же. - С. 177.
[48] Там же. - С. 179.
[49] Пономарев Л.Н., Шинкаренко В.В. Это вопрос целой эпохи: Демократия
против бюрократии. - М., 1990. - С. 7.
[50] Там же. - С. 8.
[51] Конституция РФ. Ч. 2. Ст. 46.
[52] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 50.
[53] 31 июля 1995 г. был принят Федеральный закон “Об основах
государственной службы Российской Федерации”, который регулирует вопросы
поступления и нахождения на государственной службе, квалификационные требования
к служащим, замещающим государственные должности и т.д.