Европейские школы государственного управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория и методология государственного
управления»
на тему:
«Европейские
школы государственного управления»
Содержание
Введение
1. Теория административно-государственного управления в Великобритании
1.1 Социологический метод государственного регулирования в Великобритании
1.2 Экономический метод государственного регулирования в Великобритании
2. Развитие
административной науки в Германии
2.1 Теория
административно-государственного управления в Германии
3. Наука государственного
управления во Франции
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Впервые
термин «государственно-административное управление» (public administrative
management) был использован в программе Республиканской партии США в 1986 г., однако
первые работы по государственному управлению появились еще в глубокой
древности. Уже с тех времен известны работы философов Китая, Греции, Рима,
Египта, содержащие рекомендации по различным аспектам управления[1].
В течение
почти двух тысячелетий – со времен античности и вплоть до XVIII в. – все знания
о социальных явлениях были единой целостной системой, которая сводилась к
политике, а общественная жизнь была подчинена интересам государства. Это явилось
основной причиной того, что теория государственного управления развивалась в
русле общей политологической традиции и лишь в конце XIX в. стала выделяться в
самостоятельную область научных исследований.
Существенный
импульс к разработке теории государственного управления был дан реформами,
централизованно проводимыми в системе государственного администрирования в США
и странах Западной Европы в последние десятилетия ХIХ в. и в первые десятилетия
ХХ в.
Эволюция
науки государственного управления позволяет выделить три этапа:
1. 80-е гг.
ХIХ в – 1920 г.;
2. 1920 г. –
1950 г.;
3. 1950 – по
настоящее время.
Основоположниками
теории государственного управления принято считать В. Вильсона, Ф. Гуднау и М. Вебера.
Актуальность
исследования определяется практическими потребностями повышения эффективности
административно-государственной деятельности любой структурной сложности,
нацеленной на решения общих общественных и государственных задач. Предметом моей работы
является раскрытие главных европейских школ государственного управления. В
связи с этим я рассмотрю такие страны как Великобритания, Франция, Германия,
так как школы государственного регулирования этих стран являются ведущими в
Европе. В науке теория
методология государственного управления не может быть никаких застывших схем и
моделей. Феномен административно-государственной деятельности требует
постоянного серьезного теоретического и практического изучения, поскольку, как
и все социально-политические явления, он находится в процессе непрерывного
изменения и развития, однако нельзя забывать о главных теоретических подходах которые
образовались в Европе и следовательно близки нам.
Республика
Беларусь является молодым государством и наша научная школа в сфере
государственного управления достаточно молодая, поэтому я ставлю главную цель в
этой работе необходимым установить все положительные черты управления других
стран чтобы не совершать ошибок.
1. Теория
административно-государственного управления в Великобритании
Изучение
государственного управления в системе английского академического обществознания
началось в конце прошлого столетия, когда при Лондонском университете была
основана Лондонская школа экономики и политических наук. В этой школе, а позже
в Оксфордском, Кембриджском, Манчестерском, Ливерпульском и других
университетах до второй мировой войны было сосредоточено преподавание и
изучение государственного управления, политических институтов, государственной
службы, английского конституционного и административного права. Эти дисциплины
преподавались на одноименных кафедрах или кафедрах политической науки.
Научные
исследования до начала 30-х годов сводились, как правило, к
формально-юридическому описанию государственно-правовых институтов, поскольку
господствовал институциональный подход к изучению административно-государственного
управления. Наиболее известными учеными в этот период были Э. Баркер, Д. Коул,
Г. Ласки, Ч. Маннинг, У. Робсон, Г. Файнер и др.
Начиная с
30-х годов в английской школе административно-государственного управления
начинают господствовать бихевиоральные методы изучения государственного
администрирования. С самого начала в рамках бихевиоральной методологии
сложились две основные тенденции — социологическая и экономическая, истоками
которых стали два различных понимания природы человеческого поведения[2].
Экономисты рассматривали политику и государственное управление как сферу
рациональной деятельности людей с неизменными целями, сводимыми к стремлению
извлечь максимальную выгоду. Сторонники социологического подхода, наоборот,
стремились избежать подобной однозначности и примитивизма, усматривая в
политическом поведении и государственной деятельности результат влияния культурных
традиций, которым человек подчиняется в большинстве случаев неосознанно.
Еще в 1908 г.
видный английский психолог Дж.Уоллес заявил о кризисе в политических науках и
государственном управлении, вызванном тем, что рационализм отказывался от
изучения связей между политическим поведением и «человеческой натурой»,
определяемой культурными, социальными и расовыми факторами[3].
Уоллес впервые поставил серьезно вопрос о значении неосознанных мотивов и
политической деятельности и о роли пропагандистских символов в государственном
управлении. Эти и многие другие идеи Уоллеса были господствующими в английской
школе «public administration» вплоть до 50-х годов XIX века. Экономический
подход в эти годы был на «втором плане» до тех пор, пока не стало известно об
успехах формальных методов экономического анализа.
1.1
Социологический метод государственного регулирования в Великобритании
Крупнейшими представителями
социологического направления стали Э. Берч, И. Берлин, У. Риз, Р. Роуз. По
мнению И. Берлина, основным в философии государственного управления является
«повиновение и насилие», поэтому обходить вопрос оправдания власти и подчинения
ей ученые не вправе[4]. Наличие или
отсутствие консенсуса относительно авторитета государства в обществе Р. Роуз
считает главным вопросом любой политической системы. Авторитет государственной
власти может быть измерен, с одной стороны, степенью ее поддержки гражданами, а
с другой — тем, насколько последние подчиняются ее законам[5].
У.Риз
выделяет три основных значения термина «государство» в англо-саксонской
политологической традиции: «политически организованное и территориально
ограниченное общество», «политически организованное в соответствии с моральными
идеалами общество», «правительство как учреждение». Последнее значение,
подчеркивает У. Риз, гораздо чаще встречается в наши дни26.
Э. Берч в
своих работах затрагивал вопросы ответственности в государственном управлении.
В частности он выделил три вида ответственности:
·
Ответственность
перед общественным мнением. Это означает, что правительство имеет возможность
влиять на общественное мнение и должно находить компромисс с ведущими группами
общества, воспитывать общественность, чтобы она осознавала мотивы, движущие
правительственной деятельностью;
·
Проведение
продуманной государственной политики, основанной на всестороннем анализе
проблем. Этот тип ответственности в английской политической культуре является
основным. Правительство, осознавая правомерность и целесообразность своих действий
в данный момент, может даже пойти на потерю популярности ради осуществления
своего курса;
·
Ответственность
перед парламентом. Она выражается в ответственности каждого министра за
деятельность правительства в целом и его ответственности за руководимую им
государственную службу.
Ответственность
членов правительства перед парламентом выражается в ответственности каждого
министра за деятельность правительства в целом и его ответственности за
руководимую им государственную службу. Однако эффективность парламентского
контроля за деятельностью правительства постоянно снижается: у
«заднескамеечников» нет ни времени, ни достаточных знаний, чтобы вникать в
сложные проблемы государственного управления. Что касается групп интересов, то
они предпочитают проталкивать свои решения помимо парламента, поэтому многие
государственные и военные проблемы содержатся в значительной степени в тайне[6].
Э. Берч
весьма настороженно относится к тому, что характер принятия государственных
решений модифицировался в результате реформ 1966-1975 гг. и допускает
определенную степень взаимопроникновения между миром государственной политики,
ее официальными представителями и университетами, предпринимателями и
работающими по найму. Среди факторов, влияющих на принятие государственных
решений, он отмечает позицию премьер-министра, «первого среди равных» в
кабинете, деятельность членов кабинета, давление профсоюзов и организации
промышленников, рядовых членов парламента и средств массовой информации,
которые по традиции считаются выразителями общественного мнения. Известно, что
в последние десятилетия ряд важных решений (например о вступления в ЕЭС) были
приняты без предварительного обсуждения в ходе парламентских выборов, и инициативы
их выдвижения принадлежит целиком правительству, стоящему у власти.
Э. Берч
указал также на изменение понятия «первичной ответственности правительства» в
современной Великобритании. В начале столетия под ней подразумевалась
ответственность правительства перед Короной, которая воплощает единство и
преемственность национальной жизни. Сегодня под ней понимают ответственность
правительства перед народом.
В последние
десятилетия в трудах ученых социологического направления центральной стала
проблема стабильности государственных институтов. Большинство английских
политологов ищут причину их стабильности в политической культуре страны. Основой анализа служит понятие консенсуса как демократической
процедуры.
По мнению
Дж.Баджа, степень консенсуса зависит от уровня политической культуры и
активности. Выборные лица и государственные чиновники единодушны во мнении, что
существующие государственные институты «чувствительны» к запросам рядовых
граждан, что эти институты пользуются поддержкой последних, и что их сохранение
важнее любых разногласий между политическими силами.
Политически
пассивные лица, напротив, не видят демократичности государственных институтов и
не считают, что они пользуются общей поддержкой. Хотя апатичная масса и
проявляет согласие относительно ценности наиболее общих демократических норм в
государстве, но степень консенсуса резко снижается, когда речь заходит об их
реальном применении[7].
Однако
наличие прямой зависимости между степенью консенсуса по проблемам стабильности
государственных институтов и уровнем политической культуры и активности
вызывают сомнения. Тот же И.Бадж, исследуя вместе с Дж. Брэндом, М. Марго-лисом
и Э. Смитом политические круги Глазго, обнаружил, что у членов городского
совета «продемократические симпатии» были гораздо слабее, чем у партийных
функционеров[8].
Интересные
размышления о влиянии культурных факторов на формы лидерства в государственных
структурах Великобритании можно найти в работе Д. Кэвэнея. Автор полагает, что
формы лидерства, которые возникли в стране, не соотносимы с понятием
харизматического лидерства, выдвинутого М. Вебером. Реализация личных
способностей лидера в Великобритании целиком зависит от традиционных
институтов, вне которых путь «наверх» в британской политической системе
невозможен. Так, премьер-министр в глазах избирателей обладает авторитетом не
столько из-за своего поста или человеческих достоинств, сколько благодаря своей
принадлежности к одной из традиционных партий. Руководителем страны может стать
только тот, кто прошел весь курс политической социализации: от рядового члена
парламента до лидера фракции. Это предполагает подчинение традиционным правилам
игры[9].
Только в период мировых войн пост премьера мог занять аутсайдер: новатор,
обладающий незаурядными личными качествами (Черчилль).
1.2 Экономический
метод государственного регулирования в Великобритании
Экономическое
направление в английской школе административно-государственного управления
начало набирать силу после второй мировой войны. В отличие от социологов,
делавших ставку на изучение влияния культурных традиции и системы ценностей,
экономисты рассматривали государственное управление как сферу рациональной
деятельности людей. Известный английский политолог Б.Барри разработал концепцию
«экономического типа» государственной власти, осуществляемой путем угроз и
обещаний. Властные отношения в обществе Б.Барри рассматривает в понятиях
выигрышей и потерь. Он полагает, что властные отношения имеют место только
тогда, когда одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая,
располагая возможностями добиваться повиновения последней ценой минимальных
убытков.
Сам
исследователь считает, что хотя его модель и объясняет некоторые аспекты
процесса осуществления властных отношений в государстве, она весьма
ограниченна. В частности, эта модель не принимает во внимание различий,
существующих между объективным характером мотивов, угроз, обещаний и
субъективностью их восприятия.
Видный
английский философ М. Оукшотт, возглавлявший в 50-60-е годы кафедру политической
науки Лондонской школы экономики, разработал две концепции
административно-государственного управления: целевую и гражданскую. По мнению
М. Оукшотта, эти типы административно-государственного управления в чистом виде
не встречаются нигде, поскольку представляют собой идеальные теоретические
конструкции. Но можно сказать, что европейские народы проделали путь от
«бессознательной солидарности целевого объединения» в рамках государства в
эпоху позднего средневековья к сознательной гражданской ассоциации наших дней.
Однако и сегодня этот процесс не завершен: в одних государствах (западных
демократиях) идеал «гражданской ассоциации» осуществлен в большей степени, в
других — в меньшей. Но и в западных демократиях возможны эксцессы возвращения к
режиму целевого государственного управления.
М. Оукшотт
предлагает следующую характеристику целевого государственного управления.
Граждане в таком государстве рас сматриваются как работники предприятия,
существующего для достижения определенных целей (благосостояния, уровня
производства, культурного единства и т.д.) Формальное равенство отсутствует —
ценность человека определяется его вкладом в «общее дело», что означает
подчинение индивидуальности корпоратизму. Законодательство носит
административный, регулирующий, прикладной характер. Понятие справедливости
сужается до принципа справедливости распределения, цель которого — подчинить
требования равенства задачам эффективности системы
административно-государственного управления.
Напротив,
гражданская ассоциация объединяет своих членов, не связывая их общностью целей.
Это не значит, что они действуют бесцельно: просто государственное управление
не ставит своей задачей поощрять какой-либо вид целенаправленной деятельности.
Совокупность соблюдаемых гражданами норм поведения гарантирует сохранность их
прав и свобод. Таким образом, подчеркивает М. Оукшотт, «управление становится
особой ограниченной сферой деятельности по обеспечению и поддержанию общих норм
поведения, которые рассматриваются не как предписания, навязывающие основные
виды деятельности, а как средства, предоставляющие людям возможность заниматься
по своему усмотрению любой деятельностью»[10]. Однако
этот «идеальный» тип административно-государственного управления не достигнут
еще нигде — европейские народы только движутся в данном направлении.
В последнее
время в английской школе «public administration» появились новые подходы и
направления. Наибольшим влиянием среди них пользуется система «мягкого мышления».
Во главе этого направления стоит Питер Чекланд, руководитель исследовательской
программы, осуществляемой Ланкастерским университетом. Система «мягкого
мышления» появилась как следствие неудачной попытки применения инженерной
методологии (жесткого подхода) к разрешению слабоструктурированных проблемных
управленческих ситуаций. Система «жесткого мышления» исходила из предпосылки
имманентной системности реального мира (и сферы управления) и видела проблему в
поиске оптимальных путей движения к известным или заданным целям. Система
«мягкого мышления» перенесла признак системности с реальности на процесс ее
познания. Этот подход позволяет структурировать управленческие процессы
посредством исследования различных взглядов и позиций и обсуждения их правомерности
в конкретных обстоятельствах. По мнению П. Чекланда, единственный способ
изучить целостность — посмотреть на нее с возможно большего числа точек зрения.
Он сознательно уходит от традиционной парадигмы оптимизации существующих
процессов, основанной на попытке идентификации и анализа систем в реальном
мире. Свой подход П. Чекланд считает скорее интерпретационным, чем
функциональным.
Решение
проблем в управленческой деятельности П. Чекланд рассматривает как никогда не
заканчивающийся процесс познания. В каждом отдельном случае для формирования
управляющего воздействия необходимо всестороннее изучение ситуации, чтобы
достичь приспособления участников, вовлечь их в управленческую проблемную
ситуацию, в процесс формирования будущего состояния своей организации[11].
Еще одним
новым направлением является организационная кибернетика. Она возникла как
контрнаправление по отношению к управленческой кибернетике, отличавшейся
излишней механистичностью. Философско-социологической парадигмой
организационной кибернетики выступает структурализм. Структурализм исходит из
наличия некоторой модели каузальных процессов, происходящих на глубоких
структурных уровнях систем. Эти процессы продуцируют поддающиеся наблюдению
феномены и отношения. Таким образом, структурализм пытается объяснить феномены,
доступные нашим чувствам, действием скрытых, ненаблюдаемых механизмов.
С. Биэр ввел
центральное понятие организационной кибернетики — балансирующая система[12].
По его мнению, система может быть отнесена к балансирующей в том случае, если
она способна реагировать на изменения окружающей среды, даже если эти изменения
не могут быть предсказаны в период создания системы. Чтобы остаться
балансирующей в течение длительного времени, система должна достигнуть
«необходимого разнообразия», чтобы соответствовать сложности окружающей среды,
с которой она вступила в контакт. Разнообразие представляет собой субъективную
меру — меру состояний, соответствующих определенной цели — выживанию системы
(продолжению ее существования). Следовательно, цель организации всегда есть
компромисс между требованиями внешней среды и ее внутренними функциями, а
стратегия организации может быть определена как стратегия баланса. С. Биэр
утверждает, что подобные системы должны обладать пятью функциями: организации,
координации, контроля, сбора и обработки информации, разработки политики.
Завершая характеристику английской школы административно-государственного
управления, следует подчеркнуть, что в последние десятилетия она испытывает
значительное влияние американских политологов. Это влияние особенно заметно в
прикладных исследованиях, которым уделяется больше внимания, чем в предыдущий
период.
2.
Развитие административной науки в Германии
Наиболее
влиятельной среди европейских школ административно-государственного управления
является немецкая. Развитие административной науки в Германии находилось
длительное время под влиянием юриспруденции и разработанной немецкими юристами
концепции правового государства. Проблематичным было выделение самостоятельной
административной науки. Административное поведение рассматривалось как
комбинация строгости и гибкости при применении специалистами публичного права.
В 60-70-е годы XX в. на развитие исследований административного управления повлияла
политическая наука, ставшая в это время самостоятельной отраслью знания и
преподавания в западногерманских университетах. Вместе с тем, институты и
кафедры политической науки редко занимаются проблемами государственного
управления, здесь отмечается, скорее, интерес к государственной политике. В
последнее время особое внимание уделяется исследованию взаимосвязи публичного административного
управления и публичной политики. В частности широкую известность приобрела
немецкая школа исследования политических сетей в Институте общественных
исследований Макса Планка Попытки административной науки в качестве
самостоятельной дисциплины не получили широкого распространения в немецких
университетах. В этом отношении выделяются два центра: факультет
административной науки в университете в Констанце, образованный в 1973 г. и
включающий в себя помимо отделения административной науки отделение
политической науки и отделение информационной науки и Высшая школа
административной науки в Шпеере, открытая в 1976 г. Административные
исследования активно проводятся также в Потсдамском университете.
2.1 Теория
административно-государственного управления в Германии
Особенностью
теории административно-государственного управления в Германии выступают
фундаментальные теоретические исследования философского характера. Немецкий
классический идеализм дал свою спекулятивную интерпретацию государственному и
административно-государственному управлению. Именно философия создала
институциональные рамки, в которых начали свое развитие теория политики и
теория административно-государственного управления в Германии. Известный
политолог К. Ленк пишет, что в силу прочности государственных традиций в
Германии до сих пор продолжает существовать концепция, согласно которой
политическая наука — это государствоведение, дополненное анализом динамики
государственных институтов. Он ссылается на работы В. Вебера, Э. Форстхоффа[13].
С самого
начала своего возникновения в немецкой школе государственного администрирования
обозначился дуализм философского осмысления проблем
административно-государственного управления и социологии
административно-государственной деятельности. При этом философский и
социологический аспекты рассматривались как модусы государственности. Большая
часть западногерманских политологов в духе классических традиций видит в
государственном администрировании воплощение «трансцендентального разума»,
«вечных» ценностей и сферу реализации свободы. Это в наиболее яркой форме
иллюстрируют концепции Х. Куна, Э. Форстхоффа, Э. Хиппеля.
По мнению
Куна, основой, на которой должен строиться предмет теории административно-государственного
управления, и тем, из чего он черпает свою экзистенцию, является человеческая
природа, в силу чего рассмотрение государственного администрирования должно
носить философский характер: «Государство живет человеком: человек основывает,
формирует, руководит им и одновременно живет в нем, постигая его как свою
судьбу.
Философско-антропологический
подход к государственному администрированию свойствен также А. Гелену. По его
мнению, административно-государственное управление и право являются
«фундаментальными антропологическими институтами». Стремление к стабильности
внутреннего и внешнего мира, пронизывающее, по мнению Гелена, все человеческое
бытие, становится основой административно-государственного управления.
Административные институты сложились в процессе человеческого общежития «путем
стабилизации порядка и правил». Они являются не отражением экономической и
социально-политической структуры общества, а «некоей системой,
рационально-организованно закрепляющей исторически сложившиеся отношения между
людьми». В концепции А. Гелена современные структуры
административно-государственного управления предстают как социально
индифферентные, как некий «нейтральный» административный аппарат, используемый
теми или иными политическими силами в качестве «руководящего штаба новой
системы для принуждения своих противников». Аналогичную мысль выдвигает Ф. Ионас,
подчеркивая, что административные институты «как таковые не представляют
чьих-то особых интересов и не нуждаются для своего оправдания в каком-либо
мировоззрении, а являются принципом эмансипации.
Таким
образом, административно-государственное управление у Гелена и Ионаса
превращается в самодовлеющую силу, «с особыми закономерностями развития его
институциональности». и хотя Гелен отмечает в своей концепции факт
использования административно-государственного управления в качестве
инструмента для достижения целей политическими силами, все равно в целом оно в
его версии носит универсальный характер, профессионалов должен прежде всего
основываться на понимании социальных интересов государственными чиновниками.
Собственно в этом и заключается основа подхода к государству как социальному, а
не правовому институту.
Монистический
подход к административно-государственному управлению предлагают сторонники
структурно-функционального подхода в Германии. Наиболее последовательно эта
точка зрения нашла свое выражение в работах Н. Лумана. Он критикует ведущего
«функционалиста» Запада Т. Парсонса за то, что в его системной теории понятие
структуры подчинено понятию функции. Иными словами, любая, пусть самая нелепая,
структура государственного администрирования в сущности выполняет у Парсонса
свою функцию. По мнению Лумана, позиция Парсонса несмотря на кажущуюся
рациональность в высшей степени спекулятивна. Всякое действие, по Парсонсу,
должно рассматриваться как выполнение какой-либо гипотетической, непознанной
функции. Эта позиция фактически делает невозможной какую-либо
морально-политическую оценку структуры административно-государственного
управления. Преимущество своей структурно-функциональной теории Луман видит в
том, что он предлагает постоянно исследовать конкретные функции управленческих
структур, а саму структуру административно-государственного управления при этом
не рассматривает в качестве чего-либо всеобъемлющего и законченного. Анализ
функции государственного администрирования Луман предлагает осуществлять с
помощью специфического упрощения реальности. По его мнению, только на
определенном уровне абстракции становится возможным «функционально» анализировать
и сравнивать все управленческие структуры и процессы.
В теории
административно-государственного управления широко используется теория
социального конфликта, разработанная Р. Дарендорфом. Он предложил способы
регулирования и «канализирования» конфликтов на различных уровнях
административно-государственного управления, разработав программу либерального
высокомобильного общества, признающего конфликты и формализующего их
протекание. Дарендорф считает, что современный социальный конфликт утратил «абсолютный»
характер, стал более «подвижным» и «мягким», превратился в «прирученную»
движущую силу изменений. Суть социального конфликта состоит в том, что он может
активизировать одновременно процессы расширения и обеспечения прав людей, таким
образом увеличивая их жизненные шансы. В системе
административно-государственного управления используются методы и методики
профилактики конфликтных ситуаций, «формализации» этапов протекания конфликта,
«управления» конфликтными процессами. Таковы в целом основные достижения
немецкой школы государственного администрирования.
Наиболее
типичной для социологического подхода к государственному управлению является
концепция М. Вебера. Он полагал, что системе государственного управления
необходимо придать больший авторитет, но при этом не следует расширять функции
бюрократического аппарата.[14].
Элитарный
характер государственного управления в странах Западной Европы он считал
выражением «сущности современной массовой демократии». По его мнению, на тех,
кто правит, возложена задача создания административной элиты, которая должна
быть легитимирована народом. Однако именно в этом заключается основная
сложность: «демократической легитимации» преграждает дорогу
«антидемократическая сущность бюрократии»[15].
Вебер считал
идеальным такое государственное управление, которое построено на жестких
бюрократических принципах: авторитарная власть руководителя, принимающего
решения, отдающего распоряжения и контролирующего их исполнение. Задача
служащих государственной администрации состоит в умении применять
управленческие принципы к конкретным ситуациям. Он считал, что профессиональные
служащие – это не только высококвалифицированные специалисты духовного труда,
но и люди с высокой сословной честью, гарантирующей безупречность. Без этого,
по его мнению, возникла бы роковая опасность чудовищной коррупции и низкого мещанства,
что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность госаппарата.
Если
вышестоящее учреждение отдает приказ, который, по мнению чиновника ошибочен,
дело чести чиновника выполнить приказ добросовестно и точно под ответственность
приказывающего. Без такой дисциплины, по его мнению, развалился бы весь
управленческий аппарат.
Интересный
подход к государственному администрированию в рамках своей теории социального
развития предлагает ведущий политолог Германии Р. Дарендорф. Анализируя
социальную действительность в развитых странах Западной Европы, Дарендорф
утверждает, что распределение власти в современном обществе стало достаточно
аморфным[16]. Сегодня
равновесие конкурирующих групп интересов заменило политическое насилие,
осуществляемое в недалеком прошлом каким-либо господствующим классом.
Бюрократия, по мнению Дарендорфа, является одной из наиболее влиятельных групп
интересов. Будучи «последним» и действительным носителем власти во всех
организациях общества, включая государство, бюрократия не имеет какой-либо
социальной программы. Цели, во имя которых бюрократия отправляет свою власть,
не являются ее целями и не рождаются в недрах ее иерархии. Бюрократия не может
оказывать влияние на принятие и осуществление политических решений, она может
им сопротивляться, но не может принимать их самостоятельно. Однако в современном
государстве никто не в состоянии править, минуя бюрократию, и тем более против
ее воли. Одновременно с этим бюрократия не может править, не имея «мозгового
треста». В качестве господствующего класса она является «резервной армией
власти» или «армией без командующего»[17]. По мнению
Дарендорфа, когда отсутствуют группы, способные осуществлять политическое
господство, а вместо них доминирует безликая бюрократия, для существующей
политической системы возникает чрезвычайно большая опасность утраты
легитимности. Появляется реальная возможность для групп радикальных
реформаторов захватить политическую власть.
3. Наука
государственного управления во Франции
Французская
административная наука берет свое начало в XVIII в. Однако тогда внимание
обращается, скорее, на простое описание административного процесса в связи с
нарастающей централизацией в государственном управлении, и опубликованные
работы следуют, скорее, немецкой камералистской теории. В начале XIX в.
Шарль-Жан Бонен первым ставит вопрос о разрыве с традицией и о необходимости
трактовать управление как науку. Как пишет Жак Шевалье, «эта модель
административной науки старалась тогда стать как "социальной наукой"
в самом строгом смысле этого слова, так и общей наукой, которая способна
оперировать со всеми социальными данными об управленческом действии с помощью
разнообразных исследовательских инструментов, в особенности с помощью
статистики[18]. Она
стремилась инкорпорировать все то, что впоследствии стало политической наукой,
экономической наукой или социологией, но она имела по сути прагматическую цель
повысить эффективность деятельности государства и, таким образом, социальное
благополучие». В 40-е годы возникает настоятельная потребность развития
преподавания науки управления, и все чаще звучат требования открытия
специальных управленческих факультетов. В результате в 1849 г. возникает Школа
управления, которая, впрочем, просуществовала недолго. Во второй половине XIX
в. исследования в области государственного управления находились в целом под
влиянием юридической теории, хотя отмечались сильные тенденции социального и
политического анализа управления. Наиболее значительными трудами в области
широкого социально-политического анализа французской административной системы
стали книга Алексиса де Токвиля «Старый порядок и революция» и Ипполита Тэна
«Происхождение современной Франции». Большое влияние на развитие теории
государственного управления оказала Свободная школа политических наук,
возникшая в 1872 г. Формируется иной взгляд на административное управление:
администрирование — не только задача юристов; необходимо изучать, как
организовано реальное управление, обращать внимание на роль инноваций в этой
сфере. Конец XIX — начало XX в. отмечены двумя тенденциями: институциональным
юридическим направлением административных исследований (Л. Дюги и М. Ориу) и
научным направлением в изучении управления Анри Файоля.
В целом во
Франции наука административно государственного управления тесным образом
связана с особенностями французской модели государства. К основным
характеристикам этой модели следует отнести: (1) общественную автономию
государства, которая выражается в четкости контуров государства и его
бесперебойном функционировании (органическая автономия), в употреблении
различных правил его функционирования, занимающих особое место в общем праве
(легальная автономия), в представлении государством себя как воплощения
общественного интереса, который доминирует над особыми интересами частной сферы
(символическая автономия); (2) социальное доминирование государства,
проявляющееся в укорененной французской традиции интервенционализма, т.е. в
регулярном проникновении государства во все сферы общественной жизни; (3)
постоянное противоречие двух тенденций в политической культуре: установок на
плебисцитарную и репрезентативную модели демократии; (4) устойчивые
централизаторские тенденции в устройстве государства и в проведении
государственной политики; (5) особая роль бюрократии в механизме связи
государства и гражданского общества, ее способность служить условием
относительной стабильности французской общественно-государственной системы..[19]
Учитывая французскую специфику, Мишель Крозье выделяет в политической и
административной системе Франции три подсистемы принятия решений, которые
одновременно тесно взаимосвязаны и очень операционально отдалены. К ним он
относит, во-первых, административную субсистему, ответственную за все решения,
которые можно принимать, используя множество правил и хорошо проработанных
программ; во-вторых, субсистему принятия политических решений на основе
обсуждения, где все проблемы рассматриваются минуя принятые правила; в-третьих,
субсистема революционного недовольства, которая заставляет принимать решения
вне принятой легальной структуры.
Заключение
Подводя итог выше изложенному, следует отметить, что прежде всего
оформляются две взаимосвязанные дисциплины: изучение публичной администрации
(public administration), т.е. совокупности органов публичного управления, норм,
регулирующих их деятельность и практики ее осуществления и изучение публичных
политик или публичного управления (public policy), т.е. управленческих
процессов от момента возникновения проблемы до получения результата
управленческого воздействия. Поначалу обе дисциплины носят преимущественно
прикладной (а значит, ограниченный национальным опытом) характер, лишь позже
обрастая - по необходимости - солидным слоем теоретических исследований. Среди
ведущих дисциплин публично-управленческого цикла появляются такие как теория
(государственных) организаций, теория принятия решений, специальные дисциплины,
связанные с управленческой деятельностью в отдельных сферах и т.д.
В зарубежном публичном управлении сформировалось несколько крупных
научных школ, представители которых рассеяны по разным странам. Несмотря на
важнейшее значение “изолированных” работ, авторы которых не могут быть
однозначно отнесены к какой-то школе, “нормальная наука” делается в основном в
рамках устоявшихся направлений.
Школа “общественного выбора” (Public Choice) долгое время
лидировала в изучении государственного управления в англоязычном мире. Авторы,
объединяемые этим ярлыком (Г. Таллок, Э. Даунс, В. Нискейнен и др.), создавали
свои концепции под сильным влиянием экономических, прежде всего
микроэкономических подходов. Само понятие “общественного выбора” - политическая
аналогия выбору покупателя на рынке: каждый индивид стремится с минимальными
расходами приобрести максимально качественный товар. Та политика, программа,
партия, которую выбирает большинство независимых друг от друга индивидов и
является результатом “общественного выбора”. Однако наибольшее влияние школы
связано не с приложением к государственно-управленческой деятельности и к политике
экономических категорий (этим занимались и другие многочисленные авторы,
ориентированные на рыночную идеологию). Главное значение работ представителей
подхода Public Choice связано с критикой бюрократии и с разработкой альтернатив
бюрократическому управлению: по их мнению, государственные служащие столь же
индивидуалистичны, что и другие люди, и используют свои возможности для
достижения собственных целей.
Французская школа “социологии организаций” (sociologie des
organisations) представлена такими авторами как М. Крозье, Ж.-К. Тениг, Э. Фридберг
и др. Несмотря на самоназвание, большая часть работ в рамках этого направления
посвящена деятельности государственных органов, - как на французском, так и на
сравнительном материале. В основе подхода “социологов организаций” лежит
представление о государственном управлении как о взаимодействии конкурирующих
групп, каждая из которых стремится получить дополнительные ресурсы, часто за
счет других: этими ресурсами могут быть власть, бюджетные средства,
независимость от вышестоящих органов и т.д. Для достижения этих целей каждая
группа (местные элиты, высшие государственные чиновники, служащие низовых
звеньев, работники отраслевых министерств и т.д.) реализует определенные
стратегии. Стратегии могут повторяться, взаимодействовать, и, таким образом,
формируют особые “системы действия” - суть государственного управления. Анализ
этих систем позволяет не только понять как реально функционирует
государственное управление, но и модернизировать его с учетом коллективных мотиваций
и структурных характеристик определенных групп и организаций
“Когнитивный подход” к государственному управлению представлен
такими исследователями как Б. Жобер, П. Мюллер (Франция). С точки зрения этих
авторов, основное содержание государственного управления определяется системами
представлений различных участников процесса. Какая политика будет проводиться
государством, как она будет осуществляться, - все это зависит от того, как
инициаторы и исполнители представляют себе связанные с ней проблемы. Следовательно,
главной задачей является изучение структуры представлений, их формирование и
изменение. Представители этого направления вводят такие понятия как
“управленческие парадигмы”, “системы убеждений”, “референциалы”, призванные
структурировать изучение представлений, способствовать составлению “ментальных
карт” государственного управления. “Эвристический интерес связанный с
выявлением этих различных составляющих опирается на возможность аналитически
изолировать процессы, через которые производятся и легитимируются
представления, убеждения, действия, - в частности, если речь идет о
государстве, в виде государственной политики”.
“Институционализм” и “неоинституционализм” в изучении публичного
управления - общие наименования для глобальных подходов, присутствующих в
исследовательских традициях разных стран. Объединяет (нео)институционалистов
внимание к институтам и их роли в государственном управлении. Это достаточно
яркая отличительная черта, поскольку для большинства представителей других
направлений существующие институты и “их” деятельность - лишь элементы
контекста, общего фона, а отнюдь не содержание публичного управления. Однако
сами институты могут пониматься по-разному: многие авторы насчитывают в
современной науке три совершенно разных, несхожих друг с другом
неоинституционализма, - и это не считая традиционного институционализма и
экономических подходов, носящих то же имя. Независимо от того, интерпретируются
ли институты в юридическом смысле (правовые институты), в организационном
(органы управления с их полномочиями), или в социологическом (социальные
институты), сторонники этих подходов прежде всего уделяют внимание безличным,
структурным элементам взаимодействия, устоявшимся схемам, “правилам игры” и
т.д.
Количество различных подходов, концепций и исследовательских схем,
связанных с публичным управлением невероятно велико. Однако представленные
здесь школы можно отнести к наиболее известным и наиболее влиятельным.
Список
использованных источников
1.
Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000.
2.
Альгин А.П. Специфика синергетического подхода к
государственному управлению // Государственное управление и политика. -СПб.:
Изд-во СпбГУ
3.
Антонова
Н.Б. Теория методология государственного управления. Курс лекций. Минск 2007.
Амалфея. С.432
4.
Ардан
Ф. Франция: Государственная система. - М.: Юрид. лит. 1994.
5.
Аристотель. Соч.: В 4 т. - М., 1983. - Т. 4. - С. 603.
6.
Афанасьев ВТ. Управление: Философский энциклопедический
словарь. - С. 705; Его же: Научное управление обществом. - М, 1973
7.
Василенко И. Административно-государственное управление в
странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия С.456
8.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1994. С.345
9.
Вебер М. Чиновник // Социс. 1988. № 6. С. 209
11.
Государственное управление и политика. - СПб.: СпбГУ, 2002.
- С. 286.
12.
Гусейнов А.А. Справедливость // Новая философская
энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2001. - Т. 3. - С. 765.
13.
Зверев А.Ф. Теории бюрократии: от М.Вебера к Л. фон Мизесу
//Советское государство и право. 1992. № 1. С.543
14.
Иванчук Н.В. Governance-парадигма: методологический и
практический потенциал // Чиновникъ. - 2005. С.433
15.
Крозье М. Современное государство - скромное государство.
Другая стратегия изменения // Антология мировой политической мысли: В 5 т. -
М.: Мысль, 1997. - Т. 2. - С. 699.
16.
Крозье М. Феномен бюрократии. М., 1994. С.432
17.
Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления.
М., 1987. С.543
18.
Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. - Баку, 1946. -
С.318.
19.
Мизес Л., фон. Бюрократия Завуалированный хаос.
Антикапиталистическая ментальность. М., 1993.
20.
Нерсесянц B.C. Справедливость // Юридическая
энциклопедия.-С. 1037.
21.
Нуреев Р. Теория общественного выбора // Вопросы экономики.
- 2003. -№ 4. С. 465
22.
Политическая наука: новые направления. / Под ред. Р.Гудина,
Х.- Д. Клингемана. – М.: 1999. С.675
23.
Рациональный выбор в политике и управлении / Под ред.
Л.В.Сморгунова. СПб., 1998. С.456
24.
Синергетическая парадигма. -М: Прогресс-Традиции, 2002.
С.543
25.
Сморгунов Л.В. Политические сети, информационные технологии
и публичное управление: переход от концепции «е-government» к «e-governance» //
Технологии информационного общества: VIII Всероссийская объединенная
конференция: Тез. докл. -М., 2005.-С. С.345
26.
Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению //
Полис. 2001. № 3. С.765
27.
Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология: Учеб.
- М.: РОССПЭН, 2002. - С. 701.
28.
Стейер Р., Беласко Д. Управление: от старых форм к новым
реальностям // Современное управление. С.432
29.
Шахназаров Г.Х. Коммунистическое общественное
самоуправление // Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия, 1983. - С. 448.
30.
Шпакова Р.П. Макс Вебер, прочитанный сегодня. СПб., 1997.
С.543
31.
Штопов Б. Корпоративное управление в ХХ в.: История и
перспектива // Проблемы теории и практики управления. 2000, № 1.С.231
32.
Эрхард Л. фон. Благосостояние для всех. М., 1991. С.324
33.
Яковлев A.M. Российская государственность (историко-социологический
аспект) // Общественные науки и современность. -2002.-№5. -С. 294
[1] Антонова Н.Б. Теория
методология государственного управления.С.57
[2] Василенко
И. Административно-государственное управление в странах Запада: США,
Великобритания, Франция, Германия С.56
[3] Василенко
И. Административно-государственное управление в странах Запада: США,
Великобритания, Франция, Германия С.57
[4].Гарнер Д. Великобритания:
центральное и местное управление. С.35
[5] Василенко И.
Административно-государственное управление в странах Запада: США,
Великобритания, Франция, Германия С.57
[6]Антонова Н.Б. Теория
методология государственного управления. С.80
[7] Алексеева Т.А.
Современные политические теории С.43
[8] Василенко И.
Административно-государственное управление в странах Запада: США,
Великобритания, Франция, Германия С.60
[9] Василенко
И. Административно-государственное управление в странах Запада: США,
Великобритания, Франция, Германия С.61
[10] Сморгунов Л.В.
Современная сравнительная политология С.67
[11] Василенко И.
Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания,
Франция, Германия С.63
[12] Сморгунов Л.В.
Современная сравнительная политология С. 87
[13]Антонова Н.Б. Теория
методология государственного управления. С.86
[14] Вебер М. Избранные
произведения. С.57
[15] Вебер М. Избранные
произведения. С.58
[16] Крозье М. Феномен
бюрократии С.45
[17] Крозье М. Феномен
бюрократии С46
[18] Василенко И.
Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания,
Франция, Германия С.78
[19] Василенко И.
Административно-государственное управление в странах Запада: США,
Великобритания, Франция, Германия С.80