Динамический расчет автомобиля
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Ульяновский
государственный технический университет
Кафедра
«Автомобили»
Курсовая
работа
по
дисциплине «Автомобили»
Тема:
«Динамический расчет автомобиля»
Ульяновск
2011
ЗАДАНИЕ
Выполнить тягово-динамический расчет легкового
переднепривоодного автомобиля. В качестве прототипа принять ВАЗ - Приора:
Выбрать шины и определить их статический радиус
качения.
Рассчитать максимальную мощность двигателя
автомобиля при: Vmax = 180 км/ч; Da = 0,09.
Построить внешнюю скоростную характеристику
двигателя.
Рассчитать передаточное число главной передачи.
Рассчитать передаточные числа в коробке передач
при:
Ψ = 0,4.
Построить силовой и мощностной балансы
автомобиля.
Построить динамический паспорт автомобиля.
Построить разгонную характеристику автомобиля.
Рассчитать давление воздуха в шинах.
Построить топливно-экономическую характеристику
автомобиля.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Паспортные данные автомобиля ВАЗ - Приора:
.Масса снаряженного автомобиля Мо = 1088 кг; в
т.ч. на переднюю ось М01 = 598 кг; на заднюю ось М02 = 490 кг;
.Полная масса автомобиля Ма = 1578 кг;
в т.ч. на переднюю ось Ма1 = 726 кг; на заднюю
Ма2 = 852 кг;
.Максимальная скорость Va max = 183 км/ч (50,8
м/с) *;
.Коробка передач - двухвальная; число передач k
= 5; номер прямой передачи n =4; передаточные числа 3,64; 1,95; 1,36; 0,94;
0,78;
.Колеса:
присоединительные размеры дисков 4 PCD98 ET32
58,5 (4 шпилек на Ø98 мм
(т.е. Ø
3,86`); вылет
32 мм; центральное отверстие 58,5 мм);
Размерность шин и дисков
Шины
|
Диски
|
Давление
воздуха, кПа
|
|
|
Передние
колеса
|
Задние
колеса
|
195/50
R15
|
R15
4x98 ET32 J6.5 D58.5
|
190
|
200
|
185/55
R15
|
|
180
|
190
|
Размеры автомобиля:
длина Lг = 4,210 м;
ширина Вг = 1,680 м;
высота Нг = 1,420 м;
колея наибольшая Вк = 1,410 м;
база L = 2,492 м;
высота центра масс hg = 0,48 м;
Коэффициент аэродинамического сопротивления сх =
0,60;
двигатель: ВАЗ-21126
бензиновый, поперечный, рядный, четырехцилиндровый;
мощность Pmax = 98 л.с. (72100 Вт) *
при np = 5600 об/мин (ωp
= 586 c-1);
крутящий момент Tmax = 14,8 кгс∙м (145 Н∙м)
при nT = 4000 об/мин (ωT
= 418 c-1).
Расчет исходных данных по характеристике
прототипа
Коэффициент приспособляемости двигателя по
оборотам
Кω = ωp /
ωT. Кω = 586 / 418 =
1,40;
Коэффициент приспособляемости двигателя по
моменту
КТ = Тmax∙ωp / Pmax.
КТ = 145 ∙ 586 / 72100 = 1,178;
Площадь миделева сечения
А = Нг ∙ Вк. А= 1,420 ∙ 1,410 =
2,002 м2;
КПД трансмиссии зависит от передаваемого
крутящего момента и температуры масла. Однако переменные факторы в курсовой
работе не учитываем из-за их сложности:
,
где z, k, n - число соответственно
цилиндрических и конических передач, карданных шарниров. Автомобиль ВАЗ-Приора
имеет z = 2 (на всех передачах, кроме прямой) и z = 0 (на прямой передаче); k =
1; n = 0. На режиме максимальной скорости на четвертой передаче
.
Справочные данные.
Плотность воздуха ρв = 1,202 кг/м3
(200 м над уровнем моря);
Коэффициент сопротивления качению f0
= 0,014;
Коэффициент влияния скорости Af =
5,5 ∙ 10-4 с2/м2;
Удельный расход топлива ge = 148
г/кВт·ч;
Коэффициент коррекции мощности Кр =
0,95.
РАСЧЕТ НАГРУЗКИ НА КОЛЕСА И ВЫБОР
ШИН
Если данных о развесовке прототипа студентом не
найдены:
Обычно автомобили имеют развесовку по осям в
снаряженном состоянии 55/45, а с грузом 45/55. Тогда
на переднюю ось без груза
:
кг;
на заднюю ось без груза
:
кг;
на переднюю ось с полной загрузкой
:
кг;
на заднюю ось с полной загрузкой
:
кг.
Но мы нашли данные о развесовке
автомобиля, поэтому пишем:
Нагрузки на оси прототипа имеются в
исходных данных, поэтому определим лишь его коэффициенты развесовки. Доля массы
автомобиля, приходящаяся на оси:
;;;,
где q01, q02, qa1, qa2 -
соответственно нагрузка на переднюю (1) и заднюю (2) оси снаряженного (0) и
полностью груженого (а) автомобиля.
;; ;.
Согласно исходным данным
максимальная осевая нагрузка приходится на заднюю ось груженого автомобиля.
Учитывая, что у прототипа нет спаренных колес, то максимальная масса приходится
на каждое из задних колес при полной загрузке автомобиля
кг.
Вес, приходящийся на колесок = Mкa2
· g.к =426 · 9,81 = 4180 Н.
Назначаем индекс скорости - Р (200
км/ч). Назначаем индекс несущей способности шины - 76 (4180 Н). Выбираем шины
185/55R15 Р76. Рассчитаем статический радиус качения колеса:
= 0,5 · d + Вш ∙ Δ · λсм,
где d - посадочный диаметр шины, м; Вш - ширина
профиля шины, м; Δ - относительная
высота профиля шины; λсм =
0,8…0,85 - смятие радиальной шины легкового автомобиля.
= 0,5 · 15 · 0,0254 + 0,185 · 0,55 ·0,825 =
0,274 м.
РАСЧЕТ МАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ
ДВИГАТЕЛЯ
Сначала расчет ведем по мощности, необходимой
для поддержания максимальной скорости:
,
где fk - сопротивление качению на
максимальной скорости:
fk = f0 · (1
+ Af · V2).fk = 0,014 · (1 + 0,00055 ·50,0 2) = 0,033.
121460 Вт.
Таким образом, для поддержания
максимальной скорости полностью груженого автомобиля необходим двигатель
мощностью Ре = 121 кВт.
Проведем расчет необходимой мощности
двигателя для обеспечения заданного динамического фактора.
Найдем скорость автомобиля, при
которой динамический фактор будет близок к максимуму:
VD = Vmax/Kω. VD = 50,0/1,40 = 35,7
м/с
(129 км/ч).
Найдем необходимую мощность двигателя на
скорости VD
.
89267 Вт.
Рассчитаем максимальную мощность
двигателя (в предположении, что закон изменения мощности от скорости двигателя
описывается полиномом третьей степени с коэффициентами a, b, c, взятыми у
прототипа):
; ; .
; ;;
а = 0,073; b = 3,098; c = -2,172.
.
106189 Вт.
Таким образом, для обеспечения
заданной динамики автомобиля на скорости 35,7 м/с (129 км/ч) необходима
максимальная мощность двигателя 106 кВт. Так как <, то для дальнейших расчетов
выбираем мощность двигателя, рассчитанную по сопротивлению качению на
максимальной скорости.
Крутящий момент при максимальной
мощности
, ≈ 207 Н·м; Тmax = Те · КТ;
Тmax = 207 · 1,18 ≈ 244 Н·м.
Таким образом, окончательно
принимаем двигатель
Тmax = 244 Н·м при 418 рад/с (4000
об/мин).
Рmax = 121 кВт при 586 рад/с (5600
об/мин).
Расчет внешней скоростной
характеристики двигателя сведен в табл. 1.
ωе,
с-1
|
Pe,
кВт
|
Те,
Н∙м
|
100
|
11171
|
111,71
|
150
|
22517
|
150,12
|
200
|
36394
|
181,97
|
250
|
51817
|
207,27
|
300
|
67805
|
226,02
|
350
|
83372
|
238,21
|
400
|
97537
|
243,84
|
418
|
102104
|
244,27
|
450
|
109316
|
242,93
|
500
|
117727
|
235,45
|
586
|
121460
|
207,27
|
600
|
120508
|
200,85
|
Рис. 1 - Внешняя скоростная характеристика
двигателя
РАСЧЕТ ПЕРЕДАТОЧНОГО ЧИСЛА ГЛАВНОЙ
ПЕРЕДАЧИ
,
где ωр
- угловая скорость ведущего вала главной передачи (если она равна скорости
двигателя) при максимальной мощности двигателя, с-1.
РАСЧЕТ ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ В КОРОБКЕ
ПЕРЕДАЧ
Передаточное число первой передачи
коробки передач (КП) рассчитываем из условия обеспечения необходимой тяги в
нормальных дорожных условиях. Передаточное число первой передачи в КП из
условия преодоления соответствующего сопротивления Ψ1
. 3,567.
Четвертая передача в КП прямая: i4 =
0,94. Передаточные числа остальных передач в КП рассчитываем по
гиперболическому ряду
.= 2,173; i3 = 1,562; i5 = 1.
СИЛОВОЙ И МОЩНОСТНОЙ БАЛАНС
АВТОМОБИЛЯ
В силовой баланс автомобиля при равномерном
движении (Fи = 0) по горизонтальной дороге (Fп = 0) входят только две силы
= Fk + Fв.
Составляющие баланса вычисляем по зависимостям
; ; .
переменными в балансе являются:
момент Те (зависит от угловой
скорости двигателя);
передаточное число iкп в КП;
КПД ηтр
трансмиссии, зависит от загрузки по мощности трансмиссии (для упрощения
принимаем постоянным на каждой из передач в КП или в РК, см. п. 1.2);
скорость V автомобиля;
кинематический радиус rk зависит от
крутящего момента на колесе, но для упрощения этой зависимостью пренебрежем и
примем rk = rс.
Мощностной баланс получим, почленно
умножив силовой баланс на скорость автомобиля:
PT = FT V;
Pk = Fk V; Pв
= Fв
V.
Расчет ведем для всех передач в КП
при повышенной передаче в раздаточной коробке, и для первой и второй передач в
КП на пониженной в РК передаче. Текущую скорость вычисляем по формуле
.
Результаты расчета сведем в табл. 2
и покажем на рис. 2 и 3.
Силовой и мощностной баланс
автомобиля
КП
|
w
|
Te,
Нм
|
V
|
Fk
|
Ft
|
Fk
|
Fв
|
Fk+Fв
|
Pt
|
Pk
|
Pв
|
Pk+Pв
|
Da
|
а
|
1
|
100
|
112
|
2,3
|
0,01404
|
4346
|
217
|
4
|
221
|
10
|
0,51
|
0,009
|
0,52
|
0,187
|
1,896
|
|
150
|
150
|
3,5
|
0,01410
|
5840
|
218
|
8
|
226
|
21
|
0,77
|
0,029
|
0,80
|
0,250
|
2,583
|
|
200
|
182
|
4,7
|
0,01417
|
7080
|
219
|
15
|
234
|
33
|
1,03
|
0,068
|
1,10
|
0,303
|
3,148
|
|
250
|
207
|
5,9
|
0,01426
|
8064
|
221
|
23
|
244
|
47
|
1,29
|
0,133
|
1,43
|
0,344
|
3,592
|
|
300
|
226
|
7,0
|
0,01438
|
8793
|
223
|
33
|
255
|
62
|
1,57
|
0,230
|
1,80
|
0,374
|
3,913
|
|
350
|
238
|
8,2
|
0,01452
|
9268
|
225
|
45
|
269
|
76
|
1,84
|
0,365
|
2,21
|
0,393
|
4,112
|
|
400
|
244
|
9,4
|
0,01468
|
9487
|
227
|
58
|
285
|
89
|
2,13
|
0,546
|
2,68
|
0,400
|
4,190
|
|
418
|
244
|
9,8
|
0,01474
|
9493
|
228
|
64
|
292
|
93
|
2,24
|
0,623
|
2,86
|
0,400
|
4,183
|
|
450
|
243
|
10,5
|
0,01486
|
9451
|
230
|
74
|
304
|
100
|
2,43
|
0,777
|
3,20
|
0,397
|
4,146
|
|
500
|
235
|
11,7
|
0,01506
|
9161
|
233
|
91
|
324
|
107
|
2,73
|
1,066
|
3,80
|
0,382
|
3,980
|
207
|
13,7
|
0,01545
|
8064
|
239
|
125
|
364
|
111
|
3,29
|
1,715
|
5,00
|
0,329
|
3,409
|
|
600
|
201
|
14,1
|
0,01552
|
7814
|
240
|
131
|
371
|
110
|
3,38
|
1,841
|
5,22
|
0,318
|
3,281
|
2
|
100
|
112
|
4,4
|
0,01415
|
2312
|
219
|
13
|
232
|
10
|
0,97
|
0,057
|
1,02
|
0,126
|
1,287
|
|
150
|
150
|
6,6
|
0,01434
|
3107
|
222
|
29
|
251
|
21
|
1,47
|
0,191
|
1,66
|
0,168
|
1,759
|
|
200
|
182
|
8,8
|
0,01460
|
3766
|
226
|
51
|
277
|
33
|
1,99
|
0,453
|
2,44
|
0,202
|
2,140
|
|
250
|
207
|
11,0
|
0,01493
|
4289
|
231
|
80
|
312
|
47
|
2,55
|
0,885
|
3,43
|
0,228
|
2,430
|
|
300
|
226
|
13,2
|
0,01535
|
4677
|
238
|
116
|
353
|
62
|
3,14
|
1,529
|
4,67
|
0,246
|
2,629
|
|
350
|
238
|
15,4
|
0,01583
|
4930
|
245
|
157
|
403
|
76
|
3,78
|
2,428
|
6,21
|
0,256
|
2,737
|
|
400
|
244
|
17,6
|
0,01639
|
5046
|
254
|
206
|
459
|
89
|
4,47
|
3,625
|
8,10
|
0,259
|
2,753
|
|
418
|
244
|
18,4
|
0,01661
|
5050
|
257
|
225
|
482
|
93
|
4,74
|
4,137
|
8,87
|
0,257
|
2,733
|
|
450
|
243
|
19,8
|
0,01703
|
5027
|
264
|
260
|
524
|
100
|
5,23
|
5,161
|
10,39
|
0,253
|
2,679
|
|
500
|
235
|
22,0
|
0,01774
|
4873
|
275
|
321
|
596
|
107
|
6,05
|
7,080
|
13,13
|
0,239
|
2,513
|
|
586
|
207
|
25,8
|
0,01914
|
4289
|
296
|
441
|
738
|
111
|
7,65
|
11,398
|
19,05
|
0,196
|
2,015
|
|
600
|
201
|
26,4
|
0,01938
|
4157
|
300
|
463
|
763
|
110
|
7,93
|
12,234
|
20,17
|
0,187
|
1,909
|
3
|
100
|
112
|
6,47
|
0,01432
|
1575
|
222
|
28
|
249
|
10
|
1,43
|
0,179
|
1,61
|
0,094
|
0,943
|
|
150
|
150
|
9,70
|
0,01473
|
2116
|
228
|
62
|
290
|
21
|
2,21
|
0,605
|
2,82
|
0,124
|
1,286
|
|
200
|
182
|
12,94
|
0,01529
|
2565
|
237
|
111
|
347
|
33
|
3,06
|
1,434
|
4,50
|
0,148
|
1,553
|
|
250
|
207
|
16,17
|
0,01601
|
2922
|
248
|
173
|
421
|
47
|
4,01
|
2,800
|
6,81
|
0,165
|
1,742
|
|
300
|
226
|
19,41
|
0,01690
|
3186
|
262
|
249
|
511
|
62
|
5,08
|
4,839
|
9,92
|
0,176
|
1,853
|
|
350
|
238
|
22,64
|
0,01795
|
3358
|
278
|
339
|
617
|
76
|
6,29
|
7,684
|
13,98
|
0,180
|
1,888
|
|
400
|
244
|
25,88
|
0,01916
|
3437
|
297
|
443
|
740
|
89
|
7,67
|
11,470
|
19,14
|
0,177
|
1,844
|
|
418
|
244
|
27,04
|
0,01963
|
3440
|
304
|
484
|
788
|
93
|
8,22
|
13,089
|
21,31
|
0,174
|
1,807
|
|
450
|
243
|
29,11
|
0,02053
|
3424
|
318
|
561
|
879
|
100
|
9,25
|
16,331
|
25,58
|
0,168
|
1,724
|
|
500
|
235
|
32,35
|
0,02206
|
3319
|
341
|
693
|
1034
|
107
|
11,05
|
22,402
|
33,45
|
0,152
|
1,526
|
|
586
|
207
|
37,91
|
0,02507
|
2922
|
388
|
951
|
1339
|
111
|
14,71
|
36,064
|
50,78
|
0,109
|
|
600
|
201
|
38,82
|
0,02560
|
2831
|
396
|
997
|
1394
|
110
|
15,38
|
38,711
|
54,10
|
0,100
|
0,898
|
4
|
100
|
112
|
8,53
|
0,01456
|
1194
|
225
|
48
|
274
|
10
|
1,92
|
0,411
|
2,33
|
0,074
|
0,719
|
|
150
|
150
|
12,80
|
0,01526
|
1605
|
236
|
108
|
345
|
21
|
3,02
|
1,388
|
4,41
|
0,097
|
0,972
|
|
200
|
182
|
17,06
|
0,01624
|
1945
|
251
|
193
|
444
|
33
|
4,29
|
3,289
|
7,58
|
0,113
|
1,154
|
|
250
|
207
|
21,33
|
0,01750
|
2215
|
271
|
301
|
572
|
47
|
5,78
|
6,424
|
12,20
|
0,124
|
1,263
|
|
300
|
226
|
25,60
|
0,01905
|
2416
|
295
|
434
|
728
|
62
|
7,55
|
11,100
|
18,65
|
0,128
|
1,299
|
|
350
|
238
|
29,86
|
0,02087
|
2546
|
323
|
590
|
913
|
76
|
9,65
|
17,626
|
27,27
|
0,126
|
1,263
|
|
400
|
244
|
34,13
|
0,02297
|
2606
|
356
|
771
|
1126
|
89
|
12,14
|
26,311
|
38,45
|
0,094
|
1,154
|
|
418
|
244
|
35,67
|
0,02379
|
2608
|
368
|
842
|
1210
|
93
|
13,14
|
30,026
|
43,16
|
0,094
|
1,095
|
|
450
|
243
|
38,40
|
0,02535
|
2597
|
392
|
976
|
1368
|
100
|
15,07
|
37,463
|
52,53
|
0,105
|
0,973
|
|
500
|
235
|
42,66
|
0,02801
|
2517
|
434
|
1205
|
1638
|
107
|
18,50
|
51,389
|
69,89
|
0,085
|
0,720
|
|
586
|
207
|
50,00
|
0,03325
|
2215
|
515
|
1655
|
2169
|
111
|
25,74
|
82,728
|
108,46
|
0,036
|
0,114
|
|
600
|
201
|
51,19
|
0,03418
|
2147
|
529
|
1735
|
2264
|
110
|
27,09
|
88,801
|
115,89
|
0,027
|
-0,005
|
5
|
100
|
112
|
10,60
|
0,01486
|
962
|
230
|
74
|
304
|
10
|
2,44
|
0,787
|
3,23
|
0,060
|
0,558
|
|
150
|
150
|
15,89
|
0,01594
|
1292
|
247
|
167
|
414
|
21
|
3,92
|
2,657
|
6,58
|
0,077
|
0,740
|
|
200
|
182
|
21,19
|
0,01746
|
1566
|
270
|
297
|
567
|
33
|
5,73
|
6,297
|
12,02
|
0,087
|
0,850
|
|
250
|
207
|
26,49
|
0,01940
|
1784
|
300
|
464
|
765
|
47
|
7,96
|
12,300
|
20,26
|
0,092
|
0,886
|
|
300
|
226
|
31,79
|
0,02178
|
1945
|
337
|
669
|
1006
|
62
|
10,72
|
21,254
|
31,97
|
0,090
|
0,850
|
|
350
|
238
|
37,08
|
0,02459
|
2050
|
381
|
910
|
1291
|
76
|
14,12
|
33,750
|
47,87
|
0,083
|
0,740
|
|
400
|
244
|
42,38
|
0,02783
|
2099
|
431
|
1189
|
1620
|
89
|
18,26
|
50,379
|
68,64
|
0,070
|
0,558
|
|
418
|
244
|
44,29
|
0,02910
|
2100
|
451
|
1298
|
1749
|
93
|
19,95
|
57,491
|
77,44
|
0,063
|
0,472
|
|
450
|
243
|
47,68
|
0,03150
|
2091
|
488
|
1504
|
1992
|
100
|
23,25
|
71,732
|
94,98
|
0,050
|
0,302
|
|
500
|
235
|
52,98
|
0,03561
|
2027
|
551
|
1857
|
2409
|
107
|
29,20
|
98,397
|
127,60
|
0,025
|
-0,027
|
|
586
|
207
|
62,09
|
0,04368
|
1784
|
676
|
2551
|
3228
|
111
|
41,98
|
158,404
|
200,39
|
-0,033
|
-0,763
|
|
600
|
201
|
63,57
|
0,04512
|
1729
|
698
|
2675
|
3373
|
110
|
44,40
|
170,030
|
214,43
|
-0,903
|
Рис. 2 - Силовой баланс автомобиля: 1 - 5 - сила
тяги на ведущих колесах; 6 - суммарная сила сопротивления движению (Fk+Fв); 1 -
5 - прямая передача в РК и соответственно 1 - 5 передачи в КП
Рис. 3 - Мощностной баланс автомобиля: 1 - 5 -
мощность тяги на ведущих колесах; 6, 7, 8 - мощности сопротивления движению
соответственно суммарная (Рk+Рв), аэродинамическая Рв и качению Рк; 1 - 5 -
прямая передача в РК и соответственно 1 - 5 передачи в КП
ДИНАМИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ АВТОМОБИЛЯ
Для построения динамического паспорта автомобиля
необходимо вычислить для каждой передачи в КП (РК) динамический фактор
.
Кроме того, на график выносится
зависимость коэффициента сопротивления качению fk (V). Для построения
номограммы необходимо найти верхний предел шкалы
,
где - верхний предел шкалы Da. На шкале
Da (рис. 4) получилось =0,7, тогда
.
Результаты расчета сведены в табл.
3.
Динамическая характеристика автомобиля
Da в зависимости от скорости двигателя ωе
ωе
|
Передача
в КП
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
100
|
0,187
|
0,126
|
0,094
|
0,074
|
0,060
|
150
|
0,250
|
0,168
|
0,124
|
0,097
|
0,077
|
200
|
0,303
|
0,202
|
0,148
|
0,113
|
0,087
|
250
|
0,344
|
0,228
|
0,165
|
0,124
|
0,092
|
300
|
0,374
|
0,246
|
0,176
|
0,128
|
0,090
|
350
|
0,393
|
0,256
|
0,180
|
0,126
|
0,083
|
400
|
0,400
|
0,259
|
0,177
|
0,094
|
0,070
|
418
|
0,400
|
0,257
|
0,174
|
0,094
|
0,063
|
450
|
0,397
|
0,253
|
0,168
|
0,105
|
0,050
|
500
|
0,382
|
0,239
|
0,152
|
0,085
|
0,025
|
586
|
0,329
|
0,196
|
0,109
|
0,036
|
-0,033
|
600
|
0,318
|
0,187
|
0,100
|
0,027
|
-0,044
|
Примечание: знак минус означает, что двигатель
«не тянет».
Рис. 4. Динамический паспорт автомобиля: 1 - 5 -
динамический фактор; 6 - коэффициент сопротивления качению (fk);1 - 5 - прямая
передача в РК и соответственно 1 - 5 передачи в КП; Н - полезная загрузка
автомобиля
РАЗГОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ
Разгонную характеристику выполняют по ГОСТ
22576-90 для частичной загрузки автомобиля 245 кг (1570 Н). Из-за неполной
загрузки изменяется динамический фактор и коэффициент учета вращающихся масс.
Для расчета ускорений автомобиля необходимо
сначала найти коэффициент учета вращающихся масс:
; ,
где Jд - момент инерции двигателя,
кг∙м2. Jд= 0,37; Jk1, Jk2 - момент инерции пары ведущих колес с тормозами
и полуосями соответственно передней и задней оси, кг∙м2. Jk1= Jk2= 13,0;
rk0 - кинематический радиус колеса, примем равным статическому (см. п. 2.3
лекций).
;.
Результаты расчета сведены в табл.
4.
Коэффициент учета вращающихся масс
на различных передачах
передачи
|
кувм
|
1
|
1,25
|
2
|
1,12
|
3
|
1,09
|
4
|
1,08
|
5
|
1,07
|
Ускорения рассчитаем по динамическому фактору, скорректированному
по массе автомобиля, для всех передач в КП на прямой передаче в РК и для 1 и 2
передач в КП на пониженной передаче в РК
.
Результаты сведем в табл. 5 и рис. 5.
Зависимость ускорений автомобиля на разных
передачах от скорости двигателя ωе
ωе
|
Передача
в КП
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
100
|
1,896
|
1,287
|
0,943
|
0,719
|
0,558
|
150
|
2,583
|
1,759
|
1,286
|
0,972
|
0,740
|
200
|
3,148
|
2,140
|
1,553
|
1,154
|
0,850
|
250
|
3,592
|
2,430
|
1,742
|
1,263
|
0,886
|
300
|
3,913
|
2,629
|
1,853
|
1,299
|
0,850
|
350
|
4,112
|
2,737
|
1,888
|
1,263
|
0,740
|
400
|
4,190
|
2,753
|
1,844
|
1,154
|
0,558
|
418
|
4,183
|
2,733
|
1,807
|
1,095
|
0,472
|
450
|
4,146
|
2,679
|
1,724
|
0,973
|
0,302
|
500
|
3,980
|
2,513
|
1,526
|
0,720
|
-0,027
|
586
|
3,409
|
2,015
|
1,005
|
0,114
|
-0,763
|
600
|
3,281
|
1,909
|
0,898
|
-0,005
|
-0,903
|
Примечание: знак минус означает, что двигатель
«не тянет».
Рис. 5 - Зависимость ускорений автомобиля от его
скорости: 1 - 5 - прямая передача в РК и соответственно 1 - 5 передачи в КП
Разгонную характеристику (зависимости времени и
пути разгона по скорости) строим только на прямой передаче в РК и на 1 - 4
передачах в КП. Расчет ведем до тех пор, пока не будут получены время разгона
до 100 км/ч и пройден путь 1000 м по следующим формулам (см. п. 3.6 лекций):
ΔVi= Vi -Vi-1; Δti=
ΔVi/ai; ti= ti-1+ Δti;
ΔSi=
Vi· Δti; Si= Si-1+ ΔSi.
Результаты расчета сводим в табл. 6 и рис. 6.
Расчет разгонной характеристики автомобиля
|
КП
|
V
|
изм
V
|
a
|
изм
t
|
Сум
t
|
изм
S
|
Сум
S
|
S
на графике
|
1
|
1
|
2,3
|
3,0
|
2,66
|
1,126
|
1,126
|
2,639
|
2,639
|
0,066
|
2
|
|
3,5
|
1,2
|
3,62
|
0,324
|
1,450
|
1,140
|
3,779
|
0,095
|
3
|
|
4,7
|
1,2
|
4,40
|
0,266
|
1,716
|
1,248
|
5,03
|
0,127
|
4
|
|
5,9
|
1,2
|
5,03
|
0,233
|
1,949
|
1,366
|
6,39
|
0,161
|
5
|
|
7,0
|
1,2
|
5,49
|
0,214
|
2,163
|
1,503
|
7,90
|
0,199
|
6
|
|
8,2
|
1,2
|
5,78
|
0,203
|
2,366
|
1,664
|
9,56
|
0,241
|
7
|
|
9,4
|
1,2
|
5,91
|
0,198
|
2,564
|
1,859
|
11,42
|
0,288
|
8
|
|
9,8
|
0,4
|
5,91
|
0,071
|
2,437
|
0,700
|
10,26
|
0,258
|
9
|
|
10,5
|
0,8
|
5,88
|
0,128
|
2,565
|
1,347
|
11,61
|
0,292
|
10
|
|
11,7
|
1,2
|
5,68
|
0,206
|
2,771
|
2,420
|
14,02
|
0,353
|
11
|
|
13,7
|
2,0
|
4,95
|
0,407
|
3,178
|
5,592
|
19,62
|
0,494
|
12
|
|
14,1
|
0,3
|
4,79
|
0,069
|
3,247
|
0,964
|
20,58
|
0,518
|
13
|
2
|
14,1
|
0,0
|
3,01
|
0,500
|
3,747
|
7,032
|
27,6
|
0,695
|
15
|
|
15,4
|
1,4
|
3,13
|
0,434
|
4,181
|
6,690
|
34,3
|
0,864
|
16
|
|
17,6
|
2,2
|
3,33
|
0,663
|
4,843
|
11,681
|
1,158
|
17
|
|
18,4
|
0,8
|
3,28
|
0,242
|
5,085
|
4,453
|
50,4
|
1,270
|
18
|
|
19,8
|
1,4
|
3,33
|
0,424
|
5,509
|
8,410
|
58,8
|
1,482
|
19
|
|
22,0
|
2,2
|
3,27
|
0,674
|
6,184
|
14,862
|
73,7
|
1,856
|
20
|
|
25,8
|
3,8
|
3,11
|
1,220
|
7,404
|
31,510
|
105,2
|
2,650
|
22
|
|
26,4
|
0,6
|
2,59
|
0,238
|
7,642
|
6,299
|
111,5
|
2,809
|
24
|
3
|
26,4
|
0,0
|
2,04
|
0,500
|
8,142
|
13,221
|
124,7
|
3,142
|
25
|
|
27,04
|
0,6
|
2,030
|
0,297
|
8,439
|
8,020
|
132,8
|
3,344
|
26
|
|
29,11
|
2,1
|
1,921
|
1,078
|
9,516
|
31,370
|
164,1
|
4,134
|
27
|
|
32,35
|
3,2
|
1,733
|
1,866
|
11,382
|
60,370
|
224,5
|
5,654
|
28
|
|
37,91
|
5,6
|
1,224
|
4,547
|
15,929
|
172,380
|
396,9
|
9,996
|
29
|
|
38,82
|
0,9
|
1,118
|
0,810
|
16,739
|
31,436
|
428,3
|
10,787
|
30
|
4
|
38,82
|
0,0
|
1,109
|
0,500
|
17,239
|
19,409
|
447,7
|
11,276
|
31
|
|
42,66
|
3,84
|
0,973
|
3,949
|
21,188
|
168,494
|
616,2
|
15,520
|
32
|
|
50,00
|
7,34
|
0,720
|
10,194
|
31,382
|
509,693
|
1125,9
|
28,356
|
33
|
|
51,19
|
1,19
|
0,114
|
10,458
|
41,840
|
535,376
|
1661,3
|
41,840
|
Рис. 6. Разгонная характеристика автомобиля: t -
время разгона; S - путь разгона
Как видно на рис. 6, автомобиль разгоняется до
100 км/ч ~ за 10 с, проходя около 150 м пути. Отметку S = 400 м автомобиль
проходит за 26 с, а S = 1000 м - за 45 с.
ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
Расчет топливно-экономической характеристики
автомобиля проводят только для высшей (прямой) передачи в КП при разных уровнях
дорожного сопротивления от минимального, равного сопротивлению качению по
асфальту, до максимального, которое автомобиль может преодолеть лишь в узком
диапазоне угловых скоростей двигателя, близких к скорости максимального
крутящего момента. По желанию студента (приветствуется!) выполняется расчет
топливно-экономической характеристики автомобиля для экономической (пятой)
передачи на скорости 90 км/ч. Вычисления производятся по формуле
, [л/100км],
где Кп, КN - коэффициенты,
учитывающие влияние загрузки двигателя соответственно по оборотам и мощности на
удельный часовой расход топлива; ge - удельный часовой расход топлива, г/кВт∙ч;
ρт -
плотность топлива, кг/л; FΨ, Fв - мощность сопротивления
соответственно дорожного и аэродинамического, Н. От коэффициентов Кп, КN во
многом зависит точность расчета, однако найти адекватные их зависимости от
загрузки двигателя соответственно по скорости и мощности весьма затруднительно.
Поэтому используем общие для карбюраторных двигателей зависимости
;
,
где FΨ - сила
дорожного сопротивления, Н.
Силу FΨ при расчете
топливной экономичности на прямой передаче в учебных целях задаем на трех
уровнях:
на низшем уровне сопротивлений
принимаем
FΨ min = Fк = Ga ∙
f0 ∙(1 + Af∙ Va2);
на высшем уровне
FΨmax = Ga ∙D4max;
на среднем уровне
FΨср = (FΨmax
+ FΨ min) / 2,
где D4max - максимальное значение динамического
фактора на прямой передаче (см. табл. 3). D4max = 0,106 на скорости 7,2 м/с.
Результаты расчета сопротивлений сведем в табл.
7
Силы сопротивления движению и сила тяги
Va,
м/с
|
FΨmin
|
FΨcp
|
FΨmax
|
Fв
|
FΨmin+
Fв
|
FΨcp
+Fв
|
FΨmax
+Fв
|
FT
|
8,53
|
225
|
861
|
1496
|
48
|
274
|
909
|
1544
|
1194
|
12,80
|
236
|
866
|
1496
|
108
|
345
|
975
|
1605
|
1605
|
17,06
|
251
|
874
|
1496
|
193
|
444
|
1067
|
1689
|
1945
|
21,33
|
271
|
884
|
1496
|
301
|
572
|
1185
|
1797
|
2215
|
25,60
|
295
|
895
|
1496
|
434
|
728
|
1329
|
1930
|
2416
|
29,86
|
323
|
910
|
1496
|
590
|
913
|
1500
|
2086
|
2546
|
34,13
|
356
|
926
|
1496
|
771
|
1126
|
1697
|
2267
|
2606
|
35,67
|
368
|
932
|
1496
|
842
|
1210
|
1774
|
2338
|
2608
|
38,40
|
392
|
944
|
1496
|
976
|
1368
|
1920
|
2472
|
2597
|
42,66
|
434
|
965
|
1496
|
1205
|
1638
|
2169
|
2701
|
2517
|
50,00
|
515
|
1005
|
1496
|
1655
|
2169
|
2660
|
3151
|
2215
|
51,19
|
529
|
1013
|
1496
|
1735
|
2264
|
2747
|
3231
|
2147
|
Результаты расчета коэффициентов учета влияния
загрузки двигателя по скорости и по мощности сведем в табл. 8., а расхода
топлива в табл. 9.
Коэффициенты Кп КN
Va
|
ωe
|
Kn
|
KN
при загрузке двигателя*
|
|
|
|
минимальной
|
средней
|
максимальной
|
8,53
|
100
|
1,11
|
1,828
|
0,901
|
1,031
|
12,80
|
150
|
1,06
|
1,894
|
0,933
|
1,000
|
17,06
|
200
|
1,02
|
1,831
|
0,984
|
|
21,33
|
250
|
0,99
|
1,701
|
0,999
|
|
25,60
|
300
|
0,97
|
1,534
|
0,982
|
|
29,86
|
350
|
0,958
|
1,349
|
0,946
|
|
34,13
|
400
|
0,954
|
1,166
|
0,911
|
|
35,67
|
418
|
0,955
|
1,104
|
0,902
|
|
38,40
|
450
|
0,958
|
1,008
|
0,898
|
|
42,66
|
500
|
0,967
|
0,911
|
0,932
|
|
50,00
|
586
|
0,994
|
0,989
|
|
|
51,19
|
600
|
1
|
1,026
|
|
|
автомобиль двигатель топливный
экономичность
Топливно-экономическая характеристика (рис. 7).
Va
|
Qsmin
|
Qscp
|
Qsmax
|
4,6
|
7,5
|
14,6
|
12,80
|
5,7
|
8,0
|
14,1
|
17,06
|
6,9
|
8,8
|
|
21,33
|
8,0
|
9,7
|
|
25,60
|
9,0
|
10,5
|
|
29,86
|
9,8
|
11,2
|
|
34,13
|
10,4
|
12,2
|
|
35,67
|
10,5
|
12,6
|
|
38,40
|
10,9
|
13,6
|
|
42,66
|
11,9
|
16,1
|
|
50,00
|
17,6
|
|
|
51,19
|
19,2
|
|
|
Рис. 7 - Топливно-экономическая характеристика
автомобиля на прямой передаче в КП: 1, 2, 3 - суммарное сопротивление движению
соответственно низкое, среднее, высокое
Расчет топливно-экономической характеристики для
пятой передачи на скорости 25 м/с выполняем для различных передаточных чисел,
варьируя ими в пределах 0,4…0,9 сначала с шагом 0,1, затем, найдя значения
между которыми находится минимум, с шагом 0,01, затем с шагом 0,001. Результаты
сведены в табл. 10.
Как видно из табл. 10, в диапазоне передаточных
чисел пятой передачи 0,3…0,9 (весь диапазон в таблице не показан), минимальный
расход топлива достигается при i5 = 0,4 (строка 2).
При варьировании в диапазоне 0,35…0,42 - i5 =0,4
(строка 11), в диапазоне 0,391…0,405 - i5 = 0,4 (строка 20).
Таким образом, при передаточном числе пятой
передачи 0,4 и при скорости движения 90 км/ч достигается минимальный расход
топлива Qs = 8,24 л/100км.
Определение оптимального передаточного числа
экономической передачи
|
i5
|
W
|
W/Wmax
|
Kn
|
Ft
|
P/Pmax
|
KN
|
Qs
|
1
|
0,3
|
113
|
0,19
|
1,097
|
460
|
2,21
|
4,606
|
8,4525183
|
2
|
0,4
|
150
|
0,26
|
1,060
|
756
|
1,35
|
0,993
|
8,2400737
|
3
|
0,5
|
188
|
0,32
|
1,029
|
1099
|
0,93
|
0,962
|
8,3115694
|
4
|
0,6
|
225
|
0,38
|
1,004
|
1476
|
0,69
|
0,901
|
8,5935387
|
5
|
0,7
|
263
|
0,45
|
0,984
|
1872
|
0,54
|
0,990
|
8,1815180
|
6
|
0,8
|
300
|
0,51
|
0,970
|
2275
|
0,45
|
1,136
|
9,2585754
|
7
|
0,9
|
338
|
0,58
|
0,960
|
2670
|
0,38
|
1,288
|
10,3947630
|
8
|
0,35
|
131
|
0,22
|
1,078
|
601
|
1,69
|
0,100
|
8,9081979
|
9
|
0,36
|
135
|
0,23
|
1,074
|
631
|
1,61
|
0,427
|
8,8528533
|
10
|
0,39
|
146
|
0,25
|
1,063
|
724
|
1,40
|
0,925
|
8,8587156
|
11
|
0,4
|
150
|
0,26
|
1,060
|
756
|
1,35
|
0,993
|
8,2400737
|
12
|
0,41
|
154
|
0,26
|
1,057
|
788
|
1,29
|
1,033
|
9,1678673
|
13
|
0,42
|
158
|
0,27
|
1,053
|
821
|
1,24
|
1,053
|
9,3147215
|
14
|
0,391
|
147
|
0,25
|
1,063
|
727
|
1,40
|
0,933
|
8,3307990
|
15
|
0,395
|
148
|
0,25
|
1,062
|
740
|
1,37
|
0,963
|
8,5864921
|
16
|
0,396
|
149
|
0,25
|
1,061
|
743
|
1,37
|
0,969
|
8,6427630
|
17
|
0,397
|
149
|
0,25
|
1,061
|
746
|
1,36
|
0,976
|
8,6961661
|
18
|
0,398
|
149
|
0,25
|
1,061
|
749
|
1,36
|
0,982
|
8,7467932
|
19
|
0,399
|
150
|
0,26
|
1,060
|
752
|
1,35
|
0,987
|
8,7947335
|
20
|
0,4
|
150
|
0,26
|
1,060
|
756
|
1,35
|
0,993
|
8,2400737
|
21
|
0,401
|
150
|
0,26
|
1,060
|
759
|
1,34
|
0,998
|
8,8828980
|
22
|
0,402
|
151
|
0,26
|
1,059
|
762
|
1,33
|
1,003
|
8,9232882
|
23
|
0,403
|
151
|
0,26
|
1,059
|
765
|
1,33
|
1,007
|
8,9613239
|
24
|
0,405
|
152
|
0,26
|
1,058
|
772
|
1,32
|
1,016
|
9,0306384
|