Откуда есть пошла русская земля
"Откуда есть пошла русская земля?"
государственность древнерусский восточный славяне
Введение
Актуальность выбранной темы контрольной работы заключается в том, что вопрос о возникновении единого государства у славян (русичей) является одним из самых трудных вопросов в исторической и юридической науке. Как известно, древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных.
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX-X вв.
Конечно же, любому российскому гражданину интересно знать, откуда есть пошла земля Русская?
Основная цель данной контрольной работы: показать особенности возникновения Земли русской, проблем формирования и процесса становления русской государственности. Из поставленной цели вытекают следующее задачи:
- описать основные научные предположения о происхождении восточных славян;
- провести анализ социально-экономических и политических предпосылок формирования государственности;
3)в заключении подвести итоги и сделать выводы по теме.
1. Дискуссии о происхождении восточных славян
По моему мнению нет особой нужды перечислять все археологические периоды развития человека от древнейшего архантропа до современного человека, которые прошло совместно со всем населением земли и славянское общество, так как таковое перечисление ни на шаг не приблизит нас к рассмотрению основных вопросов (задач) работы.
Итак, происхождение восточных славян. Данный вопрос является дискуссионным в современной исторической науке. Существует множество различных концепций происхождения древних славян, но среди этих концепций по моему мнению по некоторым вопросам прослеживается некоторая идентичность. По мнению большинства историографовславянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему современные германские, балтийские, романские, греческие, иранские кельтские и индийские народы. История существования праславян по археологическим источникам прослеживается по крайней мере на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства - западных, южных и восточных славян.
Прародину славян следует размещать в широкой полосе Центральной и Восточной Европы, где славяне под именем венедов и славен были известны уже в готские и гуннские времена.1 Первые письменные упоминания о древних славянах ученые находят у Древнегреческих, Римских и Византийских авторов, данные источники содержат довольно обширную информацию об освоении славянами Балканского полуострова. Одним из наиболее важных источников определивших термин «славяне» ученые называют труды готского историка VIв. н.э. Иордана: «Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки - венедов, антов и склавен».Славян по территории современной Восточной Европы, Балтии, Северо-Западной, центральной и южной России, Украины и Белоруссии, которое В.О. Ключевский назвал «Колонизацией»: «Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское государство, в начале нашей истории не является на всем своем пространстве заселенной тем народом, который доселе делает ее историю. Наша история открывается тем явлением, что восточная ветвь славянства вступает на Русскую равнину из одного ее угла, с юго-запада, со склонов Карпат».
Подробную схему расселения славян нам дает древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (в переводе С.М. Соловьева в его «Чтениях и рассказах о русской истории»). По данной схеме на юге осели балканские славяне, на западе - чехи, моравы, поляки, на востоке - русичи. Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно в V-VIIв. н.э. постепенно расселяясь дошла до озера Ильмень и до верховьев Оки. Вблизи Карпат остались хорваты , волыняне. Поляне, древляне основались на правом берегу Днепра и его притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и осели на его левых притоках, причем некоторые племена продвинулись вплоть до Оки. Кривичи расселились в верховьях Волги и западной Двины.2Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археологи в XX в. подтвердили ее.
Расселяясь по столь обширной территории славяне входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них. Так например племена балтов жили плоть до района современной Москвы, районы северо-востока были населены угро-финскими племенами, а на юге обитали ираноязычные племена - потомки сарматов. Восточные славяне где мирным, где военным путем ассимилировали местные народы, не разрушая их самобытность и культуру, а впитывая и приобретая новые навыки - элементы материальной культуры, что подтверждается археологическими раскопками. Более сложные отношения складывались у восточных славян с теми этносами, которые имели уже раннегосударственные образования, так созданное Болгарами в районе Волги и Камы в VIIв. государство Булгария несло реальную угрозу восточным славянам. Появившийся позднее, потеснивший Болгар, Хазарский Каганат образованный тюркскими племенами и грозившие с северо-запада скандинавы (варяги) тоже являлись опасными соседями для славян. «В то время, как поляне, северяне и другие племена платили дань хазарам, по белке с каждого дома, варяги из-за моря брали дань на славянах новгородских, на кривичах, так же на чуди и меря».1
С другой стороны, в борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов это сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с «сотским», а союз племен тысячу. Одним из военных руководителей был и князь. Слово «Князь» - общеславянское, заимствованное по мнению лингвистов из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода старейшину. Со временем, с ростом населения, племя подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. По мнению ученых такими племенными союзами и были племена полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе таких союзов стояли вожди (князья) возвышавшиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз, возглавлявшие сформировавшиеся органы военной демократии.
Экономика у восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы (охота, рыбная ловля, бортничество) с доминированием земледелия. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха ячмень.
Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере господствовало подсечное земледелие, а основным пашенным орудием была соха. На юге эволюция земледелия шла от перележно-залежной системы к трехполью, а эволюция пашенных орудий - от примитивного рала к плугу. Восточнославянское ремесло носило общинный характер. Наиболее развитыми были железноделательное, гончарное, кожевенное и ткацкие ремесла. Развивалась и торговля появление которой связано со становлением путей сообщения на основе крупных речных систем. Одним из важнейших был путь из варяг в греки(из Балтийского моря через Ильменское и Ладожские озера по Днепру и черному морю в далекий Царьград).
Религией восточных славян было язычество. В нем можно обнаружить все те стадии, которые свойственны и языческим культурам других народов (фетишизм, анимизм, тотемизм, оборотничество, политеизм). Древнеславянское язычество было настолько распространено, что многие соответствующие ему верования и обычаи продолжали соблюдаться и после принятия христианства на Руси в X в.
Одной из немаловажных и дискуссионных проблем в вопросе происхождения восточных славян является проблема появления слова «Русь». Мы живем в России а жителей ее называем Русскими. Исследователи разделяются по этому вопросу на две группы. Одни полагают, что «русь» первоначально была понятием социальным, другие - что этот термин с самого начала носил этническую окраску. Вот, что по этому поводу пишет профессор Титов Ю.П.: «Русь - это родовая знать славянских племен, торговцы и дружинники. Русью называли социальные группы возникшие в процессе разложения первобытно - общинного строя у восточных славян. В подтверждение этого говорит и следующий эпизод. В 907 г. Князь Олег окончил победоносный поход на Византию. Он приказал на русские корабли поднять паруса шелковые, а на славянские - ситцевые, что и было сделано».1
Все же большинство ученых склоняется к точке зрения об этническом происхождении термина «русь». Следует сказать, что сторонники первой концепции не отрицают, что со временем социальное звучание термина перешло в этническое. Весь вопрос в том, было ли слово «русь» когда-нибудь термином, обозначающим социальную группу.
Современные исследователи производят термин «русь» от названия реки Рось, притока Днепра, протекавшей по земле полян. По названию этой речки, пишут они, сначала поляне, а затем и все население Киевского государства стало называться русами.
2. Образование Древнерусского государства
Основными предпосылками образования государственных форм на территории Древней Руси являются те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VI- IX вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).Как известно из древних летописей, первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно различные группы населения фактически стали отличаться между собой по богатству и социальному положению. Представители знатных слоев назывались «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «передние», «нарочитые» мужи. Наиболее высокий статус среди них занимали «бояре» («боляре»), то есть представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные дружинники, «княжьи мужи». В течение VIII-XI веков шел процесс сближения земской и военной аристократии. Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами.»Первые русские государства, а затем и Киевское, возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств».1
В это же время племенные вожди (князья), старейшины вели активное наступление на общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали наравне с другими общинниками. Таким образом возникла «вотчина» («отчина», «дедина»), или крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали постепенно присоединять к себе земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками. Они же часто присоединяли угодья рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань) и выполнять определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников - в феодальнозависимых, получил название «обояривание».
Крупные феодалы, князья были заинтересованы в создании определенных правовых норм для юридического закрепления подобных отношений. Эти правовые нормы могла обеспечить только крепкая государственная власть. Таким образом, множество социально-экономических предпосылок объективно приводили сначала к созданию племенных союзов, а позже - к государственным образованиям.»Мы не знаем точно, когда и как возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». В германской хронике уже с 839 г. Русские князья именуются хаканами - царями».1
Сам же момент образования Древнерусского государства по мнению ученых нельзя определить с достаточной точностью. Данный вопрос является дискуссионным, здесь мы сталкиваемся с двумя направлениями исторической мысли «норманнской» и «антинорманской» теорией.
Основоположниками «норманнской» теории считаются приглашенные ко двору Анны Иоановны в XVIII в.немецкие ученые Шлецер, Байер, Миллер. По их мнению до пришествия варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора славяне не знали никаких искусств, а жили подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. Данную теорию поддерживали и такие корифеи исторической науки как Карамзин Н.М., Ключевский В.О., Соловьев С.М.. По мнению Карамзина, всем искусствам, в том числе и государственного управления, научили наших предков варяги - скандинавы. Отправным аргументом для таковой теории послужила «Повесть временных лет»: «Чудь, новгородцы и кривичи сказали руси: «Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет, придите княжить и владеть нами». Собрались три брата с родственниками своими, взяли с собой всю русь и пришли: Рюрик в Новгород, Синеус на Белоозеро, Трувор в Изборск; от них-то и прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и Трувор; Рюрик один принял власть и раздал города приближенным к себе людям; Рюрик княжил в Новгороде, а Аскольд и Дир остались в Киеве, собрали много варягов и начали владеть полянами…»1
«Что бы восстановить согласие, единство наряд между родами единственным средством было отдать решение родовых споров судье беспристрастному, призвать князя-нарядника из чужа, из чужого рода: так и сделали несколько северных племен - славянских и финских, чем и положили начало Русскому государству в половине IX в.»2
В том же XVIIIстолетии русские ученые, и прежде всего Ломоносов М.В., а также виднейшие историки своего времени Татищев и Щербатов доказали несостоятельность норманнской теории образования государства Русь. И тем не менее до конца XIXнорманнская теория имела статус аксиомы.
Современные отечественные ученые преимущественно отвергают норманнскую теорию: «Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли».1
«Варягов на Руси использовали как наемную военную силу. Это были своего рода ландскнехты, заполнившие в средние века всю Западную Европу. Однако не кому не приходило в голову брать под сомнение суверенитет французского государства Людовика Святого, хотя общеизвестно, что он, проводил политику на укрепление Франции, опираясь на Щвейцарских стрелков»2
С другой стороны современные авторы не отрицают возможность приглашения варяжских князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. «Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков». Подтверждается это, практическим отсутствием следов варяжской культуры на территории России. Авторы приводят пример наличия географических названий скандинавского происхождения, на 10000 км2 территории Древнерусского государства можно найти не более пяти, в то время как в Англии которую норманны завоевали, это число составляет 150.
Несмотря на аргументы русской православной церкви, которая пытается увязать образование Древнерусского государства с принятием крещения в 988 г., в большинстве научных и учебных источниках общепризнанным является факт образования государства Русь в 882 г., когда Новгородский князь Олег (родственник Рюрика) захватил Киев и объединил эти две важнейшие группы русских земель. Затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.
В древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русского, украинского и белорусского.
Социальная структура образовавшегося Древнерусского Киевского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались составные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю - экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества - феодалы и феодально зависимые крестьяне.
Государственная власть полностью абстрагировалась, и право на землю теперь связывалось с правом верховной (отчуждаемой) власти, с правом военной силы. Феодальная иерархия как система в известной степени цементировала новое общество. Древнерусское государство в социальном смысле разделялось на большие группы:
Жрецы, вещуны, гадатели, волхвы, знахари - передавали волю богов людям;
Князья, бояре, старейшины, лучшие мужи - были начальниками земель, волостей, городов;
Люди (свободные общинники), смерды (зависимые общинники);
Рабы - челядь (домашняя прислуга), холопы,
Укрепление Киевского государства приходится на княжение Владимира. Приятие христианства (988 год) и его распространение по всей Киевской Руси, по мнению ученых, усилили процесс феодализации, т.к. христианство окончательно оформило феодальную идеологию.
Самыми крупными землевладельцами являлись Князья, бояре, дружинники, духовенство (после 988 г.), торговцы. У многих бояр была своя дружина. Эти дружинники оседали на земле и превращались в вассалов второй очереди, они были обязаны боярину военной службой. С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей стали отличать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми и делились на «лучших» или «вятших» (зажиточных) и «молодших» или «черных» (бедных) По занятиям своим они назывались купцами (гостями) и ремесленниками.
В древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города, являвшиеся центрами торговли и культуры. Именно в городах (в Киеве) появилась письменность после принятия христианства на Руси, это связано с деятельностью греческих монахов Кирилла и Мефодия. По свидетельству историков уже в IX - Xвв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще 60. А к моменту нашествия монголо-татар на Руси было около 300 городов.
Заключение
Итак, подведу некоторые итоги представленной работы: Фактически, древнерусское государство еще не вполне государство, это, скорее, "полугосударство", некое образование с зачатками государственности, зародыш будущего государства. Образование Древнерусского государства имело существенное значение для международной обстановки конца I - начала II тысячелетия н. э., создав оборонительный рубеж между Западом и Востоком, усилив натиск на Византию, способствовавший ослаблению последней, наконец, фактически завершив оформление "ареала" раннесредневековой западной цивилизации.
Древнерусское государство стало колыбелью становления древнерусской народности, ставшей основой трех современных славянских народов -русского, украинского и белорусского. Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.
Одной из особенности древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало "волны" кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.
Таким образом, Древнерусское государство возникло как результат разрастания противоречий внутри славянского общества, не могущих быть разрешиться изнутри самого этого общества и вынужденного поэтому, в целях самосохранения, прибегнуть к помощи внешней силы, с которой оно, к тому же, имело совместные интересы.
Естественно, не варяги создали Древнерусское государство; мы имеем дело с процессом двусторонним (а еще точнее - с многосторонним), в котором внешние и внутренние факторы равнозначны и неотделимы друг от друга. Дело здесь отнюдь не в более высоком уровне культуры того или иного народа (они приблизительно равны, хотя не могут не различаться, но не по линии "выше" -"ниже"), дело в соединении разнородных элементов, синтез которых порождает совершенно новый сплав.
Государство Русь, Киевская Русь (научное название - Древнерусское государство, Древняя Русь) по своему географическому положению сразу заняло важное место в системе европейских и азиатских государств. В это время в Западной Европе также происходил процесс образования государств, хотя равные Руси по значению государства уже сложились. Русь развивалась как часть общемировой цивилизации.
Cписок использованной литературы
.Греков Б.Д. Киевская Русь. - М.: ACT, 2004.
.Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. - М.: Инфра, 2003.
.Карамзин Н.М. История государства Российского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.
.Титов Ю.П. История государства и права России. Учебник. - М.: БЫЛИНА, 2003.
.Чистяков О.И. История отечественного государства и права - М.: Бек 1996
.Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России - М. Проспект 2008
.Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России - М: Правда 1989
.Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники - Л.: Спарк 1983
10.Шишкин А.Л. История образования древнерусского государства. Сборник научных статей. - М.: Статут, 2005.