База данных магазина автозапчастей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,2 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

База данных магазина автозапчастей

Введение

Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и выявления уровней регулирования сферы услуг.

В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.

Целью работы является исследование развития сферы услуг в российской экономике.

В процессе работы необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить понятие сферы услуг, виды услуг, влияние сферы услуг на экономику.

- провести анализ развития сферы услуг на примере российской экономики, воздействие сферы услуг на экономическое развитие.

Объектом исследования является сфера услуг.

Предметом исследования является социально-экономические и организационно-экономические отношения, обусловленные функционированием и развитием сферы услуг в современной экономике.

Методы исследования: анализ, дедукция, метод сравнения, системный метод, метод научной абстракции, статистические методы.

Теоретическая и информационная база исследования: учебная и научная литература, материалы периодической печати и интернет-ресурсы.

Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты сферы услуг. Вторая глава посвящена особенностям и тенденциям развития сферы услуг в России. В заключении подведены основные итоги проведённого исследования.

1. Теоретические аспекты рынка услуг

.1 Понятие сферы услуг

рынок услуга экономический

Потребительский комплекс национальной экономики представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, которые заняты производством товаров и предоставлением разнообразных услуг населению, способствующих удовлетворению социально-экономических потребностей, складывающихся под прямым воздействием объективных закономерностей определенного этапа развития общества.

Удовлетворение этих потребностей материально-вещественными продуктами труда и услугами обеспечивает жизненный процесс людей в его постоянном течении и возобновлении.

В составе потребительского комплекса можно выделить следующие две основные группы отраслей:

- отрасли, производящие материально-вещественные виды продукции: товары народного потребления (продовольственные и непродовольственные) и жилье;

- отрасли, производящие услуги потребительского характера. Группа отраслей, ориентированных на производство услуг для населения, является важнейшей частью сферы.

Сфера услуг - это совокупность отраслей национальной экономики, труд работников которых непосредственно направлен на создание особого вида продукта, потребляемого непосредственно в процессе его производства. [15, с. 32]

В отличие от товаров услуги невозможно хранить и накапливать.

Соотношение нематериальных и материальных свойств может находиться в разном диапазоне для различных услуг. Существуют услуги чисто нематериального характера, как правило, обладающие высокой социальной направленностью, например, услуги образования. Наряду с этим имеются отрасли услуг, характеризующиеся высокой степенью материальности, например, услуги ЖКХ, транспортные услуги. В народнохозяйственной практике применяются различные критерии выделения сферы услуг и классификации ее отраслей.

Сфера услуг - часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг. Остальными частями экономики принято считать производство - промышленность и сельское хозяйство.

Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60%). [3, с. 20]

Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу. В древние времена общественное оказание услуг было неразвито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда.

По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.

В XXI веке особенное развитие и ценность приобретает интеллектуальный человеческий труд. Разделение интеллектуального труда создает огромное количество специальностей и профессий, требующих высокой научной подготовки, большое число рабочих мест, высокую степень интеграции совместных человеческих усилий, рост общественного благосостояния. [21, с. 87]

Данные тенденции напрямую относятся к сфере услуг и управления, что обусловливает ее ускоренный рост относительно более старых сфер деятельности человека. Для сферы услуг характерны более высокие прибыли,

чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств. Примеры услуг

  1. Финансовые услуги.
  2. Информационные услуги (ИТ-консалтинг и пр.).
  3. Жилищно-коммунальные услуги.
  4. Бытовые услуги.
  5. Услуги аренды.
  6. Туристические услуги.
  7. Гостиничные услуги.
  8. Охранные услуги.
  9. Услуги переводчиков.

10)Торговые услуги.

Непосредственным предоставлением услуг потребителю занимается обслуживающий персонал.

В зависимости от уровня предоставляемых услуг (обычно входящих в пакет услуг) они делятся на те или иные классы (Класс обслуживания), который может быть третий, второй, первый, эконом- и бизнес-класс, высший, премиум (люкс). [16]

.2 Виды услуг

Рассмотрим подробнее каждый из представленных видов услуг.

1) Финансовые услуги - это услуги финансового посредничества, а часто, и / или кредита. Примерами организаций, оказывающих финансовые услуги, являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний. Финансовые услуги - крупнейшая по выручке индустрия в мире, по данным за 2004 год доля рыночной капитализации этой индустрии в S&P 500 составляет 20%. [12]

) ИТ - консалтинг (англ. IT-consulting) - консалтинг в сфере информационных технологий (ИТ). Является одним из многочисленных направлений консалтинга (консалтинговых услуг).

ИТ - консалтинг - проектно - ориентированная деятельность, связанная с информационной поддержкой бизнес-процессов, позволяющая дать независимую экспертную оценку эффективности использования информационных технологий.

На сегодняшний день большинство компаний использует ИТ в управлении своим бизнесом. Информационные технологии позволяют делать бизнес более наглядным, более управляемым, более прогнозируемым.

ИТ - консалтинг - это услуга, которую предлагают ИТ - компании (как правило в вопросах комплексных проектов), а также независимые эксперты в том или ином направлении ИT (обычно в узком спектре, например, защита от DDOS атак).

Услуга по предоставлению ИТ - консалтинга, как правило, включает следующие пункты:

  • Оптимизация затрат на внедрение информационных технологий, ИТ- решений в рамках компании;
  • Повышение эффективности бизнес-процессов компании;
  • Повышение управляемости, прозрачности деятельности организации за счет создания единой инфраструктуры (ИТ - инфраструктуры);

- Внедрение систем уровня предприятия (ERP, CRM, Business Intelligence, Groupware-системы, NIS-системы). [7, с. 62]

3) Жилищные услуги - это услуги которые оказывает предприятие(исполнитель) по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения. В многоквартирных домах жилищно - коммунальные услуги предоставляются товариществами собственников жилья (жилищно-строительными кооперативами) или управляющими компаниями, при непосредственном управлении возможен вариант предоставления ЖКУ самими жильцами. [5, с. 128] Следует учесть, что под объектами жилищно-коммунального назначения следуют понимать объекты внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов в виде зеленых насаждений, городские дороги и элементы их благоустройства, пешеходные и велосипедные дорожки, объекты инженерной защиты территории, уличное освещение, объекты санитарной уборки, а также обустроенные площадки, стоянки, участки, устройства и конструкции, размещенные на придомовой территории. В процессе поддержания и восстановления надлежащего технического и санитарно - гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения фактически исполнитель занимается их эксплуатацией. В настоящее время различают зимний (осенне-зимний) и летний (весенне-летний) периоды эксплуатации. В соответствии с данными периодами эксплуатации эксплуатирующие организации и проводят регламентные работы в части обследования зданий и их эксплуатационного контроля в области элементов зданий и сооружений.

4)Аренда - форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату. Например, в сельском хозяйстве и добывающих отраслях оплачивается временное пользование землей или недрами. Включает земельную ренту, амортизацию процента за пользование материальными активами. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. [22, с. 251]

5)Туризм - временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. [8, с. 179]

  1. Гостиница - имущественный комплекс (дом, здание, часть здания, иные постройки) с меблированными комнатами («номерами») для временного проживания путешественников. Обычно предоставляются и другие услуги (уборка, охрана), в зависимости от класса обслуживания.
  2. Бюро переводов (БП) - предприятие сферы услуг, занимающееся языковыми переводами. [1] В постиндустриальном обществе целью создания БП является предоставление переводческих услуг широкому кругу потребителей и получение прибыли за счет объединения усилий людей, владеющих иностранными языками и искусством перевода. В процессе деятельности такого предприятия большое значение имеет не только хорошее или отличное владение иностранными языками и родным языком, но и умение внятно и точно передать мысль человека, выраженную на языке оригинала, человеку, не владеющему таким языком. Важно также умение передавать эмоциональную окраску исходного текста.
  3. Торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Различают оптовую и розничную торговлю.

Торговля между странами (международная торговля) делится на импорт и экспорт.

Торговля - это значительный источник налоговых поступлений в бюджет страны или региона. [15]

.3 Роль сферы услуг в экономике

Сфера услуг является одной из перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики, основанной на знаниях. Услуги представляют собой целесообразную деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Услуги - это различные виды деятельности человека, в результате которой не создаются материальные блага, и которые относятся к непроизводственной сфере. При этом сектор услуг является важной частью реального сектора экономики. [3, с. 214]

Современная экономическая теория отражает новую хозяйственную действительность. Для конца XX века и начала XXI века характерна новейшая структура постиндустриального производства. Она имеет ряд отличительных черт:

новейшее производство способно обеспечить массовое удовлетворение всего круга действительных и перспективных потребностей;

- современная экономика включает две дополняющие друг друга сферы производства: материальное (создает вещественное богатство) и нематериальное (создает духовные, нравственные и иные ценности - произведения духовной культуры, искусства, науки и т.п.);

- в современное производство органически входит особая сфера услуг.

Услуга - такой вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. Роль сферы услуг в условиях современной экономики определяется следующими условиями:

в сфере услуг постоянно создаются новые рабочие места;

- сфера услуг увеличивает свою долю в валовом внутреннем продукте страны;

- за счет сферы услуг идет сокращение времени обслуживания домашнего хозяйства, что повышает качество жизни населения. [12]

Домашнее хозяйство и фирмы требуют все больше услуг, причем более сложных и высоких по качеству. Повышение роли услуг в домашнем хозяйстве имеет различные причины.

Можно выделить следующие основные факторы повышения роли услуг в жизни современного домохозяйства:

  • растущее изобилие;
  • стремление к лучшему качеству жизни;
  • увеличение свободного времени;
  • урбанизация, делающая необходимыми новые виды услуг (например, обеспечение безопасности);
  • демографические изменения, ведущие к увеличению числа детей и пожилых людей, которые нуждаются во многих услугах;
  • социально-экономические перемены, такие как появление семей, где муж и жена работают, нехватка личного времени и т.д.;
  • усложнение покупательского спроса, ведущее к расширению самого набора требуемых услуг (например, по ведению личных финансовых дел);
  • - технологические изменения, повышающие качество услуг или создающие новые виды услуг (например, в области медицинского обслуживания, кабельного телевидения, получения данных по компьютерной сети).
  • Рост потребностей в услугах у фирм и учреждений стимулируется растущими сложностью, интернационализацией и комплексностью руководства ими. Создаются специализированные сервисные фирмы (например, временная помощь, разрешение конфликтов), равно как и комплексы потребностей в таких устоявшихся отраслях услуг, как реклама, бухгалтерский учет и отчетность, консультирование, информационные системы, ведение инвестиционных банковских операций, маркетинговые исследования. Более сложная продукция и более совершенные технологии, воздействующие на цепочки ценности фирм, требуют все большего перечня услуг в области дизайна, управления и ремонта. Интернационализация конкуренции способствует росту услуг, необходимых для обеспечения торговли и руководства территориально рассредоточенными предприятиями (таких как услуги связи и набор персонала). Изменения в технологиях и в управлении приводят к появлению совершенно новых сфер услуг. [9, с. 292]
  • Любой продукт труда, произведенный для продажи, является товаром. Отсюда, услуги, реализуемые на различных рынках, выступают в виде самостоятельной и весьма разнообразной группы товаров.
  • Главная роль услуги как товара состоит в возможности удовлетворения потребностей покупателей. Основное отличие услуги от физического товара заключается в следующем:
  • - любая услуга - это процесс. Использование термина процесс позволяет провести разграничение между услугами и физическими товарами, которые по своей природе процессом быть не могут;
  • - неотъемлемой частью услуг являются люди.
  • В мире наблюдается тенденция диверсификации сферы услуг, когда многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках одной компании. Предлагается их целый комплекс, чем повышается конкурентоспособность данной компании, ослабляются возможные риски. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг. Либо, например, происходит объединение разнообразных услуг в рамках компании, занимающейся транспортными перевозками, таких как страхование жизни и грузов, доставка корреспонденции, туризм.
  • Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и определения особенностей маркетинга в этой специфической сфере. Сегодня известны и широко применяются следующие характеристики услуг как товара:
  • неосязаемость;
  • неразрывность производства и потребления услуги;
  • непостоянство качества;
  • неспособность услуг к хранению.
  • Неосязаемость означает, что услугу невозможно попробовать, продемонстрировать, увидеть до момента ее получения. Неосязаемость вызывает проблемы, как у покупателя, так и у продавца услуги. Покупателю трудно разобраться и оценить, что продается до момента приобретения, а иногда даже и после. Одновременно неосязаемость услуг осложняет жизнь их продавцам. Продавец может лишь описать преимущества, которые появляются в результате предоставления данной услуги. Хотя бывают услуги, когда клиент не может оценить преимущества и после их получения. Неосязаемый характер услуг затрудняет ценообразование и продвижение. Услуга неотделима от своего источника, тогда как товар в материальном виде существует независимо от присутствия его источника. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. Некоторые специалисты считают, что это самый главный фактор, который делает услугу действительно услугой и отличает ее от товара.
  • Неразрывность потребления и производства услуг создает особую форму «потребительного производства». При этом потребитель заранее оплачивает стоимость услуги, прежде, чем получает возможность для оценки уровня удовлетворения совей потребности. Это вызывает необходимость укрепления доверия потребителей к производителю услуг. Невозможность потребления услуги без производителя накладывает ограничения на развитие сбытовой деятельности. Сбытовые подразделения в сфере услуг на практике смыкаются с отделами рекламы и пропаганды, а их функции сводятся к стимулированию сбыта услуг в различных потребительных сегментах. Включение покупателя в процесс производства услуги означает, что продавец должен проявить заботу о том, что производить и как. Последняя задача особенно важна. От того, как банковские служащие, страховые агенты, адвокаты, доктора и парикмахеры поведут себя, продавая свои услуги, будет зависеть вероятность того, что клиент вернется еще не раз. Поэтому очень важен правильный отбор и обучение персонала. [5, с. 115]
  • Изменчивость исполнения услуг является неизбежным последствием одновременности производства и потребления услуг, а также того, что составным элементом услуги являются люди. Для уменьшения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Чаще всего это связано с квалификацией работника, слабой тренировкой и обучением персонала, отсутствием конкуренции в данной сфере, недостатком информации и коммуникации. Другой очень важный источник изменчивости услуг - это, конечно, сам покупатель, его уникальность. Это объясняет степень индивидуализации услуги в соответствии с требованиями покупателя.
  • Для уменьшения изменчивости услуг компании, давно работающие в сфере услуг, разрабатывают и стараются соблюдать стандарт обслуживания. Стандарт обслуживания - это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Стандарт обслуживания устанавливает формальные критерии, по которым оценивается уровень обслуживания клиентов и деятельность любого сотрудника фирмы.
  • Это могут быть, например:
  • время обслуживания - 85% клиентов не должны стоять в очереди более 5 мин;
  • работа с жалобами и претензиями - количество жалоб не должно быть больше 2-х в месяц на одного сотрудника, по каждой жалобе клиент должен получить ответ;
  • наличие в офисе информационно-рекламных материалов;
  • максимальное время ожидания ответа по телефону и другие формальные критерии вплоть до требования к одежде сотрудника;
  • требования по оформлению документов, писем, деловых бумаг, объявлений. Хорошо оформленные, грамотно написанные деловые бумаги говорят об уважении к клиенту и об уровне организации. [7]
  • Система контроля качества - это защита стандарта обслуживания. Для обеспечения контроля качества организации необходимо:
  • - выделять средства на привлечение и обучение квалифицированных специалистов;
  • - постоянно следить за степенью удовлетворенности клиентов с помощью системы жалоб и предложений, а также анкетных опросов клиентов. [18]
  • Важная отличительная черта услуг - это их сиюминутность. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи. И если мощности по услугам превосходят спрос па них, то теряется доход или стоимость услуг. Если спрос превышает предложение, то услуги, как физические товары, невозможно взять со склада. Колебания спроса присущи всем видам услуг. Он может меняться в зависимости от времени года, от дней педели. Неспособность услуг к хранению требует разработки стратегии, обеспечивающей согласование спроса и предложения на услуги:
  • устанавливая дифференцированные цены, скидки, используя другие стимулы, можно сместить часть спроса с пикового периода на период затишья;
  • увеличение скорости обслуживания, в т. ч. за счет автоматизации, позволяет работать с большим числом клиентов;
  • введение в периоды пикового спроса, в качестве альтернативы, дополнительных услуг (кофе, журналы и т.д.), которые помогут облегчить время ожидания основной услуги;
  • для обслуживания дополнительного потока клиентов рекомендуется обучать персонал совмещению функций, а также нанимать временных сотрудников.
  • На основании представленного выше анализа услуги как экономической категории, можно сделать следующий вывод. Услуги - это различные виды деятельности человека, не создающие материальных благ и относящиеся к непроизводственной сфере. Качество услуг является весьма сложной социально-экономической категорией. В широком смысле слова, оно отражает эквивалентное соотношение между общественно необходимыми затратами труда производителя и личным, индивидуальным временем потребления человека, что, разумеется, способствует высвобождению времени личности, предназначенного для творчества. В узком смысле, качество услуг характеризует успешность и эффективность взаимодействия поставщиков услуг с потребителями услуг. [10]
  • 1.4 Особенности рынка услуг
  • По своей сути, рынок услуг, развивающийся по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.
  • Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:
  • в высокой динамичности рыночных процессов (предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);
  • в территориальной сегментации (формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);
  • - в высокой скорости оборота капитала (одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более короткого производственного цикла);
  • в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);
  • в специфике организации производства услуг (обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);

- в специфике процесса оказания услуг (личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой - увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);

в высокой степени дифференциации услуг (связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);

в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги). [15]

2. Анализ развития сферы услуг в России

.1 Особенности развития сферы услуг в России

С 1994 года г. Россия перешла на международную хозяйственную классификацию видов экономической деятельности, в соответствии с которой к материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство и производственные виды бытового обслуживания.

Сфера услуг включает также отрасли, которые были порождены развитием рыночных отношений - операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функции рынка и т.д.

Поскольку различные отрасли сферы услуг неодинаково отражают динамику становления постиндустриального общества, в аналитических целях сферу услуг подразделяют на три подсектора: собственно третичный (услуги по обслуживанию материального производства), четвертичный сектор (торговля, финансы, страхование, операции по обслуживанию недвижимости) и пятеричный сектор, куда относят информационно-научные, образовательные, деловые и управленческие услуги, т.е. отрасли, прогрессивное развитие которых определяет модель будущего постиндустриального общества.

Наряду с чисто рыночным сектором в современной смешанной экономике выделяют так называемый общественный сектор, где производятся общественные блага, финансируемые преимущественно за счет государственного бюджета. Это гарантирует доступность общественных благ всем слоям общества независимо от их платежеспособности и имущественного положения.

Общественный сектор включает услуги органов - государственного управления, обороны и внутренней безопасности, услуги учреждений фундаментальной науки, санитарно-экологические и противоэпидемиологические услуги.

Многие блага и услуги занимают промежуточное положение между чистыми общественными благами, нерыночными услугами, с одной стороны, и частными благами, чисто рыночными услугами - с другой. Речь идет о, так называемых, смешанных благах. К ним относятся услуги сетевых производств - транспортных, газовых, электрических, тепловых, трубопроводных и т.д., где по технико-экономическим соображениям невозможно реализовать принципы конкурентности, а также социально значимые услуги, обладающие крупномасштабным внешним эффектом - образование, здравоохранение и неразвлекательные виды культуры, в частности, библиотечное, музейное обслуживание, услуги парков культуры и отдыха, национальных заповедников.

В процессе реформирования российской экономики доля сектора услуг выросла. В настоящее время на него приходится 57% ВВП и 56% общейчисленности занятых. Это создает видимость приближения структуры российской экономики к соответствующей структуре постиндустриальных стран. Однако, во-первых, рост доли услуг в российской экономике связан с резким сокращением производства в промышленности и сельском хозяйстве; во-вторых - за счет роста услуг, связанных с товарно-денежным обращением, финансированием и посредническими операциями, в том числе со спекулятивными сделками. [13]

В период реформ 90-х гг. XX в. Россия потеряла свои передовые позиции по показателям интеллектуального потенциала среди развитых стран и оказалась на уровне развивающихся стран.

Более быстрый рост сферы услуг реален, тем более, что появляются новые виды деятельности и новые инвестиционные возможности. Особенно ускоренно сейчас развиваются рынки информационных и телекоммуникационных, медицинских, интеллектуальных услуг, связи, Интернет, рынки продажи автомобилей, особенно иномарок. Стремительно развивается индустрия развлечений.

Рост информационно-телекоммуникационного рынка в России в последние годы превышал 28%. Наиболее динамично развивающимися сегментами этого рынка являются информационные технологии, а также разработка и продажа программного обеспечения. Российский рынок ноутбуков в 2011 г. составил более 7,5 млн. устройств. По оценке аналитиков при нормальной экономико - политической ситуации в 2012 г. уровень роста рынка ноутбуков в целом можно будет ожидать на уровне 22-25%. По прогнозам экспертов основные тенденции в 2012 г. это продолжение уже существующих: увеличение доли всех мобильных компьютеров; увеличение доли планшетных ПК в большей степени за счет расширения самого сегмента, а не замещения ноутбуков или нетбуков. Сегмент нетбуков начинает стагнировать, здесь наметилось падение продаж. Многие производители нетбуков перепрофилируются и переходят на выпуск планшетов. Выделяется новый класс устройств - Ультрабуки: Тонкие мобильные ноутбуки и нетбуки. Спрос на эти устройства в 2011 году начал формироваться. Также трендом являются трансформеры (это гибрид сенсорных планшетов и миникомпьютеров). Аналитики прогнозируют большой спрос на Lenovo IdeaPad U1 и ASUS Transformer Prime. [18]

Роль сферы услуг в экономике регионов определяется двумя основными показателями - участием в общем валовом выпуске и в производстве валового регионального продукта (ВРП), а уровень ее развития - валовым выпуском и валовой добавленной стоимостью (ВДС) сферы услуг в расчете на душу населения регионов. Сравнение уровней валового выпуска и ВДС сферы услуг по субъектам РФ дает представление о характере динамики структуры валового выпуска сферы услуг. Опережение или отставание темпов роста составляющих валового выпуска (промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости) от динамики аналогичных показателей на российском уровне можно считать показателем сравнительной эффективности развития сферы услуг в том или ином регионе страны.

Объем реализации услуг населению - важный комплексный социально-экономический показатель удовлетворения потребностей в услугах разного назначения, а, следовательно, показатель уровня жизни населения и одновременно результатов функционирования рынка услуг и развития сферы услуг. Этот показатель целесообразно использовать в качестве специфического показателя эффекта функционирования рынка. Показатель уровня реализации услуг на одного жителя - важный индикатор развития регионального рынка и региональных сопоставлений.

Следующая подсистема показателей включает показатели цен на услуги. Цена - главная категория рынка, инструмент его регулирования, балансировки спроса и предложения, инструмент конкуренции и конкурентоспособности. Показатели уровня и динамики цен исследуются во взаимосвязи с показателями покупательной способности рубля, денежных доходов населения. Исследование цен и их динамики на рынке услуг увязывается с проблемами инфляции и стоимости жизни.

Отдельная подсистема показателей призвана охарактеризовать инфраструктуру рынка услуг, которая недостаточно исследована и развита и от состояния которой зависит эффективность функционирования рынка услуг. Эта система показателей призвана отразить развитие подотраслей рынка услуг, обеспечивающих его нормальное функционирование и носящих вспомогательный по отношению к данному рынку характер. Этими подотраслями могут выступать и самостоятельные отрасли сферы услуг, развитие которых в свою очередь определяется их собственной инфраструктурой (транспорт, связь, информационные услуги и др.). Эти показатели обеспечивают обслуживание процесса купли-продажи. К ним относятся показатели развития инфраструктуры (численность, размер, мощность, техническая оснащенность рекламных и информационных предприятий) и другие показатели, связанные с системой менеджмента.

К числу важнейших показателей потребительского рынка услуг относятся: объем предлагаемых услуг и покупательский спрос, а также степень их сбалансированности.

Эффективность рынка услуг как социально-экономическая категория определяется достижением максимального результата (эффекта) на единицу затрат, связанных с его получением, или ресурсов его социально - экономического потенциала. В системе показателей эффективности услуг прежде всего выделяют обобщающие показатели эффективности затрат и эффективности ресурсов. Это показатели эффективности использования совокупных ресурсов социально - экономического потенциала рынка услуг, а также эффективности затрат живого и овеществленного труда, рассчитываемые как отношение показателя результатов к сводному показателю объема текущих затрат.

Один из принципиальных методологических вопросов - какой показатель наиболее полно отражает результат (эффект) функционирования рынка услуг. С позиций экономики в целом эффектом функционирования рынка услуг является валовая добавленная стоимость, учитываемая в объеме валового внутреннего продукта страны и отражающая вклад рынка в создание ВВП. [21, с. 98]

С позиций удовлетворения потребностей населения в услугах основным показателем эффекта является объем реализации услуг населению. С позиции каждого отдельного поставщика услуг на рынок, а также регионального и российского рынков важным показателем эффекта является полученная на рынке услуг прибыль - финансовый результат.

Эти три показателя эффекта образуют систему показателей результатов функционирования рынка. Выбор нужного показателя зависит от целей и задач анализа. Уровень эффективности определяется отношением того или другого показателя эффекта либо к затратам на функционирование рынка, либо к ресурсам его социально-экономического потенциала. Считается, что наиболее объективной и обобщающей оценкой эффективности сферы услуг в регионе (или в экономике страны) является анализ динамики приростов валового регионального продукта за какой-то период за счет прироста объемов услуг в данном регионе за этот же период. Выявленный тренд этого прироста, как нельзя лучше, будет характеризовать социально-экономический потенциал сферы услуг, т.е. совокупную способность трудовых, материально-технических, финансовых и других ресурсов сферы обращения обеспечить достижение наивысших результатов и эффективности функционирования рынка услуг.

Все вышеизложенное показывает, что совершенствование методов оценки и системы показателей, характеризующих потенциальные возможности развития рынка сферы услуг, является весьма актуальной задачей. [5, стр. 80]

.2 Воздействие сферы услуг на течение экономического кризиса

Только развитие рынка сферы услуг, наряду с обязательным стимулированием внутреннего потребления, может поспособствовать выведению российской экономики из кризиса, такой вывод делают эксперты TD Marketpublishers. [7]

Нынешний экономический кризис носит глобальный характер, то есть в состоянии рецессии находятся все крупнейшие экономики мира. Поэтому экспортный потенциал не поможет вывести Россию из кризиса, а, значит, ориентироваться нужно на рынок внутренний, считают аналитики TD Marketpublishers. Так же поступают и экономически развитые страны - в период рецессии приоритет стимулирования отдается именно внутреннему рынку. К примеру, в Китае была принята целая государственная программа, призванная стимулировать внутренний спрос. [7]

Однако только этих мер для России недостаточно. В силу преобладания сырьевых и производственных отраслей экономики, кроме собственно развития внутреннего потребления, в стране необходимо качественно и радикально менять саму структуру этого потребления.

В принципе российская экономика вообще отличается крайне незначительной долей в ВВП доходов от предоставления услуг, как для предприятий, так и для населения. Поэтому стратегические перспективы развития экономики связаны именно с формированием и развитием рынка услуг, с радикальным увеличением количества населения и предприятий, занятых в этом секторе.

Конечно, предоставление услуг - это всегда более прибыльный вид бизнеса по сравнению с производством и продажей готовых продуктов и решений. Однако, в то же время, это существенно более сложный бизнес, требующий выстраивания специфических сервисных бизнес-процессов, установления долгосрочных партнерских отношений между поставщиком и заказчиком, переобучения и даже изменения менталитета персонала.

Огромный потенциал развития рынка услуг находится внутри самих предприятий. Развитие корпоративных сервисов и так называемого инсорсинга - это начало перехода от «натурального хозяйства» к более эффективной организации современного предприятия.

К сожалению, имея значительный образовательный и научный потенциал, Россия всегда отставала и продолжает отставать в промышленной реализации и внедрении технологий и инноваций в жизнь. Очень медленно пробиваются новые идеи и инновации на всех уровнях.

При этом жизненный цикл технологий постоянно сокращается, и для получения полезности сегодня крайне важна быстрота их внедрения и использования на практике. Пока мы создавали опытные зоны и расчищали радиочастотный спектр для технологий связи третьего поколения 3G, уже появились технологии четвертого поколения и широкополосного мобильного доступа 4G.

И подобных примеров из российской «инновационной» технологической практики - масса. Остается надеяться, что текущий кризис выступит катализатором реального ускорения внедрения инноваций во все сферы российской социальной и экономической жизни. А значит, у России

появится очередной шанс не затягивать модернизацию и инновационное развитие экономики.

Совокупная емкость потребительских рынков в России сегодня составляет около 700-800 млрд. долл. США, отмечают эксперты TD Marketpublishers. [7] И уже в ближайшие годы может возрасти до 1 трлн. долларов. Даже мировой кризис не привел к значительному снижению совокупного объема потребительского рынка в пересчете на доллары и евро. А в рублях он даже номинально вырос.

Развитие сферы услуг в России сдерживается неуверенностью потребителей, напуганных неясными перспективами рынка труда. Это проявляется в значительном росте нормы сбережений, которая в разы выше, чем в странах Западной Европы. За последние 10 лет только однажды, в конце 2008 года, произошел серьезный отток сбережений из банковских вкладов. Но к началу осени 2010 года сбережения, номинированные в рублях, более чем на 20% превысили докризисный уровень. [18]

.3 Тенденции развития российской сферы услуг

Российская сфера услуг начала 2012 г. на высокой ноте, поскольку рост деловой активности ускорился до шестимесячного максимума, свидетельствуют индекс PMI, рассчитываемый компанией Markit для HSBC. [13] В противоположность этому, улучшение деловой конъюнктуры в обрабатывающих отраслях был лишь незначительным.

Индекс деловой активности, с поправкой на сезонные колебания, вырос в январе до 56,5 балла с декабрьского показателя 53,8 балла, что указывает па максимальные темпы роста с июля 2011 года. Текущая серия роста сейчас продлилась до 17 месяцев. Более того, Индекс практически достиг уровня исторического среднего значения (56,6 балла). Однако, соответствующий Индекс объемов производства обрабатывающих отраслей упал до значения 50,7 балла, зафиксировав лишь незначительный рост. На фоне роста сферы услуг совокупный индекс, охватывающий оба сектора, вырос до 54,4 балла.

Значение Индекса PMI сферы услуг банка HSBC выше 50,0 балла указывает на рост деловой активности по сравнению с предыдущим месяцем, а значение ниже 50,0 балла говорит о ее падении. [13]

В январе произошло ускорение роста новых заказов в сфере услуг России. Темпы роста почти достигли максимальных показателей за посткризисный период и практически соответствовали пику, достигнутому в

апреле 2010 года. Тем временем, темпы роста новых заказов в обрабатывающих отраслях стали минимальными за три месяца.

В январе, отмечает HSBC, уровень незавершенных заказов в обоих секторах продолжал падать. Сокращение незавершенных заказов в сфере услуг происходит ежемесячно с декабря 2010 года, и темны сокращения за последний период стали максимальными за три месяца. Сокращение незавершенных заказов в обрабатывающих отраслях произошло максимальными темпами с июня 2011 года. [13]

Занятость в сфере услуг России выросла в январе максимальными темпами с мая 2011 года. Занятость в обрабатывающих отраслях также выросла, однако темпы ее роста были не такими значительными, как в сфере услуг.

Ценовое давление в российских обрабатывающих отраслях и сфере услуг осталось умеренным в январе. Рост инфляции закупочных цен в сфере услуг был минимальным за пятнадцать месяцев. Инфляция закупочных цен в обрабатывающих отраслях осталась в январе ниже среднего долгосрочного уровня исследования. Инфляция отпускных цен в обоих секторах по-прежнему относительно слабая.

Деловые прогнозы в январе вновь повысились. Будучи минимальной в декабре за последние три года, степень позитивных настроений существенно усилилась - около 42% участников исследования ожидают повышения деловой активности в ближайшие двенадцать месяцев. [11]

.4 Развитие сферы услуг как фактор экономического роста

Развитие сферы услуг сегодня является весьма актуальным для развития всего народнохозяйственного комплекса так, как роль этого сектора в современной экономике связана не только с его преобладанием в структуре хозяйства, а также и с тем, что в услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности.

Все многообразие услуг в современной экономике можно сгруппировать следующим образом: транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитно-финансовая сфера, страхование, бытовые услуги, культурно-рекреационные услуги и блок услуг социального профиля - образование, здравоохранение, социальные услуги.

На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП.

По темпам роста во многих странах лидирует комплекс весьма весомых новых деловых услуг, таких как службы маркетинга и рекламы, инженерно-строительные услуги, лизинговые операции, бухгалтерские и аудиторские услуги и т.д. Быстрей всего развиваются компьютерные услуги и услуги служб по подбору персонала. За последние годы на рассматриваемые отрасли в России приходилось 23% ВВП и 37% общей численности занятых, то есть эти показателе в 2-2,5 раза ниже, чем в странах Запада. [17]

Поэтому России необходимо, прежде всего, преодолеть не соответствующую реальности теоретическую оценку сферы услуг как второстепенного сектора, а государство должно содействовать формированию и развитию малого бизнеса, который в сфере услуг занимает важные позиции.

Необходимо преодолеть отставание российской сферы услуг по научно-техническому уровню. Приоритетным направлением научно-технической политики, и конверсионных программ особенно, должна стать разработка современных технических средств для мелкого бизнеса, для конкретных операций в отраслях услуг. Особого внимания заслуживает разработка системы стимулов для внедрения инноваций в производство.

Заслуживают поддержки и проекты формирования технополисов, технопарков, научных инкубаторов, которые стали бы центрами научных исследований и разработок. Для эффективного управления государственным структурам предоставляется хозяйственная самостоятельность, конкуренция под контролем государства, перехода к контрактной модели и конкурсной форме бюджетного финансирования учреждений при равноправном участии в торгах государственных и частных структур. К числу важных изменений относится и децентрализация систем управления социальной инфраструктурой во всех странах, делегирование существенной части прав и ответственности от центра в низшие звенья управленческой вертикали. Таким образом, обобщая выше изложенное, можно утверждать, что решить сложную задачу защиты емкого внутреннего рынка услуг от экспансии многоопытных иностранных конкурентов и добиться прорыва отечественных фирм на мировой рынок услуг можно только при условии быстрых институциональных, структурных и научно-технических изменений в соответствующих отраслях российской экономики.

Применение маркетинга с учетом особенностей сферы услуг дает большой эффект, стимулирует производство и обновление ассортимента товаров и услуг. Его применение в управлении является необходимым условием успешного экономического развития.

Это позволило бы России успешно реализовать потенциал развития услуг. [12]

Заключение

В заключении данной работы можно сделать следующие основные выводы.

Сфера услуг - это совокупность отраслей национальной экономики, труд работников которых непосредственно направлен на создание особого вида продукта, потребляемого непосредственно в процессе его производства.

Для сферы услуг характерны более высокие прибыли, чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств. Примеры услуги: финансовые, информационные услуги (ИТ - консалтинг и пр.), жилищно-коммунальные, бытовые услуги, услуги аренды, туристические, гостиничные, охранные, торговые услуги, услуги переводчиков.

Услуги - это различные виды деятельности человека, не создающие материальных благ и относящиеся к непроизводственной сфере. Качество услуг является весьма сложной социально-экономической категорией.

Роль сферы услуг в экономике регионов определяется двумя основными показателями - участием в общем валовом выпуске и в производстве валового регионального продукта (ВРП), а уровень ее развития - валовым выпуском и валовой добавленной стоимостью (ВДС) сферы услуг в расчете на душу населения регионов. Сравнение уровней валового выпуска и ВДС сферы услуг по субъектам РФ дает представление о характере динамики структуры валового выпуска сферы услуг.

Развитие сферы услуг сегодня является весьма актуальным для развития всего народнохозяйственного комплекса так, как роль этого сектора в современной экономике связана не только с тем, что в услугах формируются ключевые факторы экономического роста.

Библиография

1. Аброскин А.А. Сфера услуг и экономическое развитие. Обзор рынка сферы услуг. Итоги 2010 года. // Вопросы статистики. 2008. №10. С. 237-253

. Автономов В. «Рыночное поведение»: рациональный и этический аспекты // МэиМО, 2007.

. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2007.

. Андрюшин С. Банковская система РФ: особенности эволюции и концепция развития. - М., 2007.

. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Управление организациями сферы услуг. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010.

. Войтешонок Г.А. Организационные основы и методы эффективного использования факторов устойчивого развития рыночной экономики. М.: Инт экономики РАН, 2001.

. Гайдерова Е.А. Формирование сферы услуг в условиях новой экономики России. // Проблемы современной экономики. 2010. №4 (36). С. 58-67

. Демидова Л.С. Глобализация экономики услуг: динамика и основные тенденции // Проблемы теории и практики управления. - 2010. №5. С. 36-41.

. Демидова Л.С. Кондратьев В.Б. Услуги в современной экономике / Отв. ред. - Демидова Л.С Кондратьев В.Б. - М: ИМЭМО РАН, 2010.

.3 айнашева З.Г. Региональная политика в сфере услуг // Вести. Моск. Ун-та. - Экономика. - 2009. №3. С. 44-49.

. Российская сфера услуг продемонстрировала значительное ускорение темпов роста в январе - HSBC. Режим доступа: [#"justify">14. Россия в цифрах. 2012. Краткий статистический сборник Режим доступа: [#"justify">15. Состояние российского рынка услуг. Режим доступа: [#"justify">. Сферауслуг.Режим доступа: [#"justify">. Статистический материал «По предоставлению услуг». - 2011.

. Омарова К.А. Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста. // Проблемы современной экономики. 2011. №6.С. 103-121

. Кликич Л.М. Эволюции сферы услуг: неравновесный подход. М.: Изд-во МСХА, 2004.

. Лаженцев В.Н. Научно-методологические проблемы государственного регулирования территориального развития // Экономическая наука современной России. М., 2010, №1, с. 49-78.

. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р.С., Мердик Р.Г. Управление и организация в сфере услуг: теория и практика. СПб.: Питер, 2002.

. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.

Похожие работы на - База данных магазина автозапчастей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!