Индивидуальные трудовые споры
Содержание
Введение
. Понятие и признаки индивидуальных трудовых споров
.1 Причины и условия возникновения индивидуальных трудовых споров
.2 Правовое регулирование индивидуальных трудовых споров
. Общая характеристика органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
.1 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам
.2 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судами
.3 Альтернативная процедура урегулирования индивидуальных трудовых споров
. Порядок исполнения решений по индивидуальным трудовым спорам
Заключение
Библиография
Введение
Трудовые отношения всегда играли и играют основополагающую роль в жизни общества. В сегодняшних рыночных условиях, многие предприятия перешли в частную собственность, и являются субъектами предпринимательской деятельности, и их главной целью является, конечно же, извлечение прибыли. При этом работодатели зачастую идут на нарушение прав трудящихся, ставя при этом во главу угла снижение материальных затрат на реализацию этих прав, тем самым пытаясь увеличить долю чистой прибыли.
Следовательно, существует объективное противоречие между правами трудящихся в сфере трудовых отношений и основной целью предпринимательской деятельности, заключающейся в извлечении максимальной прибыли.
В данном случае законодатель становится на защиту прав трудящихся.
Актуальность темы исследования. В последние годы, отмечается значительное количество нарушений трудовых прав граждан, допускаемых работодателями. Ежегодно такие правонарушения составляют свыше 60 % от их общего числа, выявляемых прокуратурой в социальной сфере. При этом обширный характер приняли нарушения законодательства об оплате труда, в том числе связанные с несоблюдением сроков выплаты заработной платы. Достаточно часто работодателями нарушаются требования трудового законодательства при заключении трудовых договоров, приеме и увольнении с работы, работникам не предоставляются оплачиваемые отпуска и не оплачиваются выдаваемые по болезни бюллетени, на отдельных предприятиях введена не предусмотренная нормами трудового законодательства система денежных «штрафов» и поборов, которые должны уплачивать работники, и т.д. Все это создает объективную основу для возникновения индивидуальных трудовых споров.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема урегулирования индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях различных организационно-правовых форм. Существует необходимость усиления существующих, установления дополнительных юридических гарантий трудовых прав, коренного изменения видов и способов разрешения индивидуальных трудовых споров, а также в целом методологии регулирования правоотношений, связанных с защитой и охраной закрепленных Конституцией РФ трудовых прав граждан.
Статья 37 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на трудовые споры как способ защиты своих трудовых прав. Это принципиальный момент, касающийся трудовых правоотношений, конкретизирующий в аспекте отрасли трудового права конституционную норму о праве на защиту гражданами своих прав всеми законными способами.
В свою очередь Трудовой кодекс Российской Федерации имеет множество механизмов защиты прав трудящихся, но, к сожалению, эти механизмы на практике недостаточно эффективны, и применение их является весьма проблематичным. Все вышесказанное предопределяет актуальность темы исследования.
Степень изученности темы. Данная тема является довольно хорошо изученной, проблемами урегулирования индивидуальных трудовых споров занимались такие специалисты в области общей теории права, науки конституционного, трудового и гражданско-процессуального права, конфликтологии как: Александров Н.Г., Братусь С.Н., Воеводин Л.Д., Лившиц Р.З., Медведева Л.А., Толкунова В.Н., Черкашина А.В. и др. работы некоторых из этих авторов использованы в данной курсовой работе.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей индивидуальных трудовых споров и порядка их рассмотрения.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
дать понятие индивидуальных трудовых споров, рассмотреть причины и условия их возникновения;
дать характеристику комиссий по трудовым спорам, рассмотреть порядок их создания и определить их компетенцию;
дать характеристику судов, как органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры;
рассмотреть альтернативный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров;
дать характеристику порядка исполнения решений комиссий по трудовым спорам и судов по индивидуальным трудовым спорам.
Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность данной темы, основной части, состоящей из трех глав: в первой дается понятие индивидуальных трудовых споров, определяются причины и условия их возникновения, рассматриваются вопросы правового регулирования индивидуальных трудовых споров; во второй - дается общая характеристика органов рассматривающих индивидуальные трудовые споры, изучается порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам и в суде, рассматривается альтернативный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров; в третьей - рассматривается порядок исполнения решений по индивидуальным трудовым спорам. В конце работы дается заключение, содержащие выводы по проведенному исследованию.
трудовой суд спор комиссия
1.Понятие и признаки индивидуальных трудовых споров
Трудовые споры и порядок их разрешения - одна из важнейших форм самозащиты трудящихся, поскольку без инициативы со стороны работника, его иска не может возникнуть индивидуальный трудовой спор, а без инициативы со стороны коллектива работников или их представителя (профсоюза) нет и коллективного трудового спора.
Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом для спора. Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.
Если же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Наличие трудового правонарушения устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным.
Само трудовое правонарушение еще не считается трудовым спором. Различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты сами могут разрешить. Нужно различать трудовой спор и разногласие, не оспоренное в юрисдикционных органах. Разногласие работник может урегулировать самостоятельно или с участием представляющего его интересы профсоюзного органа при непосредственных переговорах с работодателем (администрацией). Трудовой же спор возникает, когда разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа.
Трудовой спор возникает в следующей последовательности:
) правонарушение (действительное, или, по мнению правомочного субъекта);
) различная его оценка субъектами правоотношения (разногласие);
) попытка урегулировать разногласие самими сторонами при непосредственных переговорах;
) обращение для разрешения разногласия в юрисдикционный орган - трудовой спор.
По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.
Трудовой кодекс Российской Федерации закрепляет понятие индивидуального трудового спора. «Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора».
Ранее давались несколько иные определения индивидуального трудового спора, например, под трудовыми спорами понимались «поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в двух-трех-партнерском порядке новых условий труда».
Современная трактовка трудового спора, как неурегулированного разногласия, порождает ряд вопросов по процедуре его разрешения. Так, формулировка ч.1 ст. 381 ТК РФ может породить вывод о том, что закон возлагает на стороны обязанность предпринять некие усилия по урегулированию возникших разногласий до обращения в юрисдикционный орган (КТС или суд). Иными словами, попытка урегулирования разногласий, не увенчавшаяся успехом, есть условие для последующей передачи спора на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа. Следовательно, возникает предположение о том, что юрисдикционной стадии разрешения индивидуального трудового спора предшествует некая доюрисдикционная стадия, назначение которой - предпринять усилия по урегулированию возникших разногласий.
Возникают вопросы, должны ли стороны (или хотя бы одна из них) предпринять некоторые действия по урегулирования возникших разногласий до обращения в юрисдикционный орган? Является ли отсутствие данных о том, что такие действия предпринимались, основанием для отказа юрисдикционного органа в приеме к рассмотрению соответствующего заявления? И если доюрисдикционная стадия имеет место, то каким должен быть порядок урегулирования разногласий на этой стадии?
Законодательство четкого ответа на поставленные вопросы не дает. Так, с одной стороны, согласно ч. 2 ст. 385 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своих представителей не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Это позволило отдельным представителям науки трудового права выделить в числе основных признаков индивидуального трудового спора следующий: трудовой спор возникает, если сами стороны без обращения в юрисдикционный орган не урегулировали свои разногласия.
С другой стороны, ни трудовое, ни гражданское процессуальное законодательство не устанавливают возможность отказа в приеме и рассмотрении заявления как в КТС, так и в суде по тем мотивам, что стороны не предприняли попытку проведения переговоров по урегулированию возникших разногласий. Проведение переговоров между сторонами по вопросу урегулирования разногласий - это право, а не обязанность сторон.
Исходя из законодательного определения трудового спора, можно сформулировать следующие признаки индивидуального трудового спора:
) это разногласие между работодателем и работником (настоящим, бывшим, потенциальным);
) данное разногласие является неурегулированным в процессе переговоров между заинтересованными сторонами (их представителями);
) указанные разногласия возникают в связи с применением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора;
) конфликт сторон перенесен на рассмотрение уполномоченного органа, который вправе рассматривать индивидуальные трудовые споры (КТС или суда).
.1 Причины и условия возникновения индивидуальных трудовых споров
Причины трудовых споров - это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.
Причины трудовых споров можно подразделить на причины юридического, экономического и социального характера.
К причинам юридического характера можно отнести: сложность, противоречивость, недостаточную доступность законодательства для администрации и, особенно для работника, которые ведут к слабому знанию работником своих трудовых прав и обязанностей работодателя, способов защиты прав, нежеланию многих руководителей соблюдать трудовое законодательство, слабой подготовленности профсоюзных лидеров к защите работников и другим негативным последствиям, вызывающим трудовые споры - т. е. низкая правовая культура, правосознание.
На первый взгляд может показаться, что все дело в обстоятельствах чисто юридических: следует лишь обучить трудовому законодательству работодателя, лучше организовать правовое воспитание работников, устранить коллизии в законах - и трудовых споров, нарушений прав не будет. Но на возникновение трудовых споров влияют не только юридические, но главным образом экономические и социальные.
К причинам социального характера можно отнести, например, растущий разрыв в уровне дохода низко- и высокооплачиваемых работников, который при наличии субъективных причин также может привести к возникновению трудовых споров.
К причинам экономического характера можно отнести, такие, как, например, финансовые трудности организаций, которые препятствуют полной и своевременной выплате заработной платы, предоставлению гарантий и льгот; отсутствие или недостаточность средств на охрану труда. Эти негативные моменты порождают серьезные социальные последствия, которые в сочетании с экономическими последствиями вызывают трудовые споры.
Трудовые споры могут возникнуть по причинам, связанным с виновными негативными действиями со стороны трудового коллектива или конкретного работника. Частыми причинами индивидуальных трудовых споров являются стремления работников оспорить правомерные действия нанимателя или желание установления новых условий труда без должного основания.
Возникновение трудовых споров может происходить по субъективным причинам, к которым относятся: проявление со стороны нанимателя бюрократизма, преследование за критику, консерватизм, пренебрежительное отношение к правам и законным интересам работников. Со стороны работников может проявляться негативное отношение к трудовым обязанностям в виде прогулов, пьянства на работе, некачественного выполнения производственных заданий и т.п., что вынуждает нанимателя накладывать на такого работника взыскания, которые он начинает оспаривать.
Условия возникновения трудовых споров - это тоже негативные факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами условия не вызывают трудовой спор. Условия возникновения трудовых споров становятся конкретными причинами в конкретном трудовом споре.
По отношению к спорящей стороне условия носят объективный характер, отражающий недостатки в работе конкретного производства, отрасли или же недостатки, имеющиеся в самом трудовом законодательстве. Имея характер, связанный с производством и его правовым регулированием, в первом случае они относятся к организации производства, а во втором - к принятию норм права, регулирующих трудовые отношения.
Условия производственного характера связаны с недостатками в организации труда, к примеру нарушение в снабжении материалами, что служит причиной неритмичности работы, необходимость работы в выходные дни, в ночное время, что вызывает споры об оплате труда. Условия могут носить правовой характер, когда в законодательстве, регулирующем трудовые отношения, имеются нечеткие формулировки в отдельных нормах или пробелы в законодательстве, позволяющие спорящим сторонам по-разному их толковать.
.2 Правовое регулирование индивидуальных трудовых споров
Право на защиту трудовых прав граждан и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Конституцией РФ, современным трудовым законодательством.
Рассмотрим основные нормативно- правовые акты, регулирующие индивидуальные трудовые споры.
. Конституция РФ. Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, что соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Конституция РФ является основным нормативным актом, регулирующими трудовые отношения, в том числе и порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров, т.к. закрепляет основные права в сфере труда, включая право на индивидуальные трудовые споры, а также право на защиту своих прав, включая право на судебную защиту. Закрепленное в Конституции РФ право на индивидуальные трудовые споры является важной гарантией прав как работника, так и работодателя.
. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Основным законодательным актом, регулирующим порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, является Трудовой кодекс РФ, глава 60 которого специально посвящена этому вопросу. Трудовой Кодекс содержит определение индивидуального трудового спора, определяет органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры, компетенцию этих органов, содержит статьи посвященные порядку исполнения решений по индивидуальным трудовым спорам.
. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Таким образом, обеспечивается наиболее полное регулирование отношений, связанных с рассмотрением индивидуальных трудовых споров, с точки зрения разнообразия этих отношений, обусловленного спецификой предмета или субъектов спора.
К специализированным федеральным законам, в частности, относится Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( в ред. Федерального Закона от 11 июля 2011 г. № 204-ФЗ) который в ст. 69 содержит определение понятия индивидуального служебного спора, аналогичное определению понятия индивидуального трудового спора, закрепленного в Трудовом кодексе РФ.
В Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 3 мая 2011 г. № 92-ФЗ) используется термин «индивидуальные трудовые споры» и признается право муниципальных служащих на их рассмотрение в соответствии с трудовым законодательством.
Нормы о рассмотрении индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников содержаться также в Федеральном Законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» ( в ред. Федерального Закона от 07.02.2011 № 4-ФЗ); Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» ( в ред. Федерального Закона от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ).
. Важное значение для единообразного применения законодательства, регулирующего рассмотрение индивидуальных трудовых споров, имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ. В первую очередь, это Постановление Пленума от 17.03.2004 № 2 ( в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28. 09. 2010 г. № 22) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Данное постановление содержит как разъяснение процессуальных норм, регулирующих порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах, так и материальных норм, подлежащих применению при рассмотрении этих споров.
2. Общая характеристика органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.
Комиссия по трудовым спорам по своей юридической природе представляет собой орган, формируемый на паритетных началах. Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.
Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
В ст. 385 Трудового кодекса РФ закреплена компетенция комиссии по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. На практике непосредственно в организации разрешаются споры о переводе на другую работу, об условиях труда и отдыха, по вопросам дисциплинарной и материальной ответственности и др.
Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Другим юрисдикционным органом, рассматривающим индивидуальные трудовые споры, является суд.
В Постановлении Пленума от 17.03.2004 № 2 ( в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28. 09. 2010 г. № 22) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» определена подсудность трудовых дел. «Дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции. Учитывая это, при принятии искового заявления судье необходимо определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, а также подсудно ли дело данному суду.
Дела всех категорий, возникающие из трудовых отношений, исключены из компетенции мирового судьи, поскольку Федеральным Законом от 22.07.08. № 147 - ФЗ пункт 6 части 1 ст. 23 ГПК РФ признан утратившим силу.
2.1 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам
На практике сформировались следующие категории индивидуальных трудовых споров, рассматриваемые в комиссиях по трудовым спорам: споры по условиям труда; споры об изменении обязательных (существенных) условий трудового договора; споры, связанные с бригадной формой организации труда; споры по вопросам заработной платы; споры по вопросам премирования; споры, связанные с удержанием из заработной платы; споры об оплате труда в условиях отклоненных от норм; споры, касающиеся гарантийных и компенсационных выплат; споры, касающиеся трудовой дисциплины; споры о снятии дисциплинарных взысканий; споры об отстранении от работы; споры о внесении записей в трудовую книжку; споры о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки; споры, касающиеся рабочего времени и времени отдыха.
Порядок рассмотрения трудового спора - это установленная для данного юрисдикционного органа форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и кончая вынесением решения по данному делу.
Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС исключительно демократичен. Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации. О форме заявления, подаваемого на рассмотрение в КТС, в законе ничего не сказано, предполагается, что она должна быть письменной, заявление составляется в свободной форме с обязательным формулированием всех требований, предъявляемых к другой стороне.
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.
В соотвестви со ст. 387 ТК РФ спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно.
Дело должно быть подготовлено к заседанию председателем или по его поручению членом КТС: вызваны необходимые свидетели по делу и проведена, если надо, соответствующими лицами техническая и бухгалтерская проверка, а также затребованы от администрации соответствующие документы, расчеты. Администрация обязана их представить по требованию КТС.
Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Данное решение более предпочтительно, так как позволяет членам комиссии объективно подойти к решению рассматриваемого спора и не опасаться при этом негативного воздействия со стороны работодателя.
В решении комиссии по трудовым спорам указываются: наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника; даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора; фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); результаты голосования. Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.
В соответствии со ст. 390 Трудового кодекса РФ в случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд. Кроме того, решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.
.2 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судами
Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определен ГПК РФ и ст. 391-395 ТК. Одной из важнейших гарантий охраны трудовых прав граждан России является их право на судебную защиту (ст. 37 и 46 Конституции РФ). Суды не только восстанавливают нарушенные трудовые права, но выявляют причины и условия данных нарушений, проводят профилактическую работу по их устранению и предупреждению. Суд может выносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих трудовым правонарушениям.
Рассматривая трудовые споры, суд руководствуется как нормами трудового права, так и нормами гражданского процессуального права и соответствующими руководящими постановлениями Пленума Верховного Суда по трудовым делам.
В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры:
по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам;
по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
) работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
) работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:
об отказе в приеме на работу;
лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Заявление, поданное в суд о рассмотрении трудового спора, не является жалобой, приносимой в вышестоящую инстанцию (отменяющую решения нижестоящей). Поэтому суд не может отменить, изменить или оставить в силе решение КТС; он решает спор по существу.
Суд решает трудовой спор в соответствии с обстоятельствами дела и законодательством. В решении он указывает, какие требования, на каком основании, в каком размере и в отношении какого ответчика подлежат удовлетворению или в каких отказано.
Суд, рассматривая трудовой спор, решает его на основании всех имеющихся материалов. При этом он не связан предшествующим решением комиссии по трудовым спорам, хотя исследует его для установления истины по делу. Суд может выйти за пределы заявленных истцом требований, если это вытекает из оснований того же иска. Например, суд может взыскать оплату за вынужденный прогул при восстановлении незаконно уволенного, хотя в исковом заявлении истец об этом и не просил.
Обжаловать решение суда в вышестоящий суд может любая сторона в 10-дневный срок.
Ст. 394 Трудового кодекса РФ устанавливает последствия вынесения решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу.
в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
в случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.
в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ.
Например: «В заявлении суду истцы Ш., С., Н. указали, что они работали в помещении филиала ЗАО «В» контролерами на контрольно-пропускном пункте. Приказом нанимателя они уволены по п. 5 ст. 35 ТК в связи с отказом от продолжения работы при изменении существенных условий труда. Считая увольнение незаконным, поскольку в действительности в организации нанимателя имело место сокращение численности работников в связи с продажей филиала фирмы, они просили изменить формулировку причины увольнения с п. 5 ст. 35 ТК на п. 1 ст. 42 ТК и взыскать с нанимателя выходное пособие в размере трехмесячного среднего заработка.
Решением суда иск истцов удовлетворен исходя из следующего. Судом установлено, что истцы Ш., С., Н. работали в помещении филиала ЗАО «В» контролерами на контрольно-пропускном пункте. Наблюдательным советом ЗАО «В» было принято решение о продаже принадлежащего ЗАО здания, в котором был расположен филиал, и согласно договору куплипродажи от 19 сентября 2007 г. здание было продано ООО «Ф». Нанимателем были внесены изменения в штатное расписание и исключены из него 5 штатных единиц контролеров на контрольно-пропускном пункте.
Истцам было предложено продолжить трудовые отношения на прежнем рабочем месте у нового нанимателя, однако они отказались. В связи с отказом от продолжения работы у нового нанимателя истцы уволены с работы по п. 5 ст. 35 ТК в связи с отказом от продолжения работы при изменении существенных условий труда. Суд признал увольнение по данному основанию незаконным, поскольку в действительности имела место не реорганизация организации нанимателя, а продажа филиала, что повлекло сокращение численности работников у нанимателя».
если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.
2.3 Альтернативная процедура урегулирования индивидуальных трудовых споров
С 1 января 2011 года в нашей стране начал действовать Федеральный закон № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Он разработан в целях создания правовых условий для развития в Российской Федерации альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц - медиаторов, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему Российской Федерации.
Медиация (посредничество, середина) - это посредничество в споре между людьми, государствами и т. п.; форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной, беспристрастной стороны − медиатора (посредника).
Легальное определение процедуры медиации дано в Федеральном Законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», а именно: процедура медиации - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Согласно ст. 1 данного Федерального закона прибегнуть к процедуре медиации можно по спорам, вытекающим из трудовых отношений.
Принципы проведения процедуры медиации закреплены в ст. 3 Закона. Это добровольность, конфиденциальность, сотрудничество сторон, их равноправие, беспристрастность и независимость медиатора. Они позволяют сказать, что для медиации характерны следующие черты:
) это внесудебный способ разрешения споров. Медиация направлена на примирение, которое представляет собой процедуру выработки самими сторонами спора согласованного решения с помощью компромисса;
) это примирение с помощью посредника, без вмешательства государственных органов. Стороны конфликта сами определяют, кто будет выступать в роли посредника. При желании они могут прибегнуть к помощи специализированной организации;
) медиация предполагает переговорный процесс, в ходе которого выявляются истинные интересы и потребности спорящих сторон. Переговоры базируются не на основе позиций, а на основе интереса;
) медиация имеет результатом добровольное соглашение спорящих сторон, основанное, как правило, на взаимных уступках и компромиссах.
Перечисленные признаки позволяют сформулировать преимущества процедуры медиации, которые являются довольно привлекательными при разрешении индивидуальных трудовых споров. Они заключаются в следующем:
) отсутствие проблем с подсудностью и строгих сроков обращения за разрешением конфликта;
) оперативность в разрешении конфликта (не надо вызывать свидетелей, назначать экспертизу); но, с другой стороны, это означает, что не все категории споров будут рассматриваться с помощью медиатора;
) снижение рисков неисполнения согласованного сторонами решения, поскольку оно принято в добровольном порядке и не содержит элементов принуждения;
) конфиденциальность информации, фигурирующей в процессе переговоров, если стороны не договорились об ином или если это соответствует федеральному законодательству.
Существенным является и тот момент, что процедуру медиации можно применить при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства, в том числе по предложению судьи.
В силу п. 5 ст. 1 Федерального Закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам. Коллективный трудовой спор может разрешаться с помощью примирительной комиссии (ст. 402 ТК РФ) и с участием посредника (ст. 403 ТК РФ). В связи с наличием особого регулирования, закрепленного в главе 61 ТК РФ, коллективные трудовые споры были изъяты из действия нового Закона.
3. Порядок исполнения решений по индивидуальным трудовым спорам
Заключительным актом погашения возникших трудовых споров является фактическое исполнение решений органов, рассматривавших эти споры.
Исполнение решений суда по трудовым спорам регулируется Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02. 10. 2007. № 229 - ФЗ ( в ред. Федерального Закона от 18 июля 2011 г. № 226-ФЗ) , а решений КТС - ст. 389 ТК РФ.
Исполнение решений комиссии по трудовым спорам. Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
Ст. 396 Трудового кодекса РФ предусмотрено немедленное исполнение решения органа по разрешению трудовых споров. Например, решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.
Удостоверение, выдаваемое работнику КТС является исполнительным документом.
Исполнение решений суда. Решение суда приводится в исполнение по вступлении его в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. В частности, решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
Например: « А. обратился в суд в суд с заявлением о взыскании заработной платы за время задержки исполнения решения суда о восстановлении на работе. В обоснование требования указал, что решением Табунского районного суда Алтайского края от 14. 10. 2010 г., он восстановлен на работе в должности заместителя председателя сельскохозяйственного производственного кооператива «Григорьевка». Решение суда было обращено к немедленному исполнению. Несмотря на решение суда приступить к работе он не мог, т.к. председатель с/х кооператива «Григорьевка» решение суда о его восстановлении на работе добровольно не исполнил до 15.11. 2010 г. Время с 14.10.2010 по 15.11. 2010 является временем его вынужденного прогула на работе в связи с задержкой исполнения решения суда о восстановлении на работе по вине работодателя. Табунский районный суд Алтайского края вынес определение о взыскании с сельскохозяйственного производственного кооператива «Григорьевка» в пользу А. 7 000 руб. за время задержки исполнения решения суда о восстановлении на работе».
Таков в целом порядок исполнения решений комиссий по трудовым спорам и решений суда по индивидуальным трудовым спорам.
Заключение
Таким образом, изучив особенности индивидуальных трудовых споров и порядок их рассмотрения можно сделать следующие выводы:
.Возникновению индивидуального трудового спора, как правило, предшествует трудовое правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом для спора - т.е. виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения. Если же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Предметом индивидуально трудового спора являются права и законные интересы конкретного работника.
. Индивидуальные трудовые споры вызываются рядом причин юридического, экономического и социального характера. К причинам характера можно отнести, например, сложность, противоречивость, недостаточную доступность законодательства для администрации и для работника; к причинам социального характера можно отнести, например, растущий разрыв в уровне дохода низко- и высокооплачиваемых работников; к причинам экономического характера - финансовые трудности организаций, которые не позволяют ей вовремя выплачивать заработную плату.
. Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры являются комиссии по трудовым спорам и суды. В КТС рассматриваются трудовые споры, которые не отнесены к компетенции судов. В Трудовом кодексе закреплен исчерпывающий перечень трудовых споров, рассматриваемых непосредственно в судах.
. Российским законодательством предусмотрен альтернативный способ урегулирования споров при участии независимых лиц - медиаторов. Федеральным Законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» закреплена возможность проведения процедуры медиации - то есть способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Применение процедуры медиации при урегулировании индивидуального трудового спора имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотрение индивидуального трудового спора в КТС и суде, а именно: отсутствие проблем с подсудностью и строгих сроков обращения за разрешением конфликта; оперативность в разрешении конфликта; снижение рисков неисполнения согласованного сторонами решения; конфиденциальность информации, фигурирующей в процессе переговоров.
. Заканчивается индивидуальный трудовой спор фактическим исполнением решений органов рассматривающих индивидуальный трудовой спор, при этом в случае неисполнения решения КТС работнику выдается удостоверение, которое является исполнительным документом. По вопросам исполнения решений суда по индивидуальном трудовому спору Трудовой кодекс РФ содержит отсылочную норму к Федеральному Закону РФ «Об исполнительном производстве» в котором разъяснен порядок исполнения решений суда.
Библиография:
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г (с поправками от 30 декабря 2008 № 6 - ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4 ст. 445.
. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ ( в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3.
. Федеральный закон № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»// «Российская газета» от 30 июля 2010 г. № 168.
. Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02. 10. 2007. № 229 - ФЗ ( в ред. Федерального Закона от 18 июля 2011 г. № 226-ФЗ)// СПС «Гарант».
. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28. 09. 2010 г. № 22// СПС «Консультант Плюс»
Учебная и научная литература:
. Анисимов А.Л. Трудовые отношения и трудовые споры. - М.: Юстицинформ, 2008. - 456с.
. Гусов К.Н. Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 645с.
. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - М.: Юстицинфом, 2007. - 385с.
. Маврин С.П. Филиппова М.В.Трудовое право России. Учебник. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. университета, 2008. - 448с.
. Рыженков А.Я.Трудовое право России . Учебник. - М.: Юрайт, 2011. - 455с.
. Толкунова В.Н. Трудовые споры и порядок их разрешения // Учеб. пособие 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристь, 2009. - 255с.
. Трудовое право России. Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. - М.: Проспект, 2006. - 528с
.Черкашина А.В. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров как способ защиты трудовых прав граждан. - М.: Норма, 2009. - 189с.
. Забрамная Е. Некоторые вопросы законодательства по разрешению трудовых споров // Журнал «Третейский суд». 2008. № 4. - Интернет версия.
. Коршунова Т.Ю. Индивидуальные трудовые споры // Трудовое право. 2009. № 6.
. Мельникова В.Г. Индивидуальные трудовые споры как институт отечественного трудового права// Современное трудовое право, 2009. № 5.
. Петрова Е.И. Роль медиации при урегулировании трудовых споров// Газета «Правовое обозрение» // СПС «Консультант плюс»
18. Определение Табунского районного суда Алтайского края по делу № 12 - 01// от 16.12.2010г.// Обзор судебной практики по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений // Бюллетень Алтайского краевого суда, № 1. 2011.
. Решение Сокольского районного суда Вологодской области от 12.08. 2009 //Обзор судебной практики по гражданским делам // www. sokolsky.vld.sudrf.ru