.
Целью настоящей работы, в свете изложенного, является на основе анализа научно-теоретических и нормативных источников исследовать избирательное право Российской Федерации.
Для достижения данной задачи будут решены следующие задачи: сформулировано понятие избирательной системы и избирательного права, определены принципы избирательной системы, а также понятии и стадии избирательного процесса.
1. Понятие избирательного права, избирательной системы
В юридической литературе и у нас и за рубежом нет единой точки зрения о понятии «избирательная система». Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также в процессе осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами. Вместе с тем никто не возражает против того, что избирательная система является государственно-правовым институтом, а из приведенного понятия «выпали» нормы права, что ставит под сомнение его научность. В большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов, т.е. важнейший политико-правовой институт сведен к технико-процедурным нормам, которые, по существу, не имеют никакого отношения ни к политике, ни к праву. Такой подход к избирательной системе иначе как лукавым не назовешь.
Избирательная система представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выборных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, а также в процессе осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами. И сразу же стоит сформулировать определение понятия «избирательное право». Избирательное право есть совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. «Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии - конкурентный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) только по итогам периодически проводимых выборов».
Термин «избирательное право» имеет два значения:
- в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;
- в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.
Чрезвычайно важной составной частью политических прав граждан, являются избирательные права закрепленные в ст.32 Конституции РФ.
«Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства».
Становлению современного избирательного права предшествовала длительная борьба граждан многих стран мира за предоставление им избирательных прав на демократических условиях и отмену всевозможных цензов.
Ценз (от лат. censeo - делаю опись, перепись) - условия допущения или ограничения участия в осуществлении права. Избирательный ценз - предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным.
Избирательная система в каждом государстве ставится в зависимость от смысла, вкладываемого в понятия интересы отдельных политических партий и общества в целом.
Так, американская система соответствует характеру сложившегося там политического водораздела и способствует сохранению его и «американской» модели существующих партий. Итальянская учитывает более многообразный политический мир этой страны, и в парламенте там представлено порядка десяти различных партий. Во Франции избирательный закон стал объектом ожесточенной политической борьбы и несколько раз существенно изменялся в зависимости от сложившегося соотношения политических сил. Нередко в одной стране используются обе избирательные системы, например, одна из палат парламента избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной.
В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную. В подсчете голосов по мажоритарной системе известны три разновидности методов: относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Пропорциональных способов, приемов подсчета голосов намного больше: метод Т. Хэра, «метод наибольшей средней» В. Д. Ондта, правило «связанных списков», правило «свободных списков» и т. д. .
Наиболее традиционной при формировании парламентов и, получившая широкое распространение, является именно мажоритарная система. По данной системе формируются законодательные органы в США, Франции, Англии и многих других стран.
Мажоритарный (происходит от лат. major - больший) - что означает относящийся к большинству, основывающийся на большинстве. При мажоритарной системе победившим на выборах считается тот, кто набрал большее число голосов, чем остальные кандидаты. Известны три разновидности методов в подсчете голосов по мажоритарной системе: относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.
При мажоритарной системе относительного большинства победившим считается тот кто, который собрал голосов больше, чем остальные кандидаты.
В соответствии с принципами определения результатов по системе абсолютного большинства победившим признается тот, кто набрал абсолютное большинство голосов, другими словами 50% голосов плюс хотя бы один голос. Выборы, проводящиеся по такой системе, обычно состоят из двух туров.
Мажоритарная система квалифицированного большинства требует от победителя получения большинства голосов, существенно превышающего половину - 3/4,2/3,4/5 и т.д. Она применяется крайне редко.
Пропорциональная система основана на голосовании по спискам кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии, движению или другому общественному объединению. В данном случае, мандаты распределяются внутри списков, пропорционально поданным голосам за весь список целиком.
Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам.
Достоинствами пропорциональной системы становятся недостатки мажоритарной системы. Пропорциональная система отражает также интересы и меньшинства населения, которое представляют в парламенте партии, получившие небольшой процент голосов избирателей. Парламент, в котором представлены различные партии, но в разном объеме, отражает расстановку сил в стране. При определении результатов, данная система по сравнению с мажоритарной достаточно сложна.
Труден и подсчет голосов при пропорциональной системе. Вот почему во многих странах для того, чтобы обеспечить использование этой системы устанавливается заградительный барьер (заградительный пункт) с тем, чтобы отсечь малые партии от распределения депутатских мандатов. В нашей стране он равен 7%,в других встречается и несколько ниже.
В соответствии с вновь принятой Конституцией (1993 года) Федеральное собрание стало формироваться по смешанной, мажоритарно-представительной системе 225 по мажоритарной, 225 по представительной, что позволило учитывать интересы всех слоев общества. Это стало новеллой для отечественного законодательства.
По мажоритарной системе избираются Президент Российской Федерации, а также президенты республик в составе Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и главы администраций.
Республики и другие субъекты Российской Федерации сами определяют порядок выборов. Они вправе по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации принять решение о проведении выборов по смешанной системе в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, равно как и органов местного самоуправления.
Избирательное право, как и порядок определения результатов выборов (мажоритарная и пропорциональная избирательные системы), является составной частью избирательной системы. С легкой подачи зарубежных государствоведов многие отечественные ученые механически и некритически признали деление избирательных систем на мажоритарную и пропорциональную. Упрощенный подход к понятию избирательной системы едва ли научно оправдан. Избирательная система потому и называется системой, что она состоит из упорядоченной совокупности институтов, элементов, компонентов, предполагает включение в нее и норм права, и отношений, и порядка определения результатов выборов и т. д. Такой подход, думается, является более правильным, так как невозможно из предложенного нами определения исключить, а также включить в него какой-либо элемент. Они в определении слиты воедино. Ничего не убавить и не прибавить.
В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве, в нее включены лишь общие положения и его основные принципы. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2006), , Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2006), Закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2006), и другие регулируют основные вопросы избирательного права, являясь его источниками.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» играет фундаментальную роль в формировании всего корпуса избирательного права играл и играет Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Номенклатура гарантий включает в себя практически весь набор общих условий реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления:
материальных и процедурных;
политических и административных;
финансовых и информационных.
Федеральный закон фактически определяет общий электоральный правовой стандарт, применяемый при проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов.
Исходная нормативная база федерального стандарта была определена первоначально рамочным Федеральным законом от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
Рамочный формат Федерального закона имел принципиальное значение для формирования всего корпуса источников избирательного права:
во-первых, нормы данного Закона были адресованы и законодателю, и правоприменителям; законодатель был обязан в своей правотворческой деятельности руководствоваться положениями данного Закона, а правоприменитель в своих действиях был ограничен общими требованиями-гарантиями реализации избирательных прав граждан, установленными в данном нормативно-правовом акте;
во-вторых, рамочный формат Федерального закона допускал возможность устанавливать дополнительные гарантии реализации избирательных прав граждан субъектам Российской Федерации при организации и проведении региональных и муниципальных выборов.
Федеральный закон являлся актом прямого действия. На его базе разрабатывались все другие акты системы избирательного законодательства.
С принятием данного Федерального закона в систему институтов и категорий избирательного права были введены новые для отечественной электоральной практики категория и институт - "гарантийное право".
Новый этап в развитии избирательной системы Российской Федерации был связан с принятием 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ Федерального закона "О политических партиях".
С данным политическим институтом Закон связывал будущие структурные изменения во всей системе избирательного права, организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов.
Взаимосвязь законодательства, регулирующего деятельность политических партий, и законодательства, регулирующего выборы, получила свое прямое отражение в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Практически все нововведения в области гарантийного избирательного права касались нового электорального статуса политических партий.
Во-первых, при проведении федеральных и региональных выборов избирательными объединениями были признаны только политические партии и их региональные объединения.
Во-вторых, Федеральный закон вводил в систему избирательного права новые институт и категорию - электоральные преференции политических партий в избирательном процессе или право электоральных преференций. В частности, Федеральный закон установил, что регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предыдущего созыва федеральные списки кандидатов от данных политических партий были допущены к распределению депутатских мандатов.
В-третьих, Федеральный закон вводил в качестве обязательного компонента региональной избирательной системы пропорциональную модель распределения депутатских мандатов.
Организация выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках мажоритарно-пропорциональной системы.
Причем замещение не менее половины депутатских мандатов должно проводиться именно по модели пропорционального представительства.
Фактически имела место вторая масштабная политическая и электоральная трансформация институтов народовластия в стране, после принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" 6 декабря 1994 г.
Ее основные элементы касались и политических, и правовых аспектов народовластия.
В систему избирательного права, наряду с общими, универсальными гарантиями и стандартными правами и обязанностями субъектов избирательного процесса, основанными на принципе формального равенства его участников, введен институт исключительных и/или преимущественных прав одного из участников избирательного процесса - политической партии и кандидатов в депутаты от политической партии.
Институт исключительных и преимущественных прав касается важнейших стадий и элементов организации и проведения выборов:
выдвижения и регистрации кандидатов;
формирования состава избирательных комиссий;
финансирования избирательных кампаний.
Новый политико-правовой и электоральный статус политических партий определил основные параметры радикальной реформы избирательной системы Российской Федерации в 2005 г. - последовательный переход от смешанной, мажоритарно-пропорциональной избирательной системы к пропорциональной избирательной системе, от модели мажоритарного к модели пропорционального представительства интересов.
Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" система пропорционального представительства была введена в действие к предстоящей в 2007 г. избирательной кампании по выборам депутатов нижней палаты парламента.
Федеральным законом был упразднен институт независимых кандидатов на парламентских выборах и введен семипроцентный избирательный барьер для прохождения в Государственную Думу.
В свете проводимых преобразований избирательной системы Российской Федерации возникает далеко не риторический вопрос представительной природы данного института законодательной власти. Ответ на этот вопрос, безотносительно доктринальных обоснований и политических деклараций, заключен в структуре избирательного права, либо способствующего и обеспечивающего данное качество законодательного института, либо ограничивающего и сужающего его представительный характер.
Смысл парламента в том и состоит, что в нем должны быть представлены интересы основных социальных слоев и групп населения, чтобы они могли через своих представителей артикулировать собственные интересы, выражать их в принимаемых законодательных актах и обеспечивать их реализацию в рамках согласованного политического курса.
Представительная природа парламента определяется широким кругом оснований, в том числе основаниями, заключенными в нормах избирательного права, и прежде всего в нормах, устанавливающих порог явки избирателей для признания выборов состоявшимися или не состоявшимися, нормах, определяющих величину избирательного барьера, преодоление которого является основанием для прохождения политической партии (списка) в Государственную Думу.
избирательный депутат выборы законодательный
2. Принципы избирательной системы
Под принципами следует понимать основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти. Эти принципы были выработаны многовековым всемирным опытом развития демократических институтов и получили воплощение в важнейших международных документах. Прежде всего, о демократизме любой избирательной системы можно судить по наличию демократических принципов и их реальности, по наличию гарантий свободных выборов и совершенству их механизма, по наличию у избирателей права отзыва избранных лиц и реальности этого права.
Принципы избирательной системы - категория динамичная. Они отражают изменение внутриполитической ситуации в стране, уровень общественного правосознания. Так, в первые годы становления советской государственности выборы были не всеобщими, не вполне равными, не прямыми и не тайными. Избирательных прав лишались представители так называемых эксплуататорских классов. Устанавливались неравные нормы представительства от городского и сельского населения. Допускалось открытое голосование при выборах в низовые органы власти. В последующем к 1936 году все ограничения в избирательном праве были сняты, а последнее ограничение избирательных прав по суду как мера наказания - в 1958 году. В современный период трактовка и содержание отдельных принципов избирательного права существенно меняются.
Современное избирательная система Российской Федерации сформировано на основе принципов, признанных мировым сообществом и отраженных в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ и пр.)
А.Х.Саидов пишет о следующих принципах избирательной системы:
Первый принцип - полного конституционного соответствия избирательной системы.
Второй принцип - принцип легитимности (правопреемственность государственности и государственной власти).
Третий принцип - законности и правообеспеченности всех задач и механизмов избирательной системы.
Четвертый принцип - демократизма избирательной системы, равноправия граждан и политических партий.
Пятый принцип - гражданственности избирательной системы, ее направленности на обеспечение стабильности, прогресса, законности, прав человека.
Шестой принцип - народности избирательной системы как ее понятности, доступности для всех граждан.
Седьмой принцип - законной управляемости избирательной системой как ее организованности, конституционной, правовой, судебной подконтрольности.
Восьмой принцип - экономичности избирательной системы.
Девятый принцип - гарантированности получения непротиворечивых, достаточных данных результатов голосования и избрания.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» называются четыре принципа. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Подразумевается, что принципом избирательной системы является также добровольность участия граждан в выборах.
В Конституции Российской Федерации перечисленные принципы раскрываются только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81), однако Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает эти принципы в качестве обязательных для всех выборов в Российской Федерации.
Всеобщее избирательное право означает, что к выборам допускается практически все взрослое население, каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или же должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
В Российской Федерации активное избирательное право возникает у граждан по достижении ими 18-летнего возраста. Избирательное право не принадлежит проживающим на территории России иностранцам и лицам без гражданства. Документом, подтверждающим гражданство Российской Федерации, является паспорт или заменяющий его документ.
Избирательное право не всегда являлось всеобщим. Возможна его обусловленность определенными ограничениями, цензами. Ценз (от лат. censeo - делаю опись, перепись) - условия допущения или ограничения участия в осуществлении права.
Избирательный ценз - предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным. Это может быть ценз оседлости, имущественный ценз, образовательный ценз, ценз гражданства, половой ценз, религиозный ценз и др.
Возрастной ценз - это установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Возрастной ценз в разных странах различен. Нередко одинаковый возраст указывается и для избирателей, и для кандидатов: в Швейцарии - 20 лет, Великобритании и Ирландии - 21, а в Дании - 23 года. Интересно, что в ряде стран от кандидатов в члены высших палат законодательных органов требуется значительный жизненный опыт: во Франции и Бразилии - 35 лет; в Турции и Бельгии - 40 лет.
Ценз оседлости представляет собой требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Его практическое применение и содержание имеет в свои особенности в каждом государстве.
В настоящее время в РФ действуют такие ограничения:
а) возрастные. Так, например, кандидат в Президенты РФ должен быть не моложе 35 лет, депутат Государственной Думы должен достичь 21 года, а глава исполнительного органа субъекта РФ - 30;
б) полная недееспособность, если таковая установлена по суду;
в) нахождение в местах лишения свободы;
г) нахождение на государственной службе, которое не совместимо
со статусом депутата Государственной Думы.
Равное избирательное право считается тогда, когда каждый избиратель имеет один голос, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. никто против других не имеет каких-либо преимуществ (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства). Длительное время в ряде стран существовал так называемый плюральный вотум, суть которого состоит в том, что отдельным привилегированным категориям избирателей предоставлялось большее количество голосов, чем обычным избирателям. Так, в Англии дополнительные голоса предоставлялись лицам, имевшим недвижимую собственность и окончившим университеты.
Более распространенным методом нарушения равного избирательного права являются различные манипуляции с избирательными округами, в результате чего искусственно завышается представительство одних групп населения в ущерб другим.
Равное избирательное право относится в равной мере как к активному, так и к пассивному избирательному праву. Равное право быть избранным проявляется в установленных законом равных правовых условий и государственных гарантиях реализации, предоставления равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе (финансовых, информационных, контроль государства за расходами кандидатов и т.п.). Оно также определяет равенство статуса всех кандидатов и избирательных объединений.
Прямое избирательное право означает, что, во-первых, избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно и лично, а во-вторых, что лицо избирается непосредственно в тот орган, в который проходят выборы, минуя промежуточные инстанции. Альтернативой прямым выборам являются многостепенные и косвенные выборы. Многостепенные выборы применялись в РСФСР до 1937 года и означали избрание вышестоящих представительных органов государственной власти нижестоящими. Косвенные выборы в России не использовались. При косвенных выборах сначала избиратели выбирают выборщиков, которые затем избирают депутата, президента и т.д. Например, в США избиратели избирают 538 выборщиков, которые в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года избирают президента. Недостаток многостепенных и косвенных выборов заключается в том, что при их проведении воля избирателей искажается.
Принцип тайного голосования. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Оно позволяет избирателю свободно выразить свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было других лиц. Тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. В России эта практика существует с 1937 года. Бюллетень опускается в ящик, который опечатан и не может быть вскрыт в течение всего времени голосования. В кабинах (или особых комнатах для голосования) не может присутствовать никто, кроме голосующего. В некоторых европейских странах тайна голосования обеспечивается возможностью каждого нажать кнопку ЭВМ, причем так, чтобы это было сокрыто от глаз других.
Принцип добровольного участия в выборах. Во-первых, он проявляется в том, что участие гражданин в выборах является совершенно добровольным и никто не вправе его к этому принуждать. За неучастие в выборах для избирателя не наступает какой-либо ответственности. Например, в Австрии лиц, уклонившееся от участия в выборах, подвергается штрафу в размере 1 тыс. шиллингов или четырехдневному тюремному заключению. Принцип добровольности актуален не только применительно к пассивному, но и к активному избирательному праву. Поэтому, во-вторых, от каждого кандидата в депутаты требуется его письменное согласие баллотироваться по соответствующему избирательному округу, без которого он не будет зарегистрирован окружной избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.
От результатов выборов в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления многое зависит в жизни всей страны и каждого ее региона. Поэтому те, кто связывает свое благополучие, а иногда и благосостояние, с приходом к власти определенных людей, нередко использует различные приемы, подчас нарушающие избирательные права граждан.
Нарушением избирательных прав граждан признаются препятствия свободному осуществлению прав избирать и быть избранными путем: насилия, подлогов, обмана, угроз, распространения заведомо ложных сведений о кандидатах и иных действиях, порочащих его честь и достоинство, иным способом. За эти и иные правонарушения, связанные с избирательным правом, виновные несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
3. Избирательный процесс: понятие и стадии
Избирательный процесс - это определенная процедура (от лат. procedere - продвигаться), официально установленный порядок подготовки и проведения выборов, который проходит несколько стадий
- составление списков избирателей;
- образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков;
- формирование избирательных комиссий;
- выдвижение и регистрация кандидатов;
- предвыборная агитация;
- голосование;
- подсчет голосов и установление результатов выборов;
В соответствии с Конституцией РФ выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Выборы Президента назначает Совет Федерации.
Решение о назначении выборов президента должно быть принято не ранее чем за 100 (110 для депутатов Государственной Думы) дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации (первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва для депутатов).
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Список избирателей является документом, в котором должны быть поименованы все избиратели, проживающие на территории избирательного участка. В списки избирателей включаются все достигшие 18 лет граждане РФ, обладающие на день голосования избирательным правом. В соответствии со списками избирателей производится выдача избирательных бюллетеней. По спискам избирателей устанавливается общее число избирателей, проживающих на территории избирательного участка.
Списки составляются на основе сведений, получаемых из жилищных органов и представляемых главой местной администрации. Гражданин может быть включен в список только на одном избирательном участке. Список представляется для всеобщего ознакомления за 20 дней (аналогичный срок при выборе депутатов Государственной Думы) при выборах президента до дня выборов. Каждый вправе заявить о включении его в список, о любой ошибке в списке избирателей до начала подсчета голосов.
Основанием для включения гражданина в список избирателей является его проживание на территории соответствующего избирательного округа. Проживание включает в себя два понятия - место пребывания и место жительства. Место пребывания это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое лечебное учреждение, а также жилое помещение, в которых гражданин проживает временно. Место жительства это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и т.п.), в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Проведение выборов предполагает, чтобы при нарезке избирательных округов не создавались преимущества отдельным политическим партиям, либо группам населения за счет других. По этим причинам законодательством о выборах устанавливаются принципы нарезки избирательных округов. Необходимо соблюдение следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов (в случаях, установленных Федеральным законом, - не более 15 и 30 процентов); избирательный округ составляет единую территорию, не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий (за исключением случаев, установленных законодательными актами РФ и субъектов РФ о выборах).
Для проведения голосования и подсчета голосов главой местной администрации формируются избирательные участки из расчета не более 3000 избирателей на каждом. Они формируются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов избирательных комиссий должны быть опубликованы в местной печати не позднее чем за 45 дней до дня выборов (при проведении выборов депутатов Государственной думы за 50 дней).
Для подготовки и проведения выборов создается система избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, территориальные (районные, городские и др.), участковые избирательные комиссии. Порядок формирования и правовой статус избирательных комиссий определен законодательством.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и отрыто. На их заседаниях могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательных комиссий публикуются в печати. В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели от общественных объединений, кандидатов, прессы. Избирательные комиссии - это коллегиальные органы, и все их решения принимаются большинством голосов и подписываются председателем и секретарем комиссии.
Избирательные комиссии независимы в своей деятельности от государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на то, что они оказывают избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий (предоставляют помещение, транспорт, средства связи, оборудование, сведения и т.п.).
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам-заявлениям), поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов не позднее дня выборов, в день следующий за днем голосования, - немедленно. При необходимости дополнительной проверки изложенных в жалобах фактов, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.
Важным моментом проведения выборов является выдвижение кандидатов и их регистрация. Это наиболее важная стадия, где определяется круг лиц, из числа которых будут избраны Президент и депутаты.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
Выдвижение кандидата в президенты политической партией производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации.
Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата (далее - группа избирателей). О месте и времени проведения собрания группы избирателей должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение указанного собрания.
Кандидат в депутаты, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.
Подписные листы изготавливаются по установленной форме, заверяются подписью лица, собиравшегося подписи, и подписью кандидата в депутаты.
Все документы для регистрации кандидата в президенты представляются кандидатом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации одновременно - не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования - до 18 часов по московскому времени.
Федеральный список кандидатов в депутат Государственной Думы представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Предвыборная агитация - это деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов. Государство обеспечивает гражданам, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы: органам государственной власти, органам местного самоуправления и их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; воинским частям, военным учреждениям и организациям; благотворительным организациям и религиозным объединениям; членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Не является предвыборной агитацией агитация за или против проведения очередных выборов в Российской Федерации. Такая агитация серьезно нарушает избирательные права граждан, установленные Конституцией РФ.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.
В течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами Президента Российской Федерации, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет"). Аналогична ситуация при выборе депутатов.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения собраний, встреч с избирателями, митингов, демонстраций, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат имеет право на бесплатное предоставление эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телекомпаний. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации. В случае совершения нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
Государство финансирует работу избирательных комиссий и частично предвыборную агитацию. Предвыборная агитация - одна из самых капиталоемких стадий избирательного процесса. Государство финансирует работу избирательных комиссий и частично предвыборную агитацию.
Проведение свободных выборов предполагает самостоятельное использование кандидатами материальных и денежных средств, необходимых для проведения предвыборной агитации, организации собственной избирательной кампании. Таким образом, создаются основы для свободной политической конкуренции, плюрализма политической системы общества.
Избирательное законодательство определяет правила финансирования предвыборной агитации, порядок создания фондов и расходования перечисленных в них средств, устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также добровольных пожертвований.
Избирательные фонды кандидатов в президенты могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 10 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, - 15 процентов;
) средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией и которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;
) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 1,5 процента и 7 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, для каждого гражданина, юридического лица.
Избирательные фонды политических партий могут создаваться только за счет:
) собственных средств политической партии, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;
) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07 и 3,5 процента от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.
«Представители общественности должны иметь право знать, из каких источников получены все средства на проведение избирательных кампаний политическими партиями и независимыми кандидатами... Опубликование данных о том, откуда получены деньги и как они были израсходованы, не допускает возможности коррупции, так как вся финансовая информация становится доступной общественности».
Голосование - это главная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре. Оно проводится в один из выходных дней. О времени и месте голосования участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня выборов через средства массовой информации.
Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при подведении итогов.
Голосование производится путем внесения избирателем в бюллетене какого-либо знака в квадрате, относящемуся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов». Каждый избиратель голосует лично. Бюллетень должен содержать печать участковой комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение бюллетеня гражданин удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные бюллетени опускаются в избирательные ящики.
Избиратель, который в течение 15 дней со дня выборов будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Голосование за других лиц не допускается.
Подсчет голосов осуществляется членами участковой избирательной комиссии, ведется гласно, начинается немедленно после окончания голосования (в 22 часа) и проводится без перерыва. Сначала устанавливается общее число поданных голосов по избирательному участку, затем определяется число действительных и недействительных бюллетеней, о чем сообщают наблюдателям.
Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.
После подсчета голосов участковая комиссия заполняет в двух экземплярах протокол, один из них направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Окружные устанавливают результаты выборов по каждому избирательному округу. Аккумулирует все данные Центральная избирательная комиссия. Она объявляет итоги выборов и в течение месяца публикует их в печати
Заключение
Избирательное право прочно заняло свою нишу в общей системе права Российской Федерации и уже имеет свою политическую и юридическую историю развития и совершенствования.
В рамках весьма ограниченного периода исторического времени произошли структурные изменения всех составных элементов - институтов и процедур, юридических норм и ценностей, учреждений и гарантий, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Сегодня Российская Федерация располагает структурированным по всем составным элементам и институтам материальным и процессуальным правом, определяющим:
основные принципы и гарантии реализации активного и пассивного избирательного права граждан;
порядок организации и проведения выборов - их назначения, выдвижения и регистрации кандидатов;
правила информирования избирателей и ведения предвыборной агитации;
правила финансирования избирательных кампаний, создания и расходования избирательных фондов;
порядок голосования, подсчета голосов избирателей и определения результатов выборов;
порядок разрешения избирательных споров, юридической ответственности участников избирательного процесса;
порядок защиты и восстановления нарушенного избирательного права.
На всех этапах реформирования избирательной системы Российской Федерации принятие политических и правовых решений о возможных изменениях в действующем законодательстве о выборах и референдумах сопровождалось проведением широких общественно-политических дискуссий и парламентских слушаний по всему комплексу обсуждаемых вопросов.
Общими итогами концептуальной, публичной и юридико-технической работы в области реформирования избирательной системы Российской Федерации являлись, как правило, пакеты законопроектов о внесении изменений и дополнений в основные федеральные законы по вопросам организации федеральных, региональных и муниципальных выборов.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российской газете от 25 декабря 1993 г. N 237
.Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2006) // Российская газета", N 106, 15.06.2002,
3.Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2006) // Парламентская газета", N 90-91, 24.05.2005,
.Закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2006) // Парламентская газета", N 8-9, 16.01.2003,
5.Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (не действует) // СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3406.
6.Федеральный закон "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 2950.
7.Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" // СЗ Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 172
Специальная литература:
1.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М.1996.
.Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права, 2006, N 6.
.Веденеев Ю.А. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. М.1995.
4.Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989.
.Зиновьев А.В. Избирательная система России нуждается в радикальной реформе // Правоведение. 1994. №3.
.Ильинский И. П., Мишин А. А., Энтин Л. М. Политическая система современного капитализма. М., 1983.
7.Кокс Б. Федерализм и избирательные административные органы. Австралийская модель. М.1994.
.Постников А.Е. Избирательное право России. М. 1996.
9.Саидов А.Х. Избирательное право в Республике Узбекистан. Вопросы реформы, законодательство и зарубежный опыт. Ташкент 1993,
.Советское государственное право. М., 1985.
.Советское конституционное право. Л., 1975
.Уэйд и Филлипс. Конституционное право. М., 1950.