Конституционно-правовой статус личности в РФ
Введение
Вопрос о конституционно-правовом статусе человека и гражданина - один из самых важных для современной науки конституционного права. Как отмечает доктор юридических наук Витрук Н.В.: «Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве».
Конституция Российской Федерации определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность, возлагаемая на государство. Из этого следует, что обязанностью Российской Федерации является создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.
Основой правового института конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, как и в других государствах, являются Конституция Российской Федерации как основной закон государства и другие нормативные акты, закрепляющие права, свободы и обязанности человека. Поэтому на первом месте передо мной стояла задача проведения анализа конституционных норм и норм законов, посвященных вопросам правового статуса человека и гражданина.
Существенное влияние на развитие внутригосударственного права в сфере регулирования правового статуса человека и гражданина оказывают международные документы.
Среди них в первую очередь необходимо выделить:
Международный билль о правах, который включает в себя Всеобщую декларация прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 16.12.1966, международный пакт о личных и политических правах 16.12.1966, факультативный протокол к международному пакту о личных и политических правах 19.12.1966, второй факультативный протокол 1983 г., отменивший смертную казнь.
Гаагские конвенции о мирном разрешении вооруженных столкновений 1899 г.
Гаагские конвенции 1907 г.
Женевские конвенции 1949 г.
Данные международные документы закрепили следующие положения в области прав и свобод человека и гражданина:
права человека принадлежат ему от рождения, поэтому являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
права человека универсальны и находятся под юрисдикцией государства;
права человека высшая ценность, а их соблюдение и защита - обязанность государства;
права человека - средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства;
обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;
осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства;
все права одинаково равноценны;
коллективные права неотделимы от прав индивида;
права человека регулируются законом;
права человека могут быть ограничены только законом при наличии угрозы государственной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, нравам и законным интересам других лиц.
Поэтому можно сделать вывод о том, что рассматриваемые международные документы провозгласили наиболее важные основы в области прав и свобод человека и гражданина, к которым должны стремиться народы и государства, а именно создавать условия, при которых осуществление прав и свобод будет происходить надлежащим образом при гарантированности и поддержке государства, которое будет уважать и обеспечивать эффективное признание и соблюдение прав и свобод человека, закрепленных в указанных документах.
Конституция Российской Федерации ставит знак равенства между правами и свободами, входящими в основу правового статуса и человека, и гражданина. Это говорит о том, что, во-первых, права гражданина основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права, относящихся к правам человека, и, во-вторых, это свидетельство уважения и гарантии соблюдения этих норм Российской Федерацией в отношении любого лица. Помимо равенства прав и свобод человека и гражданина важным принципом является их неотчуждаемость. Поскольку эти права принадлежат личности с рождения - никто, в том числе и сам обладатель, не вправе лишить себя их (права на жизнь, честь и достоинство, защиту своих интересов).
Для осуществления этих прав и свобод необходима их государственная поддержка и защита, которая провозглашается в Конституции как в целом (статья 19: «...Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина...»), так и применительно к отдельным сферам (статья 38: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства»).
Закрепленные в Конституции основные права и свободы личности получают свое развитие в статьях и пунктах особых документов, посвященных правам человека.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение конституционных принципов правового статуса личности в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью основной задачей данной работы является изучение нормативно-правовой базы, на которой основывается конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации, прежде всего Конституции Российской Федерации и нормативно-правовых актов, конкретизирующих её нормы в области прав и свобод человека и гражданина, а также международных актов в данной сфере.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является институт конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.
1. Теоретико-правовое обоснование принципов права и правового статуса личности в Российской Федерации
1.1.1 Понятие принципов права и их виды
Понятие принципов права
В отечественной юридической науке нет единообразного понимания принципов права. Практически все ученые, обращавшиеся к исследованию правовых принципов, в целом едины во мнении, что «принципы права - это исходные и определяющие идеи, начала, положения и установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права». Однако они по-разному конкретизируют и развивают это понятие.
Так, Хропанюк В.Н. определяет принципы права как основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу.
Лукашева Е.А. полагает, что «принцип права - это те объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми оно развивается, которые лежат в основе системы законодательства. Это нормы наиболее общего содержания, которые фиксируют важнейшие направления и способы правовой регуляции социальной деятельности людей».
Колодий А.М. определил принципы права «как исходные идеи существования права, выражающие наиболее важные закономерности определенного типа государства и права». По сути, такое теоретическое обоснование и роли принципов права сводится к признанию за ними свойства рабочего механизма, при помощи которого определяются пределы возможного и надлежащего поведения участников правовых отношений, т.е. признание принципов права источниками правовых норм.
Ромашов Р.А. под принципами права понимают основные исходные начала, положения и идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора, определяющие главное и основное в праве, тенденции его развития, то, на что оно должно быть ориентировано и устремлено. Таким образом, принципы права выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
Недбайло П.Е. полагает, что принципы права, с одной стороны, отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных классов, групп и слоев населения, с другой же стороны, в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества, их нравственные и правовые взгляды, чувства и требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях понимания права. Это обуславливает то, что принципы права должны рассматриваться с учетом, как единства, так и особенностей обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской науках общего представления об объективном и субъективном праве.
Карташов В.Н. под принципами права понимает исходные нормативные руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. Как полагает автор, разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативных правовых актах или иных формах права. Таким образом, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.
Алексеев С.С. под принципами права понимает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его создание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.
Иванов Р.Л. предлагает рассматривать принципы права комплексно, выделяя генетический (исходя из социально-юридической природы принципов права), гносеологический (в контексте понимания принципов как особых юридических понятий, адекватно выражающих сущность права в соответствии с достигнутым уровнем ее познания), онтологический (рассмотрение принципов права как идей, закрепленных в формальных источниках, а также хотя и не имеющих такого закрепления, но получивших общее признание в устойчивой юридической практике, в правоотношениях) и функциональный (принципы права выступают, с одной стороны, исходными началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и эффективность системы юридических норм, а с другой - непосредственными регуляторами поведения участников общественных отношений в случае наличия пробелов и противоречий в регулировании) аспекты понимания данного правового явления.
Явич Л.С. понимает принципы права как исходные, руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в правовой форме, но и в тех общественных отношениях, которые они опосредуют.
Принципы права не являются по своему характеру произвольными началами или исходными положениями, пронизывающими нормы, институты и отрасли права. Они объективно обусловлены экономическим и социально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режима, основными принципами построения и функционирования политической системы общества.
Они выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой реализуются не только отдельные нормы права, институты или отрасли права, но и вся система права, служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и институтов права, норм права и правовых отношений, субъективного и объективного права.
Кроме того, принципы права не всегда лежат на поверхности и четко сформулированы в правовых нормах, но они свойственны любой правовой системе государств, вне зависимости от того, хороши они или плохи с точки зрения социального прогресса, тех или иных сообществ, классов и народов, с позиций отдельных людей и их идеалов. В законодательстве принципы права могут быть по-разному сформулированы. В одних случаях их действительный смысл бывает завуалирован, в других - они изложены ясно.
В качестве одного из примеров прямого закрепления принципов права в законодательстве можно сослаться на провозглашение принципа народовластия в конституциях многих современных стран. Так, Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. провозглашает, что вся власть в стране «принадлежит народу... Народ в соответствии с положениями закона различными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами». В Конституция Швеции 1947 г. говорится, о том что «вся государственная власть в Швеции исходит от народа», «правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системах и посредством коммунального самоуправления».
Принципы права играют роль ориентиров в формировании права. Они определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя, являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Правоприменитель должен руководствоваться принципами права при издании законов. По принципам права выверяют, насколько конкретный нормативный акт законен, действительно ли он является формой выражения права. Чаще всего принципы права служат отправными идеями законодательной деятельности, принимая участие в регулировании поведения косвенно, воплощаясь в более конкретных юридических нормах, но в ряде случаев они способны непосредственно регулировать общественные отношения. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Принципы права имеют общеобязательный для всех характер и пронизывают не только всю правовую систему и систему прав субъектов общественных отношений, но и правовую реальность страны в целом. Они призваны обеспечивать органичное взаимодействие объективного и субъективного права, норм права и правовых отношений, единство действующих в стране правовых норм, институтов и отраслей права; характеризуют содержание права в концентрированном виде и показывают, на каких началах в нем отражаются экономические, политические и нравственные отношения; характеризуют структуру права и соотношение между источниками права, законодательством и правосудием, законом и государственной властью, принуждением и убеждением в правовом регулировании. Не зная принципов данной правовой системы государства, по одному лишь набору отдельных ее норм и институтов трудно судить о ней и о том правопорядке, который она обеспечивает.
Роль принципов права в различных правовых системах современности неодинакова. Однако, несмотря на это, практически везде либо номинально, либо фактически они являются одним из источников права, в том числе в российской правовой системе.
Принципы права позволяют устранять несогласованность, противоречия между отдельными правовыми предписаниями, выступают критерием, позволяющим оценить то или иное законодательное установление с точки зрения его соответствия праву в целом.
Назначение принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системообразующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования.
В основных правовых системах прошлого и настоящего можно выделить, по крайней мере, три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский. Надо сказать, что в традиционных правовых системах понятие «принципы права» не сложилось, хотя и существует круг идей, которые фактически и являются принципами права. Так, в мусульманском праве ими признают вечность, неизменность, универсальность и непререкаемость божественных норм шариата.
В странах романо-германской правовой системы «общие принципы права» сложились по большей части как источники административного права.
Например, французский Государственный совет сформулировал понятие общих принципов права. Применяя их, он установил, что источником, использованным при решении дела, является справедливость. По существу, это означает решение любого дела на основе разума, т.е. общие принципы отражают подчинение права в том виде, как последнее понимается в определенный момент. Позднее принципы права играют все большую и большую роль и наиболее четко проявляются в области основных прав человека. Не случайно во Франции их впоследствии стал применять и Конституционный совет. Соответственно изменяется и роль принципов в правовой системе. Постепенно они начинают рассматриваться как своего рода высшая ценность права.
В некоторых странах, которые относятся к романо-германской правовой системе в законе, в качестве источников права могут прямо закрепляться общие принципы права. Например, что касается того, когда в законодательстве появляется пробел, то судьи стран Австрии, Греции, Египта, Италии, Испании, должны обращаться к общим принципам права.
В странах англосаксонского права дела при наличии пробелов в праве решаются на основе понятия естественной справедливости и законности, выработанных английскими судами.
Что касается западноевропейских государств, то общие принципы права рассматриваются в связи с задачей обеспечения основных прав человека.
1.1.2 Виды принципов права
Как правило, принципы российского права подразделяют на общие, межотраслевые и отраслевые.
К общим принципам права можно отнести: гуманизм, справедливость, равноправие, демократизм, законность, независимость правосудия, презумпцию невиновности.
Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, безопасность и личную свободу, право на охрану своей репутации и чести, защиту от любого незаконного и произвольного вмешательства в сферу личной жизни и многое другое.
Гуманизм правовых установлений выражается в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения, каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию в местах лишения свободы. Реальный и действенный оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя защитить. Право, регулируя общественные отношения, как раз к этому и стремится.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание, должна быть соразмерна юридическая ответственность допущенному правонарушению. Законы будут отражать эту закономерность только в том случае, если будут отвечать принципу справедливости. Все отрасли права должны проводить в жизнь начала справедливости в регулируемые ими общественные отношения.
Принцип равноправия означает равенство прав и обязанностей, а также равенство перед законом и судом всех граждан независимо от их пола, возраста, вероисповедания, национальности, места жительства, уровня образования, в создании равных стартовых правовых условий для каждого человека. Это отражает и гарантирует сама Конституция Российской Федерации в ст. 19. Кроме равенства перед законом и судом данный принцип включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.
В правовом государстве принцип демократизма пронизывает всю систему права. Этот принцип означает, что право достаточно точно отражает волю народа и формируется через демократический институт народовластия. Принцип демократизма направлен и воздействует на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством. В ст. 3 Конституции Российской Федерации прямо закреплено положение о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Принцип законности представляет систему требований общества и государства, которая состоит в реализации норм органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, то есть всеми и повсеместно. Этот принцип нашел отражение к Конституции Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Принцип независимости правосудия подразумевает под собой признание особого положения судебных органов и требует, чтобы судьи и присяжные разрешали судебные дела на основе закона и в условиях, исключающих на них давление и другое какое-либо постороннее воздействие.
Принцип презумпции невиновности означает то, что обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом в установленном законом порядке.
Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Поэтому межотраслевые принципы можно определить как исходные идеи, которые отражают особенности нескольких отраслей права, смежных или близко соприкасающихся между собой, например, принципы материального и процессуального права, публичного и частного.
Принципы, которые действуют в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми, характеризуют черты конкретных отраслей права. Так, для уголовного права характерен принцип императивности, а для земельного права - принцип равенства различных форм собственности на землю; для трудового - принципы свободы труда, равенства прав и возможностей работников.
.2.1 Понятие конституционно-правового статуса личности
Институт основ правового статуса человека и гражданина занимает важное место в системе конституционного права Российской Федерации. Его нормы выступают исходными, основополагающими для всей системы взаимоотношений государства и личности. Согласно ст. 2 Конституции «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Обеспечение и защита основных прав, свобод и законных интересов человека - главная цель права вообще и конституционного в частности.
Правовой статус человека и гражданина представляет собой юридическое закрепление в законодательстве страны всей совокупности прав, свобод и обязанностей физических лиц - граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В полном объеме правовой статус человека и гражданина определяется нормами всех отраслей права, однако его основу составляет совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, обусловленное уровнем экономического, социального и политического развития государства, и регулирующих всю систему взаимоотношений государства и личности. Другие отрасли права закрепляют права и обязанности лишь в определенной сфере общественных отношений, например, имущественных и личных неимущественных, налоговых, земельных, трудовых, семейных, финансовых и т.д.
Нормы института основ правового статуса личности выражены, прежде всего, во второй главе Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В ст. 64 второй главы Конституции прямо указывается, что положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности. Но не только Конституция Российской Федерации является источником норм данного института. Нормы правового статуса личности содержаться и в других нормативно - правовых актах, к которым можно отнести законы: «О гражданстве» от 31.05.2002 №-62 ФЗ, «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 №-5242-1, «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 №-25 ФЗ, «О военном положении» от 30.01.2002 №-1 ФКЗ, «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ и многие другие.
1.2.2 Структура конституционно-правового статуса личности
У каждого человека есть статус и прежде всего это статус правовой, который состоит из системы прав, свобод и обязанностей, которыми наделен индивид. Самые важные из прав и обязанностей закреплены в Конституции Российской Федерации, в её второй главе, следовательно, можно сделать вывод, что основу правового статуса человека и гражданина составляют права, свободы и обязанности личности, которые защищены и гарантированы государством. Правовой статус можно так же определить как некую систему эталонов, т. е. образцов поведения людей, которые одобряются обществом и поощряются государством.
В лексиконе конституционного права за термином «права человека» закрепилось значение основных, или конституционных, прав.
Конституционные права и свободы можно определить как дозволительную часть основ правового статуса личности, закрепленную в Конституции. Права человека в юридическом значении означают возможность его обладателя совершать дозволенные или не запрещенные Конституцией и иными нормативно-правовыми актами (а равно и не совершать) определенных действий. Конституционны права и свободы составляют часть правового статуса личности.
Что касается самого понятия прав человека, то оно состоит из трёх составляющих:
средства достижения человеком материальных и духовных благ
мера возможного поведения в обществе
способ достижения человеком материальных и духовных благ
Свободами человека называют те сферы жизни деятельности человека и гражданина, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими мотивами, целями и интересами, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы.
Законодательство РФ различает понятия «права» и «свободы». Общим для данных понятий является то, что обладание правом и свободами означает возможность избрать тот или иной вид деятельности, поведения. Права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), также права связаны с возможность получения каких - либо определенных благ, то свободы закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата, свободы предоставляют для человека возможность избегать воздействия со стороны государства, государственной власти, тех или иных ограничений. Свобода в этом смысле есть независимость от государства.
Соответственно, конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, создавать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах.
Права и свободы могут быть индивидуальными и коллективными. Если граждане участвуют в объединениях, проводят митинги, собрания, шествия, демонстрации либо еще как-то реализуют свои конституционные права и свободы путем коллективных действий, то такие конституционные права и свободы называются коллективными правами и свободами граждан. Соответственно индивидуальные конституционные права и свободы будут иметь место тогда, когда их реализация не связана с коллективными действиями.
Кроме понятий прав и свобод человека и гражданина есть понятие «права народов» предусмотренная нормами международного права возможность народа участвовать в международных отношениях с целью реализации своих жизненных потребностей.
Регламентация прав народов осуществляется в рамках сотрудничества государств, главным образом в области защиты прав человека. Общепризнанными стали права народов на равноправие и самоопределение (п. 2 ст. 1 Устава ООН). Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве народов на мир (1984 г.), призванную обеспечить «священное право народов нашей планеты на мир». В доктрине международного права к этому перечню относят права народов на развитие, защиту национальных меньшинств и др. В отличие от прав человека, которые могут быть индивидуальными и коллективнми, права народов это права коллективные. Правам народов корреспондирует обязанность субъектов международных отношений (государств, наций, борющийся за свою независимость, государственно - подобных образований и др.) уважать их. В случае нарушения их прав народы имеют право обращаться за защитой к международному сообществу.
Современное международное право признает за народами безусловное право на защиту от геноцида (Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него 1948 г.), защиту от расовой дискриминации (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.) и других преступлений против народов.
Конституционные права и свободы имеют отличительные признаки:
Это, прежде всего, основные права и свободы, их можно назвать так потому, что:
защищают основные, базовые ценности личности;
для всех являются общими без исключения и независимо от расовой, половой, национальной принадлежности, вероисповедания и др.;
закрепляются в основном законе государства;
обладают наиболее высокой юридической силой.
Конституционные права и свободы являются основополагающими, важнейшими правами человека и гражданина для характеристики правового статуса личности, они предопределяют содержание всех остальных прав и свобод граждан. Их значимость настолько велика, что, для их обозначения в конституционном лексиконе используется понятие основных прав и свобод.
И поэтому термин «конституционные права и свободы» можно считать синонимом термину «основные права и свободы». В таком значении данный термин употребляется в Конституции (ст. 17, ч. 1 ст. 55).
Конституционные права и свободы, или основные, права и свободы
являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми и принадлежат каждому человеку от рождения.
Конституционные права и свободы в РФ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Данные права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Имеют особый механизм реализации, непосредственно действующий характер, это означает то, что государственные органы обязаны принимать решения в защиту таких прав и свобод даже при отсутствии конкретизирующих норм.
Нельзя просто так ограничить в правах и свободах, в соответствии с конституционным принципом недопустимости ограничения прав и свобод, это допускается только на основании федерального закона.
Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей, в соответствии с конституционным принципом «обладанием не только правами, но и обязанностями»
Юридические обязанности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения, меры должного поведения.
Права и свободы человека и гражданина реализуются в правоотношениях, в которых лицо выступает носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Субъективные права и юридические обязанности - это возможность или необходимость определенного поведения, предусмотренного законодательством, нормами права. В совокупности они составляют понятие субъективного права. Субъективные права выражаются в возможности, свободе лица удовлетворять те интересы, которые предусмотрены нормами права. Юридически обязанное лицо, возможно, действует и не так, как его побуждают собственные интересы, однако оно должно соотноситься с предписаниями норм права, отражающими и охраняющими интересы других лиц. Если то или иное лицо, человек, гражданин не исполняет юридических обязанностей или исполняет их ненадлежащим образом, то к нему могут быть применены меры государственного принуждения.
1.2.3 Система основ конституционно-правового статуса личности
Правовой статус личности в Российской Федерации, являющийся институтом конституционного права России имеет свою систему, которая включает в себя следующие элементы:
Общие принципы статуса личности, отражающие наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, основы их взаимоотношений. Эти принципы действуют во всех сферах общественных отношений. К общим принципам статуса личности относятся: равенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства признавать, соблюдать и охранять права и свободы человека и гражданина, гарантировать их, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Нормы, определяющие принадлежность к государству и регулирующие отношения по поводу гражданства - устойчивой политико-правовой связи человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Гражданство как юридически оформленная принадлежность лица к данному государству является важнейшим элементом правового статуса лица, главным условием распространения на него всей совокупности прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином. Состояние гражданства гарантирует защиту личности, как на территории своего государства, так и за рубежом. Гражданство выступает необходимым условием полной правоспособности лица.
Основные права, свободы и обязанности, которые составляют неотъемлемое свойство его правоспособности. В предмет конституционного права входят не все все юридические права, свободы и обязанности, а лишь основные, которые закреплены в Конституции Российской Федерации.
Гарантии и ограничения прав и свобод.
Значимость института основ правового статуса личности в системе конституционного права России подтверждается тем, что в Конституции его нормы следуют за нормами, закрепляющих основы конституционного строя.
2. Конституционные принципы правового статуса личности в Российской Федерации
.1 Равноправие в конституционно-правовом статусе личности
Конституционное положение о равенстве всех перед законом и судом является одним из основных начал правового государства, что, в свою очередь, сближает его нормативное содержание с требованием ч. 2 ст. 6 <garantF1://10003000.602> как одной из основ конституционного строя РФ, предусматривающей равенство зафиксированных в Конституции прав, свобод и обязанностей для каждого гражданина РФ. Получая же закрепление в гл. 2 <garantF1://10003000.2000> Конституции, комментируемое положение приобретает юридические качества прежде всего принципа взаимоотношений государства с человеком и гражданином, основополагающей характеристики конституционного статуса личности.
Сферой же распространения данного конституционного принципа является вся система правового регулирования, все отрасли права.
Конституционному праву известны два сходных понятия: равенство и равноправие. Существует две различных точки зрения по поводу толкования этих терминов. Первая заключается в том, что их следует различать. Люди неравны по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их. Социальное равенство на данном этапе и, видимо, в обозримой перспективе неосуществимо. Конституция может предоставить лишь равные права, одинаковые юридические (но не фактические) возможности пользоваться ими по своему усмотрению, а также установить равные для всех обязанности. Конечно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Это относится также к основным правам и обязанностям в конституционном праве. Вторая точка зрения заключается в том, что оба этих понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям.
Провозглашение прав и свобод человека и гражданина имеет смысл только в том случае, если государство гарантирует равенство и равноправие, поэтому во всех конституциях главы о правах и свободах начинаются с закрепления гарантий равенства и равноправия.
Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом или равноправия отвечает общепринятым нормам и принципам международного права. Именно международное право оказало столь огромное влияние на становление и развитие этого принципа. Благодаря сотрудничеству различных государств были созданы универсальные и региональные международные договоры, которые выработали единые стандарты защиты прав и свобод человека и гражданина. К числу таких документов можно отнести: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г, Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью от 29 ноября 1985 года, два международных пакта, принятые вместе - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Европейскую конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950.
Равенство - основополагающий принцип отношений человека с государством, устанавливающий единый для всех уровень прав и свобод и запрещающий любое незаконное ограничение прав и свобод. Этот принцип, был провозглашен в ходе демократических революций XVII - XVIII вв. вместе со свободой, был направлен против сословных привилегий и лег в основу демократической концепции прав и свобод граждан. Формальное равенство граждан безотносительно к фактическому социальному и имущественному положению было признано в качестве основного положения, императива правового государства.
Закрепление принципа равенства в конституционном документе впервые было осуществлено в США, где в Декларации независимости (1776 г.) было записано, что «все люди созданы равными». С тех пор этот принцип получил всеобщее признание и государства закрепляют его в самом начале любой демократической конституции. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в первой статье говорит о равенстве в тесном единстве со свободой и братством, о равенстве всех людей в «достоинстве и правах».
Конституционное право правового государства обеспечивает только юридическое, т. е. формальное, равенство между людьми.Коммунистическая идея фактического уравнивания людей по сути своей противоречит свободе человека, к тому же носит утопический и противоестественный характер. В некоторых демократических государствах конституции закрепляют социальное равенство, которое призвано смягчить фактическое неравенство между людьми путем перераспределения доходов и развития государственных институтов социальной помощи. Но в Конституции Российской Федерации эта цель не закреплена и поэтому можно только предполагать, что она входит в понятие социального государства.
Конституция Российской Федерации, являясь основным законом нашей страны закрепляет в ст. 19 основное содержание данного принципа: «Все равны перед законом и судом», а вторая часть этой статьи устанавливает: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с частью третьей, «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
Смысл формального равенства в правах и свободах заключается в предоставлении всем лицам равных стартовых возможностей, реализация которых уже будет зависеть от особенных, индивидуальных качеств каждого человека.
Термины «равноправие» и «равенство» лежат в основе многих конституционно-правовых институтов. Ими определяется подход государства ко всем провозглашенным правам и свободам граждан, правовой статус субъектов Федерации, политических партий и общественных объединений, деятельность органов местного самоуправления.
Что касается равенства всех перед судом, то здесь не имеет значения правовой, социальный статус человека - абсолютно все, т. е. каждый человек, как гражданин, так и не гражданин, лицо без гражданства, а также иностранцы, предстают перед судом в равном статусе, имеющие равные процессуальные права и соответствующие обязанности, получая одинаковую юридическую помощь, защиту своих законных прав и интересов и неся одинаковую меру ответственности. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания.
Закрепляя равноправие, Конституция устанавливает независимость этого состояния от каких-либо обстоятельств. По существу, это запрет дискриминации человека по тем основаниям, которые перечислены в ч. 2 ст. 19.
В обобщенном плане требование равенства всех перед законом включает, во-первых, запретительный аспект, когда равное отношение всех к закону должно исключать саму возможность существования в законодательных актах каких-либо норм дискриминационного характера; они запрещаются как незаконные, неконституционные. В этом плане конституционный принцип равенства всех перед законом должен пониматься прежде всего как требование антидискриминационного характера, предполагающее недопустимость установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и ведущего к ликвидации или нарушению равенства правовых возможностей человека и гражданина в различных сферах его общественной и личной жизни. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении.
Равноправие и запрет дискриминации не означают, что право вообще не может устанавливать каких-либо привилегий или льгот. Льготы, например, необходимы для участников Великой Отечественной войны, инвалидам, беременным женщинам, многодетным матерям и тем лицам, которые совмещают учебу с работой, и многим другим. Но это узаконенные льготы, выражающие признанные обществом стандарты социальной справедливости.
Конституция России специально решает вопрос о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, что даже это положение помещено отдельно в ч. 3 ст. 19, тем самым подчеркивая необходимость равных возможностей для реализации этих прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представители феминистского движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенства с мужчинами. На самом деле это не так, необходимо учитывать высокое социальное значение материнства и роль женщины в поддержании семьи. Общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реализации их прав. Государство обязано обеспечить доступ женщин к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке, трудоустройству, повышению квалификации, а также удовлетворению других социальных потребностей. Федеральным законом от 19 июня 2004 г. ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 г. Протокол предоставляет специально созданному Комитету право принимать и рассматривать заявления (жалобы) отдельных лиц или групп о нарушении их прав государством.
Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права исходит из того, что необходимо защищать права и свободы не только наших граждан, находящийся на территории Российской Федерации, но и граждан любого другого государства. Правовая защита всякого человека необходима еще и потому, что в настоящее время на территории нашей страны появились различные группы людей, у которых правовой статус отличается от граждан России, к ним можно отнести: беженцев, вынужденных переселенцов, незаконных мигрантов. О них действующее уголовно-процессуальное законодательство ничего не говорит. Поэтому конституционная норма, закрепляющая равенство всех, направлена на защиту каждого человека в нашей стране. Так можно утверждать, основываясь на прямом действии и непосредственном применении Конституции.
В Конституции РФ проводится различие между правами человека и правами гражданина в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются термины «каждый», «все», «каждый человек», «никто», «ни один человек» или «признается право», «гарантируется свобода» и т.п. Во всех случаях это относится к каждому человеку, так и гражданину. Так же к правам гражданина в статьях конституции прямо указывается: «граждане имеют право», «гражданин может» и т.д.
В вышеупомянутых международных документах не делается различия между правами человека и правами гражданина. Все права обозначаются как принадлежащие всем людям. В ст.1 Всеобщей декларации прав и свобод человека установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
право гражданин презумпция равноправие
2.2 Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина государством
Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.
Конституция Российской Федерации не только закрепляет права, свободы, обязанности человека и гражданина, но и гарантирует возможность их реализации.
Вторая статья Конституции Российской Федерации совершенно определенно устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В п.1 ст. 17 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В дальнейшем, эти положения раскрываются в ст. 45 Конституции РФ: Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.
Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, которая имеет наивысшую юридическую силу можно назвать конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных во 2 главе, ст. 45-65 Конституции Российской Федерации, устанавливающих отдельные права и свободы человека и гражданина и в законодательных актах, конкретизирующих ее положения о правах и свободах. К последним можно отнести: ТК РФ, ГК РФ, УК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ, ФЗ «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995г. № 40-ФЗ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-ФЗ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.01.2002 № 67-ФЗ, ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-ФЗ и много других.
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).
Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти. Статья 114 Конституции РФ в ч. 1 подпункте «е» возлагает на правительство России обеспечение законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, тем самым подчеркивая важную роль в этой сфере правоохранительных органов.
Государство гарантирует самозащиту прав и свобод, т. е. у человека есть право и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений. Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия, оружия самообороны: огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое оружие, электорошоковые устройства и др. Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право достаточно серьезно ограничено (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме тех случаев, когда они совершают какое-либо нападение).
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.
В ч. 3 ст. 46 Конституции сказано, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.
К межгосударственному органу по защите прав и свобод человека занимающему центрально место можно отнести Европейский Суд по правам человека. Европейский суд по правам человека -международный судебный орган <#"justify">2.4 Принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями
Субъективная форма прав человека вмещает в себя как естественные правовые возможности человека, так и его естественные юридические обязанности. Это объясняется тем, что само субъективное право - есть юридическая мера возможного и должного поведения человека … Право в субъективном смысле, - пишет Матузов Н.И., - охватывает собой не только систему прав (дозволений, полномочий, притязаний), вытекающих из норм объективного права, но также и систему юридических обязанностей... Все это составляет единое целое. В другой своей работе он подчеркивает, что «система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения, составляет право в субъективном смысле, или субъективное право». Л.Д. Воеводин также исходит из того, что в «самом понятии субъективного права заключено диалектическое единство прав и обязанностей, их органическая связь».
Конституционно-правовой статус личности, как было отмечено выше, включает в себя не только права, свободы, но и юридические обязанности. Обязанности тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина. Обязанности закреплены в гл. 2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей.
Круг обязанностей конкретного человека и гражданина зависит от его положения, статуса и того места, которое конкретное лицо занимает в обществе. В то же время существуют обязанности, которые возлагаются уже не на какое-либо лицо, в соответствии с его статусом, а на всех лиц без исключения. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, все граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. По сути, эта обязанность распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений. Необходимо отметить, что обязанность граждан РФ не ограничивается только соблюдением Конституции страны, на них также возложена обязанность соблюдения всего действующего законодательства России, которое включает акты не только высшей юридической силы, т. е. соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления.
В ст. 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого лица платить законно установленные налоги и сборы, и возлагается эта обязанность не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и иностранные организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность на территории России и получают прибыль, также в этой статье сказано, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.
Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.)
На сегодняшний день основным законом, развивающим положения конституции в этой сфере, является Налоговый кодекс, первая часть которого в результате многолетней работы была принята в 1998 г. В Налоговом Кодексе РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, субъектов Российской Федерации (региональные) и местные.
К первым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Ко вторым относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. К третьим относятся: земельный налог, транспортный налог.
Налоги и сборы субъектов РФ (региональные), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующими законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Данный принцип можно назвать универсальным, потому что он находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями: одни - в правовом плане, другие - в моральном, в виде общественного долга.
В соответствии с частью 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность направлена на сохранение духовных и материальных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов, поэтому человечество должно совместными усилиями бороться с глобальными проблемами и не допускать каких - либо войн, ведь в этом случае уничтожается не только человечество, но и природа - необходимый источник жизни людей. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам". Так, в ст. 42 Конституции России закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Здесь важно отметить, что под словом «каждый» как уже было сказано ранее в данной работе понимается любой человек, который включает в себя и понятие «гражданин», у которого есть право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа по отношению к человеку выполняет ряд важнейших функций, таких как экологическая, экономическая, эстетическая, рекреационная, научная и культурная. При этом человек как биологическое существо обязан соблюдать законы развития природы. Данная конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов, таких как: земельное, водное и лесное законодательстве, законодательстве о недрах и охране окружающей среды. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.
Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», что указано в ст. 59 Конституции Российской Федерации. Во второй части этой статьи сказано, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в третьей части указано, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Помимо Конституции Российской Федерации правовой основой альтернативной гражданской службы являются федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», другие федеральные законы <#"justify">Заключение
Изучение конституционно-правовых принципов правового статуса личности в данной работе позволяет сделать вывод о том, что:
Конституционные принципы правового статуса личности в РФ будучи закрепленными в Конституции, представляют собой основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность.
Существенным моментом является то, что в правовом государстве не только личность как таковая имеет определенные правовые обязанности перед государством, но и сама Российская Федерация имеет конкретные правовые обязанности перед личностью. Государство, провозглашая принципы, гарантирует и охраняет их, предоставляет большое количество прав человеку и гражданину, но тем самым требует выполнения от него установленных законом обязанностей. То, на что личность имеет право, государство обязано выполнить (например, право на свободу мысли, на образование, на получение пенсии и т.д.), но и то, что закреплено законодательно, личность должна исполнить. В этом и состоит юридическая природа взаимности между государством и личностью. Государство как политико-правовой институт, в котором находятся все нити управления обществом, ответственно не только за судьбу общества в целом, но и за судьбу каждого человека, каждой личности.
Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитой прав и свобод личности, документом своего времени, достойным (в области прав и свобод) международного признания.
Права и свободы человека и гражданина, их содержание и конституционное закрепление, гарантии реализации и защиты, - основной показатель уровня демократизма любого общества. Именно права и свободы человека, являющиеся в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью, определяют смысл и содержание законов и деятельности всех органов и ветвей власти.
Закрепление и защита прав, свобод и обязанностей личности в законодательстве Российской Федерации должна являться для государства первоочередной задачей, степень реализации которой затрагивает каждого жителя страны. На мой взгляд, не получив чёткого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества.
Библиографический список
1.Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948.
2.Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966.
.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966.
.Устав ООН от 26.06.1945
.Декларация о праве народов на мир от 12.11. 1984.
.Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью от 29.11.1985.
.Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965.
.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979.
.Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950.
.Гаагские конвенции о мирном разрешении вооруженных столкновений 1899 г.
.Гаагские конвенции 1907 г.
.Женевские конвенции 1949 г.
1.Конституции КНР от 1982 г.
2.Конституции Швеции от 1947 г.
.Декларация прав Вирджинии от 12.06.1776
.Декларация независимости США от 04.07.1776
13.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
14.ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ.
.ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ.
.ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002 №-1 ФКЗ.
.ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ.
.Трудовой Кодекс Российской Федерации 30.12.2001 № 197-ФЗ.
.Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
.Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
.Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
.Уголовной - процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
.ФЗ «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ.
.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ.
.ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-ФЗ.
.ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ.
.ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.01.2002 № 67-ФЗ.
.ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-ФЗ.
.ФЗ «О гражданстве» от 31.05.2002 №-62 ФЗ.
.ФЗ «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 №-5242-1.
.ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 №-25.
.ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 №63-ФЗ.
.ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
.ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23.06. 1995 № 93-ФЗ.
.Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник для вузов - М.: Изд. Юрайт, 2010 - 635 с.
.Лившиц Р.З. Современная теория права. М.: Феликс, 2002. - 415 с.
.Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 2004. - 447 с.
.Неновский Н.В. Право и ценности. М.: Прогресс, 2004. - 309 с.
.Спасов Б. Закон и его толкование. М.: Наука, 2005. - 273 с.
.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 2003. - 374 с.
.Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань: изд-во КГУ, 2001. - 520 с.
.Явич Л.С. Право: сущность и принципы. М.: Юрид. лит., 2001. - 395с.
44.Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. - 704 с. <http://pravouch.com/page/pravo/uchebnik/uch-16.html>
.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997.-568с.
.Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 4-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юра <http://pravouch.com/page/pravo/uchebnik/uch-16.html>йт 1998 - 416 с.
.Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 432 -с.
.Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика, 1996 - 204 с.
.Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997 - 253 с.
.Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - «Эксмо», 2010 г.
.Постановление КС РФ от 05.04.2007 N 5-П.
.Определение КС РФ от 15.05.2007 N 378-О-П.
.Терещенко Н.Д. Конституционные социальные права личности: история развития и современное состояние в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004 - 21 с.
.Дерипаско А.В. Жизнь человека как фундаментальная естественно-правовая ценность: Автреф. дис. канд. юрид. Наук. Владимир, 2004 - 34 с.
.Гасанов К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003. С. 46.
.Колодий А.М. Принципы права Украины: Монография. - К.: Юринком Интер, 1998. - С. 27
.Бобоев А.Х. Конституционно-правовое регулирование статуса человека и гражданина в Республике Таджикистан: дис. канд. юр. наук:12.00.14 / Бобоев Анварбек Хужаевич. - М., 2011. - 167 с. - Библ.: с. 118-142.