правоохранительная служба.
Деление государственных служащих по уровням государственного управления - наиболее старый принцип. По большей части он возник вместе с возникновением государственной службы. В России использовался в дооктябрьский период и в советское время. Используется он и сейчас. Российская Федерация имеет два уровня управления - федеральный и региональный (субъектов Федерации). Соответственно два уровня имеет и государственная служба.
С середины XIX в. особую важность приобрели структуры, связанные с делением государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную). В России в дооктябрьский период деление власти на три ветви признавалось. Однако после Октября 1917 г. при утверждении советской власти деление было осуществлено лишь на две ветви - законодательно-исполнительную и судебную. После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. опять было восстановлено тройственное деление, произошло отделение законодательной власти от исполнительной.
В настоящее время деление государственной власти на три ветви проводится достаточно последовательно, хотя и не без перекосов по линии доминирования исполнительной власти. Во всех ветвях государственной власти государственная служба (административная власть) является неотъемлемой частью властных отношений. Помимо уровней и ветвей власти гражданские служащие еще структурируются по различным внутриорганизационным формам. Например, работающие в министерстве, службе, агентстве; в структуре департамента, управления, отдела.
В соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, т.е. правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (ч. 4 ст. 2 Закона № 58-ФЗ). Осуществление правового регулирования гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако практическая организация региональной гражданской службы находится в ведении соответствующего субъекта РФ.
1.2 Особенности правового статуса гражданских служащих
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Все, что связано с компетенцией гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус гражданского служащего. Он возникает на основе соответствующего законодательства в связи с замещением должности гражданского служащего. Именно определенная должность является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего. По своей сути социально-правовой статус гражданского служащего - это установленные и гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений. С изменением государственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского служащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).
Основу социально-правового статуса гражданского служащего составляют восемь групп государственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность (экономическое обеспечение) и гарантии. Именно они предопределяют основное содержание государственно-служебных отношений, в которых участвует данный работник.
Следует подчеркнуть, что статусные нормы устанавливаются обычно не персонально для каждого гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтому производны от задач и функций государственного органа. Эти статусные нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В свою очередь особенные статусные нормы также делятся на две части: основные и неосновные (дополнительные).
Общими статусными нормами называются те, которые свойственны всем гражданским служащим, независимо от вида, ветви, категории и группы их должностей. Особенными - те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур. При этом особенные - основные статусные нормы определяются исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные - неосновные - под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусные нормы сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно определению дефинитивной нормы ч. 2 статьи 13 Закона о гражданской службе, гражданский служащий - это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность гражданской службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней обязанностей и прав.
Все граждане России в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ имеют равный доступ к гражданской службе. Это положение соответствует требованиям п. «c» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Это означает равное право всех граждан России на занятие любой должности гражданской службы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений для граждан, помимо установленных законом.
Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 18 июля 2006 г.). Гражданство - основополагающий элемент правового статуса личности. Объем прав и обязанностей того или иного лица в значительной мере зависит от наличия или отсутствия гражданства. В полном объеме оно принадлежит гражданам государства.
Гражданским служащим может быть лишь гражданин, добровольно «взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы». Это положение соответствует ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК, установившим запрет принудительного труда в Российской Федерации. Юридический факт принятия гражданином России обязательств прохождения гражданской службы подтверждается его заявлением на имя уполномоченного руководителя государственного органа с просьбой о назначении на искомую должность гражданской службы, изданием акта государственного органа о назначении и закрепляется подписанием сторонами служебного контракта.
При назначении гражданина на должность гражданской службы заключается служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Закрепление согласительной процедуры между представителем нанимателя и гражданином (гражданским служащим) соответствует положениям Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина (ст. 37 и др.). Право гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; запрет принудительного труда; право на труд в надлежащих условиях с достойным вознаграждением и многое другое обеспечивается в сфере гражданской службы заключением служебного контракта между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу или находящимся на гражданской службе.
Гражданский служащий осуществляет «профессиональную служебную деятельность», т.е. такую, которая осуществляется на постоянной основе и для выполнения которой требуются специальные знания и навыки. В силу этого в Законе закреплены требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности гражданской службы (ст. 12 Закона о гражданской службе). На повышение профессионализма и компетентность гражданских служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданских служащих (ст. 62, 63 того же Закона).
Постоянный характер осуществления гражданским служащим служебной деятельности обеспечивается заключением служебного контракта в соответствии с актом о назначении на должность. В комментируемой статье и ст. 26 Закона определяется, что служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.
Назначения на отдельные высшие должности гражданской службы осуществляются указами Президента РФ; назначения на должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств (за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ) и ряд других должностей гражданской службы производятся распоряжениями Правительства РФ. На многие должности гражданской службы субъектов РФ соответствующие лица назначаются указами (постановлениями), распоряжениями высших должностных лиц субъектов РФ. Однако основная часть корпуса гражданских служащих назначается на должность федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ приказами руководителей государственных органов.
Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы и получает денежное содержание. Денежное содержание в зависимости от финансирования должности гражданской службы может выплачиваться за счет средств федерального бюджета или за счет средств бюджета субъекта РФ. Порядок формирования, утверждения и исполнения этих бюджетов регламентирован ст. 114 и 132 Конституции РФ и Бюджетным кодексом РФ.
Гражданскими служащими РФ признаются также служащие органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 10 мая 2007 г.) республики в составе Российской Федерации самостоятельно решают вопросы определения круга гражданских служащих, учреждая замещаемые ими должности в соответствующих государственных органах своего уровня.
служащий гражданский военный правоохранительный
2. Правовое положение иных категорий государственных служащих
.1 Правовое положение военнослужащих
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формирования.
Военная служба связывается всегда с воинскими должностями, т.е. только лица, замещающие воинские должности (должности военной службы), считаются военнослужащими; в некоторых случаях разрешается комплектовать вакантные воинские должности гражданским персоналом без ущерба для оперативно-служебной деятельности, боевой и мобилизационной готовности. Приказом ФСБ России от 23 января 2006 г. № 20 утвержден Перечень воинских должностей органов Федеральной службы безопасности, которые могут замещаться гражданским персоналом (например, должность ведущего инженера, главного бухгалтера, инструктора, профессора, юрисконсульта, лаборанта).
Военная служба формируется и функционирует в специальных государственных органах, войсках, воинских формированиях, в которых учреждаются воинские должности (например, Министерство обороны РФ, Федеральная служба по оборонному заказу, Служба внешней разведки, воинские подразделения Государственной противопожарной службы; войска гражданской обороны). Вместе с этим должности военной службы учреждаются и в некоторых иных государственных органах (например, в органах судебной власти, в аппарате военного суда или в аппарате военной прокуратуры). В то же время служба во внутренних войсках МВД относится к правоохранительной, а не военной, хотя внутренние войска организованы по принципу армии.
Военная служба создается для осуществления специальных государственных функций - для обеспечения обороны и безопасности государства. Военная служба формируется для осуществления военнослужащими особых охранительно-обеспечительных государственных функций, выделяемых среди всех государственных функций. Существование военной службы в стране обусловлено необходимостью выполнения такой важнейшей государственной функции, как обеспечение обороны и безопасности государства. Военная служба обеспечивает реализацию организационно-правовых форм управления обороной страны. Военная служба встраивается в систему и структуру обороны. В связи с этим военная служба отражает соответствующие признаки деятельности по управлению в сфере обороны. Здесь действуют принципиальные отличия, например, от гражданской службы. Централизация и единоначалие как принципы управления в области обороны в системе управления Вооруженными Силами РФ обеспечивают воинскую дисциплину; для военной службы характерен также сложный, напряженный и специальный режим службы (Постановление Правительства РФ от 31 января 2005 г. № 47 «О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельных категорий сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту»)
Особый правовой режим действия принципов военной службы, указывает на характерные для этого вида государственной службы закономерности и основы ее организации и функционирования (централизация в системе военной службы и управления ею; единоначалие в организации и функционировании военной службы; режим субординационных отношений на военной службе; добровольность поступления на военную службу; внепартийность военной службы (или политический нейтралитет военнослужащих); режим ограниченного доступа к информации о военной службе; соблюдение воинской дисциплины; социально-правовая защита военнослужащих).
Понятие «военнослужащий» имеет следующие признаки:
1.военнослужащий - это физическое лицо, как правило, гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, призванный на военную службу или поступивший на военную службу в добровольном порядке, т.е. по контракту. Лицо, зачисленное на военную службу, становится стороной военно-служебного правоотношения;
2.военнослужащий должен отвечать требованиям законодательства о военной службе;
.военнослужащий выполняет функции в составе государственных органов и организаций, в которых законом предусмотрена военная служба, в административно-политической сфере (оборона и военная безопасность);
.военнослужащие принимают Военную присягу на верность государству - Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, как правило, проходит военную службу на воинской должности.
Следовательно, основным признаком понятия «военнослужащий» является поступление гражданина на военную службу и как следствие зачисление гражданина в состав органа, учреждения или организации, в котором законом предусмотрена военная служба, а также прохождение военной службы в воинском звании.
Значительная по численности социальная группа военнослужащих и, главное, различия в объеме полномочий в зависимости от занимаемой должности и присвоенных воинских званий, а также необходимость четко установленного порядка в служебных отношениях - все это выдвигает потребность в обоснованной и официальной классификации военнослужащих.
Классификация военнослужащих может быть проведена по следующим основаниям:
) виды военной службы;
) служебно-правовое положение военнослужащих;
) должностное положение военнослужащих;
) характер полномочий военнослужащих.
Применительно к видам военной службы военнослужащие делятся:
а) по функциональному предназначению государственных органов и организаций и ведомственному признаку - на военнослужащих, проходящих военную службу войсковую (в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях) и в государственных органах;
б) по способу поступления на военную службу и ее прохождения - на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, являющуюся одной из форм воинской обязанности граждан Российской Федерации, и военную службу в добровольном порядке (по контракту);
в) по составам военнослужащих - на солдат, матросов, сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов; офицеров.
По служебно-правовому положению все военнослужащие делятся на начальников и подчиненных. Указанная классификация обусловлена особенными принципами военной службы: единоначалие, субординация, воинская дисциплина, составляющими существо военно-служебных отношений, и основана на ст. 31 УВС ВС РФ, согласно которой по своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками и подчиненными.
Военнослужащие могут быть начальниками по служебному положению и по воинскому званию. При равенстве званий начальником является занимающий более высокую должность.
По должностному положению военнослужащие делятся на исполняющих военную службу на воинских должностях, на государственных должностях государственной службы и исполняющих военную службу не на воинских или иных должностях.
Как правило, военную службу военнослужащие исполняют на воинских должностях, предусмотренных штатами воинских частей, органов военного управления или организаций. Однако в ряде случаев военнослужащий может исполнять военную службу не на воинской должности. К таким случаям относится прикомандирование военнослужащих к органам, организациям и учреждениям, в которых исполнение военной службы не предусмотрено, а также нахождение в распоряжении соответствующего командира или начальника.
2.2 Правовое положение работников правоохранительной службы
Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
До настоящего времени не принят общий федеральный закон, определяющий порядок прохождения правоохранительной службы и федеральные органы исполнительной власти, входящие в состав правоохранительной службы. Для каждого вид правоохранительной деятельности существует свой Федеральный закон («О полиции», «О прокуратуре» и др.).
Поэтому для рассмотрения вопроса о федеральных органах государственной власти, входящих в состав правоохранительной службы, целесообразно использовать комплексный подход, опираясь на вышеуказанное определение и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов государственной власти, в которых может быть предусмотрена правоохранительная служба. В результате исследования нормативных правовых актов можно прийти к выводу, что к органам, в которых может быть предусмотрена правоохранительная служба, относятся:
) прокуратура;
) органы внутренних дел (полиция, миграционная служба и др.);
) служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
) таможенная служба;
) налоговая служба;
) служба судебных приставов;
) служба исполнения наказаний.
В действующем законодательстве правовой основой организации правоохранительной службы в этих органах являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок прохождения правоохранительной службы.
Правоохранительная служба осуществляется на должностях правоохранительной службы, т.е. только лица, замещающие должности правоохранительной службы, приобретают специальный статус государственных (правоохранительных) служащих.
Правоохранительная служба осуществляется в специальных: а) государственных органах; б) службах; в) учреждениях, в которых учреждаются должности правоохранительной службы (например, МВД России, Прокуратура РФ, Федеральная миграционная служба, ФСБ России, Минюст России, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, МЧС России, ФТС России). Законодатель не устанавливает формальных критериев, по которым профессиональная деятельность конкретных должностных лиц относилась бы к правоохранительной службе. Действующий Федеральный закон не определяет перечень государственных органов, служб и организаций, в которых осуществляется правоохранительная служба. В настоящее время в результате проведения административной реформы сформирована новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Поэтому очередным шагом в детализации правового регулирования государственно-служебных отношений в системе правоохранительной службы должно стать принятие единого федерального закона о правоохранительной службе. Президент РФ утверждает перечень типовых должностей правоохранительной службы и соответствующих им специальных званий и классных чинов правоохранительных служащих. На основании этих перечней руководители уполномоченных государственных органов, учитывая особенности функционирования государственного органа, утверждают перечень должностей правоохранительной службы в государственном органе, в структуре подразделений которого могут находиться должности и иных видов государственной службы.
Правоохранительная служба создается для осуществления специальных государственных функций, а именно: а) обеспечения безопасности; б) обеспечения законности и правопорядка; в) борьбы с преступностью; г) защиты прав и свобод человека и гражданина. Часто деятельность правоохранительных органов называют правоохранительной деятельностью. Однако правоохранительная деятельность осуществляется многими государственными органами и иными органами публичного управления. Поэтому к правоохранительной службе целесообразно относить осуществление правоохранительной деятельности, понимаемой в узком смысле этого слова, т.е. как административно-правовая деятельность государственных органов, служб и учреждений, которыми исполняются контрольно-надзорные функции и полномочия по применению государственного принуждения. Правоохранительная деятельность может осуществляться также и негосударственными организациями в установленных для них пределах исполнения правоохранительных функций и при соблюдении порядка осуществления таких функций. В настоящее время в систему правового регулирования правоохранительной службы входят федеральные законы, регламенты конкретных органов федеральной исполнительной власти, административные регламенты исполнения государственных функций. В них предусматривается выполнение разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, а также в предусмотренных федеральными законами случаях применение мер государственного принуждения, в том числе и административных наказаний.
Правоохранительная служба строится и функционирует как на общих принципах государственной службы, так и на специальных принципах самой правоохранительной службы. Поэтому для правоохранительной службы характерен особый правовой режим действия принципов правоохранительной службы, указывающих на характерные для этого вида закономерности, основы организации и функционирования: централизация в системе правоохранительной службы и управления ею; единоначалие в организации и функционировании; режим субординационных отношений; уважение и соблюдение прав и свобод личности и гражданина; гуманизм; возможность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; компенсация соответствующими льготами установленных федеральными законами ограничений некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников правоохранительной службы, обусловленных особенностями этой службы; распространение на сотрудников правоохранительной службы в обязательном порядке отдельных видов регистрационных процедур (например, сотрудники милиции подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации); внепартийность правоохранительной службы (например, сотрудники милиции в своей служебной деятельности не могут быть ограничены решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели); режим ограниченного доступа к информации о правоохранительной службе; продвижение по службе по результатам службы с учетом способностей и квалификации сотрудников; соблюдение служебной дисциплины; социально-правовая защита лиц, находящихся на правоохранительной службе.
Заключение
Правовой статус государственных служащих представляет собой содержание государственно-служебных правоотношений.
Статус государственных служащих можно рассматривать и как дифференцированную и комплексную систему, которая включает в себя вертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальное деление состоит в разграничении:
) видов государственных служащих (например. в зависимости от занимаемых государственных должностей (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы);
) уровней государственной службы: федеральная, в субъектах Федерации.
Горизонтальное деление указывает на множество специальных направлений в государственной службе: архивная служба, служба безопасности, военная служба, дипломатическая и т.д.
Правовой статус государственных служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная служба.
Российское законодательство о государственной службе определяет систему и виды государственной службы. Закон № 58-ФЗ классифицирует государственную службу на три вида, составляющих единую систему: гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъекта РФ.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Путем внесения изменений и дополнений в Закон № 58-ФЗ могут быть установлены и другие виды федеральной государственной службы. В субъекте РФ организуется гражданская служба субъекта РФ.
При прохождении различных видов государственной службы РФ устанавливаются конкретные ограничения. К общим ограничениям относятся:
а) ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прекращением. Законодательство обо всех видах службы, например, определяет, что гражданин не может быть принят на государственную службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
б) ограничения, связанные с прохождением государственной службы. К таким, например, относится ограничение исполнения должностных обязанностей в связи с отстранением от замещаемой должности или расторжением служебного контракта (появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения; грубое нарушение должностных обязанностей).
Соответствующие законы о государственной службе, служебные контракты и должностные регламенты устанавливают множество обязательств служащего при прохождении государственной службы различных видов. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов определяется в данном контексте установлением для каждого вида государственной службы однотипных или традиционных обязательств для государственного служащего, например: обязательств по правильному, добросовестному и на высоком профессиональном уровне исполнению возложенных на служащих должностных обязанностей; обязательств соблюдения законодательно установленных ограничений и запретов; обязательств соблюдения требований к служебному поведению; обязательств заключения служебного контракта и соблюдения всех его условий; обязательств при проведении аттестации, сдачи квалификационных экзаменов, соблюдения служебного распорядка государственного органа, по дополнительному профессиональному образованию, профессиональной переподготовке или повышению квалификации.
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации Российская газета, 19 января 2009 г
.Федеральный Закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ
3.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред.14 февраля 2010 г.)
4.Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ. (ред. от 28.12.2010) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2011)
5.Административное право под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2006 - 703 с
6.Бакун В.М. Обязанности государственных служащих правоохранительной службы. Современное право. 2006. № 8 (1)
7.Богатырева Н.М. Гарантии реализации прав и свобод военнослужащих Государство и право России в XXI веке: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Готика, 2006
.Богатырева Н.М. Правовые гарантии реализации правового статуса военнослужащих Закон и право. 2006. № 11.
9.Прибытко Ю.А. К вопросу о понятии обязанности государственного служащего Бизнес в законе: экономико-юридический журнал. - М.: Юр-ВАК, 2008. - №1. - С. 62-63.
10.Старилов Ю. Н. Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М.: Издательство НОРМА, 2007 - 600 с.