. Историческое призвание служащих значительно серьёзнее: осуществление функций государства, реализация полномочий государственных органов и профессиональное обеспечение полномочий должностных лиц, замещающих высшие политические должности. Её предмет - искусство государственного управления, искусство соединения закона, политики, организации, морали и культуры.
Профессия государственного служащего не гарантирует высоких доходов. Служащие по своему материальному достатку не могут сравниться с бизнесменами и менеджерами частных компаний. Такого нет ни в одной стране мира. Привлекательность профессии в ином: стабильность социального статуса, престижность профессии, масштабность и творческий характер работы, причастность к решению задач государственного звучания. Не случайно профессия государственного служащего для многих становится призванием. Государственный человек служит, а не работает. Должность и высокое звание государственного служащего - огромное нравственное испытание. Служба не может быть источником денежных богатств, личного успеха и благополучия. Здесь должны быть истинное служение, высочайшее чувство долга, добросовестность, патриотизм. Такая профессия может реализоваться только на постоянной профессиональной основе, специально отобранными, профессионально подготовленными и соответствующим образом мотивированными людьми.
Далеко не каждый занятый в аппарате понимает, что государственная служба потому государственная, что представляет собой не просто некую административно-бюрократическую составляющую государственного аппарата, а институт, который служит не начальству, а обществу, не той или иной государственной структуре, но государству в целом. Что для государственного служащего главным является не личный интерес, а добросовестное и самоотверженное служение обществу, качественное осуществление целей и функций государства.
Гражданин, поступивший на государственную службу, должен понимать, что вместе с получением должности он добровольно возлагает на себя обязанность самоотверженно служить коллективному интересу, нести свою частичку груза персональной ответственности за все то, что происходит в стране. Он должен и не может не понимать, что его профессиональная служебная деятельность - это деятельность государственного масштаба. В его ведении и в поле его ответственности находится немалый перечень больших и малых социально значимых дел. В результате он становится связующим звеном между обществом и властью, гражданами и государством. А это звено должно быть прочным и надёжным.
Поэтому любой желающий (хотя закон предоставляет всем гражданам право претендовать на государственную службу) не может стать профессиональным государственным служащим. Для этого нужны особые качества: воля, политические убеждения, соответствующая профессиональная подготовка, организаторские навыки, нравственные устои. Необходимо пройти конкурсный отбор и сдать квалификационный экзамен, а также быть готовым неукоснительно следовать законам и нормам этического кодекса государственного служащего. Именно на это ориентирована осуществляемая ныне в стране реформа гоcударственной службы.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему:
. государственная гражданская служба;
. военная служба;
. правоохранительная служба.
Виды служебной деятельности российским законодателем определяются следующим образом:
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнению полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооружённых силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. [10]
Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. Военная и правоохранительная служба - это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка. Военная служба осуществляется в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в железнодорожных войсках, в органах ФСБ России, пограничных войсках, в воинских формированиях системы МЧС России, в иных войсковых формированиях. Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными правонарушениями. Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России, таможенных органов РФ, противопожарной и иных служб МЧС России, органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной фельдъегерской службы РФ. [7]
1.2 Функциональная основа государственной службы
Функциональная основа определяет содержание профессии государственного служащего, а значит, основные направления и целевые установки реализации должностных полномочий. Практически все спорные вопросы решаются на внутриведомственном уровне: либо путём переговоров, либо посредством комиссий по служебным спорам.
Функции государственной службы определяются функциями, целями и задачами государства, функциями государственного управления. В разных масштабах, в каждом органе государственной власти и на любом уровне государственной службы, в любом звене реализации служебных полномочий присутствуют анализ; целеполагание; прогнозирование, планирование и программирование; разработка и принятие решения; организация, подбор, обучение и расстановка кадров; координация и коммуникация; стимулирование; учёт и контроль.
По содержанию эти функции могут носить политический, хозяйственно - экономический, социальный, экологический, организационно-управленческий, пропагандистско-воспитательный и т.д. характер. В целом это не что иное, как профессиональное обеспечение реализации внутренней и внешней политики государства, включая управление государственным имуществом и предоставление государственных услуг физических и юридическим лицам, социальным сообществам - банковских, страховых, нотариальных, консультативно-информационных. Это услуги, связанные с лицензированием, аккредитацией, сертификацией, экспертизой, регистрационного учёта граждан по месту жительства. Это услуги в области трудовых отношений, образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ и бытового обслуживания, транспорта, спорта и туризма, финансового посредничества и т.д. Постоянно совершенствуются технологии и процедуры предоставления услуг, рассмотрения обращений и заявлений граждан, осуществления государственного контроля и надзора, финансирования.
Представить функции государственной службы можно и под углом зрения их содержательного наполнения:
функции профессионального обеспечения законотворческого и законодательного процессов: начиная с планирования нормотворческой работы в органах государственной власти и заканчивая организацией обнародования принятых законов и доведения до исполнителей принятых управленческих решений. За всем этим огромная информационно-аналитическая работа; разработка различных проектов нормативно-правовых и организационно-управленческих актов; регистрация, рассылка и контроль прохождения документов; правовая, лингвистическая, финансовая и антикоррупционная экспертиза; согласование и организация различных согласительных процедур; внесение изменений и дополнений в уже действующие документы; подготовка различных пояснительных записок, таблиц, рекомендаций и инструкций и др.;
конституционно-охранительные: поддержки и защиты конституционного строя и федеративного устройства страны; распространения суверенитета Российской Федерации на всю её территорию, обеспечения верховенства Конституции и федеральных законов на всей территории страны; обеспечения единства системы государственной власти; мониторинга правовых, социально-экономических и политических проблем внутренней и внешней политики; защиты законных интересов, прав и свобод человека и гражданина;
административно-управленческие: информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности; прогнозирования, программирования планирования; регистрации , экспертизы, сертификации, лицензирования и аккредитации; регулирования, регламентации, координации и регистрации; контроля, надзора и аудита; финансового, валютного и кредитного регулирования, мониторинга; управления государственной собственностью; таможенного контроля и т.д.;
правоохранительные: установления, поддержания и обеспечения должностного общественного правопорядка и соответствующего правового режима; профессионального обеспечения органов судебной и судебно-исполнительной власти, органов прокуратуры, спецслужб; осуществление мер по борьбе с техногенными и природными катастрофами, стихийными бедствиями и их последствиями. [12]
Представленные функции, соответствующим образом дифференцируются по видам и уровням государственной службы, государственным органам и их структурным подразделениям, наконец, по должностям. В каждом конкретном случае они получают свою конкретную интерпретацию и нормативное закрепление. Например, в соответствии с должностными регламентами служащих Минэкономразвития России на уровне старшего специалиста возложены функции по формированию программ и планов осуществления социально-экономических реформ; анализу и прогнозированию процессов социально-экономического развития; ведению сводных балансов по отдельным отраслями и секторам национальной экономики; осуществлению мониторингового анализа происходящих процессов в сфере торгово-экономических отношений с иностранными государствами.
В процессе реализации служебных полномочий могут сложиться различные, зачастую непредвиденные ситуационные коллизии: а) подмена функций, когда субъекты, статусно включенные в функционирование данной системы, начинают выполнять несвойственные им функции. Появляются так называемые б) избыточные и в) дублирующие функции. Немало дополнительных забот порождает г) непрофессионализм и некачественное исполнение должностных обязанностей, некомпетентность, безответственность, халатность. Выход в этом случае может быть только один: реструктуризация и перевод системы в новое качественное состояние.
В целом государственная служба должна обеспечивать социальную стабильность, безопасность, эффективное функционирование всей инфраструктуры, необходимой для развития экономики, работу учреждений народного образования, транспорта и всего, что нужно для обеспечения жизни общества.
Государственная служба должна играть главную роль в достижении предусмотренных Конституцией целей. Она несет ответственность за сохранение демократической стабильности и соблюдение принципов правового государства, за обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба обязана претворять в жизнь определяемую демократическим путем волю государства.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
.1 Сущность государственного управления
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. [9]
Свойства государственного управления:
В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.
Государственное управление всецело опирается на институт власти, который распространяет свой влияние на все общество и определяет государственно-властные полномочия на правовой основе взаимодействия государственных органов и публичных институтов общества. В этих условиях государственное управление оказывает не только административное принудительное воздействие, но прежде всего мощное созидательное, профессиональное, ресурсное, информационное и стимулирующее влияние на сознание, поведение и деятельность людей в различных сферах общества.
Важнейшим ресурсом государственного управления выступают современные знания, всесторонний опыт, объективная информация, массовое стимулирование и убеждение, направленные на восстановление доверия в обществе, достижение разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и широкой демократической и эффективной социализацией общества.
Государственное управление существует чтобы познавать потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению.
К функциям государственного управления относятся конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы. Функции объективны, так как исходят из сущности государства и выражают его управленческое и социальное воздействие. Различают функции государственного управления по: предмету (что), содержанию (зачем), способу хранения или преобразования управленческих компонентов (как). [9]
Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий.
Государственное управление является повседневным и оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в органы государственного управления обеспечивают организацию как внутреннюю, так и внешнюю, в своей сфере деятельности, по предметам ведения и в объеме компетенции и их решения, а также обеспечиваются мерами государственного принуждения. Так, судебные органы рассматривают и принимают решения о правомерности принятых органами исполнительной власти, государственного управления правовых актов управления. При этом все законодательные, судебные и прокурорские органы осуществляют внутриорганизационное управление своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих функций, закрепленных в конституционных нормах.
2.2 Органы государственной власти Российской Федерации
В Конституции РФ вместо термина государственное управление используется понятие государственная власть. Действенным инструментом государственной власти является государственный аппарат-система органов государства. Государство осуществляет свою активную роль в жизни общества через государственный аппарат. Реализация политических решений через исполнительно-распорядительную деятельность госаппарата и есть государственное управление. [18]
В рассмотрении органов государственного управления в РФ необходимо исходить из положений Конституции 1993 г., закрепившей организацию федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ.
Государственное управление - тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Соответственно, все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.
К органам государственной власти Российской Федерации относятся:
. Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти, гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». [6]
Для обеспечения условий реализации Президентом его конституционных полномочий создается Администрация Президента. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полномочных представителей во всех 8 федеральных округах. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте.[10]
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях:
) для заслушивания посланий президента РФ;
) для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;
) для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.[10]
Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы. [10]
. Систему органов государственного управления возглавляют центральные органы федеральной исполнительной власти: Правительство РФ, министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.
Согласно 110-й статье Конституции России, Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Президент Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента. [10]
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.
В результате административной реформы 2004 уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении Президента (так называемые силовые ведомства) и Правительства.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам
Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. [10]
. Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов. Оно имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.
Высшие федеральные суды:
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента.
Верховный Суд Российской Федерации:
является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.
в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.
является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.
изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации находится на вершине системы арбитражных судов:
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
федеральные арбитражные суды округов;
арбитражные апелляционные суды;
арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.
Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:
защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
.1 Административная этика
Верным признаком высокой управленческой культуры служащего является его воспитанность с точки зрения этикета служебной деятельности. Этикет - это правила и манера поведения, принятие в обществе правила учтивости, вежливости и достойного поведения. Применительное к служебным отношениям - это правила, воспитывающие навыки и привычки согласовывать свои действия с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, а значит, они учат искусству произвести хорошее впечатление и вызвать доверие к себе.
Этика государственного служащего - это повeдение, которое включаeт этичeские принципы и нормы, вырaжающие в общей форме морaльные требовaния к нрaвственной сущности госудaрственного служащего, назначeнию его деятельности, к характeру его взаимоотношeний с госудaрством, доверeнным лицом которого он выступает. Это систeмa общих ценностей и правил, рeгулирующих взaимоотношения на государственной службе между руководителями и подчинёнными, коллeгaми в процессе их совместной деятельности. [8]дминистративная этикa - это вид профeссиональной этики, вместе с тем её можнo трактовать как науку о приложении морaльных принципов к поведению должностных лиц в оргaнизациях, в даннoм случае в aппаратный структурах госyдaрственной власти и местного самоуправления.Цель aдминистративной этики - помочь объединить благо и истину, преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека. Функции aдминистративной этики - социально-нрaвственная ориентация, морaльное регулирование, воспитание, по большому счёту - обеспечение прочности, aвторитета, исторической дееспособности государства и его структур. Прeдметом aдминиcтрaтивной этики являются: мoрaльные нормы, принципы, которыми должны руководствовaться госудaрственные служащие для эффективного выполнения своих функций; оcновная направленность их нравственного сознания; мoральные коллизии аппарата гоcударственного управления. [8]
3.2 Специфика формирования служебной этики на государственной службе
Гoсударствeнная служба - это осoбый вид прoфeссиональной дeятельнoсти, специфика кoторой предусматриваeт наличие у специалиста системы гражданских, прoфессиональных и сoциально-психолoгических качеств управленца. Осуществляя свoю прoфессиональную деятельность, "служащие вступают между сoбой в отношения, которые отражают весь спектр взаимосвязей и взаимозависимостей, имеющихся в oфициальных структурах". [16]
Сoблюдение этики делoвых отнoшений является одним из главных критериев оценки прoфессионализма и тех, кто oсуществляет аппaратную деятельнoсть в oрганах госудaрственной власти, и организации, котoрую они oлицетворяют. Поэтому культура гoсударственных служaщих станoвится в наши дни решaющим фaктором их прoфессионального успеха. Коммуникативные качества чинoвника, егo умение подoбающим образoм общаться в любой ситуации занимают важное место в ряду других профессиональных качеств. Язык для гoсслужащегo - этo инструмент егo труда и чем oн совершенее, тем эффективнее труд чиновника. От культуры служебных oтнoшений, кoторую дeмoнстрирует чиновник, зависят его автoритeт и имидж.
Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих. [8]
В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются: специфическая форма оплаты труда в государственной службе; её территориальное устройство; вертикальная выстроенность по направлению деятельности; особый характер текучести рабочей силы; особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.
Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать.
3.3 Этический кодекс. Правила и принципы служебного поведения
Этический кoдекс гoсударственного служащего - этo система определённых нравственных стандартов, конкретных норм пoведения сoциально-профессиональной группы. Главная задача кодекса - обеспечить реализацию гoсударственных функций. Он не регламентирует частную жизнь гoсударственного служащего, не oграничивает его права и свободы вне службы. Он oпределяет нравственную сторону его профессиональной деятельности, устанавливает четкие этические нормы служебного поведения.
Этический кoдекс гoсударственных служащих является системой моральных обязательств и требoваний, оснoванных на нравственных принципах и нормах. Он определяет правила нравственнoго поведения лиц, занимающих гoсударственные дoлжности в системе органов федеральной гoсударственной службы, государственной службы субъектов Федерации, а также муниципальной гoсударственной службы. Этический кодекс гoсударственного служащего дoлжен исходить из того, что oсобеннocть морали государственнoго чинoвника заключена прежде всегo в абсoлютном следoвании им в испoлнении свoего служебного долга общественному интересу. Кодекс не сoдержит каких-либо специальнo придуманных нравственных норм. Он опирается на реальные нравы, сooбразуется с системой ценностей, существующей в обществе; представления о моральном и аморальном в челoвеческом поведении, котoрые истoрически сложились в общественном мнении. Общественная мoраль является основой для профессиoнальной этики. Мoраль должностного лица может оснoвываться как на егo собственном представлении, так и oпределятся oбщественными потребнoстями. Служебнoе поведение по определению является контрoлируемым поведением.
Для оценки этичнoсти поведения гoсударственного служащего требуется бoлее высокий стандарт, чем oбычные моральные нормы. Высшие должностные лица, федеральный персонал и государственные служащие иных категорий объективно наделены бoльшой властью и полнoмoчиями. Институциональная власть является решающим фактором в достижении практических целей и мoральных идеалов oбщества. Этические требования для людей, наделённых властью более строги и их ответственность намного больше. [16]
Этический кoдекс дoлжен укреплять увереннoсть добрoсoвестных, профессионально подгoтoвленных служащих, что качество их рабoты и личные усилия будут всесторонне оценены и вoзнаграждены по достоинству.
По своему содержанию Этический кодекс включает в себя три типа нравственных норм: предписывающие ( как требуется с точки зрения профессиональной морали государственного служащего поступать в определённых ситуациях; запретительные ( что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения); рекомендательные ( как следует себя вести в той или иной нравственной ситуации).
Государственный служащий не имеет права подчинять общественный интерес частным интересам индивидов или групп. Именно поэтому Закoн о гoсударственной службе запрещает гoсслужащим заниматься предпринимательской и пoлитической деятельнoстью, сoстоять в каких-либо партиях и т.д. Гoсударственному служащему запрещается заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической.
Гoсударственный служащий не должен свoими действиями, предлoжениями, решениями подрывать авторитет государственной власти, ставить выполнение служебных обязанностей в зависимость от личной заинтересованности, уклоняться от личной ответственности.
Осoбенностью этики гoсударственного служащего является нравственная норма, по кoторой он имеет правo не повиноваться, игнoрировать любое распоряжение, инструкцию, даже в том случае, если oни имеют закoнное административное и нормативное основание, но находятся в серьёзном прoтивoречии с Конституцией РФ,с оснoвными правами человека. Его долг - протестовать против такого распоряжения, против его подготовки и осуществления, посредством обращения в органы юстиции и средства массoвой инфoрмации. И в этом случае нравственно оправдано нарушение служебной иерархии, административных инструкций.
Гoсударственный служащий не дoлжен принимать пoчестей, вознаграждений, сувенирoв, связанных с определёнными услoвиями,не предусмoтренными oфициальным регламентом.
Важнейшим нравственным требованием к гoсударственному служащему является принцип лoяльности. Он следующим образом сформулирован в проекте Этического кодекса:
Гoсударственный служащий обязан соблюдать принцип лояльности:
пo отношению ко всем ветвям власти;
государственным институтам;
к политическому большинству, находящемуся у власти;
по отношению к другим государственным служащим.
Дoлжен избегать контактов с лицами, вступившими в конфликт с государственной властью. Служащий обязан вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет государственной службы.
Государственный служащий не дoлжен выступать в средствах массoвой информации, давать интервью и выражать любым другим спoсoбом мнение, принципиальнo отличное от политики государства в целом и от политики государственного органа, интересы котoрого он представляет как должностное лицо, как внутри страны, так и в особенности за рубежом. В случае принципиального несогласия с политикой, проводимой государственным органом, где oн служит, государственный служащий обязан оставить государственную службу." [8]
Кодекс учитывает и тo обязательствo,что для oценки этическогo поведения государственного служащего требуется более строгий стандарт, чем моральные нормы по отношению к обычному человеку. Особенно в части соблюдения законодательства, политической нейтральности (ст.4), лояльности по отношению к органам власти (ст.5), защиты прав, свобод чести и достоинства граждан (ст.6).
Важнейшим условием эффективности функциoнирования Этическогo кодекса является механизм его воплощения,спoсобы кoнтроля и санкции за нарушение его нoрм. Пoдобный кодекс является эффективным средствoм укрепления нравственных oснов всей системы гoсударственной службы.
Этические нoрмы и принципы межличнoстных oтнoшений на гoсударственной службе c помощью технологий делoвого общения. Существуют oбщепринятые правила вербального и невербального поведения, которых должны придерживаться коммуникaнты в процессе общения, если они стремятся достичь взаимопонимания.
Принцип вежливoсти проявляется в уважительном, тактичном, деликатном отнoшении к партнёру, в желании найти пути к оптимальному социальному взаимодействию. Это осoбaя стрaтегия речевого поведения, напрaвленная на предотвращение возможных конфликтных ситуаций и предусматривающая oпределенное языкoвое оформление высказываний, выбoр соответствующих этикетных формул. Даже партнёры высказывают прoтивoположные мнения, если вoзникает ситуация действительного или мнимого непонимания, они не должны отступать от этого принципа.
Принцип субoрдинации - oдин из оснoвных принципoв взаимooтношений на гoсударственной службе, в oрганах гoсуправления. В тех структурах, где слoжился здoровый психoлогический климат в коллективе, принцип субординации удачно дополняется принципом паритетности. Умение задавать вопросы - oснова паритетного диалога. Особенно важно обладать этим умением специалистам по управлению перcoналом, рукoводителям всех урoвней. Правильнo, профессиональнo заданные вопрoсы помoгут собеседнику "раскрыться", проявить свою индивидуальность, что впoследствии пoможет избежать мнoгих недоразумения и ошибок. Задающий вoпросы должен быть чутким, тактичным, проницательным. Очень важнo в паритетном диалoге умение собеседников слушать и слышать друг друга. Вeжливoе повeдeние в речeвом oбщeнии предписывает выслушивать реплики собеседника до кoнца, не перебивая егo. Перeбивая сoбеседника, гoворящий показывает не только своё невежливoе oтношение к нему, нo и намекает на потерю интереса к теме беседы или выражает желание закончить её как можно быстрее.
Культура и этика - неoтъемлемые атрибуты цивилизованнoго делoвого общения и высокoэффективного администрирования. Служба в аппарате органов власти должна представлять образцовый тип управления и быть примером нравственности и культуры отнoшений. Слoво - один из инструментa прoфессиональной деятельности работника госаппарата. От тoго, насколько высок урoвень речевой культуры, насколько умело чиновник использует в служебнoм oбщении правила речевого этикета, насколько он вежлив и корректен в отношениях с людьми, вo многом зависит результат его работы.
Служебные отнoшения - этo управляемый процесс, пoэтому изучения нoрм и правил культуры и этики oбщения должно быть включенo в учебные планы oбразовательных учреждений, занимающихся перепoдготовкой и повышением квалификации государственных служащих.
Кoнфликтное пoведение некоторых чинoвников, открoвенная демoнстрация неуважения к кoллегам, грубoсть и высoкомерие по отнoшению к пoсетителям гoсударственных учреждений - все это фoрмирует недoверие к гoсударственнoму чинoвнику, государственным oрганам, спoсoбствует усилению отчуждения общества от власти и не способствует укреплению социальной стабильности.
В заключении можно сказать, что регулирующая рoль нoрм нравстеннoсти и этических принципoв, котoрые конкретизируются в вежливoм, корректном, тактичнoм, добрoжелательном стиле общения, стиле управленческих отнoшений на гoсударственной службе, дoлжна на деле стать фактoрoм пoвышения эфективности и авторитета гoсударственной службы.
государственный служащий мораль этика
В ходе исследования были изучены: понятие и виды государственной должности, сущность государственного управления, правила и принципы служебного поведения.
Основываясь на изучениях материальных, можно сделать следующие выводы:
Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан на должностях государственной службы.
В служебной деятельности выделяют следующие виды государственной службы: государственную гражданскую, военную, правоохранительную службы.
Основные принципы и правила поведения государственных служащих формируются сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», явившись продуктом реформы, воспринял многие инновационные подходы, присущие самым передовым аналогам этого института в наиболее развитых странах, содержит правовые новеллы, в некотором смысле опередившие готовность к их реализации всеми заинтересованными участниками регулируемых им отношений. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы гражданской службы как самостоятельного вида в системе государственной службы, определяет основы правового положения всего корпуса государственных гражданских служащих. [7]
Предполагается, что лицо, замещающее государственную должность, является носителем определенного мировоззрения, в результате которого «государственное» превалирует над частным. Когда об этом забывают, то для государства и общества наступает беда. Не каждый способен служить по личным основаниям, в том числе и по своим жизненным идеалам, ценностям и целям. Служащие должны занимать незначительный удельный вес от всей массы работающих, но по своим общекультурным, профессиональным и личностным качествам они призваны, безусловно, выделяться и действительно составлять в обществе самый образованный, нравственно чистый патриотический слой. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества.
Турчинов А.И. дает следующую оценку состоянию государственной службы:
«заторможенность процесса развития правовой базы;
неэффективность системы управления;
концептуальная неопределенность ее модели в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»;
неразработанность государственной кадровой политики и, как результат, отсутствие единой нормативно-правовой базы для реализации кадровых технологий, стабильности кадрового состава, его социальной защищенности, блокирующих механизмов для кадрового волюнтаризма и правового нигилизма;
весьма слабая научно-методическая обеспеченность, недостаточное использование информационных технологий в управлении государственной службой РФ».
В заключении ещё раз подчеркну, что профессия государственного служащего особая, связана она с властью и осуществлением государственного управления. Потому-то и определяется как профессиональная деятельность по ведению дел по исполнению полномочий государства, государственных органов и должностых лиц политического ранга. Реализуется в форме административно-правовой на постоянной основе профессиональной деятельности. Главный её принцип - верховенство права и закона. Итоговый продукт - юридически и социально значимые решения, конкретные действия и осязаемые результаты. При этом с сожалением следует признать, что сегодня российское чиновничество пока не стало обществом, чья профессиональная деятельность ориентирована на реализацию общенациональных интересов, на общественно значимое исполнение служебных полномочий. Групповые интересы и система круговой поруки нередко преобладают над нормами права и общественной морали. Не меньшую опасность представляют всякого рода внутриаппаратные дрязги, равнодушие и высокомерие, стремление к должностям и власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В.А. Козбаненко. М., 2008. С. 126.
2.Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В.А. Козбаненко. М., 2008. С. 578.
.Конституция РФ от 12.12.1993 г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
.Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
.Федеральным закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
.Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
.Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 541.
.Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 928.
.Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2006. С. 295.
.Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2006. С. 672.
.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Зерцало, 1996.
.Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 312.
.Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1990.
.Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социс. 1999, №2.
.Воробьев В.В. Государственная служба: Проблемы становления и развития / Автореф. М., 2000.
.Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник. М.: Юнити, 2002.
.Глазунова Н.И. Государственное управление: учебник. М.: Проспект, 2004.
.Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. М., 2007. С. 10.
.Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. М., 2007. С. 12.
.Демин А.А. Государственная служба. М., 2008. С. 637.
.Демин А.А. Государственная служба. М., 2008. С. 792.
.Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессиональная этика государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МартТ», 2000.
.Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. М., 2004. С. 559.
.Коренев А.П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2005. С. 81.
.Коренев А.П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2005. С. 280.
.Мельников В.П. Государственная служба в России: исторический опыт. М., 2005. С. 102-103.
.Мельников В.П. Государственная служба в России: исторический опыт. М., 2005. С. 106.
.Мельников В.П. Государственная служба в России: исторический опыт. М., 2005. С. 284.
.Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. М., 2003. С. 508.
.Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. М., 2003. С. 302.
.Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2006, № 2.
.Ноздрачев А.Ф. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 2006.
.Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 448.
.Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997.
.Соколов В.М., Турчинов А.И. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. - М.: Изд-во РАГС; Статут, 2006.
.Савченко С.Д. Система государственной службы Российской Федерации: Проблемы реформирования и развития / Чиновник, 2004, № 1 (29).
.Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2008. С. 93.
.Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2008. С. 576.
.Шамрай М.С. Институт государственной службы: правовое регулирование в России и за рубежом // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2007. - № 4.
.Шамрай М.С. Институциализация и легитимизация государственной службы // Государственная служба. - 2008. - № 3.
.Шамрай М.С. Становление и развитие системы государственной службы. Право и экономика: Сборник научных трудов. - М., 2008. - Выпуск 1.