Антимонопольная политика России
Введение
Важным направлением государственного регулирования отраслевых рыночных
структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная политика
правительства, то есть корректировка такой деятельности фирм, которая
рассматривается как наносящая ущерб конкуренции на рынке.
Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить
такие, как:
• обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в
экономике;
• предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного
поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые
рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние;
• помощь одним группам экономических агентов за счет других (например,
содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их
эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами
деятельности).
Первый вариант антимонопольного законодательства в России - Закон
Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» - был принят в 1991 году. Он базировался главным образом на
принципах конкурентной политики, изложенных в Римском договоре ЕС (в частности,
ст. 85 и 86). Закон определил основные положения государственной
антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение
злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном
рынке, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления.
Целью данной курсовой работы является анализ антимонопольной политики
России. В качестве основных задач курсового проекта является анализ образования
монополий в России, а также антимонопольная политика в отношении различных
видов монополий.
Глава 1. Экономическая природа и роль монополий в современной
рыночной экономике
.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования
При несовершенной конкуренции на рынке отдельного товара или услуги
работают в отличие от совершенной конкуренции не множество отдельных
производителей, а много или несколько, а порой остается и всего одна фирма.
Сокращение числа фирм происходит под влиянием ряда факторов, так
называемых барьеров рынка. Барьеры рынка - это препятствия для входа на рынок
данного товара. Труднопроходимыми или непреодолимыми барьерами рынка могут
быть:
· высокий уровень концентрации производства,
· собственность на ресурсы,
· патенты и лицензии,
· государственное регулирование,
· таможенные пошлины и квоты и т. д.
Рассмотрим более подробно значение такого барьера, как высокий уровень
концентрации производства. Дело в том, что при производстве и реализации многих
товаров экономически эффективнее крупные предприятия. Это обусловлено,
во-первых, динамикой долгосрочных средних издержек производства (LAC -
long-run average cost), которые в ряде производств неуклонно снижаются с
ростом объема выпускаемой продукции и начинает возрастать уже при значительных
объемах производства.
Во-вторых, при правовом регулировании рыночных отношений и превращении
информационного ресурса в товар крупная фирма может сэкономить на так называемых
транзакционных издержках (transaction - сделка).
Участвуя в рыночных сделках, необходимо, как подчеркивает Pональд Коуз
(США), нести транзакционные издержки. Транзакционные издержки - это «издержки»
сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия
решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».
Стремясь сократить транзакционные издержки, фирма укрупняется. Только на
рынке совершенной конкуренции трасакционные издержки равны нулю. Этот вывод
получил название «теорема Коуза».
Моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие признаки:
· наличие барьеров вступления в отрасль;
· много (но не множество), несколько или одна фирма;
· возможность в определенных пределах влиять на рыночную цену и
объем производства;
· использование неценовых методов конкурентной борьбы
(дифференциация продукта, реклама, послепродажное обслуживание);
· сочетание рыночной саморегуляции и планового регулирования,
как государственного, так и внутри- и межфирменного.
Государство, стремясь поддержать рыночную систему, защитить права
потребителей, не допустить нечестную конкуренцию, регулирует в той или иной
степени деятельность фирм на рынках несовершенной конкуренции.
1.2 Виды монополий
К рынкам несовершенной конкуренции относятся чистая монополия,
монополистическая конкуренция и олигополия.
Чистая монополия
Слово «монополия» происходит от двух греческих слов, означающих
«единственный продавец». Чистая монополия существует, когда одна фирма является
единственным производителем продукта, у потребителей нет выбора, и в этом
смысле продукт монополии для них уникален. Поскольку у чистого монополиста
отсутствуют прямые конкуренты, то у него нет необходимости «завоевывать»
потребителей. Его рекламная деятельность носит характер связей с
общественностью и проводится ради престижа и формирования благоприятного
общественного мнения. Барьеры вступления новых фирм на этот рынок
труднопреодолимы.
Поскольку чистый монополист - единственный в своей отрасли, то спрос на
его продукцию является одновременно и рыночным спросом. Определение цены и
объема производства чистым монополистом будет осуществляться на основе его
средних издержек производства и рыночного спроса. Рыночный спрос единственное
ограничение для чистой монополии в установлении цены, если она не регулируется
государством.
Стараясь максимизировать прибыль, чистая монополия может использовать
ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация - это способ ценообразования
когда, при одинаковых средних издержках производства для различных групп
потребителей назначаются различные цены (например, тарифы на электроэнергию,
междугородние телефонные переговоры в дневное и ночное время).
Четкое выделение групп потребителей и невозможность перепродажи товара и
услуги необходимы для использования чистой монополией ценовой дискриминации.
Разновидностью чистой монополии может быть естественная монополия.
Естественная монополия - это тип рынка чистой монополии, на котором
экономически эффективно отсутствие конкуренции в связи с тем, что минимальные
средние долгосрочные издержки при любом объеме производства могут быть получены
при работе на рынке только одной фирмы. Например, водой в городе всех снабжает
один производитель.
В России к естественным монополиям относят электропроизводство,
электроснабжение, коммунальное хозяйство, транспортировку газа и нефти по
трубопроводам, обычную почтовую связь, терминалы портов, аэропортов, железные
дороги.
Естественные монополии, как правило, регулируются государством с
использованием следующих методов:
Монополистическая конкуренция
При монополистической конкуренции на рынке имеется относительно большое
число мелких, средних и крупных фирм. Таковы розничная торговля, бытовые
услуги, общественное питание, производство одежды, обуви и т.п. Важным
признаком монополистической конкуренции является так называемая
«дифференциация» продукта, т.е. наличие разных видов товара. Благодаря им,
рынок отдельного товара образует сеть взаимосвязанных микрорынков отдельных
продавцов, на каждом из которых можно влиять на намерения покупателей,
побуждать их платить более высокую цену за усовершенствованный товар.
Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией легко, так как
требуется относительно небольшой капитал, однако по сравнению с чистой
конкуренцией необходимы дополнительные финансовые затраты на рекламу и
совершенствование качества продукта.
Соперничество в условиях монополистической конкуренции сосредоточивается
как на цене, так и на неценовых факторах, таких как качество, реклама, после
продажное обслуживание.
Определение цены и объема производства фирмами, действующими в условиях
монополистической конкуренции, может иметь сходство как с чисто конкурентным
рынком, так и с чистой монополией. В краткосрочном периоде фирма, производя
дифференцированный товар, ведет себя как чистый монополист и получает
экономическую прибыль.
В долгосрочном периоде фирма, действующая в условиях монополистической
конкуренции, как и чисто конкурентный производитель, ориентируется на
безубыточность. Получение прибыли в краткосрочном периоде может привлечь новых
производителей. Кроме того, усиливается конкуренция в связи с появлением
большого числа продуктов-заменителей. Это влечет за собой исчезновение
экономической прибыли.
Олигополия
На рынке олигополии действуют несколько фирм. Олигополистами могут быть
не только крупные компании, но и фирмы, абсолютные размеры которых не очень
велики, но которые играют роль ведущих производителей в рамках
специализированных производств или локально территориальных рынков.
В отличие от чистой и монополистической конкуренции при олигополии
появляется новая черта в конкурентной борьбе: ни одна фирма в
олигополистической отрасли не решится изменить свою ценовую политику, не
попытавшись оценить наиболее вероятные действия основных конкурентов.
Взаимозависимость, вытекающая из немногочисленности участников олигополии,
заставляет при установлении цены и объема производства учитывать не только
собственные издержки производства и спрос, но и ответную реакцию конкурентов.
К олигополии относятся картели. Картель - это тип олигополии, когда фирмы
заключают между собой открытое или тайное соглашение о цене, общем объеме
производства и квотах Квота устанавливает долю каждой фирмы-участницы картеля в
общем объеме производства и продаж.
Картельные соглашения могут заключаться между производителями разных
стран. Например, в ОПЕК (ОРЕС - Organization of Petrolenm Exporting Contriec),
созданный в 1960 г., входят 13 стран-производителей сырой нефти: Саудовская
Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Алжир, Габон, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты,
Индонезия, Нигерия, Венесуэла, Эквадор. Страны-участники этого международного
контроля контролируют 73% мировых запасов, 50% добычи и 90% мирового экспорта
сырой нефти.
В высокоразвитых странах отношение к монополиям, однако, двоякое.
Приводятся аргументы и «за», и «против» существования монополий (табл. 1).
Таблица 1. Роль монополий в экономике
Негативные проявления
|
Позитивные проявления
|
Неэффективность
распределения ресурсов из-за возможности ограничивать выпуск продукции и
устанавливать завышенные цены Торможение
НТР, так как нет стимула для повышения эффективности из-за отсутствия
конкурентов. Чрезмерная ограниченность конкуренции ведет к
длительному перераспределению доходов в пользу монополистов.
|
Низкие долгосрочные средние
издержки, лучшее качество товаров, разнообразие ассортимента. Преимущество в использовании достижений НТР,
благодаря достаточным финансовым ресурсам и сильным стимулам для проведения
НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок). Сохранение и укрепление конкурентоспособности на
мировых рынках требуют концентрации финансовой и производственной мощи.
|
То, насколько монополия реализует свои позитивные или негативные
тенденции, во многом зависит от эффективности государственного антимонопольного
регулирования и роли общественного воздействия.
1.3 Предпосылки формирования и развития современных
российских монополий
Главная причина образования монополий в России - это
процесс глобализации, который проходит сейчас во всем мире. В результате
глобализации образуются транснациональные корпорации. Современные международные
компании существуют в различных организационных формах, соответствующих
требованиям их бизнес-стратегий.
Организационно-правовая форма большинства
международных компаний - это акционерные общества публичного или частного
права.
Рассматривая международные компании в качестве
объединения производственных, сбытовых, финансовых и других подразделений,
расположенных в различных странах, в единое целое, следует выделить следующие
их формы: тресты, концерны, конгломераты, финансово-промышленные группы.
Трест - это объединение подразделений, фирм в единую
компанию на основе полного подчинения материнской (головной) компании. Все
подразделения, входящие в трест, теряют свою юридическую и хозяйственную
самостоятельность, а их капиталы принадлежат головной компании. Тресты
образуются, как правило, в результате полного присоединения, поглощения
компании более крупной фирмой. Для трестов характерна вертикальная интеграция,
т.е. объединение компаний различных отраслей, связанных друг с другом
последовательным технологическим процессом. Например, компаний добывающей,
перерабатывающей, химической, металлургической, машиностроительной
промышленности.
Рост числа структурных подразделений и международная
экспансия побудили компании к использованию децентрализованных принципов
управления. Руководить из головного центра всеми аспектами производственной и
сбытовой деятельностью компании, созданной в форме треста, становилось
невозможно. Многие из них стали наделять свои подразделения юридической и
хозяйственной самостоятельностью. Это способствовало созданию объединений в форме
концерна.
Концерн - это объединение в единую компанию юридически
ихозяйственно самостоятельных фирм, управляемых из единого головного центра и
связанных между собой общностью целей и капиталаГоловная (материнская) компания
владеет основным капиталомсвоих подразделений и управляет ими с помощью
финансовых методов. Она также проводит единую финансовую и инвестиционную
политику. Большинство современных международных компаний существуют в форме
концернов. Помимо производственных и сбытовых подразделений в концерн входят
финансовые, страховые и другие фирмы.
В своей деятельности концерны используют принципы
диверсификации. Как правило, это является следствием слияний и поглощений фирм.
Существует разновидность концернов - конгломераты.
Конгломерат - это высоко диверсифицированный концерн.
В его состав входят фирмы, принадлежащие к совершенно разным отраслям и не
связанные по технологической и по торговой линиям. В конгломератах нет четко
выделенной доминирующей продукции. Подразделения конгломератов очень самостоятельны.
Степень контроля со стороны головной компании сводится к минимуму.
Образуются конгломераты путем поглощения в короткий
срок большого числа фирм. Здесь преобладает стремление получить максимальную
прибыль, внедриться в новые высокотехнологичные отрасли и снизить риск рыночных
факторов в различных отраслях. Значительные финансовые ресурсы позволяют
конгломератам финансировать долгосрочные наукоемкие проекты, гибко
маневрировать средствами.
Управлять конгломератами очень сложно, поскольку
каждая отрасль требует специфических навыков, методов, способов оценки
финансовых результатов деятельности.
Наличие организационно оформленного головного центра и
связанных с ним системой акционерного участия структурных подразделений в МНК
позволяет многие из них отнести к финансово-промышленным группам (ФПГ). антимонопольный политика конкуренция естественный
Финансово-промышленная группа
Финансово-промышленная группа - это крупное
объединение фирм, возглавляемое головной компанией, которой может являться
банк, промышленная или торговая компания. В состав ФПГ входят самостоятельные
фирмы различных отраслей: промышленные, торговые, транспортные, страховые
компании, финансовые институты. Головная компания распоряжается капиталом всей
ФПГ и руководит ключевыми аспектами ее деятельности.
В соответствии с национальными законодательствами ФПГ
имеют определенные отличительные особенности и черты.
Существуют три основные формы ФПГ:
1)холдинговая. Головная компания владеет пакетом акций (в большинстве
случаев контрольным) подчиненных ей фирм, но при этомсама не занимается
производственной деятельностью. Ее деятельность сосредоточена на деловом
управлении;
2)трастовая. Трастовые фонды или банки, являющиеся сторонними компаниями,
выполняют роль координаторов членов группы на договорной основе;
3)перекрестное владение акциями друг друга, или сетевая организация внешних
взаимодействий компаний. Эта форма применяется с целью сохранения сконцентрированного
контроля над большим числом компаний в условиях действия антимонопольного
законодательства.
Объединение фирм в ФПГ обеспечивает им облегченный
доступ к финансовым ресурсам, портфельным инвестициям, дает возможность
получать своевременную финансовую помощь. Состав участников ФПГ является
подвижным в соответствии с требованиями бизнес-среды.
Таким образом, существует множество форм
организационного объединения и сотрудничества в рамках МНК. Выбор формы
определяется текущей и перспективной бизнес-стратегиями компании.
Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в
современных условиях в России
.1 Антимонопольная политика в отношении различных видов
монополий в России
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004
г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением
законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг,
о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей
компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Федеральная антимонопольная служба находится в ведении Правительства
Российской Федерации.
Федеральной антимонопольной службе были переданы территориальные органы
упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:а) надзор
и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на
рынке финансовых услуг;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных
монополиях;в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до
внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».
Рассмотрим основные характеристики антимонопольного законодательства
России в современном виде.
. Прежде всего, Закон регулирует злоупотребления, связанные с
доминирующим положением экономического агента на рынке.
. Российское законодательство проводит четкое различие между
горизонтальными и вертикальными соглашениями фирм. Горизонтальные соглашения в
большей степени подрывают конкуренцию на рынке, они более очевидны и потому объявляются
незаконными как таковыми во многих странах. Сложнее обстоит дело с
вертикальными соглашениями (соглашениями типа «покупатель-продавец»). Здесь
вопрос о степени антиконкурентности каждого агента, включенного в вертикальную
цепочку, решается индивидуально, поскольку часто вертикальные соглашения могут
представлять собой превентивную меру против злоупотребления доминирующим
положением какой-либо фирмы и в действительности, несмотря на согласованность
действий покупателя и продавца, способствовать конкуренции. Различение подобных
ситуаций является сильным местом антимонопольного законодательства России. В
отличие от горизонтальных соглашений, которые всегда попадают под действие
закона, вертикальные соглашения становятся объектом внимания антимонопольных
органов, только если они ведут к доминированию отдельной фирмы и если
одновременно ограничивают конкуренцию.
. В отдельных случаях допускается создание явных картельных соглашений,
если согласованная политика фирм, формирующих картель, способствует насыщению
рынка товарами, улучшению качества товаров, росту конкурентоспособности
российских товаров, в том числе и на мировом рынке, а также если положительный
эффект картеля превосходит негативные последствия жесткости картельных цен на
соответствующем рынке.
. Важную роль в законодательстве играет определение доминирующей фирмы.
Определение доминирующей фирмы дается через ее функциональные характеристики.
Фирма признается доминирующей (и следовательно, подвергается возможным
санкциям), если она оказывает решающее воздействие на общие условия
товарооборота на рынке или затрудняет доступ на рынок другим экономическим
агентам.
. Основной метод регулирования возникающих и существующих монополий в
российской практике - это установление лимита цен, хотя, согласно законодательству,
возможно применение такого метода, как демонополизация (разделение или
выделение предприятий и объединений), для фирм, уличенных в монопольных
действиях более чем два раза.
. Отношения к слияниям и поглощениям в российском антимонопольном
законодательстве базируются на количественном критерии - определенной доле
активов и рынка. Несмотря на количественные критерии, слияния и поглощения (в
российской практике - присоединения) могут быть разрешены, если положительные
эффекты (для рынка и экономики в целом) подобного структурного изменения
превосходят его отрицательные последствия.
Таким образом, антимонопольное законодательство России отражает
объективно необходимые цели развития конкуренции в экономике и стимулируют
создание и поддержание наиболее эффективных структур рынка.
2.2 Особенности антимонопольной политики в отношении
естественных монополий в России
Первые предпосылки возникновения естественных монополий появились при
переходе от командной экономики к рыночной в 1992 году в таких отраслях, как
электроэнергетика, газовая промышленность и в железнодорожном транспорте.
Работа ФАС России в сфере контроля над деятельностью естественных
монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам,
которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где
она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы
естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ,
одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых
независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою
работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам.
Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.
Электроэнергетика
Энергетика (электро и тепло) является одной из ключевых сфер экономики в
Российской Федерации. Жизнедеятельность общества и развитие реального сектора
экономики напрямую зависит от надежности и эффективность работы энергетического
сектора.
Электроэнергетика является высоко концентрированной отраслью. Подавляющее
большинство энергоснабжающих организаций (АО-энерго) включено в региональном
разделе Реестра хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение на
товарном рынке с долей свыше 35%. РАО «ЕЭС России» включено в федеральный
раздел Реестра по услугам по передаче электрической энергии по магистральным
сетям и по производству электроэнергии. Происходит создание организационной и
управленческой основы для перехода к конкурентному рынку электроэнергии.
Формируется инфраструктура рынка (технологическая - создана Федеральная сетевая
компания и Системный оператор, а также коммерческая - создан Администратор
торговой системы оптового рынка ЕЭС). В состав Федеральной сетевой компании в
дальнейшем будут переданы магистральные сети, находящиеся в собственности
энергоснабжающих организаций, что позволит обеспечить единство экономического
пространства. Администратор торговой системы (некоммерческое партнерство)
создан как саморегулирующаяся организация, однако сохранение прямого контроля
со стороны РАО «ЕЭС России» и доминирования на рынке сложно говорить о полной
саморегулированности. Поэтому важным моментом является присутствие
государственного представителя в качестве арбитра в наблюдательном совете этой организации.
Процесс подготовки к реорганизации АО-энерго проходит при активном участии
центрального Аппарата и его территориальных управлении в обсуждении и
подготовке заключений по программам реформирования АО-энерго, рассматриваемых
рабочей группы при Комиссии Правительства Российской Федерации по
реформированию электроэнергетики Российской Федерации.
Стратегические задачи антимонопольной политики в процессе
реформирования электроэнергетики
Задачи антимонопольного регулирования на оптовом рынке электроэнергии
Не допустить завышения цен за счет:
• злоупотребления доминирующим положением производителями
электроэнергии
• вертикальной интеграции (в т.ч. ограничения поставок топлива)
• горизонтальной интеграции (аффилированности генерирующих
компаний, способных вместе влиять на цену)
• соглашений и согласованных действий (между производителями;
производителями и инфраструктурой: СО-ЦДУ, АТС, ФСК)
Обеспечить формирование конкуренции за счет:
• разделения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности
• создания условий для выхода местных энергоснабжающих организаций
на оптовый рынок
• проведения конкурсов за статус гарантирующих поставщиков
• контроля недискриминационного доступа к сетям (потребителей,
независимых энергосбытовых компаний)
• гарантий права выбора потребителя энергоснабжающей организации
Проблемы структуры рынка. Решения
проблема
|
следствие
|
предложение ФАС
|
Горизонтальная интеграция
|
Риск злоупотреблений
рыночной силой - манипуляция ценами
|
Не допустить приобретение
контроля группой лиц более одной ОГК или ТГК, расположенных в одной зоне
(способных вместе влиять на цены)
|
Вертикальная интеграция по
топливу (газ, уголь)
|
Вытеснение эффективных
генераторов с рынка путем злоупотребления доминирующим положением на
топливном рынке - рост цен на электроэнергию
|
Ограничить приобретение
контроля ОГК и ТГК топливными компаниями, занимающими доминирующее положение
|
Газовая отрасль
В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и
реализации газа, совершенствования системы доступа к газотранспортным системам
в Российской Федерации был разработан проект постановления Правительства
Российской Федерации «Об обеспечении недискриминационного доступа к
газотранспортным сетям в Российской Федерации» (далее - Проект постановления).
Условия доступа на рынок связаны с системой договорных отношений.
Обеспечение равных условий доступа к услугам естественных монополий (порядку
заключения договоров) и условий оказания этих услуг гарантирует равные условия
конкуренции на рынке и, соответственно, обеспечивает конкурентоспособность
соответствующих хозяйствующих субъектов (в данном случае - как производителей
газа, так и его потребителей). Опыт применения антимонопольного
законодательства свидетельствует о том, что на рынках газа каждый год
пресекается порядка 40 злоупотреблений доминирующим положением, что составляет
около 8% от общего количества выявляемых ежегодно злоупотреблений доминирующим
положением на товарных рынках. При этом нарушения антимонопольного
законодательства на рынках газа выявляются по всей технологической цепочке от
добычи газа и доступа к газотранспортным мощностям до поставки газа населению.
В том числе имеются случаи ограничения доступа независимых организаций к
газотранспортной инфраструктуре. Это создает целый ряд проблем для деятельности
организаций на рынках газа (газ независимых организаций «зависает в трубе», не
обеспечивается выполнение договорных обязательств по поставкам газа и т.д.) и
приводит к ограничению конкуренции на рынке реализации газа его потребителям.
В настоящее время проблемы доступа в основном решаются в рамках
антимонопольного законодательства (пресечения нарушений - злоупотреблений
доминирующим положением, а также контроля сделок экономической концентрации и
сопровождения отдельных сделок требованиями, направленными на обеспечение
конкуренции). Вместе с тем, рассмотрение дел о нарушении антимонопольного
законодательства, включая использование судебных механизмов, может занимать
достаточно продолжительное время. Поэтому необходимо создание механизмов
предупреждения нарушений антимонопольного законодательства в указанной сфере.
В результате принятия пакета законов по электроэнергетике: в Закон РСФСР
от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» были включены положения в части принципов
формирования требований недискриминационности и порядка установления указанных
требований. Порядок доступа к газотранспортной системе ОАО «Газпром» в
настоящее время определяется Положением об обеспечении доступа независимых
организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества
«Газпром», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
14.07.1997 №858.
Предлагаемый Порядок доступа к ГТС устанавливает технические,
экономические и информационные требования посредством детальной регламентации
процедур заключения договора оказания услуги на транспортировке газа по
газотранспортным сетям (равенство условий доступа к услуге), подсоединения к
газотранспортным сетям и стандартов раскрытия информации организацией-собственником
системы газоснабжения.
Основная цель Порядка доступа к ГТС заключается в совершенствовании
механизма недискриминационного доступа к свободным газотранспортных сетей, к
услугам по технологическому присоединению к газотранспортным сетям.
Указанные выше экономические, технические и информационные требования
недискриминационности конкретизируются в:
· порядке заключения и исполнения договора оказания услуг по
транспортировке газа по газотранспортной сети;
· порядке подсоединения к газотранспортной сети;
· стандартах раскрытия информации.
Железнодорожный транспорт
Выступая 20 июля на конференции «Реформа пассажирских перевозок: от
проекта к реализации. Развитие грузобагажных и почтовых перевозок в России»
А.Н. Голомолзин выступая с докладом на тему «Вопросы развития конкуренции и
дерегулирование пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» отметил,
что ход реформирования нужно оценивать в свете произошедших, происходящих и
предстоящих институциональных изменений и оценке или прогнозу их последствий.
В частности, речь идет о трех аспектах институциональных преобразований.
Структурные и организационные преобразования (от МПС к ОАО «РЖД», создание
пассажирской компании и т.п.) и о создании условий для вхождения на рынок новых
участников. Повышение эффективности государственного тарифного регулирования и
дерегулирование (во главе угла этих процессов стоит процедура анализа рынка,
принятие тарифов, отражающих эффективные издержки на основе раздельного учета и
достаточной для развития прибыли, а также учитывающих конъюнктуру рынка).
Оценка последствий для экономики, населения (удовлетворения спроса, влияния на
сопряженные сферы, в том числе машиностроение).
Ситуация 1997 - 1998 годов характеризовалась заниженным уровнем тарифов
на пассажирские перевозки, ажиотажным спросом, не обеспеченным ни по качеству,
ни по объему услуг, отсутствием гибкости тарифного регулирования, нарастанием
объемов перекрестного субсидирования, замедлением темпов обновления подвижного
состава.
Антимонопольный орган, начав регулирование тарифов в 1999 году, был
вынужден провести серию оперативных повышений тарифов, обеспечив выход на
балансировку спроса и предложения. Нормализовалась ситуация с очередями на
вокзалах, пассажирские перевозки стабилизировались.
Дальнейшее реформирование дальних пассажирских перевозок предполагает
создание в ОАО «РЖД» Пассажирской компании. Пока же в ОАО «РЖД» создана
пассажирская дирекция. Железнодорожники отмечают, что для того, чтобы
пассажирская дирекция была преобразована в компанию необходимо урегулировать
проблему перекрестного субсидирования. Вместе с тем, для того, чтобы адекватно
оценить уровень перекрестного субсидирования нужно внедрить новую Номенклатуру
затрат (инструмент раздельного учета).
Что сдерживает выход на этот рынок новых участников. Проблема состоит в
том, что сейчас появиться на этом рынке могут лишь те, кто имеет хорошие
отношения либо аффилирован с железнодрожниками. Чтобы гарантировать выход
независимым эффективным компаниям, нужна правовая база.
На первом этапе, как независимые компании, так и Пассажирская компания
ОАО «РЖД» могут стать не перевозчиками, а операторами. Поэтому на них
необходимо распространить разрабатываемое постановление Правительства РФ по
основам правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с
перевозчиком.
Необходимо внесение изменений в целый ряд документов, в частности, в
Правила недискриминационного доступа. Они должны касаться не только доступа к
инфраструктуре, но и доступа к услугам естественных монополий. Пока таковыми
являются не только инфраструктура, но и железнодорожные перевозки. Правила
должны касаться вопросов ремонта подвижного состава, непосредственно связанного
с обеспечением перевозочного процесса. Другие ремонты будут обособлены и частью
оставлены в системе ОАО «РЖД», а частью приватизированы (в соотношении
принадлежности вагонного парка).
Обсуждается в настоящее время и вопрос об организации высокоскоростного
движения. Вместе с тем, необходимо понимать, что это весьма капиталоемкий
проект. Перспективы его внедрения зависят от конкуренции с другими
железнодорожными общесетевыми проектами, такими как масштабная модернизация
инфраструктуры и парка локомотивов. Большое значение имеет и то, станет ли этот
проект основой для развития отечественного железнодорожного машиностроения.
Заключение
Существует три важных направления отраслевой политики государства:
регулирование деятельности естественных монополий, внешнеторговая политика и
антимонопольное законодательство.
Монополии образуются как результат глобализации рынка. Объединение
предприятий в монополию позволяет им сократить издержки и повысить свою
конкурентоспособность на мировом рынке. Однако, с другой стороны существует
опасность завышения цен для внутреннего потребителя. Следовательно, необходимо
антимонопольное регулирование.
Естественные монополии могут возникать как в силу особенностей
производства конкретного товара, так и в результате недостаточной емкости
внутреннего рынка. На рынке естественной монополии сохранение единственного
производителя и продавца обеспечивает эффективность производства. Для
предотвращения злоупотребления монопольным положением необходимо
государственное регулирование деятельности естественной монополии.
Альтернативными методами ценового регулирования естественной монополии служат
ценообразование по предельным издержкам, ценообразование по Рамсею,
ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Использование государственного
ценообразования на продукцию естественной монополии, наряду с ограничением
монопольной власти, создает проблемы низкой мотивации усилий менеджеров,
направленных на снижение издержек и повышение качества товара. Неценовые методы
регулирования естественной монополии включают в себя регулирование доходности
естественных монополий, внедрение конкуренции на рынок естественной монополии
путем расформирования фирмы на несколько более мелких даже в ущерб
эффективности, дерегулирование и либерализацию рынка, использование
франчайзинга и конкурсных торгов для стимулирования конкуренции.
Антимонопольное законодательство способствует реализации целей
государственной отраслевой политики.
Список использованной литературы
1. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная
политика: проблемы взаимодействия и уроки для России, Вопросы экономики, № 9,
2003
2. Арсюхин Е. Крестовый поход на монополии, Российская
газета, 10 июня 2004 г, с 7-8.
. Кирцнер, Израэл. Конкуренция и предпринимательство.
М.: Юнити,2005, 239с
. Князев И.В., «Антимонопольная политика России»,
Омега-Л, 2006, 526с.
. д.э.н., проф. Кучуков Р.А. и к.э.н., доц. Батаева
Б.С., «Теоретические основы государственного регулирования экономических и
социальных процессов», Учебное пособие, 2006, 670с.
. Левшин Ф.М. , Мухин С.Б. Мировые рынки: коньюктура и
цены. - М.: Международные отношения, 2003. - 118с.
. Маркова, С. В. Отношения монополизма и их реализация
в переходной экономике : автореф. дис. … канд. экон. наук / Маркова Светлана
Валерьевна ; [Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева]. - Казань, 2004. - 22
c.
. Макроэкономика, учебное пособие, Агапова Т.А.,
Серегина С.Ф. - 2-е изд.., 2011, 496 с.,
. Монополизм и антимонопольная политика / [А.В.
Барышева, Ю.В. Сухотин, В.Н. Богачев и др., Рос. АН. Ин-т экономики. - М. :
Наука, 2004.
. Монополизм и экономические интересы / [авт.-сост.
Е.Э. Смолина и др.] ; под ред. д.э.н., проф. засл. деят. науки РФ В.М. Юрьева.
-Тамбов : Изд-во ТГУ, 2010. - 397 с.
. Монополии, монополизм и развитие конкуренции
[Электронный ресурс]: (библиография) // Новая Россия : справки по экономике /
сост. С.Канн, А.Зарубин ; отд-ние ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 2005.
. Новиков В. Закрепление административного рынка
посредством Федерального закона «О связи», Правовые вопросы связи, N 1, 2004, с
21-23.
. Новиков В.В. Влияние российского антимонопольного
законодательства на экономическое развитие, Вопросы экономики, № 9, 2005, с
27-30
. Симоненко, Н. В. Монополизм в экономике России и
пути его преодоления: автореф. дис. канд. экон. наук / Н.В.Симоненко; [Орлов.
гос. с.-х. акад.]
. Шаститко А. «Реформа антимонопольного регулирования
в России: повестка дня и дизайн дискуссии», Вопросы экономики, № 3, 2004, с
9-12