Система занятий по ознакомлению школьников с декоративно-прикладным искусством Дагестана
Введение
Вопросы художественного образования и
эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного и декоративно-
прикладного искусства, где гармонически сочетаются общепедагогические
требования с национально- художественными традициями, рассматриваются в
различных направлениях научной деятельности ведущих исследователей в области
педагогического образования. В настоящее время в масштабе Российской Федерации,
а также республики Дагестан, разработана серия экспериментальных типовых
программ, где на уроках изобразительного искусства и уроках трудового
воспитания, предусматривается обучение учащихся приемам традиционных методов
передачи мастерства умельцев народных художественных промыслов. [7]
Обучение навыкам ремесла народного
художественного творчества в системе художественно- эстетического образования
учащихся предлагает широкое ознакомление учителей и учащихся средних школ с
различными видами народного декоративно-прикладного творчества, с историей
орнаментального искусства, с работами наиболее известных промысловых центров.
Крайне важно при этом наиболее плодотворно использовать в современной школе
исторически сложившийся опыт традиционной народной педагогики в сочетании с
общепедагогическими требованиями преподавания изобразительного и декоративно
прикладного искусства.
Преподавание основ видов искусства ведется более
интенсивно в связи с тем, что и сегодня они имеют у нас наиболее развитые
центры, а изделия широко используются в быту.
Необходимо, чтобы в каждой школе, расположенной
в местах бытования того или иного вида народного искусства, учащиеся обучались
бы не только навыкам народного ремесла, но и максимально использовали обучающий
потенциал народной педагогике в художественно- эстетическом воспитании учащихся
школ. Это будет способствовать повышению интереса учащихся к национальной
культуре, позволит широко привлечь учащихся к работе по восстановлению угасших
промыслов и ремесел.
Целью данной дипломной работы является подробно
рассмотреть систему занятий по ознакомлению школьников с декоративно-прикладным
искусством Дагестана.
Для достижения данной цели нами были поставлены задачи:
раскрыть проблемы обучения и воспитание
школьников на материале традиционного декоративно-прикладного искусства
Дагестана;
раскрыть художественно-педагогический потенциал
произведений народного декоративно-прикладного искусства;
описать региональный компонент в инновационных
программах дагестанских ученых-педагогов;
выделить формы и методы
художественно-педагогического образования школьников с учетом художественных
традиций ДПИ Дагестана;
а также дать подробное содержание учебных и
внеклассных занятий по ознакомлению школьников с традиционным
декоративно-прикладным искусством Дагестана.
Структура работы. Дипломная
работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка
литературы и приложения.
Глава 1. Проблемы обучения и
воспитание школьников на материале традиционного декоративно-прикладного
искусства Дагестана
.1 Художественно-педагогический
потенциал произведений народного декоративно-прикладного искусства
Нынешний исторический период развития общества
характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и
эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние
общечеловеческого и культурного наследия, плодотворное использование
национального художественного опыта и системы эстетических и дидактических
критериев школьной практике преподавания дисциплин эстетического цикла.
Крайне важно при этом наиболее плодотворно
использовать на современном уровне исторически сложившийся опыт обучающего
потенциала традиционной народной педагогики. Здесь необходимо делать попытку
изучить основы народного педагогического опыта, систематизировать, обобщить и
плодотворно использовать традиционно сложившийся в конкретных исторических и
культурных регионах навыки передачи традиционных художественных традиций,
критериев и методов в соответствии с требованиями современной школьной
методики. [7]
Народная педагогика за тысячелетнюю практику
накопила немалый и весьма плодотворный потенциал максимально глубокого
ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного
воспитания и общеэстетического образования с учетом регионально- этнических
особенностей.
Многолетние наблюдения наиболее прогрессивных
педагогов показывают, что только те преподаватели, дидактическая система
которых базируется на исконно народных средствах, формах, методах и приемах
семейного, школьного и традиционно-общественного воспитания могут и способны
добиться оптимальных результатов в своей обучающей практике. При этом
преподаватель должен умело и плодотворно сочетать теоретический опыт его
гуманитарного образования и конкретный региональный эстетический багаж,
присущий каждому учащемуся.
Прогрессивные педагогические и воспитательные
идеи и методики, а также культурно- эстетический опыт как региона, так и
данного конкретного народа позволяют преподавателю найти гармонию сугубо
научного и спонтанно- традиционного начала в воспитательном и обучающем
процессе.
Опыт каждого конкретного народа изначально тесно
связан с передачей нравственного и художественно- эстетического опыта от
старшего поколения к младшему. Начальным этапом является, особенно для
национальных регионов, - семейное воспитание и, в конкретных случаях, обучение.
Далее ребенок обязательно поступает в общеобразовательное (или специальное)
учебное заведение- школу, училище и т.д. На этом этапе и раскрывается
потенциал, заложенный в национальных культурных традициях семьи.
Возрождение традиционного авторитета и высокого
статуса семейного начала, столь характерного для Республики Дагестан, имеет в
своей основе тщательно оценочное отношение представителей старшего поколения к
младшему, творческое переосмысление и оптимальное использование традиционных и
как показала многовековая историческая практика- весьма плодотворных методов
нравственного и эстетического воспитания.
Оптимальными методами плодотворной пропаганды
исторически сложившейся народной педагогики должны послужить, по нашему мнению,
такие методы педагогического воздействия, как «родительские университеты»,
общественные собрания, сельские сходы и, - характерно для условий Республики
Дагестан - годеканы. Здесь на основе эмпирически выверенного опыта
старейшин-аксакалов и кристаллизуется оптимальный опыт семейного, нравственного
и эстетического воспитания подрастающего поколения, причем со строгой
дифференциацией по половому признаку и конкретной узкорегиональной специфике.
Так, мальчики должны заниматься более «нагрузочными» в физическом отношении
ремеслами- землепашество, выпас скота, традиционными семейными ремеслами,
требующими значительных физических усилий. Девочки, в свою очередь, обладают
более тонким восприятием бытовых ценностей. Нельзя не отметить присущие исконно
женской психологии такие качества как тщательность (что сказывается, в
частности, в ковроделии, вышивке, гончарном искусстве и др.)
Плодотворное сотрудничество педагогов,
учителей-предметников, родителей, представителей более старшего поколения и
сверстников совместно- совокупный поиск оптимальных, т. е. наиболее плодотворных
методов, способов и конкретных форм воспитания и обучения в заданных условиях
непосредственной жизнедеятельности детей, базирование на изначально здоровом
общественном мнении, на здоровом смысле народной педагогики помогут возродить
еще не до конца утерянные традиции предшествующих поколений. [7]
В специфических условиях школьной практики в
Республике Дагестан необходимо тщательно учитывать локальные особенности
конкретных народи художественных промыслов и декоративно- прикладных ремесел.
Уроки изобразительного и декоративно-
прикладного искусства должны, нашему глубокому убеждению, стать
основополагающим фактором развития творческих и, в частности, художественно-
изобразительных способностей каждого ребенка на базе оптимального использования
обучающего потенциал региональных народных художественных промыслов.
Следовательно, преподаватель дисциплин эстетического цикла должен максимально
плодотворно использовать весь потенциал этических и эстетических народных
традиций, а также, естественно, местных локальных художественных промыслов.
Особенно внимательно должны отнестись к этому постулату преподаватели дисциплин
эстетического цикла столь специфических и многообразных в культурно-
историческом отношении регионов как Республика Дагестан.
Первоочередное значение в практической
преподавательской деятельности должно, по нашему глубокому убеждению,
принадлежать накопленному народом опыту старших поколений, творчески
воплощенному как и в общеэтическом, так и в конкретно эстетическом проявлениях.
Каждая из намеченных методической программой тем
учебного предмета должна быть подтверждена плодотворным использованием наиболее
потенциально прогрессивных традиций исторически выверенной народной педагогики.
Именно этот синтез научного и дидактического воздействия позволит наиболее
глубоко и доступно как в возрастном, половом и региональном аспекте раскрыть
перед учащимися подлинную значимость научного и народного педагогического
наследия, нацеленного на достойное и плодотворное формирование общественно
ценной личности.
Использование неисчерпаемого потенциала
самобытной педагогической культуры народа естественно и необходимо с выверенным
учетом опыта народной педагогики может стать наиболее эффективным, если
преподаватель, опираясь на наиболее подготовленных и заинтересованных учащихся,
сможет создать своего рода эстетически- организационный центр, который послужит
как в качестве оптимальной базы предметного образования, так и фундамента для
рекламы и пропаганды народной культуры и в самом широком смысле, и в конкретном
выражении на базе региональных и узколокальных художественных промыслов и
ремесел.
1.2 Региональный компонент в
инновационных программах дагестанских ученых-педагогов
Дагестанские народные художественные и
ремесленно- декоративные промыслы являют собой заметный и общепризнанный
потенциал в традиционной культуре не только нашего региона, но и в общем,
многонациональном наследии Российской Федерации. Такие яркие и, добавим,
гармонически сочетающие в себе утилитарные и эстетические достоинства образцов
ювелирного искусства кубачинских и гоцатлинских ювелиров, табасаранских
ковровщиц (отметим в ворсовой, сложной технологии), унцукульская насечка
металлом по дереву (со сложным учетом сочетания декоративных и технологических
свойств материалов) приобрели заслуженную известность во всем мире.
Между тем это лишь квинтэссенция, обобщение
повседневного, регионально дифференцированного всеобщего в недавнем прошлом
народного художественного творчества. Эстетически- культурной базой его
является опыт десятков и сотен тысяч мастеров различных специальностей. По
уровню концентрации на достаточно ограниченной территории исторически
сложившихся центров народного художественного творчества мировая эстетическая и
искусствоведческая наука справедливо относит Дагестан к уникальному
территориально-этническому образованию, а комплекс его народов по достоинству
относит единственному в своем отношении хранилищу традиций народных мастеров
художников.
Многочисленные народы Дагестана (академик Н. Я.
Марр приближал и количество к ста) с древних времен создавали и, что особенно
важно, создают уникальные произведения и памятники искусства. Сохранились и
изучены из них, естественно, немногие, не и то, что стало общим достоянием,
дает нам право судить о широком развитии в Дагестане народных искусств и
художественных ремесел. [7]
Всемерное возрождение народных полузабытых
традиционных художественных промыслов и их бережная поддержка создает базу для
подготовки кадров предприятий народных художественных промыслов.
По решению Правительства Республики Дагестан во
многих школах, исходя из региональных особенностей нашей республики, введено
обучение на урок труда эстетическим критериям, обусловленным технологическими
приемами навыками изготовления изделий декоративно- прикладного искусства,
присущим для Дагестана.
Основополагающая цель таких занятий:
сформировать эстетическое отношение учащихся к явлениям и предметам окружающей
действительности, научить их чувствовать и творчески воспринимать прекрасное,
воспитать интерес и любовь к искусству, развить художественный вкус учащихся.
Работа Раджабова И.М. и Гамзатова Г.К.
«Декоративно-прикладное творчество в системе художественно- эстетического
образования учащихся», предлагает широкое, и по мере возможности, глубокое
ознакомление учителей и учащихся средней общеобразовательной школы с историей
народного искусства, орнаментом, как первичным его проявлением (на столь
богатом материале как многообразнейший потенциал народных традиций Дагестана),
композиционными закономерностями и, в качестве образца, работами признанных
мастеров.
Разделы в работе посвящены наиболее популярным
(историческим, эстетическим и экономическим) заслуживающим признания видам
ремесел- ювелирному искусству в его разнообразных проявлениях (ковка, скань,
насечка и мн. др.), резьбе по дереву и унцукульской насечке, ворсовому
ткачеству. Добавим, что предметы народных промыслов при несомненных
художественных достоинствах сохраняют чисто утилитарное назначение и по сей
день широко используется в быту.
Нельзя не сказать, что художественные ремесла
приобрели в Дагестане на протяжении длительного исторического периода столь
широкое распространение, что исчерпывающе рассказать о них в объеме данной
работы никак не представляется возможным. Учитель, в процессе собственного
воспитания и образования (семья, школа, высшее или специальное учебное
заведение) способен в достаточном объеме усвоить общечеловеческие и, на основе
личного опыта, местные, региональные художественные достижения столь
характерных в своем творческом выражении центров как Кубачи, Кумух, Балхар,
Унцукуль, Дербент и пр. Следует констатировать, что в конце прошлого века в
Дагестане плодотворно функционировали более тридцати производств ювелирных и
оружейных (но, при гармоническом сочетании функциональных и эстетических
свойств) «народных артелей» производств.
Необходимо, по нашему глубокому убеждению, чтобы
в каждой школе, находящейся в местах бытования того или иного вида традиционных
искусств и художественных промыслов дагестанских народностей, учитель
соответственного цикла педагогических дисциплин, преподносил их учащимся на
основе местных художественных технических приемов.
Именно это будет способствовать возрождению и
развитию многообразных проявлений национальной художественной культуры,
позволит педагогу интенсивнее привлечь учащихся к творческой работе по
восстановлению угасших художественных промыслов и декоративных ремесел.
Указанная деятельность, однако, логическим
образом требует участия специалистов разного профиля, а также энтузиастов, в
том числе самих преподавателей средних школ. Им, по нашему убеждению, следует
активнее привлекать учащихся к сбору (и добавим, оценке и обобщению) материалов
по местным видам искусства.
Только на этой основе в тесном творческом
содружестве художников, искусствоведов, мастеров, методистов и педагогов можно
и должно достичь стройной дидактической системы педагогических и наглядных
пособий по на родным художественным промыслам Дагестана.
Преподаватель при этом должен, учитывая
непосредственное, спонтанное общение учащихся из различных этнических районов
на основе своих суммирующих знаний ознакомить их с различными видами
художественных промыслов как в чисто познавательном, так и в
художественно-обучающем применении.
Сегодня, когда обновляется содержание
образовательных дошкольных учреждений, пересматриваются формы и методы
приобщения детей к изобразительной деятельности, необходимо вопросы
духовно-нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания
дошкольников строить путем ознакомления их с народным и декоративно-прикладным
искусством Дагестана, так как орнаментальная основа народного искусства
доступна детям для восприятия и отображения в художественной деятельности.
Яркость цветовых сочетаний, красота и изящество форм, поэтичность и
характерность образов глиняных игрушек, несомненно, привлекают дошкольников и
вызывают у них желание самим попробовать выполнить подобные узоры, изделия,
игрушки.
Для решения этих и других задач в пособии
Байрамбекова М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с
декоративно-прикладным искусством народов Дагестана» рассматриваются вопросы
приобщения дошкольников средней, старшей и подготовительной групп к различным
видом декоративно-прикладного искусства, в которых отражена специфика
национального искусства народов Дагестана. При этом воспитателю предлагается
материал об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства
Дагестана, приводятся теоретические сведения и таблицы с графическим
изображением народного орнамента, способы создания композиций на различных
формах, выполнение лепки, аппликации и декоративного рисования. Кроме этого в
пособии предлагаются конспекты примерных занятий для разных возрастных групп с
последовательным усложнением задач при выполнении заданий по декоративному
рисованию, росписи, лепке и аппликации. [2]
Структура, содержание пособия соответствуют
основным задачам программы «Родничок», где народное искусство Дагестана
представлено как системное образование. Планомерное и целенаправленное изучение
народного искусства позволяет детям лучше узнать природу и художественные
традиции своего края, народные праздники и обычаи.
Изобразительная и художественно-трудовая
деятельность детей осуществляется с использованием различных материалов:
бумаги, ткани, глины, ниток, проволоки, фольги, природного материала.
В процессе изобразительной деятельности и
художественного труда дети рисуют, лепят и выполняют различные поделки, которые
используются для украшения помещений, включаются в игру.
Таким образом, воспитательно-образовательная
работа с детьми осуществляется в основном на занятиях (декоративное рисование,
лепка, аппликация), а также во время игр, экскурсий, праздников и
самостоятельной художественной деятельности.
1.3 Формы и методы
художественно-педагогического образования школьников с учетом художественных
традиций ДПИ Дагестана
Как в прошлом, так и в настоящее время
декоративно-прикладное искусство народных мастеров Дагестана имело и имеет не
только чисто утилитарное и эстетическое назначение. Оно активно использовалось
в народной педагогической практике как действенное средство воспитания трудовых
и художественных навыков, выработки хорошего художественного вкуса. Народные
мастера достаточно тонко и точно понимали психику ребенка и подростка, четко и
продуманно учитывали ее особенности и индивидуальные свойства при выборе
способов и методов приобщения детей и подростков как к труду, так и к
непосредственной творческой деятельности. Процесс создания
художественно-декоративных изделий приравнивался по своей значимости к любому
созидательному или ратному труду. Мастера, украшающего оружие, уважали и
почитали отнюдь не меньше, чем воина, поднявшего это оружие на защиту Родины.
До сего дня в таких всемирно известных центрах
народного декоративного искусства Дагестана как с. Балхар, с. Кубачи, с.
Унцукуль, г. Дербент и др. можно констатировать, что мастер- ремесленник,
изготовляющий декоративно украшенные предметы быта или ювелирные изделия,
пользуется никак не меньшим, если не большим уважением и почетом, чем
землевладелец, педагог, механизатор, инженер и т. д. []
Процесс обучения народным мастером своих
учеников- детей и подростков - строился на простом и действенном принципе: это
последовательное развитие наблюдательности, правильная « постановки руки»,
обучение техническому мастерству с обязательным стремлением сохранить и развить
индивидуальность каждого конкретного ученика. Важно отметить, что мастера, как
правило, вводили в процесс обучения элемент игры, что, во-первых, делало его
менее утомительным, а во- вторых, придавало обучению своего рода
соревновательность, азарт, столь свойственный детскому и подростковому
возрасту. Таким образом, детей и подростков приобщали к искусству, к творческой
работе отнюдь не в разрез их интересам и потребностям.
Нельзя забывать и о том, что процесс обучения
проходил в локальной, достаточно замкнутой общественно- социальной структуре
(селение, аул), где весьма действенным фактором как нравственного, так и
трудового воспитания было общественное мнение. Мастер пользовался почетом и
уважением, лентяй, неумеха подвергался осмеянию и не мог рассчитывать занять
сколько-нибудь достойное место в обществе.
Этот беглый обзор традиционно сложившихся в
Республике Дагестан путей и методов приобщения детей и подростков к народным
эстетическим и этическим идеалам, практической художественной деятельности позволяет,
на наш взгляд, прийти к естественному выводу, что обращение к опыту народной
педагогики, без всякого сомнения, значительно обогатит комплекс обучающих
приемов современного педагога любого уровня - от детского сада до высшего
учебного заведения.
Вместе с тем особо хотелось бы подчеркнуть, что
существует большое количество монографий о признанных мастерах классического
изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней. Репродукции их
работ растиражированы в огромном количестве, даже порой утрачивая заложенный в
подлиннике эстетический потенциал. К сожалению, творения народных художников
известны лишь сравнительно ограниченному кругу людей, что, естественно, умаляет
их воспитательное и обучающее значение. Считаем, что до сих пор не в должной
степени освещен и освещается как в печати, так и в других средствах массовой
информации- богатейший художественный багаж предшествующих поколений. В
значительной мере этот упрек можно отнести и к средней общеобразовательной
школе. Между тем произведения народных мастеров можно смело приравнивать к
работам общеизвестных классиков.
Что и как преподаватель может использовать из
богатейшего арсенала родной педагогики (конкретно - творчества народных
мастеров) в художеств! ном образовании и эстетическом воспитании школьников?
Во-первых, он должен четко определить, что
включает в себя обучающий потенциал народной педагогики.
Во-вторых, понять, какие формы, методы и приемы
обучения народный мастер использовал в процессе обучения. Важно при этом
учитывать, какую технику и связанную с ней технологию и инструментарий
использовал мастер практической работе.
В-третьих, какие наглядные средства использовал
учитель в обучении подрастающего поколения с учетом преемственности позитивных
традиций.
В-четвертых, понять, как народный мастер
(учитель) учитывал творческий потенциал ребенка с дифференциацией по половому
признаку и изначальному опыту.
Прежде всего, в обучающий потенциал народного
мастера входит многолетний опыт поколений, базирующийся на экономических и
эстетических потребностях общества.
В педагогическом плане основополагающими формами
и методами служили наглядный показ и объяснение. В качестве наглядных пособий в
обучении мастерству использовались, в основном, образцы изделий народных
мастеров. При этом важным обучающим фактором служило объяснение объективных
природных закономерностей.
Суммирующий анализ методов обучения детей и
подростков основам художественных промыслов позволил нам прийти к логическому
выводу, что художественное (в прикладном, ремесленном отношении) образование
наиболее плодотворно реализуется по предлагаемой схеме. Она составлена автором
д. п. н. профессором И. М. Раджабовым на основе изучения и обобщения опыта
работы народных мастеров- педагогов России и Дагестана.
Итак, сформулируем основные позиции этой схемы,
согласно которой реализуется художественное образование и эстетическое
воспитание
Учитывая и творчески сочетая педагогический и
обучающий потенциал каждой из указанных позиций, педагог может на основе этой
триады добиться оптимальных результатов в своей деятельности.
Глава 2. Содержание учебных и
внеклассных занятий по ознакомлению школьников с традиционным
декоративно-прикладным искусством Дагестана
.1 План воспитательного мероприятия:
Экскурсия в музей ИЗО
Цель:
изучить и сохранить историю родного края, на основе знаний национальных
традиций, национальной истории Республики Дагестан сформировать у учащихся
осознанное отношение к ценностям национальной культуры, к прошлому, настоящему
и будущему деревни и школы. сформировать у младших подростков представление о
многообразии проявлений современного декоративного искусства, о взаимосвязи
материала, формы и содержания, о новом понимании красоты современными
художниками и одновременно нацелить на поиск и решение декоративной композиции
(объемной или плоскостной), которую предстоит выполнить в конкретном материале.
1. Развитие творческой самостоятельности и
общественной активности учащихся в процессе сбора исследования обработки,
оформления.
. Воспитание патриотических чувств учащихся.
. Сформировать умение выступать в качестве
носителя и лучших образцов дагестанской культуры.
Оборудование: аппаратура для показа слайдов;
презентация "Дагестанский музей изобразительных искусств",
магнитофон, открытки, фотографии с изображением экспонатов музея.
Обоснование программы.
Музеи - одно из эффективных средств духовного
патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.
Ожидаемые результаты.
. Сохранение в экспозициях музея документов,
стендов, альбомов.
. Пополнение фонда новыми стендами.
. Издание исследовательских работ учащихся.
. Укрепление связи музея со школой, с
родителями, с общественностью.
Дагестанский музей изобразительных искусств им.
П.С. Гамзатовой
Дагестанский музей изобразительных искусств им.
П.С. Гамзатовой открыт с 1958 г. Основу музейного собрания составили 200
экспонатов, переданные из художественного отдела Краеведческого музея ныне ДГОМ
им. А. Тахо-Годи(картины, рисунки, скульптура, фарфор, мебель), полученные в
1920 - 30-е гг. из Государственного музейного фонда. В настоящее время собрание
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой включает самые разнообразные коллекции, насчитывающие
более 14 тысяч экспонатов. Постоянная экспозиция музея размещена в девяти залах
и состоит из следующих разделов:
Русское искусство ХVIII - нач. XX вв.
Русские художники ХIХ - нач. ХХ вв. на Кавказе.
Западноевропейское искусство ХVI - нач. ХХ вв.
Декоративно - прикладное искусство
Дагестана.
ДМИИ обладает одной из самых богатых коллекций
декоративно - прикладного искусства Дагестана, начиная с археологических
находок III тыс. до н.э. по настоящее время включительно. Постоянная экспозиция
музея отражает многообразие и архаичные традиции всех ремесел народов
Дагестана.
Археология. Коллекция
археологических экспонатов была передана музею Институтом истории археологии и
этнографии ДНЦ РАН в 1970-х гг., которые почти целиком вошли в постоянную
экспозицию. Это археологический материал - бронза, дерево, керамика, общим
количеством 172 экспоната, хронологически охватывающие время от III тыс. до
н.э. до периода развитого средневековья XIV в. В нем представлены самые древние
формы металличнских украшений, предметов труда и быта, в том числе и
керамические сосуды.
Керамика. В
коллекции музея хранятся более 650 дагестанских изделий из керамики, начиная с
кон. III тыс. до н.э. - археологическая керамика, представленная двенадцатью
предметами, и заканчивая XX в. (керамика Балхарских, Сулевкентских и Джулинских
гончаров).
Медно-чеканные и бронзолитейные
изделия. Коллекция изделий из металла включает 523
экспоната, из них в экспозиции выставлено 80. Здесь представлены разнообразные
предметы бытового назначения: водоносные (эрет, мучал) и водолейные кувшины
(кумган), чеканные и гравированные подносы, бронзовые литые котлы и
светильники. А также разнообразная утварь - подойники, кружки, чашки, ведерки.
Крупными дагестанскими центрами по обработке металла являлись: даргинское сел.
Кубачи, аварские Гоцатль, Ичичали, лакские Кумух, Кунди, а также
азербайджанское сел. Лагич, мастера которого изготовляли продукцию для всего Южного
Дагестана. В музее хранится небольшая, но очень хорошая коллекция иранской
меди, часть из которой также представлена в экспозиции. Это крышки котлов для
горячих блюд разных размеров, сосуды различных форм для пищевых продуктов,
светильники, водоносные кувшины, подносы.
Резной камень.
Собрание дагестанского резного камня в музее насчитывает 57 экспонатов. Они
выполнены в различных техниках и материале (глинистый сланец, песчаник) и
подразделяются на следующие группы: 1) каменные рельефы - детали архитектурного
декора аула Кубачи (Зирихгеран) -ХIV-XV вв. 2) надмогильные памятники -
антропоморфные и прямоугольные стелы «кубачинского» (XV - XVIII вв.) и
"кумухского" (XVIII - ХХ вв.) типов. 3) выполненные из камня и
украшенные резьбой предметы быта (ступки, подставки под прялки, светильники)
XVIII - нач. XX вв.
Резное дерево.
Коллекция резного дерева ДМИИ насчитывает 223 экспоната и отражает многообразие
форм орнаментальной культуры, техник изготовления (долбленной, резной, точеной)
и декорирования (роспись, раскраска, тонировка). Резное дерево в экспозиции
музее представлено достаточно обширно. Самым ранним и уникальным памятником
является фрагмент ларца или детской люлькиII тыс. до н.э., найденный
археологами в Кафыркумухском могильнике (Буйнакский район). В экспозиции музея
представлены элементы архитектурного декора (капители опорных столбов,
аварского и кубачиского типов; элементы аварского цагура, …) и интерьера (диван
с подлокотниками, сел. Обох, аварцы; люльки, сундуки-лари для хранения зерна).
А также великолепное собрание бытовых предметов из дерева: мерки для зерна,
рогатые солонки, прялки, черпаки и т.д. Следует особо выделить коллекцию резных
учалтанов, настенных подставок для ложек, которые имели в разных районах, и
даже отдельных селениях, свои традиционные типы конструкции и декора.
Унцукульская насечка металлом по
дереву. Отдельным видом дагестанского искусства
художественной обработки дерева являются изделия унцукульских мастеров.
Всемирно известная унцукульская техника инкрустации дерева металлом (медь,
серебро, мельхиор), а также костью, рогом, бирюзой, зародилась в аварском
селении Унцукуль двести лет назад. В основном, унцукульцы изготовляли
сувенирные (трости, курительные трубки, …) изделия на экспорт в Россию и
заграницу. С 1950 - 70-х гг. появляются мастера - И. Абдуллаев, А. Магомедов,
Ш. Магомедов, братья Г. и М. Газимагомедовы, создающие высокохудожественные
изделия, адаптируя традиции к современной жизни человека.
Ковры и вышивки.
На сегодняшний день коллекция ковров, ковровых изделий и вышивок насчитывает 1
108 экспонатов, 432 из них составляют коллекцию ковров, которую можно разделить
на четыре группы: 1) безворсовые ковры (аварцы, кумыки, лакцы, даргинцы,
лезгины), 2) ворсовые ковры (табасаранцы, лезгины, кумыки, аварцы), 3) войлочные
ковры (лакцы, кумыки, ногайцы, аварцы), 4) комбинированные ковры (аварцы,
даргинцы). В музее хранится 37 шелковых вышивок, среди которых, помимо 27
дагестанских есть российские, китайские и монгольские. Дагестанские вышивки
разделяют на две группы «кайтагскую» и "усишинскую". Еще одну группу
составляют 165 изделий золотного шитья. В основном это изделия дагестанских
мастериц,108 единиц, (молитвенные коврики «намазлыки», завесы для ниш,
стеганные наспинные подушки, сумочки для рукоделий «бохча», …), а также
российских: (кокошники, покрывала, одеяния священнослужителей). В экспозиции
представлены наиболее интересные образцы дагестанского ковротакчества, шелковой
вышивки и золотного шитья.
Художественное серебро кон. XVIII -
нач. ХХ вв. Ювелирные украшения. Коллекция
художественного серебра насчитывает около 5 тыс. экспонатов, из которых 4,5
тыс. составляют женские ювелирные украшения (височные серьги, платочные цепи,
мониста, амулетницы, нагрудные пряжки, пояса, …). Можно выделить пять
стилистически замкнутых групп изделий, которые различаются художественными
формами, используемыми техниками, орнаменту, способами ношения: аварская,
даргинская, кубачинская, южно-дагестанская, кумыкская, ногайская. Для аварской
группы украшений характерны сохранность архаичных черт, строгость,
монументальность, преобладание в орнаментальном декоре символов, охранного
назначения. В основном это головные украшения, нашиваемые на чохто (различные
височные серьги и бляшки). Украшения даргинок во многом перекликаются с
аварскими, некоторые типы височных и нагрудных подвесок идентичны. Особо
интересны подвески амулетницы, в виде цилиндрического футляра, куда вкладывали
бумажку с исламским религиозным текстом. В экспозиции обширно представлены
украшения даргинок из сел. Кубачи, выделяемые в отдельную группу. Самобытны и
разнообразны традиционные свадебные украшения этой группы. Массивные браслеты,
нагрудные подвески «тавка», кольца-бубенчики, украшенные крупными вставками
полудрагоценных камней (альмандин, бирюза, кораллы, сердолик), россыпями зерни
и позолотой. Основные формы и декор украшений южно-дагестанского типа (аварцы
Тляратинского района и Закатальской зоны, агульцы, лезгины, лакцы, табасаранцы)
возникли под влиянием соседних ближневосточных стран, в частности Ирана, через
Азербайджан. Что проявилось в декоративной пестроте, обилии цветных вставок
стекла и пасты, множестве мелких подвесок, художественных мотивах, связанных с
искусством ислама (полумесяц со звездой, шатры, восточные «огурцы», стрельчатые
арки). Ярким примером является свадебное головное украшение «къукъем», два
великолепных образца которого представлены в экспозиции. У кумычек бытовали два
основных вида украшений - бархатный нагрудник с нашитыми серебряными застежками
и узкий пояс, являющиеся частью национального костюма кумычек. В экспозиции
представлены изделия очень тонкой работы, выполненные в технике филиграни, с
позолотой и небольшими вставками бирюзы, цветной пасты. Ногайские украшения
радикально отличны и стилистически близки изделиям народов Средней Азии. Формы
свадебных украшений утрировано крупные, декор сведен к минимуму, который
подчеркивают крупные вставки сердолика. Особо интересна крупная нагрудная
подвеска из треугольных, литых, объемных бляшек с вставкой сердолика по центру
и круглыми бубенчиками на концах.
Парадное оружие.
Главными оружейными центрами в Дагестане были селения - Кубачи (даргинцы),
Гоцатль, Харбук (аварцы), Кази-Кумух (лакцы). Отдельным разделом в экспозиции
представлена коллекция парадного оружия. Поэтому кинжалы имеют узкие клинки,
небольшие рукояти, обильно декорированы. Растительный орнамент, покрывающий
рукоять и ножны, выполнялся с большим мастерством, использовались различные
техники художественной обработки металла (гравировка, насечка, насечка золотом
по слоновой кости, чернь, инкрустация). Есть и двусторонние кинжалы, одинаково
пышно украшенные с обеих сторон. Выдающимися экспонатами музейной коллекции
являются сабля и кинжал работы известного мастера Чаландара и его сына. Оружие
XVIII - XIX вв. представлено саблями, кинжалами и кремневыми пистолетами.
Казенная часть и ствол которых украшены растительным орнаментом в технике
насечки золотом по железу. Причем серебряная оправа нередко менялась на одном
пистолете несколько раз.
Помимо постоянной экспозиции в музее постоянно
проходят тематические и персональные выставки, а также реализуются творческие
проекты современных дагестанских художников. Проводятся круглые столы с
ведущими специалистами в области культуры, снимаются общеобразовательные
телепередачи из цикла «Прогулки по музею» (канал РГВК), по музейным коллекциям,
специализированные экскурсии для студентов и школьников. Ведется активная
деятельность в области научного издательства, только за последние годы музеем
уже выпущено около 60 изданий. Проведено около 50 выставок, не считая
многочисленных передвижных выставок по республики. Таким образом, наш музей
заслужено обладает статусом республиканского культурного центра.
В 2008 году музею исполнилось 50 лет, была
запланирована целая программа культурных мероприятий, одним из которых является
программа продвижения культурных ценностей и эстетического воспитания в школах
Махачкалы - «Дни музея в школе». Запланированы интересные выставки. Готовятся к
выпуску ряд новых изданий: Сборник научных статей, Путеводитель по музею (с английским
вариантом, для наших иностранных гостей) и ряд буклетов на специализированные
темы.
Некоторые работы представленные в нашем музее
будут представлены к приложению к данной дипломной работе. (см. Приложение)
2.2 План-конспект урока-беседы о
традиционных художественно-промысловых центрах Дагестана
Вид занятия: Беседа
об искусстве в 5 классе.
Тема урока:
«Художественные промыслы Дагестана» (с.Кубачи, с.Балхар, с.Унцукуль, г.
Дербент).
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о народных художественно промысловых центрах
Дагестана, родного края.
. Повысить интерес к традициям народного
искусства.
. Научить анализировать и сопоставлять
традиционное и современное в искусстве.
Оборудование урока:
Образцы изделий промысловых центров Дагестана, эпидиаскоп, диафильм, таблицы с
различными орнаментальными мотивами: а) кубачинский орнамент б) балкарский
орнамент, в) унцукульский орнамент, г) дербентский ковровый узор.
План урока:
1. Организационная часть 2-3 минуты.
. Сообщение новых знаний 30-35 минут.
. Подведение итогов, обобщение 2-3 минут.
Ход урока.
Учитель, коротко излагая материал об истории возникновения художественных
промыслов Дагестана, постепенно переходит к одному из основных видов
промысловых центров.
Унцукульские изделия - деревянные с инкрустацией
металлом. В первой половине 19 века мастера изготовляли сувениры: трости,
палки, пеналы, коробки, портсигары, стаканчики (см. рис.№1). В настоящее время
унцукульская фабрика продолжает старые традиции украшения изделий из дерева
насечкой. Материалом для изделий служат твердые породы дерева: орех, кизил,
абрикос. Древесину выпрямляют, подсушивают Для насечки применяют мельхиор в
виде тонких лент и отрезков проволоки. Поверхность изделия зачищают, шлифуют и
лакируют. За последнее время ассортимент обогатился кулонами, брошками.
Аул Кубани известен изготовлением изделий из
серебра с глубокой древности. Чеканили: мучалы (кувшины), кунне (кувшинчики),
тарелки, блюда. Кубачинцы прекрасно владеют техникой чернения и гравировки.
Филигранные изделия выпускают главным образом в технике накладной филиграни.
Эмальерное дело не является для кубачинцев традиционным. Эмали бывают: по
скани, выемчатая, вычеканная. Для кубачинских изделий характерен растительный
орнамент. Основными типами кубачинского орнамента являются: «лумла накъиш»
(каёмчатый), «москов накъиш» (орнамент русского характера) «мархарай накъиш»
(заросли), «тутта накъиш» (ветвь), «миндурма накъиш» (сетчатый). Ассортимент по
своему богат и разнообразен (см. рис.№2).
В ауле Балхар 8-10 вв. развивается гончарное
лепное производство. В 13 в. Изделия стали покрываться ангобной росписью. Для
балхарского промысла характерен роспись ангобом темно-красным и белым цветом.
Орнамент изделия условно-растительный, состоящих из волнистых линий, цепочек,
запятых, эллипсовидных листьев, кругов спиралей. В ассортимент входят изделия:
посуда (кувшины большие и маленькие, миски, блюда, кружки), различные игрушки
(см. рис. №3).
В южном Дагестане издавна сформировались местные
художественные центры. одним из них является г. Дербент. Можно выделить восемь
основных типов ворсовых ковров. Три лезгинских («Ахты», «Хив», «Табасаран»).
Ковровые узоры имеют свои наименования по сходству с каким-либо предметом,
например "тапанча" пистолет, по имени женщины, по названию аула.... В
прошлом ковровщицы сами подготавливали пряжу и растительные, анилиновые краски.
Ковры изготовлялись в домашних условиях (см. рис. 1).
прикладной искусство педагогический
урок
Рис. 1. Рис. 2 Рис.
3. Рис. 4
2.3 Конспект урока декоративного
рисования: «Орнаменты Унцукуля»
Тема: «Орнаменты Унцукуля»
- составление узора в полосе по мотивам унцукульского орнамента.
Учебные цели и задачи:
ознакомление учащихся с унцукульским искусством художественной обработки
дерева. Развитие у детей навыков изображения геометрического орнамента и
приемов кистевой росписи.
Оборудование урока:
для учителя - унцукульские изделий рисунки, репродукции, открытки с
изображением унцукульских изделий.
Для учащихся - альбом, карандаши, гуашь,
акварель, баночки для воды, кисточки.
Содержание урока
(Методические рекомендации )
Содержание уроков по художественной обработке
дерева в технике насечки построено по тем же дидактическим принципам, которыми
учитель руководствовался при проведении уроков, посвященных узору ковровых
изделий. Занятия по освоению приемов рисования унцукульского орнамента также
рассчитаны на формирование у детей эстетического отношения к предметам и
явлениям окружающей их действительности. В процессе целенаправленной
художественно-творческой деятельности детей, умело организованной учителем, у
детей воспитывается устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству
своего края и уважение к мастерам, создающим столь прекрасные изделия из самого
распространенного и обычного материала - дерева.
На первом уроке в ходе предварительной беседы
учителя дети узнают много интересного из жизни мастеров высокогорного аварского
селения Унцукуль.
Ремесло унцукульских мастеров возникло на основе
производства трубок для курения. Унцукульские трубки, изготовленные из
абрикосового, кизилового деревьев и инкрустированные мельхиором, медью,
серебром, считались лучшими на Кавказе и пользовались большим спросом.
Унцукульцы сбывали свои изделия в крупных городах России, на знаменитой ярмарке
Нижнего Новгорода. В ходе беседы учитель показывает детям унцукульские изделия
или их репродукции, иллюстрации, а также фотоматериалы и открытки с
изображением этих изделий. При этом он обращает внимание детей на
орнаментальный декор этих изделий, состоящий из простых линейных или точечных
геометрических мотивов. Каждый мотив унцукульского узора имеет свое название:
«улица», «мышиный хвост», «птичьи следы», «серп и молот», «пятиконечная звезда»
и т.д. Главными изобразительными средствами этого орнамента являются линия,
точка, кружочек, штрих. После завершения эмоционально насыщенной беседы в конце
первого урока дети выполняют графические упражнения по рисованию вертикальных,
горизонтальных, наклонных штрихов, точек и кружочков на бумаге карандашом. Эти
упражнения будут способствовать развитию у детей чувства ритма и движения руки.
Рис. 5 - Элементы и мотивы унцукульского
орнамента
На втором уроке учащиеся приступают к выполнению
самостоятельной работы - построение узора по мотивам унцукульского орнамента.
Для этого учитель раздает детям листы альбома, тонированные под цвет
унцукульских изделий (красно-коричневый), на которых они составляют узор в
полосе. При этом кистью с использованием белой или желтой гуаши наносятся
штрихи и точечки, имитирующие унцукульскую насечку. Урок завершается анализом
работ учащихся.
2.4 Конспект урока художественного
труда: «Балхарская керамическая игрушка»
Тема: «Балхарская керамическая
игрушка» - выполнение росписи кувшина с использованием
элементов балхарского орнамента.
Учебные цели и задачи:
знакомство детей с традиционной художественной керамикой Дагестана,
формирование у них навыков кистевой росписи на примере изучения орнаментального
декора балхарских расписных гончарных изделий, выработка у детей умений и навыков
в составлении узора из отдельных элементов, характерных орнаменту балхарских
мастериц.
Оборудование урока:
для учителя - балхарские гончарные изделия, репродукции, иллюстрации,
фотоснимки, открытки, учебные таблицы с образцами балхарского орнамента.
Для учащихся - шаблоны из картона в форме
кувшина, тонированные в серовато-охристый цвет (имитация цвета обожженных
гончарных изделий) для каждого учащегося: белая гуашь, кисти, баночки с водой и
тряпочки.
Содержание урока
(Методические рекомендации)
На первом уроке проводится вводная беседа о
художественной керамике Дагестана. Она должна быть удачно продуманной,
содержательной, доходчивой. Рассказ учителя обязательно должен сопровождаться
показом керамических изделий традиционных гончарных центров. (Бытовая гончарная
посуда местного производства все еще имеется во многих домах, а иногда и в
школьных музеях, почти во всех населенных пунктах Дагестана).
Все эти сведения учитель в доступной форме
передает учащимся- Правильно построенная предварительная беседа учителя
помогает учащая правильно оценить художественные достоинства балхарских
изделий, активизировать учебно-познавательную деятельность, развить
художественные вкусы у детей.
Paccказ учителя
необходимо сопровождать иллюстрацией с. Балхар, а также работ самих мастериц.
Неоценимую помощь в этом отношении учителю окажет книга московского художника
В.Е. Цигаля «В Дагестане» (Москва, 1963).
В рисунках, набросках и живописных работах,
выполненных художнику с натуры, показаны все основные технологические операции
по Изготовлению гончарных изделий.
Демонстрируя перед учащимися гончарные изделия
балхарских мастериц, учитель в процессе анализа их декоративной отделки
сообщает детям следующие сведения.
Основные мотивы балхарского орнамента -
многократное варьирование элементов растительного, геометрического и
зооморфного характера. Графический язык балхарского орнамента - это простейшие
изобразительные средства - линия и пятно. Умело ими пользуясь, мастерицы
создают изумительные по красоте узорные композиции.
На первом этапе освоения балхарского орнамента
дети выполняют графические упражнения по изображению различных линий, штрихов и
точек. После этого они начинают построение узора в полосе. (Рис. 1).
Дети проводят горизонтальные прямые линии,
образующие фон будущей орнаментальной полосы, где свободно, но симметрично
располагают контурными линиями белого цвета предварительный рисунок композиции,
Далее этот линейный рисунок подвергают деталировке, силуэтно выявляя отдельные
элементы косой или перекрестной штриховкой. Для оживления и заполнения фоновых
разводов, образовавшихся между отдельными элементами, ангобной краской уже
другого цвета производят их окантовку.
На втором уроке для продолжения рассказа об
искусстве балхарских мастериц учитель может прочитать следующее стихотворение
лакской поэтессы Салимат Курбановой:
Балхарские девушки лепят кувшины,
Украсив узором затейливым их.
И желтая глина,
И белая глина
Мелькает в проворных руках золотых.
На следующем этапе для закрепления знаний детей
об орнаменте вывешивается учебная таблица с образцами балхарских узоров
«звездочка», «завиток», «листик», «точки», «волнистая линия», «ящерица», «рука»
и др.
Рис. 6 - Элементы, балкарского орнамента: а)
узоры, построенные с помощью линий и точек; б) варианты построения узора в
полосе
Для непосредственного обучения детей навыкам
выполнения балхарской росписи учитель раздает им готовые картонные шаблоны,
тонированные в охристый цвет. Дети, пользуясь элементами узора на учебной
таблице образца кувшина, расписанного традиционным балхарским орнаментом, без
предварительной карандашной зарисовки наносят узор на свои шаблоны-кувшины в
технике кистевой росписи.
В конце урока проводится просмотр выполненных
детьми декоративных работ. Лучшие работы первоклассников отбираются для
организации выставки детских работ в школе, чтобы популяризировать их среди
учащихся и родителей.
.5 Конспект интегрированного урока:
«Узоры Арбабаша»
«Узоры Арбабаша» - рисование геометрического
коврового орнамента в полоску с образца. (Рис. 1).
Учебные цели и задачи:
знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Обучение учащихся
несложному композиционному построению геометрического узора, характерного для
ковровых изделий. Ознакомление детей с понятиями ритм, орнамент, симметрия.
Выполнение узора (орнамента) с образца.
Оборудование урока для учителя - небольшой
коврик (палас) местного изготовления, репродукции, фотографии, открытки с
изображением ковров, паласов, сумахов. Эпидиаскоп.
Оборудование урока для учащихся
- альбом для рисования, карандаши, резинка, точилка, лист бумаги в клетку.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
практические рекомендации
Урок начинается с предварительной беседы учителя
о дагестанских коврах и орнаментах применяемых в этих изделиях.
Из ворсовых, безворсовых и войлочных видов
ковров для учащихся первого класса желательно для образца взять палас «хайма».
Перед учащимися демонстрируется небольшой
фрагмент паласа. Можно также использовать открытки, фотографии, таблицы -
«чешне». После этого следует обратиться к классу и предложить ответить на
вопросы: какие ковровые изделия есть в ваших домах? Для чего они служат? Из
какого материала изготовлены ковры? Что еще, кроме ковров вырабатывается из
шерсти? Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают? и
т.д.
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся,
знакомит их с изделиями из шерсти, изготовленными местными жителями: одеждой,
обувью и др. изделиями.
Из беседы, рассказов детей и учителя необходимо
сделать вывод, что человек всегда стремится украсить свое жилище и вещи,
которыми он пользуется в быту. Красивые вещи создают и хорошее настроение.
Рис. 7
При демонстрации цветных продукций или открыток
с изображением ковров, паласов через эпидиаскоп учитель обращает внимание
учащихся на декоративное оформление ковровых изделий, па композиционное
расположение орнаментальных мотивов и на гармонию цветовых отношений ковров.
Учитель обращает внимание детей на то, что
орнамент на рассматриваемых изделиях в основном состоит из геометрических
фигур: квадратов, прямоугольников, ромбиков, треугольников и т. д. Чередованием
этих одинаковых элементов в определенной последовательности стилизованными
формами растительного и животного мира, декоративно переработанных в течение
многих веков мастерицами ковроделия.
Учитывая особенности детей младшего школьного
возраста, па первом уроке построение рисунка орнамента детьми осуществляется с
образца. Для этого учителю необходимо подготовить таблицу с поэтапным
выполнением узора в полоску. Прежде чем перейти к выполнению работы, учителю
необходимо объяснить принцип расположения орнамента на паласе..
В целом узор паласа состоит из отдельных
орнаментальных полосок, которые встречаются в 5-7 разновидностях. Эти полоски
чередуются в определенной последовательности, что создает ритм и своеобразный
узор паласа (хайма, рух). При этом каждая из полосок состоит (в большинстве) из
одного элемента, который повторяется несколько раз (количество повтора зависят
от размера данного элемента и встречается от 7 до 20 раз). В композиции узора
паласа могут быть и полоски (1, 2), где элементы будут разные (два, три вида).
И в заключении следует заметить, что в узоре паласа, как и в других ковровых
изделиях важную роль играет введение линий цвета для ограничения полосок, т.к.
этот элемент подчеркивает цвет и создает определенную ритмическую стройность.
Здесь учитель может познакомить учащихся с
понятием «ритм».и отметить, что «ритм» может быть подчеркнут и линией и
цветовой композицией узора. Например, полосе образца узор из геометрических
элементов повторяется в горизонтальном направлении и чередуется по вертикале.
В горизонтальной полоске ритмичность композиции
создается линейным расположением рисунка и цветом. А в вертикальном направлении
ритмичность создается путем повтора каждой через определенный интервал.
Для выполнения задания рисования узора в полоску
с образца в 1 классе можно выделить два урока. При этом на первом уроке дети
будут рисовать узор с образца вслед за учителем поэтапно с соблюдением
композиционной последовательности выполнения линейного рисунка. А на втором
уроке готовая графическая работа исполняется в цвете (акварель, гуашь).
Выполнение узора в полоску с образца состоит из
трех стадий:
выполнение графических упражнений (5-6 мин);
последовательность выполнения декоративной
композиции
в полоску (карандаш);
завершение декоративной работы в цвете.
Графические упражнения можно исполнять произвольно на листках бумаги в клетку.
В последующей стадии работы на уроке
используется таблица с образцами коврового орнамента. В предварительной беседе
с учащимися учитель определяет последовательность выполнения орнамента. После
этого он выполняет педагогический рисунок на доске, а дети - в альбомах.
Облегчая работу детям на первом уроке, полоску для узора можно построить по
шаблону (картонная полоска). Полученную полоску, где расстояние между линиями
должно соответствовать примерно пяти сантиметрам, необходимо разделить на
равные части на расстоянии 5 сантиметров. При выполнении этого задания в первом
классе, так как у детей пока не развит глазомер, рекомендуется на шаблоне
проставить точки, которыми разделена полоска на равные части. Затем дети на
своих рисунках проводят вертикальные линии, которые образуют квадратики 5x5.
Теперь данный прямоугольник по длинной стороне делится горизонтальной линией
пополам. Затем учитель демонстрирует на доске изображение элементов узора
делением диагональными линиями маленьких прямоугольников верхней и нижней части
полоски. Вслед за учителем дети проделывают ту же самую работу и своих
альбомах. На этом уроке дети овладевают различными приемами построения
декоративных элементов, учатся проводить прямые линии, откладывать равные
части, находить середину отрезка и т.д. Знакомятся с-понятиями «ритм»,
«симметрия», «орнамент».
На втором уроке продолжается тема первого урока
и в связи с этим вводная беседа строится так, чтобы оживить впечатления
предыдущего урока. Основной задачей при этом является использование полученных
знаний, навыков и умений детьми при рисовании узора с образца и ознакомления с
правилами работы с гуашью.
Урок начинается с выполнения упражнений
учащимися с использованием основных цветов (красный, желтый, синий) в течение 5
- 6 мин.
Для определения цветового решения узора учитель
на магнитной доске демонстрирует различные поисковые варианты в цвете. Учителю
следует подчеркнуть при этом роль цвета в создании ритмов в узоре и
эмоционального настроения.
Передвигая на магнитной доске элементы узора,
необходимо поискать лучшее сочетание их по цвету. При этом учителю необходимо
сказать детям, что для дагестанских ковровых узоров характерными являются яркие
цвета, а для фона следует подбирать темно-красный, красный, синий цвета.
Например, фон полоски синий, а три элемента узора красного (2) и желтого (1),
цвета и фон - красный, а элементы узора синего (2) и желтого (1) цвета.
Определив конкретное цветовое решение всего узора, дети приступают к
завершающей части работы, которая заканчивается раскрашиванием графического
узора, выполненного на предыдущем уроке, в цвете.
Подбирая образцы орнамента, следует учитывать
степень сложности рисунка, доступность для малышей. Орнаменты ковровых изделий
своими рисунками, особенно цветовым решением должны вызывать чувство радости у
детей, желание в своих работах передать красоту, затейливость узора.
После завершения данной работы учителю
необходимо просмотреть все рисунки учащихся и предложить детям выбрать и
оцепить наиболее удачную, интересную композицию в цвете.
Заключение
Как известно из истории, на протяжении многих
веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных
промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и
дереву, гончарное искусство и др. Многие из традиционных видов народных
художественных промыслов дошли до наших дней, продолжают развиваться и сегодня.
Приобщение детей к народному искусству
способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с
обычаями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность
мышления, приобщает к труду.
Народное декоративно-прикладное искусство
Дагестана - неотъемлемая часть национальной культуры. Его содержание способно
активно воздействовать на духовное и художественно-эстетическое развитие
личности ребенка. Знакомство с изделиями народных мастеров, их эмоциональное
восприятие, красота и изящество форм, россыпи орнаментальных мотивов - все это
радует, удивляет и благотворно влияет на приобщение дошкольников к народному
искусству. Поэтому в последние десятилетия в некоторых дошкольных учреждениях
нашей республики педагогические коллективы в процессе занятий по декоративному
рисованию, лепке и аппликации, в художественном оформлении помещений стали
использовать материал по народному и декоративно-прикладному искусству
Дагестана.
Приобщение детей к народному искусству
начинается посредством оформления интерьера помещений детского сада. Включение
в экспозицию предметов народного и декоративно-прикладного искусства (ковры,
кувшины, декоративные тарелки), выполнение настенной росписи по национальным
мотивам, народным сказкам - все это создает благоприятную среду приобщения
детей к национальной культуре.
Отрадно отметить, что во многих дошкольных
учреждениях республики очень серьезно и грамотно решались вопросы
художественного оформления в целом и создания предметной среды с включением
атрибутов и изделий народного и декоративно-прикладного искусства, в частности.
При этом каждый детский сад старался сохранить свое лицо, подчеркнуть
индивидуальность в решении экспозиции. Порой это достигалось с помощью
предметов декоративно-прикладного искусства, иногда с использованием выставок
детского творчества (рисунки, поделки, композиции), выполненных в национальных
традициях. Но при любом варианте оформления помещений все выполнялось
аккуратно, с большой любовью и желанием украсить, создать уют для детей.
Другим не менее важным направлением ознакомления
дошкольников с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана является
широкое использование образцов изделий народных мастеров на занятиях, в игровой
и самостоятельной художественной деятельности детей
Практика подтверждает, что многие орнаментальные
мотивы народного искусства близки и доступны детям дошкольного возраста. Их
привлекают яркие цветовые сочетания в коврах, растительные и зооморфные мотивы,
им доступны геометрические узоры, с интересом и радостью они занимаются лепкой
сказочных образов. А для успешной организации и проведения работы с детьми
необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение.
Народное и декоративно-прикладное искусство
обладает огромной силой эмоционального воздействия на ребенка и способствует
формированию его духовного мира, расширяет понятия об украшении предметов
орнаментом, знакомит с яркой цветовой палитрой ковров, поражает разнообразием
форм и образов изделий народных мастеров. В связи с этим необходимо отметить,
что фундаментальной основой художественно-эстетического воспитания и развития
дошкольников должна стать опора на народное и декоративно-прикладное искусство
Дагестана.
Список литературы
1. Байрамбеков
М.М. Дагестанский народный орнамент. - Махачкала, 2001.
2. Байрамбеков
М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным
искусством народов Дагестана. Мах-ла Дагучпедгиз, 1996.
. Гаджимурадов
С.М. Уроки народного искусства в начальной школе. Мах-ла, Изд-во НИИ
педагогики, 2000.
. Гаджимурадов
С.М. Уроки народного искусства Дагестана в начальной школе. Мах-ла, 1989.
. Идрисова
Н.К. Декоративно-прикладное искусство Дагестана / Каталог Художественного
музея. - Махачкала, 1977.
. Декоративное
искусство Дагестана. Каталог музея. 1971.
. Раджабов
И.М., Гамзатова Г.К. Декоративно-прикладное творчество в системе художественного
образования. - М., 1999.
. Раджабов
М.И., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по
изобразительному искусству для 1-6 классов. Мах-ла, 1997 г.
. Сайт
дагестанского музея изобразительных искусств www.dmii.ru
Дагестанский музей изобразительных
искусств
Войлочный ковер арбабаш