Спрос, предложение и понятие их эластичности
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального образования
"Ивановский государственный
энергетический университет имени В.И. Ленина"
Кафедра общей экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Спрос, предложение и понятие их
эластичности
Выполнил: студентка ФЭУ
Тумашова К.С.
Проверил: докт. экон. наук
(канд. экон. наук)
кафедры ОЭТ Терехова Н.Р.
Иваново 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Формирование рыночной (равновесной) цены
1.1 Спрос, факторы спроса и закон спроса
1.2 Предложение, факторы предложения и закон предложения.
1.3 Модели рыночного равновесия
1.4 Рыночное неравновесие (излишек продавца и покупателя)
Глава 2. Эластичность спроса и предложения
2.1 Виды и типы эластичности спроса (понятие, расчет и графическое
изображение), факторы на нее влияющие
2.2 Практическое применение концепции эластичности спроса
2.3 Виды и типы эластичности предложения (понятие, расчет и
графическое изображение), факторы на нее влияющие
2.4 Практическое применение концепции эластичности предложения
Заключение
Список литературы
Введение
В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и
предложения и направление их изменения. Спрос и предложение - самые важные
понятия, которые рассказывают о взаимодействии продавцов и покупателей, с
учетом того, что и те, и другие стремятся к наиполному удовлетворению своих
потребностей. Эластичность - одна из самых важных категорий экономической
науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и
представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на
выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности
позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.
Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет
возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так
бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту,
а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего
сокращения сбыта.
В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по
ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние
перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора,
которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими
доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
Актуальность исследования не вызывает сомнений, потому что
спрос и предложение являются неотъемлемой частью нормально функционирующего
рынка, а их эластичность отражает реакцию потребителей и производителей на
изменение цен на ресурсы и готовую продукцию.
Цель: изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов
её практического применения.
Задачи работы:
характеристика спроса и предложения;
рассмотрение модели рыночного равновесия;
рассмотрение рыночного неравновесия;
виды и типы эластичности спроса и предложения;
рассмотрение практическое применение эластичность на спроса и
предложения.
спрос предложение эластичность цена
Глава
1. Формирование рыночной (равновесной) цены
1.1 Спрос,
факторы спроса и закон спроса
Спрос - это количество товара или услуги, которое может быть
куплено в определенном месте, по определенной цене, в определенное время. Закон
спроса определяет: "при прочих равных условиях спрос на товары в
количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены". или
при низких ценах покупают больше.
Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены
увеличение числа покупок создает эффект дохода; во вторых, подешевевший товар
покупать выгоднее, чем другой - это эффект замещения.
Закон спроса не действует в трех случаях: при ажиотажном
спросе, вызванном ожиданием повышения цен; при колебании цен на вещи, которые
служат средством вложения денег (валюта, золото, антиквариат); при переключении
спроса на высококачественные товары с ростом доходов.
Рис. 1 Кривая спроса
Движение точки вдоль кривой спроса показывает изменение
величины спроса. Изменение же самого спроса показывает смещение кривой
(увеличение спроса - вправо, снижение - влево). Иногда может показаться, что
закон спроса не действует: цена выросла, и спрос вырос - это создание иллюзии
роста полезности, престижности товара - это эффект Гиффена, названный по имени
английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Низший товар - для бедняков
- называют товаром Гиффена.
Факторы спроса: цена товара; цена взаимозаменяемых товаров
(субститутов) - выросла цена на импортное масло, спрос переключился на
отечественное; цена взаимодополняемых товаров (при повышении цены на пленку и
печать спрос на фотоаппараты падает); изменения в среде (в жару растет спрос на
мороженое); изменения в полезности товара; величина доходов (первый закон
Энгеля, немецкого статистика ХIХ века) звучит так: "с увеличением дохода удельный вес
расходов на товары первой необходимости в общей сумме расходов уменьшается, а
на роскошь увеличивается"; представления о будущей экономической ситуации
(ожидание понижения или повышения цен), имеются два парадокса закона спроса:
первый - повышение цены может вызвать повышение спроса, потому что потребитель
считает, что цена в ближайшем будущем вырастет еще больше, второй - снижение
цены может вызвать падение спроса - зачем покупать сегодня то, что завтра будет
стоить дешевле? Изменения вкусов, привычек, стиля жизни; величина накопленного
имущества (богатство).
Все эти факторы можно смоделировать в одной формуле, которая
называется функцией от переменных:
Qd = f (P… Pa…Pb…I…T…W),
где W - богатство, I - доход, Т - вкус.
.2
Предложение, факторы предложения и закон предложения.
Предложение - это то количество продукта, которое продавцы
готовы предложить покупателям в определенном месте, в определенное время, по
определенной цене. Закон предложения звучит так: "при высоких ценах на
продажу выставляется больше продукции, чем при низких" или "при
прочих равных условиях с ростом цены величина предложения растет".
Этот закон выражается графической моделью:
рис.2 Кривая предложения
Влияние изменения цены на величину предложения показывает
движение точек вдоль кривой предложения. Изменения же в предложении сдвигает
кривую (влево, если предложение падает и вправо, если растет).
Факторы предложения: цена на товар; цены на ресурсы - при их
росте кривая сдвигается влево; технология производства - влияет в зависимости
от того, сокращает она затраты или увеличивает; налоги и дотации (денежная
помощь государства фирмам) - рост налогов сдвигает кривую S влево, а рост
дотаций вправо; цены на другие товары - капитал переливается в ту отрасль, где
цены повышенные и доходы поэтому выше; ожидания повышения цен сдвигает кривую вправо; число
продавцов на рынке - чем их больше, тем предложение выше.
1.3
Модели рыночного равновесия
Макроэкономическое равновесие в модели "AD-AS".
Макроэкономическое равновесие - это равенство совокупного спроса и совокупного
предложения, это состояние экономики, когда весь произведенный национальный
продукт равен совокупным расходам. Графически данная модель представлена на
рисунке 3
Рис.3 Макроэкономическое равновесие: модель "AD-AS"
Модель "AD-AS" позволяет рассмотреть механизм
формирования равновесного объема национального производства в краткосрочном
периоде в условиях изменяющихся цен.
Макроэкономическое равновесие достигается тогда, когда
совокупный спрос равен совокупному предложению. Видно, что равновесие наступает
в точке пересечения кривых совокупного спроса AD и совокупного
предложения AS. Проекции точки равновесия на вертикальную и горизонтальную оси
дают соответственно равновесный уровень цен и равновесный реальный объем
национального производства. Равновесие можно рассматривать на трех участках
кривой AS: горизонтальном, промежуточном и вертикальном.
На рис.3 изображены три возможные ситуации
макроэкономического равновесия (точки E1, Е2 и Е3). Точка Е1 отражает ситуацию
макроэкономического равновесия при высоком уровне безработицы и негибкости цен.
Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению
реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, так как
экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности. Точка Е2
характеризует макроэкономическое равновесие в условиях неполной занятости,
наличия "узких мест" в экономике и отставания темпов роста заработной
платы от темпов роста товарных цен. Увеличение совокупного спроса на
промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и
уровня цен, т.к. экономика приближается к состоянию полной занятости Точка Е3 -
это равновесие в условиях полной занятости. На классическом отрезке увеличение
совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не
может выйти за пределы своего уровня "при полной занятости" - ресурсы
исчерпаны.
Приспособление экономики в случае отклонения от различных
равновесных состояний в точках E1, Е2 и Е3 будет происходить по-разному. В кейнсианском
случае, когда цены и заработная плата жестки, возвращение в точку равновесия E1 будет происходить за
счет колебаний в объемах реального ВВП. Фирмы будут сокращать или расширять
производство при неизменном уровне цен в стране. В промежуточном случае
отклонение от точки Е2 будет сопровождаться приспособлением экономики к
равновесному состоянию путем изменения и уровня цен, и объемов выпуска. В
классическом случае при отклонении от точки Е3 возвращение к равновесному
состоянию будет происходить только за счет изменения гибких цен и за работной
платы без каких-либо изменений в объеме реального выпуска, поскольку экономика
уже находится на уровне потенциального ВВП. Итак, можно сделать вывод, что в
случае жестких цен реальные объем ВВП определяется колебаниями совокупного
спроса, так как цены и заработная плата негибки. Напротив, в случае гибкости
ценового механизма реальный ВВП определяется объемом совокупного предложения.
Кейнсианская
модель общего равновесия
Кейнсианская модель макроэкономического равновесия, как нам
уже в самых общих чертах известно, построена на допущении о фиксированных
ценах. Поэтому графическая интерпретация равновесия в этом пункте будет иной,
нежели в модели "AD-AS" отметим основные положения кейнсианской
теории, которые произвели переворот в экономической науке в середине 1930-х гг.
и дали толчок развитию макроэкономики. Во-первых, Кейнс, в отличие от
классиков, выдвинул положение о том, что не совокупное предложение определяет
совокупный спрос, а, наоборот, совокупный спрос определяет уровень
экономической активности, т.е. максимально возможный уровень выпуска продукции
(совокупное предложение) и, соответственно, занятости. Во-вторых, Кейнс
предполагал, что заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью.
В-третьих, процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений, как
это представляется в модели классиков. В-четвертых, полная занятость не
достигается в экономике автоматически, и это дает основания для
государственного вмешательства в экономические процессы.
Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких
важнейших категорий, как функции потребления и сбережения. И потребление, и
сбережения являются, по Кейнсу, функцией дохода. Функция потребления и
сбережения имеют следующий вид:
С = С0 + МРС Y (2.1)
S = - С0 + MPS Y (2.2)
Где, C - ожидаемые расходы на потребление;
S - желаемый уровень сбережений;
С0 - автономное потребление;
MPC и MPS - предельные склонности потребления и сбережения
соответственно.
Кейнс выдвинул положение, которое принято называть основным
психологическим законом: "Психология общества такова, что с ростом
совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не
в такой же мере, в какой растет доход А если так, то часть созданной продукции
не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать
объем производства. Недостаточность склонности к потреблению может привести к
хроническому отставанию совокупного спроса от уровня, обеспечивающего полную
занятость. Эмпирические исследования показали, что предельная склонность к
потреблению и предельная склонность к сбережению не изменяются на краткосрочных
отрезках времени и нередко остаются одной и той же величиной даже на протяжении
длительного периода. Кейнс вводит в оборот понятие автономного потребления,
которое не зависит от уровня дохода. Важнейший компонент планируемых совокупных
расходов составляют инвестиции. Уровень инвестиций оказывает существенное
воздействие на объем национального дохода общества; от его динамики будет
зависеть множество макропропорций в национальной экономике. Кеинсианская теория
особо подчеркивает тот факт, что уровень инвестиций и уровень сбережений (т.е.
источник, или резервуар инвестиций) определяется во многом разными процессами и
обстоятельствами. Инвестиции (капиталовложения) в масштабах страны определяют
процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий,
возведение жилых домов, прокладка дорог, а следователь но, и создание новых
рабочих мест зависят от процесса инвестирования, или реального
капиталообразования.
Кейнс вводит новое понятие - автономные инвестиции, т.е.
инвестиции не зависящие о уровня дохода и составляющие при его любом уровне
некую постоянную величину.
Автономные инвестиции и функция инвестиций, которая зависит
от уровня процентной ставки, сдвинут точку равновесия на графиках, так как это
показано на рисунке 4а и 4б.
Автономные инвестиции - это важное допущение, или абстракция.
В реальной действительности может сложиться и действительно складывается
ситуация, когда растущий объем дохода приводит к росту инвестиций.
Речь идет о взаимовлиянии инвестиций и дохода. Автономные
инвестиции, осуществленные в виде первоначальной "инъекции", приводят
к росту национального дохода.
а) б)
Рис.4 Равновесный уровень дохода с учетом автономных
инвестиций на графике совокупных расходов (а) и сбережений (б)
Чем больше автономные инвестиции, тем выше поднимается график
совокупных расходов и тем ближе "заветный" уровень полной занятости.
Графическая интерпретация модели равновесия по Кейнсу, которая в экономической
теории также известна как "кейнсианский крест". "Кейнсианский
крест" - наглядная графическая иллюстрация той благотворной роли
государственных расходов и стимулирования инвестиций в частном секторе, которой
огромное значение придавал Кейнс.
Наращивание любого из компонентов автономных расходов ведет к
росту национального дохода и способствует достижению полной занятости еще и в
силу определенного эффекта, который известен в экономической теории под названием
эффекта мультипликатора.
Подчеркнем еще раз различия в кейнсианском и неоклассическом
подходе к определению макроэкономического равновесия.
Во-первых, в классической модели длительная безработица
представлялась невозможной. Гибкое реагирование цен и ставки процента
восстанавливало нарушенное равновесие. В модели, предложенной Кейнсом,
равенство инвестиций и сбережений может осуществляться и при неполной
занятости.
Во-вторых, классическая модель предполагала существование
гибкого ценового механизма, органически присущего рынку. Кейнс подверг сомнению
этот постулат: предприниматели, столкнувшись с падением спроса на свою
продукцию, не снижают цены. Они сокращают производство и увольняют рабочих,
отсюда - безработица со всеми вытекающими социально-экономическими конфликтами,
и "невидимая рука" рыночного механизма не может обеспечить стабильную
полную занятость.
В-третьих, сбережения являются, прежде всего, функцией
дохода, а не только уровня процента, как утверждалось в теории классиков.
.4 Рыночное
неравновесие (излишек продавца и покупателя)
Для рассмотрения равновесия рынка необходимо знать
предложение продукции. Предложение (S) - есть количество товаров, которое
производитель может произвести и предложить на рынке по данным ценам в данный
период времени при прочих равных условиях. Опытным путём обнаружена прямая
зависимость между количеством предлагаемой продукции и её ценой (Qs f (P)). Данная зависимость
может быть выражена таблично, аналитически и графически. Графический способ:
Кривая предложения показывает влияние ценового фактора на
количество предлагаемой продукции.
Существуют неценовые факторы, влияющие на предложение,
сдвигающие кривую вправо или влево.
Неценовые факторы (детерминанты), влияющие на предложение:
. Цены на ресурсы (на рисунке показано удешевление сырья,
способствующее увеличению предложения):
2. Совершенствование технологии.
3. Изменение налогов и дотаций.
. Ожидания будущих периодов.
. Цены на другие товары и т.д.
В процессе конкуренции взаимодействие спроса и предложения
корректирует цену до того момента, когда спрос и предложение совпадают.
Ситуация равенства спроса и предложения называется равновесием* применительно к
рынку одного (данного) товара. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Это
значит, что количество продукции, которое хотели и могли купить, равнялось тому
количеству, которое было предложено.
Таблица.1 Спрос и предложение на товар x в данном месяце
Представим ситуацию графически:
Из графика видим, что в точке Е рынок сбалансирован при цене
3 рубля и объёме 7 килограммов товара x. Три рубля - равновесная цена, т.е. цена при
равенстве спроса и предложения. 7 килограммов товара x - равновесный объём
продаж, т.е. объём продаж при равенстве спроса и предложения. Если рыночная
цена станет выше равновесной, на рынке увеличится предложение и уменьшится
спрос, т.е. появятся излишки продукции. Избыточное предложение будет побуждать
конкурирующих продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов
продукции. Падающие цены будут: а) подсказывать фирмам, что следует сокращать
ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции; б) привлекать на рынок
дополнительных покупателей. Эти акты рыночного приспособления изображены
стрелками вниз.
Если рыночная цена станет ниже равновесной, на рынке
увеличится спрос и уменьшится предложение, т.е. обнаружится дефицит продукции.
Избыточный спрос (дефицит) подскажет конкурирующим покупателям, что им следует
согласиться на более высокую цену, если они не хотят остаться без продукции.
Растущая цена будет:
а) побуждать фирмы перераспределять ресурсы в пользу
производства данного товара;
б) вытеснять некоторых потребителей с рынка (отсекать
потребителя). Эти акты рыночного приспособления иллюстрируются стрелками,
направленными вдоль обеих кривых.
В обоих случаях рынок стремится к равновесию.
График. Излишки и дефицит на рынке товараx
Рассмотрим другой аспект - выгоду, получаемую производителем
и покупателем, от сложившейся ситуации равновесия рынка. Мерой такой выгоды
является излишек производителя (продавца) и покупателя. Количественно излишек
покупателя представляет разницу между максимальной ценой, которая могла быть
заплачена за единицу товара и его рыночной (равновесной) ценой. Излишек
производителя есть разница (равновесной) рыночной цены и более низких
предполагаемых цен. Сумма излишков (выгод) покупателя и производителя есть
общественная выгода, возникающая в связи с возможностью покупать и продавать
данный товар, т.е. в связи с существованием рынка. Чтобы проиллюстрировать
общественную выгоду графически, необходимо соблюсти три условия:
) показать равновесие рынка по данному товару;
) вести исследование на рынке неделимых товаров (например
холодильников);
) предположить, что покупатель приобретает одну единицу
товара.
Видим, первый покупатель мог пожертвовать товарами на сумму в
11 000 руб. в пользу холодильника, но покупает он его по рыночной цене, т.е. за
6000 руб., следовательно, его выгода - 5000 руб. Второй мог бы купить за 10 000
руб. и его выгода будет оставлять 4000 руб. Таким образом, выгода всех
покупателей равна 15 000 руб. Аналогично можно определить выгоду продавца.
Определение общественной выгоды важно при исследовании
баланса доходов и расходов населения, в процессе налогообложения и т.д.
Исходя, из выполненной работы можно сделать, следующие
выводы:
Рыночный механизм действует таким образом, что любое
нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако
иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства
государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в
поддержании монопольно высоких цен. Однако цена определяется на рынке в
результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они,
сравнивая предложение и спрос на товар, устанавливают цену. Важнейшими
категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые
подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители
готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой;
между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон
предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и
объемом предлагаемого к продаже товара. Рынок сводит продавцов и покупателей;
равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения
продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении,
вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских
предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и
проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на
рынке устанавливается в новой точке.
Глава 2.
Эластичность спроса и предложения
2.1 Виды и
типы эластичности спроса (понятие, расчет и графическое изображение), факторы
на нее влияющие
Для экономического анализа недостаточно определить
направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень
изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется
эластичностью спроса. Различают эластичность: ценовую, перекрестную, по доходу.
. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения
спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.
где ΔP/P - изменение цены (в %);
ΔQd/Qd - изменение спроса (в
%);
Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности)
может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем
изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.
О характере ценовой эластичности спроса можно судить по
соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки
от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации
при изменении цены может расти, падать, не изменяться.
Таблица 2. Виды ценовой эластичности спроса
Вид
эластичности
|
Соотношение
изменения цены и спроса
|
Коэффициент
эластичности
|
Изменение
выручки от реализации (PxQ)
|
|
|
|
Уменьшение цены
|
Увеличение цены
|
Совершенно
неэластичный спрос
|
Цена растет
(падает) - спрос постоянен
|
Ed = 0
|
уменьшается
|
увеличивается
|
Неэластичный
спрос
|
Цена изменяется
больше, чем изменяется спрос
|
Ed < 1
|
увеличивается
|
Единичная
эластичность спроса
|
Цена и спрос
изменяются одинаково
|
Ed = 1
|
не изменяется
|
не изменяется
|
Эластичный
спрос
|
Цена изменяется
меньше, чем изменяется спрос
|
Ed > 1
|
увеличивается
|
уменьшается
|
Совершенно
эластичный спрос
|
Спрос
изменяется, цена постоянна
|
Ed = ∞
|
уменьшается
|
увеличивается
|
Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа
товара:
Спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла
цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;
Спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) -
неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
Спрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены
существенно повлияет на спрос;
Спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется
единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;
Если цена фиксирована, например, установлена государством, а
спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная
эластичность спроса.
В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса
будет иметь разный наклон рис.6
Рис.6 Кривые спроса с разной ценовой эластичностью
Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:
количества заменителей данного товара. Чем больше имеется
хороших заменителей, тем эластичность выше;
удельного веса товара в доходе потребителя. Чем выше доля
товара в доходе, тем выше эластичность;
характера товара - является ли товар предметом первой
необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой
необходимости менее эластичен;
фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше
эластичность его спроса.
. Перекрестная эластичность спроса характеризует степень
изменения спроса на товар a при изменении цены товара b ().
где - изменение спроса на товар a (в %);
- изменение цены на товар b (в %).
Для взаимозаменяемых товаров > 0; для
взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.
. Эластичность спроса по доходу характеризует степень
изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода ().
где - изменение дохода (в %);
- изменение спроса (в %).
Для нормальных товаров > 0; для товаров
низшей категории < 0.
Факторы влияющие на эластичность спроса:
. Заменимость - чем больше хороших заменителей данного
товара, тем эластичнее спрос на него. Например: спрос на инсулин не эластичен,
поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда,
любой ценой.
2. Фактор времени - чем больше времени у потребителей
для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.
. Предметы роскоши и предметы первой необходимости -
спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы
первой необходимости (хлеб, молоко).
. Доля, которую занимает данный товар в расходах
потребителей - чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей,
тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%,
потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки
карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.
2.2
Практическое применение концепции эластичности спроса
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное
практическое значение. Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на
ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за
исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать
ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как
необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или
понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей
или опыт руководителей фирмы.
Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться
только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения
цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем
эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не
означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики "Ява" или
"Дукат" будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент
эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.
Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на
ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный
дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам.
Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько
квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые
составляют небольшую долю от общих расходов).
Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она
может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить
максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в
том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это
графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса. При
арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и
сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако по этой цене может быть сдано
только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс.
руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом
сократится
Другим примером практического использования теории
эластичности является государственная налоговая политика. При введении
косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых
поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике,
перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной
сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности
спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет
распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и
неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается
постоянной). Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену
на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось),
установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет
вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать - это поднять цену до
равновесного уровня.
В случае если спрос эластичен, потери производителя будут
выше, бремя налога ляжет в основном на него. В случае если спрос неэластичен,
налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный
размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство
облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые
неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.). Несовпадение желаний и
возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет
собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше
эластичность спроса на данный товар. Теория эластичности спроса так же
применяется и в сельском хозяйстве. Исследования показывают, что спрос на
большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2
или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции
благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства
одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную
выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный
характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может
быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров
зависит от ограничения фермерского производства. Характер воздействия
автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень
занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт.
Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это
приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также,
что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому
прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие
снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых
ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос
мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более,
чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность
спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных
рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и
производства фирмы будет невелик.
.3 Виды и
типы эластичности предложения (понятие, расчет и графическое изображение),
факторы на нее влияющие
Эластичность предложения показывает степень реакции
производителя на изменение величины какого либо фактора. Ценовая эластичность
предложения характеризует чувствительность изменения объема производства
(продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как
отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции
к процентному изменению цены:
ES = ( (Q2-Q1) /Q1): ( (P2-P1) /P1)
Если интенсивность реакции производителя на изменение цен
велика, то предложение эластично, и наоборот. Важнейшим фактором, влияющим на
эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца)
для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта.
Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше
эластичность:
а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства
постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен,
но не отражается на величине предложения (ЕS = 0).
б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение
может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно,
цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем
привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится,
но незначительно (1 > ЕS > 0):
в) в длительном (долгом) периоде, когда возможностей для
увеличения объема производства продукции гораздо больше, т.к. все факторы
производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число
фирм в отрасли и т.д.) коэффициент эластичности:
Проиллюстрируем это графически (рис.7).
Рис.7 Предложение в трех периодах:
а) мгновенный период
б) среднесрочный период
в) долгосрочный период
Кроме фактора времени на предложение влияет также степень
сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие
орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на
грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и
условия его хранения. Возможности технологического процесса также влияют на
эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать
или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и
т.д. В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода
для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и
количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от
степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются
в одном и том же направлении. Следует подчеркнуть огромное практическое
значение использования концепции эластичности: Показатели эластичности
используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего,
акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по
регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума
заработной платы, и т.д. факторы влияющие на предложение:
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить
ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на
изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по
той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в
том, что вместо величины спроса берется величина предложения: где Q0 и Q1 -
предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения;
"s" в индексе означает эластичность предложения. Предложение,
поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее
адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является
важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности
предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный
и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для
осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например,
садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может
изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена.
В этом случае предложение является неэластичным. Среднесрочный период
достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих
производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.
Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период
предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей,
а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию
или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше,
чем в двух предыдущих случаях. Ценовая эластичность предложения выступает как
прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими
процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.
Рис. 8 Варианты эластичности предложения:
кривая А - единичная эластичность;
кривая В - эластичное предложение;
Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности
предложения, изображенных на графике.
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены
товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место
равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент
которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены
способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более,
чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном
предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение
количества предлагаемых к продаже товаров. Теоретически можно предусмотреть случай
бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид
горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на
рынок при крайне незначительном увеличении его цены. Помимо цены на
эластичность предложения влияют другие факторы:
Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о
перекрестной эластичности предложения.
- Способность товаров к длительному хранению и стоимость их
хранения.
Фактор времени существование долговременных тенденций в
изменении цен приводит к росту эластичности предложения (более подробно этот
фактор рассматривается в предыдущем вопросе).
Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов
(людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения
весьма ограничены.
2.4
Практическое применение концепции эластичности предложения
Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к
предложению. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям
цен, то предложение эластично, и наоборот. Формула эластичности спроса подходит
и для определения степени эластичности предложения. Единственное необходимое
изменение заключается в замене "процентного изменения количества
спрашиваемой продукции" на "процентное изменение количества
предлагаемой продукции". Важнейшим фактором, влияющим на эластичность
предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении
производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены
продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того,
чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем
производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Почему? Да
потому, что реакция производителей на рост цены продукта X зависит от их
способности перераспределять ресурсы в пользу производства продукта X за счет сокращения
производства других продуктов. А перераспределение ресурсов требует времени:
чем продолжительнее время, тем сильнее "подвижность" ресурсов.
Следовательно, чем больше изменится объем производства, тем выше будет
эластичность предложения. Кратчайший рыночный период.
Это такой период, когда производители не успевают
отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на
рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения
будет совершенно неэластична, так как фермер может предложить лишь столько,
сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена. Краткосрочный период -
это период, когда производственные мощности можно использовать более или менее
интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое
увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более
высокую эластичность предложения продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с
кратчайшим рыночным периодом. Долговременный период - это (долгий) период,
когда фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих
ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут
расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут
войти в состав отрасли, а старые - покинуть ее. В долговременном периоде
изменения означают еще более эластичную кривую предложения. Кривая предложения
долгосрочного равновесия дает новую цену, несколько более высокую, чем
первоначальная цена. Почему более высокую? Потому что отрасль с растущими
издержками производства ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Иначе
говоря, расширение отрасли приведет к растущим издержкам. В случае с отраслью с
постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы
совершенно эластичной, а новая цена была бы равна первоначальной цене. Согласно
закону предложения зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции
является прямой, а кривая предложения представляет собой восходящую кривую.
Поэтому независимо от степени эластичности или неэластичности цена и суммарный
доход всегда изменяются в одном и том же направлении. Рассмотрев тему по данной
работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей
задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса
является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам
покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию
поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения
дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и
прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов,
влияющих на спрос и предложение. Ценовая эластичность спроса измеряет степень
чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно
чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители
относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. Ценовую
эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия
изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и
общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос
эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении,
спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены
оставит общую выручку неизменной. Количество доступных товаров-заменителей,
место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости
или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени - все это
факторы, влияющие на эластичность спроса. Эластичность предложения зависит от
трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их
использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества
времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы
приспособиться, к данному изменению цены. Практическое значение коэффициента
эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно
отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее
всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих
равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что
вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в
структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный
коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.
Заключение
Взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение
цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения. А. Маршалл
правильно считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более
фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в
рыночной экономике. Этот закон - всеобщая форма, через которую реализуется
действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.
Список
литературы
1. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. Микроэкономика. Издательство: Питер, 2012. - с.37
2.Г.С.
Вечканов, Г.Р. Вечканова.
Микроэкономика. Издательство: Питер, 2012. -
с.42
. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. Макроэкономика. Издательство: Питер, 208. - с.51
. В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков,
Т.А. Борисовская
Экономическая теория. Издательство: КноРус,
2010. - с.74
. Экономика:
Учебник. 3 - е изд., перераб. и доп. / Под ред. доктора эк. наук проф.А.С.
Булатова. - М.: Экономистъ, 2004. - с.63
. Экономика:
Учебник. 3 - е изд., перераб. и доп. / Под ред. доктора эк. наук проф.А.С.
Булатова. - М.: Экономистъ, 2004. - с.187
. Экономика:
Учебник. 3 - е изд., перераб. и доп. / Под ред. доктора эк. наук проф.А.С.
Булатова. - М.: Экономистъ, 2004. - с.68
. Экономика:
Учебник. 3 - е изд., перераб. и доп. / Под ред. доктора эк. наук проф.А.С.
Булатова. - М.: Экономистъ, 2004. - с.189