Методы изучения эластичности спроса и предложения
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Спрос и предложение
на рынке
1.1 Понятие спроса
1.2 Понятие предложения
1.3 Взаимодействие
спроса и предложения
1.4 Эластичность спроса
и предложения
2. Методы изучения эластичности
спроса и предложения
3. Влияние эластичности
на цены промышленного предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВЕДЕНИЕ
Несомненно,
что компания, планируя объем и структуру производства, должна опираться на
четкие фактические данные о потенциальном спросе на свою продукцию. Согласно
рыночным законам величина спроса зависит от цены блага, прочих внешних факторов
(например, доходов потребителей), а также от цен на товaры-дополнители или
товары-субституты.
При
повышении цен компания может ожидать при прочих равных условиях снижение спроса
на продукцию, тем более если имеет место активная деятельность конкурентов, продающих
товары-субституты по более низким ценам. В то же время с ростом доходов населения
фирма может рассчитывать на увеличение покупательского спроса и, соответственно,
увеличение сбыта производимой продукции.
Явление
изменения величины спроса (предложения) вследствие изменения цены получило в
экономической науке название эластичности.
Проблема
изучения и измерения эластичности имеет существенный научный, а самое главное и
практический, интерес для экономики в настоящее время.
В
данной работе мы ставим целью подробное рассмотрение методов измерения
эластичности, для чего необходимо решить следующие задачи исследования:
·
рассмотрение
теоретических основ понятий спроса, предложения и эластичности;
·
обозначение методов
измерения эластичности
·
разбор
практического примера оценки эластичности в практике предприятия.
1.1 Понятие спроса
Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которую
покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага.[1]
То есть исходя из экономического смысла, основу спроса составляет не только
потребность или нужда в определенном товаре (благе), а готовность и способность
платить за него. Результирующий спрос потребителей на товар (благо) находит
свое отражение на кривой спроса.
Спрос
проявляет себя в величине своего объема, которая означает количество товара,
которое было бы куплено по определенной цене при неизменности прочих факторов,
влияющих на спрос.
Можно
выделить некоторые факторы, оказывающие влияние на величину спроса:
·
цена товара
(блага);
·
цены прочих товаров
(благ);
·
доходы потребителей;
·
количество
потребителей данного товара (блага) в целом;
·
предпочтения
потребителей;
·
инфляционные
ожидания;
·
общий курс
экономической политики государства.
Известный
экономист А.Маршалл (1842-1924) определил наличие связи между ценой товара
(блага) и величиной спроса на него. Данная зависимость получила название закона
спроса. Данный закон определяет, что количество блага, на которое имеется
спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении.[2]
Однако здесь не утверждается некоего строгого соотношения между уменьшением
цены на благо и увеличением спроса на него.
Обращаясь
к современной экономической литературе, обнаружим, что в настоящее время под
законом спроса понимают обратную зависимость между ценой и величиной спроса на товар
за определенный период. Данная зависимость получила название шкалы спроса (кривая
спроса).
Таким
образом, кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между
ценой и количеством товара, который потребители хотят и имеют возможность приобрести
за единицу времени.
На
рис.1. изображена кривая спроса. По горизонтальной оси графика откладываются объем
спроса на товар, а по вертикальной – цена на него. Из графика можно заметить,
что чем выше цена блага, тем меньше объем спроса на него. Данная зависимость получила
название закона отрицательного наклона кривой спроса.
Рис.1.
Кривая спроса на товар
Снижение
объема спроса вследствие роста цены обусловлено двумя причинами. Во-первых,
имеет место так называемый эффект замены, или замещения. Он состоит в том, что
при росте цены определенного блага потребитель старается найти ему замену
схожим товаром. Так, к примеру, если цена масла увеличивается, то покупатель перейдет
на потребление маргарина. А во-вторых, уменьшение количества спроса при повышении
цены обозначено эффектом дохода. При увеличении цен на товар, покупатель
начинает ощущать, что он становится относительно беднее, чем прежде. Например,
если цена мяса увеличится в два раза, то покупатель будет обладать меньшим
уровнем реального дохода, и, как следствие, сократит потребление указанного
товара.
Справедливо,
что, так как экономическая жизнь имеет свойство к постоянному изменению, то
вполне естественно, что и спрос находится в движении. Заметим здесь, что
неизменные кривые спроса мы можем обнаружить лишь в учебниках.
В чем
же причина сдвижения кривой спроса? Дело в том, что здесь в силу сложности
функционирования экономической системы в целом, в игру помимо цены товара
вступает множество других внешних факторов. Так может увеличиваться средний
реальный доход населения, изменятся численность трудоспособного населения, что
может вызвать, к примеру, сдвиг кривой спроса на автомобили вправо.
Однако
движение кривой спроса может быть разнонаправленным. В целом, выделяется два типа
сдвигов.[3] Первый случай состоит в
большем количестве покупаемого блага при каждой цене. Здесь кривая спроса сдвинется
вправо, и величина спроса увеличится по сравнению со своим значением до
перемещения кривой (рис.2.). Второй тип сдвига состоит в обратном – величина
спроса будет ниже при каждой цене, чем она была до перемещения кривой.
Рис.2.
Сдвиги кривой спроса
Таким
образом, на основании рис.2 мы можем заметить, что увеличение объема спроса
влечет сдвиг кривой вправо, а его уменьшение, соответственно, влево.
Далее
особого внимания требует выделить изменение спроса, состоящее в перемещении по
кривой спроса (рис. 3). В общем говоря, изменение величины спроса знаменуется вариацией
элементов, которые лежат в основе кривой спроса. К примеру, если возросли доходы
покупателей, то происходит увеличение спроса, если даже цены на товар не менялись.
Как результат процесса имеем сдвиг кривой спроса вправо.
Рис.3
Перемещение по кривой спроса
Также
если цена на товар уменьшится при прочих равных условиях, покупатели аналогично
станут больше потреблять данный товар (если он не относится к специальным
группам). Однако здесь объем покупок увеличивается за счет снижения цены, а не
благодаря увеличению спроса. Данное изменение иллюстрируется перемещением по
кривой спроса.
1.2 Понятие предложения
Перейдем
далее к рассмотрению характеристики рыночного механизма со стороны
производителя.
Под
предложением подразумевается сумма товаров, которую продавцы готовы продать при
разном уровне цены.[4] Другими словами, предложение
– количество товара, предлагаемого для продажи на рынке в определенный момент времени.
В денежном выражении предложение выражается в суммарной величине рыночных цен
продаваемых благ.
Среди
факторов предложения можно выделить как цену блага, так прочие неценовые
факторы. Еще одним ключевым понятием является цена предложения. Согласно
учебной литературе, это минимальная цена, за которую продавец готов реализовать
определенное количество данного товара.
Взаимосвязь
между величиной предложения товара и его ценой отражается в законе предложения.[5]
Закон предложения гласит: рост цены сопровождается увеличением предложения; и
обратное – снижение цен сокращает предложение.
Кривая
предложения – линия, выражающая зависимость между ценами и количеством товара,
которое производители готовы выпустить и реализовать на рынке. Вполне логично,
что при более высокой цене и прочих равных условиях наблюдается и более высокий
уровень предложения, так как главная цель производителя состоит в максимизации
прибыли, что может обеспечиваться увеличением дохода. Однако при слишком
высокой цене сравнительно большой доход производитель получает, не наращивая
выпуск товара. В данном случае предложение как минимум остается неизменным, а
может и сократиться.
Аналогично
закону спроса закон предложения выражается в двух формах:
а)
шкала предложения – табличное выражение связи между рыночной ценой товара и тем
количеством, которое по этой цене будет предлагать производитель;
б)
кривая предложения – графическое выражение связи между рыночной ценой товара и
тем количеством, которое по этой цене будет предлагать производитель.
Последняя
наглядно показывает, какую цену необходимо заплатить за единицу товара для
каждого его количества, чтобы данный объем блага был произведен и поставлен на
рынок. Для большинства товаров кривая предложения имеет следующую форму (рис. 4).
Рис. 4.
Кривая предложения
Такой
вид кривой предложения отображает сущность закона предложения, который
заключается в том, что для значительного объема благ, чем выше цена на них, тем
больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.
Некоторая
«вогнутость» кривой объясняется тем, что с ростом цены товара в его производстве
участвует все большее количество предприятий, что влечет увеличение объема
предложения данного блага. Однако, дальнейший рост цены будет привлекать все
новых производителей и, таким образом, произойдет перенасыщение рынка и
расширение выпуска товара прекратится, а уровень предложения стабилизируется.
Что
производитель закладывает в основу кривой предложения? Среди основных
компонентов можно выделить:[6]
·
издержки
производства, определяемые стоимостью сырья и ресурсов, а также уровнем технического
прогресса;
·
технология
производства. Использование более совершенной технологии несомненно снижает
издержки производства, обеспечивает выпуск большего количества товара, что
влечет увеличение объема предложения благ;
·
цены сопутствующих
благ, в особенности тех, которые могут быстро заменять друг друга будучи
продуктами одного производственного процесса. При увеличении цены одного
сопутствующего блага повышается цена и второго;
·
количество
товаропроизводителей. Большее число поставщиков на рынке гарантирует больший
объем предложения;
·
количество
покупателей данного товара. Чем их больше, тем больший объем товара могут
купить;
·
политика
государства. В сфере фискальной политики увеличение налогов уменьшает объем
выпуска. Зато выделение субсидий, наоборот, стимулирует производство. В
таможенной политике отказ от квот и таможенных тарифов на импорт товаров ведет
к увеличению объема их предложения;
·
особые факторы. К
примеру, климатические условия значительно сказываются на уровне предложения
продуктов сельского хозяйства в определенных районах.
Также
как и в случае с кривой спроса у кривой предложения возможны как сдвиги, так и
движение точки вдоль кривой. Движение вдоль кривой предложения – реакция
продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает
изменение объема блага, которое производители желают и могут продать (рис. 5).
Рис. 5
Движение вдоль кривой предложения
Сдвиг
кривой предложения выражает реакцию производителей на вариацию неценовых
факторов, влекущих изменение величины предложения (даже его характера). Данный
процесс иллюстрируется сдвигом все кривой предложения. При этом смещение вправо
характеризует увеличение предложения, сдвиг влево – его сокращение (рис. 6).
Итак, если
подвергаются изменениям неценовые факторы, то это влечет сдвиг кривой
предложения. Когда же происходит изменение величины предложения как реакция на
изменение цены данного товара, то имеет место движение вдоль кривой предложения.
Рис. 6
Сдвиг кривой предложения
1.3 Взаимодействие спроса и предложения
До
настоящего момента спрос и предложение рассматривались нами в отдельности.
Однако в реальности эти две составляющие рынка неразделимы. Взаимодействие
данных категорий порождает на рынке равновесную цену и равновесный объем
товара, то есть достигается рыночное равновесие.
Итак,
взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование
рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.[7]
Рыночное равновесие при этом отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и
продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить
покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить
производители.
При
рыночном равновесии отсутствуют факторы, ведущие как к повышению, так и к понижении
цены до тех пор, пока все прочие условия остаются неизменными.
Графически
взаимодействие спроса и предложения изобразим на рисунке (рис.7). Наглядно
видно, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых
спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (обычно обозначается
Е). Данная точка отражает равенство величины спроса с величиной предложения.
Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает в качестве
равновесной. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой
также и равновесный объем.
В
реальности цена, по которой товар продается или покупается, может совсем не
совпадать с равновесной. Также как и реальный объем продаж может не совпадать с
равновесным объемом. Причина явления кроется в том, что равновесное состояние
нестабильно, так как условия рынка, определяющие рыночное равновесие, также
нестабильны и вызывают изменения спроса и предложения.
Рис. 7
Взаимодействие спроса и предложения
1.4 Эластичность спроса и предложения
Перейдем,
наконец, к главному, интересующему нас в данном исследовании, показателю.
В
общем говоря, эластичность – степень реагирования одной переменной величины в
ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Исторически
понятие эластичности было введено в экономическую терминологию А. Маршаллом
(Великобритания). В дальнейшем его идеи в данной области были развиты главным
образом его соотечественником Дж. Хиксом и американцем П. Самуэльсоном.
Способность
одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть
проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В
целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в
процентах.
Количественную
меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.
Коэффициент
эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной
переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.[8]
Математически эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
В
экономической науке выделяют следующие виды эластичности:[9]
·
эластичность
спроса по цене;
·
эластичность
предложения по цене
·
точечная
эластичность спроса
·
перекрестная
эластичность спроса по цене
·
дуговая
эластичность спроса
·
эластичность
спроса по доходу;
·
эластичность
соотношения цен и заработной платы;
·
эластичность
прямой линии
·
эластичность
технического замещения.
Основной,
рассматриваемой на практике категорией, как правило, выступает эластичность
спроса по цене (). Она
имеет следующие формы:
·
эластичный спрос
(> 1). Величина
спроса изменяется в большей степени в ответ на изменение цены. К примеру, рост
цены на 2% вызывает снижение величины спроса на 10%;
·
неэластичный
спрос (< 1). Величина
спроса изменяется в меньшей степени в ответ на изменение цены. Допустим, рост
цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,5%;
·
единичная
эластичность спроса (=1).
Имеет место, если на каждый процент изменения цены количество спроса изменяется
также на 1%;
·
совершенно
эластичный спрос (= ∞).
Здесь величина спроса изменяется бесконечно при незначительно малом изменении
цены. В данном случае кривая спроса горизонтальна;
·
совершенно
неэластичный спрос ( =
0). Величина спроса никак не изменяется при вариации цены. График кривой такого
спроса представляет собой вертикальную.
В
общем говоря, деление эластичности на указанные формы является достаточно
условным, так как разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Например,
основные продукты питания обладают низкой эластичностью спроса по цене. А вот
предметы роскоши напротив – имеют более высокую эластичность по цене. При этом
важно отметить также, что эластичность может изменяться в зависимости от
фактора времени, от конкретной группы населения, от наличия товаров-заменителей
и т.д.
Также
неверно отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо данные понятия являются
различными. Отличия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой
линии спроса (рис. 8).
На
рис. 8 заметно, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон.
Однако выше середины линии спрос эластичный, а вот ниже – неэластичный. В
точке, расположенной посередине, наблюдается единичная эластичность спроса. Об
эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной
линии.
Рис. 8
Эластичность и наклон – разные понятия
Обозначим
формы эластичности другой категории – предложения:
·
эластичное
предложение (объем предложения изменяется на больший процент, чем цена). Данная
форма характерна для долгосрочного периода;
·
неэластичное
предложение (объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена). Такая
форма характерна для краткосрочного периода;
·
абсолютно
эластичное предложение (аналогично абсолютно эластичному спросу). Характерно
для долгосрочного периода, и кривая предложения строго горизонтальна;
·
абсолютно
неэластичное предложение. Присуще текущему периоду, и кривая предложения строго
вертикальна.
Наравне
с эластичностью спроса и предложения в отдельности существует и перекрестная
эластичность. Она может быть:
·
положительная,
характерна для товаров-субститутов;
·
отрицательная,
присуща товарам-дополнителям;
·
нулевая,
свойственна товарам, не относящимся ни к заменителям, ни к доплонителям.
В
микроэкономическом анализе показатель эластичности может быть использован для:[10]
·
определения
ценовой политики предприятия;
·
анализа поведения
потребителя;
·
прогнозирование
изменений в расходах потребителей и в доходах производителей вследствие
изменения цены товаров
·
определение
стратегиикомпаний, максимизирующих свою прибыль;
·
разработка
структуры налогообложения;
·
выработка
мероприятий государственного регулирования экономики, в особенности политики
занятости населения.
Итак,
мы рассмотрели основные теоретические вопросы касательно категорий спроса и
предложения, а также охарактеризовали интересующее нас понятие эластичности.
Далее мы обратимся к методам непосредственного определения показателя
эластичности, используемым на практике.
2. Методы изучения
эластичности спроса и предложения
На
практике вопросами изучения эластичности спроса и предложения занимается отдел
маркетинга. В общем, для определения искомых показателей могут применяться
методы:[11]
1.
Обработка и анализ статистической информации о продаже одинаковых товаров в
разные моменты времени на разных рынках и по различным ценам. Для реализации
данного подхода хорошая база данных, приведенная к одинаковым условиям,
влияющим на ценовую эластичность. А именно: данные о рыночных сегментах, типах
потребителей, местах продажи товаров и т.д. Помимо этого, на покупательную
способность потребителей, их отношение к вариации цены влияют различные факторы
внешней среды (например, уровень инфляции, валютный курс, регулярность
получения дохода потребителем, деятельность компаний-конкурентов).
Использование приемов математической статистики дает возможность частично
нейтрализовать данные проблемы, особенно если ставится задача определения
краткосрочной эластичности спроса.
2.
Ценовые эксперименты. В случае отсутствия необходимой статистической информации
о влиянии уровня цен на объем продаж компании, то резонно проведение
специальных экспериментов, получивших названии «ценовые». Их реализация состоит
в изменении цен на один товар в течение определенного промежутка времени в
некотором количестве торговых точек либо в назначении различных цен на
одинаковые товары в разных магазинах одновременно. К примеру, в одном из
магазинов на непродолжительное время устанавливается пятипроцентное повышение
цены на некоторый товар. Если обнаружится, что данное удорожание не сказалось
на объеме сбыта, то оно вводится на всех торговых точках.
Крайне
важно при проведении данных экспериментов оставлять влияние других факторов
неизменными, чтобы четко обозначить действие ценового фактора. Данное положение
является главным минусом метода, так как в реальности развивающейся экономики
обеспечить такую предпосылку крайне сложно.
3.
Опрос потребителей. Суть метода, очевидно, проста. Главным недостатком подхода
является человеческий фактор, которому здесь отведена главенствующая роль. Дело
в том, что потребители зачастую ведут себя по-другому, нежели как они описывают
свое поведение. То есть трудно наверняка выяснить, при каких ценах они готовы
приобретать определенные товары. Более того, респонденты могут неадекватно
оценивать объемы своих покупок при высоких ценах. Данный подход, как и
обозначенные предыдущие, как правило используется при определении эластичности
спроса в краткосрочном периоде.
4.
Экономико-математическое моделирование (исключая статистические подходы). Следует
признать, что создание моделей поведения человека с формализованным описанием
всех социальных и психологических факторов и выработкой конкретных
количественных рекомендаций, которые так важны для практиков, задача крайне
сложная. Отметим, что данный подход представляет больше теоретический интерес и
в практике маркетинга не используется.
Как
мы отмечали в теоретической главе, величина сбыта по отношению к цене
определяется кривой спроса. На практике же построить данную кривую достаточно
проблематично. Один из более-менее надежных способов это осуществить – это
проверить, как продается товар по различным ценам на нескольких торговых точках
с эквивалентными методами продвижения, распределения и покупательскими
сегментами. На подобных рынках аналогичным должен быть и уровень конкуренции,
который не должен варьироваться во время проведения исследования. Однако данный
эксперимент в силу значительных затрат на проведение и сложность нивелирования
неценовых факторов под силу далеко не всем компаниям.
При
значительной вариации цен на эквивалентные товары любой рынок является
восприимчивым к цене. К примеру, если нет предпосылок дефицита, то никто не будет
платить за бутылку прохладительного напитка 100 долларов, тем более что ее
можно приобрести за цену в 100 раз меньшую на том же рынке. Для предприятия при
этом крайне важно при установлении цены попасть в интервал между ее низшим и
высшим значением, которые представлены конкурентами. На практике только в
данных пределах необходимо исследовать чувствительность потребителей к цене.
Рассмотрим
конкретный пример определения эластичности спроса на основе опроса
потребителей.[12]
Допустим,
респондентам задавался вопрос: «Изменится ли объем ваших покупок при изменении
цены на данный товар на 10%?». При этом предлагались варианты ответов: изменится;
не изменится; затрудняюсь ответить. Для ответов «изменится» предлагались уточняющие
ответы: объем покупок изменится на 5–10%; объем покупок изменится более чем на
10%. Допустим, 20% респондентов ответили, что объем покупок останется прежним;
75% – изменится и 5% опрошенных затруднились ответить. Из 75% респондентов 30%
из их числа изменили бы объем покупок на 5–10%, а оставшиеся 45% – на 10% и более.
Коэффициент
ценовой эластичности спроса () в данном примере может быть рассчитан
следующим образом. Для среднего изменения объема покупок в 7,5%:
Для
изменения объема покупок на 10%:
Для
респондентов, ответивших «не изменится»
При
подсчете итогового коэффициента эластичности нам необходимо взвешать полученные
коэффициенты на долю каждой группы респондентов:
Обычно
в случае уменьшения объема покупок при увеличении цены величина отрицательна.
Одним
из направлений исследования цен является определение, имеются ли на кривой
спроса такие ценовые точки, в которых целевой рынок будет особенно чувствителен
к цене.
Даже
приблизительные оценки величины эластичности важны для решения следующих
практических задач:[13]
1.
Обозначение точек воздействия на цены в целях увеличения.
2.
Сравнение показателей эластичности различных товаров позволяют определить те из
них, которые имеют большую рыночную силу, то есть спрос на них является более
стойким при изменении цены.
3.
Сопоставление показателей эластичности для товаров-дополнителей позволяет
устанавливать сбалансированные цены на отдельные товары из данной группы.
4.
Перекрестные эластичности, позволяющее прогнозировать перемещение спроса с
одной марки товара на другую.
Можно
также привести пример значимости изучения эластичности.
Так
в настоящее время для компании America Online (AOL) – крупнейшего в мире
Internet-провайдера настали нелучшие времена. В опубликованном в начале 2008
года рейтинге американских провайдеров она заняла последнюю строчку, затем
школьник сумел вскрыть ее систему безопасности. Кульминацией неудач стало нарушение
работы электронной почты, в результате чего 23 февраля клиенты AOL на семь
часов остались без связи.
Неприятности
America Online вряд ли можно объяснить только случайностями. В начале 2007 г.
компания оказалась просто не готова к тому, чтобы обслужить всех желающих
воспользоваться ее услугами. Снизив цены до 19,95 долл. в месяц с неограниченным
доступом к Internet и другим службам, AOL вместо победы над конкурентами добилась
лишь массы судебных исков от клиентов, раздраженных заторами на ее линиях. В
конце октября возник затор на почтовых каналах AOL, и абоненты не могли
работать с электронной почтой почти сутки. И вот в феврале 2007 года новая
неудача. Представители America Online заявили, что причиной этого сбоя,
произошедшего в пиковые часы работы с Internet, стали неполадки в
электропитании.
Будь
AOL небольшим провайдером, подобные неурядицы не получили бы столь широкой
огласки. Однако любые сбои в работе крупнейших компаний, к каковым относится
America Online, вызывают общественный резонанс.
На
этом неблагоприятном фоне AOL объявила о десятипроцентном (до 21,95 долл. в
месяц) повышении цен на свои услуги с апреля 2008 года. Заявление, естественно,
вызвало бурное недовольство американских потребителей Internet-услуг. Как
известно, более высокая цена предполагает улучшенный сервис, а тут – прокол за
проколом.
В
сложившейся ситуации у конкурентов AOL появилась возможность упрочить свои
позиции, которой они не преминули воспользоваться. «Младшие братья» крупнейшего
провайдера (EarthLink, Compu-Serve etc.) один за другим начинают охоту за
абонентами AOL.
И
все же America Online остается крупнейшим в мире поставщиком электронных
информационных услуг. Число ее абонентов в США стабильно растет. Аудитория
европейского филиала компании, удвоившись за последний год, достигла 1 млн.
человек. AOL проводит реорганизацию ряда своих служб в надежде оптимизировать
бизнес. Но успех зависит от того, удастся ли компании остановить волну критики
в свой адрес, устранив все недостатки. И от того, сможет ли она не допускать
ошибок впредь.
3. Влияние
эластичности на цены промышленного предприятия
Одной
из главнейших составляющих экономики является теория спроса и предложения, а
наряду с ней и понятие эластичности.
Убедимся
в том, что оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане,
но также имеет и практический смысл, непосредственно выраженный в теории
эластичности. Причем постараемся доказать, что в связи с тем, что современная
экономика характеризуется все более развивающимися рыночными отношениями значение
эластичности не только не утрачивает своей актуальности, но и приобретает все
новые, ранее не изученные, аспекты.
Эластичность
– одно из самых важных понятий экономической науки. В связи с этим я считаю,
что ее эффективное практическое применение является очень актуальным, особенно
в наше время. Теория эластичности углубляет понимание процесса адаптации рынка
к изменениям основных факторов, определяющих два основных параметра любого
рынка – спрос и предложение.
Анализ
эластичности позволяет проникнуть в суть экономических проблем, а это крайне
необходимо при действительном функционировании любых разновидностей рынка. В
экономических исследованиях и по сей день требуется не только установить факт
взаимосвязи между двумя величинами, но и определить степень, эластичность, этой
взаимосвязи. Эластичность помогает предвидеть динамику доходов фирм при
изменении цен при условии, что остальные факторы, влияющие на доходы, остаются
фиксированными, что очень важно в условиях современного рынка. Кроме того, глубокое
осмысление необходимости и важности применения теории эластичности в
экономическом анализе позволит выявить некоторые особенности влияния
эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль предприятия, а
также проследить зависимость предельных величин коэффициента эластичности
продаж от цены в практике исследуемого предприятия.[14]
В
последнее время все чаще на многих рынках, как экономически развитых, так и
развивающихся стран наблюдается специфическое экономическое явление,
непосредственно связанное с теорией эластичности.
В
первую очередь, это касается ситуации, характеризующейся тем, что эластичность
спроса на потребительских рынках все чаще приобретает массовый характер. К
примеру, если руководству какого-либо предприятия хватит смелости действительно
попробовать увеличить прибыль предприятия не числом (за счет повышения цен), а
умением (за счет пусть незначительного, но все же снижения этих цен), то
результаты не заставят себя долго ждать. Благодарный рынок тут же
продемонстрирует такое свое качество как эластичность спроса. Даже на
символическое снижение цены потребитель ответит незамедлительным ростом спроса,
обеспечивающим для предприятия рост объема продаж. А это обусловит уже
остальные позитивные для предприятия финансовые последствия, в том числе
снижение себестоимости единицы товара и рост прибыли, т.е. повышение
экономичности производства в целом. Соответственно, такая благоприятная
экономическая ситуация будет выгодна для любой компании, поэтому любые
предприятия постараются последовать примеру аутсайдера, в чем и проявляется
вышеупомянутая тенденция эластичности, которую можно наблюдать, в частности на
российском рынке, лишь сравнительно недавно.[15]
Таким
образом, на основе приведенного примера можно сделать вывод о том, что
эластичность покупательского спроса оказывает непосредственное влияние на такие
важнейшие экономические составляющие любого предприятия, как цена, издержки и
прибыль.
Однако,
не смотря на то, что выявленная закономерность, бесспорно, является одной из
основ понимания необходимости изучения теории эластичности в привязке к
достижению предприятием экономической прибыли, нельзя забывать и о другой
важной зависимости, а именно о связи между личным доходом и спросом на
некоторые определенные виды товаров.
Для
того чтобы наглядно продемонстрировать характер этой зависимости, можно взять в
качестве примера такой товар, как ювелирные изделия с бриллиантами (ЮБИ).
Для
начала, на мой взгляд, необходимо пояснить, почему в качестве предмета
исследования выбирается именно этот товар. Во-первых, потребительная стоимость
ЮБИ изначально связана с их способностью вызывать положительные эмоции своей
красотой. Во-вторых, при их приобретении присутствуют инвестиционные мотивы
либо фактор традиции. В-третьих, ЮБИ можно отнести к товару, у которого
практически нет прямых конкурентов. Не берусь утверждать, что здесь я привела
все отличительные особенности ЮБИ как товара, но считаю, что уже по этим
характеристикам их можно отнести к особой группе товаров.
Итак,
если рассматривать зависимость личного дохода и спроса на предметы роскоши, в
частности ЮБИ, то, используя формулу шведского экономиста Л. Торнквиста:
Q =
(α *I * (I – γ) ) / (I+β), (1)
где
Q – спрос на предметы роскоши;
I –
величина личного дохода;
α,
β, γ – параметры;
можно
показать, что с ростом величины личного дохода пропорционально увеличивается и
спрос на предметы роскоши (в данном случае ЮБИ). Таким образом, при любых
параметрах этой зависимости эластичность спроса по доходу по мере превышения последним
определенного порогового значения быстро падает и стремится к единице [3,
стр.33].
Из
всего вышеизложенного можно сделать вывод, что спрос на ЮБИ, относящихся к
товарам высшей категории или к нормальным товарам, растет по мере увеличения
дохода населения, т.е. указанная зависимость имеет линейный характер.
Итак,
подводя итог всему, о чем шла речь в данной статье, можно еще раз отметить
первостепенное значение практического применения теории эластичности с целью
повышения прибыли предприятия или для всестороннего, углубленного анализа
экономической ситуации, складывающейся на современных рынках. В заключение
также следует подчеркнуть, что эластичность непосредственно связана с политикой
любого предприятия в отношении установления цен на свою продукцию, минимизации
издержек и увеличения прибыли. Помимо этого эластичность проявляется и в
линейной зависимости спроса на товар, в частности применительно к рассмотренным
здесь ювелирным изделиям с бриллиантами от величины личного дохода потенциальных
потребителей указанного продукта, что также позволяет государству либо
предприятию проводить определенную политику ценообразования, с целью извлечения
определенной выгоды.
Таким
образом, линейные зависимости между эластичностью спроса и получением
предприятием максимального дохода, а также между величиной личного дохода и
спросом на продукцию являются основными тенденциями, используемыми для
эффективного применения теории эластичности на практике в отношении
функционирования современных рынков.
Заметим,
что хотя имеет место большой интерес к исследованию эластичности товара, на
практике они осуществляются редко и в основном крупными предприятиями. Причина
кроется в самом понятии эластичности, которое связано рядом трудностей именно
практического характера, которые и ограничивают реальную ценность измерения
эластичности. Так, мы уже упоминал, что все исследования должны проводиться при
определенных неизменяющихся внешних условиях, то есть прогностическая ценность
эластичности зависит от стабильности данных условий, обеспечить которую затруднительно.
Помимо
этого, на практике часто трудно добиться оценок эластичности, достаточно
стабильных и надежных для определения на их основе оптимальных цен. Опыт
показывает, что точность определения величины ценовой эластичности порой
составляет ±25%. Естественно, что подобный разброс недопустим при решении
практических задач ценообразования.
Поэтому
изучение ценовой эластичности как правило дополняется или заменяется изучением
ценовой чувствительности на основе исследования системы ценностей потребителей.
Главная идея здесь состоит в том, что потребителю предлагается сравнить
достоинства товара с затратами на его приобретение и использование. При
обеспечении товаром наилучшего соотношения цена/качество, потребитель совершает
покупку. То есть, чувствительность к цене характеризуется через воспринимаемую
ценность товара. То упрощение, которое мы принимаем при расчете эластичности,
говоря о линейной зависимости цены и объема продаж, упускает важные внешние
факторы – цены конкурирующих компаний, системы продвижения продукта, имидж товара
и т.д. Поэтому важнейшей задачей является именно включать в общее исследование
эластичности анализ данных факторов.
1.
Beчкaнoв Г.C.,
Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
#"#_ftnref1" name="_ftn1"
title="">[1] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е
изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
[2] Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa
Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и
цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и
региональная политика. – 2006. – №3.
[4] Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. – М., 1992. Ч.
1. Гл. 1.
[5] Рыночный спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
#"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Автономов В.С. Как работает рынок: спрос и предложение
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
#"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Спрос и предложение
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
#"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Самуэльсон П.А., Нордхаус
В.Д. Экономика. – М., 2000. Гл. 2–4.
[9] Маренков Н. Эластичность
спроса и последствия ее недооценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
#"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Рябых Д. Сравнительный
анализ развития рынков: оценка, анализ и прогнозирование спроса и предложения,
цен и их динамики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
#"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Голубков Е.П.
Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за
рубежом. – 2000. – №5.
[12] Голубков Е.П.
Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за
рубежом. – 2000. – №5.
[13] Ламбен Жан-Жак.
Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 2006.
[14] Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов /Под
ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.47.
[15] Игнатов А.В. Анализ
влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль
торгового предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – №2(34).