Разработка бизнес-плана ООО 'Омега' с целью реорганизации кафе в г. Санкт-Петербург
Содержание
Введение
. Теоретическая часть
.1 Бизнес-план в современной бизнес-практике
.2 Роль бизнес-плана в реализации бизнес-проектов
. Аналитическая часть
.1 Описание компании ООО «Омега» и кафе «Ретро»
.2 Проблемы и недостатки в функционировании кафе «Ретро»
. Проектная часть
.1 Анализ рынка
.2 Проектирование действий по реорганизации кафе
. Экономическая часть
.1 Расчет затрат
.2 Расчет объема безубыточности
.3 Расчет показателей эффективности
.4 Анализ чувствительности
. Технологическая часть
.1 Помещение и оборудование
.2 Производственная программа и меню
. Организация безопасности жизнедеятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного
успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность,
постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков,
положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Кроме того, каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен
ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных,
трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь
четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
В этих условиях важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том
числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого
необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений),
требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется
бизнес-план.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом,
используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс
функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются
достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы.
Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые
позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего
развития.
В современной экономике высокими темпами растет роль внешнеэкономических
связей, взаимопроникновение в экономику той или иной страны бизнеса различной
национальной принадлежности. В этих условиях глобализирующегося мира важное
значение принимает унификация и стандартизация бизнес-планирования.
Бизнес-план, составленный в России, должен быть понятен и приемлем в любой
другой стране мира.
Однако необходимо заметить, что каких-то четких международных стандартов
для бизнес-планов не существует. Главное условие - бизнес-план должен быть
написан на «человеческом языке» и освещать вопросы, на которые инвестору
хочется получить ответ. Пожалуй, это и есть главный принцип
бизнес-планирования.
По мнению автора, значимость бизнес-планирования для хозяйствующего
субъекта на современном этапе представляется определяющей. С учетом активного
развития в стране в наши дни предпринимательской деятельности актуальность
данной темы не вызывает сомнения.
Как известно, множество людей, решивших заниматься предпринимательской
деятельностью, терпят крах. И, на наш взгляд, это не всегда связано с тем, что
эти предприниматели - люди, не имеющие предпринимательских способностей.
Скорее, дело в неправильном подходе. Весь процесс коммерческой деятельности
требует самого серьезного прогнозирования, планирования и расчета. А эти этапы
часто опускаются, не воспринимаясь как определяющие. Хотя новый бизнес, как
правило, предстает в весьма туманном виде, и предприниматель смутно
представляют себе все ожидающие его проблемы. А для успеха недостаточно иметь
цель, нужно знать, как к ней прийти.
Поэтому успешность и эффективность предпринимательской деятельности
определяется еще до ее начала, а именно - в процессе подготовки: анализ и
прогнозирование интересующего рынка и тщательное поэтапное планирование выхода
на него помогут предприятию укрепиться в своей нише и получать выгоду.
Таким образом, в условиях рыночной экономики, которая всегда
характеризовалась условиями высокой конкурентной борьбы, быстро меняющейся
внешней среды, внутриорганизационными изменениями, предпринимателям необходимо
использовать те методы и подходы управления, которые если не устраняют эти
воздействия, то минимизируют их возможные негативные последствия. Одним из
таких подходов и является бизнес-планирование и, как результат, подробная разработка
стратегии деятельности всего предприятия или отдельного направления. И в этом,
на наш взгляд, данная работа может представлять практическую ценность, как для
предприятий рассматриваемой сферы деятельности, так и предпринимателей и
инвесторов, ищущих сферу приложения своих сил и капиталов.
Именно высокой актуальностью, а также определенной практической ценностью
обусловлен выбор темы, взятой за основу дипломного исследования.
Цели и задачи
Цель дипломной работы - разработка бизнес-плана ООО «Омега» с целью
реорганизации кафе в Санкт-Петербурге.
Исходя из сформулированной цели работы, нужно выделить несколько задач,
которые необходимо решить, чтобы достичь поставленной цели:
1. Проанализировать учебную и периодическую литературу по
бизнес-планированию;
2. Практически ознакомиться с функционированием компании ООО
«Омега» и кафе «Ретро»;
. Исследовать и раскрыть теоретические аспекты современного
бизнес-планирования;
. Описать текущее состояние и проблемы функционирования внешней и
внутренней среды кафе «Ретро»;
. Спроектировать и обосновать основные действия по реорганизации
кафе «Ретро»;
. Провести необходимые экономические и технологические расчеты,
обосновать целесообразность открытия нового кафе;
. Сформулировать основные принципы техники безопасности нового
кафе;
. Сделать выводы.
Содержание
Дипломная работа будет состоять из шести глав, разбитых на параграфы.
В первой главе будут рассмотрены теоретические вопросы
бизнес-планирования: определена его сущность и структура, оценена важность и
значимость в современных условиях, проанализированы различные концепции и
методики составления, выбран и обоснован собственный подход к разработке
бизнес-плана.
Вторая глава будет посвящена анализу состояния и проблем функционирования
кафе «Ретро». В первой части главы будет дана характеристика и анализ
предприятия-собственника кафе и самого кафе; во второй части главы будут
выявлены и проанализированы основные проблемы и недостатки в текущем
функционировании кафе и предложены мероприятия по их разрешению - созданию на его
базе кафе нового типа - более современного и продуманного.
Третья глава будет посвящена обоснованию предложений по решению
выявленных проблем развития кафе «Ретро»: будет спроектирован и обоснован
комплекс мероприятий и действий, направленных на совершенствование его
деятельности - открытие и эффективное функционирование кафе нового типа.
В четвертой главе будут проведены необходимые экономические расчеты:
рассчитаны совокупные затраты на проект, размеры денежных потоков и прибыли,
величина объема безубыточности и других показателей эффективности проекта,
осуществлен анализ рисков. Конечной целью показателей должно стать обоснование
экономической целесообразности проекта.
В пятой главе будет рассмотрена техническая сторона дела - вопросы,
касающиеся непосредственной реализации проекта, подробные технические и
технологические расчеты по проекту.
В последней главе будут рассмотрены вопросы, касающиеся техники
безопасности при проектировании и реализации проекта.
1. Теоретическая часть
.1 Бизнес-план в современной бизнес-практике
В мировой практике практически все инвестиционные проекты описываются с
помощью бизнес-планов. В венчурные фирмы поступают тысячи бизнес-планов в год.
Их также запрашивают коммерческие банки, промышленные компании, индивидуальные
инвесторы. Бизнес-план - это общепринятое средство деловой информации. [7]
Как известно, развитие рыночных отношений в нашей стране происходило
стихийно, и потребность в бизнес-планировании появилась довольно поздно. Первые
бизнес-планы, как «заморская диковина» появились в России начала 90-х годов, в
то же время большинство предприятий продолжало использовать более привычные
технико-экономические обоснования. Однако с течением времени ситуация
изменилась и большинство российских руководителей осознало важность и
значимость бизнес-планирования инвестиционных проектов своих предприятий.
Сегодня использование бизнес-планов отечественными предприятиями - повседневная
практика, прочно вошедшая в деловой обычай. К тому же, если посмотреть на
типичную структуру бизнес-плана западного образца, например, рекомендуемую
программой TASIS, то можно увидеть очень много
схожего с современным российским вариантом бизнес-плана. [11]
В то же время в международной практике в последние десять-пятнадцать лет
бизнес-план используется не только как инструмент для привлечения инвестиций,
но и как основа, каркас корпоративного планирования. Внедрение эффективной
процедуры бизнес-планирования дает возможность оптимизировать процесс принятия
управленческих решений, сократить длительность производственных и финансовых
циклов, позволяя собственникам и руководителям сосредоточиться на ключевых
бизнес-процессах и как результат - повысить эффективность работы предприятия и
его конкурентоспособность. Бизнес-план, таким образом, часто используется как
внутренний документ компании, на основе которого определяются цели и
оцениваются достигнутые компанией результаты. [23]
Таким образом, бизнес-план необходим предприятию, чтобы адекватно
реагировать на изменения внешней среды и оставаться конкурентоспособным игроком
на рынке. И достоинство бизнес-плана будет заключаться в том, что он позволит
предприятию регулярно пересматривать свои бизнес-процессы. При этом они должны
быть ориентированы не только на решение оперативных задач, но и на достижение стратегических
целей. [21]
По мнению автора, в этой связи целью бизнес-планирования все чаще
становится реинжиниринг бизнес-процессов. Реинжиниринг - это перестройка
(перепроектирование) деловых процессов для достижения значительного,
скачкообразного улучшения деятельности компании.
Планы бизнеса предполагают первоначальное его проектирование, иными
словами, проектирование развития деловой единицы. Необходимость непрерывного
совершенствования и предполагает подход к бизнесу как к процессу. Небольшие
изменения требуют от предприятий тонкой подстройки, умелого приспособления
существующих хозяйственных инструментов. Специально созданный под реинжиниринг
деятельности предприятия, бизнес-план будет руководством к действию в данном
направлении изменения бизнеса. Если дела компании ухудшились незначительно, ей
не нужен реинжиниринг, но он необходим в случаях очень существенных улучшений,
поэтому его применение рекомендуется в трех основных ситуациях:
Во-первых, в условиях, когда компания находится в состоянии глубокого
кризиса, который может выражаться в неконкурентном (очень высоком) уровне
издержек, массовом отказе потребителей от продукта фирмы и т.п.
Во-вторых, в условиях, когда текущее положение компании может быть
признано удовлетворительным, однако прогнозы ее деятельности являются
неблагоприятными. Она сталкивается с нежелательными для себя тенденциями в
части конкурентоспособности, доходности, уровня спроса и т.д.
В-третьих, осуществлением реинжиниринга занимаются благополучные,
быстрорастущие и агрессивные организации. Их задача состоит в быстром
наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных
преимуществ. Применение реинжиниринга в этой ситуации является идеальным
вариантом ведения бизнеса.
Такая перестановка акцентов в целях бизнес-планирования стала
закономерным следствием развития дивизиональных организационных структур.
Именно в них бизнес-план стал фактически основным инструментом управления.
Это произошло потому, что когда выделяются центры финансового учета и тем
более центры финансовой ответственности, очень удобно осуществлять их
финансирование именно через бизнес-план. Для этого не нужно изобретать никакой
новой формы, нового регламента, просто дивизион составляет бизнес-план для
внутреннего инвестора - управляющей компании или центрального руководства. [13]
Что касается кадрового вопроса, то это второй (после финансов)
управленческий вопрос, решение которого заложено в механизме современного
бизнес-плана. Фактически бизнес-план - это инструмент делегирования
ответственности, позволяющий руководству компании более точно определять вклад
менеджеров в достижение целей компании.
Вышесказанное не означает, однако, что бизнес-план в системе управления
компанией связан исключительно с дивизиональными структурами или в рамках этих
структур, например, с управлением венчурами. Принципы управления через
бизнес-план позволяют руководителю самому решать, в каком объеме, для каких
подразделений, бизнесов или компании в целом применять этот инструмент.
В соответствие с этим типологизировать бизнес-планы можно следующим
образом: [13]
) Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта -
изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового
исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых
результатов.
) Концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта -
основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения
степени его заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.
) Бизнес-план компании (группы) - изложение перспектив развития компании
на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием
акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей
для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.
) Бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой
ответственности) - изложение перед высшим руководством корпорации плана
развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для
обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых
ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения
прибыли.
) Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе
заемных средств от организации-кредитора.
) Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного
бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических
проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в
целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.
7)
Бизнес-план развития региона (страны) - обоснование перспектив
социально-экономического развития региона и объемов финансирования
соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.
Важнейшим условием любого из перечисленных вариантов бизнес-плана должно
являться соответствие указанных в нем сведений реалиям жизни.
В то же время, по нашему мнению, если анализировать отечественный опыт
бизнес-планирования, то можно заключить, что, несмотря на быстрое усвоение
уроков зарубежной практики бизнес-планирования, у российских предпринимателей
не все получается так просто и эффективно. Недостаток многих российских
бизнес-планов состоит в том, что в них часто желаемое принимается за
действительное. Многие управляющие могут заявить, что их компания выпускает
лучшую в данной отрасли продукцию, что ее себестоимость самая низкая, что у них
самые короткие сроки поставок. Если эта информация соответствует
действительности, то она может служить весьма хорошим основанием для
бизнес-плана. Но на наш взгляд, проблема в том, что зачастую российские
производители искренне верят в истинность вымышленных фактов, оценивая их
недостаточно критично. На самом деле их продукция может оказаться не только не
самой лучшей, но даже худшей в отрасли.
Для того чтобы определить, какие факты реальны, а какие нет, необходимо
анализировать ситуацию объективными методами. В дополнение к традиционным
финансовым показателям существуют некоторые другие практические способы оценить
производительность. Если товарные запасы и неоплаченные счета компании в
совокупности в среднем составляют более 30 копеек на каждый рубль
товарооборота, то у нее, скорее всего, есть проблемы с расходами. Причина,
возможно, в том, что ежегодные текущие расходы на материально-производственные
запасы достигают 25 -30%; это отрицательно влияет на отчет о прибылях и
убытках. Многие управляющие недостаточно внимательно относятся к текущим
расходам на излишние материально производственные запасы и проблемам
дебиторской задолженности. [10]
Наконец, сегодня экономическая обстановка в России такова, что если
продуктивность компании, измеренная определенным образом и приведенная в
соответствие с инфляцией, не растет из года в год, то структура ее расходов
нарушается.
Сравнительный анализ подходов к разработке бизнес-планов зарубежных и
российских составителей, по нашему мнению, приводит к некоторым негативным
выводам для последних, суть которых в ряде причин:
Первая причина - недостаточная интегрированность планов, подготовленных
подразделениями российских компаний, в общий бизнес-план. Из-за этого отдельным
подразделениям или функциональным службам грозит опасность выбиться из графика
работы компании. Например, план продаж может быть не согласован с планом
производства: отдел по продажам планирует работу с определенным набором продукции
по определенному календарному плану, а в это время производственный отдел может
выпускать либо совсем другой ассортимент, либо делать это по другому
календарному плану. Такое может показаться немыслимым, но, тем не менее,
случается и такое.
Вторая причина в том, что слишком много времени отнимает бумажная
волокита. Под этим подразумевается заполнение различных необходимых, по мнению
руководства, форм и подготовку финансовых документов. В то же время, явно
недостаточно внимания уделяется рассмотрению различных стратегических
вариантов, предлагающих альтернативные планы действия, или оценке степени риска
и объемов реализации продукции.
Люди, функционирующие на нижних ступенях управления компании, выполняя
исходящие сверху задания по планированию, зачастую чересчур увлекаются
формальной работой с документами, и очень быстро процесс планирования
превращается в упражнение по переработке больших объемов цифровых данных.
Следующая распространенная ошибка при составлении бизнес-плана -
неправильное понимание того, какие аспекты являются определяющими. Иногда
слишком много сил тратится на подготовку разделов «Финансовый план», «Анализ
эффективности реализации проекта», но совсем не уделяется внимание анализу
рынка продукции и обоснованию ее конкурентоспособности. Слабая маркетинговая
часть бизнес-плана, как правило, обрекает на неудачу сам бизнес в самой
начальной фазе развития. Для планирования бизнеса обязательно нужно привлекать
хорошего маркетолога, а затем - финансиста.
Чтобы правильно и эффективно оценить рынок, необходимо провести
исследования, прежде всего, в части сегментирования рынка, интересов
покупателей, потенциального спроса, платежеспособного спроса, доли рынка и
объемов продаж. Помимо этого необходимо проанализировать стратегию поведения
конкурентов, цены и качество их товаров, возможности импорта.
В финансовой части бизнес-плана определяющим является анализ изменения
цен (на продукцию, материалы, сырье, энергию и др.) и затрат (на зарплаты,
оборудование, строительство, ремонт и др.). [25]
Другой, менее распространенной ошибкой является игнорирование некоторых
важнейших аспектов: не уделяется должного внимания мелким налогам или не
учитываются непредвиденные расходы. Очень часто недостаточно прорабатываются
существующие ограничения: юридические, патентные, бухгалтерские, налоговые,
квалификационные. Не учитываются организационные возможности, отношения с
властями, налоговыми службами.
Наконец, довольно часто к серьезным просчетам при бизнес-планировании
приводит излишний оптимизм разработчиков проекта, что выражается в неоправданно
сжатых сроках выполнения проекта, завышенных объемах продаж, заниженных
себестоимости и необходимом объеме финансирования.
Кроме того, часто кредиторы настороженно относятся к бизнес-планам
разработанным самостоятельно. Объясняя это все тем же: неспециалисты упускают
многие важные моменты и не учитывают возможные риски, юридические аспекты
деятельности, тонкости отношений с поставщиками и прочее. В любом случае, они
оставляют за собой право запрашивать дополнительную информацию и настаивать на
доработке проекта.
Таким образом, по мнению автора, относительно короткая история
российского бизнес-планирования не позволяет пока предприятиям осуществить
собственные эффективные наработки по составлению грамотных и учитывающих все
необходимые аспекты бизнес-планов.
На наш взгляд, в такой ситуации одним из решений может стать
использование комплексных информационных систем планирования, разрабатываемых
ведущими российскими компаниями.
Чтобы грамотно и оперативно просчитать и оценить инвестиционный проект, а
также разработать к нему бизнес-план, передовые российские компании уже
используют для этого соответствующий инструментарий - системы комплексного
финансово-экономического анализа предприятия (проекта). К числу таких
инструментов принадлежат системы: Project Expert (Разработчик - компания
«Про-Инвест Консалтинг»), Альт (Альт-Инвест), Аналитик (ИНЭК), Audit Expert
(Про-Инвест Консалтинг), ОЛИМП: ФинЭксперт (Росэкспертиза) и ряд других
отечественных программных систем.
Перечисленные выше системы образуют законченный комплекс программ и могут
взаимодействовать с другими общеизвестными и распространенными системами,
такими как MS Project, MS Excel, MS Word, бухгалтерскими пакетами и т.д. Таким
образом, можно добиться хороших результатов в автоматизации управления
предприятием и проектами. Технологии, заложенные в них, позволяют описать
функциональную модель управления предприятием или проектом, включая процесс
бизнес-планирования и структурировать эту модель на самом высоком концептуальном
уровне. [9]
Однако данный метод составления бизнес-плана не лишен недостатков.
Существенным минусом применения данных программ в целях планирования, по нашему
мнению, является стоимость их покупки и обслуживания. Стоимость программ
достаточно высока и иногда сопоставима со стоимостью заказа на
бизнес-планирование в консалтинговой фирме.
Другим возможным недостатком может стать потребность в дополнительной и
тщательной доработке бизнес-плана, составленного компьютером. Известно, что
многие инвестиционные организации с осторожностью относятся к бизнес-планам
сгенерированным только при помощи компьютерной программы.
Кроме того, серьезный инвестор будет оценивать и то, что называется
корпоративной культурой компании, профессионализм руководителя и его команды,
их видение настоящего и будущего своего бизнеса. Этого не оценишь компьютерным
продуктом.
На наш взгляд, наиболее приемлемым вариантом будет обращение к
специалистам консалтинговой фирмы. Консультанты помогут учесть все нюансы и не
совершить ошибок. Однако для этого необходимо будет предоставлять всю требуемую
информацию и выполнять некоторые распоряжения консультантов. Активное участие в
составлении бизнес-плана - залог того, что на выходе не получится формальный и
отвлеченный вариант, который не будет убедительным для инвестора.
.2 Роль бизнес-плана в реализации бизнес-проектов
Бизнес-план необходим менеджерам и производственникам, поставщикам,
банкам и инвесторам для эффективного решения организационно-экономических
вопросов, возникающих при техническом, материальном, трудовом, финансовом и
правовом обеспечении производства и реализации продукции. В нем обосновывают
идеи, цели и задачи развития предприятия, пути и эффективность их реализации в
условиях конкуренции, меняющейся ситуации на рынках сбыта продукции, различного
рода рисков.
Цель разработки бизнес-плана - подтвердить с помощью конкретных расчетов
и анализа эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
По своему характеру бизнес-план является не только особым плановым документом,
но и своеобразным средством рекламы. Поэтому его содержание и стиль изложения
должны быть строго регламентированы, имеющаяся в нем информация должна быть по
возможности конкретной и внушать оптимизм. Показывая различные риски, не
следует акцентировать на них особое внимание, чтобы у возможных инвесторов не
возникло ощущение неуверенности в эффективной реализации бизнес - плана.
Условия предоставления средств инвесторам или кредиторам во многом
зависит от того, как подготовлен бизнес-план. Поэтому сверхзадачей
разработчиков бизнес-плана является не только получение средств от инвестора,
но и получение их на приемлемых условиях. [16]
Большинство российских предпринимателей склонно впадать в крайности. Одни
полагают, что наличие тщательно оформленного бизнес-плана реально помогает
решать проблемы и гарантирует успех. Другие считают, что «вся эта писанина» не
имеет никакого отношения к реальному бизнесу, которым им приходится заниматься.
По мнению Игоря Лавровского, директора консалтинговой фирмы Rapid Development Systems, «…российский бизнес пока что лишь копирует западный,
причем копирует не фундаментальные основы, а лишь внешние признаки. Несмотря на
все спонсируемые средства массовой информации, промоушн-проекты, арт-бизнесы,
общая атмосфера в российском бизнесе тяжелая и гнетущая, потому что он повернут
внутрь самого себя, фрагментирован, склонен не к росту и развитию, а к
насильственной борьбе за непонятно кому нужное существование». [22]
По данным Ассоциации Консультантов по экономике и управлению, спрос на
консультирование по планированию сейчас в России повышается наиболее заметно.
Старший партнер Pricewater-house-Coopers Людмила Мамет прогнозирует в ближайшие 2-3 года
значительный спрос на услуги по разработке и реализации бизнес-планирования. Однако
необходимо отметить, что услуги консультантов в области планирования, особенно
долгосрочного, востребованы, в основном, крупными компаниями. В настоящее время
можно выделить две явно преобладающие категории заказчиков. К первой относятся
наиболее крупные организации, для которых характерно долгосрочное планирование
своей деятельности. Ко второй можно отнести средние фирмы, которые склонны
прибегать к услугам консультантов лишь тогда, когда предприятие уже оказалось в
достаточно сложной ситуации. [22]
В современной мировой практике вопрос об актуальности и значимости
бизнес-планирования не ставится. Это аксиома, не требующая доказательств.
Повсеместно на западе бизнес-план является инструментом контроля всей
управленческой деятельности организации. Бизнес-план имеет каждая компания, а
не только та, которая в данный момент разрабатывает новое для себя направление
деятельности.
На Западе бизнес-плану отводится решающая роль. Бизнес-план сочетает в
себе черты стратегических и текущих планов. Его составляют при создании или в
переломные моменты существования предприятия, например, при расширении
масштабов деятельности, открытии новых проектов, привлечении потенциальных
инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д.
В развитой рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом,
используемым во всех сферах предпринимательства. Такой план описывает процесс
функционирования предприятия, показывает, каким образом руководители собираются
достичь своих целей и задач, в первую очередь - задачи повышения прибыльности
работы.
Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать
новые позиции на рынке, составлять перспективные планы своего развития,
концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их
реализации.
Бизнес-план позволяет показать выгодность предлагаемого проекта, привлечь
потенциальных инвесторов, помочь определить конкретные задачи, установить этапы
их решения и контроль за выполнением этих задач.
Горизонт планирования для бизнес-плана может быть различен - от
небольшого до довольно длительного. Его разбивают, как правило, по временным
периодам. [17]
Особенность бизнес-плана связана с тем, что в нем рассматривается:
создаваемый или развивающийся бизнес - бизнес компании в целом или
бизнес-проект. Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные
варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться
предприятие.
Существуют четыре основные причины составления бизнес-плана:
1. Возможность обнаружить проблемы «на бумаге» до того, как они возникли.
Можно спорить с тем, какую из причин составления бизнес-плана поставить на
первое место, а какую - на второе или третье. И трудно возражать, если кто-то
сочтет, что вторую и третью причины нужно поменять местами. Но совершенно
точно: бизнес-план в первую очередь нужен тому, кто задумывает изменения в
своем бизнесе, и для того, чтобы взглянуть на себя со стороны. Новое дело
всегда предполагает некоторый прогноз развития событий. Здесь обязательна
попытка для самого себя уяснить основные направления бизнеса, его сильные и
слабые стороны, прикинуть примерный объем денег. Все это необходимо для того,
чтобы, трезво оценив ситуацию, иметь представление о реальных перспективах
развития бизнеса.
Приведем в качестве примера случай из истории одной фирмы. Один из первых
заказов на бизнес-план для кредита привел к отрицательному результату. По всем
расчетам получалось: чтобы отдать кредит в реальные сроки, каждая торговая
точка организации должна иметь оборот в размере 3 млн. рублей, а она имела не
более 1 миллиона. Чудес в бизнесе не бывает: поднять оборот втрое нереально.
Кредит брать было нельзя. Но заказчик был доволен результатом: «Если бы я не
просчитал все и как-то получил бы кредит, - сказал он, - то не смог бы его
отдать. Уж если на бумаге не получается, то в жизни еще сложнее. На мне повисли
бы 500 000 долл. невозврата. Вот тогда был бы повод расстроиться». Именно
составление бизнес-плана заставило его отказаться от рискованной идеи,
оказавшейся только поверхностно привлекательной. [19]
Таких примеров можно привести очень много. Еще больше примеров, когда
деньги привлекаются без всякого плана и расходуются неизвестно на что.
. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций.
Термин «бизнес-план» стал модным в 1991-1992 гг. Это было время
«отрицательных» банковских ставок: инфляция больше, чем проценты по кредиту,
поэтому отдавать нужно «пустые» деньги. В таких условиях получение кредита
часто определялось личными взаимоотношениями банкира и заемщика, а не качеством
бизнеса. Поэтому в ответ на предложения по разработке бизнес-плана можно было
услышать: «Скажите, пожалуйста, а есть ли гарантии, что по нему дадут деньги?»
Уже тогда правильный ответ звучал так: «Гарантировать можно только то, что без
бизнес-плана денег не дадут». И это было сущей правдой. Чем ближе к
цивилизованному рынку, тем жестче становится это правило.
Здесь могут возразить: в объявлениях некоторых банков прямо говорится,
что «бизнес-план не нужен», но это лишь рекламная уловка. На самом деле - либо
банки просят заполнить развернутую анкету, которая называется «кредитная
заявка» (это, по сути - сокращенный вариант бизнес-плана), либо они хотят,
чтобы бизнес-планом занялась «близкая» банку структура. [19]
. Бизнес-план - это стандартный документ ознакомления с предприятием и
обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
Как и всякое явление, бизнес-планирование переживает взлеты и падения.
Сейчас на Западе само собой понимается, что у фирмы должен быть бизнес-план.
Например, можно обратить внимание на такие строки в средствах массовой
информации: «В связи с разрастающимся финансово-экономическим кризисом фирма
(далее стоит название весьма уважаемой в деловом мире фирмы) должна
откорректировать свои бизнес-планы». Это говорит о том, что на Западе принято
иметь тщательно продуманный бизнес-план, систематически корректируемый в
соответствии с меняющимися условиями. Его отсутствие является в глазах
иностранных партнеров существенным недостатком предприятия, отражающим слабость
управления компанией. [19]
Бизнес-план - это элемент имиджа предприятия. Значительно убедительнее
выглядит человек, который знает, как будет развиваться его фирма в течение
ближайших лет, чем тот, который затрудняется ответить на этот вопрос.
Зарубежные партнеры всегда попросят разрешения ознакомиться с бизнес-планом
российской фирмы, основными направлениями ее развития на ближайшее время или с
другими аналогичными документами. На Западе принято, что такой документ
существует и с ним идет постоянная работа.
. Бизнес-план - это инструмент контроля и управления.
Итак, отметим, что бизнес-план - это стартовая точка и базис плановой и
исполнительской деятельности предприятия, единый источник стратегической
информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы
предприятия. Таким образом, на основе вышеизложенного, по нашему мнению,
бизнес-план может выполнять три функции:
· технико-экономического обоснования. Разработка бизнес-плана заставляет
владельца или директора предприятия изложить свои идеи на бумаге, дать
обоснование и оценку тех предположений, на которые он опирается. Он помогает
определить необходимость и надлежащее размещение ресурсов, указывая владельцу
на все слабые места и упущения. Наряду с этим бизнес-план призван сократить до
минимума возможные непредвиденные трудности;
· инструмента управления, руководства по претворению
задуманного в жизнь, сборника критериев, по которым будет дана оценка работе
предприятия. При умелом использовании он дает возможность главному управляющему
или владельцу компании обратить внимание на проблемы, которые могут возникнуть
в будущем, и на существующие возможности до того, пока они не будут упущены;
· инструмента для обеспечения финансирования предприятия.
Независимо от того, какой характер носят капиталовложения, на которые вы
рассчитываете: банковские инвестиции, внутренние или иностранные
капиталовложения со стороны частных лиц, государственные субсидии или фонды для
финансирования предприятий с высоким риском, детально проработанный, хорошо
составленный бизнес-план в любом случае необходим.
В то же время необходимо различать бизнес-план и инвестиционное
предложение: [23]
. Бизнес-план обычно используется как внутренний документ компании, на
основе которого определяются цели и оцениваются достигнутые компанией
результаты. Бизнес-план - обычно комплексный и детальный документ, который в
большей степени сконцентрирован на операционной деятельности предприятия,
стратегии и маркетинге. В то же время бизнес-план, так же как и инвестиционное
предложение, описывает существующую деятельность компании и то, какое положение
она планирует занять в будущем. Однако, прежде всего это документ, который
детально представляет, каким образом эти цели будут достигнуты.
. Бизнес-план разрабатывается в первую очередь для менеджмента и
владельцев компании, являясь для них руководством к действию. Инвестиционное
предложение разрабатывается только для потенциальных инвесторов, а,
следовательно, оно должно содержать информацию, на основе которой инвестор
может оценивать эффективность инвестируемого капитала.
. Инвестиционное предложение предназначено для решения специфической
задачи - привлечения капитала. Инвестиционное предложение может быть
разработано на основе компонентов и данных из бизнес-плана компании. Однако
бизнес-план не должен обязательно содержать инвестиционное предложение.
Реализуя перечисленные функции, бизнес-план решает следующие задачи: [17]
· определение конкретных количественных показателей и сроков достижения
целей предприятия;
· разработка взаимоувязанных планов производства, маркетинга,
финансов;
· определение необходимых ресурсов и поиск их источников;
· выявление проблем, с которыми, возможно, придется
сталкиваться;
· организация системы контроля за ходом осуществления плана;
· подготовка основательного обоснования с целью привлечения
инвесторов.
Первые пять направлений необходимы предприятию для своего развития даже в
тех случаях, когда нет надобности в привлечении сторонних инвестиций.
Существуют различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и
действующего. В первом случае компания опирается на прогнозные и оценочные
данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и
организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных
инвесторов в перспективности и прибыльности своей фирмы.
Во втором случае бизнес-план опирается на результаты и опыт
функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития,
предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределить
инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход.
В сегодняшней России одной из первоочередных задач бизнес-планирования
является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и
партнеров. [24]
Таким образом, на наш взгляд, планирование деятельности фирмы с помощью
бизнес-плана сулит немало выгод:
- заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;
·
позволяет
осуществить наиболее четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению
поставленных целей;
·
определяет
показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
·
побуждает
руководителей конкретнее определить свои идеи и пути их достижения;
·
делает фирму
более подготовленной к внезапным изменениям рыночной ситуации;
·
четко формализует
обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
Итак, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Бизнес-план - это
стартовая точка и базис плановой и исполнительской деятельности предприятия,
единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует
на все результаты работы предприятия.
Бизнес-планирование
особенно необходимо, если компания решает:
· Расширить или модернизировать производство
· Открыть новые направления деятельности
· Принять участие в совместном предприятии
· Освоить новые рынки или продукцию
Ценность бизнес-плана не ограничивается необходимостью убедить инвесторов
в том, что у предприятия есть достойная поддержки бизнес-идея. Он имеет важное
значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет
содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения. Бизнес-план
обобщает анализ возможностей для осуществления бизнеса в конкретной ситуации и
дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании
намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых
партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения
финансирования.
Таким образом, бизнес-планирование является неотъемлемой частью любого
предприятия, независимо от его размера.
2. Аналитическая часть
.1 Описание компании ООО «Омега» и кафе «Ретро»
ООО «Омега» было создано в соответствии с действующим российским
законодательством на основании Решения Совета директоров (Протокол №1 от
24.04.1999) в 1999 году и зарегистрировано в качестве организации, занимающейся
предпринимательской деятельностью с целью извлечения прибыли.
Основным документом, регламентирующим деятельность организации, является
Устав ООО «Омега», утверждённый собранием учредителей.
В Уставе срок деятельности общества ООО «Омега» не ограничен.
Деятельность общества прекращается по решению общего собрания учредителей, либо
по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Общество создано на основании решения учредителей Алексеева А.М., Бакова
Н.А. от 24.04.1999 года, зарегистрировано Регистрационной палатой мэрии г. Санкт-Петербурга
09.05.1999 года.
При учреждении общества участниками их доля в уставном капитале
составляла:
) Алексеев А.М. - 80%;
) Баков Н.А. - 20 %.
Численность персонала, работающего в ООО «Омега» по состоянию на конец
2010 года - 55 человек.
Основными направлениями предпринимательской деятельности по Уставу
являются предоставление услуг общественного питания, а также реализация
продуктов питания. ООО «Омега» имеет соответствующие лицензии на право занятия
данной деятельностью.
Деятельность общества может не ограничиваться вышеназванными
направлениями. Общество имеет гражданские права и несет обязанности,
необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных
федеральным законодательством.
В собственности ООО «Омега» - кафе «Ретро», открытое в середине 1999 года
- первое из сети кафе, на сегодняшний день принадлежащих компании. Помещение
кафе расположено по адресу: пр. Просвещения, 78.
Приведенная ниже схема организационной структуры наглядно иллюстрирует
отношения субординации в кафе.
Рис. 1. Организационная структура кафе «Ретро»
Что касается отношений между участниками организационно-производственных
процессов, то они схематично представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Организационно-производственная структура кафе «Ретро»
Приведенная организационная структура достаточно четко определяет права и
полномочия отделов и конкретных работников, каждый работник занимается заранее
известным кругом своих обязанностей.
При данной структуре в кафе сохраняется принцип единоначалия, при котором
нет размывания ответственности и присутствует четкость инструкций. И
администратор и шеф-повар имеет в непосредственном подчинении работников,
которые подчиняются только им. И, соответственно, каждый из этих руководителей
подчинен только учредителям.
Поэтому в данной структуре управления столь важна роль администратора и
шеф-повара, которые своей властью должны предупреждать возможную дезорганизацию
и координировать работу персонала наиболее эффективным образом.
Данная структура управления вполне подходит для эффективного
взаимодействия работников кафе.
Затронем далее основные функции и должностные обязанности персонала кафе.
Практически всеми функциями руководства занимаются учредители. Прежде всего,
они осуществляют стратегическое планирование деятельности. Кроме того,
организуют работу по следующему кругу вопросов:
составляют заказы и договора на поставку товаров, контролируют их
исполнение.
организуют работу по ритмичному выполнению плана товарооборота.
осуществляют ценообразование.
проводят анализ структуры товарных запасов, динамики товарооборота по
отдельным группам товаров.
проверяют правильность ведения и оформления документов, связанных с
поставками сырья и реализацией продукции.
принимают участие в проведении инвентаризаций на предприятии.
Для официантов и барменов непосредственный начальник - администратор,
поэтому в его должностных обязанностях также много функций управления.
Администратор:
контролирует соблюдение правил торговли.
рассматривает жалобы покупателей, принимает по ним решения.
обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей.
принимает меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций.
осуществляет контроль за соответствующим оформлением помещений, следит за
размещением, обновлением и состоянием рекламы внутри помещения и на здании.
обеспечивает контроль за чистотой и порядком в помещении и на прилегающей
к нему или зданию территории.
контролирует соблюдение подчиненными работниками трудовой дисциплины,
правил и норм охраны труда, требований санитарии и гигиены.
информирует руководство об имеющихся недостатках в обслуживании
посетителей, принимаемых мерах по их ликвидации.
Обобщая, можно сказать, что работа администратора - контроль и
координация персонала. Он организует работу и эффективное взаимодействие
персонала, направляет их деятельность на достижение хороших результатов,
повышение производительности труда, качества сервиса.
Функции шеф-повара:
осуществляет руководство над подчиненным ему персоналом (поварами и
посудомойщицами).
составляет заявки на необходимые продовольственные товары, полуфабрикаты
и сырье, контролирует ассортимент, количество и сроки их поступления.
на основе изучения спроса потребителей составляет меню и обеспечивает
разнообразие ассортимента блюд и кулинарных изделий.
осуществляет постоянный контроль за технологией приготовления пищи,
нормами закладки сырья.
осуществляет расстановку поваров и других работников производства,
составляет графики выхода их на работу.
проводит бракераж готовой пищи.
контролирует правильную эксплуатацию оборудования и других основных
средств.
проводит инструктажи по технологии приготовления пищи и другим
производственным вопросам.
контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда,
санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовой
дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
проводит работу по повышению квалификации работников.
Повара помогают шеф-повару в осуществлении этих функций. Основная их
задача заключается в приготовлении блюд.
Бармены и официанты - подчиняются администратору, выполняют его
распоряжения. Основная их функция - обслуживание посетителей.
Служба безопасности ведает вопросами безопасности функционирования кафе,
защиты персонала и посетителей, материальных и нематериальных ценностей.
Анализируя приведенные должностные обязанности персонала, можно
заключить, что функции управления, т.е. планирования, организации, мотивации и
контроля в кафе поделены между учредителями, как высшим уровнем управления и
администратором с шеф-поваром (низший уровень управления). Рассмотрим их
подробнее.
Планирование
Стратегическое планирование, например, выбор целевого сегмента клиентов,
или планирование режима работы кафе, или финансовое планирование - это
прерогатива учредителей. Планы должны иметь количественные характеристики.
Например, задачами финансового планирования могут являться:
А) Увеличение объема выручки кафе «Ретро» за год на 25%;
Б) Повышение рентабельности кафе «Ретро» за год на 10%.
В) Увеличение доли рынка кафе «Ретро» до 1%.
Планирование очередности выхода персонала на работу или небольших
изменений в меню - функции планирования администратора и шеф-повара
соответственно. Круг вопросов, которые планируют администратор и шеф-повар,
закреплен в их должностных обязанностях. Всем, что не попадает в их функции -
занимаются учредители.
Организация
Администратор организует повседневную работу барменов и официантов,
шеф-повар - поваров и посудомойщиц. Учредители организуют работу кафе в целом.
Для этого используется:
) создание определенной организационной структуры кафе, где четко
разграничиваются отношения субординации работников.
) документация:
приказы и распоряжения руководства,
должностные обязанности, где прописаны функции, права и ответственность
каждого работника,
инструкции по правилам охраны труда и безопасности,
трудовой договор с каждым из работников.
) собрания работников, где руководство делится планами, итогами работы,
общается с персоналом по различным вопросам.
) делегирование полномочий (часть функций управления берут на себя
администратор и шеф-повар).
Мотивация
Мотивация - крайне важная составляющая работы персонала кафе. Применение
различных методов стимулирования эффективности работы позволит заинтересовать
работников в качественном выполнении своих обязанностей и уменьшить текучесть
кадров. В свою очередь это повысит производительность труда персонала в целом.
Очень важно, чтобы персонал кафе получал удовольствие от своей работы.
Для стимулирования творческой активности должна иметься возможность карьерного
роста для работников. Поскольку в планах ООО «Омега» существует возможность
дальнейшего расширении сети кафе, то можно заинтересовать работника
перспективой служебного роста.
Кроме того, существует определенная категория работников, которая
абсолютно не заботится о том, придет ли посетитель снова или нет. Необходимо,
чтобы бы официанты и бармены получали определенный процент от выручки, это
прямо мотивировало бы их на хорошую работу.
Крайне важно и соответствующее отношение к персоналу со стороны
руководства. Надлежащее отношение к каждому работнику обеспечивает соответствие
персонала возрастающим требованиям работы в современных условиях, развивает у
работников деловитость и ответственность свою работу, добивается, чтобы каждый
работник дорожил своим рабочим местом.
Создание профессионального и доброжелательного коллектива, обеспечение
высокого качества его работы являются решающими факторами популярности и
конкурентоспособности кафе, поэтому руководству ООО «Омега» стоит уделять этим
проблемам наибольшее внимание.
Контроль
Информация о фактическом состоянии дел в кафе (по финансовым вопросам,
кадровым и т.д.) сопоставляется с графиком, запланированным заранее. Для этого
собирается внутренняя и внешняя информация, после чего она должна быть проанализирована,
сделаны выводы. Несовпадение графика реального хода дел с действительностью
допустимо лишь в незначительных пределах, обусловленных объективными причинами.
Контролировать состояние дел кафе можно различными способами:
финансовые показатели,
«текучесть кадров»,
наличие жалоб и претензий посетителей,
известность и популярность кафе среди населения, СМИ и т.д.
В любом случае, если выявлены какие-то проблемы в одном из аспектов
деятельности, должны быть приняты соответствующие мероприятия по исправлению
ситуации. Можно провести собрание, на котором известить работников о реальной
ситуации, выявить причины несоответствия, выработать пути решения проблем и
принять меры к исправлению положения.
.2 Проблемы и недостатки в функционировании кафе «Ретро»
Кафе «Ретро» - первое в составе ООО «Омега». Этим обусловлен ряд
современных проблем и недостатков в его функционировании.
Кафе «Ретро» находится в спальном районе, где нет пересечения больших
пассажиропотоков и, как следствие, не обеспечивается большое количество
потенциальных клиентов в месте расположения кафе. Столь неудачное расположение
не обеспечивает устойчивого конкурентного положения. Кроме того, не существует
стоянки и удобного подъезда к кафе - необходимо оставлять автомобиль на обочине
дороги.
Таким образом, можно заключить, что это место весьма не благоприятно для
размещения кафе.
Вторым недостатком является позиционирование кафе как заведения для
посетителей преимущественно с низким уровнем дохода. В ассортименте представлен
небольшой ряд алкогольных напитков и приготовленных из полуфабрикатов
продуктов. Само помещение небольшое и оформлено не самым привлекательным
образом. Кроме того, с момента ремонта прошло 5 с половиной лет.
Другие кафе, открытые ООО «Омега» позднее, имели более продуманное
размещение, оформление, позиционирование и продвижение на рынке города.
Таблица 1.
Анализ сильных и слабых сторон кафе «Ретро»
Сильные стороны
|
Качество
|
Важность
|
|
оч. силь.
|
силь.
|
нейтр.
|
слаб.
|
оч. слаб.
|
оч. важ.
|
сред
|
не важ.
|
Маркетинг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реклама
|
|
|
|
1
|
|
1
|
|
|
PR
|
|
|
2
|
|
|
2
|
|
|
Известность
|
|
|
3
|
|
|
|
3
|
|
Доля рынка
|
|
|
4
|
|
|
4
|
|
|
Цена
|
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
Место расположения
|
|
|
|
|
6
|
6
|
|
|
Режим работы
|
7
|
|
|
|
|
7
|
|
|
Финансы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прибыльность
|
|
|
|
8
|
|
8
|
|
|
Финансовая стабильность
|
|
9
|
|
|
|
9
|
|
|
Оборачиваемость капитала
|
|
|
10
|
|
|
10
|
|
|
Надежность дебиторов
|
|
|
11
|
|
|
|
11
|
|
Надежность банка
|
|
12
|
|
|
|
12
|
|
|
Продукция (услуга)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборудование и отделка
помещения
|
|
|
|
13
|
|
13
|
|
|
Способность удовлетворять
спрос (качество и вкус)
|
|
|
|
14
|
|
14
|
|
|
Квалификация персонала
|
|
|
15
|
|
|
15
|
|
|
Опытность персонала
|
|
16
|
|
|
|
|
16
|
|
Преданность своему делу
персонала
|
|
|
17
|
|
|
17
|
|
|
Организация (управление)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способные менеджеры
|
|
18
|
|
|
|
18
|
|
|
Быстрая реакция
|
|
|
19
|
|
|
|
19
|
|
Мотивация персонала
|
|
|
|
20
|
|
20
|
|
|
Применение современных
знаний об управлении
|
|
|
21
|
|
|
|
21
|
|
Чтобы наиболее полно выявить недостатки функционирования кафе «Ретро»,
важно изучить не только маркетинговые составляющие его деятельности, важно
знать, что можно будет изменить в деятельности кафе и за счет чего можно
добиться существенных успехов при дальнейшей работе. Иначе говоря, необходимо
проанализировать сильные и слабые стороны кафе, и уже используя полученные
данные, в дальнейшем разработать наиболее эффективные методы их развития или
устранения.
В таком случае очень эффективным является метод SWOT-анализа, с помощью которого анализируются различные
аспекты деятельности, выявляются угрозы и возможности развития.
Анализ сильных и слабых сторон кафе «Ретро» представлен в табл. 1.
На основе данных этой таблицы составим сводную матрицу:
Таблица 2. Сводная матрица сильных и слабых сторон кафе «Ретро»
Важность
|
Качество
|
|
оч. слаб.
|
слаб.
|
нейтрал.
|
сильн.
|
оч. сильн.
|
высокая
|
6
|
1,8,13,14,20
|
2,4,10,15,17
|
9,12,18
|
7
|
средняя
|
|
|
3,11,19,21
|
5,16
|
|
низкая
|
|
|
|
|
|
Соотнося полученные данные сводной матрицы с таблицей 1, можно сделать
определенные выводы. По такому фактору, как маркетинг, у кафе сильная сторона -
цена и режим работы; по фактору финансы - финансовая стабильность и надежность
банка, по фактору продукции (услуги) - опытность персонала; по фактору
организации - способные менеджеры.
Слабые стороны кафе: по маркетингу - реклама и место размещения, по
продукции - оборудование и отделка помещения, способность удовлетворять спрос
(качество и вкус), по финансам - прибыльность, по организации - слабая
мотивация персонала.
SWOT-анализ
завершается исследованием угроз и возможностей развития.
- Снижение цен или повышение уровня сервиса конкурентами. Вызовет отток
клиентов от кафе.
Снижение уровня жизни населения. Также вызовет отток клиентов.
Недобросовестная конкуренция. Помимо оттока клиентов, может привести к
ухудшению репутации кафе. Как видно, для кафе существуют достаточно серьезные
угрозы развития, которые необходимо, по возможности, прогнозировать и избегать.
Теперь рассмотрим возможности развития:
- Разорение конкурентов. Приведет к высвобождению хороших специалистов
фирм-конкурентов, а также к увеличению спроса на услуги кафе.
Повышение уровня жизни населения. Вызовет увеличение спроса на услуги
кафе.
Общий вывод по SWOT-анализу
таков, что необходимо уделять больше внимания усилению продвижения своих услуг
(рекламе); качественному преобразованию кафе - с современным оборудованием и
отделкой помещения и способным удовлетворять спрос посетителей; повышению
заинтересованности персонала в своей работе. Все это в итоге должно привести к
главной цели - повышению прибыльности кафе.
Завершим исследование проблем и недостатков кафе «Ретро» анализом
некоторых технико-экономических показателей его функционирования:
Таблица 3. Анализ технико-экономических показателей функционирования кафе
«Ретро»
Технико-экономические
показатели
|
Плановые показатели на 2010
год
|
Фактические показатели на
2010 год
|
Отклонения в %
|
Объем продаж, руб.
|
7200000
|
6500000
|
9,7
|
Чистая прибыль, руб.
|
450000
|
150000
|
66
|
Уровень наценки, %
|
40
|
40
|
-
|
Число клиенто-посещений,
раз
|
46500
|
44000
|
5,4
|
Средний размер покупки,
руб.
|
155
|
147
|
5,2
|
Как видно из таблицы, фактические показатели функционирования кафе
отстают от запланированных. Наибольший разрыв наблюдается в прогнозной и
фактической оценке чистой прибыли.
Таким образом, общий анализ функционирования кафе «Ретро» приводит к
следующему выводу: необходим комплекс мероприятий, направленных на
совершенствование кафе. Другими словами, нужна срочная и кардинальная
реорганизация его деятельности - создание на базе «Ретро» кафе нового типа.
Руководством ООО «Омега» было принято решение о полном преобразовании
вплоть до смены названия. Это должно быть современное кафе с соответствующей
отделкой помещений, новым оборудованием, расширенным ассортиментом блюд и
напитков, ориентацией на клиента со средним и высоким уровнем дохода,
позиционированием среди кафе высокого класса.
Новое кафе «Модерн» будет принимать первых посетителей. По расчетам новое
заведение должно будет пользоваться большой популярностью и тому несколько
причин. Удобное для потребителя время работы (кафе будет работать с 11 утра до
6 утра без перерыва и выходных); наличие скидок (в оговоренное время дня и
владельцам дисконтных карт); широкий выбор блюд, рассчитанных на слой населения
со средним и высоким уровнем дохода; профессионализм и доброжелательность
персонала, прошедших тщательный отбор и проверку; качественная отделка
помещения, уютная атмосфера и живая музыка - все это позволит в достаточно
сжатые сроки завоевать новую репутацию, «завести» нового клиента, укрепиться в
определенной нише на данном рынке услуг, иметь определенный объем продаж и,
соответственно, прибыль.
3. Проектная часть
.1 Анализ рынка
Прежде, чем переходить к проектированию мероприятий и действий по
реорганизации кафе, необходимо четко понять, какое место на рынке оно должно
занять.
Анализ посетителей
Анализ посетителей исключительно важен для кафе. Выводы, полученные в
ходе их изучения, будут далее использоваться для выбора режима работы,
составления меню, дальнейшей маркетинговой стратегии и многого другого.
Потребности людей, посещающих кафе, можно классифицировать следующим
образом:
Таблица 4. Классификации индивидуальных потребностей посетителей кафе
Классификационный признак
|
Потребность
|
По иерархии потребностей
|
Потребность в услугах кафе
является социальной.
|
По массовости
|
Потребность в услугах кафе
является массовой.
|
По эластичности
|
Спрос на данную услугу
эластичен: при повышении цен спрос значительно упадет, т. к. потребность не
является первоочередной.
|
По сложившемуся
общественному мнению
|
Потребность в услугах кафе
является социально позитивной, т.к. она присуща всем социальным группам и не
является потребностью, которая может нести за собой пагубное последствие для
общества.
|
По причине возникновения
|
Потребность в услугах кафе
является внушенной другими потребителями или навязанной рекламой.
|
По свободе удовлетворения
|
Потребность в услугах кафе
является свободной, т.е. человек сам решает где, когда и какими услугами он
воспользуется.
|
По природе возникновения
|
Природа возникновения
данной потребности - в желании приятно провести время.
|
Одним из важнейших моментов при изучении посетителей является расчет
емкости рынка и того сегмента, на который может ориентироваться новое кафе
«Модерн».
В качестве факторов сегментации рынка по группам посетителей, выберем:
- уровень дохода;
- принадлежность к социальной группе;
- возрастной состав;
- место проживания.
Сегментирование по уровню дохода
Поскольку позиционироваться кафе будет среди кафе высокого класса, то к
потенциальным клиентам можно отнести тех людей, доход которых выше, чем
минимально необходимый для удовлетворения основных потребностей. Для целей
сегментирования определим, что ежемесячный доход потенциальных клиентов кафе
должен быть не ниже 6000 руб. в месяц.
Весь рынок города возьмем равным 5 млн. человек (население города +
туристы).
Рис. 3. Распределение населения города по доходам
Как видно из диаграммы, население распределилось по доходам следующим
образом:
)Менее 3000 руб. на 1 чел./мес. - 1000 тыс. человек, что составляет 20%
)3000-6000 руб. на 1 чел./мес. - 1250 тыс. человек, что составляет 25%
)6000-10000 руб. на 1 чел./мес. - 1500 тыс. человек, что составляет 30%
)10000-18000 руб. на 1 чел./мес. - 750 тыс. человек, что составляет 15%
)Более 18000 руб. на 1 чел./мес. - 500 тыс. человек, что составляет 10%
На основании данных диаграммы вычислим количество жителей города, чей
ежемесячный доход превышает 6000 рублей в месяц: 1500 + 750 + 500 = 2750 тыс.
человек.
Сегментирование по социальному статусу
Далее распределим население по принадлежности к той или иной социальной
группе. Причем распределение пойдет среди числа оставшихся потенциальных
клиентов.
Рис. 4. Распределение населения по принадлежности к социальной группе
)Работающие - 1240 тыс. человек, что составляет 45%
)Студенты, учащиеся - 275 тыс. человек, что составляет 10%
)Пенсионеры - 550 тыс. человек, что составляет 20%
)Дети до 14 лет - 275 тыс. человек, что составляет 10%
)Неработающие, домохозяйки - 410 тыс. человек, что составляет 15%
Для целей сегментирования определим, что неработающие и дети до 14 лет не
являются нашей целевой аудиторией. Тогда останется: 2750 - (410 + 275) = 2090
тыс. человек.
Сегментирование по возрасту
Аналогично распределим население по возрасту.
Рис. 5. Распределение жителей города по возрастному составу
)0 - 20 лет - 394 тыс. человек, что составляет 22%
)20-40 лет - 537 тыс. человек, что составляет 30%
)40-60 лет - 519 тыс. человек, что составляет 29%
)60 и более лет - 340 тыс. человек, что составляет 19%
Для целей сегментирования определим, что люди в возрасте до 20 лет и
более 60 лет не входят в целевую аудиторию: 2090 - 394 - 340 = 1356 тыс.
человек.
Сегментирование по месту жительства
Так как кафе находится в Выборгском районе, то определим, что в массе
своей потенциальными клиентами являются люди, проживающие только в этом районе.
Примерное их количество не так трудно подсчитать. По данным статистики в
Выборгском районе проживает порядка 280 тысяч человек, что составляет около 6 %
всего населения города.
Таким образом, из тех 1356 тыс. человек, что подходят под определение
«целевой клиент» кафе «Модерн», 6% проживают в Выборгском районе. Подсчитаем их
количество: 1356000 * 0,06 = 82000 человек. Таково ориентировочно число
потенциальных клиентов кафе.
Таким образом, получили, что емкость целевого сегмента равна 82000 тыс.
человек.
Анализ конкурентов
Анализ рынка не может обойтись без изучения конкурентов. На сегодняшний
день в городе конкурируют порядка нескольких тысяч мелких и крупных кафе,
бистро, ресторанов и т.д. Часть из них ориентируется на богатых людей, часть -
на людей со средним достатком, часть - с низким. Поэтому предлагаемые ими
услуги разного качества и разной цены. Это дает потребителю возможность выбора.
Таблица 5. Анализ конкурентоспособности кафе «Модерн» (по 5-ти балльной
шкале)
Факторы
конкурентоспособности
|
«Модерн»
|
Конкуренты
|
|
|
«Искра»
|
«РандевуМодерн»
|
«Тет-а-тет»
|
«Старая крепость»
|
1. Услуги
|
|
|
|
|
|
1.1 Качество блюд
|
5
|
4
|
4
|
5
|
4
|
1.2 Сервис
|
4
|
5
|
4
|
4
|
3
|
1.3 Место расположения
|
3
|
4
|
4
|
4
|
4
|
1.4 Время работы
|
5
|
4
|
4
|
2
|
4
|
1.5 Комфорт и безопасность
|
5
|
3
|
3
|
4
|
4
|
2. Цена
|
|
|
|
|
|
2.1 Цена
|
3
|
4
|
4
|
5
|
4
|
2.2 Скидки
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5
|
3. Продвижение
|
|
|
|
|
|
3.1 Реклама
|
3
|
3
|
4
|
4
|
4
|
3.2 PR
|
5
|
2
|
3
|
5
|
5
|
Сумма баллов
|
37
|
33
|
34
|
37
|
37
|
Проанализируем несколько конкурентов кафе «Модерн», расположенных в
ближайшей округе и ориентированных на посетителей со средним и высоким уровнем
дохода, по различным аспектам их деятельности. Попытаемся дать вероятностный
прогноз на возможности кафе «Модерн» по сравниваемым показателям.
Как видно из таблицы, основными конкурентами кафе «Модерн» являются
«Тет-а-тет» и «Старая крепость», у которых итоговая оценка
конкурентоспособности такая же. Руководству ООО «Омега» особое внимание следует
обратить процессу ценообразования (а именно: работа над снижением цены,
увеличением скидок), а также поработать над усилением продвижения услуги.
Именно по этим показателям кафе «Модерн» отстает от конкурентов.
Таким образом, усиление конкурентных позиций должно быть проведено в
сфере ценообразования (цены) и маркетинга (реклама).
Анализ ценообразования
Цена услуги, предоставляемой кафе, выступает в виде торговой наценки.
Поэтому с экономической точки зрения основное значение приобретает не цена
предлагаемого блюда, а размер наценки, который определяется затратами заведения
в процессе создания и предоставления своих услуг посетителю, и прибыли.
Ограничения при возможном изменении цен меню связаны, с одной стороны, с
закупочной ценой продуктов, а с другой - со спросом и конкуренцией.
Что касается наценки в кафе «Модерн», то в первый период своего
существования наценка будет небольшой (в пределах 50 %, что для кафе высокого
класса немного) и объясняется это желанием привлечь клиентов.
После того, как цель будет достигнута, кафе станет известным и популярным
местом отдыха и количество посетителей увеличится, наценка будет поднята в
среднем до 100 % в зависимости от блюда.
Изучение цены и всего, что с ней связано: ценовой политики конкурентов на
рынке, процесса ценообразования в конкретном кафе, эластичности спроса и
предложения на услугу - важный момент маркетингового анализа рынка. Грамотное
ценообразование позволит кафе «Модерн» оптимизировать ценовую политику,
поскольку станет возможным прогнозировать уровень выручки предприятия в
зависимости от текущего уровня цен.
Подтвердим это на примере.
Предположим, что спрос на молочный коктейль в кафе «Модерн»
характеризуется следующей кривой:
Рис. 6. График спроса на коктейли
Данная кривая спроса очень полезна для определения цены и расчета выручки
кафе при каждой уровне цен.
Как видно из графика, спрос на коктейли эластичен (т.е. сильно меняется
от изменения цены). Поэтому, например, повышение цены с 30 руб. до 40 руб.
приведет к падению объемов продаж со 100 до 50 единиц.
Итак, цена изменилась на 33 процента (с 30 до 40 руб.), а объем спроса
изменился на 50 процентов (со 100 до 50 единиц). Как такое повышение цены
повлияет на выручку?
При цене в 30 руб. кафе выручит: 100 х 30 = 3000 руб., а при цене 40
руб.: 50 х 40 = 2000 руб. Разница очевидна. Поэтому важно при установлении цены
найти то ее значение, при котором выручка будет максимальной.
Понижать цену ниже 30 руб., также не имеет смысла, поскольку посетители
все равно не будут заказывать большее количество коктейлей, чем они смогут
выпить.
Таким образом, нахождение оптимальной цены должно принести максимальную
выручку.
Анализ стратегии маркетинга
Стратегия маркетинга кафе «Модерн» будет иметь своей целью завоевание
известности на данном рынке и активизацию продвижения услуги.
На сегодняшний день предложение на рынке услуг общественного питания
очень велико и разнообразно. На нем царит острая конкуренция за своего клиента.
В борьбе за увеличение доли на рынке, за привлечения внимания, кафе вынуждены
использовать самые разные методы продвижения: реклама, стимулирование сбыта,
создание положительного имиджа и т.д.
Тщательно спланированная и проработанная рекламная кампания могла бы
решить вопрос активного
продвижения кафе «Модерн» на рынке города.
Нужно провести серьезную рекламную кампанию, используя газеты, радио,
Internet. При разработке плана рекламной кампании необходимо будет
придерживаться определенной последовательности:
1. Постановка задачи рекламной кампании.
Определение
предмета рекламы.
Формулировка цели рекламной кампании.
Финансирование рекламной кампании.
2. Стратегия и тактика рекламной кампании.
Изучение предмета рекламы и выделение его особенностей.
Выделение круга потребителей рекламируемого товара.
Разработка общей идеи рекламной кампании.
Выбор рекламных средств.
Согласованность образов рекламы.
Планирование рекламы во времени.
3. Осуществление рекламной кампании.
Подготовка текстов, статей, записей, роликов и т.п.