Разработка мероприятий по совершенствованию управления товарными запасами (на примере ООО 'Лидер-Контракт')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,58 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка мероприятий по совершенствованию управления товарными запасами (на примере ООО 'Лидер-Контракт')

Введение

Глубокие изменения в экономике поставили предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, то есть от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос. Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа "с колес", без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами. Современные предприятия уже включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и стараются используют данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация в допустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности. Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ. Актуальность проблемы оптимизации запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты. Цель курсовой работы состоит в том, что бы разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами, на примере ООО "Лидер-Контракт».

Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:

) провести обзор отечественной и зарубежной литературы по данной теме; 2) провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия, а именно, проанализировать управление запасами на предприятии, оценить обеспеченность предприятия товарными запасами; 3) выявить направления совершенствования политики управления товарными запасами и разработать конкретные предложения по повышению эффективности управления товарными запасами в ООО "Лидер-Контракт". В курсовой работе данные задачи реализованы полностью. Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Лидер-Контракт". Основным видом деятельности данного предприятия являются оптовая торговля. Предметом анализа в курсовой работе будет выступать управление товарными запасами. Новизна исследования состоит в определение основных мероприятий способствующие более эффективному управлению товарными запасами и обоснование конкретных мероприятия по формированию запасами для ООО "Лидер-Контракт". Практическая значимость курсовой работы - это экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию формирования товарными запасами и контроля за ними. Методические основы исследования: 1) отдельные аспекты управления товарными запасами экономическими методами отражены в работах Бродецкого Г.Л., Просветова Г.И. и Шрайбфедера Д.; 2) маркетинговые методы управления товарными запасами изложены в работах Бурмистрова В.Г., Крученичкого С.М.; 3) современные финансовые методы находим в трудах Бланк И.А., Голованова Т.И., Раицкого К.А., Соломатина А.Н.; 4) логистические методы в работах Волгина В.В., Линдерса М.Р. и других.

Вместе с тем большинство авторов рассматривает вопросы управления запасами применительно к сфере товарного производства. В сфере торговли они разработаны недостаточно. Отсутствует совокупность показателей, позволяющая анализировать и изучать товарные запасы в стадии товарных потоков и товарные потоки в стадии товарных запасов, не сформирован механизм оптимизации товарных запасов. Эти обстоятельства предопределили выбор темы и основные направления исследования. В данной курсовой работе освещены теоретические основы экономических процессов, имеющих прямое отношение к управлению товарными запасами торговых предприятий. В практической части на примере конкретного торгового предприятия (ООО "Лидер-Контракт") и сведений, характеризующих его торговую деятельность, проанализирована структура и динамика изменения товарных запасов. В данной работе исследована деятельность предприятия в период за 2009 - 2011 гг. В качестве информационной базы были использованы данные материальных ведомостей за 2009 - 2011 гг., бухгалтерский баланс, свод начислений, а также специальная экономическая литература и периодические издания. Структура предложенной курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе "Теоретические основы формирования товарными запасами" рассмотрены существующие системы, модели и методы управления запасами, их экономическая сущность, классификация и затраты связанные с их поддержанием. Рассмотрены основы управления товарными запасами в торговых предприятиях. Вторая глава "Общая характеристика предприятия ООО "Лидер-Контракт" посвящена анализу наличия товарных запасов предприятия, а также анализу товарных запасов и их управлению.

В третьей главе приводятся мероприятия по улучшению управления товарными запасами в ООО "Лидер-Контракт", а также пути повышения эффективности формирования товарных запасов и оптимизация структуры товарных запасов. В заключение подведены общие результаты исследования и сделаны основные выводы по проделанной работе.

1. Теоретические основы формирования товарных запасов

товарный запас торговый затрата

1.1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов, классификация и затраты связанные с их поддержанием

Товарные запасы - это количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату. В зависимости от назначения они подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза. Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

) время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку; 2) сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; 3) несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки; 4) особенности в территориальном размещении производства; 5) условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием; 6) звенность товародвижения; 7) возможности хранения товара [8, С. 26].

Любой товар до момента продажи относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами.

Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, то есть регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Экономическое содержание процесса товарооборачиваемости составляют процессы кругооборота товаров, смены статичной формы запаса динамичной формой товарооборота. Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по:

) местонахождению (в предприятиях торговли, промышленности, в пути); 2) срокам (запасы на начало и конец периода); 3) единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные (в днях товарооборота); 4) назначению; 5) текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд предприятий); 6) сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения); 7) досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров); 8) целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий) [6, С. 35]. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. В противном случае из-за недостатка запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий. В статистике торговли товарные запасы классифицируются по различным признакам: по месту нахождения, назначению и товарному составу.

По месту нахождения выделяются следующие группы товарных запасов: товарные запасы у производителей, на складах оптовых торговых баз, на складах заготовительных организаций, в розничной торговле, в пути.

В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются на текущие, сезонного хранения, досрочного завоза.

Товарные запасы текущего хранения - это товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли. Их величина определяется объемом реализации и частотой завоза.

Для обеспечения торговли в тех случаях, когда поступление товаров в силу условий производства или изменения спроса на отдельные виды товаров в разные периоды года носит сезонный характер, создаются запасы сезонного хранения. Без сезонных запасов невозможно обеспечить бесперебойное снабжение населения в течение года, например, сахаром, картофелем, овощами. Производство их имеет ярко выраженный сезонный характер, а потребление в течение года изменяется незначительно. Другой пример: производство большинства непродовольственных товаров осуществляется равномерно в течение всего года, спрос же на них порой подвержен сезонным колебаниям.

Товарные запасы сезонного хранения концентрируются в основном на складах оптовых или заготовительных организаций и предприятий. Отсутствие или неправильное формирование товарных запасов сезонного хранения влечет за собой перебои в товароснабжении.

Товарные запасы досрочного завоза образуются у организаций, торгующих в районах, куда доставка товаров возможна не во всякое время года. Предназначены товары для расходования в будущие периоды. Так, в горные и таежные районы, а также в районы Крайнего Севера и со слабым развитием сети дорог вся масса товаров, необходимая для обеспечения товарооборота, завозится в период возможной доставки. Товарные запасы досрочного завоза концентрируются в основном на складах розничных торговых организаций.

Целью управления запасами является нахождение такой их величины, которая, с одной стороны, минимизирует общие затраты по их поддержанию и, с другой стороны, была бы достаточной для успешной работы предприятия. Первым этапом процесса управления является идентификация всех затрат по завозу и хранению запасов. Затраты по хранению. Эта широкая категория затрат включает расходы на складское оборудование и помещения, обработку, страховку, а также расходы, связанные с мелкими кражами, порчей, старением, обесцениванием, налогами, и издержки неиспользованных возможностей капитала [16, С. 123]. Затраты этого типа в основном увеличиваются прямо пропорционально среднему размеру запасов. Затраты по размещению и выполнению заказов. В отличие от затрат по хранению, которые находятся в прямой зависимости от среднего размера запасов, затраты по размещению и выполнению заказов в большинстве случаев являются постоянными [16, С. 155]. Например, такие затраты, как почтовые расходы или расходы на междугородные телефонные переговоры, наладку оборудования и приемку партии, как правило, не зависят от размера одной партии. Потери, связанные с нехваткой запаса (дефицитом). Когда запас какого-либо изделия исчерпывается, заказ на это изделие либо ожидает, пока его запас будет пополнен, либо должен быть отменен. Существует определенный компромисс между расходами на поддержание уровня запаса и потерями, являющимися следствием исчерпания запаса. В этом случае иногда не удается добиться разумного баланса, поскольку часто невозможно оценить упущенную прибыль, последствия утраты клиентов и величину штрафов за несвоевременное исполнение условий контракта. Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Таким образом, существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товара. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Кругооборот товаров, смена статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляют экономическое содержание процесса товарооборота. До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной.

1.2 Управление товарными запасами в торговых предприятиях

Управление товарными запасами - это достаточно сложный инструмент, приносящий высокие дивиденды. Оптимальное планирование товарного запаса позволяет сгладить неравномерность поставок и обеспечить возможность выбора не только для первого клиента, но и для всех последующих. При этом наблюдается увеличение уровня лояльности потребителей, при условии, что денежные средства не оказываются «замороженными» и постоянно участвуют в товарообороте. Таким образом, оценка товарного запаса и контроль товарных остатков позволяет наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. При этом необходимо помнить, что даже при условии корректного расчета величины товарного запаса, успех не гарантирован. Эффективная ассортиментная политика и анализ каждой позиции, позволяет закупать только те товары, на которые существует спрос. Оптимизация структуры ассортимента дает возможность предприятию адаптироваться к требованиям покупателя и работать только с тем товаром, свойства которого способны удовлетворить потребности потребителей. Управление товарными запасами всегда имеет целью их оптимизацию, то есть обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу. Управлять товарными запасами - это значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать.

В практике торговли величину товарных запасов, которые необходимо иметь, определяют несколькими способами: 1. Как отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за некоторый предшествующий период. Обычно это отношение рассчитывают на начало месяца, но некоторые организации предпочитают оперировать этим показателем, рассчитанным на конец месяца [24, С. 68]. 2. Как число недель торговли, на которое хватит данного запаса. Исходными данными служит известная (или намеченная) товарооборачиваемость [24, С. 103]. Например, на предстоящее полугодие (27 торговых недель) планируется трехкратная оборачиваемость запасов. Отсюда запас рассчитывают путем деления 27 на 3; следовательно, необходимо постоянно иметь запас, которого хватит на 9 недель торговли. Теперь прогнозируется объем реализации на предстоящие 9 недель, и отсюда получают потребные товарные запасы к началу периода. 3. С учетом пропорциональности колебаний уровня запасов колебаниям объема реализации. Это так называемый метод пропорционального отклонения. В основу этого подхода положен принцип, по которому отклонения фактического запаса от среднего всегда должны быть вдвое меньшими (составлять 50%), чем отклонения объема реализации от среднемесячного [24, С. 142]. Например, если объем реализации в феврале на 50% больше, нежели среднемесячный за год или за какой-либо другой период, служащий базой для планирования, то товарные запасы, имеющиеся на 1 февраля, должны быть на 25% большими, чем средние запасы на начало месяца. 4. По базовому (минимальному) товарному запасу. Этот способ применим для предприятий, где оборачиваемость товарных запасов составляет 6 раз в год или менее. Товарные запасы, которые необходимо иметь на начало месяца, определяют путем сложения объема реализации, намечаемого на этот месяц и разницы между средней величиной товарных запасов и среднемесячным объемом реализации.

Ни один из этих методов не является безупречным, все они разработаны на основе длительного опыта и поэтому являются чисто эмпирическими. Торговой организации следует оценить различные методы и выбрать тот, который больше всего подходит именно для нее.

Наилучшим, естественно, следует считать такой метод, при котором:

) потребители будут удовлетворены работой предприятия; 2) не окажется случаев отсутствия товаров, спрашиваемых покупателями; 3) уровень товарных запасов оптимален; 4) товарооборачиваемость приемлемая.

Следует подчеркнуть, что стоимостный учет чрезвычайно важен, и он ни в коей мере не может быть заменен учетом в физическом выражении. Оба вида учета дают возможность: 1) выявить, какие именно наименования товара, товарные группы и целые категории товара пользуются наибольшим спросом; 2) оптимизировать вложения капитала в товарные запасы. Следствием слишком больших запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала и, стало быть, уменьшение прибыли; 3) повысить обоснованность решений, принимаемых относительно закупки товаров. Зная, какими товарами предприятие располагает в данное время, и, обладая информацией о темпах реализации различных наименований и разновидностей товаров, о спросе на них, можно основывать свои решения относительно оптимизации ассортимента. Чтобы управлять товарными запасами, необходимо в любой момент времени точно знать величину текущих товарных запасов в стоимостном выражении. В принципе контроль за физическим товародвижением построен на тех же основах, что и за товародвижением в стоимостном выражении. Он предусматривает наличие списка или перечня всех товаров, входящих в ассортимент. С позициями этого списка и сопоставляются данные о реализации тех или иных товаров. В списке приводятся необходимые объемы запасов по каждой позиции и товарной группе, пороговый уровень (при уменьшении запаса до этого уровня необходимо заказывать товар для пополнения запаса), сроки поставки, темпы реализации и другие сведения. Таким образом, делая заявку на товар, необходимо поддерживать баланс между спросом и предложением, так как излишество или недостаток товара всегда сопровождается издержками. В торговом предприятии запасы - это деньги, а деньги, как известно, любят счёт. Поэтому управление запасами играет не маловажную роль для нормального функционирования предприятия.

2. Анализ товарных запасов и их формирование в ООО «Лидер-Контракт»

.1 Экономико-организационная характеристика ООО «Лидер-Контракт»

Объектом исследования данной работы является предприятия «Лидер-Контракт». Полное официальное наименование предприятия - Общество с Ограниченной Ответственностью «Лидер-Контракт». Место нахождения Общества: Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, д.24. ООО «Лидер-Контракт» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Общество имеет круглую печать с указанием его полного фирменного наименования, места его нахождения. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Учредительными документами ООО «Лидер-Контракт» являются Учредительный договор и Устав. В соответствии с Уставом, целями Общества являются: получение прибыли от ведения хозяйственной деятельности любого типа и характера, не запрещённой законодательством.

Таблица 1 - Основные экономические показатели работы ООО «Лидер-Контракт»

№ п/п

Показатели

Годы



2009

2010

2011

1.

Объем реализации продукции, тыс. р.

2729

5332

10891

2.

Себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

2478

4355

9380

3.

Прибыль от реализации, тыс. р.

251

977

1511

4

Запасы тыс. р.

2729

942

2051

По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что выручка от реализации товара в 2011 г. увеличилась на 8362 тыс. р. Это связано с увеличением цен на товар и увеличением объема продаж Увеличилось количество покупателей. расширился перечень номенклатуры. Наблюдается темп роста себестоимости реализованной продукции, рост запасов товара, как за счет увеличения объемов, так и за счет увеличения расходов по статьям затрат. Предметом деятельности Общества является:

проведение торговых, торгово-закупочных, посреднических операций, снабженческо-бытовых операций, в том числе на свободно-конвертируемую валюту; - оказание услуг лизинга, аренды, проката; - оказание консультативных услуг предприятием, учреждениям, организациям и физическим лицам на договорной или иной основе; - осуществление всех других видов деятельности, являющихся необходимыми для реализации целей и задач Общества, предусмотренных в настоящем Уставе. ООО «Лидер-Контракт» предлагает достаточно широкий ассортимент продовольственной продукции, преимущественно отечественных производителей, эффективного удовлетворения спроса населения. Таким образом, оценить деятельность предприятия невозможно без анализа основных показателей производственно-хозяйственной деятельности. На основе данных анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности определяются потребности в финансовых ресурсах, а также решаются другие задачи, связанные с управлением производственными ресурсами и финансовой деятельностью ООО «Лидер-Контракт». Основными товарными группами предлагаемые крупным предприятием являются:

− Пиво − Соки − Кондитерские изделия − Рыбопродукция − Минеральная вода − Фруктовая консервация − Орешки, чипсы, сухарики − Лимонады − Кетчупы, соусы

Таблица 2 - Анализ оптового товарооборота по товарным группам за 2010-2011г

 Товарные группы

2010 г.

2011 г.

2011 г. в % к 2010 г.

 


сумма тыс. руб.

уд. вес в %

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

в сопостави-мых ценах

в дейсту-ющих ценах





Сумма тыс. руб.

Уд. вес в %

Сумма тыс. руб.

Уд. вес в %

Уд. вес в %


Пиво

372,1

14,2

447,0

14,4

376,2

14,0

120,1

101,2

 

Соки

340,8

13,0

403,4

13,0

342,7

12,8

118,4

100,6

 

Кондитерские изделия

76,1

2,9

90,3

2,9

77,3

2,8

118,7

101,6

 

Рыбопродукция

97,0

3,7

114,9

3,7

98,8

3,7

118,8

101,9

 

Минеральная вода

214,8

8,2

248,7

8,0

212,2

7,9

118,6

98,8

 

Фруктовая консервация

68,2

2,6

80,9

2,6

69,8

2,6

118,6

102,3

 

Орешки, чипсы, сухарики

81,3

3,1

99,3

3,2

84,0

3,2

122,1

103,3

 

Лимонады

157,3

6,0

186,8

6,0

160,5

118,8

102,0

 

Кетчупы

117,9

4,5

136,6

4,4

117,5

4,4

115,9

99,5

 


По данным таблицы 2 сделаем вывод о том, что розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реализации пива, лимонады, рыбопродукция, фруктовая консервация, кондитерские изделия и прочих продовольственных товаров. Однако в сопоставимых ценах темп роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большие заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растёт за счёт увеличения цен. Снизился физический объём товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как минеральная вода - на 1,2%, кетчупы и соусы - на 0,5%, соки - на 1,2% и кондитерские изделия - на 0,6%.

2.2 Анализ наличия товарных запасов

Анализ наличия товарных запасов, обеспеченности прогноза продажи товаров в предстоящем периоде (соответствие их фактического наличия установленному нормативу): а) по потребительским обществам; б) по товарным группам.

Анализ состояния товарных запасов в ООО «Лидер-Контракт» свидетельствует о превышении фактических товарных запасов по сравнению с их нормативной величиной на 3 дня (ситуация может быть и другой), тем самым наметилась тенденция замедления реализации товаров. А это означает, что в составе товарных запасов имеются изделия, пользующиеся ограниченным спросом потенциальных покупателей. Анализ товарных запасов должен выявить степень соблюдения нормативов, вскрыть причины отклонений от них и наметить пути упорядочения запасов. В отчетном месяце уменьшилась доля в товарообороте товаров и соответственно увеличилась в товарных запасах. В связи с тем, что в данный период они принимаются на продажу в основном на условиях консигнации, предприятие, как правило, не несет прямых убытков от замедления их реализации. Однако эти товары занимают значительную торговую площадь, и если эта тенденция сохранится в будущем, при анализе эффективности работы предприятия может быть выявлен факт нерационального использования торговых площадей, трудовых ресурсов, что и представляет собой утерянный доход. Соотношение долей товарных запасов, находящихся в торговом зале и на складе, свидетельствует о том, что по некоторым товарным группам (культурно-бытовые, хозяйственные, продовольственные товары, реализуемые по свободным ценам) имеются значительные резервы роста эффективности их использования. Превышение запасов, хранящихся на складе, над запасами, находящимися в торговом зале, требует серьезного внимания к работе с запасами и ускорения предложения их покупателю. Практически по всем товарным группам доля оплаченных товарных запасов незначительна. Такое состояние может привести к повышению потребности в дополнительных кредитах; ухудшению взаимоотношений с контрагентами; увеличению расходов по хранению, что в конечном счете ведет к прямой потере прибылей. Анализ товарных запасов проводится с учетом их назначения, местонахождения, товарного состава. При анализе товарных запасов следует рассчитать показатели, характеризующие их состояние и обеспеченность, а так же эффективность использования денежных средств, вложенных в товарные запасы. Следствием накопления слишком больших запасов является замедление товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала, рост издержек обращения, связанных с хранением товаров, и уменьшение прибыли. Однако такой общий результат не может еще характеризовать истинное состояние товарных запасов. Самое главное - изучение их состава в соответствии с запросами покупателей, размещения по организациям и предприятиям торговли. Ускорение товарооборачиваемости - важнейший способ повышения конкурентоспособности товара и предприятия.

Таблица 3 - Исходные данные для анализа товарных запасов представим в следующей таблице: (в тыс. руб.) за 2010-2011гг.

Показатели

По плану 2010г.

Фактически 2011г.

Отклонение от плана

1. Сумма годового оптового товарооборота

12000

12480

+ 480

2. Однодневный товарооборот (стр.1 /360 дн.)

33,3

34,7

+ 1,4

3.Величина товарных запасов

3420

4125

+ 705

4. Товарные запасы текущего хранения

3420

4060

+ 640

5. То же, выраженное в днях запасы (стр. 4/стр.2)

10

117

+ 14

6. Среднегодовые товарные запасы

3200

4092

+ 892


По данным таблицы 3 сделаем вывод о соответствии фактических товарных запасов нормативу. Необходимо учитывать, что плановая величина товарных запасов в сумме 3420,0 тыс. руб. устанавливалась в соответствии с намечавшейся ежедневной продажей товаров на сумму 33,3 тыс. руб. Однако фактическая ежедневная продажа товаров равнялась 34,7 тыс. руб. Отсюда вытекает, что для поддержания увеличившегося объема реализации товаров необходимо иметь большую величину товарных запасов, чем это предусматривалось планом. Вследствие этого запас товаров на конец года нужно сопоставить с фактической однодневной реализацией товаров, умноженной на плановую величину товарных запасов в днях.

Таблица 4 - Динамика развития товарных запасов по оптовой торговле «Лидер-Контракт»

Показатели

На начало 2009г.

На начало 2010г.

На начало 2011г.

Темпы роста, % или отклонение (+;-)





2010 к2009г.

2011 к2009г.

2001 к2010г.

Оптовый товарооборот следующего квартала, тыс.руб.

523833

1013586

1278526

193,5

244,1

126,1

Однодневной товарооборот, тыс. руб.

5820

11262

14206

193,5

244,1

126,1

Товарные запасы - в сумме-в днях

12804822,0

36935226,0

246,36,0

288,44,0

117,1-2,0


По данным таблице 4 сделаем вывод о том, что из года в год по розничной торговле прослеживается тенденция роста суммы товарных запасов на начало года. Так, на начало 2010 года по сравнению с 2009 годом товарные запасы возросли на 146,3%, на начало 2011 года по сравнению с 20010 годом - на 17,1%. Однако в 2011 году произошло снижение товарных запасов в днях. Так, на начало 2011 года по сравнению с 2009 годом товарные запасы в днях возросли на 4 дня, а по сравнению с 2010 годом снизились - на 2 дня. Данная тенденция объясняется более низкими темпами роста суммы товарных запасов по сравнению с розничным товарооборотом. Для того чтобы сделать вывод о целесообразности снижения товарных запасов в днях, необходимо сравнить фактические товарные запасы с нормативом.Таблица 5 - Состояние товарных запасов по торговле «Лидер-Контракт» за 2009-2011 г.г.

На основании данных таблицы 5 проанализируем соответствие фактических среднегодовых товарных запасов нормативу в динамике за три года (2009-2011 годы). Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что в анализируемом периоде фактические среднегодовые товарные запасы по сумме были выше норматива. Так, в 2009 году фактическая сумма товарных запасов была выше норматива на 2157 тыс. р., в 2010 году - на 1642 тыс. р. А в 2011 году наоборот, фактические средние товарные запасы были ниже норматива на 28324 тыс. руб. При этом в днях только в 2011 году наблюдается занижение фактических товарных запасов над нормативом на 1,9 дня. В 2009 году они были выше норматива на 0,7 дня, в 2011 году - на 0,2 дня.

Товарооборачиваемость (скорость обращения товара) - время, необходимое для полного обновления запаса или количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас. Она измеряется двумя показателями: продолжительностью одного оборота и количеством оборотов, совершенных товарными запасами за исследуемый период. Время обращения товаров в днях товарооборота определяется по следующей формуле:

Д=Зх360/Т или До=З/От (1)

в числе (количестве) оборотов (скорость обращения) Ко=Т/З, или Ко=П/До где До - длительность одного оборота, дн.; Ко - скорость обращения (количество оборотов); 3 - средние товарные запасы, которые определяются по формулам средней хронологической или средней арифметической (по данным текущего учета и отчетности); Т - объем реализации; 0т - однодневный товарооборот; П - количество дней в периоде. Основными факторами, определяющими эффективность использования товарных запасов являются: структура товарооборота; изменение времени обращения отдельных товарных групп и товаров; эффективность работы коммерческих служб по закупке товаров.

Таблица 6 - Динамика развития товарооборачиваемости за исследуемый период с 2009 года по 2011 год (тыс.руб.)

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Отклонение (+;-)





2011 от 2009 года

2011 от 2010 года

Оптовый товарооборот

523833

1013586

1278526

754693

264940

Однодневной товарооборот

3162

8802

14827

11665

6025

Средние товарные запасы

90680

221693

342345

251665

120652

Время обращения

28,7

25,2

23,1

-5,6

-2,1

Скорость оборота в количестве оборотов (раз)

12,6

14,3

15,6

3,0

1,3


На основании данных таблицы 6 проследим динамику развития товарооборачиваемости за исследуемый период (с 2009 года по 2011 год). На основании данных таблицы 6 можно сделать вывод, что в 2011 году по сравнению с 2009 годом произошло ускорение товарооборачиваемости на 5,6 дня или скорость обращения товаров увеличилась на 3 раза. В 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается ускорение товарооборачиваемости на 2,1 дня, что в свою очередь привело к увеличению числа оборотов на 1,3 раза. Это положительно характеризует финансово-хозяйственную деятельность «Лидер-Контракт», поскольку ускорение оборачиваемости способствует экономии издержек обращения и улучшению экономических показателей предприятия . Таким образом, можно сделать вывод о том, что в динамике развития товарных запасов по оптовой торговле «Лидер-Контракт» наблюдается неблагоприятная ситуация. Кроме того, следует отметить, что несоблюдение норматива товарных запасов оказывает негативное влияние на динамику развития как количественных (оптовый товарооборот).

2.3 Управление и формирование товарных запасов

Управление товарными запасами осуществляется на основе специальных технологических карт. При их разработке учитывают расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, обратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупательских потоков.

Карты технологического процесса представляют собой документ, регламентирующий цикл операций, выполняемых на конкретном складе. Составляется карта на базе утверждённой транспортно- технологической схемы. Технологические карты определяют состав операций и переходов, устанавливают порядок их выполнения, содержат технические условия и требования, а также данные о составе оборудования и приспособлений, необходимых в процессе выполнения предусмотренных картами операций. Технологическая карта позволяет установить ряд существенных показателей, характеризующих организацию работ на складе. На процесс формирования товарных запасов оказывает влияние ряд факторов, важнейшим из которых является обеспечение устойчивого предложения товаров. Этот фактор выполняет функцию показателя конъюнктуры торговли. Однако на бесперебойность продажи товаров населению при минимальных товарных запасах в магазинах влияет ряд факторов неконъюнктурного порядка. Чтобы иметь для контроля и анализа состояния товарных запасов сравнительный показатель, учитывающий влияние этих факторов, осуществляется их нормирование, т.е. необходимая оптимальная величина запаса. Анализ и оценка уровня, оборачиваемости и размера товарных запасов. Величина товарных запасов зависит от объема и структуры реализации товаров. Для оценки эти показатели анализируются в динамике по товарным группам и по торговому предприятию в целом. Следует иметь в виду, что между объемом продаж товаров и товарными запасами существует обратно пропорциональная зависимость. При увеличении объема продаж уменьшаются товарные запасы в днях. Необходимый товарный запас является нормируемой величиной. Для решения этой задачи необходимо использовать два взаимосвязанных параметра: уровень и оборачиваемость товарных запасов.

Расчет уровня товарных запасов (в днях товарооборота) производится по формуле:

 (2)

где ТЗ - товарный запас на конец рассматриваемого периода, руб.;

ОТ - объем товарооборота за рассматриваемый период, руб.;

Д - количество дней в рассматриваемом периоде.

Товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда:

 (3)

где ТЗс - средний товарный запас за определенный период, руб.;

ТЗ, Т32, Т33 ... ТЗп - величина товарных запасов на соответствующий период;

п - количество периодов.

Товарооборачиваемость в днях товарооборота определяется по следующей формуле:

 (4)

Установление необходимых средств для создания товарных запасов. Товарные запасы оцениваются как в натуральных единицах, так и в стоимостном (денежном) выражении. Потребная сумма средств на содержание товарных запасов определяется из расчета однодневного объема реализации товаров. Суммарный расчет осуществляется по отдельным группам товаров и в целом по товарным запасам.

Учет и контроль за состоянием товарных запасов. Контроль и учет направлены на обеспечение в составе товарных запасов всей предусмотренной номенклатуры товаров, исключение снижения размера запасов ниже установленного минимума, соблюдение нормативных сроков хранения товаров.

Эффективность от задействованных товарных запасов. При такой оценке фактические показатели эффективности использованных товарных запасов сравниваются с аналогичными показателями в плановом периоде. Сопоставление показателей показывает, насколько обеспечена устойчивость товарных запасов. В систему сравнительных показателей предполагается ввести и показатель, определяющий отношение суммы прибыли от продаваемых товаров к сумме товарных запасов, выраженное в процентах.

3. Мероприятия для улучшения формирования товарных запасов в ООО «ЛидерКонтракт»

.1 Пути повышения эффективности формирования товарных запасов

Выбор рациональной системы складирования осуществляется в результате выполнения следующей последовательности действий: 1) определение стратегической цели создания складской сети, которая зависит от функциональной деятельности склада в рамках логической системы и устанавливает взаимосвязь склада с внешней средой, в том числе с транспортными средствами; 2) определение общей направленности технической оснащенности складской системы с учетом поставленной стратегической цели, а также конструктивных особенностей складских помещений; 3) определение элементов каждой подсистемы складирования с учетом технических, технологических и экономических ограничений, т.е. согласование технических возможностей помещения, предназначенного под складирование, характеристик складского оборудования, технологии переработки грузов и финансовых возможностей фирмы; 4) разработка различных комбинаций элементов системы складирования с учетом их совместимости; 5) проведение технико-экономической оценки каждого конкурентоспособного варианта организации системы складирования на основе анализа показателей эффективности использования складских площадей и объемов и величины приведенных общих логических издержек; 6) выбор рационального варианта системы складирования. Оптимальным является вариант с максимальными значениями показателей эффективности использования складских площадей и объемов при минимальных общих логических издержках.

Особого внимания заслуживает и рациональная разбивка складских площадей на рабочие (складские) зоны. Такая разбивка позволяет обеспечить оптимальный процесс переработки грузов на складе при максимальном использовании складских мощностей. Основным принципом деления складской площади является выделение пространства с учетом особенностей поступления товара, характеристики складской техники и т.д. для последовательного осуществления логических операций грузопереработки. В общем виде выделяются следующие основные складские зоны: 1. Зона разгрузки. 2. Зона приемки. 3. Зона основного хранения (стеллажного и штабельного). 4. Зона комплектации заказа. 5. Зона отгрузки.


3.2 Совершенствование управления товарными запасами

Исходя из проведенного анализа, можно выделить несколько проблем развития и функционирования ООО «Лидер-Контракт». Одна из основных проблем это то, что на конец года на складе скапливается большое количество неликвидной продукции, а так же дефицит по ключевым позициям. Основная причина такого большого запаса состоит в то, что предварительный заказ товара ведется на основании предварительных планах продаж, а так же то, что данные планы устанавливает старший менеджер по продажам исходя информации предыдущих периодов. Таким образом, фирма терпит убытка, как на содержание складских помещений, так и уменьшилась оборачиваемость капитала. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил систему заказов, так что его экономические показатели находятся на оптимальном уровне. Эта цель достигается, кроме прочих мер, путем:

а) снижения затрат, связанных с созданием и хранением запасов; б) сокращения времени поставок; в) более четкого соблюдения сроков поставки; г) улучшения системы сбыта.

Для этого необходимо налаживать тесные связи и постоянное взаимодействие функциональных подсистем всей совокупности предприятий-производителей, потребителей и поставщиков. Управление предприятием должно осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а основываться на планировании предупреж-дающих воздействий. Необходимо выходить на уровень осуществления интеграции планирования и контроля операций по организации деятельности с операциями маркетинга, сбыта, снабжения и финансов, организации единой системы, охватывающей все подразделения предприятия.

Необходимо откорректировать деятельность предприятия следующим образом:

− улучшить организацию материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения предприятия необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах; − сократить время нахождения средств в дебиторской задолженности; − ускорить процесс отгрузки, оформления расчетных документов и сокращения времени расчетов благодаря применению различных форм безналичных расчетов; − проводить постоянное анкетирование и опрос клиентов о потребности и перспективах спроса; − реорганизовать систему учета и заказов ресурсов.

Для того чтобы обезопасить своё финансовое положение, предприятию необходимо обратить внимание на возможность увеличения активов за счёт внутренних ресурсов. Лучшим способом отыскания таких средств могло бы стать высвобождение резервов за счёт реализации "зависшей" продукции на складе, увеличению объема реализации, переобучению персонала, перераспределению направлений использования прибыли и прочие. Чтобы на предприятии оборотные средства эффективно использовались и приносили прибыль, необходимо уменьшить долю запасов, то есть вести постоянные продажи и не давать им залеживаться на складах. Это повлечет за собой ускорение оборачиваемости оборотных средств, что благоприятно отразится на положении предприятия. Для достижения оптимальной работы фирмы, а так же для уменьшения накладных расходов связанных с хранением продукции необходимо решить следующие задачи:

− оптимизировать маркетинговую деятельность предприятия; − оптимизировать и внедрить новые системы управления заказами;

− реорганизация складской системы с учетом выбранной системы управления заказами.

Одним из предложений по совершенствованию заказов выступает внедрение более эффективного менеджмента. Для достижения качества менеджмента на предприятии необходимо проводить переподготовку, обучение существующего персонала, что так же позволит получить положительный эффект и в области мотивации персонала. Для повышения качества обслуживания потребителей и скорейшего удовлетворения их ожиданий необходимо сокращать время и количество составляющих цикла за счет более эффективного менеджмента. Необходимо отметить, что хорошо скоординированные и быстрые поставки продукции потребителям в соответствии с их заказами обеспечат конкурентные преимущества. Наравне с высоким качеством поставляемых товаров, важна способность быстро и эффективно удовлетворять заказы потребителей. Таким образом, при разработке мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «Лидер-Контракт», в первую очередь, необходимо обратить внимание на предоставляемую скидку за предоплату одним из поставщиков и принять меры по ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности. В связи со значительным ростом объема продаж и других показателей эффективности деятельности целесообразно расширить торговый ассортимент.

Заключение

В курсовой работе анализировалась деятельность ООО “Лидер-Контракт”, который работает в сфере оптовой торговли. Оптовая торговля стоит впереди розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они или поступают в производственное потребление, или приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственными и торговыми предприятиями, а также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для следующей реализации населению или для производственного потребления. Особое внимание в работе было уделено товарным запасам. Товарный запас - это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначенное для продажи. Товарные запасы выполняют определенные функции:

− обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования; − удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку есть формой товарного предложения.

Необходимость образования товарных запасов вызвана следующими причинами:

− непрерывностью процессов обращения;

− сезонностью производства и потребление;

− неравномерностью размещения производства и районов потребление;

− непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;

− необходимостью образования страховых резервов,

− другими причинами.

В развитых странах управление товарными запасами базируется на использовании мощных информационных технологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещение заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы к оптимальному уровню. На предприятии “Лидер-Контракт” используется компьютерная программа “1С: Торговля и склад”. Она направлена на реальную оценку текущего состояния запасов, их планирование и оптимизацию. В этой работе было проанализировано состояние товарных запасов, их структура и динамика изменения за период 2009-2011 г.г. В настоящее время предприятие находится на стадии жизненного цикла - возрастания. Особенностью формирования товарных запасов на предприятии есть то, что в 2009 году 100% из них было импортировано. Поставки через небольшой промежуток времени незначительными партиями являются экономически невыгодными, так как транспортные и таможенные затраты значительно превышают складские затраты. Проанализировав товарные запасы предприятия «Лидер-Контракт» можно сделать вывод, что управление товарными запасами осуществляется на высоком уровне, используется модель оптовых закупок значительными партиями, которая разрешает получить значительные ценовые скидки, минимизировать затраты на заказ, транспортные затраты и гарантирует поставку всей партии. Относительно усовершенствования деятельности, то рассмотрена возможность предприятия привлекать заемные средства для увеличения оборотных активов. ООО «Лидер-Контракт» при формировании товарных запасов использовало исключительно собственные средства предприятия.

Список литературы

1. Баскакова, О.В. Совершенствование планирования в потребительской кооперации. // Фундаментальные и прикладные исследования. - 2004.- 14-23

. Бланк И.А. Управление торговым предприятием: Учебник. - М.: ТАНДЕМ, 2001. - 415 с.

. Виноградова С. Н. Организация и технология торговли: Учеб. пособие. - Минск: Высшая школа, 2003. 224 с.

. ГОСТ Р 51773-01 «Оптовая торговля. Классификация предприятий» // Сборник нормативных документов, регламентирующих предоставление услуг розничной торговли / Минторг России. - М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2002. - С. 26 38.

. ГОСТ Р 51304-99 «Услуги оптовой торговли. Общие требования» // Сб. нормативных документов, регламентирующих предоставление услуг розничной торговли / Минторг России. - М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2004. - С. 12 - 21.

. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 - 628 с.

. Маркетинг в оптовой и розничной торговле: учебное пособие / Л.И. Ерохина, Е.В. Романеева. - М.: КНОРУС, 2007. - 248 с.

. Минько Э.В., Минько А.Э. Основы коммерции: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. - 512 с.

. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта / Под научной редакцией профессора Г.Л. Багиева: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - 284 с.

. Организация предпринимательской деятельности в оптовой торговле: учеб. пособие / под общ. Ред. Е.Е. Кузьминой. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 413 с.

. Памбухчиянц О.В. Технология оптовой торговли: Учебник для начального профессионального образования по профессии «Продавец, контролер-кассир». - М., 2006. - 134 с.

. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. - 5-е издание, перераб. и доп. - М., 2002. - 266 с.

. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 248 с.

. Семин О.А., Сайдашева В.А. Сервис в торговле. Часть I. Теоретические основы торгового сервиса: Учебное пособие. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2003. - 136

. Сухов В.Д. Управление товарным ассортиментом на оптовом предприятии // Маркетинг. - 2005. - N 4. - 39 - 54 с.

. Татюшкина Г.С. Организация коммерческой деятельности предприятия: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 132 с.

. Терещенко Н.Н. Эффективность деятельности предприятия торговли: учеб. пособие. - Красноярск, 2006. - 104 с.

. Торговое дело: Экономика и организация: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.А. Братина, Т.П. Данько. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2007. -560 с.

. Чкалова О.В. Торговое предприятие: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2008. -320 с.

. Шуба Г.П. Маркетинг в оптовой торговле: учебное пособие. - Барнаул: Издательство Алтайского Ун-та, 2006. - 152 с.

. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. Н.А.Сафронова. - М.: Экономистъ, 2005. - 608 с.

. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И.Марченко. - М.: КНОРУС, 2007. - 304 с.

. Финансы предприятий: Учебник / Е.М. Попов. - Минск: Выш. шк., 2005 - 573 с.

. Харитонова, Е. В., Соломатин А. Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для Вузов. /Под ред. А. Соломатина. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристский бизнес: учебное пособие. /Под ред. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 639 с.

. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие. /кол. Авт.; под ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой. М.: КНОРУС, 2006. -400 с.

. Кравченко Л.И. анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Новое знание, 2005. - 512 с.

. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. - М.: Экономика, 2007. - 420 с.

. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ ред. (от 29.04.2008, с изм. от 27.10.2008).

. Аникин Б.А. Логистика: Учебное пособие. - М; ИНФРА - М.; 2008. - 368

Похожие работы на - Разработка мероприятий по совершенствованию управления товарными запасами (на примере ООО 'Лидер-Контракт')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!