Анализ денежного оборота и финансовой устойчивости предприятия ОАО 'Мосэнергосбыт'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,2 Мб
  • Опубликовано:
    2012-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ денежного оборота и финансовой устойчивости предприятия ОАО 'Мосэнергосбыт'

Оглавление

Введение

Глава 1. Денежный оборот и система расчетов на предприятии

1.1 Денежный оборот на предприятии

1.2 Содержание и действующие формы безналичных расчетов

1.2.1 Расчеты платежными поручениями

1.2.2 Расчеты чеками

1.2.3 Расчеты по аккредитивам

1.2.4 Расчеты по инкассо

1.3 Налично - денежные расчеты

Глава 2. Анализ денежного оборота, ликвидности баланса и финансовой устойчивости предприятия ОАО "Мосэнергосбыт"

.1 Анализ денежного оборота на предприятии

.2 Анализ ликвидности баланса предприятия

.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Каждый день предприятия осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, работниками, собственниками. Конечно же, главную роль в расчетных операциях составляют расчеты: за приобретенные сырье и материалы и за проданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором - их приток. В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени. Таким образом и складывается денежный оборот на предприятии.

Актуальность данной работы состоит в том, что предприятия не только ежедневно осуществляют расчетные операции, но и в том, что состояние денежного оборота определяет платежеспособность предприятия.

Целью курсовой работы является: анализ денежного оборота и финансовой устойчивости предприятия ОАО "Мосэнергосбыт". В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

·        Рассмотреть понятие и состав денежного оборота;

·        Рассмотреть систему расчетов на предприятии;

·        Провести анализ денежного оборота предприятия ОАО "Мосэнергосбыт";

·        Провести анализ ликвидности баланса и финансовой устойчивости предприятия ОАО "Мосэнергосбыт".

Объектом является состав денежного оборота на предприятии и его финансовая устойчивость.

Предметом является - денежный оборот и система расчётов на предприятии и их составляющие.

Структура курсовой работы составляет:

введение;

глава первая, содержащая теоретическую часть, которая поясняет денежный оборот, систему расчетов на предприятии.;

глава вторая, содержащая расчетную часть, которая анализирует денежный оборот предприятия ОАО Мосэнергосбыт", ликвидность баланса и его финансовую устойчивость;

заключение;

список источников и литературы.

Глава 1. Денежный оборот и система расчетов на предприятии

1.1 Денежный оборот на предприятии

Финансовые отношения, возникающие в процессе образования и использования финансовых ресурсов предприятия, опосредуются денежными потоками по различным видам его деятельности. Реальное движение денег в процессе индивидуального кругооборота капитала предприятия и составляет его денежный оборот.

Таким образом, денежный оборот предприятия складывается из движения денежных средств в связи с совершаемыми хозяйственными операциями. Например, начисление заработной платы и налогов, амортизации, возникновение дебиторской и кредиторской задолженности не сопровождается движением денег. Примером "денежных" бухгалтерских операций являются выплаты заработной платы, погашение дебиторской и кредиторской задолженности, авансы и т. д.

В соответствии с п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса РФ платежи на территории могут осуществляться в наличной и безналичной форме. В настоящее время наличный денежный оборот регулируется главой IV ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Наличные денежные средства, поступающие в кассу предприятия, подлежат сдаче в учреждение банка с последующим зачислением на счет данного предприятия; сумма денежных средств, которую можно держать в кассе предприятия, лимитируется. Порядок и сроки сдачи наличных денег в учреждение банка устанавливаются индивидуально по каждому предприятию.

Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке. Без каких-либо ограничений наличными денежными средствами могут рассчитываться только физические лица и только по операциям, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Безналичная форма расчетов связана с оформлением соответствующих документов единообразной формы и поэтому более трудоемка. Для обеспечения текущей деятельности организации расчеты по небольшим денежным суммам, в том числе и между юридическими лицами, могут осуществляться наличными денежными средствами. С этой целью инструктивными документами Банка России устанавливаются предельные размеры расчетов наличными деньгами по одному платежу (в настоящее время между юридическими лицами этот лимит составляет 100 тыс. руб.).

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично - денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что между налично-денежным и безналичным оборотом существуют взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного.

.2 Содержание и действующие формы безналичных расчетов

Между предприятиями осуществляются расчеты в большинстве случаев в безналичном порядке через банки и иные кредитные организации.

Безналичные расчеты представляют собой погашение обязательств юр., физ. лиц без использования денежных знаков. Безналичные расчеты проводятся посредством:

·        записей по счетам в кредитных организациях о перечислении денежных средств;

·        зачетов взаимных требований и обязательств с участием или без участия кредитных организаций;

·        передачи ряда оборотных документов.

Порядок осуществления безналичных расчетов предприятиями и организациями регулируются Положениями Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", и от 29.06.2012 N 384-П "О платежной системе Банка России".

Поскольку безналичные платежи не предполагают использование наличных денег, то проводить их можно только с помощью специальных расчетных документов, известные как инструменты безналичных расчётных платежей. Допускается использование следующих инструментов:

·        платежные поручения;

·        чеки;

·        аккредитивы;

·        платежные требования;

·        инкассовые поручения.

Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов, они принимаются банком к исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах. Формы безналичных расчетов - это урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий и организаций. Предприятия сами выбирают любую из допустимых форм безналичных платежей и предусматривают их в договорах. Формы безналичных расчетов:

·        расчеты платежными поручениями;

·        расчеты по аккредитиву;

·        расчеты чеками;

·        расчеты по инкассо.

Таким образом, форм проведения безналичных расчетов 4, тогда как соответствующих инструментов 5. Разница возникает в связи с тем, что форма платежей по инкассо реализуется с помощью двух инструментов безналичного оборота - платежного требования и инкассового поручения.

1.2.1 Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение представляет собой поручение организации обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет указанного плательщиком лица. В современной хозяйственной практике указанная форма расчетов является основной.

Платежными поручениями могут производиться: перечисления денежных средств за поставленные товары, выполнения работы, оказанные услуги, перечисления денежных средств в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды, перечисления денежных средств в целях возврата кредитов, перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежные поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета. Банк, принявший платежное поручение плательщика обязан перечислить соответствующую сумму банку, в котором открыт счет получателя средств в установленный срок. Банк может привлекать другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента.

Клиентам рекомендуется представлять в банк расчетные документы накануне наступления срока платежа. Если срок платежа на документе не поставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента.

Схема расчетов платежными поручениями приведена на рис. 1.


Банк принимает платежное поручение не зависимо от наличия денег на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на последнем, а так же если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Организация-плательщик выписывает четыре экземпляра платежного поручения на бланке унифицированной формы по одному для каждого участника сделки. На одном экземпляре ставится печать организации, а также этот экземпляр подписывается первой и второй подписями. Указанный экземпляр является основанием для списания средств в банке и остается в банковской документации.

Второй экземпляр поручения возвращается к плательщику с отметкой банка о принятии поручения к исполнению. Третий и четвертый экземпляры поступают в банк продавца. На основании третьего экземпляра производится зачисление средств на счет получателя. Последний прилагается к вписке со счета получателя в качестве подтверждения совершения операции по зачислению средств.

Преимущество расчетов платежными поручениями в том, что они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот, ускорения движения денежных средств, возможность для организации-плательщика предварительной проверки выполнения продавцом условий договора поставки.

1.2.2 Расчеты чеками

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в нем суммы предъявителю чека (чекодержатель). Чекодателем является юр. лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателем является юр. лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком признается банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. В хозяйственной практике выделяют два вида чеков: денежные и расчетные. Но речь пойдет о расчетных чеках.

Расчетные чеки представлены депонированными и гарантированными чеками. Различия между ними заключаются в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельной лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам, т.е. одновременно с заявлением о выдаче чековой книжки в банк представляется платежное поручение. Именно депонированные чеки получили наибольшее распространение в современной отечественной практике.

Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы (овердрафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.

Перед выдачей чековой книжки банк заполняет отдельные реквизиты содержащих в ней чеков. На лицевой стороне каждого чека указывается наименование плательщика и банка, выдавшего чековую книжку. Также приводятся необходимые банковские реквизиты плательщика (номер счета, номер корреспондентского счета банка, банковский идентификационный код). На оборотной стороне чека цифрами и прописью указывается предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек. Сумма лимита скрепляется печатью и подписью должностных лиц банка. Выданная банковская чековая книжка регистрируется в специальной идентификационной карточке, в которой перечисляют основные реквизиты чека с образцами подписей. Она выдается клиенту вместе с чековой книжкой и служит для подтверждения подлинности чека.

Непременным условием использования в расчетных счетах чеков является то, что чекодатель должен вручить чек поставщику в момент получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Чек как никакой другой инструмент расчетов дает покупателю возможность проверить выполнения поставщиком условий договора, обеспечивает поставщику платеж за счет депонированных для этой цели средств покупателя и гарантий банка. Чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его выдачи.

Права по чеку могут быть переданы, за исключением именного чека, который не подлежит передаче. В переводном чеке индоссамент (переданные права с помощью передаточной надписи на чеке), на плательщика имеет силу расписки за получение платежа. Индоссамент, совершенный плательщиком, является недействительным. Лицо, владеющее переводным чеком, полученный по индоссаменту, считается его законным владельцем, если оно основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов. При оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов, но не подписи их.

Согласно статье 881 ГК РФ платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля (поручительства). Гарантия платежа по чеку может даваться любым лицом, за исключением плательщика. Аваль проставляется на лицевой стороне чека или на дополнительном листе путем надписи "считать за аваль" и указания, кем и за кого он дан. Если не указано, за кого он дан, то считается, что аваль дан за чекодателя.

При отказе плательщика от оплаты чека чекодержатель может по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодатель, авалист, индоссатам), которые несут перед ним солидарную ответственность. Чекодержатель может потребовать от указанных лиц оплаты суммы чека, своих издержек на получение оплаты, а также процентов. Иск чекодержателя к обязанным по чеку лицам может быть предъявлен в течении 6 месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу. Схема расчетов чеками приведена на рис.2.


Таким образом, удобство использования чека очевидно, с одной стороны, для покупателя, который отдает деньги только после того, как получит товар, а с другой стороны. Для поставщика, который получает гарантию платежа.

1.2.3 Расчеты по аккредитивам

Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента (предприятия, организации) в пользу контрагента последнего по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия произвести такой платеж другому банку при условии предоставления ему поставщиком документов, предусмотренных аккредитивом, а также при выполнении других условий аккредитива.

Банки могут открывать следующие виды аккредитивов:

.        В зависимости от способа предоставления денежных средств исполняющему банку:

·        Покрытые (депонированные). Являются такими, если банк- эмитент на основании распоряжения покупателя заранее перечисляет с расчетного счета покупателя сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При этом исполняющий банк должен использовать эти средства только для расчетов с получателем. Применяется в тех случаях, когда между банками поставщика и покупателя не установлены корреспондентские отношения.

·        Непокрытые (гарантированные). Являются такими, если банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива. Такой аккредитив может использоваться как одна из форм краткосрочного кредита, так как средства по аккредитиву списываются непосредственно с корреспондентского счета банка-эмитента, а не с расчетного счета плательщика. Это форма аккредитивных расчетов используется, только если между банками есть корреспондентские отношения.

.        В зависимости от возможности изменения или отмены банком-эмитентом:

·        Отзывной. Является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Отзыв аккредитива не создает каких либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств.

·        Безотзывной (может быть подтвержденным). Является аккредитив, который не может быть изменен или отменен без согласия получателя средств и на котором имеется соответствующая отметка. Такой аккредитив представляет собой твердое обязательство банка оплатить продавцу поставку или услугу при выполнении последним всех условий аккредитива. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк, участвующий в проведении аккредитивной операции, может подтвердить безотзывной аккредитив. Этот аккредитив называется подтвержденным.

В настоящее время применяется и так называемый револьверный, т. е. возобновляемый, аккредитив. Известны два варианта такого аккредитива. При первом варианте с аккредитива оплачиваются поставки, пока на нем имеются деньги. После их полного использования первоначальная сумма аккредитива восстанавливается, и процесс повторяется. При втором варианте на основе определенного объема поставок за какой-либо период аккредитив автоматически восстанавливается после каждой отгрузки продукции поставщиком и оплаты ее с аккредитива.

Аккредитив может быть закрыт в следующих случаях:

• по истечении срока его действия;

• по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива;

• по заявлению покупателя.

На практике существуют и другие вариации аккредитивной формы расчетов, например, может быть документарный и денежный. Оплата с документарного аккредитива осуществляется после представления в банк финансовых и товарно-транспортных документов. При денежном аккредитиве этого не требуется: получателю денег достаточно только выполнить его условия. Наибольшее распространение имеет документарный аккредитив. Условия действия аккредитива в России соответствуют условиям документарного аккредитива.

Аккредитив бывает переводной и непереводной. В исключительных случаях, когда покупатель получает продукцию от какого-либо субпоставщика из другой страны по отношению к основному поставщику, он может применить переводной (трансферабельный) аккредитив. Перевод аккредитива может быть сделан только один раз.

Преимуществом расчетов аккредитивами является гарантированная, своевременная и быстрая оплата счетов поставщика, так как он отгружает продукцию только после того, как получит сообщение от своего банка о прибытии аккредитива. Тем не менее, удельный вес аккредитивной формы в безналичных расчетах небольшой, что объясняется такими ее существенными недостатками, как;

• отвлечение оборотных средств из оборота покупателя, их распыление и, следовательно, замедление их оборачиваемости;

• ослабление контроля покупателя за соблюдением поставщиком условий договора;

• нарушение планомерного процесса снабжения при несвоевременном выставлении аккредитива покупателем;

• сложность и дороговизна этой формы расчетов.

Указанные обстоятельства объясняют причину того, что аккредитивы применяются в основном в международных расчетах или в расчетах по крупным контрактам, связанным с движением значительных сумм либо с реализацией уникального и дорогостоящего оборудования, когда контрагентам необходимы твердые гарантии исполнения взаимных обязательств.

денежный безналичный финансовый инкассо

1.2.4 Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию посредством которой банк берет на себя обязательства по получению от плательщика платежа на основании представленных на инкассо документов. Суть указанной операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права.

Расчеты по инкассо могут, осуществляется с акцептом, т.е. когда плательщик подтверждает представленные в его банк документы на списание денежных средств, так и без акцепта, в случаях, установленных законодательством.

В современной практике инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требований и инкассовых поручений.

Платежное требование - это расчетный документ, содержащий требования кредитора по основному договора к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а так же в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут, осуществляется с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок акцепта определяется сторонами по основному договору, при этом срок для акцепта должен быть менее трех рабочих дней. Если в течение трех рабочих дней со дня поступления требования плательщику от него не получен ответ с отказом от платежа, то требования считается акцептованным и подлежит оплате поставщиком. Условие применении такой формы расчетов может быть включено в договор, но лишь при согласии банков, обслуживающих участников договора, проводить расчетные операции в данной форме.

Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта установленной формы, составляемых в трех экземплярах. Схема расчетов платежными требованиями с акцептом приведена на рис.3.


Расчеты по инкассо могут осуществляться и с помощью инкассовых поручений. Инкассовое поручение это расчетных документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

·        в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, по исполнительным документам;

·        для взыскания по исполнительным документам;

·        в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии представления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Следует различать безакцептное и бесспорное списание средств со счета организации-клиента. Под безакцептным списанием средств с банковского счета следует понимать такое их списание, которое производится на основании норм закона и специальных нормативных правовых актов; специальной нормы, по обоюдному согласию сторон включенной в договор банковского счета, о том, что банк имеет право в определенных случаях списывать со счета клиента необходимые суммы в свою пользу или в пользу иного получателя, не спрашивая дополнительно каждый раз акцепта владельца счета; специальной нормы, включенной в договор банковского счета о том, что такое право получают третьи лица, определенные владельцем счета.

Под бесспорным списанием средств с банковского счета следует понимать такое их списание, которое также не нуждается в акцептовании плательщиком расчетного документа, однако производится на основании норм законов и иных нормативных правовых актов; настоящего исполнительного документа(правом бесспорного списания средств со счетов обладают: налоговые инспекции, таможенные органы) .

1.3 Налично-денежные расчеты

Налично-денежное обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются:

·        для кругооборота товаров и услуг;

·        для расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий;

·        по выплате страховых возмещений по договорам страхования;

·        при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода;

·        по платежам населения за коммунальные услуги и прочее.

Налично-денежное обращение осуществляется при помощи различных видов денег: банкнот, металлических монет, иных кредитных инструментов - векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек.

Центральный банк РФ в соответствии с законодательством разработал Положение "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" от 12 октября 2011 г. N 373-П, обязательное для выполнения территориальными учреждениями банков России, кредитными организациями и их филиалами на территории РФ. В соответствии с этим Положением организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях.

В кассах предприятий наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу". По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков, предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых ему открыты соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами РФ и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Глава 2. Анализ денежного оборота, ликвидности баланса и финансовой устойчивости предприятия ОАО "Мосэнергосбыт"

Краткая история компании

В 1931 году в составе МОГЭС был создан Энергосбыт как самостоятельное хозрасчетное предприятие с филиалами в г. Туле и п. Истомкино. К Московской энергосистеме на тот момент было подключено около 150 000 абонентов с общим потреблением 2,5 млрд кВт·ч электрической энергии в год.

К 1940 году Энергосбыт обслуживал уже 218 тысяч абонентов, которые потребляли 6 244 млн кВт·ч электрической энергии.

В сентябре 1943 года в Энергосбыте была организована специальная оперативная служба, которая подчинялась непосредственно диспетчеру Энергосистемы. В задачи сотрудников входило оперативное руководство отключением энергии у некоторых потребителей при недостатке мощности в энергосистеме. В это же время в Москве стали создаваться районные отделения Энергосбыта.

В 1980 году Энергосбыт был переименован в Энергонадзор (предприятие государственного энергетического надзора и сбыта энергии).

В 1993 году "Энергонадзор - Мосэнерго" стал филиалом ОАО энергетики и электрификации "Мосэнерго", а в 1996 году Энергонадзор был переименован в "Энергосбыт", филиал ОАО "Мосэнерго".

Новая история Мосэнергосбыта началась в 2005 году, когда в результате осуществления структурных преобразований в отечественной электроэнергетике из состава ОАО "Мосэнерго" было выделено самостоятельное открытое акционерное общество "Мосэнергосбыт".

СегодняОАО "Мосэнергосбыт" - не только старейшая, но и крупнейшая энергосбытовая компания России. Ее клиентами являются свыше 240 тысяч организаций и более 6,4 млн бытовых потребителей.

2.1 Анализ денежного оборота на предприятии

Движение денежных средств может быть связанно с различными сторонами деятельности предприятия, поэтому в форме отчета "о движении денежных средств", представлена текущая, инвестиционная, финансовая деятельность. Отразим структуру движения денежных средств в соответствующих моделях:


где - поступление и расход денежных средств от текущей деятельности,

- поступление и расход денежных средств от инвестиционной деятельности,

- поступление и расход денежных средств от финансовой деятельности.

∆+d= 221705517 +950021+0= 222655538 руб;

∆_d=208064924 + 619739+0= 208684663 руб.

В ходе анализа следует рассмотреть структуру поступления денежных средств за период и структуру расходования денежных средств.

Структура поступлений:

(221705517/222655538;950021/222655538;0)=(0,99;0,004;0)

Структура расхода:

(208064924/208684663; 619739/208684663;0)=(0,99;0,002;0)

В ходе анализа выяснилось, что текущая и инвестиционная деятельность приносит поступление денежных средств, но приток денежных средств от текущей деятельности полностью покрывает отток денежных средств по инвестиционной деятельности. Следовательно, приток денежных средств от текущей деятельности является преобладающим на данный период.

Соответственно проводится структурный анализ общего изменения остатка средств:

∆+d - ∆_d =(221705517-208064924)+(950021-619739)+(0) =13970875руб.

В данной ситуации по текущей деятельности предприятие получился приток денежных средств, так как 139708˃0.

Это говорит о том, что предприятие полностью покрывает отток денежных средств от инвестиционной деятельности.

.2 Анализ ликвидности баланса предприятия ОАО "Мосэнергосбыт"

Актив

На 31дек. 2011г (руб)

На31 дек. 2010г (руб)

Пассив

На 31дек. 2011г (руб)

На 31дек. 2010г (руб)

Платежный излишек (+)недостаток (-)







на 2010г

На 2011г

Бысто- реализуемые активы А1

16361170

4094754

Наиболее срочные обязат. П1

20746900

15820867

-11726113

-4385730

Средне- реализуемые активы А2

10034910

13340481

Краткосроч. обязат. П2

1512733

1430030

11910451

8522177

Медлено- реализуемые активы А3

351671

263927

Долгосрочные обязат. П3

402911

493373

-229446

-51264

Трудно- реализуемые активы А4

5078907

4516395

Постоянные пассивы П4

9164114

4471287

-45108

Баланс

31826658

22215557

Баланс

31826658

22215557

-90216

-24


Стандарт: А1≥П1 ; А2≥П2; А3≥П3; А4˂П4

На 31дек.2010г: А1˂П1 ; А2˃П2; А3˂П3; А4˃П4

На 31дек.2011г: А1˂П1 ; А2˃П2; А3˂П3; А4˂П4.

Исходя из этого можно сказать, что ликвидность баланса не достаточная т.к. не удовлетворяет приведенным стандартам условия ликвидности. Но охарактеризовав степень покрытия обязательств активами по данным табл.1., следует отметить, что предприятие не обладает абсолютной ликвидностью, так как сумма наиболее ликвидных активов значительно ниже суммы кредиторской задолженности (платежный недостаток составил на начало периода -11726113млн.р; на конец -4385730млн.р.). Платежный излишек, получаемы при сопоставлении быстрореализуемых активов и краткосрочных обязательств, как на начало, так и на конец анализируемого периода, возникает из-за превышения краткосрочных задолженностей дебиторам над краткосрочной задолженностью кредиторам. Медленно реализуемые активы, включающие запасы и затраты, на начало периода были меньше размера долгосрочных пассивов на 229446тыс.р., а на конец года тоже меньше на 51264тыс.р. Не выполнение 3его неравенства говорит о том, что фирма имеет не перспективную ликвидность. Не выполнение 4ого неравенства на начало года, говорит о не выполнения минимальных условий финансовой устойчивости, но к концу года неравенство выполняется, и это говорит о выполнения условий, а т.ж. о наличии собственных оборотных средств для финансирования текущей деятельности. Поскольку целых 3 неравенства (на начало года-2) за анализируемый период имеет знаки противоположные зафиксированные в стандартом варианте, то ликвидность баланса предприятия отлична от абсолютной. Значит у предприятия недостаточное количество оборотных средств для финансовой устойчивости.

Расчет чистого оборотного капитала.

Показатели

На 31дек.2010г

На 31дек.2011г

Изменения (+;-)

1.Оборотные активы

17699162

26747751

9048589

2.Краткосрочные обязательства

17250897

22259633

5008736

3.Чистый оборотный капитал (п.1-2)

448265

4488118

4039853

4.Чистый оборотный капитал,отнесенный к ОА ,в%

2%

16%

14%


В результате сопоставления активов и обязательств выполняется соответствие в первой пропорции говорящие о достаточности денежных средств для оплаты срочной кредиторской задолженности. Также последнее неравенство говорит о наличии у предприятия СОС, что достаточно для соблюдения минимального условия его финансовой устойчивости.

2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия ОАО "Мосэнергосбыт"

Показатели

Условные обозначения

на 31дек.2010г

на 31дек.2011г

Изменения за период(гр.4-3)

1.Источники формирования собств. средств

ИСС

4471287

9164114

4692827

2.Внеоборотные активы

ВБА

4516395

5078907

562512

3.Наличие собств. оборотных средств

СОС

-45108

4085207

4130315

4.Долгосрочные обязательства

ДКЗ

493373

402911

-90462

5.Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования ОС (гр.3+4)

СДИ

448265

4488118

4039853

6.Краткосрочные кредиты и займы

ККЗ

1430030

1512733

82703

ОИЗ

-981765

2975385

3957550

8.Общая сумма запасов

З

214491

285917

71426

9.Излишек,недостаток Обор.средств(с.3-8)

∆СОС

-259599

3799290

3968427

10.Излишек,недостаток собств. И долгосрочных займов (с.5-8)

∆СДИ

233774

4202201

3968427

11.Излишек,недостаток общей величины основных источников финансирования запасов(с.7-8)

∆ОИЗ

-767674

2689468

3457142

12. Трехфакторная модель

М= (∆СОС; ∆СДИ; ∆ОИЗ)

(0;1;0)

(1;1;1)



Данные табл.3 позволяют сделать вывод о том, что за анализируемый период у предприятия произошли существенные изменения в ситуации с обеспеченностью ее запасов основными источниками ее формирования. Так если на начало года финансовая устойчивость предприятия характеризовалась как плохая, то на конец года ситуация коренным образом изменилась на высокую платежеспособностью, что связано с резким увеличением собственного капитала. Это значит что предприятие не зависимо от внешних кредиторов.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов.

Список использованных источников и литературы

. Источники:

)        Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон [от 26.01.1996 N 14-ФЗ - часть 2 (ред. от 30.11.2011 N 363-ФЗ)]

)        О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон [от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011)]

)        О правилах осуществления перевода денежных средств: положение Центрального банка Российской Федерации [утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 N 24667)]

)        О платежной системе Банка России: положение Центрального банка Российской Федерации [утв. Банком России 29.06.2012 N 384-П (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2012 N 24797)] // "Вестник Банка России", N 36, 11.07.2012.

)        О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации: положение Центрального банка Российской Федерации [утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 N 22394)] // "Вестник Банка России", N 66, 30.11.2011.

. Литература:

)        Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы организаций (предприятий): учебник / М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 352 с.

)        Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы предприятий (организаций): Учебное пособие. / М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2009.-640 с.

)        Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И. Финансы предприятий (организаций): учебник / СПб, 2010.-208 с.

)        Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб.пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / М.: ИНФА-М, 2008

)        Шуляк П.Н. Финансы предприятий (организаций): учеб.-6-е изд. / СПб

Приложение 1




Приложение 2

Похожие работы на - Анализ денежного оборота и финансовой устойчивости предприятия ОАО 'Мосэнергосбыт'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!