Разработка автоматизированной информационной системы 'Гостиница'
Оглавление
Введение
.
Исследование
функций и целей организации
.1
Постановка задачи
.2
Анализ
возможностей методологии и инструментальных средств проектирования
.
Создание
модели ИС с AllFusion Process Modeler 4.1 (Bpwin 4.1)
.1
Создание
модели в стандарте IDEF0
.
Дополнение
созданной модели процессов организационными диаграммами
.1
Диаграммы
потоков данных (Data Flow Diagramming)
.2
Диаграммы
методологии IDEF3 (Workflow Diagramming)
Заключение
Введение
С развитием информационных технологий
компьютеры, с их расширенными функциональными возможностями, активно
применяются в различных сферах человеческой деятельности, связанных с
обработкой информации, представлением данных.
В современном обществе, которое функционирует в
жестких рыночных условиях, своевременная обработка информации способствует
совершенствованию организации производства, оперативному и долгосрочному
планированию, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, что
позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремиться
минимизировать затраты времени, материальных, трудовых ресурсов в ходе своей
деятельности и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить
с использованием автоматизированных информационных систем.
Использование баз данных и информационных систем
становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека
и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую
актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного
применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем
управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.
. Исследование функций и целей
организации
В данном курсовом проекте в качестве исследуемой
организации рассматривается гостиница, которая предоставляет номера постояльцам
с целью получения прибыли.
Гостиница оказывает следующие услуги:
предоставление номеров,
их обслуживание,
администрирование телефонных
переговоров.
Средства автоматизации предназначены для
эффективной работы с информацией.
1.1 Постановка задачи
Разработать модель бизнес-процесса,
предназначенную для гостиницы.
Система автоматизирует резервирование номеров и
регистрацию новоприбывших постояльцев (фамилия, имя, отчество, сведения о
документе, удостоверяющем личность, место постоянного жительства, номер
апартамента, дата въезда, дата выезда), ведет учет платежей за проживание и за
телефонные переговоры, облегчает учет занятых, зарезервированных и свободных на
данный момент апартаментов гостиницы.
1.2 Анализ возможностей методологии
и инструментальных средств проектирования
При разработке был использован системный
структурный подход. Методология этого подхода заключается в разработке модели
на основе представления о функциях ИС или на элементах (планах, данных, оборудовании
и т.д.). Модели ИС (активностные модели) согласно методологии представляются в
виде диаграмм, которые иерархически упорядочены. Активностная модель
представляет собой совокупность активностей взаимосвязанных через объекты
(элементы) системы.
Для проведения анализа и организации
бизнес-процессов гостиницы используется CASE-средство верхнего уровня BPWin.
. Создание модели ИС с AllFusion
Process Modeler 4.1 (Bpwin 4.1)
Для проведения анализа и реорганизации бизнес -
процессов предназначено CASE-средство верхнего уровня AllFusion Process Modeler
(BPwin), поддерживающее методологии:
IDEF0 (функциональная модель);
DFD (DataFlow Diagram);
IDEF3 (Workflow Diagram).
2.1 Создание модели в стандарте
IDEF0
Функциональная модель предназначена для описания
существующих бизнес - процессов на предприятии (так называемая модель AS-1S) и
идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ).
Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм -
единичных описаний фрагментов системы.
Построение модели ИС начинается с описания
функционирования предприятия (системы) в целом в виде контекстной диаграммы. На
Рис. 1 представлена контекстная диаграмма ИС «Гостиница»:
Рис. 1 Контекстная диаграмма IDEF0.
Функционирование гостиницы.
Взаимодействие системы с окружающей средой
описывается в терминах входа (на рис.1 это “Клиенты” и ”Плата за услуги”),
выхода (основной результат процесса - “Оказанные услуги” и “Прибыль”),
управления (“Законы РФ” и “Устав гостиницы”) и механизмов (“Материальная база”,
“Помещение”, “Персонал” - это ресурсы, необходимые для процесса
функционирования гостиницы).
“Клиенты” - те, для кого гостиница работает. Они
платят гостинице деньги в качестве платы за оказываемые услуги. Получение
прибыли - цель коммерческой деятельности. Значит, чтобы добиться этой цели
гостиница должна оказать услуги клиентам.
“Законы РФ” и “Устав гостиницы” - это правила,
которыми управляется процесс функционирования гостиницы, как предприятия со
своими внутренними правилами, и также обязанного “жить” согласно
законодательству конкретной страны.
В оказании услуг принимает участие “Персонал”
гостиницы. Чтобы предоставить номера и получить прибыль, в деятельности
гостиницы должны участвовать “Помещение” и “Материальная база” - обстановка
здания, техника в номерах, инвентарь и т.д.Name: Гостница: Модель описывает
деятельность гостиницы, а именно следующие предоставляемые ею услуги:
предоставление номеров, их обслуживание, администрирование телефонных
переговоров.
После описания контекстной диаграммы проводится
функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая
подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая
подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени
подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы
изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (Рис. 2).
Рис. 2 Диаграмма декомпозиции IDEF0.
Функционирование гостиницы.
Весь процесс “Функционирования гостиницы”
разбивается 3:
) “Предоставление номеров” иллюстрирует
деятельность сдачи номеров с предварительной регистрацией;
) “Обслуживание номеров” представляет собой
процесс поддержания персоналом гостиницы порядка в номерах;
) “Обеспечение телефонных переговоров” - это
совокупность оказываемых гостиницей услуг по предоставлению постояльцам
телефона, взиманию платы за переговоры и ведению учета переговоров.
После дальнейшего разбиения диаграммы получаем 3
диаграммы декомпозиции, описывающие каждая одну из работ, представленных на
диаграмме верхнего уровня (на рис. 2).
Общие стрелки, перешедшие с диаграммы верхнего
уровня, опишем с помощью отчета:Name: ПрибыльDefinition: Сумма всех выплат за
услуги, оказанные клиентам. Часть этой суммы покроет расходы гостиницы, часть -
вернётся в гостиницу в виде вложений для поддержания уровня услуг, частичного
обновления хоз. части. Оставшаяся прибыль - это чистый доход.Status: WORKINGAuthor:
PICHUGINName: ПерсоналDefinition: Люди, работающие в гостинице, осуществляющие
приём клиентов, администрирование номеров, уборку комнат и холлов, оказание
услуг, связанных с телефонными переговорами из гостиницы.
Link Status: WORKINGAuthor: PICHUGIN
Link Name: ПомещениеDefinition: Само помещение
гостиницы. Платежи по аренде этого помещения включены в оплату услуг, то есть
ежемесячные расходы, покрываемые из прибыли. (В случае покупки помещения до
начала функционирования гостиницы, эти расходы причисляются к вложенному
изначально капиталу - не наш случай.)
Link Status: WORKINGAuthor: PICHUGIN
Link Name: Плата за услугиDefinition: Часть
прибыли, формирующейся из оплаты оказываемых услуг, снова возвращается в
систему. Это необходимо для поддержания высокого качества сервиса, для
хозяйственных нужд и выплаты заработной платы персоналу.
Link Status: WORKINGAuthor: PICHUGIN
Link Name: КлиентыDefinition: Люди, создающие
спрос на услуги гостиницы.
Link Status: WORKINGAuthor: PICHUGIN
Link Name: Материальная базаDefinition: В это
определение включены: обстановка комнат и холлов, различные бытовые средства и
приспособления для уборки помещений, а также постельное бельё и предметы
гигиены, предоставляемые клиентам навсегда или на время.
Link Status: WORKINGAuthor: PICHUGIN
Link Name: Устав гостиницыDefinition: Свод
правил, которым должны подчиняться все служащие гостиницы.
Link Status: WORKINGAuthor: PICHUGIN
Link Name: Законы РФDefinition: Законы по защите
прав потребителя, и те, которые тем или иным образом контролируют качество,
оказываемых нами услуг. (Обязательство конфиденциальности почтовых пакетов,
телефонных разговоров и обеспечение сохранности вещей клиентов в номерах,
гарантируемая системой ключей и ответственностью персонала).
Link Status: WORKINGAuthor: PICHUGIN
Рис. 3 Диаграмма декомпозиции IDEF0.
Предоставление номеров.
Опишем диаграмму, представленную на рис. 3, с
помощью отчета, сгенерированного Bpwin:Name: Резервирование номеровDefinition:
Предоставление услуги резервирования номера позволяет клиентам заранее
запланировать и оговорить пребывание в нашей гостинице. Эту возможность будет
поддерживать и наше приложение, автоматизируя тем самым сопоставление
новоприбывших клиентов со списков зарезервированных номеров.
Activity Status: WORKINGAuthor:
PICHUGINType: ActivityNumber: A11
Activity Name: Оформление поселенияDefinition:
Оформление въезда включает в себя процедуру идентификации личности в согласии с
законами РФ, то есть при поселении в гостинице необходимо иметь с собой паспорт
( удостоверяющий вашу личность документ). Регистрацию клиентов автоматизируем в
ходе нашего курсового проектирования.Status: WORKING
Activity Definition: Поселение в гостинице
осуществляется после внесения предоплаты за оговоренный при въезде срок
пребывания или при изменении срока пребывания (дополнительная оплата после
окончания срока проживания и при желании его продления).
Activity Status: WORKINGAuthor:
PICHUGINType: ActivityNumber: A13
Activity Name: Аминистр-ние ключейDefinition:
Администрирование ключей осуществляется в согласии с законом РФ и включает в
себя: хранение ключей от номеров, их охрану и выдачу только лично постояльцу в
руки. Этот вид деятельности мы не автоматизируем в ходе нашего курсового
проектирования.
Activity Status: WORKINGAuthor:
PICHUGINType: ActivityNumber: A14
Activity Name: Оформление выездаDefinition:
Оформление выезда включает в себя формирование итогового счёта за вычетом
предоплат,
Activity Status: WORKINGAuthor:
PICHUGINType: ActivityNumber: A15
Работа “Проверка счетов “ иллюстрирует
деятельность по формированию итогового и текущих счетов в отделе бухгалтерии.
Работу бухгалтерии мы не автоматизируем полностью в ходе курсового
проектирования, но значительно облегчаем. Наше клиентское приложение в
дальнейшем будет по требованию формировать суммарную стоимость оказанных
постояльцу услуг, суммарную стоимость переговоров и стоимость проживания.
Неавтоматизированным останется только сам процесс выписки чека.
Слабые связи, не представленные на диаграмме
высшего уровня:
Неоплаченные счета - итоговый счет или сводка
текущих платежей за проживание в гостинице и пользование услугами, подсчитанный
и проверенный бухгалтерией и направляемый администратору гостиницы для
предъявления постояльцу.
Счёт - частичные данные о платежах и счетах
клиента в том виде, в каком они фиксировались у администратора и в отделе по
регистрации телефонных переговоров. Это также запрос в бухгалтерию на
формирование суммарных счетов постояльца.
Зарезер. Номера - номера гостиницы, которые
займут уже известные клиенты, по запросу при оформлении въезда. До тех пор они
не участвуют в деятельности по оформлению въездов.
Ключи от номеров - получаемые при въезде ключи
от номера.
Выбранные тарифы - категория номера , выбранная
на стадии оформления въезда, влечет за собой суточный тариф проживания в
гостинице.
Рис. 4 Диаграмма декомпозиции IDEF0.
Обслуживание номеров.
Опишем диаграмму, представленную на рис. 4, с
помощью отчета, сгенерированного BPwin:Name: Подготовка номеровDefinition:
Подготовка - это уборка номера перед въездом следующего постояльца.
Activity Status: WORKINGAuthor:
PICHUGINType: ActivityNumber: A21
Activity Name: Плановое обслуживание
номеровDefinition: Плановое обслуживание номеров - регулярное обслуживание
номеров во время проживания постояльцев в гостинице.
Activity Status: WORKINGAuthor:
PICHUGINType: ActivityNumber: A22
Эта диаграмма напоминает контекстную диаграмму
(рис. 1). Обе работы (на рис. 4) не зависят друг от друга и имеют на входах -
“Клиентов” и ”Плату за услуги”, на выходах - “Оказанные услуги” и “Прибыль”, на
управлении - “Законы РФ” и “Устав гостиницы”, влияющие на всю деятельность
гостиницы, и на механизмах - “Материальную базу”, “Помещение” и “Персонал” -
ресурсы, необходимые для выполнения этих работ).
Эти виды деятельности гостиницы мы не будем
автоматизировать в ходе курсового проектирования.
Опишем диаграмму, представленную на рис. 5, с
помощью отчета, сгенерированного Bpwin:for Diagram: A3, Обеспечение телефонных
переговоровName: Оповещение о пропущенных звонкахDefinition: Персонал оповещает
постояльца номера о пропущенных звонках и оставленных сообщениях. Эту
деятельность мы не намерены автоматизировать, поэтому интереса она для нашего
курсового проектирования не представляет.
Activity Status: WORKINGAuthor:
PICHUGINType: ActivityNumber: A31
Эта функция возлагается на персонал и не
автоматизируется в ходе нашего курсового проектирования.Name: Соединение с
номеромDefinition: Соединение с номером объединяет в себе соединение по запросу
клиента , а также звонки, поступающие клиенту на номер телефона, числящийся за
ним в течение всего времени пребывания в гостинице.
Activity Status: WORKINGAuthor:
PICHUGINType: ActivityNumber: A32
Эта услуга осуществляется вне нашего курсового
проекта и предоставляется бесплатно.Name: Ведение статистики телефонных
переговоровDefinition: В статистике переговоров учитывается количество
переговоров постояльца по гостиничному телефону и их тарифы.
Activity Status: WORKINGAuthor:
GUDOVICHType: ActivityNumber: A33
Эта деятельность автоматизируется в ходе нашего
курсового проектирования. Статистика будет вестись с помощью удобной формы
клиентского приложения отделом регистрации тел. Переговоров и предоставляться в
бухгалтерию в виде отчетов для формирования итогового счета постояльца.Name:
Оплата телефонных переговоров.Definition: Оплата телефонных переговоров по
междугородней связи, а также доплата за пользование телефоном гостиницы.
Activity Status: WORKINGAuthor:
PICHUGINType: ActivityNumber: A34
Эта деятельность не автоматизируется нашим
клиентским приложением. Оплата переговоров производится при оформлении выезда.
Счёт - платежи за телеф. переговоры по
междугородней связи, а также доплата за пользование телефоном гостиницы.
Переговоры - данные о времени, номере
телефонного звонка.
Рис. 5 Диаграмма декомпозиции IDEF0.
Обеспечение телефонных переговоров.
. Дополнение созданной модели
процессов организационными диаграммами
Если в процессе моделирования нужно осветить
специфические стороны технологии предприятия, BPwin позволяет переключиться на
любой ветви модели на нотацию IDEF3 или DFD и создать смешанную модель.
3.1 Диаграммы потоков данных (Data
Flow Diagramming)
Диаграммы потоков данных (DFD) используются для
описания документооборота и обработки информации. Нотация DFD включает такие
понятия, как "внешняя ссылка" и "хранилище данных", что
делает ее более удобной (по сравнению с IDEF0) для моделирования
документооборота.
На рис. 6 представлена “Диаграммы декомпозиции в
нотации DFD. Резервирование номеров.”, описывающая деятельность по
резервированию номеров. На диаграмме представлены:
) “Клиента” и ”Персонал ” - это внешние ссылки,
источник данных из вне модели.
) “Устав гостиницы” и ”Данные о номерах
гостиницы” - хранилища данных.
Эти данные хранятся на данный момент в бумажном
эквиваленте. Наше клиентское приложение позволит все эти данные хранить в
электронном виде и облегчит обновление данных о номерах гостиницы и
постояльцах.
Рис. 6 Диаграммы декомпозиции в
нотации DFD. Резервирование номеров.
В отличие от стрелок IDEF0, которые представляют
собой жесткие взаимосвязи, стрелки DFD показывают, как объекты (включая данные)
двигаются от одной работы к другой. Например, “Заказ” в какой-либо форме
(телеф. звонок или электрон. письмо на адрес гостиницы), приходит от клиента и
инициирует процедуру “Обработки заказа” . Эту процедуру выполняет “Персонал”, в
чьи обязанности это входит. Персонал запрашивает “Данные о номерах” из
хранилища данных (гостиничный журнал или электрон. БД) и, согласуясь с
“Правилами предоставления номеров” (содержащимися в уставе гостиницы ),
отказывает клиенту в резервировании номера или:
ü резервирует номер;
ü после “оформления
заказа номера” обновляет данные о номерах - заносит “Обновленные данные о
номерах” в хранилище “Данных о номерах гостиницы”.
На рис. 7 представлена “Диаграммы декомпозиции в
нотации DFD. Оформление поселения.”, описывающая деятельность по оформлению
поселения. На диаграмме представлены:
) “Клиента” и ”Персонал ” - это внешние ссылки,
источник данных из вне модели.
) “Устав гостиницы” , “Документы клиенты”
(паспорт в бумажном виде или другой удостоверяющий личность документ), ”Законы
РФ”, ”Данные о номерах гостиницы” - хранилища данных.
Все работы, представленные на диаграмме
выполняются “Персоналом” в соответствие с “Перечнем обязанностей”. Клиент
запрашивает номер в гостинице (“Отказ” возможен в случае отсутствия свободных
номеров в гостинице) или активизирует свой “Зарезервир. номер”. Если после
“Обработки запроса” с участием “Данных о номерах” из хранилища, запрос
удовлетворяется :
ü постоялец
предъявляет свои “Документы”, выбирает тарифы проживания, проходит регистрацию
и получает ключи от номера:
ü “Персонал”
оформляет въезд постояльца и обновляет данные о номерах гостиницы в хранилище
“Данных о номерах гостиницы”
Все это “Персонал” делает, руководствуясь
“правилами поселения”, прописанными в “Уставе гостиницы”, и “Законами и
постановлениями ” РФ, регламентирующими, например, обязательную идентификацию
личности граждан при поселении в гостинице.
Рис. 7 Диаграммы декомпозиции в
нотации DFD. Оформление поселения.
автоматизация проектирование инструментальный гостиница
3.2 Диаграммы методологии IDEF3
(Workflow Diagramming)
Для описания логики взаимодействия
информационных потоков более подходит workflow diagramming (Маклаков С.В.
“Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite”). Диаграммы
Workflow могут быть использованы в моделировании бизнес-процессов для анализа
завершенности процедур обработки информации.
На Диаграмме декомпозиции в нотации IDEF3.
Проверка счетов. (на рис. 8) иллюстрируется ”Проверка счетов”. Эту деятельность
мы почти полностью автоматизируем в нашем клиентском приложении.
Как только счет запрошен, запускаются все
последующие за перекрестком (AND) процессы:
ü “Формирование
счета за тел. переговоры”;
ü “Формирование
счета за услуги”;
ü запускается
“Анализ сроков пребывания” постояльца в гостинице, по окончании которого
запускается процесс “Формирования счет за проживание”, учитывающий в своей
работе “Результаты анализа”.
“Учет” - это стрелка отношения (Relational
Link). Мы использовали ее для изображения связи между процессом “Формирования
счета за проживание” объектом ссылки “Внесенная предоплата”, учет которого
важен для результатов процесса.
Стрелки с двумя наконечниками: “Счет за
проживание”, “Счет за тел. переговоры” и “Счет за услуги” - обозначают потоки
объектов (Object Flow). В данном случае, мы их применяем для описания того
факта, что эти объекты порождается в одной работе(“Формирование счета…”) и
используется в процессе “Формирования итогового счета”.
В ходе курсового проектирования мы
автоматизируем работы 2, 3, 4, 5
Рис. 8 Диаграммы декомпозиции в
нотации IDEF3. Проверка счетов.
Диаграмма дерева узлов показывает иерархию работ
в модели и позволяет рассмотреть всю модель целиком, но не показывает
взаимосвязи между работами.
диаграмма “Функционирование гостиницы” - 1-ый
уровень дерева узлов (top level activity);
диаграммы “Предоставление номеров”,
“обслуживание номеров” и “Обеспечение телефонных переговоров” - 2-ой уровень
дерева узлов;
диаграммы “Резервирование номеров”, “Оформление
поселения”, “Прием предоплаты”, “Проверка счетов”, “Подготовка номеров” - 3-ий
уровень;
диаграммы “Обработка заказа”, “Обновление данных
о номерах”, “Обработка запроса”, “Обновление данных” и “Оформление въезда” -
4-ый уровень дерева узлов, последний уровень декомпозиции - необходимая в ходе
нашего курсового проектирования степень подробности.
Рис. 9 Диаграмма дерева узлов.
Заключение
В результате курсового проекта была
спроектирована и реализована автоматизированная информационная система
«Гостиница».
Данная система удовлетворяет всем требованиям,
предъявленным в задании, и реализует большинство необходимых сотрудникам
гостиницы функций.
В результате выполнения курсовой работы был
сделан вывод, что сегодня внедрение информационных систем может способствовать:
• получению более рациональных вариантов решения
управленческих задач за счет внедрения математических методов и
интеллектуальных систем и т.д.
• освобождению работников от рутинной работы за
счет ее автоматизации;
• обеспечению достоверности информации;
• замене бумажных носителей данных на магнитные
и оптические, что приводит к более рациональной организации переработки
информации на компьютере и снижению объемов бумажных документов;
• уменьшению затрат на производство продуктов и
услуг.