Города Древней Руси
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Кафедра
истории и политологии
Контрольная
работа
Города
Древней Руси
Санкт-Петербург
2010г.
Содержание
Введение
Глава
1. Появление городов в Древней Руси
.1.Появление
городов
.2.
Внутреннее устройство городов
.3.Самоуправление
городов
.4.
Торговля и ремесла
Выводы
к 1 главе
Глава
2. Роль городов в экономической, политической и духовной жизни Руси
Великий
Новгород
Изборск
Киев
Москва
Выводы
к 2 главе
Заключение
Приложение
1. Путь «Из Варяг в Греки»
Приложение
2. Города Древней Руси
Список
Литературы
Введение
Вопрос о том, когда славяне появились на
территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор
окончательно не решен.
Некоторые исследователи считают, что славяне
являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь
обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно
позже, лишь в середине I тысячелетия н.э. Во всяком случае, славянские
поселения VI - VII вв. на территории современной Украины уже хорошо известны.
Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей. По-видимому,
обстановка здесь в это время была достаточно спокойной и можно было не
опасаться вражеских нападений - славянские поселения строились неукрепленными.
Позже обстановка резко изменилась: в степях
появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать города.
Целью данной работы является рассмотрение
городов Древней Руси - их устройства, управления, жизни горожан, а также
влияния местоположения городов на род занятий населения, на их роль в истории
Руси.
Такой экскурс поможет нам лучше понять жизнь
древних Славян, их культуру, значение исторических событий, обозначить роль
древних городов в политической, духовной и культурной жизни Руси.
Глава 1. Появление городов в Древней Руси
1.1. Появление городов
Славяне, как центральноевропейский земледельческий
народ, обладали устойчивыми навыками сельскохозяйственного производства,
основанного на пашенном земледелии, и имели, в сравнении с местными племенами,
более развитые формы социальной организации общества. Кроме того, в последние
века I тыс. н.э. территорию Восточной Европы пересекли два крупных торговых и
военных пути средневековья - балтийско-волжский путь и путь "из варяг в
греки". Первый из них сыграл особо значимую роль в истории региона.
Сложение пути между Балтикой и Востоком
оказывало сильное влияние на экономику прилегающих районов. Его центры стали
играть определяющую роль как административно-военные, торговые и ремесленные
центры территорий.
Сложение государственной территории на юге и на
севере Руси, а также становление городов, как опорных центров новых
общественных и экономических отношений и связей, несомненно, с одной стороны,
подчинялись общим закономерностям развития восточнославянского общества, но, с
другой стороны, имели немало специфических черт. Традиционно считается, что город
является порождением его округи и города возникают в районах наибольшей
концентрации сельского населения. Так было с большинством городов Южной Руси в
Среднем Поднепровье, где появлению первых городов предшествовал определенный
период стабильности в развитии славянского общества, последовавший за
переселением славянских племен из более западных и юго- западных районов
Европы.
В Северной Руси отнюдь не потребности
земледельческого населения создали города. Последние росли в ключевых местах
обширных речных систем, запиравших коммуникации огромных территорий. Подобное
расположение давало городу возможность сбора даней с населения больших районов
и контроля за торговыми путями. Это была дальняя торговля,
военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую
социальную прослойку самих городов и торговые пути.
Повесть о начале Русской земли не помнит, когда
возникли эти города: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород,
Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси,
большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными
поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих
городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси.
Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг
в Греки" (см. приложение 1), по линии Днепра - Волхова; только некоторые,
Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Ростов в области Верхней Волги,
выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской
торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к
Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этих больших торговых городов было
завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на
новых местах жительства.
Восточные славяне расселялись по Днепру и его
притокам одинокими укрепленными дворами.
С развитием торговли среди этих однодворок
возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и
бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Такие
сборные пункты получили название погостов. Впоследствии, с принятием
христианства, на этих местных сельских рынках как привычных людских сборищах
прежде всего ставились христианские храмы: тогда погост получал значение места,
где стоит сельская приходская церковь. С приходами совпадало или к ним
приурочивалось сельское административное деление: это сообщало погосту значение
сельской волости.
Мелкие сельские рынки тянули к более крупным,
возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков,
служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками,
и выросли наши древнейшие торговые города по греко-варяжскому торговому пути.
Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для
образовавшихся вокруг них промышленных округов.
.2 Внутреннее устройство городов
К началу IX в. на Руси насчитывалось около 24
крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из
варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов.
Слово город в древнерусском языке означало
укрепленное поселение в отличие от веси или села - неукрепленной деревни.
Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом
значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок,
укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной
стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII в. этим словом часто
называли сами оборонительные стены.
В древнерусских письменных источниках, особенно
в летописях, имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне
укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений - городов.
Укрепления раннеславянских градов были не очень
крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться
внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они
могли бы поражать врагов стрелами. Большинство поселений принадлежало
свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не
могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или
рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве.
Поэтому укрепления старались строить так, чтобы
основную их: часть составляли естественные преграды.
Наиболее подходящими для этой цели были островки
посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили
деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Характерными примерами
такой системы являются некоторые городища Смоленской и Полоцкой земель.
Там, где болот было мало, но зато в изобилии
встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на
холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных
районах Руси. Наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного
поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при
слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми
склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны.
Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия - отрывать
ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и
огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко
найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей
укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали
вдоль края площадки, создавая таким образом искусственный земляной вал, который
еще более затруднял противнику доступ на поселение.
Так строили восточные славяне свои укрепления
вплоть до второй половины Х в., когда окончательно сложилось древнерусское
раннефеодальное государство - Киевская Русь.
1.3. Самоуправление городов
Территория русских городов IX-X
вв. в основном вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев; в этот
период только намечается формирование городов как центров сосредоточия не
только княжеских слуг, но и купцов и ремесленников. Первые городские поселения
были, в полном смысле слова, колониями купцов и ремесленников, и городские
учреждения возникли среди пришлого населения, явившегося со всех концов, чуждых
друг другу людей. Центральная укреплённая часть древнейших русских городов
носила название «детинца». Корень слова «детинец» ведёт к термину «детский»,
княжеский дружинник. Внутренний замок получил своё название от детских,
составлявших его гарнизон, подобно тому как в позднейших монастырских вотчинах
по имени «детёнышей» назывался «Детин дворец»¹.
Старейшим городам подчинялись пригороды,
зависимое положение которых отражено в самом названии "пригород".
Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших городов была следствием
колонизации, освоения периферийных земель из старшего города, который выступал
как своего рода метрополия. Основным органом самоуправления старейшей городской
общины было вече - народное собрание всех свободных жителей города. Решению
веча главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. На
вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда
и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на
вече "людье" решало самые разнообразные вопросы. Вообще, и на вече и
вне его древнерусские люди, т.е. демократическая масса городского и сельского
населения, составляли действенную политическую силу.
Народ Древней Руси принимал активное участие как
в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со "стола".
Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских
городов-государств. Вот почему летописцы так тщательно и с такой тревогой
фиксировали все периоды безкняжья.
Древнерусский князь, являясь одним из важнейших
звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли.
В своих ратных делах он опирался на дружину,
верхний слой которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе, занимали
одновременно важные посты в администрации городской общины, получали в
кормление волости. Однако костяк военной мощи каждой городской волости
составляла не дружина, а "вои" - волостное ополчение, в которое
входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности.
Свободное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло
"тысячу", в свою очередь состоявшую из сотен - более мелких
территориально-административных образований и вместе с тем военных единиц.
Главный город не мыслился без
"области", "волости" т.е. без пригородов и сел. Город и
волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное
целое. Отсюда понятны названия "Киевская волость", "Черниговская
волость", "Смоленская волость" и т.п.
Эти волости - города-государства имели свои
государственные границы: "сумежья", "межи",
"рубежи", часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с
волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном
отношениях. Христианская церковь, контролировалась городскими и сельскими
общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях: даже высшие церковные
иерархи избирались на вече. Волости как отдельные государственные образования в
силу присущей им суверенности "правили" посольства друг к другу.
Кроме того, главные города-государства направляли послов и в зарубежные страны.
Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и
пригородов в рамках системы города-государства не оставались неизменными. Между
старшими городами и пригородами нередко возникали конфликты. Более того,
заметно стремление пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению
прежних волостей-государств на новые более мелкие.
древний славяне город жизнь
1.4 Торговля и ремесла
Появление и развитие городов было важнейшим
фактором и в социально-экономической жизни Древней Руси, так как они являлись
центрами товарного производства и обмена, какой бы ограниченный характер это
производство и обмен ни имели.
После татарских погромов в ряде русских городов
(Москва, Новгород, Смоленск, Псков и др.) можно отметить сравнительно
интенсивную ремесленную и торговую деятельность. Что же касается русских
городов домонгольского времени, то они по уровню развития ремесла и торговли нисколько
не уступали городам западноевропейским, а в некоторых отношениях и превосходили
их.
Рядом с детинцем (небольшой крепостью) росли
поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка,
Создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный).
Непременной принадлежностью хозяйства горожан
были огороды и сады. В Киеве огороды окружали город и тянулись от Золотых до
Лядских ворот. Во время военных действий под Киевом в 1151 г. ратные люди
причинили много вреда, в том числе уничтожили огороды («и огороды все
посекли»). Местность перед Золотыми воротами в Киеве так и определялась в XII
столетии как лежавшая «в огородах». Огородные семена, найденные при раскопках
древнерусских городов, не редкость.
Крупное значение в хозяйстве горожан имело
животноводство. Археологические исследования обнаружили в городах кости многих
домашних животных, в том числе лошадей, коров, свиней, овец и т. д.
Конечно, степень значения сельского хозяйства
для горожан была не одинаковой в мелких и больших городах. Сельское хозяйство
доминировало в маленьких городках, меньше было развито в больших центрах
(Киеве, Новгороде и т. д.), но в том или ином виде существовало везде.
Тем не менее, не сельское хозяйство определяло
хозяйство русских городов X-XIII
вв., а ремесло и торговля. Крупнейшие городские пункты не могли уже
существовать без постоянной связи с ближайшей земледельческой округой. Они
потребляли продукты сельского хозяйства в большей мере, чем их производили,
являясь центрами ремесла, торговли и административного управления.
«Городской строй» на Руси, как и в Западной
Европе, создавался в условиях натурального хозяйства с его замкнутостью и
слабым обменом. И, тем не менее, рост русских городов и развитие в них ремесла
и торговли имели громадное хозяйственное значение, без изучения которого
высокая культура Киевской Руси останется для нас непонятной.
Выводы к 1 главе
В первой главе были раскрыты причины
возникновения древнерусских городов - в Северной Руси отнюдь не потребности
земледельческого населения создали города, это была дальняя торговля,
военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую
социальную прослойку самих городов и торговые пути. Большинство их вытянулось
длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки".
Народ в Древней Руси принимал активное участие
как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со "стола".
Главный город не мыслился без
"области", "волости" т.е. без пригородов и сел.
Город был тесно связан с волостью в
экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях.
Глава 2. Роль городов в экономической,
политической и духовной жизни Руси
Становление Древнерусского государства было
теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира
непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной
Европе. Ядром нового мира стал город - "очеловеченная",
"окультуренная", отвоеванная у природы территория. Упорядоченное,
урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.
В городах, исчезает поглощенность личности
родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском
обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает
состояние дезинтеграции. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые
разные по общественному положению и по этнической принадлежности.
Солидарность и взаимопомощь - непременное
условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских
вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже
в совершенно иных условиях¹.
Города, несомненно, были центрами экономической,
политической и духовной жизни Древней Руси.
Именно города предохраняли Русь от гибельного
изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и
культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами
Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими
булгарами, с католическими государствами Западной Европы.
В урбанистической среде, особенно в крупнейших
центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались
разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями
придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие.
Рассмотрим города, оказавшие наиболее сильное
влияние на историю и культуру Руси.
Великий Новгород
Великий Новгород, один из самых древних и
знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859
годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на
Русь из Ладоги.
Уже в первые века своего
существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской
земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь
выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из
Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он
сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных
земель. Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил
поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской
резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Находясь в полосе
оживленных торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным
«окном в Европу». <#"562247.files/image001.gif">
Путь «Из варя́г в гре́ки» - водный
(морской и речной) путь из Скандинавии
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%8F>
через Восточную Европу
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0>
в Византию
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%8F>
в Средние века <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0>.
Один из водных путей экспансии варягов
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%B8> из
района проживания (побережье Балтийского моря <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5>)
на Юг - в Юго-Восточную Европу и Малую Азию
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%B7%D0%B8%D1%8F>
в VIII <http://ru.wikipedia.org/wiki/VIII>-XIII
<http://ru.wikipedia.org/wiki/XIII> веках н. э. Этим же путём
пользовались русские купцы
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BF%D1%86%D1%8B> для
торговли с Константинополем и со Скандинавией. Летописец Сильвестр в своём
труде называет этот путь «из грек в варяги».
В переводе на современные названия,
путь от древних торговых центров Скандинавии
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%8F>
- Сигтуны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B0>,
Бирки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%B0> или
Висбю <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%81%D0%B1%D1%8E> -
проходил Балтийским морем <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5>
через пролив Сёдра Кваркен в Або-Аландские шхеры
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0>,
далее - шхерами северного берега Финского залива
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B2>,
затем по реке Неве
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%28%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%29>
(здесь были пороги
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8>),
по штормовому Ладожскому озеру
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE>,
реке Волхов
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B2_%28%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%29>
(еще одни пороги) в озеро Ильмень
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%28%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE%29>.
Оттуда - вверх по рекам Ловать
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C_%28%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%29>,
Кунья <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BD%D1%8C%D1%8F_%28%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D0%9B%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%29>,
Серёжа
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D1%91%D0%B6%D0%B0_%28%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D0%9A%D1%83%D0%BD%D1%8C%D0%B8%29>;
затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0>,
впадающей в Западную Двину
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%94%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%28%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%29>.
Вниз по Двине - до Каспли
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BB%D1%8F_%28%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%29>,
а по этой реке вверх до ее истока из озера Каспля
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BB%D1%8F_%28%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE%29>,
где в районе городища Гнёздово
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BD%D1%91%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B>
существовал древний волок в речку Катынь <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C>,
впадавшую в Днепр
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80_%28%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%29>.
Далее путь выходил в Чёрное море <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5>,
минуя Днепровские пороги
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8>.
По морю - вдоль европейского побережья (Румелийского берега
<http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3&action=edit&redlink=1>)
до Константинополя <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C>.
Перед тем, как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки.
Близ устья Днепра на острове Березань
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C_%28%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%29>
либо на острове Хортица
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0>
на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Еще один остановочный пункт
существовал на острове Змеиный <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BC%D0%B5%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%28%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%29>
близ дельты Дуная
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%B9>.
Путь возник в начале IX в. (не
позднее 825-30 гг.), о чем свидетельствуют находки кладов арабских серебряных
монет - дирхемов 1-й четверти IX в. Наибольшее значение имел в X - 1-й трети XI
вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>
и Владимира Красное Солнышко
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87>.
Во 2-й половине XI - начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной
Европой и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому,
Западно-Двинскому и др.
Приложение 2
Города Древней Руси
По летописи можно установить существование в IX-
X вв. свыше двух
десятков русских городов.
Назовём их с показанием года основания или
первого упоминания данного города в источниках:
Белгород (980)
Белоозеро (по летописи относится к древнейшим
временам) (862)
Василев (988)
Вышгород (946)
Вручий (977)
Изборск (862)
Искоростень (946)
Киев (по летописи относится к древнейшим
временам)
Ладога (862)
Любеч (882)
Муром (862)
Новгород (по одним сведениям был основан в
незапамятное время, по другим - в 862 г.)
Пересечен (922)
Перемышль (981)
Переяславль (907)
Полоцк (862)
Псков (903)
Родня (980)
Ростов (862)
Смоленск (упомянут в числе древнейших русских
городов)
Туров (980)
Червень (981)
Чернигов (907)
Список литературы
1. Константин
Багрядородный, X век, Летопись
Научные
источники
.
Звягин Ю. Ю. Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. М.: Вече,
2009
.
М.Н. Тихомиров. Древнерусские города. Издание второе, дополненное и
переработанное. Государственное издательство политической литературы, М., 1956
4.
Носов Е.Н. Проблема происхождения первых городов Северной Руси Древности Северо-Запада.
СПб., 1993.
.
Носов Е.Н. Речная сеть Восточной Европы и ее роль в образовании городских
центров северной Руси Великий Новгород в истории средневековой Европы. M.,
1999.