Личность руководителя как саморазвивающаяся система
Введение
Современный уровень развития производства и
масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют
повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности,
возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение
социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки
стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих
проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают
социально-психологические аспекты руководства трудовыми коллективами. Выбор
руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на
них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга и
подчиненными - своих руководителей, в частности.
Переход к рыночной экономике сопровождается
экономическими трудностями в сфере промышленного производства, которые вызывают
рост социального напряжения в трудовых коллективах. В определенной мере его
можно нейтрализовать применением оптимальных форм и методов управления.
С этими предпосылками связано возрастание роли
социальной психологии в решении данных вопросов, что делает восприятие и
понимание руководителя подчиненными одной из центральных проблем теории
социальной перцепции.
Актуальность этой проблемы обуславливается тем,
что характер взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью
руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к
нему подчиненного коллектива. Для этого необходимо формировать у руководителя
рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего
деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время
управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью.
В отношениях по горизонтали восприятие
руководителя связано с формированием внутригрупповых норм. При этом важным
является то, как характеристики руководителя воспринимаются большинством членов
коллектива и задают эталоны преобладающего к нему отношения. Сформированная
коллективом общая оценка может усиливать эффективность управленческих
воздействий, либо тормозить их вследствие выработанного в перцептивном опыте
эталона отношения коллектива к руководителю.
Эмоциональный компонент групповых оценок
руководителя влияет на атмосферу взаимодействия в управлении, а, следовательно,
на социально-психологический климат коллектива. Действуя в комплексе, это
оказывает влияние на формирование авторитета руководителя, трудовую активность
и заинтересованность членов коллектива в эффективности деятельности.
В связи с этим основной целью данной работы
являлось изучение личностных и соиально-демографических характеристик людей,
занимающих руководящие должности, с целью выявления влияния этих характеристик
на восприятие работниками своих руководителей.
Таким образом, предметом данной работы являются
личностные и социально-демографические характеристики руководителей, влияющие
на восприятие работников.
В первом разделе нами будет рассмотрено
различные теоретические подходы к изучению личности руководителя как саморазвивающейся
системы. Нами будут рассмотрены личностно деловые качества, которые
предъявляются к руководителям. В заключительной части первого раздела мы
рассмотрим, как происходит планирование деловой карьеры менеджера.
Во втором разделе нами будут рассмотрены
личностные качества руководителя в системе управления в ООО «Плюс Гарантия
Курск». Нами будет рассмотрена деятельность менеджера при работе с персоналом.
Стили руководства, применяемые для эффективного управления. Нами будет изучена
организация эффективного труда руководителя.
В заключительном разделе нашей курсовой работы
мы рассмотрим пути совершенствования личности руководителя.
1. Теоретические аспекты изучения личности
руководителя как саморазвивающейся системы
.1 Теоретические подходы к изучению личности
руководителя
Руководитель - лицо, на которое официально
возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.
Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива
перед утвердившей его инстанцией и располагает строго определенными
возможностями санкционирования -наказания и поощрения, подчиненных в целях
воздействия на их производственную (научную, творческую) активность. В отличие
от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и
обязанностями, а также представляет свой коллектив в других организациях. Это
лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение
организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.
В настоящее время существуют различные подходы к
изучению личности руководителя:
) Коллекционный подход. Он основан на следующих
представлениях. Руководитель должен обладать особыми личностными качествами,
которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может
быть определен перечень этих качеств для конкретной должности. Типичные системы
оценки руководителей, основанные на данном подходе, содержат наборы
профессионально значимых качеств.[11, c.
201]
А.И.Китов в структуре личностных свойств
руководителя выделяет четыре подструктуры: управленческие способности,
политические качества, профессиональные качества, организаторские качества.
Ограничения анализируемого подхода заключаются в
следующем:
представления о личности руководителя как о
наборе качеств, связанных с успешностью деятельности через весовые
коэффициенты, не способствовало анализу ее динамических характеристик.
Возможность развития личности лишь констатировалась, и предполагалось, что оно
происходит как простое изменение отдельных качеств, изолированных свойств.
абстрактности понимания качеств руководителя, их
неувязка с теми или иными управленческими ситуациями;
субъективизме выделения и понимания
профессионально важных качеств;
отсутствии разграничения общих качеств от
специфических, присущих руководителю как личности.
) Конкурентный подход. Он предполагает наличие у
руководителей особых, личностных свойств или определенного уровня развития
общих свойств, отличающих их от других людей. Поиск этих личностных свойств
осуществляется путем сравнения группы руководителей и людей, не относящихся к
этой категории, успешных и неуспешных руководителей различных должностных
уровней. Наиболее всего этот подход разработан в исследованиях Э.С.Чугуновой. В
структуре личности руководителя она выделяет административно-организаторские
умения, морально-этические характеристики, качества ума, профессиональные
умения, социальную направленность, мотивацию. При анализе структуры качеств
личности руководителя оценке подвергаются, в первую очередь, специальные
свойства личности и их подструктуры, так как именно они исключительно важны для
выполнения управленческой деятельности. Специальная структура включает те
качества, которые отличают эффективного руководителя от неэффективного.[1, c.115]
Интерпретация выявленных различий может быть
связана с существенными трудностями: причинами различий могут быть как
специальный отбор, так и формирование личностных новообразований, обусловленных
особенностями деятельности или системным окружением, профессиональная
деформация. Следовательно, вместо профессиональных качеств исследователи могут
выявлять особенности критериев отбора руководителей или условия их
формирования.
) Рефлексивно-ценностный подход. В рамках
данного подхода Ю.Д.Красовский изучает личность руководителя через формирование
у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Способность руководителя к
интеграции проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его
собственной управленческой концепции, которая состоит из ряда
взаимопересекающихся “концептуальных моделей” деятельности. Это своеобразная
программа реализации стратегических замыслов руководителя.
Содержание управленческой концепции
индивидуально, и ее элементами являются: стратегические замыслы; экономические
показатели; проблемы, возникающие при выполнении показателей; причины возникновения
проблем; управленческие средства устранения причин; функциональные единицы,
реализующие эти средства; информация о состоянии деятельности.
Представители анализируемого подхода считают,
что основным личностным новообразованием, которое формируется в ходе
управленческой деятельности руководителя и обеспечивает интеграцию процессов
принятия управленческих решений, является система стратегических замыслов,
выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смыслообразующую функцию.
Другую группу факторов составляют индивидуальные
факторы развития личности руководителя, к которым относятся личностные
предпосылки и демографические переменные. Выделяются факторы, имеющие
первостепенное значение для развития. К ним относят: адаптационную мобильность,
контактность, фактор интеграции социальных функций, ролей и лидерство, уровень
подготовки и объем знаний.[20, c.
166]
) Экономико-психологический подход. В условиях
изменения форм собственности происходит интенсивное формирование подхода к
изучению психологических закономерностей экономического поведения различных
типов руководителей. Обращается внимание на разработку структуры личности
руководителя-предпринимателя, его ценностные и экономические ориентации,
мотивацию и ответственность (Е.Д.Дорофеев), деловую активность, субъективный
экономический статус (А.Л.Журавлев), личностные качества (Е.Н.Сиващенко),
самооценки (С.А.Матощук).
Установлено, что социально-психологическая
динамика в структуре ценностей личности руководителей отражает следующие
феномены:
преимущественная ориентация на экономические
ценности, ярко выраженная материальная заинтересованность становятся ведущими в
структуре ценностей личности;
формирование индивидуалистической направленности
через развитие личной заинтересованности;
появление новых социально-психологических типов
руководителей, постепенно порождающих и новые социальные группы.
) Интегративный подход предусматривает выявление
глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность
руководителей. Позволяющих руководителям, относящимся к разным психологическим
типам и действующим в существенно разных условиях, достигать объективно высоких
результатов в управлении. При этом особенности управленческой деятельности
конкретного руководителя определяются интегрально-функциональными качествами,
общей интегральной способностью к руководству, Я-концепцией, особенностями
профессионального самосознания.[16, c.
59]
.2 Требования к личностно-деловым качествам
руководителя
Труд менеджера - это труд работника,
профессионально занятого в аппарате управления, поэтому социально-экономическая
природа труда в сфере управления в полной мере характерна и для менеджера.
Работу менеджера трудно измерить с помощью натуральных показателей. Менеджер
использует своеобразные предметы и орудия труда. При этом предполагается, что
каждый руководитель обладает определенным набором личностно-деловых качеств.
Личностно-деловые качества менеджера - это
обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее
влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом
плане образования, зависящие от многих факторов: особенностей характера,
структуры личности, ее направленности, опыта, способностей, условий
деятельности. Например, дисциплинированность менеджера может зависеть от
присущего ему самоконтроля, внутренней организованности, осознания своей
социальной роли, но может быть обусловлена и боязнью неожиданного контроля
вышестоящего руководителя или действием всех перечисленных причин вместе.
Однако общеизвестно, что для успешного осуществления своей деятельности
менеджер должен обладать профессиональной компетентностью, организаторскими и
управленческими способностями.
Компетентность руководителя - это знание
менеджером объекта управления, что предполагает наличие специального
образования, общей эрудиции и стремления к самосовершенствованию, а также
системности мышления.
Организаторские способности руководителя
проявляются в его способности понимать психологию коллектива, активизировать
деятельность подчиненных, быть критичным (сохраняя при этом чувство такта) и
самокритичным, быть требовательным к себе и подчиненным. Организаторские
способности включают в себя такие составляющие, как целеустремленность,
гибкость, работоспособность.
Управленческие способности - это качества,
которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного
вида деятельности, т.е. это природные предпосылки индивида к осуществлению
руководства людьми. Понятия организаторских и управленческих способностей по
своему содержанию очень близки и, как правило, рассматриваются в единстве.
Однако управленческие способности подразумевают
обычно и морально-этическую зрелость руководителя, которая заслуживает
отдельного рассмотрения.[24, c.
98]
Таким образом, требования, предъявляемые к личностно-деловым
качествам менеджера, можно подразделить на три крупных блока:
. Профессиональная компетентность. Она
предполагает наличие у менеджера системы знаний в области экономики, права,
технологии, управления, психологии, социологии и др., т.е. как минимум наличие
высшего образования. Программы подготовки менеджеров включают в себя широкий
набор дисциплин, обеспечивающий глубокие познания в области макро- и
микроэкономики, маркетинга и прогнозирования, финансов и цен, товароведения и
логистики, внутренней и внешней торговли, а также права, бухгалтерского учета и
аудита. Учитывая тот факт, что работа менеджера, прежде всего, связана с
управлением людьми, в процессе подготовки менеджеров особое внимание уделяется
изучению социологии и психологии, психологии труда, психологии личности,
педагогики и других наук, изучающих человека и межличностные отношения.
Наряду с суммой знаний, которые могут быть
получены в процессе обучения, менеджер должен обладать такими личностными
качествами как новаторство и целеустремленность, оригинальность в достижении
поставленных целей, практичность, деловитость, смелость и изобретательность.
Кроме того, менеджер должен всегда стремиться к доведению начатого дела до
конца и к непременному достижению поставленных целей.[26, c.320]
Личностно-деловые качества менеджера в
значительной мере предопределяют его опыт и способности. Опыт руководителя
формируется в результате обучения, приобретения практических навыков, умений и
привычек. Опыт - это профессиональное мастерство, которое во многом зависит от
стажа работы. Способности - это качества личности, данные от природы. Они не
сводятся только к знаниям и навыкам, а предполагают наличие врожденных
способностей быть лидером, обладать умением влиять на поведение других людей.
Профессиональная компетентность менеджера
предполагает также наличие у него собственных трудовых навыков, т.е. хороший
руководитель должен знать работу, которую выполняют его подчиненные, не
понаслышке, а по собственному трудовому опыту.
Кроме того, профессиональная компетентность
менеджера в значительной мере определяется опытом его управленческой
деятельности.
И наконец, в условиях рыночной экономики весьма
желательным является наличие у менеджера предпринимательских способностей.
. Организаторские (управленческие) способности.
Наличие специальных знаний и необходимых качеств позволяет менеджеру эффективно
выполнять свою работу, основное содержание которой сводится к умению
организовывать и планировать правильные управленческие решения и обеспечивать
их выполнение, а также руководить коллективом на уровне предприятия (или
подразделения). При этом менеджер должен уметь общаться с людьми, устанавливать
деловые контакты, побуждать работников к производительной деятельности,
находить выход из конфликтных ситуаций.[19, c.
151]
Неотъемлемой обязанностью менеджера являются
подбор, расстановка и обучение работников. Менеджер должен быть предельно
объективным независимо от своих симпатий (или антипатий) и, кроме того, уметь
подчиняться и соблюдать субординацию.
В связи с этим следует отметить способность
менеджера определять стратегические и тактические цели, его умение ставить
задачи перед подчиненными и побуждать их к решению этих задач, умение влиять на
людей. Все эти способности и умения в значительной мере определяют организаторские
способности руководителя.
Обязательным элементом организаторских
способностей является коммуникабельность. Коммуникабельность, т.е. способность
к общению, - необходимое качество для менеджера, так как одним из основных
требований, предъявляемых к руководителю, является умение устанавливать
контакты. Она позволяет реализовать на практике основные функции
управленческого общения: обмен информацией, передачу эмоционального отношения и
обеспечение изменения поведения в результате общения. Менеджер постоянно
общается с руководителями и подчиненными, с коллегами и друзьями. При этом
коммуникабельность зависит не только от врожденных качеств человека, но и от
других особенностей, в частности от адаптивных качеств, т.е. умения реагировать
на изменение ситуации, от стремления доминировать (или сотрудничать),поведения
в экстремальных ситуациях и обаяния. Последнее особенно важно для менеджера,
так как обаятельные люди пользуются симпатией и доверием. Обаятельный человек
обычно отличается профессионализмом и эрудицией, остроумием и психологической
защищенностью, неординарной внешностью и независимостью суждений.[14, c.
369]
. Обязательным требованием к личностно-деловым
качествам руководителя является морально-этическая зрелость, которая охватывает
такие качества, как честность, порядочность, верность данному слову, соблюдение
нравственных норм, принятых в обществе, принципиальность.
Морально-этическую зрелость можно определить как
стремление к независимости и опору на собственные силы, стиль общения, стиль
взаимодействия, стиль руководства, стремление к успеху, надежность, терпимость,
честность и эмоциональная стойкость.
Представление о морально-этической зрелости
менеджера дают тесты, характеризующие уживчивость, умение ладить с людьми,
стиль руководства, стиль общения, стиль взаимодействия, тесты на стремление к
успеху, надежность, терпимость, эмоциональную стойкость и честность.
Однако психологические исследования последних
лет показали, что эффективность управленческой деятельности во многом зависит
от интегральной характеристики способностей менеджера. С точки зрения
управленческой практики высоко ценится не тот менеджер, который удовлетворяет
тем или иным требованиям в отдельности, а тот, кто обладает общей способностью
к управленческой деятельности. Эта способность по-разному характеризуется в
литературе по управлению: разнородностью применяемых приемов и способов
управления, разнообразностью навыков и умений.
Рис. 1. Личностно-деловые качества менеджера
Практическая деятельность менеджера должна
осуществляться с учетом национального менталитета. Например, японская и
американская модели менеджмента существенно различаются. Так, если в
американской модели доминируют индивидуальный характер принятия решений,
индивидуальная ответственность, индивидуальный контроль руководителя,
ориентация управления на отдельную личность и оценка управления по
индивидуальному результату, как и оплата труда по индивидуальному результату,
то в японском преобладают коллективные мотивации: управленческие решения
принимаются на основе коллегиальности, ответственность и контроль имеют
коллективный характер. Управление ориентировано на группы, а оценка управления
осуществляется по коллективному результату, труд оплачивается по показателям
работы группы (с учетом служебного стажа работников).[9, c.
426]
Если для американской модели менеджмента
характерна строго формализованная структура управления и четко формализованная
процедура контроля, то для японского менеджмента - гибкая (нестандартная)
структура управления и неформальная организация контроля.
Если главные качества руководителя в
американской модели менеджмента - профессионализм и инициатива, а деловая
карьера обусловлена, прежде всего, личными результатами, то основные качества
руководителя в Японии - умение осуществлять координацию действий и контроль, а
при продвижении по службе учитываются возраст и стаж работы. И наконец, если
для американской модели менеджмента свойственны подготовка
узкоспециализированных руководителей, преимущественно формальные отношения
между руководителем и подчиненными и наем на работу на короткий период, то для
японского менеджмента - подготовка руководителей универсального типа, личные
неформальные от ношения между руководителем и подчиненными, а также наличие
долгосрочных контрактов при приеме на работу. Во многих крупных японских фирмах
действует практика «пожизненного» найма, т.е. каждый работник связывает с
фирмой всю свою трудовую деятельность с момента поступления на работу до ухода
на пенсию.[7, c. 532]
Модель менеджмента, создаваемая в России, станет
эффективной только в том случае, если будет учитывать менталитет русского
народа и основываться на традициях добросовестного и честного труда,
соборности, взаимопомощи.
Таким образом, характер и содержание труда менеджера
наряду с наличием общих черт имеют определенные национальные особенности,
которые обусловлены менталитетом каждой нации.
.3 Планирование деловой карьеры
Планирование деловой карьеры заключается в том,
что с момента принятия работника на работу и до предполагаемого его увольнения
с работы организуется планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение
этого работника по системе должностей и рабочих мест. При этом работник должен
знать не только перспективы своего служебного роста на краткосрочный и
долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы
рассчитывать на продвижение по службе. Планирование карьеры предполагает,
прежде всего, взаимодействие профессиональной и внутриорганизационной карьер,
которое достигается при соблюдении следующих условий:
· достижение
взаимосвязей между целями организации и работником;
· направленность
планирования карьеры на конкретного сотрудника;
· открытость
процесса управления карьерой;
· изучение
и обоснованная оценка потенциала работника и установление наглядных и
воспринимаемых критериев служебного роста, используемых при решении кадровых
вопросов.[11, c. 115]
Американская модель рассматривает переход
работника из одной фирмы в другую как естественный вариант развития его
карьеры. Такой подход называется диверсифицированным. С одной стороны,
американские фирмы гордятся тем, что ушедший от них сотрудник добился успеха в
другом месте. С другой стороны, продолжительная работа в известной фирме
является лучшей рекомендацией и гарантией получения новой работы в другой
фирме.
Планирование карьеры в японских фирмах,
ориентированных на пожизненный наем работников, предполагает, что все
перемещения работника происходят в рамках одной фирмы. При этом продвижение
работника вверх по служебной лестнице зависит главным образом от его стажа
работы в фирме, а не от инициативы конкретных руководителей.
На российских предприятиях планирование карьеры
основывается преимущественно на диверсифицированном подходе.
Таким образом, планирование карьеры работников
должно обеспечивать наиболее гармоничное совмещение целей фирмы с
индивидуальными интересами конкретных сотрудников, что позволяет установить
продуктивные и устойчивые взаимоотношения между администрацией и персоналом.
При этом работа по планированию деловой карьеры должна строиться на
индивидуальном подходе к возможностям профессионального продвижения и
роста.[12, c. 331]
Интересную гипотезу по управлению карьерой персонала
выдвинул немецкий ученый В.Ф. Оствальд, который исследовал биографии многих
великих людей и пришел к выводу, что для получения высоких результатов важны не
только определенные черты характера, но и условия, способствующие в наибольшей
степени достижению этих результатов. Практический вывод из этой гипотезы для
управления персоналом состоит в том, что в условиях возрастания творческих
начал в трудовой деятельности руководству следует избегать унифицированных
способов организации и мотивации труда и больше заботиться об индивидуальном
подходе к стимулированию работников, создавая тем самым для каждого из них
наиболее благоприятные условия.
Управление карьерой работников является
естественным продолжением и результатом всей деятельности службы управления персоналом.
Данный процесс начинается уже на этапе найма, в ходе которого претенденту на
вакантную должность должна быть представлена полная и достоверная информация о
возможностях и перспективах работы в фирме. Хорошо продуманная и организованная
программа подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивает реализацию
планов по построению карьеры: повышение в должности, перемещения.[20, c.
315]
Организация работы по планированию и реализации
карьеры работников включает в себя:
1).
ознакомление работников с имеющимися в фирме возможностями продвижения;
2).
регулярное информирование и консультирование сотрудников по открывающимся в
фирме возможностям обучения и вакантным должностям;
3).
разработку и реализацию программ, противодействующих кризисам карьеры;
4). перемещение работников по следующим
направлениям:
· продвижение
вверх по ступеням квалификационного и служебного роста;
· горизонтальное
перемещение (ротация);
· понижение
в должности.
Хорошо организованная работа во всех сферах
управления персоналом, позволяющая фирме не только обеспечивать себя
квалифицированными работниками, но и строить на этой основе целостную политику
подготовки и продвижения работников внутри фирмы, называется внутрифирменным
рынком труда. Его создание позволяет фирме в определенной мере быть независимой
от внешнего рынка труда. Однако формировать такой рынок в полном объеме могут
себе позволить только крупные корпорации, имеющие возможности ориентироваться
на сохранение и накопление в фирме опыта и квалификации.[22, c.
219]
Основным условием эффективности внутрифирменного
рынка труда является непрерывное обучение и повышение квалификации работников,
позволяющее планировать и осуществлять их продвижение в фирме.
Чтобы эффективно управлять деловой карьерой,
необходимо обеспечить составление личных планов. Эти планы могут иметь
специфические особенности. Содержание личного плана руководителя, например,
должно включать в себя три основных раздела:
1).
оценка жизненной ситуации;
2).
постановка личных конечных целей карьеры;
3).
частные планы и цели деятельности.
На предприятиях в рамках системы управления
персоналом могут складываться подсистемы управления деловой карьерой и кадровым
резервом, к деятельности которых целесообразно привлекать представителей
дирекции, отдела (управления) кадров, руководителей функциональных
подразделений.[23, c. 325]
Понятия «карьера» и «служебно-профессиональное
продвижение» близки по смыслу, но не идентичны. Термин
«служебно-профессиональное продвижение» более привычен для нас, а понятие
«карьера» реже используется в российском кадровом менеджменте. Под
служебно-профессиональным продвижением принято понимать предлагаемую
организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест),
которые потенциально сотрудник может пройти. Карьера же отражает фактическую
последовательность занимаемых должностей и рабочих мест.
Совпадение намеченного пути
служебно-профессионального продвижения и фактической карьеры на практике далеко
не всегда достигается.
Рассмотрим систему служебно-профессионального
продвижения, сложившуюся в России, на примере линейных руководителей
предприятия.
Эта система состоит из пяти основных этапов.
1) Работа со студентами старших курсов базовых
учебных заведений. На этом этапе проводят отбор будущих сотрудников из числа
наиболее способных студентов, склонных к руководящей работе. На завершающей
стадии этого этапа студентам выдают характеристику-рекомендацию для
непосредственного направления на работу на данном предприятии.
) Работа с молодыми специалистами (бывшими студентами
выпускниками), принятыми на предприятие. Молодым специалистам назначают
испытательный срок, в течение которого они обязаны пройти подробное знакомство
с предприятием. Кроме обучения для молодых специалистов предусматривается
стажировка в подразделениях предприятия.
На основе анализа работы молодых специалистов за
год, участия их в проводимых мероприятиях, характеристик, выданных
руководителями стажировки, подводят итоги стажировки и делают первый отбор
специалистов для зачисления в резерв выдвижения на руководящие должности. Всю
информацию об участии специалиста в системе служебно-профессионального
продвижения фиксируют в его личном деле и заносят в информационную базу данных
о кадрах предприятия.
) Работа с линейными руководителями низшего
звена управления. На этом этапе к отобранным линейным руководителям низшего
звена управления (мастера, начальники участков) присоединяется также часть
работников, окончивших вечерние и заочные отделения вузов, успешно работающих в
своих коллективах и прошедших тестирование.[26, c.
213]
В течение двух или трех лет с данной группой
проводят конкретную целенаправленную работу. Они обучаются, как правило, на
курсах повышения квалификации и замещают эпизодически отсутствующих
руководителей. На завершающей стадии этого этапа проводят повторный отбор и
тестирование. Успешно прошедшие второй отбор руководители предлагаются для
замещения вакантных должностей начальников (или заместителей начальников) более
крупных подразделений (цехов, отделов). Остальные работники, прошедшие подготовку,
продолжают работать на прежних должностях; возможна их горизонтальная ротация.
4) Работа с линейными руководителями среднего
звена управления. На этом этапе к уже сформировавшейся группе молодых
руководителей присоединяются действующие перспективные начальники цехов и их
заместители. Работу строят в соответствии с индивидуальными планами. За каждым
назначенным на должность руководителя закрепляют наставника - руководителя
высшего звена управления для индивидуальной работы с ним.
Ежегодно проводят тестирование руководителей
среднего звена управления, которое выявляет их профессиональные навыки, умение
управлять коллективом, решать сложные производственные задачи. На основании
результатов тестирования каждого конкретного руководителя выносят предложения о
дальнейшем продвижении его по службе.
5) Работа с линейными руководителями высшего
звена управления. Назначение руководителей на высшие посты - сложный процесс.
Одну из главных трудностей составляет выбор кандидата, удовлетворяющего многим
требованиям. Руководитель высшего звена управления обязан хорошо знать отрасль,
а также конкретное предприятие. Он должен иметь опыт работы в основных
функциональных подсистемах, чтобы ориентироваться в производственных,
финансовых, кадровых вопросах и квалифицированно действовать в экстремальных
ситуациях.[27, c. 126]
. Личностные качества руководителя как
саморазвивающейся системы в ООО «Плюс Гарантия Курск»
.1 Деятельность менеджера как руководителя
коллектива
В процессе управления персоналом менеджер выполняет
различные функции, прежде всего формирует стратегию организации. На основе
анализа исходной ситуации и предвидения он четко определяет стратегические цели
и этапы их достижения, ставит задачи перед подчиненными, составляет план
действий и обеспечивает реализацию плана и достижение поставленных целей. В
условиях научно-технической революции менеджер должен осуществлять и
экспертно-инновационную функцию, которая тесно связана со стратегической
функцией и предполагает ориентацию руководителя на нововведения, создание в
организации атмосферы новаторства, развитие внутрифирменного
предпринимательства.
Одной из основных функций руководителя является
административная, которая предполагает организацию контроля, создание
необходимых условий для деятельности персонала, координацию деятельности
подчиненных.
Основные задачи руководителей высшего звена
управления состоят в формировании организационной культуры фирмы и создании ее
делового кредо, что находит свое выражение в определении миссии, ее ценностей и
политики. Высшее руководство формирует структуру и систему управления фирмы,
представляет ее на переговорах. Функции высших руководителей чрезвычайно сложны
и многоплановы. Их осуществление требует глубоких и всесторонних знаний,
аналитических способностей, а также наличия талантов политика, дипломата,
публициста, оратора. К высшему звену руководителей относят директора
предприятия и его заместителей. Эту «команду» высшего руководства подбирает,
как правило, первый руководитель.[5, c.
21]
Руководители среднего звена управления - это
менеджеры, которые возглавляют основные подразделения фирмы, например
начальники цехов, отделов. Они назначаются и освобождаются от должности первым
руководителем или его заместителями и занимают промежуточное положение между
высшим руководством и руководителями низшего звена управления, которые выдают
задания исполнителям. Руководители среднего звена управления во многом
определяют осуществление на практике стратегии и политики организации,
сформированных на высших этажах власти. В рамках своей компетенции руководители
среднего звена решают кадровые вопросы в своих подразделениях: принимают и
увольняют работников, поощряют и наказывают своих подчиненных.
Руководители низшего звена управления - это
начальники участков, руководители групп, бригадиры, мастера. Они работают
непосредственно с исполнителями и несут ответственность за их действия. Именно
эта категория менеджеров осуществляет непосредственное управление персоналом. В
их обязанности входит организация и координация труда исполнителей, обеспечение
своевременного и качественного исполнения заданий, контроль за использованием
оборудования, материалов и других ресурсов. От этих руководителей в конечном
счете зависит состояние дисциплины и внедрение нововведений. Менеджеры низшего
звена управления имеют право в установленном порядке поощрять и наказывать
подчиненных, делать соответствующие представления руководителям подразделений и
высшему руководству фирмы.
Деятельность менеджера в части управления
персоналом получает свое концентрированное выражение в стиле руководства. Стиль
работы руководителя - одна из сторон более широкого понятия - стиля управления
как единства стилей различных видов управленческой деятельности.
Большое воздействие на стиль управления
оказывают условия организационно-распорядительной деятельности: пределы
самостоятельности предприятий и органов управления, сбалансированность прав и
обязанностей, строгая согласованность распорядительных действий.
Таким образом, стиль управления - это привычная
манера поведения руководителя по отношению к подчиненным для оказания на них
влияния и побуждения их к достижению целей организации.
Рис.2 «Решётка менеджера»
С помощью «решетки менеджмента» можно соотнести
учет в управлении интересов фирмы, персонала и отдельных работников.
Оптимальным вариантом руководства является максимальный учет интересов
производства и каждого работника. К этому идеалу должен стремиться каждый
менеджер.
.2 Стиль руководства и эффективность управления
Эффективность работы коллектива зависит от
профессионально-личностных качеств руководителя, т. е. от стиля и методов его
работы. Стили принятия решений могут носить следующий характер:
1.Указующий,
или директивный. Руководитель:
· единолично
определяет содержание проблемы;
· рассматривает
возможные решения;
· дает
указания по его реализации.
2.Убеждающий.
Руководитель:
· принимает
решение единолично;
· разъясняет
подчиненным его назначение;
3.Консультативный.
Руководитель:
· рассматривает
членов коллектива как консультантов;
· привлекает
их к выработке решения;
· предоставляет
всю информацию по проблеме;
· рассматривает
предложенные варианты решения;
Так как распорядительные акты предусматривают
обязательность выполнения, необходимо, чтобы они соответствовали законам и
нормам административного права и функциям соответствующих подразделений и
исполнителей.
1.Десять
заповедей для издания приказов и инструкций Знай, что ты должен делать сам,
прежде чем отдавать приказы другим.
2.Обдумав
и выбрав метод, сообщи об этом подчиненному.
3.Учитывай
знания, способности и опыт подчиненных.
4.Приказ
должен быть точным и кратким, не перегруженным деталями.
5.Убедись,
что подчиненный понял приказ, повторяя и объясняя, сколько потребуется.
6.Представляй
сложные инструкции в письменном виде.
7.Не
отдавай одновременно слишком много приказаний.
8.Отдавая
приказы, забудь о нетерпении, гневе, сар-азме.
9.Убедись,
что последний приказ не противоречит предыдущему, и все они отвечают общей
стратегии.
После издания распорядительного документа
необходимо провести разъяснительную работу с учетом деловых, профессиональных и
психологических особенностей исполнителя.
Существуют следующие типы исполнителей:
1."Инженеры
поневоле" - ни к творчеству, ни к ответственности, ни к исполнительности
не склонны.
2."Ответственные"
- ответственны, исполнительны, но творчество и самостоятельность не ценят и не
стремятся к ним.
3."Самостоятельные",
или "самопрограммируемые", - ориентированы на творчество и
самостоятельность меньше, а ответственность - довольно сильно, на
исполнитель-ость - средне. Неприязненно относятся к управлению со стороны.
4. "Непритязательные" - высоко
ценят творчество, отетственность, исполнительность, но не реализуют их в
работе.
5. "Исполнительные"
- высоко ценят исполнительность, низко - самостоятельность и творчество.
Справляются с любым поручением, хотя избегают самостоятельности и
ответственности.
6. "Самоуверенные"
- высоко ценят деловые качества, творчество и ответственность. В реальных же
условиях проявляют свои деловые качества умеренно, самооценка резко завышена.
Организация исполнения включает две стадии:
· подготовку
действий исполнителей;
· содействие
их действиям.
Контроль позволяет получать информацию о
состоянии дел и предупредить неблагоприятную ситуацию.
Принципы рациональной организации контроля за
исполнением:
· комплексность
- охват всех сторон работы и всех подразделений;
· предупреждение,
посредством контроля, возможных отклонений от исполнения заданий;
· тщательное,
глубокое и всестороннее изучение существа проверяемого процесса;
· результативность,
которая состоит не только в обнаружении недостатков в исполнении заданий, но и
в разработке мероприятий по их устранению.
Руководитель использует определенные стили и
методы, выстраивая свое поведение сообразно личным социально-психологическим
установкам.
2.3 Организация труда руководителя
Труд руководителя связан с разработкой и
передачей информации. Этот процесс может быть устным, письменным и
протокольным. Устный процесс включает проведение совещаний, деловых бесед,
инструктаж сотрудников, телефонные переговоры. Письменный процесс предполагает
ведение деловой переписки. Протокольный процесс связан с составлением приказов,
распоряжений, инструкций.[5, c.
69]
Проведение совещаний
Цель проведения совещания - принятие
коллективного решения. Совещание включает три этапа: подготовку к проведению,
проведение совещания и контроль за выполнением решений по результатам совещания.
Основные рекомендации по подготовке совещания
1. Выносить на обсуждение только те вопросы,
которые нельзя решить оперативно, в рабочем порядке.
2) Точно и подробно формулировать повестку дня.
3) Повестку дня и суть вопроса довести до участников
совещания заранее.
4) В сообщении о проведении совещания указывать
время начала и окончания.
Эффективность совещания зависит от умения и
желания участников совещания активно воспринимать информацию. Необходимо
настроить себя на эффективное слушание.
Приемы эффективного слушания:
а) активная поза слушателя;
б) устойчивая сосредоточенность, в том
числе взгляда;
в) умение анализировать тезисы собеседника;
г) постоянная готовность слушателя к
восприятию.
Принципы рационализации труда руководителя:
1) В начале работы установите точный график дня
и приоритетные вопросы.
2) Малозначительные вопросы накапливайте и
посвящайте им 3~4 часа в месяц.
3) Раз в месяц проверяйте степень
исполнительности и ответственности ваших подчиненных путем ревизии.
4) Любая проверка должна заканчиваться выводами.
5) Избавляйтесь от ненужной информации.
6) Не распыляйтесь, концентрируйте внимание на
сложном вопросе.
Правила телефонных разговоров:
Структура телефонной беседы:
· взаимное
представление - 20±5 с.
· введение
собеседника в курс дела - 40±5 с.
· обсуждение
ситуации - 20±5 с.
· заключительное
слово - 20±5 с.
В связи с этим можно выделить следующие типы
руководителей:
1. "Активист"
- инициативен, самостоятелен, в меру честолюбив. Гордится коллективом, уверен в
его поддержке. Опирается на социально-психологические методы воздействия.
2. "Хозяин"
- считает работу главным в своей жизни, отдает ей все силы и время. Самым
важным считает дисциплину, построенную на административных методах, инструкциях
и правилах. Недооценивает подчиненных, не доверяет им, болезненно воспринимает
критику, бывает груб.
3. "Диагностик"
- наделен аналитическим мышлением, умеет обнаруживать недостатки и находить
способы их устранения. Склонен преувеличивать значение экономико-математических
методов в ущерб социально-психологическим.
4. "Рационализатор"
- склонен к совершенствованию организации, структуры управления, к составлению
схем, графиков. Выдвигает множество оригинальных, но неглубоких идей по
совершенствованию управления, носящих характерные черты инженерного управления.
Иногда рационализация и перестройка заменяют основную работу.
5."Начальник"
- считает, что создан для руководства, любит заседать, представительствовать.
Легко контактирует с высшим начальством и членами коллектива, но болезненно
воспринимает успех, полученный без его участия.
6."Исполнитель"
- действует точно в рамках указаний. Доволен подчиненными, начальством и самим
собой. Обладает большими теоретическими знаниями, жизненным опытом, предпочитает
менее эффективные, но проверенные решения.
7."Свой
человек" - хорошо знает подчиненных, признает только неформальные
контакты, охотно общается вне производства. Не любит заниматься
административными вопросами.
8."Нонконформист"
- проявляет индивидуализм в управленческой деятельности. Не переносит
несогласия со своими идеями.
менеджер
руководитель стиль карьера
3. Пути совершенствования личности руководителя
Для руководителей очень полезно усвоить
последовательный и систематизированный подход к своему развитию. По мере того,
как совершенствуются профессиональные навыки и умения, формируется твёрдая
основа для компетентной работы. Поэтому в развитии управленческих навыков
должны участвовать и организация, и сам руководитель.
Условия работы в процессе развития предприятия
могут и должны изменяться, и поэтому, очевидно, руководителю необходимо иметь
способность менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся
условий. В этом-то заключается, в частности, способность руководителя при любых
условиях успешно управлять производством. Следовательно, как считают многие
ученые, общие требования к знаниям, умениям, деловым и личным качествам
руководителей могут быть сформулированы, однако конкретные требования, конечно,
будут отличаться для руководителей разного уровня.
Разграничивая понятия - знание, умение, деловые
и личные качества, можно примерно так определить разницу между ними. Знания
служат для того, чтобы знать, что делать; умения и навыки дают возможность
знать, как сделать; деловые и личные качества обеспечивают знание обстановки,
правильную оценку, уверенность в принятии решений и энергичные действия по
реализации принятых решений.
Чтобы квалифицированно управлять производством,
руководителю необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в
области техники, экономики, организации производства и управления.
Знания должны быть не только теоретическими, но
и практическими, полученными в процессе работы на производстве. Общий объем
комплекса теоретических и практических знаний и соответствие знаний в различных
областях науки и техники, экономики, организации производства и управления,
требующихся для осуществления квалифицированного руководства, зависит от тех
функций управления, которые выполняет руководитель.
Практика показывает, что не все даже
высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями,
могут успешно руководить производством. Руководителю необходимо иметь
организаторские способности. Ведь управление производством заключается, прежде
всего, в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений.
А. Файоль считает, что чем выше ранг
руководителя, тем большее значение для него имеют административные способности.
Роль технических способностей при этом уменьшается.
С такой точкой зрения сегодня согласны
большинство специалистов в области менеджмента. Любой самый талантливый и
работоспособный руководитель не сможет добиться успеха, если он не умеет
правильно организовать и спланировать свою работу, сочетать оперативное
руководство производством с работой над перспективными вопросами. Руководителю
надо иметь способности предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом,
изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом
новые напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию
производства.
Оперативное руководство производством
заключается в умении руководителя быстро найти и принять конкретное решение
различных задач, постоянно возникающих в процессе производства. Задержка в
решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению нормального ритма и
хода производства.
Большое значение имеет умение руководителя
подбирать своих ближайших помощников, четко распределять функции, обязанности и
ответственность каждого из них, предоставлять им возможность самостоятельно
решать возникающие в ходе производства вопросы, сохранив за собой оперативный
контроль за работой своих звеньев.
Важным для руководителей является знание и
понимание ими людей, умение правильно оценивать способности и индивидуальные
особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов
коллектива, поддерживать их инициативу и использовать ее в практической работе.
Руководитель, если он хочет, чтобы его
предприятие имело потенциал развития, должен задавать для нее цели, и брать на
себя ответственность за их осуществление. Те, кто добился определенных успехов,
ориентируются на создание стабильно развивающейся организации, устойчивой к
любого рода потрясениям - как внешнего, так и внутреннего характера.
Осознание руководителем собственной
управленческой ситуации - это:
определение объективных и субъективных
ограничений, мешающих достижению целей,
принятие внутренней этически непротиворечивой
управленческой позиции.
Тогда и мотивация сотрудников становится
оптимальной, направленной на развитие:
практически каждый имеет перед собой образ
будущего своей организации,
руководитель в случае необходимости способен
убедить коллектив в принятии решения, которое должно было бы вызвать крайнее
неприятие,
в момент обострения трудностей, каждый способен
работать еще лучше, воспринимая проблемы предприятия как препятствие, которое
нужно преодолеть.
Заключение
Профессиональный менеджер, как и профессионал в
любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные
задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих
элементов и делает менеджера профессионалом. Высокий профессионализм, в свою
очередь, зиждется на совокупности личностных черт, позволяющих менеджеру
достичь максимального профессионального роста и профессиональной
самореализации.
В связи с изменениями, происходящими в обществе
и экономической жизни страны, в последние годы существенно возросло количество
менеджеров и предпринимателей. Однако, несмотря на все возрастающее количество
высокопрофессиональных менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на
эффективность профессиональной деятельности и уровень профессиональной
самореализации, до сих пор не исследованы.
Руководитель должен быть способным принимать
решения, планировать, вести беседу, организовать людей, осуществлять контроль
за деятельностью подчиненных.
Руководитель должен не столько управлять,
сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член
коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации.
Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных,
материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в
интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться
удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива. «Руководитель служит
коллективу, а коллектив служит делу».
В современной экономике функции работников
настолько усложняются и интеллектуализируются, что управлять ими с помощью
команд и распоряжений - малоэффективно. Поэтому руководитель должен не
управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером.
Таким образом, от прежней роли руководителя,
который служил только делу, жизнь заставляет перейти к новой роли руководителя,
который служит своим работникам, не переставая служить делу. Обладать умением
организовать участие каждого члена коллектива в процессе исполнения
управленческих функций. Выполняемые руководителем функции по управлению персоналом
не ограничиваются рассмотренными в данной дипломной работе. Они связаны
практически со всеми вопросами обеспечения организации сотрудниками и
использования персонала: его маркетингом, привлечение на предприятие, оценкой,
отбором, обучением, стимулированием, перемещением, карьерой, социальным
обеспечением, взаимоотношениями с органами трудового коллектива, профсоюзами.
Полученные нами данные могут найти свое
применение в профессиональном отборе на позиции менеджера или менеджера высшего
звена, либо при организации и проведении ассессмент-центров для менеджеров.
Полученные данные могут быть нормативными для аналогичных выборок. Данные
нашего исследования восполняют определенный пробел в научной литературе и дают
представление о личностных профессионально значимых особенностях менеджеров
высшего звена.
Библиография
1)
Алабугин А.А. Теория и практика менеджмента. [Текст]/ А.А. Алабугин - М.:
Челябинск: 2009. 211 с.
)
Бороздина Т.В. Психология делового общения, учеб. пособие [Текст]/ Т.В.
Бороздина -М.: Инфра-М, 2008. 149 с.
)
Валеева О. Г. Менеджмент: Учеб. пособие. [Текст]/ О.Р. Валеева, А.Г. Комаров -
М.: Уфа, 2010. 437 с.
)
Вершигора Е.Е. Основы управления. Выш. шк., [Текст]/ Е.Е. Вершигова -М.: Минск,
2008. 540 с.
)
Веснин, В.Р. Менеджмент учебник [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2009. 231 с.
)
Волкогонова, О.Д. Управленческая психология учебник [Текст] / О.Д. Волкогонова,
А.Т. Зуб. -М.: Форум: Инфра-М, 2007. 256 с.
)
Егоршин, А.П. Основы управления персоналом, учеб. пособие [Текст] / А.П.
Егоршин. -М.: Инфра-М, 2011. 675 с.
)
Зайцев О.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч. редактор А.А.
Радугин. [Текст] / О.А. Зайцев, А.А. Радугин - М.: Центр, 2008.
)
Зигерт В. Руководитель без конфликтов. [Текст] / В. Зигерт, Л. Ланг - М.:
Экономика, 2009. 662 с.
)
Зиновьева Л.А. Менеджмент, учеб. Пособие [Текст] / Л.А. Зиновьева - Кемерово:
Кузбассвузиздат, 2008. 658 с.
)
Зотов В.В. Задачи и организационные основы менеджмента. [Текст]/ В.В. Зотов,
Е.В. Ленский - М: ТОО "Корона-принт", 2009, 256 с.
)
Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. [Текст]/ Т.С. Кабаченко
-М., 2007. 521 с.
)
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие [Текст]/ Н.И. Кабушкин. - 7-е
изд., стереотип. - М: Новое знание, 2007. 356 с.
)
Казначевская, Г.Б. Менеджмент, учеб. пособие [Текст] / Г.Б. Казначевская - М.:
Ростов н/Д: Феникс, 2009. 564 с.
)
Кишкель, Е.Н. Управленческая психология. Учебник [Текст]/ Е.Н. Кишкель - М.:
Высшая школа, 2008. 123 с.
)
Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы (на
материалах 12 российских комиссий): Практическое пособие. [Текст]/ Ю.Д.
Красовский - М.: ИНФРА-М, 2007. 322 с.
)
Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. [Текст]/
М.И. Круглов - М.: Русская деловая литература, 2008. 149 с.
)
Мальцев, В. П. Роли российского делового человека: от предпринимателя до лидера
[Текст]/ В. П. Мальцев, Ю.П. Шокин, А.Ф. Абрамочкин // Менеджмент в России и
зарубежом.-2009.-№4 - с. 142-144
)
Максимцова М.М. Менеджмент под ред. [Текст] / М.М. Максимцова -М.: Юнити, 2009.
267 с.
)
Мескон, М.Х. Основы менеджмента, учебник [Текст]/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.
Хедоури. - М.: Дело, 2011. 490 с.
)
Панкин А. И. Основы практического менеджмента. [Текст]/ А.И. Панкин М.:
ЮНЙТИ-ДАНА, 2010. 370 с.
)
Петрухин B.C. Менеджмент XXI века. [Текст]/ B.C. Петрухин - М.: Зеркало, 2008.
390 с.
)
Румянцева З.П. Менеджмент организации. [Текст]/ З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин.
М.: Инфа - М, 2010. 432 с.
)
Самсонов И.Ф. Основы управлении персоналом, [Текст]: учебное пособие. Издание
2-е, переработанное и дополненное. - Курск: Изд-во КИГМС, 2011. -183с.
)
Семёнов, А.К. Основы менеджмента, [Текст] : учеб. пособие [Текст]/ А.К.
Семёнов, В.И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2008.
320 с.
)
Смирнова, Г.Б. Менеджмент учеб. пособие [Текст]/ Г.Б. Смирнова. -
Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2009. 370 с.
)
Цыпкин, Ю.А. Менеджмент. Учеб. пособие [Текст]/ Ю.А. Цьшкин, А.Н. Люкшинов,
Н.Д. Эриашвили. -М.: Юнити-Дана, 2009. 300 с.
Приложение №1
Комплексный тест для оценки профессиональной
пригодности
Представьте себе, что вы руководите каким-то
подразделением. Ответьте «Да» или «Нет» на следующие вопросы.
1.Я
не затрудняюсь уволить с работы даже очень обаятельного человека, с которым у
меня прекрасные отношения, если тот работает по принципу «Третий сорт - не
брак!».
2.В
неопределенной ситуации я способен(а) остановиться на какой-то одной четкой
цели и без колебаний идти к ней.
3.Я
сумею наладить доброжелательные отношения с подчиненными и руководством.
4.Иногда
полезно переходить к временной конфронтации во взаимоотношениях с
администрацией и подчиненными.
5.Я
регулярно пересматриваю цели моей деятельности.
6.Сейчас
нецелесообразно учиться и приобретать специальность, лучше сосредоточиться на
накоплении средств, чтобы развернуть дело.
7.Я
умею воздействовать на людей так, чтобы они принимали мою логику и считали себя
обязанными содействовать достижению моих целей.
8.Я
редко поступаю вразрез с моими убеждениями.
9.Я
настолько проникнут(а) желанием добиться успеха, что часто иду на временные
лишения: скрепя сердцем, жертвую благополучной атмосферой в семье, общением с
детьми, совместным отдыхом.
10.Я
всегда экономлю время и силы, строго ограничивая поступающую информацию только
самой необходимой.
11.Я
считаю, если человек постоянно пересматривает и проверяет свои убеждения, то он
их просто не имеет.
12.Я
способен(на) поддерживать свое настроение покупкой каких-нибудь мелких,
недорогих, но хороших вещей, чтобы пережить крупные неудачи или период
длительного безденежья Я считаю, что в тех случаях, когда нет полной
определенности ситуации, не стоит предпринимать решительные действия.
13.Я
часто вынужден(а) жертвовать творческими интересами и замыслами, решая проблемы
материального обеспечения и продвижения по службе.
14.Я
способен(на) переходить к временной конфронтации и жестокому противостоянию в
семье и с друзьями, чтобы в полной мере раскрыть свои возможности на работе.
15.Я
постоянно заставляю себя поступать, как надо, а не так, как хочется.
16.Я
настолько демократичен(на), что в общении с подчиненными просто не могу
заставить себя сказать «я» вместо «мы».
17.Проблемы
материального обеспечения всегда противоречат задачам сохранения благополучия в
семье и получения удовольствия от жизни.
18.Мне
мешают по-настоящему активно и плодотворно действовать в качестве менеджера
общественная неразбериха и анархия.
19.Менеджеру
надо быть готовым жертвовать своей духовной жизнью ради служебных дел.
20.Я
лучше всего решаю проблемы, когда есть возможность уединиться и
сосредоточиться.
21.Менеджер
просто обязан высказать свое возмущение подчиненными, работа которых вызывает
недовольство.
22.Я
никогда не экономлю средства и время на приобретение максимально возможной
информации, даже если не всегда представляю, зачем она мне может понадобиться.
23.Иногда
я сталкиваюсь с совершенно равнозначными желаниями и, осознавая их
несовместимость, все же ни одним не могу пожертвовать.
24.Я
часто влияю на принятие решений коллегами, мне не подчиненными.
25.Планирование
- это пережиток социалистической идеологии.
27.Иногда,
даже осознав, какие желания борются во мне, я не могу выбрать удовлетворяющего
меня решения.
28.Служебные
дела требуют поступиться многими удовольствиями жизни.
29.Ответственные
и рискованные ситуации вызывают у меня чувство вдохновения: прилив энергии,
необычайную собранность, сосредоточенность и ясность мысли, легкость и точность
действий.
Обработка результатов. За каждый положительный
ответ в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 7,8, 23, 25, 30 и отрицательный в остальных
вопросах засчитывается по одному баллу.
Если сумма баллов 9, то вам лучше отказаться от
идеи стать менеджером.
При 10-21 баллах ваше желание стать менеджером в
большей степени продиктовано рекламой и модой, чем внутренними побуждениями, но
если ваше намерение твердо, то для того, чтобы стать хорошим менеджером, вам
потребуется существенная социально-психологическая подготовка.
Если сумма баллов 22-26, то вы на правильном
пути и скорее всего
точно определили свое призвание.
Если результат 26 баллов, то вы прирожденный
менеджер. Разумеется, учиться и совершенствоваться в условиях конкуренции
всегда необходимо.