Языковая норма в средствах массовой информации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,76 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Языковая норма в средствах массовой информации

Содержание

Введение

Глава 1. Теоритические основы исследования

.1 Понятие языковой нормы

.2 Типы языковых норм

.3 Характеристика современных средств массовой информации

.3.1 Виды средств массовой информации

.3.2 Функции средств массовой информации.

.3.3 СМИ как культурно-формирующий фактор.

Глава 2. Особенности нарушения языковых норм в текстах средств массовой информации.

Заключение.

Список литературы

Введение

Языковая норма - это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху, это правила выбора и употребления языковых средств. Норма определяет, что правильно и что неправильно. Благодаря нормам язык понятен всем, кто его использует. Языковые нормы объективно складываются в процессе языковой практики. Нормы могут изменяться с течением времени, но эти изменения происходят очень медленно, постепенно [21, с.7].

Современные средства массовой информации во многом определяют языковую, социально-психологическую и культурную ситуации в обществе. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня [4].

В этой связи становиться актуальным изучение текстов печатных средств массовой информации на предмет несоответствия их языковым нормам.

С одной стороны, язык массовой коммуникации по-своему обогащает литературный язык, насыщая его оценочными оборотами, формируя отточенную, нередко афористическую речь. С другой стороны, нельзя не видеть негативной роли языка некоторых СМИ, изобилующего многообразными отступлениями от нормы, наводняющего речь жаргонизмами и иноязычными словами. Именно в СМИ происходят активные процессы изменения языковой нормы русского языка [4].

В научной литературе этот вопрос находиться в стадии разработки. Много работ посвящено влиянию СМИ на аудиторию, где затрагивается вопрос о том, что средства массовой информации размывает границы между неофициальным общением и официальным публичным общением.

Предметом нашего исследования являются тексты печатных средств массовой информации, а объектом - степень их соответствия нормам русского литературного языка, ошибки и причины их возникновения.

Цель данной работы: подробно рассмотреть тексты печатных средств массовой информации в нормативном аспекте.

Задачи исследования:

дать понятие языковой нормы и изучить классификацию речевых ошибок;

дать характеристику печатным средствам массовой информации;

определить наиболее популярные издания и кратко охарактеризовать их;

проанализировать конкретные тексты популярных печатных средств массовой информации с точки зрения соблюдения лексических, грамматических и стилистических норм.

Гипотезу данной работы можно обозначить так: проанализировать тексты печатных средств массовой информации при помощи языковых норм русского литературного языка и доказать, что СМИ нарушают нормативные аспекты.

Основными методами исследования в данной работе явились методы:

vАнализ научной литературы;

vНаблюдение;

vСравнительный анализ.

Работа состоит из двух глав: теоретической и практической основы исследования. В работе было использовано 30 литературных и около 10 электронных источников, а так же выпуски газет 2008-2009 годов издания.

Методологической базой исследования выступают идеи и концепции, изложенные в трудах по актуальным проблемам теории языка и лингвистики: Илья Романович Гальперин, Сергей Георгиевич Кара-Мурза, Людмила Алексеевна Введенская, Людмила Карловна Граудина и др.

Глава 1. Теоритические основы исследования

1.1Понятие языковой нормы

Языковая норма (норма литературная) - это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений) [2, с. 36].

Языковая система, находясь в постоянном использовании, создается и видоизменяется коллективными усилиями тех, кто ею пользуется… Новое в речевом опыте, не вписывающееся в рамки системы языка, но работающее, функционально целесообразное, ведет к перестройке в нем, а каждое очередное состояние языковой системы служит основанием для сравнения при последующей переработке речевого опыта. Таким образом, язык в процессе речевого функционирования развивается, изменяется, и на каждом этапе этого развития языковая система с неизбежностью содержит в себе элементы, которые не завершили процесс изменения. Поэтому различные колебания, варианты неизбежны в любом языке" [28, c. 47]

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

Øсоответствие структуре языка;

Øмассовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;

Øобщественное одобрение и признание.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом: они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

·произведения писателей-классиков;

·произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

·публикации средств массовой информации;

·общепринятое современное употребление;

·данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

·относительная устойчивость;

·распространенность;

·общеупотребительность;

·общеобязательность;

·соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы [33].

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу. Указанное свойство нормы было отмечено профессором Александром Матвеевичем Пешковским, который писал: "Существование языкового идеала у говорящих, - вот главная отличительная черта литературного наречия с самого первого момента его возникновения, черта, в значительной мере создающая самое это наречие и поддерживающая его во всё время его существования".

Профессор Сергей Иванович Ожегов подчеркивал социальную сторону понятия нормы, складывающейся из отбора языковых элементов - наличных, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса. Ожегов обращал внимание на то, что нормы поддерживаются общественно-речевой практикой (художественной литературой, сценической речью, радиовещанием). В 60-80-е гг. XX в. литературные произведения и радиопередачи действительно могли служить образцом нормативного употребления. На сегодняшний день ситуация изменилась. Не всякое литературное произведение и не всякая передача по радио и телевидению могут служить образцом нормативного употребления языка. Сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи и периодические издания могут быть использованы как примеры литературно-нормированной речи.

1.2Типы языковых норм

В литературном языке различают следующие типы норм:

·нормы письменной и устной форм речи;

·нормы письменной речи;

·нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

·лексические нормы;

·грамматические нормы;

·стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

·нормы орфографии;

·нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

·нормы ударения;

·интонационные нормы.

Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов.

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа:

·неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля. Пример: костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике;

·нарушение норм лексической сочетаемости. Пример: стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека;

·противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова. Пример: Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России;

·употребление анахронизмов. Пример: Ломоносов поступил в институт; Раскольников учился в вузе;

·смешение лингвокультурологических реалий. Пример: Ломоносов жил за сотни миль от столицы;

·неверное употребление фразеологических оборотов. Пример: Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду.

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с других аффиксом.

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имён существительных.

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.

Из синтаксических ошибок наиболее распространенные - многочисленные нарушения норм образования словосочетаний. Такие ошибки встречаются в словосочетаниях, компоненты которых связаны управлением, и мотивированы чаще всего грамматической аналогией, когда управление, свойственное одному слову, в силу близости значений распространяется на другие слова.

Встречается также неправильное употребление союзов в сложном предложении. Само предложение может быть перегруженным частями, грамматически и по смыслу плохо оформленным, с неправильным порядком частей.

Синтаксические погрешности обусловлены, с одной стороны, языковой модой (смешение стилей, отрицание предшествующих традиций), а с другой - слабым владением ресурсами языка, неумением выбрать такой способ формулировки мысли, который соответствовал бы общепринятому в данный момент стилевому стандарту.

Смешение стилей - одно из наиболее распространенных нарушений. Часто его допускают как сознательно, но неоправданно, так и по небрежности. Проявляется оно и на уровне синтаксиса - в выборе нехарактерных для данного стиля слов, и на уровне синтаксиса - в выборе иностилевых конструкций: быть без денег по этому направлению, надеюсь, не придется.

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.

Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:

·стилистическая неуместность. Пример: зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе - в тексте сочинения, в деловом документе, в анали-тической статье;

·употребление громоздких, неудачных метафор. Пример: Пушкин и Лермонтов - два луча света в темном царстве; Этим цветам - посланникам природы - неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами!; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил?;

·лексическая недостаточность. Пример: Меня до глубины волнует этот вопрос;

·лексическая избыточность. Пример: Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть к тому периоду времени, когда они жили; Пушкин - поэт с большой буквы этого слова;

·двусмысленность. Пример: Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар; Есенин, сохраняя традиции, но как-то не так любит прекрасный женский пол; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными [6, с.124].

Отдельно стоит отметить избыточные неоправданные сочетания - плеоназм и тавтология. Плеоназм - это употребление лишних по смыслу, пустых слов и слов-паразитов; тавтология - неоправданное употребление одних и тех же или однокоренных слов, приводящее к появлению в тексте смысловой избыточности. Плеоназм и тавтологию надо отличать от экспрессивных сочетаний типа давным-давно, подобру-поздорову, волей-неволей, туча тучей и подобных.

Нормы орфографии - это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Средства пунктуации имеют следующие функции:

·отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой;

·фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или ее элемента;

·объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, так как их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

1.3Характеристика современных средств массовой информации

1.3.1 Виды средств массовой информации

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве) [25, с. 421]. Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации - прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах) [31, с.7]. Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем репертуаром сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер извлечения (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.

Во-вторых, можно пользоваться возможностями отложенного чтения" - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к извлечению" информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или цитировать давно прошедшие передачи, и т.д.

Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, не делит своего внимания между звуком и тем, что его сопровождает. В этом смысле существует большая разница между прослушиванием концерта классической музыки по радио и слушанием - смотрением его по телевидению (ведь в первом случае аудитория воспринимает уже сделанное произведение, а во втором - имеет возможность наблюдать за тем, как делается" произведение дирижером, оркестровыми группами, отдельными оркестрантами и т.д.) Радио как бы отфильтровывает звук от всех других элементов ситуации, несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем самом по себе. Но монополия" звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории увидеть, как и кем создается звуковая картина.

Помимо этого, еще одна особенность радио - та, что отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности фантазирования мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и передача литературно - музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом задает рамки слушательской фантазии).

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более просматривать, как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа сначала новости вкратце), а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

На телевидении аудио и видео могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный триумвират средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).

К этим триумвирам в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле - сетевещание, сайты (странички") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика. Более того, нынешняя информационная среда Сети перегружена чисто компьютерной информацией, равно как и сильно политизированной информацией в социальных областях. С другой стороны, ситуация медленно меняется в том смысле, что вся информация становится коммерческой, то есть коммерциализированной. На многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые горячие темы, сенсации дня. Интернет - пользователю предлагается лишь краткий обзор наиболее важных событий. Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

1.3.2 Функции средств массовой информации

Функция (лат. functio "обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей") [24, с.47].

Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.

Например, Евгений Павлович Прохоров, Российский филолог, социолог, теоретик журналистики, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

. коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";

Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно - организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

Так, например, Сергей Григорьевич Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:

·производственно-экономическую;

·регулирующую;

·духовно-идеологическую;

·информационно-коммуникативную [14, с.53].

Данные авторы, по всей видимости, отождествляют функции журналистики и функции СМИ. Функции средств массовой информации более разнообразны и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие журналистика может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий - элементом журналистской деятельности.

Таким образом, мнение журналиста-практика - руководителя еженедельника "Тайм", приведенное Сергея Григорьевича Корконосенко в своей работе, является достаточно объективным: "Мы по-прежнему имеем дело с оценкой текущих событий и не претендуем на беспристрастность". Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Но, на мой взгляд, самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях:

·гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;

·политические функции СМИ - формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения [35].

Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.

языковой норма массовый информация

1.3.3 СМИ как культурно-формирующий фактор

Первейшая функция СМИ - распространение информации. В выполнении этой функции задействованы люди, далекие от производства культурных ценностей. «Распространение массовой информации осуществляется профессионалами-практиками, которые, как правило, лишь за редкими исключениями сами создают новые идеи, формулы или новые конструкции, преимущественно осуществляют

социальную функцию, прочно связанную с потребностями текущего момента, - пишет Абрахаам Моль. - Их задача - это, прежде всего, создание по выражению Абрахаама Моля «системы кровообращения в общественном организме», т.е. распространение информации. Цели их деятельности определены вполне четко: исторически они связаны с демократическим тезисом о том, что народ имеет право на знания» [19, с. 118].

СМИ обеспечивают специфическое духовное общение людей, при котором обмен продуктами деятельности выступает как обмен информации между людьми. Специфика этого общения характеризуется массовостью и регулярностью распространения информации, стереотипным характером ее содержания. Что же касается формы распространения информации, то она весьма разнообразна - текстовая, графическая, аудиовизуальная, их комбинации. СМИ обеспечивают непрерывный поток отдельных элементов культуры в силу чего личность выступает не как результат целенаправленного процесса усвоения научных знаний, моральных норм и других существующих в обществе культурных ценностей, а как результат освоения отдельных, часто не связанных друг с другом, элементов культуры. В силу этого, по выражению Абрахаама Моля, культурный потенциал личности становится «мозаичной культурой».

Следует отметить неоднозначное воздействие СМИ на культуру.

С одной стороны СМИ дают возможность приобщения к культурным ценностям самых широких масс, повышает требования к образованию, к интеллектуальному потенциалу общества, интенсифицирует процесс культурного обмена, усиливает интернационализацию культуры и общественной жизни в целом. Иногда они выступают даже в качестве средства создания культурных ценностей СМИ охватывают все элементы культуры: производство - хранение -распределение - потребление духовных ценностей. Таким образом, СМИ не только отражают реальность, а иногда и конструируют её в соответствии с определенными нормами. «Средства массовой информации становятся светской религией, - пишет Лестер Туроу, - по существу заменяющей историческую тенденцию, национальные культуры, настоящие религии, семьи и друзей, как господствующая сила, создающая психические образы действительности» [29, с. 105]. Это является еще одной продуктивной функцией СМИ. Сочетание продуктивной и репродуктивной функций СМИ делает особо значимыми их воздействие на общество и дает возможность отразить современную действительность во всей её сложности. Амбивалентный образ СМИ, который одновременно отражает и конструирует действительность, является средством множественности жизненных миров, характерных для современного общества. Медиа-реальность выступает в качестве посредника, легитимирующего существование этих множественных миров и объединяющего их в единое целое.

Вместе с тем, следует отметить и негативное воздействие СМИ на культуру. Это проявляется, прежде всего, в том, что непосредственное общение людей друг с другом заменяется опосредованным техническими устройствами - телефоном, компьютером и другими информационно-техническими средствами. Отмечая это обстоятельство, Мануэль Кастельс пишет, что «проблема свободы сообщений по-новому встала в городском обществе в последние десятилетия, когда средства массовой информации практически полностью вытеснили личное общение как источник сообщений, несущих новую информацию». Межличностное общение людей становится эмоционально обедненным. Мало этого, вместо распространения подлинных культурных ценностей СМИ часто «выдают на-гора» суррогат, проповедуют насилие, секс, стремление к наживе. Пропаганде и распространению научных знаний противопоставляются лженаучные и мистические взгляды и учения (хиромантия, астрология и др.).

Это обстоятельство усугубляется тем, что СМИ фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская её через свои фильтры, выделают отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры [19, с. 120]. В силу этого, то, что не попадает в поле внимания СМИ остается незамеченным большинством членов общества и не играет в силу этого в жизни общества какую-либо существенную роль. Наоборот, порой буквально навязываемая членам общество информация средствами СМИ приобретает «руководство к действию». Между тем она очень часто далека от правдивости и объективности, тенденциозно освещая те или иные события. СМИ отдают предпочтение более коротким сообщениям, в погоне за сенсациями стараются произвести больший эффект, распространяют популистские заявления, нагнетают нервозность. «В отечественных СМИ (а именно они во многом определяют то, что воспринимается широкой публикой как факт культуры) ведется множество разных дискуссий по вопросам сугубо конъюнктурным, а иногда просто бессмысленным, - говорит Владислав Александрович Лекторский. - Что же касается стратегических проблем, то они почти не обсуждаются». Таким образом, СМИ навязывают членам общества свои критерии оценки событий, свою систему ценностей, порождают определенные стереотипы мышления, типы героя и подлеца, гения и глупца и т.д. В итоге СМИ не информируют, а формируют определенные взгляды и мировоззрение людей в целом путем использования выборочной информации и соответствующей её подаче публике.

Отмечая негативное воздействие СМИ на культуру, следует особо отметить, что в последние годы программы СМИ наполнились различными видами лженауки. Немалая заслуга в этом принадлежит СМИ, которые, воспользовались одним из великих завоеваний постсоветского периода - свободой слова. Вседозволенность и безответственность большинства СМИ привели к тому, что антинаучный бред буквально заполнил страницы газет и журналов, радио и ТВ. В последние годы возникло новое, не существовавшее ранее явление. Лженаука превратилась в мощную организованную силу [15, с. 3]. Действительно, различного рода экстрасенсы, астрологи, маги и другие «кудесники» выступают с заявлениями о том, что нынешняя научная парадигма явно устарела, что время экспериментальной науки и материализма кануло в лету и их нужно заменить новым видением мира, основанным на сверхзнании, откровении, интуиции, «астральном видении мира» и прочей чертовщине. Вокруг бурно развивающейся альтернативной медицине вьется много всякого рода проходимцев и мошенников. Различные формы лженауки часто находят поддержку у отдельных представителей власти, что дает возможность образования различных организаций, проповедующих антинаучный бред. Так, в России был создан Международный институт космической антропоэкологии, ряд лет проводивший «исследования» так называемых торсионных полей. При Министерстве по чрезвычайным ситуациям создана лаборатория экстрасенсов, а Министерство обороны даже создало специальную воинскую часть, укомплектовав их экстрасенсами и колдунами.

Следует отметить, что негативное воздействие СМИ на общество и человека наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Это сознание может быть комфортным и некомфортным, податливым и неустойчивым, включенным в те или иные субкультуры. Более того: развитие современных технических средств СМИ позволяет пользователю самостоятельно выбирать по своим интересам, вкусам ту или иную программу. Это ведет к разделению массовой аудитории на отдельные индивидуальные сегменты, масскультура становится все более сегментированной по идеологиям, ценностям, вкусам и целям жизни. Новые СМИ, охватывает дифференцированную аудиторию, которая, будучи огромной, по численности, не является более массовой в смысле одновременности и разнообразия принимаемых программ. Отношения между индивидами характеризуются тем, что они, объединяя людей в единое человечество, вместе с тем изолируют, автоматизируют людей.

Таким образом, наряду с формированием динамичной личности, воздействия на индивида стандартными культурными моделями в развитии масскультуры все в большей степени пробивается противоположная тенденция - возрастание индивидуального восприятия культурных артефактов. Развитие масскультуры представляется как многоплановый, противоречивый процесс.

Глава 2. Особенности нарушения языковых норм в текстах средств массовой информации

В качестве практического языкового материала мы возьмем статьи наиболее популярных изданий. Для этого обратимся к российскому агентству медийных исследований ExLibris, которое представило рейтинг популярности российских печатных СМИ в I квартале 2010 года, основанный на данных TitlePopularityRanking - профессиональной методике рейтингования печатных изданий, оценивающей популярность СМИ с трех сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей.

Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям: общественно-политические газеты, деловые газеты, общественно-политические журналы, деловые журналы и популярные «желтые» газеты. При расчете рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. Результаты TitlePopularityRanking публикуются агентством на периодической основе, ежеквартально. Ниже приведены первые результаты исследования популярности российских печатных СМИ, учитывающие данные аудиторного охвата, рекламы и цитируемости по I квараталу 2010 года.

Для нашего исследования интересен рейтинг наиболее популярных газет. В I квартале 2010 года лидерами рейтинга в сегменте «Общественно-политические газеты» стали высокотиражные и часто цитируемые в социальных СМИ газеты «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда». На втором месте оказалось издание «Российская газета»:

Таблица 1. Общественно-политические газеты.

№ИзданиеTPR1.Аргументы и факты0,57982.Российская газета0,43373.Комсомольская правда0,39574.Московский Комсомолец0,27875.Новая газета0,25656.Известия0,21797.Независимая газета0,19668.Труд0,18759.Гудок0,161510.Время новостей0,142411.Новые известия0,139712.Трибуна0,1116

Тройку лидеров в сегменте «Деловые газеты» составили «КоммерсантЪ», «Ведомости» и «Известия» (Таблица 2). В конце 2009 - начале 2010 года эти издания сконцентрировали свое внимание на подведении финансово-политических и деловых итогов уходящего года. Данные, представленные этими статусными изданиями, были широко растиражированы в других СМИ. Высокая цитируемость и выдвинула указанные газеты на первые позиции рейтинга.

Таблица 2. Деловые газеты.

№ИзданиеTPR1.КоммерсантЪ0,90652.Ведомости0,90353.Известия0,50924.RBC Daily0,43235.Время новостей0,33646.Российская бизнес-газета0,23517.The Moscow Times0,22888.The St. Petersburg Times0,1454

Лидерами рейтинга в сегменте «Популярные желтые газеты» стали газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и «Жизнь за всю неделю», занявшие ведущие позиции преимущественно за счет широкого охвата аудитории, обуславливаемого популярностью этих изданий:

Таблица 3. Популярные «желтые» газеты.

№ИзданиеTPR1.Аргументы и факты0,92642.Комсомольская правда0,92643.Жизнь за неделю0,46074.Московский комсомолец0,45925.Экспресс-Газета0,31376.Метро (Москва)0,29167.Аргументы недели0,29128.Мир новостей0,2433

Выберем для исследования две газеты, которые лидируют в рейтингах общественно-политических и популярных «желтых» газет: «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда». Для нас будут интересны преимущественно пятничные «толстушки» этих изданий.

Публикации в данных изданиях мы будем рассматривать с позиции нарушения в них норм письменной речи: лексических, грамматических, стилистических, норм орфографии и норм пунктуации.

Таблица 4. Нарушение лексических норм.

№Цитата из СМИИсточникПравильный вариант1.Абонементы, не внесшие вовремя плату за телефон, будут отключены.АиФ, № 41 от 08.10.2008, «Телефон. Повременки не избежать»абонент 2.Роспись начальника на документе отсутствовала.АиФ, № 21 от 21.05.2008, «Равнодушные, продажные, безответственные…»подпись3.На приказе об увольнении отсутствовало число.АиФ, № 10 от 04.03.2009, «Пропавший по суду»дата4.В квартире был произведен розыск…КП от 13.11.2008, «Иисус Христос все-таки существовал»обыск5.Расплата будет производиться с 10 по 20 число каждого месяца…АиФ, № 24 от 10.06.2009, «Не бойтесь долговых квитанций и очередей»выплата6.Достаточно сложной дилеммой было разместить всех участников слета.АиФ, № 21 от 20.05.2009, «В преддверии лета»проблема7.Мое появление в этом платье произвело огромный дефолт…КП от 17.04.2008 «Платье королевы»фурор8.Резюме об этом человеке довольно благоприятное.АиФ, № 13 от 19.03.2008, «Я хочу у вас работать»реноме9.Все дистрибьюторы супермаркета одеты в униформу.КП от 03.05.2009, «Откровения продавца»продавцы10.Данная фирма регулярно инсинуировала документы…АиФ, № 39 от 24.09.2008, «Брал чужому, отдаешь - свое»подделывала11.Габардин пришел к нам обратноКП от 22.11.2009, «Школа привлекательности»снова12.Рижский вокзал надо переименовать обратно...КП от 04.08.2008, «Постой, паровоз, не стучите, колеса»опять13.Впоследствии Баланчин дал ей (балерине) эту партию обратноКП от 30.10.2009, «Балет - это чудо!»снова14.Ухудшается уровень жизни народаАиФ № 28 от 08.07.2009, «Есть ли в жизни счастье?»Снижается уровень жизни народа15.Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режимеАиФ № 27 от 01.07.2009, «Как нам сберечь народ»Чтобы изменить криминогенную обстановку в городе...16.Н. Михалков исполнил заглавную роль в своем фильме «Утомленные солнцем»…КП от 24.08.2008, «Наши и «Оскар»главный17.Заглавная героиня сериала «Скорая помощь» в исполнении Джулианы Маргулис.КП от 24.08.2008, «К юбилею сериала»главный

Таким образом, среди нарушений лексических норм преобладают такие, как неразличение паронимов, неуместное употребление иностранных слов вследствие незнания их значения, ошибки, связанные с незнанием значений слов и устойчивых выражений и обусловленным этим незнанием их неправильным употреблением в речи. К лексико-стилистическим погрешностям относится и незнание особенностей лексической сочетаемости слов в русском языке.

Таблица 5. Нарушение морфологических норм.

№Цитата из СМИИсточникПравильный вариант1.В их квартире проживал армян.АиФ, № 29 от 15.07.2009, «Разные лица одной национальности»армянин2.Ирина Понаровская займется рекламой чулков.КП от 16.08.2008, заголовокчулок3.Я извиняюсь перед ихними мамами, но это есть субъективная и реальная оценка.КП от 15.11.09, «Игра в крысу».их4.В Доме ребенка не хватает элементарных вещей: простыней…АиФ № 19 от 06.05.2009, «Игры на детях»простынь5.В хозяйстве регулярно снимают неплохой урожай помидор…АиФ № 28 от 08.07.2009, «Аренда сегодня»помидоров6.«Вчера еще здесь было около четыреста камер»АиФ № 51 от 17.12.2008, «Больше камер на дорогах - меньше взяток?»около четырехсот7.Операции будут проводиться пятидесятью процентами акций холдингаАиФ № 18 от 29.04.2009, «Куда летят акции?»с пятьюдесятью процентами8.Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойноАиФ № 9 от 25.02.2009, «Пожилым людям - достойную жизнь»более восьмисот тысяч пенсионеров9.В течение полтора суток город опустелАиФ, № 39 от 24.09.2008, «Город, покинутый из-за коня»полутора суток10.Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненыхАиФ № 26 от 25.09.2008, «Грузинские пули покалечили тело, а не душу»тридцать двух раненых11.Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам двенадцатому годуАиФ, № 13 от 19.03.2008, «В Калининградской области появится свой Артек»к две тысячи третьему году в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово12.Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрюАиФ, № 39 от 24.09.2008, «Условные деньги для возраста «дожития»к десятому сентября13.Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторовАиФ, № 41 от 08.10.2008, «Два сенатора на один регион?»два сенатора14.Моё кофе уже остыло.КП от 02.03.2008, «Конкурс рассказа»мой кофе (кофе - мер.)15.Саша пьёт утром свой какао.КП от 09.03.2008, «Конкурс рассказа»свое какао (какао - ср.р.)16.Доктор сказал мне, что можно пользоваться ей постоянно…КП от 26.12.2008, «Спрашивали? Отвечаем!»ею (творительный падеж)17.Тогдашние председатель правления колхоза Сафарби Бесланеев и бригадир Шагир Сохов не могли нахвалиться таким добросовестным колхозником, которого всегда поощряли… за аккуратное отношение к закреплённой за ним техникой.КП от 17.08.2009, «Ветеран надеется на перемены»технике (дательный падеж)

На основании приведенных примеров можно сказать, что наиболее распространенными ошибками, связанными с нарушением морфологических норм, являются ошибки в образовании родительного падежа существительных и местоимений множественного числа. Предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно» требуют после себя имени существительного или местоимения в дательном падеже, однако в данных СМИ эта норма зачастую нарушается. Также установлено, что самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении имени числительного - несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы, ошибки в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного Нередки погрешности и при употреблении собирательных числительных. Их использование в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике, в литературном языке не рекомендуется.

Таблица 6. Нарушение синтаксических норм.

№Цитата из СМИИсточникПравильный вариант1.Вопреки предостережения ребенок пошел к воде…КП от 17.07.2008, «Несчастный случай на воде»вопреки предостережению (предсказанию)2.Согласно указа президента…АиФ № 18 от 25.06.2008, «Сокращенных сотрудников МВД направят на переобучение»согласно указу, согласно распоряжению3.взвесил о том...КП от 14.07.2009, «Не доросли мы еще до жары»взвесил (что?) все "за" и "против"...4.закон предусматривает о том...АиФ № 37 от 09.09.2009, «Закон о торговле: самый спорный закон уходящего года»закон предусматривает, что...5.утверждает о том…КП от 17.08.2009, «Отчаянная домохозяйка» подала в суд на автора сериалаутверждает, что...6.понимает о том...КП от 22.11.2009, «Телеведущая Наталья Мальцева: Живот эфиру не помеха!»понимает, что нужно людям...7.показывая в нескольких словах о том...КП от 22.11.2009, «Нужны ли Сазану карповы снасти»показывая, как это происходило...

Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления и согласования слов.

Таблица 7. Нарушение стилистических норм.

№Цитата из СМИИсточник1.Только вмешательство спасателей помешало окончательному разграблению…КП от 17.04.2008 «ЧП. «ножки Буша» разбегались, словно курицы».2.Часовая уборка пылесосом сжигает за час 250 калорий…КП от 14.07.2009, «10 способов похудеть без диет!»3.Уходящий 2008й год…был богат и на удачи, и на неудачи. Очень хочется думать, что 2004й год будет удачней.АиФ № 52 от 24.12.2008, «Каким был 2008й»4.И не заставляет звёзд скакать через скакалку…КП от 17.07.2008, «Скверный анекдот»5.При поступлении новой информации мы вас будем информировать…АиФ № 47 от 19.11.2008, Мобильная грамотность или как защититься от мошенников» -6.Время измерялось во все времена…КП от 02.03.2008, «Жизнь - калейдоскоп»7.Просто он сам такой простой человечек…КП от 14.06.2009, «Дневники»8.Ловят неуловимых боевиков…КП от 05.08.2008, «Боевики попали в засаду ФСБ»9.Его воображение уже разыгралось, и мы начинаем играть…КП от 02.03.2008, «Конкурс рассказа»10.Рукав классической длины, длинный…КП от 24.12.2009. «Что модно этой зимой»11.Она отличалась лебединой красотой белого лебедя…КП от 26.12.2008, «Танец и жизнь»12.А если обращаются, значит, у них что-то с чем-то не в порядке…КП от 02.03.2008, «Картина дня»13.Нынешний сезон уже открыл для ценителей классической музыки ряд молодых исполнителей. Не был исключением и нынешний.КП от 24.01.2009, «На одном дыхании»14.Мужские и женские мозги - это две большие разницы…КП от 22.11.2009 «Клуб любознательных»15.Через полчаса компьютерных игр у меня складывается впечатление, что я сошёл с ума. Поэтому я его выключаю.КП от 02.03.2008 «Дневники»16.Приобретая пиротехнику, не покупайте её у лотошников…АиФ № 51 от 17.12.2008 «Внимание: 01 предупреждает»17.Дмитрия Певцова побрили наголого…КП от 17.04.2008 заголовок18.Но и нам надо на пульсе руку держать, не пускать на самотёк молодёжь.«АиФ», № 41 от 08.10.2008 «Как нам избежать проколов»19.В таком формате мы не думали над этой проблемой. Мы уделим серьёзное внимание этой проблеме. (из речи А. Канокова)АиФ, № 39 от 24.09.2008 «В ближайшее время в школах будут введены уроки ислама и православия»20.Общаюсь с людьми, которые лицами-то особенно не хлопочут.КП от 04.08.2008 «Кривой эфир»21.А когда я включала ТВ, я слышала совершенно другую речь.КП от 04.08.2008 «Кривой эфир»22.Эта его любовь…Она же невероятная, жуткая…Она…во какая! Вот.КП от 17.07.2008 «Конкурс рассказа»23.Прошли дни, прошли недели и результат проявился налицо…АиФ № 51 от 17.12.2008 «Худеем правильно»24.Черномырдин: -Надо не хотением достигать этого, а совсем другим местом. -Я думаю об этом всегда и далеко не безразлично. -Я не очень-то замечаю, кого ещё можно в президенты. -И очень жаль, что вот на таком, на полном скаку человеку надо будет уходить по Конституции. -Я думаю, что ему равных не будет. Вот пока ему их нет. -Хотя, должен сказать, ведь его тоже никто не знал до 1999года. Хотя Россия богатая страна - и на людей, и на умных людей. -Конечно, будут , они есть, которые достойны возглавить наше государство. -Я к этому не хотел бы даже притрагиваться. Вот не хотел бы сейчас.«АиФ», № 21 от 21.05.2008 «Политпарилка»25.Вообще, экстремальщина оторвались на полную катушку…КП от 02.03.2008 «Дневники на КП»26.Президент…проводил разбор полёта…АиФ, № 21 от 20.05.2009 «Президент провел разбор полетов»27.Было много симпатичной музыки.КП от 17.04.2008 «Дневники на КП»28.Давно было не видно Курникову.КП от 30.10.2009 «Анна Курникова скоро станет мамой»29.Не в лучшей бодрости духа…КП от 24.08.2008 «Дневники на КП»30.Сорок квадратов метров… Завтра мероприятия по прочёске местности будут продолжены…КП от 05.08.2008 «Дневники на КП»31.Вы нарушили уголовный закон…КП от 26.12.2008 «Дневники на КП»32.Задержан участник незаконного бандформирования…КП от 30.10.2009 «Банда скинхедов базировалась в обычной школе»33.С течением топки через них начинают пробиваться искры…«АиФ, № 39 от 24.09.2008 «Чтобы избежать огненной стихии»34.На концерты мы ходили и в экскурсию в музей…АиФ, № 39 от 24.09.2008 «Звёзды гаснут над «Алмазом»35.Хотя…трудно сравнивать такие дефолты, всё же заметно: основа у них общая… Хотя правые подают надежду на исправление…«АиФ», № 10 от 04.03.2009 «Язык до дефолта довёл»36.И это при том, что эти средства не были предусмотрены в бюджете.АиФ № 51 от 17.12.2008 На Ставрополье началась вакцинация»37.Меня, как бы, всё, как бы, устраивает…КП от 17.08.2009 «Дневники на КП»38.Посетители музея сплошь эмвэдэшники, музейщики постарались для них на славу…АиФ № 18 от 25.06.2008 «Открытие музея»39.Премьер-министр утвердил поправки к ПДД, разрешающие ментам забирать любую машину.АиФ № 52 от 24.12.2008 заголовок40.Странные ребята: торгуют наркотой, пьют, шарахаются по улицам.«АиФ», № 10 от 04.03.2009 «Картина дня»41.«Пусть каждый ваш рабочий день скрашивает карнавал ваших любимых людей дома!» - пожелал наш звездун.АиФ № 19 от 06.05.2009 «Брюзга недели»42.…жрать червяков в эфире…АиФ, № 29 от 15.07.2009 «Скверный анекдот»43.Вот пацан вчера только с зоны откинулся, с Ходором рядом был, всё расскажет!АиФ, № 13 от 19.03.2008 «Сообщаем подробности»44.Ну не понравились президенту их рожи…КП от 17.07.2008 «Дневники на КП»45.В Европе поражает умение горожан парковать свои бибики…КП от 02.03.2008 «Дневники на КП»46.После полного апгрейда показался Дед Мороз…КП от 26.12.2008 «Деды Морозы бывают разные»47.Сельская самодеятельность организовала грандиозное шоу для комбайнёров.КП от 16.08.2008, «В Уфе появилось «башкирское MTV»48.Плюрализм мнений будет учтён.АиФ № 52 от 24.12.2008, «Чего жаждет общественность?»49.Этот колхоз всегда в авангарде.АиФ, № 29 от 15.07.2009 «Русская деревня: взгляд в будущее»

Таким образом, наиболее распространенные стилистические ошибки в СМИ - это тавтология, нарушения логики, неоправданный повтор, нарушение чистоты речи. Несомненно, разговорные элементы, просторечные вкрапления имеют право на жизнь в публицистике. Однако чувство меры в использовании средств разговорного стиля у журналистов нередко отсутствует:

Что касается иностранных слов, то необходимость некоторых из них несомненна, однако современные масштабы заимствования губительны для русского литературного языка:

Таблица 8. Нарушение норм орфографии.

№Цитата из СМИИсточникПравильный вариант1.Я не хочу, чтобы с ним также случилось.АиФ, № 13 от 19.03.2008 «Беду можно предотвратить».так же (правописание местоимений с частицами)2.В. Вороков - режессёр ТВ НОТР…КП от 03.05.2009 «Афиша»режиссёр (словарное слово)3.…обхват груди за лопадками…АиФ № 28 от 08.07.2009 «Как определить живой вес КРС»лопатка (правописание согласных в корне слов)4.Глаза, забыв постоянную темноту и липкий свет фонарей, больше не слипаються…КП от 09.03.2008 «Дневники на КП»слипаются, одеваются (правописание глаголов 3го лица, мн. ч., наст.вр. оканчивающихся на -тся)5.Дорога будет не длинной, но сложной…«АиФ», № 24 от 10.06.2009 «Лето будет насыщенным».недлинной, но… недолгий, но…(слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными)6.Пахло жаренной картошкой…КП от 13.11.2008 «История любви».жареной, тушёной (Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных)7.Сново наступят холода…«АиФ», № 24 от 10.06.2009 «Лето красное пропели…»снова, заново (О, А на конце наречий)8.Водопроводник пришёл через час.КП от 02.03.2008 «Дневники на КП»водопроводчик9.Дедушка и внук сидел молча…АиФ № 47 от 19.11.2008, «Проповедь в темноте»сидели10.Зрители сдали свои польта в гардероб, а, вернувшись…КП от 22.11.2009 «Дневники на КП»пальто (нескл.)

Таблица 5. Нарушение норм пунктуации.

№Цитата из СМИИсточникПравильный вариант1.Кредо русской интеллигенции сформулировал…Радищев: я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала.«АиФ, № 39 от 24.09.2008 «Лето красное пропели…»Кредо русской интеллигенции сформулировал…Радищев: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала». (знаки препинания при прямой речи)2.Ребята работали кто в лес кто по дрова.АиФ № 18 от 29.04.2009 «Дебаты»Ребята работали кто в лес, кто по дрова. (знаки препинания при однородных членах)3.Похорошевшая за время отпуска, Алена вернулась…АиФ № 52 от 24.12.2008 «Возвращение»Похорошевшая за время отпуска Алена вернулась… (знаки препинания при причастном обороте)4.«Не забудь гитару!» - крикнул Юра, и, подумав, добавил: Катьку тоже зови.»КП от 14.07.2009 «Конкурс рассказа»«Не забудь гитару! - крикнул Юра, и, подумав, добавил. - Катьку тоже зови».5.Весной в парке всё оживает, и цветут первоцветы.КП от 02.03.2008 «Весенняя песнь»Весной в парке (общий второстепенный член предложения) всё оживает и цветут первоцветы.

Мы также рассчитали число ошибок в СМИ в 2008-2009 гг., связанных с нарушением языковых норм в процентном соотношении. Подавляющее большинство из них - нарушение стилистических норм (46,8 %), наиболее распространенными являются также нарушение лексических и морфологических норм (по 16 %), затем идут орфографические ошибки (9,6 %), синтаксические (6,7 %) и пунктуационные (4,8 %).

Заключение

Целью нашего исследования было рассмотреть тексты печатных средств массовой информации в нормативном аспекте. На наш взгляд, цель была достигнута.

В первой главе мы дали понятие языковой нормы и изучили классификацию речевых ошибок. Мы также охарактеризовали печатные средства массовой информации, определили наиболее популярные издания и выбрали из них два - «Аргументы и Факты» и «Комсомольскую правду» в качестве эмпирической базы для дальнейшего анализа публикаций с точки зрения соблюдения лексических, грамматических и стилистических норм.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам.

Языковая норма (норма литературная) - это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

В печатных СМИ различают следующие виды норм, относящиеся к письменной речи: лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы; нормы орфографии; нормы пунктуации.

СМИ обеспечивают специфическое духовное общение людей, при котором обмен продуктами деятельности выступает как обмен информации между людьми. В этой связи следует отметить, что СМИ дают возможность приобщения к культурным ценностям самых широких масс, повышает требования к образованию, к интеллектуальному потенциалу общества, интенсифицирует процесс культурного обмена, усиливает интернационализацию культуры и общественной жизни в целом. Вместе с тем, следует отметить и негативное воздействие СМИ на культуру. Следовательно, требования к содержанию СМИ достаточно высокие. Именно поэтому так актуален вопрос о нормировании языка СМИ. В последнее время наблюдается негативная тенденция, связанная с тем, что культура речи в современных СМИ становится все ниже и ниже.

Проведя анализ публикаций в выбранных нами печатных изданиях за 2008-2009 гг., мы пришли к подтверждению данной тенденции. Действительно, нарушений языковых норм в текстах СМИ достаточно много. Большинство из них составляют стилистические ошибки, значительная часть также относится к нарушениям лексических и морфологических норм, нередки и орфографические, синтаксические и пунктуационные ошибки.

Среди нарушений лексических норм преобладают такие, как неразличение паронимов, неуместное употребление иностранных слов вследствие незнания их значения, нарушение лексической сочетаемости слов.

Наиболее распространенными ошибками, связанными с нарушением морфологических норм, являются ошибки в согласовании падежа существительных и местоимений, ошибки, связанные с употреблением числительных.

Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления и согласования слов.

Частые стилистические ошибки в СМИ - это тавтология, нарушения логики, неоправданный повтор, нарушение чистоты речи, смешение стилей, излишние вкрапления разговорной речи, обилие заимствований, не всегда уместных.

Поскольку значимость СМИ все время возрастает, повышается и значимость текстов СМИ в общественном сознании. Мы считаем, что высокий уровень речевой культуры в сфере СМИ должен быть предметом постоянной заботы как теоретиков русской речи, так и практиков - профессионалов, формирующих речевой массив СМИ, который оказывает безграничное влияние на культуру речи масс.

Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта современного человека, следует не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений, однако добиться этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда СМИ, оказывающие значительное влияние на культуру речи общества, столь далеки от норм.


1.Акопов, А.И. Периодические издания / А.И. Акопов. -Ростов-на-Дону: Изд-во ООО МП "Книга", 1999. - 126 с.

.Введенская, Л.А. Культура речи / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448 с.

.Виноградов, С.И. Культура русской речи. Учебник для вузов / С.И. Виноградов. - М.: НОРМА-ИНФРА. 1999. - 560 с.

.Володина, М.Н. Проблемы современного русского языка в зеркале СМИ / М.Н Володина - #"justify">.Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: УРСС, 2006. - 144 с.

.Граудина, Л.К. Теория и практика русского красноречия / Л.К. Граудина, Г.М. Миськевич. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 240 с.

.Демидов, О.В. Инвективная лексика в СМИ (на примере политического журналистского дискурса) / О.В. Демидов - www.lib.csu.ru/vch/ll/2004_01/014.pdf.

.Дзялошинский, И. Культурная проблематика в СМИ: влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни / И. Дзялошинский - http: //www.tolerance.ru/biblio/dzyalosh-1/multi/3_dziylochinskii.html.

.Зверева, Е.Н. Основы культуры речи. Теоретический курс / Е.Н. Зверева. - М.: ЕАОИ, 2008. - 219 с.

.Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2000. - 736 с.

.Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М.: ГУ ВЩЭ. - 2000. - 608 с.

.Ковалева, М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и практики / М.М. Ковалева. - Екатеринбург: Наука, 2000. - 324 с.

.Костомаров, В.Г. Русский язык на газетной полосе / В.Г. Костомаров. - М.: Издательство Московского университета, 2001. - 268 с.

.Корконосенко, С. Г. Основы теории журналистики/ С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 287с.

.Корогодин, В.И. Информация как основа жизни / В.И. Корогодин, В.Л. Корогодина. - Дубна: Феникс. - 2000. - 208 с.

.Культура русской речи: учебник / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М.: ИНФРА, 2000. - 560 с.

.Лекторский, В.А. Рациональность на перепутье / В.А. Лекторский.- М.: Интерреклама. - 1999. - Кн.1. - 575 с.

.Михайлов, С.А. Современная журналистика: правила и парадоксы / С.А. Михайлов. - СП.: Речь, 2002 - 446 с.

.Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М.: Прогресс, 1973. - 480 с.

.Пешковский, А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык / А.М. Пешковский. - М.: Учпедгиз, 1959. - 678 с.

.Погорелова, М.В. Современный русский язык. Введение в изучение курса. Фонетика: учебно-методическое пособие для вузов / М.В. Погорелова. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008. - 29 с.

.Почепцов, Г. Г. Информационные войны/ Г. Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, 2000. - 576 с.

.Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. - М.: Издательство МГУ, 2005 - 368 с.

.Прохоров, Е.П. Искусство публицистики / Е.П. Прохоров. - М.: Сов.писатель, 1984. - 360с.

.Пугачев, В.П. Политология. Справочник студента / В.П. Пугачев. - М.: ООО АСТ, Филологическое общество СЛОВО, 2001. - 576 с.

.Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 539 с.

.Скворцов, Л.И. Теоретические основы культуры речи / Л.И. Скворцов. - М.: Наука, 1980. - 350с.

.Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995. - 192 с.

.Туроу, Л. Будущее капитализма / Л. Туроу. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. - 430 с.

.Христова, Н. А. Нарушение языковой нормы в текстах СМИ: влияние на познавательные структуры индивида: диссертация ... кандидата филологических наук / Н.А. Христова.- Москва, 2006. - 206 с.

.Чачановский, А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность / А.А. Чачановский. - М.: Политиздат, 1987. - 192 с.

.Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба - М.: ЛКИ, 2008. - 432 с.

.Языковая и речевая нормы. - #"justify">34.ExLibris, Исследование ExLibris: рейтинг популярности российских печатных СМИ в I квартале 2010 года. - #"justify">.GallupMedia, Исследование СМИ, мониторинг рекламы и тиражный аудит. -www.internews.ru/internews/Internews_News.html.

Похожие работы на - Языковая норма в средствах массовой информации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!