Системный анализ в муниципальном управлении

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    556,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Системный анализ в муниципальном управлении

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

ГЛАВА I. системный анализ - эффективный метод решения проблем

.1 Понятие система

.2 структура системного анализа

ГЛАВА II. муниципальное образование кандалакшский район - социальная система

.1 системообразующие факторы муниципального образования

.2 эффективность деятельности кандалакшского района как системы

Заключение

Список использованных источников и литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление - основа поддержки народовластия и механизм развития демократии. В Республике Карелия, в Мурманской области, как и в России в целом, социально-экономическая обстановка в конкретном муниципальном образовании во многом зависит от стабильного и понятного управления обществом. За качество жизни людей, за обеспечение их повседневных потребностей в основном отвечает такой институт власти, как местное самоуправление.

Многие проблемы управления социально-экономическими процессами, происходящими в муниципальном образовании, могут и должны решаться с помощью системного подхода, общей теории систем и системного анализа. Овладение системными знаниями и их практическое применение в муниципальном управлении составляет основу научного подхода к принятию решений на муниципальном уровне. Они составляют фундамент современной методологии изучения и управления сверхсложными объектами, которыми являются муниципальные образования.

Цель дипломной работы заключается в исследовании системы управления муниципальным образованием как целостной большой организации с особыми системными свойствами, создающими объективные предпосылки устойчивости развития в условиях изменяющихся приоритетов и нестабильной внешней среды.

В качестве практического примера изучается ситуация в муниципальном образовании Кандалакшский район Мурманской области. Выбор именно этого района обусловлен тем, что автор является его жителем и уже второй созыв работает депутатом Кандалакшского районного Совета.

Указанная цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:

исследовать муниципальное образование как большую территориальную социально-экономическую систему с особыми свойствами и процессами;

провести анализ эффективности деятельности муниципального образования Кандалакшский район как социально-экономической системы;

выявить проблемы развития муниципального образования Кандалакшский район;

рассмотреть эффективность формирования, развития и использования синтезированных потенциалов Кандалакшского района.

Предмет данного исследования составляет методология формирования интегрированной системы управления муниципальным образованием как особой большой системой.

Объектом исследования является муниципальное образование Кандалакшский район как большая территориальная социально-экономическая система со специфическими свойствами, которые обусловливают исследуемые в дипломной работе проблемы.

Методологическую основу работы образуют общенаучные методы познания. В исследовании использовались принципы и методы предметно-логического и структурно-функционального анализа, экспертных оценок специалистов органов местного самоуправления Кандалакшского района, анкетирование жителей района и интервьюирование глав поселений, входящих в состав Кандалакшского района, статистическая обработка исходных материалов и результатов. Нормативной базой фактических данных послужили федеральные законы, законы Мурманской области, нормативно-правовые акты муниципального образования Кандалакшский район, а также официальные статистические документы и результаты проведенных автором научно-исследовательской работы.

Для научно-практического исследования и общения с жителями Кандалакшского района автором был создан специальный Интернет-сайт с элементами интерактивности #"558598.files/image001.gif">






















Рис. 2.1. Модель формирования системы органов МСУ в Кандалакшском районе с 2009 года

При изучении модели формирования системы органов МСУ выясняется, что Кандалакшский район обладает еще одним систеообразующим фактором - иерархичностью, которая означает, что каждый его элемент в свою очередь может рассматриваться, как целостная система, а с другой стороны, любая система лишь компонент системы высшего уровня (муниципальное поселение составная часть управления районом).

Основой деятельности любой системы является цель. Цель - это желаемое состояние системы в результате управляемого процесса ее развития. Цель должна быть социально-значимой, актуальной, реальной, измеряемой, понятной исполнителям, совместимой с подцелями, с возможностями, иметь конкретные сроки исполнения и допускать возможность корректировки при изменении внешних и внутренних условий1.

Муниципальному образованию свойственна целенаправленность, это означает, что оно обязательно должно иметь цели своего развития и двигаться в направлении этих целей. Сознательная организация целенаправленного функционирования муниципального образования и его элементов называется управляемостью. С помощью управления и самоуправления сообщество определенным образом организует свое внутреннее многообразие, создавая, политические, экономические, социальные, культурные и другие общественные структуры и направляет их деятельность в соответствии с определенными целями своего развития.

На основе учета обозначенным законом сфер ведения органов местного самоуправления можно выделить ряд направлений деятельности муниципалитетов, сконцентрированных вокруг ведущих вопросов местного значения и составляющих основу процесса муниципального управления. К ним следует отнести:

управление земельными ресурсами;

управление социальной сферой;

управление жизнеобеспечением и жилищно-коммунальным хозяйством;

управление безопасностью;

управление транспортом;

управление потребительским рынком;

управление экологическими процессами.

Основная цель муниципального образования - предоставление населению Кандалакшского района качественных услуг в различных сферах жизнедеятельности. Декомпозируем цели и функции Кандалакшского района с помощью Таблицы 2.1.

Таблица 2.1

Распределение сфер ответственности между видами муниципальной власти1

Муниципальные поселения: г.Кандалакша, п.Зеленоборский, с.Алакуррти, с.Зареченск

Муниципальный Кандалакшский район

1

2

Экономическая

Формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения, муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета

Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения, муниципального района

Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, муниципального района

-

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета района

Хозяйственная

Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом

Организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений

Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения

Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения

Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания

Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания

Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми

-

помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства

-

Организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов

-

Безопасность

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения, муниципального района

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения

-

-

Организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией

Транспортная

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района

Культурная

Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения

Организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов

Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры

-

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения

-

Формирование архивных фондов поселения

Формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений

Обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта,

-

организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения

-

Социальная

-

Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время

-

Организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-

-

авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения

-

Экологическая

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

Организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения

-

-

Организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды

Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение

Утверждение схем территориального планирования муниципального района, правил землепользования и

подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения

застройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий


При определении муниципальной системы возникает проблема разграничения: что является объектом управления, а что - лишь внешней средой ближайшего окружения1.

По теории Т.В.Сачук внутренней средой муниципального образования является все то, что составляет его ресурсный потенциал2. Приступим к его описанию.

На территории муниципального образования осуществляют деятельность предприятия многих отраслей народного хозяйства, ведущими отраслями экономики района являются промышленность и транспорт.

Основой промышленного потенциала в настоящее время являются предприятия электроэнергетики и цветной металлургии.

Отрасли промышленности муниципального образования Кандалакши представлены следующими основными предприятиями.

Филиал ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» «Кандалакшский алюминиевый завод - Сибирско-Уральской алюминиевой компании» является самым крупным промышленным предприятием города. Ввод в эксплуатацию состоялся в 1950 году. Готовая

продукция завода - алюминий разных марок - широко известна во всем мире и является конкурентоспособной, о чем говорят многочисленные международные награды и регистрация торговой марки завода на Лондонской бирже металлов. В настоящий момент идет передача активов завода холдингу РУСАЛ.

Каскад Нивских ГЭС филиала «Кольский» ОАО «ТДК-1» является частью единой энергосистемы России РАО «ЕЭС России». В его состав входят шесть гидроэлектростанций, из которых четыре расположены на территории муниципального образования г.Кандалакша.

В 2006 году выработка электроэнергии увеличилась на 5 %.

ООО «Кандалакшский опытный механический завод» зарегистрировано в 2003 году на базе производственных мощностей ГП «КОМЗ», которое являлось одним из старейших предприятий города. Выпуск первой продукции состоялся в 1936 году. Профиль - машиностроение и производство технологического оборудования для рыбной промышленности и железнодорожного транспорта (запасные части для рыболовецких, морских и речных флотов, оборудование для резки и сварки металлов, технологическое оборудование для переработки рыбы, промысловый такелаж, установки для перекачивания рыбы из неводов в трюмы, запасные части для подвижного железнодорожного состав).

Деятельность лесозаготовительных предприятий осуществляется в основном в Алакурттинском лесничестве Кандалакшского лесхоза на границе с Финляндией, и их продукция реализуется на экспорт - ООО «Север Мурман Лес», «Огни Кайрал». На базе производственных мощностей ОАО «Арктикдрев» зарегистрировано предприятие ООО «Лесоперерабатывающая компания «Зеленый Бор». На внутреннем рынке работают предприятия с небольшими объемами лесозаготовок и частные предприниматели.

Кандалакшский хлебозавод ОАО «Хлебопек» - одно из старейших предприятий города, построенное еще в сороковые годы. Продукция Кандалакшского хлебозавода представлена разнообразным ассортиментом хлебобулочных изделий, предприятие постоянно осваивает новые виды продукции, которая пользуется спросом у населения. В ассортименте хлебобулочных изделий появилась продукция, обогащенная витаминами, йодом и другими добавками, необходимыми для жизнедеятельности человека. Наблюдается сокращение выпуска хлеба и хлебобулочных изделий Кандалакшским хлебозаводом, что обусловлено снижением численности населения и ростом конкуренции со стороны производителей из Кандалакши, Апатитов, Мончегорска и Умбы.

ООО ликеро-водочный завод «Вирма» начал свою деятельность в 1996 году. Завод выпускает несколько сортов водки, которые производятся как по классическим технологиям, так и собственным, разработанным специалистами завода, и реализуются не только на территории города с подведомственной территорией, но и за его пределами. Отдельным видам продукции неоднократно присваивались различные награды. Объемы выпуска продукции завода увеличиваются (2004г.- 52.300 декалитров (дал.), 2005г. - 27,0 тыс. дал.), 2006 г. - 17,2 тыс. дал.

Объем промышленного производства в целом в действующих ценах в 2005г. увеличился в 2 раза по сравнению с 2001г.

Объем промышленной продукции района (млн.руб.)

1.      2001 год - 3 182,5;

2.      2002 год - 3 472,8;

.        2003 год - 3 890,7;

.        2004 год - 5 450,4;

.        2005 год - 6 361,3;

.        2006 год - 5 353,8.

Объем промышленного производства в % к предыдущему году: (в сопоставимых ценах)

1.      2001 год - 87,4;

2.      2002 год - 93,7;

.        2003 год - 94,7;

.        2004 год - 102,3;

.        2005 год - 101,4;

.        2006 год - 100,3.

Капитальные вложения на обновление основных фондов производственного и непроизводственного назначения, осуществление строительно-монтажных работ производятся в основном за счет собственных средств предприятий. Денежные средства из бюджета будут направляться для завершения строительства уже начатых объектов.

Инвестиции в основной капитал (млн.руб.)

1.      2001 г. - 264,4;

2.      2002 г. - 306,8;

.        2003 г. - 263,2;

.        2004 г. - 291,5;

.        2005 г. - 221,2;

.        2006 г. - 267,0.

На территории муниципального образования города Кандалакши сложилась развитая транспортная инфрастуктура. Большое значение на экономику муниципального образования оказывают предприятия, входящие в состав железнодорожного узла. Объем грузоперевозок, осуществляемый железнодорожным транспортом, постоянно увеличивается.

ЗАО «Кандалакшский морской торговый порт» - современное механизированное транспортное предприятие. Навигация здесь длится круглый год. Ледовая кампания в наиболее суровые зимы поддерживается с помощью ледоколов. Предприятие имеет большие потенциальные возможности для осуществления переработки грузов различных видов.

ЗАО «Беломорская нефтебаза» и ООО «Морской специализированный порт Витино» вместе составляют топливно-перевалочный комплекс, где постоянно осуществляется работа над совершенствованием производства: ведутся работы по увеличению производственных мощностей; реконструкции железнодорожных подъездных путей; глубоководного причала.

Пассажирскими перевозками в городе и районе занимаются автоколонна 1443 ОАО «Мурманскавтотранс», ООО «Кандалакшское АТП» и ООО «Зеленоборское АТП № 1», индивидуальные предприниматели.

Объем перевозок грузов автомобильным транспортом крупных и средних организаций в 2005 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 57,5 %.

На территории муниципального образования города Кандалакши осуществляют свою деятельность следующие строительные организации: ОАО «Севертрансстрой», Кандалакшское ГУДРСП, Кандалакшское ГУДСП, ООО «Ремстрой», ООО «Ремдорстрой», ООО «Гранит-2», ООО «Семиа», ООО «Северпромстрой».

Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда строительными организациями, млн. руб.:

1.      2000 г. - 162,0;

2.      2001 г. - 292,8;

.        2002 г. - 326,7;

.        2003 г. - 334,1;

.        2004 г. - 410,6;

.        2005 г. - 756,5;

.        2006 г. - 524,9.

За последнее десятилетие малое предпринимательство стало неотъемлемой составной частью экономики муниципального образования г. Кандалакши. В настоящее время действуют 41 малое предприятие и около 900 индивидуальных предпринимателей в сфере торговли и общественного питания, промышленности, строительстве.

Число действующих малых предприятий (ед.):

1.      2001 г. - 62;

2.      2002 г. - 62;

.        2003 г. - 51;

.        2004 г. - 42;

.        2005 г. - 41;

.        2006 г. - 41.

На территории муниципального образования крупных сельскохозяйственных предприятий нет. Сельское хозяйство представлено индивидуальными хозяйствами. Зарегистрировано 18 фермерских хозяйств, основной вид деятельности которых - заготовка сена (в 2006 г. - 5 тонн). Кроме этого на площади 507, 8 га создано боле 2500 садово-огородных участков, на которых выращиваются картофель и овощи (в 2006 г. их валовой сбор составил 5,0 тыс. тонн). Всего наделено землями для ведения личного подсобного хозяйства около 100 граждан. В хозяйствах содержится около 100 коров, 200 свиней, 500 кур. Частично эта продукция реализуется производителями населению.

Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального района представляют следующие предприятия:

·              ГУП предприятия жилищно-коммунального хозяйства

·              МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Кандалакша"

·              МУП "Ниватепловодоканал"

·              МУП "Жилэкс Зеленоборский"

·              МУП ЖКХ "Зареченский"

·              МУП ЖКХ с.Алакуртти

В Кандалакше существует несколько частных коммунальных предприятий:

·              ЧП Разин - осуществляет техническое обслуживание жилого фонда

·              ООО "Северпромстройплюс" - осуществляет техническое обслуживание жилого фонда

·              ООО "Центр коммунальных технологий" - оказывает населению услуги теплоснабжения

·              ООО «Ремстроймонтаж»

Мероприятия по социальной поддержке малоимущих граждан и семей с детьми, осуществляемые в соответствие с федеральным и региональным законодательством, пока еще не позволяют большинству граждан улучшить свое благосостояние. В целях дополнительной социальной поддержки администрацией муниципального образования ежегодно разрабатываются специальные программы. В 2006 году успешно действует программа "Социальная поддержка населения в 2006 году", в которую включены такие мероприятия как:

·              предоставление льготных банных услуг

·              обеспечение детей школьными принадлежностями

·              оказание единовременной помощи выпускникам 11 классов на приобретение праздничной одежды

·              бесплатные обеды, оказание материальной помощи на приобретение дорогостоящих лекарств и частичную компенсацию расходов, связанных с платными медицинскими услугами и т.д.

На территории муниципального района действуют 17 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 12 - общеобразовательных школ, 1 - специализированная общеобразовательная школа, школа-интернат №1.

Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях:

г. - 2 622;

г. - 2 515;

г. - 2 536;

г. - 2 564;

г. - 2 586;

г. - 2 500;

г. - 2600.

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях (тыс.чел.):

г. - 8,9;

г. - 8,3;

г. - 7,6;

г. - 6,9;

г. - 6,4;

г. - 6,2;

г. - 6,0.

Происходит уменьшение численности учащихся.

В Кандалакшском районе работают 13 коллективов самодеятельного творчества, которым присвоено высокое звание "народный", духовой оркестр, танцевальные коллективы, оркестр русских народных инструментов, детская хоровая студия Зеленоборского ЦДК, ГКЦ "Нива", ДК "Металлург".

В подведомственном подчинении Управления по делам молодежи, культуры и спорта администрации 14 учреждений культуры клубного типа; методический кабинет; централизованная библиотечная система, объединяющая 20 библиотек; 2 детских музыкальных школы, 1 детская художественная школа, музей истории г. Кандалакша.

В Кандалакше традиционно проводятся городские конкурсы песни и танца, фестиваль военно-патриотической песни "Родники", фестиваль-конкурс ВИА "Атланты", конкурс мастерства клубных работников.

Во Дворце спорта города Кандалакши регулярно проводятся соревнования и турниры областного и городского уровней по 15 видам спорта: силовое троеборье, рукопашный бой, теннис, футбол на снегу, пейтбол, скейт-борд, стендовая стрельба и др.

"Визитная карточка" Кандалакши - натурбан. В городе находится единственная в стране школа олимпийского резерва по натурбану. Кандалакшане составляют основной костяк сборной России по этому виду спорта.

По итогам конкурса "На лучше учреждение дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности", который проводился в 2001-2002-м учебном году, СДЮШОР г.Кандалакша стала лучшей в Мурманской области и в Российской Федерации. По итогам 2004-2005 -го учебного года тренер СДЮШОР, старший тренер сборной России по натурбану, А.И. Кныр стал лучшим в Мурманской области среди педагогов дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

-9 апреля 2006 года в Кандалакше в 29-ый раз состоялся Чемпионат России в лыжной гонке на 70 км и первенство России в лыжной гонке среди юниоров на 50 км.

В Кандалакшском районе действуют медицинские учреждения:

·              Центральная районная больница

·              Зеленоборская городская больница

·              Специализированный дом ребенка

·              Межрайонное отделение Мурманского районного бюро судебно-медицинской экспертизы

·              Филиал №5 ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Мурманской области

Ведомственные СПУ:

·              НУЗ Узловая больница по ст. Кандалакша ОАО РЖД

·              2 госпиталя (Кандалакша, Алакуртти)

·              профилакторий филиала ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ»

В Кандалакшском районе с молодежью работают практически все структуры администрации. Основная работа с молодежью проводится через социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония". Для "неорганизованных" подростков в течение последних 3-х лет дополнительно открыты 5 подростковых клубов.

В Кандалакше действуют несколько общественных молодежных объединений: "Поиск", "Новое поколение", "Верман", "Центр подводной деятельности", "Точка зрения".

Проект бюджета Кандалакшского района на 2008 год:

Доходы на 2008 год - 1 410 939,2 тыс. рублей.

Расходная часть - 1 420 706,2 тыс. рублей.

Дефицит бюджета - 9 767 тыс. рублей или 4,1 %.

Бюджет Кандалакшского района на 2007 год:

Доходы на 2007 год - 1 098 674,3 тыс. рублей.

Расходная часть - 1 136055 тыс. рублей.

Дефицит бюджета - 37380,7 тыс. рублей или 9,98 %.

Бюджет Кандалакшского района на 2006 год:

Доходы на 2006 год - 1 095 616 тыс. рублей.

Расходная часть - 1 132 093 тыс. рублей.

Дефицит бюджета - 36477 тыс. рублей или 9,3 %.

Муниципальному образованию, как организационной системе свойственна непрерывность функционирования. Оно существует, пока функционирует. Социально-экономические, как и другие процессы непрерывны и не могут быть остановлены, иначе муниципальное образование прекратит свое существование (исчезновение населенных пунктов, преобразование муниципальных образований). Все процессы в муниципальном образовании, как в живом организме, взаимообусловлены. Функционирование частей определяют характер функционирования целого, и наоборот. Функционирование муниципального образования связано с его непрерывным изменением. Жизнедеятельность муниципального образования представляет собой постоянное развитие, которое отражается в непрерывной функциональной и структурной перестройке системы муниципального управления, его подсистем и отдельных элементов.

В последнем разделе дипломной работы анализируется эффективность деятельности Кандалакшского района как социально-экономической системы.

2.2 Эффективность деятельности Кандалакшского района как системы

Человек является главным компонентом любой социальной системы потому, что он не просто элемент системы, но и ее творец, ее главная движущая сила. Без человека, его разума, его целеустремленности и активности не может быть социальной системы.

Человек является членом коллектива людей, объединенных общей целенаправленной деятельностью. Именно присутствие в системе человека дает нам право называть ее социальной. Люди в социальной системе выполняют особую роль, определяемую направленностью деятельности системы. Каждый человек в системе занимает свое, свойственное только ему положение, т.е. имеет свой собственный статус как совокупность прав и обязанностей по отношению к другим людям данной системы.

Человек (личность) в муниципальных образованиях как социальных системах рассматривается учеными-юристами как первичный, исходный компонент и, соответственно, первичный субъект местного самоуправления. Так, Н.Бондарь, рассматривая местное самоуправление, как двухуровневую систему первичных субъектов, выделяет с одной стороны местное сообщество как социально-территориальную группу, субъект первичных самоуправленческих прав коллективного характера, а с другой стороны - личность как отправное начало для самоорганизации населения и, соответственно, субъект индивидуальных прав самоуправленческого характера1.

Рассматривая категорию “люди” в качестве главного компонента муниципального образования, следует, прежде всего, определить основные группы людей, составляющих местное сообщество. Таких групп людей может быть великое множество. Это могут быть депутаты, муниципальные служащие, лица, работающие на предприятиях различных форм собственности, пенсионеры, домохозяйки, предприниматели, военнослужащие, студенты и др.

Люди, имеющие право на участие в правовой, экономической и политической жизни территории, являются основным субъектом местного самоуправления, решающим важнейшие вопросы местного значения. Именно они управляют муниципальной собственностью, формируют структуру органов местного самоуправления, устанавливают местные налоги и сборы и т.д.

В законе о местном самоуправлении категория “люди” отсутствует. Вместо нее закон оперирует понятием “население”. Население определяется как совокупность жителей, а жители - это те, кто проживает где-либо. Но проживать могут постоянно и временно, законно и незаконно, граждане России и граждане других государств, т.е. проживать на территории могут и лица, не имеющие права участвовать в общественной жизни поселения, поэтому употребление этого понятия, на взгляд автора, в законе не совсем правомерно. Решения вопроса возможно в случае обращения к мировой практике, где широко распространено понятие сообщество (мировое сообщество, Европейское сообщество, местное сообщество). Учитывая это целесообразно применять понятие “местное сообщество”, определив его содержание так: “Местное сообщество - это объединение людей, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, связанных общими условиями жизни и общими интересами самостоятельно (под свою ответственность) решающих вопросы местного значения”.1

Европейская хартия о местном самоуправлении в статье 3 дает понятие “местное самоуправление” в следующем виде: “Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах населения”.2

Для того чтобы оценить эффективность деятельности муниципального образования Кандалакшский район как системы автор дипломной работы провел с помощью анкетирования социологический опрос среди его жителей. Анкета в свое время была разработана преподавателем Карельского филиала Северо-Западной академии госслужбы психологом Илгуновой О.Е. и была адаптирована автором для исследования Кандалакшского района (Приложение 1).

Также для научно-практического исследования и общения с жителями Кандалакшского района автором был создан специальный Интернет-сайт с элементами интерактивности #"558598.files/image006.gif">

Рис. 2.2. Распределение респондентов по видам занятия1

Более 70 % опрошенных довольны освоенной профессией. 15 % респондентов готовы ее сменить на более престижную и высокооплачиваемую.

Согласно прогноза социально-экономического развития численность занятых в экономике Кандалакшского района в 2008 году составит 22,5 тыс. человек, что практически на уровне 2007 года. Статус безработного будут

иметь в 2008 году 2,7 тыс. человек. В период до 2010 года прогнозируется устойчивое снижение уровня официально зарегистрированной безработицы.

В опросе приняли участие 64 % женщин и 36 % мужчин (Рис. 2.3).

Рис. 2.3. Распределение респондентов по полу1

муниципальный математический модель экономический

Распределение респондентов по возрасту отображено на диаграмме (Рис. 2.4). В основном это люди трудоспособного возраста. Чуть более 30 % опрошенных - пенсионеры.

Обращаясь к данным социально-экономического прогноза можно увидеть, что в прогнозируемом периоде сохраняться сложившиеся тенденции к сокращению численности населения.

Среднегодовая численность населения в 2008 году составит 56,0 тыс. человек (98,9 % к 2007 году), к 2010 году среднегодовая численность населения сократится до 55,0 тыс. человек (Рис. 2.5). При этом в период до 2010 года прогнозируется некоторое увеличение коэффициента рождаемости и коэффициента смертности.

Таким образом, происходит старение населения снизу. Положение усугубляется тем, что многие молодые люди покидают территорию в связи с поступлением в высшие учебные заведения страны и не возвращаются на родину после окончания учебы.

 

Рис. 2.4. Распределение респондентов по возрасту1

Рис. 2.5. Численность населения Кандалакшского района2

Более 80 % опрошенных - люди имеющие среднее специальное, незаконченное высшее или высшее образование (Рис. 2.6).

Рис. 2.6. Распределение респондентов по полученному образованию1

Как показывают результаты обследования, в демографической структуре опрошенных доминируют семьи с одним ребенком или двумя детьми (Рис. 2.7). Имеется очень низкий процент семей с 3 - 4 детьми, данные семьи сталкиваются с гораздо более существенными социально- экономическими сложностями, это очевидно из последующих ответов респондентов. В целом отражаются региональные тенденции: низкий уровень рождаемости.

Достаточно высокий показатель по наличию хронических заболеваний среди жителей района (Рис. 2.8). Наиболее часто называемые заболевания: хронический гайморит, ангина, остеохондроз, сердечно-сосудистые заболевания, хронический гастрит, хронический бронхит, воспаление почек.

Рис. 2.7. Распределение респондентов по наличию в семье детей1

Рис. 2.8. Распределение респондентов по имеющимся в семье хроническим заболеваниям2

Причину возникших хронических заболеваний жители района в основном видят в ухудшающихся год от года, по личным наблюдениям респондентов экологических условиях, а также в низким уровне медицинского обслуживания. С осложнениями после лечения заболеваний столкнулись почти 15 % опрошенных (Рис. 2.9).

Рис. 2.9. Распределение респондентов по причине имеющихся хронических заболеваний1

Оценивая свою занятость в процессе трудовой деятельности, большая часть опрошенных отнесли свой режим к полному рабочему дню.

Однако 14 % респондентов заявили о своей сверхзанятости, что неминуемо сказывается на физическом и психическом здоровье (Рис. 2.10).

Рис. 2.10. Режим труда занятого населения1

Распределение респондентов по возможностям приобретения тех или иных товаров отображено на диаграмме (Рис. 2.11). Многие опрошенные, комментируя свои ответы, подчёркивали, что на питание и квартплату расходуется практически весь доход, что характерно для низкого уровня жизни населения. Сравнительно небольшая группа населения может позволить приобретать как продукты, так и промышленные товары без ограничений (в основном это представители бизнеса и работники крупных промышленных предприятий). Данные выводы подтверждаются и в прогнозе социально-экономического развития района. В прогнозируемом периоде сохранится тенденция незначительного опережающего роста реальных доходов по сравнению с ценами на товары и услуги.

Рис. 2.11. Распределение респондентов по возможностям приобретения тех или иных товаров1

Денежные доходы в 2008 году увеличатся с учетом их реального содержания на 6,9 %.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения будет определяться общей динамикой потребительских цен. Размер прожиточного минимума прогнозируется в 2008 году в сумме 6374,8 рублей, в 2010 году - 7425,6 рублей.

Размер среднемесячной заработной платы в Кандалакшском районе в 2008 году составит 19800 - 19900 рублей, к 2010 году - около 30000 рублей.

Среднегодовая величина назначенных пенсий в 2008 году составит 5140 - 5200 рублей, к 2010 году она возрастет по сравнению с 2006 годом на 86-96 %.

Реальное содержание средней пенсии все прогнозируемые годы будет уверенно опережать рост потребительских цен, однако ее покупательная способность, по-прежнему, не сможет обеспечить достойную поддержку пенсионерам - к 2010 году она не достигнет уровня прожиточного минимума пенсионера по Мурманской области.

Оборот розничной торговли в 2008 году, включая общественное питание, прогнозируется в размере 3281,2 млн. рублей, в 2010 году - 4357,7 млн. рублей. Реальные объемы по сравнению с 2007 годом увеличатся примерно на 10 %. Предполагается дальнейшее усиление позиций организованного рынка.

Товарные запасы сохраняться на уровне предыдущих лет и будут пополняться, в основном, за счет завоза товаров из других регионов России.

Объем платных услуг населению в 2007 году составит 2668,4 млн. рублей, в 2010 году - 3491,7 млн. рублей. Услуги жилищно-коммунального хозяйства составят около 40 % в общем объеме платных услуг.

Распределение респондентов по оценке необходимости наличия в районе учреждений бесплатного обслуживания (или с частичной оплатой) отображено на диаграмме (Рис. 2.12).

Рис. 2.12. Распределение респондентов по оценке необходимости наличия в Кандалакшском районе учреждений бесплатного обслуживания или с частичной оплатой1

На первые места жители района отнесли проблему отсутствия в районе современных стадионов и спортивных залов, учреждений с работой кружков, секций для детей и взрослых.

Более 45 % высказались о недостаточном количестве поликлиник и больниц. Почти столько же озабочены отсутствием новых детских яслей и садов. Для более разнообразного досуга людям необходим современный кинотеатр и плавательный бассейн.

В настоящее время социально-экономические функции стали одними из главных функций муниципальных образований. Формой реализации этих функций являются программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Программа комплексного развития муниципального образования предусматривает повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-экономических, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха членов местного сообщества.

Решение всех этих задач тесно связано с бюджетно-финансовой политикой муниципального образования, направленной на материальное обеспечение программы развития, ее сбалансированности и увязки с другими программами.

Распределение респондентов относительно первоочерёдности направления средств бюджета района отображено на диаграмме (Рис. 2.13). Жители Кандалакшского района считают, что местные власти обязаны расходовать бюджетные средства приоритетно на следующие направления:

-    коммунальные услуги - более 70 %;

-        медицинская помощь - более 60 %;

         строительство жилья - более 50 %;

         спорт и досуг - более 25 %;

         учреждения образования - более 25 %;

         общественный транспорт - более 15 %.

Рис. 2.13. Распределение респондентов по оценке относительно первоочередности направления средств бюджета1

Подавляющее большинство опрошенных (78 %) считают свою жизнь достаточно устроенной (Рис. 2.14). Но вместе с тем 22 % респондентов считает свою жизнь не устроенной по той или иной причине: нет жилья, маленький доход семьи, проблемы со здоровьем, нет работы, пьянство и безысходность вокруг.

Рис. 2.14. Распределение респондентов по устроенности жизни в целом1

На будущее Кандалакшского района оптимистично смотрит только 15 % жителей (Рис. 2.15). 34 % не видят дальнейших перспектив, а 14 % заявили, что социально-экономическая ситуация в районе будет только ухудшаться.

Среди причин, мешающих успешной работе района (Рис. 2.16), были названы как внешние (законодательство, инфляция), так и внутренние (кадры, недостаток знаний, вмешательство местных властей).

Рис. 2.15. Распределение респондентов по ожиданиям жизни Кандалакшского района в ближайшие 2-3 года1

Также среди факторов жители назвали: плохую организацию властей, коррупцию, нежелание чиновников работать, отсутствие финансовых средств, кумовство и местничество.

Среди ответов респондентов 81 % высказали мнение о том, что скорее не находят поддержки у местных властей при решении как личных так и профессиональных проблем, в связи с этим люди недоверчиво относятся к местной власти и не связывают с ней больших надежд (Рис. 2.17). Это связано с кризисом власти в Кандалакшском районе.

Рис. 2.16. Распределение респондентов по основным проблемам, мешающим развитию Кандалакшского района1

Рис. 2.17. Мнение населения по наличию поддержки властей1

На протяжении всего 2006 года между главой муниципального образования А.В.Вихоревым и районным Советом депутатов во главе с его председателем В.В.Костюченко шел затяжной конфликт, который закончился арестом Главы, его осуждением и отстранением от должности. В течение всего 2007 года многократно менялись исполняющие обязанности главы муниципального образования, в СМИ широко дискутировалась данная проблема и люди разочаровались в деятельности обеих ветвей местной власти, как представительной, так и исполнительной. Отсюда и низкая оценка работы администрации Кандалакшского района (Рис. 2.18). 51 % опрошенных считают деятельность плохой или очень плохой.

Согласно прогноза социально-экономического развития Кандалакшского района в 2008 году объем промышленного производства ожидается в размере 6666,4 млн.рублей. Рост объемов производства прогнозируется практически во всех базовых отраслях промышленности.

Рис. 2.18. Оценка населением качества работы местных властей1

Увеличатся объемы производства в цветной металлургии (100,5 %), незначительно снизятся объемы производства электроэнергии и воды (99,6 %). В 2010 году индекс промышленного производства составит 100,3 %.

Количество малых предприятий в прогнозируемый период существенно не изменится. Численность постоянных работников в малых предприятиях незначительно возрастет.

В 2008 году объем инвестиций за счет всех источников составит 380,0 млн. рублей (рост в сопоставимых ценах на 17,0 %).

Перспективы развития Кандалакшского района многие жители связывают с подъёмом таких отраслей как туризм (98 % опрошенных), рыбное хозяйство (70 %), сельское хозяйство (более 50 %), лесная промышленность (30 %), цветная металлургия (более 25 %). Вместе с тем, респонденты считают, что нельзя и забывать и о таких отраслях присутствующих не территории района как железнодорожный транспорт, морской транспорт, сфера услуг.

Рис. 2.19. Распределение респондентов по мнению о необходимости развития отраслей в Кандалакшском районе1

Некоторые респонденты высказались за идею открытия в городе Кандалакша технического ВУЗа.

Жители сформировали следующие предложения по развитию имеющихся предприятий, которые могли бы принести пользу району:

1.  ОАО «Кандалакшский алюминиевый завод», входящий в алюминиевый холдинг РУСАЛ.

2.      Предприятия Мурманского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» (локомотивное депо, вагонное депо, станции Кандалакша, Княжая).

.        ЗАО «Кандалакшский морской торговый порт».

.        ООО «Кандалакшский опытный механический завод».

.        Кандалакшский рыбоконсервный завод.

.        Кандалакшский авторемонтный завод.

.        Филиал ОАО «Колэнерго» Каскад Нивских гидроэлектростанций.

.        ЗАО «Беломорская нефтебаза».

.        ООО «Морской специализированный порт Витино».

.        Кандалакшское Государственное унитарное дорожное ремонтно-строительное предприятие.

Респонденты отметили следующие мероприятия необходимые для благоустройства района:

1.  Организация регулярного вывоза мусора, уборка свалок.

2.      Ремонт дорог.

.        Установка урн для мусора около учреждений.

.        Обустройство мест отдыха.

.        Снос ветхих построек.

.        Ремонт детских площадок.

.        Освещение улиц.

.        Строительство моста через реку Нива в микрорайоне Нива-3.

.        Ремонт асфальтового покрытия возле жилых домов.

.        Оценка санитарного состояния лесных массивов вокруг города Кандалакша.

.        Строительство набережной на берегах реки Нива и Кандалакшского залива Белого моря.

.        Создание питомника для бродячих животных.

.        Возрождение субботников.

.        Строительство акведука через железнодорожное полотно в городе Кандалакша.

.        Пропаганда через СМИ о культуре поведения населения.

.        Ландшафтный дизайн.

.        Ремонт фасадов жилых домов.

.        Увеличение стоянок автотранспорта.

Мнение респондентов о наличии основных социальных проблем у жителей Кандалакшского района:

1.  Низкий уровень жизни.

.        Плохое транспортное сообщение между поселениями района.

.        Детская поликлиника в плохом состоянии.

.        Нехватка рабочих мест.

.        Низкая зарплата и пенсии.

.        Высокие тарифы на услуги ЖКХ.

.        Ветхое жилье.

.        Досуг жителей не разнообразен.

.        Подрастающее поколение предоставлено само себе.

.        Отсутствие средне-специальных и высших учебных заведений.

.        Высокие цены на продукты питания.

.        Мало детских садов и яслей.

.        Мало помощи инвалидам.

.        Плохое лекарственное обеспечение.

.        Правовая незащищенность.

.        Пьянство населения.

.        Высокая плата за детские сады.

.        Высокая смертность населения.

В Таблице 2.2 сведены данные об ответах жителей района на вопросы, какие положительные и отрицательные события, на их взгляд, произошли в Кандалакшском районе за последнее время.

Таблица 2.2

Мнение респондентов о положительных и отрицательных событиях в Кандалакшском районе1

Какие положительные события, на Ваш взгляд, произошли в Кандалакшском районе за последнее время? (в скобках указано количество упоминаний)

Какие отрицательные события, на Ваш взгляд, произошли в Кандалакшском районе за последнее время? (в скобках указано количество упоминаний)

1

2

Не помню таких (21) Открытие памятника воинам -афганцам, нового мемориала защитникам заполярья в ВОВ (11) Ремонт дорог (12) Строительство пешеходного моста через реку Нива (3) Строительство детских площадок (16) Избрание А.В.Вихорева главой Кандалакшского района (1) Рост гражданского самосознания

Назначение Н.К.Варламовой и.о. главы Кандалакшского района (4) Увеличение количества чиновников из-за реформ местного самоуправления (9) Дробление района на пять муниципальных образований (4) Пожары в жилых домах на улицах Фрунзе и Шевчука с многочисленными жертвами (3) Продажа муниципальной собственности для гашения

населения (3) Появление в районе политической оппозиции (1) Назначение новых выборов главы района (2) Озеленение центра города (2) Строительство детской деревни SOS (2) Освобождение А.В.Вихорева из под стражи (1) Установка новых уличных урн в городе (2) Проведение спортивных мероприятий (2) Мероприятия для пенсионеров (4) Открытие новых торговых супермаркетов (2) Ремонт библиотек (1) Ремонт Дворца спорта (1) Более качественная уборка улиц (2) Работа детские трудовых бригад по благоустройству города (1) Социальная поддержка одиноко проживающих пенсионеров (1) Снятие А.В.Вихорева с должности (1) Открытие новых филиалов коммерческих банков (1) Создание новых муниципальных

кредиторской задолженности перед теплоснабжающими организациями (2) Рост цен на продукты питания (4) Снятие А.В.Вихорева с должности (5) Конфликт Костюченко-Вихорев (8) Избрание А.В.Вихорева главой Кандалакшского района (3) Повышение тарифов на услуги ЖКХ (3) Арест А.В.Вихорева (7) Реформа ЖКХ (2) Дробление библиотечной сети в районе (1) Очередная избирательная кампания главы Кандалакшского района (1) Рост дорожно-транспортных происшествий в районе (1) Строительство нового ресторана (1) Кризис власти (7) Уход предприятий с территории Кандалакшского района как налогоплательщиков (1) Закрытие центрального книжного магазина (1)

муниципальных образований (1) Открытие церкви Рождества Иона Предтечи (1) Восстановление поклонного поморского креста на горе Крестовой (1)

-


Предложения респондентов по развитию Кандалакшского района (сохранена лексика респондентов):

1.  Требуется привлечение иногородних и иностранных инвестиций для развития туризма на территории района.

2.      Развитие малого бизнеса.

.        Сократить штат чиновников местных администраций.

.        Переизбрать всех депутатов.

.        Провести референдум о преобразовании пяти муниципальных образований в одно.

.        Поддержка и развитие местных предприятий.

.        Грамотное формирование бюджета района и поселений.

.        Строительство спорткомплекса в городе Кандалакша.

.        Обустройство детских площадок.

10.  Создать туристические кружки в школах района.

11.    Избрать достойного главу Кандалакшского района.

.        Развитие рыбного хозяйства.

.        Предоставить льготы для внешних инвесторов.

.        Повысить налог на землю для Кандалакшского алюминиевого завода.

.        Местным властям проводить “Санитарные пятницы”.

.        Проводить для руководителей организаций и учреждений, чиновников семинары-практикумы по психологии, культуре общения, культуре речи.

.        Привлечение спонсоров для развития и строительства объектов социальной сферы.

.        Снизить тарифы на ЖКУ.

.        Возродить кинотеатр “Нива”.

.        Достроить спорткомплекс на территории ООО «Кандалакшский опытный механический завод».

.        Построить плавательный бассейн.

.        Развивать горнолыжную базу на горе Крестовая.

.        Обеспечить обратную связь администрации с населением.

.        Ввести учет земельных ресурсов.

.        Распустить местную власть и ввести внешнее управление Правительством Мурманской области.

.        Построить ледовый дворец.

.        Более рационально и эффективно расходовать бюджетные средства.

.        Развивать сельское хозяйство.

.        Создать конкурентную среду для управляющих компаний в сфере ЖКХ.

.        Построить на левом берегу реки Нива лыжную базу.

Для разработки стратегической концепции развития муниципального образования необходимо, чтобы анализ собранной информации позволил выделить позитивные и негативные факторы развития как самого муниципального образования, так и той внешней среды, в рамках которой это муниципальное образование существует. Формализовать результаты подобного анализа возможно в рамках использования формата SWOT-анализа.

Аббревиатура SWOT произошла от названия четырех факторов рассматриваемых в процессе проведения анализа: Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы1.

Сильные и слабые стороны - это те составные части деятельности муниципалитета, которые он в состоянии контролировать. Возможности и угрозы - это те факторы, которые находятся вне контроля муниципалитета и могут повлиять на процесс его развития. SWOT-анализ позволяет, сравнивая внутренние силы и слабости с возможностями и угрозами внешней среды, делать вывод о том, в каком направлении развивать район и, в конечном итоге, как распределять имеющиеся у него ресурсы.

Вместе со специалистами администрации муниципального образования и депутатами районного Совета автор дипломной работы провел анализ внутренней и внешней среды Кандалакшского района.

Факторы внутренней среды.

Характеристика комплекса ресурсов.

1.      Район имеет особое месторасположение, поскольку граничит с двумя субъектами Российской федерации - с Архангельской областью по Белому морю и Республикой Карелия по суше. И самое главное - Кандалакшский район на западе граничит с Финляндией. На территории района имеется международный контрольно-пропускной пункт Салла. Город Кандалакша - это южные ворота Мурманской области.

2.      Основной демографической тенденцией последних лет является естественная убыль населения. Отмечается низкая рождаемость и высокая смертность. Половозрастная структура населения свидетельствует об увеличении доли населения среднего и старшего возраста. Возможность профессионального обучения (высшее образование), повышения квалификации и профессионального переобучения взрослого населения ограничена.

.        На территории района сложился достаточно благоприятный баланс в отраслевом развитии: цветная металлургия, железнодорожный, морской и автодорожный транспорт. Но в тоже время замедлилось развитие малого и среднего предпринимательства.

.        Социальная инфраструктура представлена достаточным количеством объектов, но устаревшая материально-техническая база и постоянное снижение финансирования отрицательно сказывается на качестве обслуживания и решении конкретных социальных задач. Нет притока молодых специалистов, особенно в медицинской сфере. Государственные социальные льготы в полном объеме не выполняются в связи с отсутствие финансирования.

.        К разряду особых характеристик территории следует отнести тот факт, что город Кандалакша - транзитная точка для прибытия отечественных и иностранных туристов на территорию Мурманской области.

Характеристика администрации и представительной ветви власти.

Администрация имеет сложившийся состав служащих. Количество сотрудников со специальным высшим образованием (квалификация «Менеджер») незначительно. Повышение квалификации сотрудников проходит нерегулярно. Организационная структура администрации нуждается в реформировании. Низкий уровень материально-технического оснащения рабочих мест. Слабое использование новых информационных технологий в управлении.

Город Кандалакша выделен в самостоятельную административную территорию, что оправдано большим количеством горожан в общем количестве жителей всего района. Но вместе с тем постоянно присутствует напряженность во взаимоотношениях городской и районной властей по поводу формирования консолидированного бюджета и использования муниципального имущества. Ряд глав административных территорий (поселковых и сельских администраций) имеет недостаточный уровень профессиональной подготовки, возможности повышения квалификации этих специалистов крайне ограничены.

Депутаты за редким исключением не имеют достаточного уровня экономической, юридической и социальной грамотности для решения сложных социально-экономических вопросов. Обучение депутатов не проводится.

Информационная прозрачность и взаимодействие с населением района ограничены.

Факторы внешней среды, способные оказать положительное воздействие на развитие района:

1.   Развитие сотрудничества с соседними территориями (Архангельской областью, Республикой Карелия).

2.      Развитие международного контрольно-пропускного пункта Салла.

.        Участие в российско-финском проекте развития местного самоуправления на юге Кольского полуострова.

.        Разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Новый газопровод пройдет в непосредственной близости от г.Кандалакша. Это позволит перевести все котельные, отапливающие город, поселки и села с дорогостоящего мазутного топлива на газ1.

.        Создание в Мурманске портовой особой экономической зоны. Льготы и преференции, которые предоставит законодательство желающим работать в ней государственным и частным предприятиям, позволит им существенно активизировать свою деятельность. Создание портовой зоны и мощного транспортного узла обязательно повлечет за собой реконструкцию всего участка Октябрьской железной дороги от Мурманска до Петрозаводска, а значит и в Кандалакше.

.        Развитие деловых отношений с соседними муниципальными образованиями Мурманской области: Ковдорский, Полярнозоринский и Терский районы.

Факторы внешней среды, способные оказать отрицательное воздействие на развития района:

1.  Сокращение федерального финансирования строительства и ремонта дорог.

2.      Сокращение областного финансирования минимальных социальных стандартов.

.        Принятие решения об обязательном переходе на стопроцентную оплату услуг ЖКХ в поселках и селах.

.        Серьезное изменение мировой коньюктуры и снижение доходности предприятий алюминиевой отрасли.

.        Общее снижение грузооборота на Октябрьской железной дороге.

.        Падение спроса на апатитовый концентрат, вследствие этого снижение грузооборота Кандалакшского морского торгового порта.

.        Серьезный рост цен и тарифов на услуги естественных монополистов.

.        Отсутствие или сокращение финансирования по ряду областных отраслевых программ.

.        Резкое изменение сложившихся приоритетов в области поддержки бизнеса на федеральном или областном уровне.

.        Принятие на федеральном и областном уровнях новых социальных льгот, не обеспеченных финансированием.

.        Вывод войск с пограничных территорий поселения Алакуртти. В бюджете Кандалакшского района снижаются поступления от налога на доходы физических лиц от военнослужащих. Большое число вольнонаемных лишается работы. Объекты социальной инфраструктуры военных городков остаются на территории района без соответствующего финансирования Министерства обороны.

Выше проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

В Кандалакшском районе имеются хорошие предпосылки для успешного развития при условии повышения эффективности использования ресурсного потенциала и комплексном развитии всей совокупности ресурсов. Развитие района во многом будет определяться постижением новой роли и места района в территориальном сотрудничестве и кооперации с соседними субъектами Российской Федерации и Финляндией. Район имеет реальные возможности увеличения поступлений в местный бюджет и привлечения инвестиций, особенно в туристическую сферу1. Уровень доходов и социальное положение жителей района могут быть улучшены, для этого руководителям муниципального образования необходимо применить методы многовариантного развития муниципального образования как системы и синергетический стиль мышления.

Многовариантность развития систем означает, что реально существует «поле путей» эволюции этих систем. Данная позиция противоположна взглядам и конкретным действиям тех практиков-управленцев, которые основываются на принципах линейного мышления и считают, что развитие систем происходит одновариантно, однолинейно, поступательно и не имеет альтернатив. Синергетический стиль мышления базируется на другой парадигме, ибо обосновывает идею о множественности вариантов развития системы1.

Необходимо также более эффективно воспользоваться жесткими и мягкими конкурентными преимуществами территории.

Жесткие во многом рациональны, могут быть обоснованы, подлежат количественному измерению, их удобно сравнивать, они подчеркивают преимущества территории в настоящий момент.

Мягкие конкурентные преимущества не столь явно выражены. Порой особые полезности для потребителей, которые дают мягкие конкурентные преимущества, проявляются лишь со временем. Например, отсутствие конфликтов между органами исполнительной и представительной ветвей власти, умение вместе находить компромиссное решение и готовность нести солидарную ответственность за социально-экономическое положение и качество жизни в регионе1.

Результаты социологического исследования доведены до руководства муниципального образования Кандалакшский район, депутатов, администраций поселений. Некоторые выводы лягут в основу практических действий органов местного самоуправления.

Заключение

Автором дипломной работы был проведен системный анализ муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области.

Определена и декомпозирована общая цель муниципального образования - предоставление населению Кандалакшского района качественных услуг в различных сферах жизнедеятельности: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, спорт, досуг, безопасность.

Показаны место и роль Кандалакшского района среди других муниципальных образований Мурманской области. Сделано описание воздействующих факторов на Кандалакшский район как социально-экономическую систему.

Сформулированы тенденции развития района и выявлены неопределенности, связанные с этим. В данной работе район достаточно подробно описан с точки зрения его географического месторасположения, демографической ситуации. Перечислены все экономические потенциалы территории, предприятия, способствующие его развитию.

Проведен достаточно подробный анализ эффективности деятельности муниципального образования как социально-экономической системы. Отрадно, что в этой работе участвовали представители почти всех слоев населения Кандалакшского района, депутаты, муниципальные служащие.

По мнению автора, будущее в управлении муниципальным образованием за территориальным маркетингом. Необходимо сделать так, чтобы Кандалакшский район стал территорией благоприятной для проживания и ведения бизнеса. Немаловажный фактор - создание гостеприимной среды для отечественных и иностранных туристов. Всё это позволит увеличить доходность территории, повысит ее инвестиционную привлекательность, и как следствие - это бездефицитный самодостаточный бюджет, решение социальных проблем, рабочие места для молодежи, помощь пенсионерам и детям.

В будущем районной власти отводится в основном координирующая функция. Городские и сельские поселения, а их четыре в Кандалакшском районе, будут формировать и исполнять собственные бюджеты, обладая при этом муниципальными собственностью и землей. На уровне района такие ресурсы будут минимальны. Районной власти останется лишь распределять дополнительные финансовые потоки из фондов поддержки и развития поселений. Каждое поселение будет вправе принять концепцию и стратегию развития своей территории, используя при этом программно-целевые методы управления. И в этом вопросе районным властям отводится лишь роль координатора. Все стратегии должны быть объединены в одну - стратегию развития Кандалакшского района на период 8 - 12 лет. Здесь как раз и должен сработать эффект синергизма. Каждый элемент (поселение) системы (район) внесёт свой вклад в развитие всей системы, т.е. всего района. Или формула по Тидору: 1+1+1+1=5.

Любой человек строит планы на будущее: завтра окончу школу, поступлю в институт, через 5 лет найду высокооплачиваемую работу, создам семью и т.д. На Западе даже возникло такое воззрение, как инженеринг судьбы. Муниципальное образование как система ничем не отличается от человека. Ему также требуется определённый план развития.

Существует два понятия - функционирование и развитие. Управление функционированием муниципального образования во многом означает сохранение существующего положения дел в деятельности городских служб, жилищно-коммунального хозяйства, системой социальной защиты населения. Часто основной, если не единственной целью управления функционированием является цель - не допустить ухудшения. Так и происходило в Кандалакшском районе много лет. Результат - накопленные не решаемые проблемы.

Управление развитием муниципального образования предполагает осуществление осознанных, продуманных действий, по достижению перспективных, а порой и стратегических целей развития муниципального образования. Важно подчеркнуть, что не всякая перспективная цель может рассматриваться как стратегическая. Перспективная цель во многом выступает, как продолжение существующих сегодня тенденций и сориентирована из сегодняшнего дня в будущее. Стратегическая цель - это изначально некоторая точка желаемого будущего состояния системы (социально-экономического положения муниципального образования), определив которую, мы из будущего пытаемся построить систему шагов по ее достижению сегодня. Таким образом, стратегическая цель может предполагать изменение, перелом существующих сегодня тенденций социально-экономического развития, отказ от старых и возникновение новых направлений социально-экономического развития муниципального образования1.

Например, многие годы считалось: Кандалакша - это, прежде всего, промышленный центр. Но это было ранее, в условиях административно-командного управления (при советской власти). Сейчас же, в рыночных условиях экономики просто необходимо находить новые “точки экономического роста”: туризм (экологический, деловой, исторический, спортивный и т.д.), малое и среднее предпринимательство, сфера услуг, информационные и инновационные технологии. Необходимо перевести муниципальное образование Кандалакшский район как систему на иной, более качественный уровень развития. Для этого на территории имеются все существующие ресурсы и большой потенциал.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Европейская хартия о местном самоуправлении: ETS № 122 от 15.10.1985 г., Страсбург // СЗ РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4446.

2.      Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. в ред. федер. конституц. закона № 5-ФКЗ от 21.07.2007 г. // Российская газета 1993. - 25 дек.; 2007. - № 162.

.        Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. в ред. федер. закона № 63-ФЗ от 26.04.2007 г. // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823; 2007. - № 18. - Ст. 2117.

.        Водный кодекс Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006 г. в ред. федер. закона № 102-ФЗ от 19.06.2007 г. // СЗ РФ. - 2006. - № 23. - Ст. 2381; 2007. - № 26. - Ст. 3075.

.        Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ от 29.12.2004 г. в ред. федер. закона № 215 от 24.07.2007 г. // СЗ РФ. - 2004. - № 1 (Ч.1). - Ст. 16; 2007. - № 31. - Ст. 4012.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1 № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. в ред. федер. закона № 118-ФЗ от 26.06.2007 г. // СЗ РФ. - 1994. - № 32. Ст. 3301; 2007. - № 27 - Ст. 3213.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.2 № 14-ФЗ от 26.01.1996 г. в ред. федер. закона № 218-ФЗ от 24.07.2007 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410; 2007. - № 31. - Ст. 4015.

.        Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ от 29.12.2004 г. в ред. федер. закона № 251-ФЗ от 29.12.2006 г. // СЗ РФ. - 2005. - № 1(Ч.1). - Ст. 14; 2007. - № 1(Ч.1). - Ст. 14.

.        Земельный кодекс Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.09.2001 г. в ред. федер. закона № 102-ФЗ от 19.06.2007 г. // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147; 2007. - № 26. - Ст. 3075.

.        Лесной кодекс Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006 г. // СЗ РФ. - 2006. - № 50. - Ст. 5278.

.        Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 № 146-ФЗ от 31.07.1998 г. в ред. федер. закона № 84-ФЗ от 17.05.2007 г. // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824; 2007. - № 22. - Ст. 2564.

.        Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2 № 117-ФЗ от 05.08.2000 г. в ред. федер. закона № 216-ФЗ от 24.07.2007 г. // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340; 2007. - № 31. - Ст. 4013.

.        Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в ред. федер. закона № 230-ФЗ от 18.10.2007 г. // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822; 2007.- № 43. - Ст. 5084.

.        Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. в ред. федер. закона № 230-ФЗ от 18.10.2007 г. // СЗ РФ. - 2007. - № 39. - Ст. 4464; 2007.- № 43. - Ст. 5084.

.        Закон Мурманской области «О статусе, наименованиях и составе территорий муниципального образования Кандалакшский район и муниципальных образований, входящих в его состав» № 538-01-ЗМО от 26.11.2004 г. // Мурманский вестник. - 2004. - 7 дек.

.        Закон Мурманской области «Об утверждении границ административно-территориальной единицы Кандалакшский район» № 612-01-ЗМО от 31.03.2005 г. // Мурманский вестник. - 2005. - 19 апр.

.        Закон Мурманской области «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Кандалакшского района в 2007 году» № 792-01-ЗМО от 28.09.2006 г. // Мурманский вестник 2006. - 30 сент.

.        Закон Мурманской области «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Кандалакшского района в 2008 году» № 856-01-ЗМО от 21.06.2007 г. // Мурманский вестник. - 2007. - 18 июл.

.        Устав муниципального образования Кандалакшский район: принят решением Кандалакшского районного Совета № 135 от 20.06.2005 г. // НИВА. - 2005. - 27 июн.

.        Информационный туристический паспорт муниципального образования городское поселение Кандалакша. - Кандалакша: НИВА-ПРЕСС, 2007. - 44 с.

.        Прогноз социально-экономического развития Кандалакшского района на 2008 год и на период до 2010 года. - [Документ не опубликован].

.        Проект решения Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район “О бюджете муниципального образования Кандалакшский район на 2008 год”. - [Документ не опубликован].

.        Решение Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район “О бюджете муниципального образования Кандалакшский район на 2007 год” № 525 от 21.03.2007 г. // НИВА. - 2007. - 30 марта.

.        Альгин А.П. Анализ, оценка и менеджмент риска / А.П. Альгин. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002. - 200 с.

.        Альгин А.П. Особенности синергетического подхода к государственному управлению: учебно-методическое пособие / А.П. Альгин. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2000. - 52 с.

.        Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении: учебное пособие / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 368 c.

.        Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. - 687 с.

.        Вильямский В.С. Основы организации муниципального управления / В.С. Вильямский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 384 с.

.        Виханский О.С. Менеджмент: учебник - 3-е издание / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2002. - 527 c.

.        Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / О.В. Врублевская. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 838 c.

.        Зайцев. В.А. Интернет-пространство для муниципального сообщества / В.А. Зайцев, Е.А. Лисицкий. // Практика муниципального управления. - 2007. - № 2. - С. 46 - 50.

.        Иванов В.В. Муниципальный менеджмент: справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 717 c.

.        Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов, В.И. Латрушев. - М.: ЭКОНОМИКА, 2001. - 303 с.

.        Иванова Т.Ю. Теория организации / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. - СПб.: Питер, 2004. - 268 c. - (Учебное пособие).

.        Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия / Е. М. Ковешников. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. - 272 с.

.        Куликов А.Л. Стратегическое планирование в муниципальных образованиях / А.Л. Куликов. // Практика муниципального управления. - 2007. - № 1. - С. 18 - 24.

.        Ойкаринен Р. Проект развития местного самоуправления на юге Кольского полуострова / Р. Ойкаринен, Ю.Б. Сергеева. - [Документ не опубликован].

.        Пиотровский А.С. Обоснование инвестиций в комплексное освоение Штокмановского газокондесатного месторождения / А.С. Пиотровский. - [Документ не опубликован].

.        Пылин В.В.Муниципальное право / В.В. Пылин, П.П. Глущенко.- Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 235 c.

.        Рогожин С.В. Теория организации / C.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. - М.: ЭКЗАМЕН, 2002. - 319 c.

.        Рой О.М. Система государственного и муниципального управления, 2-е изд. / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2006. - 336 c.

.        Руководитель муниципального образования: учебное пособие / под ред. И.А. Кокина. - М.: АНХ, 2006. - 512 c.

.        Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2003.- 303 c.

.        Сачук Т.В. Методические рекомендации по разработке стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования / Т.В. Сачук. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2003. - 88 c.

.        Сачук Т.В. Наличие общественного согласия как фактор конкурентоспособности территории / Т.В. Сачук. // Муниципальная власть. - 2006. -№ 6. - C.83 - 85.

.        Сачук Т.В. Основы стратегического менеджмента муниципального образования: учебное пособие / Т.В. Сачук. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. - 95 c.

.        Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования / А.А. Сергеев. - М.: ТК Велби: Проспект, 2006. - 432 c.

.        Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: учебное пособие / В.Н. Спицнадель. - CПб.: Бизнесс-пресса, 2000. - 326 с.

.        Тидор С.Н. Системный менеджмент, или Паутина на ветру / С.Н. Тидор. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2003. - 329 c.

.        Уваров А.А. Местное самоуправление в России / А.А. Уваров. - М.: Норма, 2006. - 320 с.

.        Четвериков В.С. Муниципальное право: учебное пособие / В.С. Четвериков. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 183 c.

.        Города и районы Мурманской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. - Мурманск, 2006. - 157 c.

53.    Администрация муниципального образования Кандалакшский район [Электронный ресурс] / Администрация муниципального образования Кандалакшский район. - Режим доступа: http://www.kandalaksha-admin.ru <http://anketa.kandalaksha-admin.ru>. - 10.12.2007.

.        Анкета социологического опроса для широкого круга общественности [Электронный ресурс] / А.В. Румянцев. - Режим доступа: <http://anketa.kandalaksha-admin.ru>. - 10.12.2007.

.        Мурманская областная Дума. Официальный сайт [Электронный ресурс] / Мурманская областная Дума. - Режим доступа: http://www.duma.murman.ru. - 10.12.2007.

.        Правительство Мурманской области. Официальный портал органов исполнительной власти [Электронный ресурс] / Правительство Мурманской области. - Режим доступа: <http://www.gov-murman.ru>. - 10.12.2007.

.        Стратегическое планирование в городах и регионах России [Электронный ресурс] / Ресурсный центр по стратегическому планированию <http://www.citystrategy.leontief.net/?it=449baa3ed54e3> (РЦСП) при Леонтьевском центре. - Режим доступа: http://www.citystrategy.leontief.ru. - 10.12.2007.

.        Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, демографическая ситуация [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. - Режим доступа: http://www.stat.murmansk.ru. - 10.12.2007.

Похожие работы на - Системный анализ в муниципальном управлении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!