Место муниципального управления в системе управления экономикой
Содержание:
Введение.
1. Муниципальное управление: понятие и сущность.
2. Задачи и функции муниципального управления.
3. Структура органов муниципального управления.
4. Место муниципального управления в системе
управления экономикой.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Федеральный
закон №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", подписанный 6 октября 2003 г. президентом России, -
один из тех законов, которые затронул не только всю систему органов власти, но
и буквально каждого гражданина России.
В
большинстве сельских и городских поселений местное самоуправление не
организовано так, как того требуют Конституция и действующий Федеральный закон.
Из почти 12 тысяч муниципальных образований только около половина имела
самостоятельные бюджеты, остальные работали по смете. Треть муниципальных
образований не имела в муниципальной собственности объектов здравоохранения,
образования, культуры, а эти сферы по действующему закону являются вопросами
местного значения. Четверть муниципальных образований вообще не имела
муниципальной собственности. [7]
Всестороннее
усиление контроля и правопорядка - отличительная черта курса президента
Владимира Путина. Этот курс получает логическое продолжение в новом законе о
местном самоуправлении. Он явно направлен на то, чтобы усилить контроль за
законностью и эффективностью деятельности местных органов управления. В нем
большое количество норм, которые будут способствовать повышению гарантий
законности деятельности муниципальных органов.
Цели
этой сложной реформы - приблизить местное самоуправление к населению, повысить
его финансовую устойчивость, правильно распределить полномочия между органами
власти, усилить законность и "прозрачность" в действиях органов
муниципального управления. В этой связи в стратегической перспективе, несмотря
на возможные сложности переходного периода, реформа, несомненно, приведет к
совершенствованию социально-экономической и политической системы муниципальных
образований.
1.
Муниципальное управление: понятие и сущность
Основные принципы исследования
теоретических основ управления исходят из базовых положений общеуправленческой
науки - кибернетики. Она является философией всех управленческих дисциплин и
выступает в роли методологии системного исследования управленческих процессов и
явлений. Кибернетика может быть определена как теоретическая научная система,
исследующая общие законы управления и исходящая из главного постулата-посылки -
«управление присуще всем системам объективного мира».
Главное предназначение, миссия управления,
заключается в сохранении и поддержании в уравновешенном работоспособном
состоянии системообразующих базовых элементов единого целого (системы) путем
упорядочения взаимоотношений между ними. Кибернетические построения, методы и
способы научного познания носят объективно-субъективное единство. Так,
например, социальное управление, в частности, экономическая его составляющая,
обладает объективно-стихийным самоупорядочением и субъективно-сознательным
регулированием конкретноисторических экономических отношений.
В рыночной хозяйственной системе
данный дуализм управления проявляется очень наглядно. С одной стороны, рынок
управляется относительно стихийными объективными законами рыночной
саморегуляции, в основе которых лежит система ценообразования на основе
колебательных процессов урегулирования конкурентного спроса и предложения в
условиях ограниченности экономических ресурсов.
Экономические недостатки и социальные
недочеты и несправедливости рыночной организации хозяйственной практики
человеческое общество стремиться минимизировать (подправить), используя
механизмы государственно-муниципального регулирования стихийных хозяйственных
процессов.
Таким образом, управление вообще, с
кибернетической точки зрения, является неотъемлемым элементом, функцией сохранения
организованных систем различной природы. Оно обеспечивает поддержание режима
функционирования систем, их относительно устойчивой структуры, достижение целей
путем реализации стихийных и сознательных программ деятельности. Управление
позволяет существовать современному миру как целостной совокупности множества
взаимодействующих разнообразнейших систем, которые стремятся выжить,
самосохраниться и найти свое место в сложносплетенности объективной реальности.
Социальное управление, как высший тип
управленческой деятельности, представляет собой воздействие субъекта на
общественные отношения с целью их упорядочения, совершенствования и развития,
сохранения их качественной специфики. Специфика теории социального управления
заключается в том, что «в качестве объекта здесь выступает деятельность самих
субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и
реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также
взаимодействие между объектом и субъектом познания».[9]
Управление «есть свойство любого
общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда,
необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами, их
материальной и духовной деятельности».
Муниципальный -
относящийся к местным самоуправлениям. Согласно ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября
2003 г. в законах и иных нормативных правовых актах РФ слова
"местный" и "муниципальный" и образованные на их основе
слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов
местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности
организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением
местного самоуправления.[12]
В настоящее время имеется
около 200 определений содержания понятия “управление”, исходя из них, можно
утверждать, что:
·
муниципальное
управление – это
функция муниципального образования (как организации), обеспечивающая достижение
стоящих перед ним целей, и реализация соответствующих задач, как
самоуправляющейся территориальной целостности;
·
муниципальное
управление – это
внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными
элементами которой являются органы муниципального управления (местного
самоуправления) (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно
взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления;
·
муниципальное
управление служит
интересам взаимодействия всех элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих
единое целое - муниципальное образование, с общими для всех элементов целями и
задачами;
·
муниципальное
управление – это
управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему -
муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с
закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное
упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и
осуществляемое непосредственно субъектом управления;
·
муниципальное
управление
предполагает, как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так
и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня
(субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает
существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом
муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации ® муниципальное образование ® ТОС), где система верхнего уровня
выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня,
являющегося объектом управления.
Кроме термина
“муниципальное управление” стал широко использоваться также модный термин
“муниципальный менеджмент”, в который вкладывается аналогичное содержание. Вот
как он трактуется авторами, под редакцией Морозовой Т.Г., учебного пособия
“Муниципальный менеджмент”. Они утверждают, что «Муниципальный менеджмент
тождественен местному самоуправлению как форма управления местной
(муниципальной) собственностью. Особенно тесно связан муниципальный менеджмент
с экономической географией и регионалистикой. Он дополняет и углубляет знания
экономической географии и регионалистики.»[8]
В этом определении с ними
солидарны Иванов В.В. и Коробова А.Н., авторы справочного пособия
«Муниципальный менеджмент», которые цитируют его на первой странице.[6]
В
состав базовых задач системы муниципального управления входят:
1.
Стратегическое планирование, включающее в себя разработку муниципальных политик
в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработку
программ и проектов, прогнозирование и сценирование социально-экономического
развития.
В
управлении любыми объектами роль стратегического планирования чрезвычайно
высока. Трудно переоценить ее роль и в муниципальном управлении. В своей
деятельности органы местного самоуправления имеют дело с различными субъектами
в экономической, предпринимательской, общественной сферах. Интересы этих субъектов
всегда противоречивы и эгоистичны. Например, предприниматель стремится к
извлечению максимальной прибыли за счет модернизации своей деятельности,
минимизации накладных расходов и сокращения персонала; в свою очередь, органы
местного самоуправления заинтересованы в обеспечении занятости и в прибыльности
деятельности предприятий; население заинтересовано в гарантиях занятости и не
заинтересовано в модернизации производств.
Стратегическое
планирование и муниципальные политики необходимы в муниципальном управлении как
средства согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов
муниципального развития. Они призваны переводить конфликты и проблемы в цели и
задачи деятельности органов управления.
Муниципальные
программы выполняют задачу соорганизации деятельности всех подразделений
Администрации и других субъектов муниципального развития. Программный подход
ориентирован на работу именно с проблемами, он позволяет управлять процессом
работы с ними и с постоянно меняющимся содержанием проблемного поля.
В
программном подходе центр тяжести переносится с результата - текста программы
как выражения статичного состояния - на процесс программирования. Вся структура
управления втягивается в постоянный процесс программирования своей
деятельности, приобретая эластичность и способность к изменениям. Программный
подход позволяет закрыть разрывы, которые появляются на границах деятельности
подразделений и являются источниками организационных конфликтов и
рассогласований в работе.
2.
Формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления.
Это,
прежде всего работа с Уставом муниципального образования и создание условий для
усиления регулирующей роли органов муниципального управления. Сбалансированное
решение задач местного самоуправления требует установления четких правил
деятельности со всеми местными ресурсами, вне зависимости от форм
собственности. Развитая муниципальная нормативно-правовая база - важнейшее
средство в освоении предметов ведения местного самоуправления. При отсутствии
развернутой законодательной базы местного самоуправления, положения Устава
муниципального образования выступают как основания для судебной защиты прав
местного самоуправления.
3.
Формирование базы социально-технических нормативов.
Одной
из ключевых задач, решение которых необходимо для нормальной организации
муниципального управления, является определение социальных норм, по которым
муниципальное образование предоставляет различные услуги населению за счет
своего бюджета. Эта задача очень хорошо понимается управленцами из
производственной сферы, поскольку ни один производственный процесс нельзя
построить без описания составляющих его процедур и операций, а также
определения стоимости каждой из них. Однако в практике муниципального
управления мы научились обходиться без нормативно-технической базы. Из-за этого
невозможно разработать нормативно-расчетный бюджет, организовать планирование
деятельности, нормативное финансирование бюджетных расходов, соотнести качество
услуг, которые предоставляются населению, с возможностями бюджета. Замещение
муниципальных нормативов государственными или региональными, как правило, ведет
к росту расходов, не отражающих специфики конкретного муниципального
образования и его возможностей.
4.
Анализ внешней и внутренней ситуации, как условие гибкого реагирования
структуры муниципального управления на изменения.
Безусловно,
аналитическая работа - дорогое удовольствие, и не каждое муниципальное
образование может себе позволить содержать аналитические подразделения. Однако
если муниципальное образование не способно обеспечить аналитическое
сопровождение своей деятельности, оно вынуждено заимствовать цели и задачи на
вышестоящих уровнях управления, у других муниципальных образований. На практике
это означает, что деятельность структур муниципального управления будет слабо
ориентировано на собственную социально-экономическую ситуацию, а в тех
областях, где структура муниципального управления не имеет своих целей, их
заместят цели Администрации Субъекта Федерации.
5.
Планирование работы как условие согласования действий подразделений
Администрации по используемым ресурсам и во времени.
Система
планирования, пронизывающая все уровни управления, является гарантом
прозрачности деятельности подразделений, позволяет установить характеристики
результативности работы. Этому способствуют унифицированные требования к
разработке планов работы. Планы должны лечь в основу оперативных совещаний,
оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема
исполняемых функций и т.д..
6.
Контроль за исполнением нормативно-правовых актов и нормативных предписаний
внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере.
Существующие
недостатки контроля за выполнением задач муниципального управления заключены в
их ведомственном характере. Это нарушает важнейший принцип муниципального
управления: разделение позиций заказчика, исполнителя и контролера.
Система
контроля обязательно должна быть перекрестной. Ни в коем случае нельзя
сосредотачивать все контрольные функции в одном специальном контрольном подразделении.
На этом основании, следует проинвентаризировать все процессы, которые требуют
контроля. Сюда, в частности, необходимо отнести: контроль в рамках системы
делопроизводства, контроль за качеством управленческой работы, контроль за
хозяйственной деятельностью, контроль за распределением и использованием
финансовых ресурсов, нормативный контроль, технический контроль. И каждым из
этих видов контроля должно заниматься профильное подразделение Администрации.
7.
Управление персоналом, как условие мотивации муниципальных служащих и развития
их компетентности.
Как
правило, работа с сотрудниками Администрации ведется отделами кадров и
руководителями. Она охватывает весьма узкий круг задач, главным образом,
определяемый функциями учета кадров. В результате, муниципальный служащий не
имеет четких представлений ни о системе требований к выполняемым им функциям,
ни об условиях его продвижения по службе. Управление персоналом состоит из
решения следующих задач: оценка и развитие профессиональных навыков; расширение
компетенций; формирование объективной системы требований к продвижению по
службе на основе публичных и прозрачных процедур и только в соответствии с
компетенцией; разработка системы мотивации муниципальных служащих, включая
поддержание необходимого уровня информированности; аттестация служащих.
8.
Регламентация собственной деятельности и деятельности в подведомственной сфере,
как условие для обеспечения нормального функционирования всей структуры
муниципального управления.
Любая
система управления может нормально функционировать, если все ее основные
функциональные связи описаны в терминах процедур и операций. Соблюдение данного
требования позволяет установить четкие границы между уровнями иерархии
управления и горизонтальные связи между подразделениями.
На
этом каркасе строится организация документопотоков, распределение обязанностей,
ответственности и прав, появляется система единых требований к руководителям
одного уровня. В администрациях муниципальных образований чаще всего нет четкой
иерархии управления. Заместители главы, руководители управлений, комитетов и
отделов обладают различным уровнем прав и ответственности, выполняют различный
набор функций, несмотря на принадлежность определенной управленческой иерархии.
Заместитель главы может выполнять задачи начальника отдела, а начальник отдела
- задачи заместителя главы. Распределение поручений и заданий в системе
управления производится в ориентации на личные качества, а не по формальным
признакам, связанным с позицией, занимаемой в структуре управления и
содержанием поручения.
Внешние
требования к рабочим местам очень неопределенны, они никак не диктуются
регламентами деятельности, а, следовательно, не влияют на требования к качеству
работы. Хорошо известен дефицит квалифицированных работников в муниципальных
структурах. Сам период их выращивания длителен и дорогостоящ, но компенсировать
недостаточную квалификацию можно за счет внешних требований: чем они будут
более полными и охватывающими различные аспекты деятельности, тем успешнее
работники будут их осваивать и, на практике, повышать свою квалификацию.
9.
Система муниципального заказа, как условие обеспечения публичности в
распоряжении средствами бюджета, минимизации расходов и создания конкурентной
среды.
Если
руководство муниципального образования считает, что бюджет муниципального
образования - это собственность местного сообщества, а не структуры
муниципального управления, то первым условием исполнения расходной части
бюджета является публичность. Если руководство муниципального образования считает
необходимым привлекать к исполнению своих задач предприятия различных форм
собственности для создания в городе и районе конкурентной среды и повышения
качества услуг при одновременном уменьшении их стоимости, снижение накладных
расходов, связанных с деятельностью муниципальных учреждений и предприятий, то
для достижения этой цели существует одно средство - муниципальный заказ.
10.
Публичность деятельности, как условие вовлечения муниципальных сообществ в
решение муниципальных задач и расширения гражданского участия.
Принцип
публичности деятельности органов местного самоуправления - эффективное средство
установления отношений доверия между властью и населением. Понимание намерений
власти и их поддержка населением - условие реализации муниципальных программ и
проектов. В противном случае, власть всегда будет наталкиваться на негативную
реакцию населения на свои инновации, базирующуюся на незнании, боязни потерять
что-то, недоверии к власти как таковой. Информированность населения о
намерениях власти повышает коэффициент реализации программ и проектов вдвое.
Таким
образом, затраты на обеспечение публичности деятельности органов местного
самоуправления имеют вполне конкретный финансовый эквивалент.[3]
Местное
самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях. Муниципальное
образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных
общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная
настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное
самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные
органы местного самоуправления.
Органы
местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на
решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов
государственной власти. Перечень органов муниципального управления в каждом
конкретном муниципальном образовании определяется Уставом данного образования.
Представительные
органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в
порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской
Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать
кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово - кредитные учреждения.
С
целью наиболее полного осуществления функций муниципального управления
Правительством РФ принимаются Целевые программы по развитию местного
самоуправления в регионах.
Глава
муниципального образования является координирующим элементом системы
муниципального управления, согласовывающим действия нижестоящих звеньев.
Структурные
подразделения администрации являются управляющими элементами и образуют низший
уровень муниципального управления, непосредственно взаимодействующий с
исполнительными элементами.
Муниципальные
унитарные предприятия (организации) являются исполнительными элементами системы
муниципального управления, которые выполняет определенные функции, например,
оказывают конкретную услугу или производят товар. Совокупное и целенаправленное
действие исполнительных элементов муниципального образования образует процесс
его функционирования.
К
основным целям муниципального управления относится улучшение условий жизни
населения, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения
муниципального образования. Свое предназначение органы муниципального
управления могут оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом,
формируя и рационально используя местные финансы. Муниципальное образование –
представляет собой территориально-производственный и хозяйственный комплекс.
Комплексное развитие муниципального образования обеспечивает повышение
эффективности муниципального хозяйства, решение социально-культурных,
экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и
других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха
населения.[5]
4. Место муниципального
управления в системе управления экономикой
Экономика региона
представляет собой сложную динамичную открытую систему социально-экономических
отношений по поводу совместного ведения хозяйственной жизни совокупностью
объективно сформированных муниципальных образований на юридически закрепленной
территории государства в условиях ограниченности экономических ресурсов.
Муниципальная экономика
определяется как устойчивая социально-экономическая субсистема (базовый
системообразующий компонент) экономики региона, включающая в себя сложную
совокупность взаимоотношений между хозяйствующими на территории муниципального
образования субъектами, использующими экономические ресурсы для производства и
реализации экономического продукта в целях повышения уровня и качества жизни
местного населения.[2]
Многие
проблемы управления социально-экономическими процессами, происходящими в
муниципальном образовании, могут и должны решаться с помощью системного
подхода, общей теории систем и системного анализа и синтеза. Овладение системными
знаниями и их практическое применение в муниципальном управлении составляет
основу научного подхода к принятию решений на муниципальном уровне. Они
составляют фундамент современной методологии изучения и управления
сверхсложными объектами, которыми являются муниципальные образования.
Органы
местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права
собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной
собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской
Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
В
доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления
от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии
с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства,
переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для
реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации
имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и
лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций,
дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с
законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся
в результате деятельности органов местного самоуправления.
Муниципальное
хозяйство включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ),
предприятия бытового обслуживания, строительную промышленность, предприятия
торговли и общественного питания и т.д. Однородные предприятия образуют
отрасли.
Функции
управления предприятиями муниципального хозяйства по своему содержанию
подразделяются на отраслевые и межотраслевые. К функциям межотраслевого
характера относятся организация труда и заработной платы, планирование и
долгосрочное прогнозирование, бухгалтерский учет, материально-техническое
снабжение и т.д. Содержание функций межотраслевого характера практически не
зависит от особенностей предприятий муниципального хозяйства.
Бюджетный
процесс – регламентированная нормами процессуального бюджетного права
деятельность органов местного самоуправления по составлению, утверждению и
исполнению местного бюджета, а также отчету о его исполнении.
Органы
муниципального управления взаимодействуют с территориальными органами Главного
управления федерального казначейства. Они вправе заключать соглашение с
органами казначейства об обслуживании исполнения местных бюджетов. В целях
управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета
может быть создано муниципальное казначейство.
Комитет по управлению муниципальным имуществом осуществляет управление акциями (долями, паями) хозяйственных обществ смешанной формы собственности, а также акциями акционерных обществ, образованных в процессе приватизации в соответствии с планами приватизации.
Управление инвестициями из средств местного бюджета, а также привлеченными средствами юридических и физических лиц осуществляется главой. Муниципальные инвестиции имеют социальную направленность.
Место и роль
муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими
характеристиками:
а) муниципальное
управление – определенный вид деятельности по осуществлению местного
самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;
б) муниципальное
управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как
органы муниципального управления (в законодательных актах - местного
самоуправления);
в) муниципальное
управление – в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе
повседневного непосредственного руководства экономической, социальной,
политической и духовной сферами муниципального образования;
г) муниципальное
управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.
Муниципальное
управление в социально-культурной сфере связано, прежде всего, с тем, что
население и создаваемые им муниципальные органы могут быть более эффективно,
нежели государственные органы, решать задачи повышения уровня и качества жизни
жителей данной территории, обеспечивать социально-культурные и другие жизненно
важные потребности населения.
Социально-культурная
сфера деятельности муниципальных органов включает в себя вопросы образования,
культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, защиты прав
потребителей.
Муниципальная
система образования – это территориально обособленная и относительно самостоятельная
часть системы образования субъекта Федерации, взаимосвязанная с другими
аналогичными частями.
Культура – это сфера
духовной жизни людей. Систему культуры муниципального образования составляют
следующие учреждения: библиотеки, клубы, музеи, театры и кинотеатры. Они могут находиться
в различных формах собственности.
К муниципальной системе
здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранения и
находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические,
научно-исследовательские и учебные учреждения, фармацевтические предприятия и
организации, аптечные учреждения.
В системе занятости
населения свои функции органы муниципального управления осуществляют в тесной
связи с центрами занятости населения в районах и городах, территориальными
подразделениями Федеральной государственной службы занятости.
Статьей
44 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрена защита прав
потребителей органами местного самоуправления.
В
системе социальной защиты населения деятельность органов муниципального
управления имеет три направления: а) создание для всех равных возможностей для
получения соответствующих материальных и духовных благ, развитие творчества,
научного потенциала; б) предоставление всем социальных минимумов, определяемых
в соответствии с государственными стандартами. [2]
Социальная
защита – это система законодательных, экономических, социальных и иных
гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия
для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в
пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и
социально-психологическую поддержку во всех ее формах.[7]
Заключение
В условиях рыночной
экономики основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех
реформ является совершенствование управления. Новые экономические отношения в
муниципальных образованиях – объективная реальность, требующая нового
управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в
нем. Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности
муниципального образования, всех его сфер, требует постоянного
совершенствования форм и методов муниципального управления
Главная линия развития
теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании
целостной, эффективной, гибкой и демократической системы муниципального
управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без
решительного устранения бюрократической и авторитарной систем управления, без
последовательной реализации основных принципов самоуправления Европейской
Хартии.[2]
Для эффективной
деятельности государственным и муниципальным служащим необходимо глубокое
знание теории и практики муниципального управления, оно приходит с учением и
реальной работой, постоянным анализом и обобщением существующего опыта.
Овладение муниципальной наукой – главная задача и составная часть образования,
повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и
муниципальных служащих.
Реформа местного
самоуправления, эффективное ее осуществление определяются профессиональной
подготовленностью управленческих кадров, их способностью выявлять и
использовать возможности каждого из элементов механизма муниципального
управления, видеть имеющиеся связи и взаимозависимость между ними, тенденции
развития управляемых объектов. Только так можно достичь системности и
комплексности, прозрачности и эффективности муниципального управления.
Список литературы
1. Блинов А.О. Муниципальное
управление.- Самара: УРАО, 2001.- 521с.
2. Васильев А.А. Муниципальное
управление: Курс лекций.- Изд. 5-е, испр. и доп.– Н.Новгород:, Издатель
Гладкова О.В., 2005.– 552 с.
3. Гегедюш Н.С., Масленникова
Е.В., Мокеев М.М. Государственное и муниципальное управление: Конспект лекций.-
М.: Высшее образование, 2007.- 211с.
4. Гутман Г.В., Мироедов А.А.,
Федин СВ. Управление региональной экономикой. - М.: Финансы и статистика,
2002.- 548с.
5. Зотов В.Б. Система
муниципального управления.- СПб.: Питер, 2006.- 555с.
6. Иванов В.В., Коробова А.Н.
Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 718 с.
7. Мокрый В.С. Государственное
и муниципальное управление. Реализация реформ: Учеб. пособие - М.: КноРус,
2007.- 216 с.
8. Муниципальный менеджмент.
Учебное пособие для вузов. - М.:ББ, 1997.- 428с.
9. Мысин Н.В. Теория
социального управления. - СПб, 1998. – 413с.
10. Общий и специальный
менеджмент: Учебник / Под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина.– М.: РАГС,
2001. – 568 с.
11. Питере Т., Уотермен Р. В поисках
эффективного управления. - М.: Прогресс, 1986.- 241с.
12. Федеральный закон Российской
Федерации от 6 октября 2003 г. N
131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации // Российская газета.- 2003.- 8 октября.
13. Хартанович К.В., Алтухов
П.П. Теоретические основы системы регионального управления. - Владимир, 2003.-
247с.