Возбуждение уголовного дела

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,02 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возбуждение уголовного дела

Введение

Основной задачей уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от преступлений. Выполнить данное требование закона возможно лишь при своевременном решении вопроса о возбуждении уголовного дела и закреплении доказательств в целях изобличения лиц, совершивших преступление. Важная роль при этом отводится деятельности правоохранительных органов, связанной с принятием решения о начале производства по уголовному делу, поскольку нарушения на данном этапе уголовного судопроизводства могут повлечь сокрытие преступлений, утрату доказательств, несвоевременное принятие мер по розыску лиц, совершивших преступление, и в конечном итоге ведут к ущемлению прав и законных интересов граждан, интересов предприятий, учреждений и организаций. Напротив, выполнение требований закона при возбуждении уголовного дела обеспечивает соблюдение конституционного права граждан на судебную защиту от преступных посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Стадия возбуждения уголовного дела играет важную роль и служит тому, чтобы все решения о возбуждении уголовного дела были законными и обоснованными. Назначение стадии возбуждения уголовного дела традиционно понимается как гарантия от необоснованного применения мер государственного принуждения при расследовании уголовных дел.

Целью работы является исследование стадии возбуждения уголовного дела.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:

) проанализировать сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела;

) рассмотреть поводы и основания к возбуждению уголовного дела;

) изучить процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении;

) охарактеризовать процессуальный порядок возбуждения уголовного дела, а также отказа в возбуждении уголовного дела.

1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

В сфере уголовного судопроизводства соответствующие органы государства обязаны обеспечить защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). По действующему законодательству обязанность осуществления уголовного преследования, возложенная на прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя, выражается, согласно ч. 2 ст. 21 УПК РФ, в принятии ими предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Возбуждение уголовного дела - это не только процессуальное решение, не только правовой институт, хотя, несомненно, и таковые могут называться возбуждением уголовного дела, но, прежде всего, этап, который всегда был (или есть), если имеет место уголовный процесс.

С.В. Бородин отмечал, что возбуждение дела - «основной вид решений о начале судопроизводства. Специфика процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела выражена в ограниченности задач, пределов и средств доказывания. Устанавливается лишь в общих чертах наличие или отсутствие некоторых признаков состава конкретного преступления как предпосылки перспективности дальнейшей процессуальной деятельности. Это достигается путем производства так называемых проверочных действий, а также очень ограниченного круга следственных действий.

Значение стадии возбуждения уголовного дела предопределяется кругом задач, стоящих перед процессуальными органами, объемом процессуальных средств решения данных задач, числом и статусом субъектов и др. Задачей этой первой стадии досудебного производства является установление наличия или отсутствия условий (предпосылок), необходимых для возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следствия обязаны, с одной стороны, реагировать на каждый факт обнаружения признаков преступления, а с другой - не допускать необоснованного возбуждения уголовного судопроизводства. На этом этапе досудебного производства не ставятся и не решаются задачи достоверного установления всех обстоятельств преступления и изобличения виновного.

С момента возбуждения уголовного дела возникают основания для производства следственных и иных процессуальных действий, что позволяет обеспечить раскрытие преступлений, изобличение и наказание лиц, их совершивших. Лишь после возбуждения дела создаются наиболее реальные гарантии защиты и охраны прав и законных интересов лиц, вовлекаемых в уголовное судопроизводство. Поэтому правильное и своевременное решение о возбуждении производства по делу во многом предопределяет успешность протекания всех последующих стадий.

Стадия возбуждения уголовного дела - это первая стадия уголовного процесса, задачами которой является реагирование на каждый факт совершения преступления и ограждение последующих этапов уголовного процесса от рассмотрения не имевших место и непреступных деяний. Если обратиться к структуре УПК РФ, то мы увидим, что его Особенная часть открывается разделом VII, посвященным возбуждению уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела - это самостоятельная стадия уголовного процесса, которой свойственны все признаки, характеризующие стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.). Поэтому возбуждение уголовного дела нельзя считать частью стадии предварительного расследования, ее начальным этапом. «Независимость стадии возбуждения уголовного дела от иных этапов движения дела обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности, здесь не только принимаются сообщения о совершенном или готовящемся преуплении, но и проверяются полученные сведения, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем».

На этом этапе действуют специфические уголовно-процессуальные отношения, отличающиеся от существующих в стадии предварительного расследования. Самостоятельный характер стадии возбуждения уголовного дела проявляется к в том, что она представляет собой этап уголовно-процессуальной деятельности, причем ни одно уголовное дело не может миновать этого этапа, возникнуть вне его. Процессуальная самостоятельность рассматриваемой стадии подтверждается и тем, что возбуждать дело может и не тот орган, которым впоследствии будет вести расследование.

Уголовный процесс на стадии возбуждения уголовного дела осуществляют орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа (ч. 1 ст. 145 УПК РФ). Содержание ст. 144 УПК РФ позволяет также говорить о возможности наличия на этой стадии таких субъектов уголовного процесса, как заявитель, лицо, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела, редакция, главный редактор средства массовой информации, распространившего сообщение о преступлении, и о некоторых других.

Специфичны как круг участников данной стадии, так и возникающие между ними правоотношения. Так, здесь отсутствуют традиционные для многих последующих стадий участники судопроизводства: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитник, потерпевший, гражданские истец и ответчик, свидетель и др. Основные правоотношения возникают между следователем, дознавателем, органом дознания, руководителем следственного органа и заявителем о преступлении.

Таким образом, государство, наделяя компетентные органы правом производить предварительное расследование и увязывая предварительное расследование с возможностью существенного ущемления прав граждан, обязывает эти органы обосновать такое право. Формой обоснования этого права и является процессуальное решение в виде вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Повод к возбуждению уголовного дела - это установленный законом источник информации о готовящемся или совершенном преступлении, надлежаще оформленный и переданный лицу или органу, уполномоченному принимать решение о возбуждении уголовного дела, называется. Исчерпывающий перечень таких источников содержится в ч. 1 ст. 140 УПК РФ. Рассмотрим каждый повод из данного перечня в отдельности.

Заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ) представляет собой адресованное органам, правомочным осуществлять уголовно-процессуальную деятельность, устное или письменное сообщение о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении. Оно должно быть подписано заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ). Заявление может поступить от очевидца или от лица, пострадавшего от преступления и т.д.

Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и принявшим заявление должностным лицом. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя (ч. 3 ст. 141 УПК РФ). Отсутствие документов у обратившегося лица не является основанием для отказа в приеме информации. Однако поводом для возбуждения уголовного дела в данном случае будет рапорт принявшего и (или) проверившего информацию лица.

Заявителю обязательно разъясняется ответственность за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью заявителя (ч. 6 ст. 141 УПК РФ). Анонимные, то есть не подписанные автором, не ясно кем подписанные или подписанные бесспорно вымышленной фамилией, сообщения и письма не признаются поводом к возбуждению уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ). Однако это не препятствует использованию анонимного сообщения в оперативных целях.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания (ч. 4 ст. 141 УПК РФ).

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ (ч. 5 ст. 141 УПК РФ). Ст. 143 УПК РФ устанавливает, что сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем указанные в ст.ст. 141, 142 УПК РФ, принимаются лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Так, в качестве сигнала о преступлении, не являющемся процессуальным поводом к возбуждению уголовного дела, принято рассматривать также заявления, сделанные по телефону, даже если обращающееся по телефону лицо называет данные о себе. Такие заявления должны быть зарегистрированы дежурным по органу внутренних дел в виде телефонограммы и немедленно проверены в рамках административных полномочий. При подтверждении проверяемых фактов поводом к возбуждению дела будет служить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление о явке с повинной - это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Оно может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ (ст. 142 УПК РФ).

При явке с повинной устанавливается личность явившегося, и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Сведения, сообщенные лицом, явившимся с повинной, подлежат тщательной проверке, поскольку возможен самооговор. Известны также случаи, когда лицо является с повинной с целью скрыть факт совершения более тяжкого преступления.

Немаловажным вопросом в такой ситуации является процессуальное оформление факта явки с повинной. В УПК РФ данный вопрос регулируется статьей 142, согласно которой о явке с повинной составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Это может быть и непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или судом признаков преступления. Ведь эти органы и должностные лица в процессе выполнения своих служебных обязанностей нередко непосредственно сами выявляют деяние, имеющее признаки преступления. Следователь и должностное лицо органа дознания (лицо, производящее дознание) могут обнаружить признаки подготавливаемого или совершенного преступления в ходе расследования находящихся у них в производстве уголовных дел. Признаки преступления могут быть выявлены органом дознания также в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществления административной деятельности, например, при обеспечении охраны общественного порядка, паспортного режима, безопасности дорожного движения и т.п.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в ст.ст. 141, 142 УПК РФ, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).

Анализ свидетельствует, что 50% и более от разрешаемых в порядке ст. 144 УПК РФ материалов проверок в органах прокуратуры и ОВД базируются на сообщениях, получаемых не из заявлений и явок с повинной, а из других источников.

Федеральным законом от 28.12.2010 №404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» в ч. 1 ст. 140 УПК РФ введен п. 4, согласно которого поводом к возбуждению уголовного дела является также постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Для того чтобы признать наличие основания для возбуждения уголовного дела, в представленных материалах должны быть необходимые и достаточные предпосылки для их дальнейшей процессуальной проверки. Основания «могут содержаться в самом заявлении, сообщении о преступлении, приложенных к ним материалах и должны носить удостоверительный характер, т.е. убеждать любого в наличии признаков преступления». Достаточно ли данных для вывода о наличии готовящегося или совершенного преступления, в каждом конкретном случае решается тем лицом, которое рассматривает вопроса возбуждения уголовного дела. Но во всех случаях фактические данные должны быть подвергнуты всесторонней оценке.

Рассмотрим пример. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ отменила все состоявшиеся судебные решения и производство по жалобе К. прекратила, указав в определении следующее. Как усматривается из материала, суд, признавая постановление о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, указал в своем постановлении на нарушение уголовно-процессуального закона при возбуждении уголовного дела, выразившееся в возбуждении уголовного дела не в отношении конкретных лиц, а по факту совершения деяний, запрещенных уголовным законом. Так, в обоснование своего решения суд сослался на тот факт, что уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ может быть возбуждено лишь в отношении конкретного лица, которое к моменту вынесения постановления о возбуждении уголовного дела было установлено, - К. и не может быть возбуждено в отношении неопределенного круга лиц, поскольку иное нарушает конституционные и процессуальные права К. Вместе с тем ст. 146 УПК РФ, регламентирующая порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения, не требует установления лица, совершившего преступление, на стадии возбуждения уголовного дела. При этом данная норма не ставит реализацию полномочия следователя на возбуждение уголовного дела в зависимость от факта установления лица, причастного к преступлению. Напротив, условиями этого согласно ст. 140 и ч. 1 ст. 146 УПК РФ являются повод и основание для возбуждения уголовного дела.

Что же касается ссылки в постановлении на факт отсутствия сведений о значимых признаках преступления, то, как указала Коллегия, уголовно-процессуальный закон не обязывает следователя при решении вопроса о возбуждении уголовного дела в каждом случае предварительно, до принятия указанного решения, устанавливать все признаки состава преступления. При этом в постановлении полностью отражен перечень значимых обстоятельств, необходимых для возбуждения уголовного дела и закрепленных в ст. 146 УПК РФ. Кроме того, по смыслу закона, уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретных лиц, если они к моменту принятия решения известны органам расследования. Уголовно-процессуальный закон не предполагает, что материалы доследственной проверки должны быть положены в основу постановления о возбуждении уголовного дела в полном объеме и следователь обязан соглашаться с выводами органов дознания о причастности конкретных лиц к совершению преступления, поскольку является самостоятельным процессуальным лицом и имеет право на собственные суждения, в том числе и о возможной причастности конкретных лиц к расследуемому преступлению.

Таким образом, уголовное дело было возбуждено в установленном законом порядке для проведения следственных и иных процессуальных действий, направленных на получение и закрепление доказательств совершенного преступления и установление лиц, его совершивших.

Обычно, для того чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного дела, необходимо произвести проверку материалов. Установлено, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ).

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный ч. 1 ст. 144 УПК РФ. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124, 125 УПК РФ (ч. 5 ст. 144 УПК РФ).

Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со ст. 318 УПК РФ. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 147 УПК РФ, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст. 144 УПК РФ (ч. 6 ст. 144 УПК РФ).

Думается, что в стадии возбуждения уголовного дела нельзя требовать установления всех признаков состава преступления: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны, поскольку они должны быть установлены в стадии предварительного расследования. Отсутствие каких-либо сведений о субъекте неочевидного преступления (и, соответственно, о виновности) не только не исключает возбуждения уголовного дела, но скорее предполагает необходимость этого.

Таким образом, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должны быть получены данные об общественной опасности, противоправности и наказуемости деяния, о котором поступило сообщение. В литературе высказано мнение, что наказуемость лица также должна устанавливаться на стадии расследования. Однако признаком преступления является предусмотренное в уголовном законе наказание за конкретное деяние, а не наказуемость лица. Определить же, подлежит ли лицо уголовному наказанию или нет, может только суд, а не орган расследования.

Закон не требует к моменту возбуждения уголовного дела достоверного и полного установления вышеназванных признаков. Вопрос о достаточности фактических данных в каждом конкретном случае должен решаться должностным лицом по своему внутреннему убеждению. Однако, если имеются сомнения, он обязан в соответствии со ст. 144 УПК РФ произвести предварительную проверку поступивших сведений.

Важно отметить, что существуют и средства предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, предусмотренные иными (не уголовно-процессуальными) нормативными актами: оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об оперативно-розыскной деятельности»), розыскные действия, судебно-медицинское освидетельствование, освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, по поводу наличия в организме алкоголя или наркотических средств, административные досмотр и изъятие (ст.ст. 27.7, 27.8, 27.9, 27.10 КоАП РФ), акт добровольной сдачи наркотического средства, психотропного вещества, оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.ст. 222, 223, 228 УК РФ) и др.

Согласно пп. 4, 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции» полиции предоставлено право в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях:

запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Соблюдению законности и обоснованности возбуждения уголовных дел призван способствовать Приказ Генпрокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений». Приказом утверждены и введены в действие с 1 января 2006 г. Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях; Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений.

На основании Положения «О едином порядке организации, приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях» каждый правоохранительный орган Российской Федерации, осуществляющий предварительное следствие, дознание, принимает собственный нормативный акт, регулирующий вопросы регистрации сообщений и заявлений о преступлениях. Основная масса заявлений о совершенных и готовящихся преступлениях поступает в органы внутренних дел. Нормативные правила работы с такими заявлениями установлены Приказом МВД РФ от 04.05.2010 №333 (ред. от 17.05.2011) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях». В соответствии с требованиями данной Инструкции каждому заявителю при личном обращении в орган внутренних дел с заявлением о преступлении должен быть выдан специальный талон-уведомление о регистрации принятого от него заявления в «Книге учета сообщений о преступлениях».

В целях обеспечения конституционных прав граждан при рассмотрении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и принятия по ним законных процессуальных решений Генеральной прокуратурой РФ и МВД РФ был принят совместный Приказ от 12.09.2006 №80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях». Приказ предусматривает обязанность руководителей ОВД обеспечить неуклонное исполнение ведомственных приказов и инструкций о порядке организации в подчиненных органах дознания и предварительного следствия приема, регистрации и проверки сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, для чего ежеквартально анализировать состояние этой работы в подчиненных подразделениях, сопоставляя ее результаты с данными органов прокуратуры. Подчеркнуто, что необходимо принимать исчерпывающие меры по организации проверок сведений, содержащихся в сообщениях о преступлениях, и вынесению процессуальных решений не позднее трех суток со дня поступления заявления, сообщения.

По мнению ряда ученых, деятельность до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не является процессуальной. Сторонники этой точки зрения считают, что уголовно-процессуальные отношения возникают только после возбуждения уголовного дела, а в уголовно-процессуальные формы могут облекаться только следственные действия. Согласиться с этим нельзя. Если возбуждение уголовного дела есть стадия уголовного процесса, то деятельность, производимая на этой стадии, не может не быть процессуальной. Принимая заявление, разъясняя заявителю его права и обязанности, решая вопрос о предварительной проверке, получая объяснения и необходимые документы, должностные лица действуют на основе норм уголовно-процессуального права, и поэтому их деятельность не может не считаться уголовно-процессуальной.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений (ст. 145 УПК РФ): 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ. В этом случае орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Итак, возбуждение уголовного дела не сводится лишь к вынесению соответствующего постановления, а включает в себя также прием информации о преступлении, ее оформление и регистрацию, рассмотрение этой информации. Вопрос о начале расследования разрешается на основе тщательного анализа поводов и основания для этого. Решение о возбуждении уголовного дела должно основываться на реально зафиксированных фактах. Причем проверку заявлений и сообщений о преступлениях следует проводить только в тех случаях, когда в самом заявлении (сообщении) не усматриваются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Если же такие признаки налицо, компетентные органы и должностные лица в соответствии с законом обязаны возбудить уголовное дело немедленно.

3. Порядок возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела

возбуждение уголовное дело

Порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения установлен ст. 146 УПК РФ.

При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). Следует отметить, что до 7 сентября 2007 г. следователь мог возбудить уголовное дело только с согласия прокурора. Кроме того, возбудить уголовное дело мог и сам прокурор (см. ч. 1 ст. 146 УПК РФ в предыдущей редакции). Дело в том, что при принятии УПК РФ новация о решающей роли прокурора в процессе возбуждения уголовного дела вводилась в целях ужесточения порядка возбуждения уголовного дела, борьбы с заказными делами. Теперь (с 7 сентября 2007 г.) значение роли прокурора в процессе уголовного судопроизводства (и особенно в стадии возбуждения уголовного дела) радикально снижено. Конечно, следователю надо доверять, раз он наделен такими широкими властными полномочиями. Несколько абсурдной выглядела ситуация, при которой возбудить уголовное дело следователь имел право только с согласия прокурора, а задержать лицо в качестве подозреваемого, т.е. применить достаточно жесткую меру процессуального принуждения, мог самостоятельно, сообщив об этом прокурору лишь в течение 12 часов. С точки зрения целесообразности и повышения эффективности следствия расширение самостоятельности следователя в уголовном процессе вообще и на стадии возбуждения уголовного дела в частности - мера совершенно правильная и оправданная. Она уменьшает трудозатраты следователя и потерю подчас драгоценного времени на первоначальном этапе расследования, когда дорога каждая минута. Но если смотреть со стороны обеспечения контроля за следователем, то не все так позитивно. Поэтому в настоящее время актуализируется проблема надзора прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.

Отметим также, что, согласно Федерального закона от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"», руководитель следственного органа также фактически был лишен полномочий по возбуждению уголовных дел. Руководитель следственного органа был, конечно, вправе принять к своему производству уголовное дело. Однако для того, чтобы это реализовать, по действующему ранее закону ему сначала надо было попросить следователя возбудить дело (или указать ему на это), а потом изъять дело у следователя и принять его к своему производству (п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ). Это было сложно, и в литературе, а также практическими работниками признавалось необоснованным. Поэтому следует признать позитивным тот факт, что в настоящее время восстановлено указанное право руководителя следственного органа, которым он обладал до вступления в силу Федерального закона от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"». Следует отметить, что практические работники обоснованно ставят вопрос о восстановлении утраченных прав в этой части и у прокурора. В настоящее время, как уже указывалось выше, одним из поводов к возбуждению уголовного дела является постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются (ч. 2 ст. 146 УПК РФ): 1) дата, время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка (ч. 3 ст. 146 УПК РФ). Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

Если производство предварительного следствия по уголовному делу поручено следственной группе, то об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Данное решение также может быть отражено в отдельном постановлении (ч. 1 ст. 163 УПК РФ).

Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

Согласно ст. 149 УПК РФ, после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ: следователь приступает к производству предварительного следствия; орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, производит дознание.

Уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 20 УПК РФ (это дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 115 (ч. 1), 116 (ч. 1), 129 (ч. 1) и 130 УК РФ; они считаются уголовными делами частного обвинения), возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя:

) в отношении конкретного лица - в порядке, установленном чч. 1, 2 ст. 318 УПК РФ, а именно: дело возбуждается в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ч. 1 и ч. 4 ст. 147 УПК РФ. В случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником или в таком порядке: уголовное дело возбуждается следователем, а также с согласия прокурора дознавателем в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ. При этом следователь приступает к производству предварительного расследования, а дознаватель - дознания;

) в отношении лица, указанного в ст. 447 УПК РФ, - в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ.

Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 20 УПК РФ, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке.

Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в чч. 2, 3 ст. 20 УПК РФ, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ.

Рассмотрим пример. С. обратился в суд в порядке частного обвинения с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении X. по ч. 2 ст. 130 УК РФ за распространение оскорбляющих его сведений. По постановлению мирового судьи судебного участка N 1 Краснооктябрьского района Нижегородской области заявление С. возвращено. Ему разъяснено, что поскольку X. Занимает должность выборного должностного лица органа местного самоуправления, то в силу ст.ст. 447, 448 УПК РФ решение вопроса о возбуждении уголовного дела должен принимать прокурор Нижегородской области. Президиум Нижегородского областного суда постановление мирового судьи отменил, материалы возвратил судье для рассмотрения по существу. В надзорной жалобе защитник X. просил постановление президиума Нижегородского областного суда отменить. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ отменила постановление президиума по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 318 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 20 УПК РФ, возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим, его законным представителем или представителем. Статья 130 УК РФ, по которой С. просил возбудить уголовное дело в отношении X., включена в перечень статей, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УПК РФ. Вместе с тем из материалов дела видно, что X. Занимает должность главы администрации Краснооктябрьского района Нижегородской области, т.е. является выборным лицом органа местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 447 УПК РФ порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, устанавливается УПК РФ с изъятиями, предусмотренными главой 52 УПК РФ (подробнее об этом - ниже). Выводы президиума Нижегородского областного суда о том, что требования п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ не распространяются на случаи возбуждения уголовных дел частного обвинения, каковым является преступление, предусмотренное ст. 130 УК РФ, не основаны на законе. Предусмотренные главой 52 УПК РФ особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц обусловлены статусом специальных субъектов и не лишают С. (считающего, что X. распространил оскорбляющие его сведения) права, предусмотренного Конституцией РФ, на защиту своей чести и доброго имени путем обращения с заявлением о возбуждении уголовного дела. При таких обстоятельствах постановление президиума Нижегородского областного суда в отношении X. отменено, а постановление мирового судьи оставлено без изменения.

Статья 448 УПК РФ предусматривает особенности возбуждения уголовного дела (не только частного и частно-публичного, но и публичного обвинения) в отношении следующих лиц (см. ст. 447 УПК РФ): члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ; прокурора; Председателя Следственного комитета РФ; руководителя следственного органа; следователя; адвоката; члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного выше, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается должностными лицами, указанными в ст. 448 УПК РФ.

Рассмотрим пример. В соответствии с требованиями п. 7 ч. 1 ст. 447, п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ в отношении следователя установлен особый порядок производства по уголовным делам. По приговору суда Селютина, работавшая следователем следственного отдела при отделе внутренних дел, осуждена за незаконное освобождение от уголовной ответственности подозреваемого и за фальсификацию доказательств по делу. В кассационной жалобе осужденная просила приговор суда отменить, а дело производством прекратить. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор отменила по следующим основаниям. В соответствии с требованиями п. 7 ч. 1 ст. 447, п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ в отношении следователя установлен особый порядок производства по уголовным делам. Однако по делу в отношении Селютиной решение о возбуждении уголовного дела было принято, вопреки требованиям закона, следователем. Поскольку указанное нарушение уголовно-процессуального закона - нарушение процедуры возбуждения уголовного дела - привело к ограничению гарантированных законом прав осужденной, приговор не может быть признан законным и обоснованным.

Итак, УПК РФ предусматривает различный порядок возбуждения уголовных дел в зависимости от видов уголовного преследования (обвинения), от должностного положения лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело. Имеются и различия в полномочиях лиц, наделенных правом возбуждения уголовного дела. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

Помимо установления повода и оснований к возбуждению уголовного дела необходимым условием законности такого решения является отсутствие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу. Законодатель называет эти обстоятельства основаниями отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела.

Основания отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 24 УПК РФ) - это достоверно установленные в ходе проверки заявлений и сообщений о преступлениях обстоятельства, одни из которых являются безусловным препятствием к возбуждению уголовного дела, а другие могут служить обстоятельством, исключающим возбуждение уголовного дела в зависимости от волеизъявления отдельных заинтересованных участников процесса (чч. 2, 3 ст. 20 УПК РФ), а также по усмотрению уполномоченных на то законом государственных органов и должностных лиц.

Принято говорить о юридических и фактических основаниях принятия решения (осуществления действия). Юридическим основанием отказа в возбуждении уголовного дела является постановление компетентного органа. Фактическим - установленное доказательствами определенного рода обстоятельство. В исследуемый период времени (когда еще не принято ни решение о возбуждении, ни решение об отказе в возбуждении уголовного дела) юридического основания отказа в возбуждении уголовного дела нет, могут иметься лишь фактические основания отказа в возбуждении уголовного дела.

Ст. 24 УПК РФ установила такие основания отказа в возбуждении уголовного дела. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям: 1) отсутствие события преступления; 2) отсутствие в деянии состава преступления; 3) истечение сроков давности уголовного преследования; 4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; 5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ; 6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1 и 3 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Перечисленные обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, относятся к изложенным в ст. 24 УПК РФ императивным (обязательным для должностного лица) основаниям отказа в его возбуждении. Наличие хотя бы одного из указанных обстоятельств одновременно является и основанием для прекращения возбужденного уголовного дела, на что указывают ст. 24 и ст. 212 УПК РФ.

Изложенными обстоятельствами, препятствующими возбуждению уголовного дела либо исключающими производство по нему, перечень императивных оснований отказа в возбуждении уголовного дела и его прекращения исчерпывается. Однако если наличие хотя бы одного из этих обстоятельств обязывает соответствующее должностное лицо прекратить производство по уголовному делу или отказать в его возбуждении, то ст. 25 УПК РФ содержит в себе факультативное основание прекращения уголовного дела, которое предоставляет правоприменителю лишь возможность (право) прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон. В этом случае суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора в соответствии со ст. 25 УПК РФ вправе прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого в связи с примирением сторон. Примирение сторон является материальным основанием отказа в возбуждении уголовного дела, т.к. ст. 76 УК РФ предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и возместило причиненный потерпевшему вред, на что ссылается ст. 25 УПК РФ. Характер и способ возмещения причиненного потерпевшему вреда, возмещения причиненного ему материального ущерба значения для прекращения производства по делу не имеют, а относятся к усмотрению потерпевшего. Примирение должно быть основано на воле потерпевшего и отражено в приобщенном к материалам дела соответствующем письменном заявлении потерпевшего или его законного представителя.

Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела урегулирован ст. 148 УПК РФ. Отказ в возбуждении уголовного дела осуществляется при наличии рассмотренных выше соответствующих оснований. Следует отметить, что в связи с отсутствием в деянии состава преступления отказ в возбуждении уголовного дела возможен только в отношении конкретного лица.

Заключение

Стадия возбуждения уголовного дела имеет четко выраженные границы, начальный и конечный моменты уголовно-процессуальной деятельности, определяющей ее содержание. Возбуждение уголовного дела представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела - первоначальная стадия процесса, в которой полномочные органы государства и должностные лица при наличии к тому повода (заявление, явка с повинной и др.) устанавливают наличие или отсутствие оснований для начала производства по делу. Решение о возбуждении уголовного дела приводит процедуру уголовного процесса в движение, образует правовую основу для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях и служит точкой отсчета сроков предварительного расследования. Возбуждение уголовного дела - стадия обязательная для дел публичного, частно-публичного и частного обвинения, но для каждого из видов обвинения она имеет свои особенности.

Этой стадии свойственны все признаки, характеризующие стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.). Самостоятельный характер стадии возбуждения уголовного дела определяется тем, что она представляет собой целый этап уголовно-процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальный закон не ограничивает перечень поводов для возбуждения уголовного дела строгими рамками, но устанавливает процессуальную форму, в которую они должны быть облечены: заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ), явка с повинной (ст. 142 УПК РФ); рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ); постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Возбуждение уголовного дела не сводится лишь к вынесению соответствующего постановления (ст. 146 УПК РФ), а включает в себя также прием информации о преступлении, ее оформление и регистрацию, рассмотрение этой информации. Вопрос о начале расследования разрешается на основе тщательного анализа поводов и основания для этого (ч. 1 ст. 140 УПК РФ).

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. 21.01.2009.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // Российская газета. 31.12.2001; 26.07.2011.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // Российская газета. 22.12.2001; 26.07.2011.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954; 2011. №30 (ч. 1). Ст. 4601.

. Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 18.08.1995; 30.12.2010.

. Федеральный закон от 05.06.2007 №87-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"» // Российская газета. 08.06.2007; 30.12.2010.

. Федеральный закон от 28.12.2010 №404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Российская газета. 30.12.2010.

8. Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. №7. Ст. 900; №27. Ст. 3880.

9. Приказ Генпрокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» // Российская газета. 25.01.2006.

. Приказ Генпрокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ от 12.09.2006 №80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» // #"justify">. Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 №137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (ред. от 28.12.2007) // <#"justify">. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.11.2007 №189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // <#"justify">. Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 №162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // #"justify">. Приказ МВД РФ от 04.05.2010 №333 (ред. от 17.05.2011) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // Российская газета. 25.06.2010; 27.06.2011.

. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. М.: Проспект, 2009.

. Бородин С.В. Разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. М., 1970.

. Головинская И.В. Практические проблемы возбуждения уголовных дел // Российский следователь. 2007. №10.

. Давлетов А.А., Кравчук Л.А. Стадия возбуждения уголовного дела - обязательный этап современного отечественного уголовного процесса//Российский юридический журнал.2010. №6.

. Еникеев З. Правовое положение прокурора в уголовном процессе // Законность. 2008. №6.

. Зажицкий В.И. Соотношение доказывания в уголовном процессе и познания, осуществляемого в стадии возбуждения уголовного дела // Российская юстиция. 2010. №7.

. Клещёв С.В. О некоторых проблемных вопросах стадии возбуждения уголовного дела // Юридические науки. 2009. №5.

. Кротков Д.С. Понятие и сущность уголовно-процессуальных решений в стадии возбуждения уголовного дела // Пробелы в Российском законодательстве. 2008. №2.

. Мачулъская Е.А. Юридические аспекты явки с повинной // Журнал российского права. 2008. №9.

. Минеев Ю.В. Предмет и пределы разбирательства при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела // Российский следователь. 2009. №20.

. Мыцыков А. К дискуссии о реорганизации досудебного производства // Законность. 2008. №5.

. Официальный сайт МВД России. Статистика: <#"justify">. Рыжаков А.П. Возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела / А.П. Рыжаков. Изд. 5-е, доп. и перераб. М., 2011.

. Уголовный процесс: учебник / отв. ред. А.В. Гриненко. 2-е изд., перераб. М., 2009.

. Францифоров Ю.В. Противоречия между возбуждением и прекращением уголовного дела, отказом в возбуждении уголовного дела // Следователь. 2004. №12.

. Чупилкин Ю.Б. Гарантии прав личности в стадии возбуждения уголовного дела // Российская юстиция. 2010. №2.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!