Высшая математика
Контрольная работа №1
Вариант 5
Задача №1. Даны четыре вектора , , , в некотором
базисе. Показать, что векторы , , образуют базис и найти координаты
вектора в этом
базисе.
Решение.
Проверим, образуют ли векторы , , базис.
Три вектора образуют базис, если они
не лежат в одной плоскости. Найдем смешанное произведение векторов , , .
Поскольку смешенное произведение
векторов не равно 0, то векторы , , образуют базис.
Найдем координаты вектора в базисе .
.
Подставляя координаты векторов,
получим систему линейных алгебраических уравнений, которую решим по формулам
Крамера.
Воспользуемся формулами Крамера:
, , ,
где - определитель, составленный из
коэффициентов при неизвестных.
== 42 + 0 +18 +0 +30 - 28 = 62;
= 42 + 0 - 156 +0 + 30 - 21 = -105;
= 42 +0 +36 +0 + 312 - 56 = 334;
= 312 + 40 -18 +36 - 30 -208 = 132.
Найдем , , .
. Ответ:
Задача №2 Даны вершин пирамиды , , , . Найти:
длину ребра ;
угол между ребрами и ;
угол между ребром и гранью ;
площадь грани ;
1) объем
пирамиды;
уравнения прямой ;
уравнение плоскости ;
уравнение высоты, опущенной из
вершины на грань ;
Сделать чертеж.
Решение:
1) Длина d отрезка,
проходящего через точки с координатами , вычисляется по формуле:
Поставим в формулу координаты точек и .
Получим
.
2) Угол φ между
векторами находится
по формуле:
=
Найдем координаты векторов и .
= .
=.
Тогда = =.
радиан.
) Угол между
прямой и
плоскостью находится
по формуле:
, где - нормальный вектор плоскости.
Так как и ,
то вектор можно найти
как векторное произведение векторов и .
== .
Нормальный вектор плоскости равен
(7, 26, -8).
Тогда == = .
радиан.
) Найдем площадь грани по формуле
Из пункта 3 имеем =.
Тогда = = = .
= = .
) Объем пирамиды вычислим по формуле
= ,
где - смешанное произведение векторов , , .
Вычислим .
== =.
Значит, ==.
) Канонические уравнения прямой,
проходящей через точку параллельно
вектору имеет вид:
Подставим координаты точки и вектора , получим:
= = - канонические уравнения прямой .
) Уравнение плоскости, проходящей
через точку ,
перпендикулярной вектору имеет вид:
.
Нормальный вектор плоскости имеет
координаты (7, 26, -8) (вычислено п. 3).
, откуда - уравнение
плоскости .
) Найдем уравнение высоты, опущенной
из вершины на грань .
Направляющим вектором прямой является нормальный вектор плоскости - = (7, 26,
-8).
Сделаем чертеж:
Задача №3 Составить уравнение линии,
каждая точка которой является центром окружности, касающейся оси абсцисс и
проходящей через точку
Решение.
Т.к. каждая точка линии является центром
окружности, касающейся оси абсцисс, то радиус окружности в произвольной точке
линии будет перпендикулярен оси абсцисс. Значит, линия параллельна оси абсцисс.
Тогда уравнение линии имеет вид:
Ответ: .
Задача №4. Доказать совместность
данной системы линейных уравнений и решить ее двумя способами. 1) методом
Гаусса; 2) средствами матричного исчисления.
Решение
Докажем совместность системы. По
теореме Кронекера-Капелли если ранг основной матрицы равен рангу расширенной,
то система совместна. Найдем ранг расширенной матрицы. Сведем матрицу к
ступенчатому виду с помощью элементарных преобразований.
Умножим первую строку матрицы на -4
и прибавим ко второй.
Умножим первую строку матрицы на -2
и прибавим к третьей.
Далее вторую строку матрицы прибавим
к третьей, умноженной на -7.
.
Получили ступенчатую матрицу. и равен
количеству неизвестных, следовательно, система совместна и определена, т.е.
имеет единственное решение.
Решим систему методом Гаусса.
Запишем систему линейных уравнений
полученную после преобразования матрицы .
.
(3, 8, 13) - решение системы.
. Решим систему матричным способом.
Запишем систему в матричной форме , где
, ,
Решение системы в матричной форме
имеет вид , где - матрица,
обратная матрице . Найдем
матрицу по формуле
= ,
где - алгебраическое дополнение к
элементу.
= = 3 - 4 + 2 -6 -1 +4 = -2
Обратная матрица имеет вид:
=.
Найдем решение системы.
== =.
(3, 8, 13) - решение системы.
Ответ: (3, 8, 13).
Задача №5. Найти размерность и базис
пространства решений однородной системы линейных уравнений.
линейный
алгебраическое уравнение пространство
Решение.
Составим матрицу, из коэффициентов
системы.
Поменяем первую и третью строки
местами.
Умножим первую строку матрицы на -2
и прибавим ко второй.
Умножим первую строку матрицы на -7
и прибавим к третьей.
Далее вторую строку матрицы умножим
на -3 и прибавим к третьей.
Получили трапециевидную матрицу,
следовательно, система совместна и не определена.
Очевидно, что ранг матрицы равен 2.
Следовательно, две неизвестные являются главными, и две - свободными. Значит, фундаментальная
система решений системы содержит 4-2=2 линейно независимых решения. Выберем в
качестве главных неизвестных , тогда переменные будут
свободными.
Система, соответствующая
преобразованной матрице, имеет вид
.
Или иначе:
.
Фундаментальная совокупность
решений, является базисом линейного пространства решений исходной системы.
Следуя общему правилу, полагаем ; затем - . В
результате приходим к двум частным решениям, которые и составляют
фундаментальный набор.
; .
Размерность искомого пространства равна 2.
Все решения данной системы выражаются через
фундаментальный набор:
, где произвольные числа.
Ответ: .
Задача №6. Найти собственные
значения и собственные векторы линейного преобразования, заданного в некотором
базисе матрицей.
Решение.
Пусть есть столбец координат неизвестного
собственного вектора, принадлежащего собственному значению . , т.е.
(1).
Эта система имеет ненулевые решения
только при условии равенства нулю её определителя .
Составим характеристическое
уравнение.
= = ;
, , . - собственные значение матрицы.
При система 1 примет вид.
,
Собственный является любой вектор
вида: , .
При система 1 примет вид.
,
Собственный является любой вектор
вида: , .
При система 1 примет вид.
,
Собственный является любой вектор
вида: , .
Задача№7. Привести к каноническому виду
уравнение линии второго порядка, используя теорию квадратичных форм.
.
Решение.
Матрица квадратичной части
многочлена второй степени равна
.
Собственными числами данной матрицы
будут
.
Решим уравнение =0 получим: , .
При имеем:
,
Собственным является любой вектор
вида: , .
При имеем:
,
Собственный является любой вектор
вида: , .
Получим собственные векторы
;
Выполним преобразование:
;
;
;
;
;
- эллипс с полуосями и .
Задача №8 Построить график функции преобразованием
графика функции .
Решение
Задача №9 Дана функция на отрезке . Требуется:
1) построить график функции в полярной системе координат по точкам, давая значения
через промежуток , начиная от
; 2) найти
уравнение полученной линии в прямоугольной декартовой системе координат, начало
которой совпадает с полюсом, а положительное полуось абсцисс - с полярной осью,
и по уравнению определить, какая это будет линия.
Решение.
Построим кривую . Сведем
данные в таблицу:
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54,072,661,751,250,970,820,740,710,740,82
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,971,251,752,664,075
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Построим график функции по данным
таблицы.
Найдем уравнение кривой в
прямоугольных координатах.
; ; .
; ; ; ; ; ;
; ;
; - эллипс с центром в точке и большей
полуосью , и меньшей
полуосью
Задача №10 Найти указанные пределы,
не пользуясь правилом Лопиталя.
Решение.
а)= = = =
===4.
Чтобы раскрыть неопределенность поделили
числитель и знаменатель на старшею степень.
б) ==
=
= =
=
== .
Чтобы раскрыть неопределенность помножили
числитель на сопряженное выражение, знаменатель разложили на множители.
в) = = = =
==
=.
При решении примера использовали
первый замечательный предел и его следствие .
) == =
==== =
= = = = -1. При решении примера был
использован второй замечательный предел .
Задача №11 Заданы функция и два
значения аргумента и . Требуется:
1) установить является ли заданная функция непрерывной или разрывной для
каждого из заданных значений; 2) в случае разрыва найти пределы при приближении
к точке слева и справа; 3) сделать схематический чертеж.
Решение.
Найдем область определения функции: . Функция
неопределенна при .
Чтобы определить является ли функция
непрерывной в заданной точке, воспользуемся критерием непрерывности функции.
Для этого для каждой точки найдем односторонние пределы.
Для точки
; ; .
Согласно критерия т.к. , то функция
непрерывна в точке .
Для точки
; .
Согласно критерия т.к. , то функция
имеет в точке разрыв
второго рода.
Сделаем схематический чертеж
функции.
Задача №12 Заданы функция различными
аналитическими выражениями для различных областей изменения независимой
переменой. Найти точки разрыва функции, если они существуют сделать чертеж.
Решение.
Область определения функции . На
интервалах (-1, 0),
(0, 2), (2, +¥) функция
непрерывна, так как задана на них элементарными функциями. Следовательно,
разрыв возможен только в точках и , в которых изменяется аналитическое
задание функции.
Рассмотрим точку . Найдем
односторонние пределы в точке .
, .
Так как , то в точке
имеет
непрерывна.
Рассмотрим точку .
, .
Так как , то в точке
имеет
разрыв первого рода. Скачек равен .
Строим график функции:
Задача №13 Найти производную данных
функций.
а) ;
===
===
===
= = .
б) ;
= = =
== .
в) .
= = =
= = .
г) .
Данная функция является степенно-показательной.
Применим метод логарифмического дифференцирования. Прологарифмируем функцию: . Применим
свойство логарифмов: .
Тогда . Дифференцируем обе части равенства:
; ;
; .
) .
; ;
; ; .
.