Невербальные средства общения
Федеральное бюджетное государственное
образовательное учреждение Высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский Государственный университет сервиса и экономики"
Старорусский филиал
Дисциплина: Деловое общение
Реферат на тему:
"Невербальные средства общения"
Выполнила студентка 3курса
очного отделения
Специальности 080109
Иванова Е.И.
Проверила: Юркевич Г.П.
Старая Русса 2012
Содержание
Введение
Классификация невербальных средств общения
1.1 Кинесические средства
1.2 Просодические и экстралингвистические средства
1.3 Такесические средства общения
1.4 Проксемические средства
Заключение
Введение
Деловое общение - это, прежде всего коммуникация, т.е. обмен
информацией, значимой для участников общения [1]. Все средства общения делятся
на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.
А. Пиз в своей книге "Язык телодвижений" приводит
данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации
происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств
(включая тон голоса, интонации звука) - на 38%, а за счет невербальных средств
- на 55%. К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, который установил,
что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации
передается с помощью невербальных средств [2].
Особенностью невербального языка является то, что его
проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности
подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному,
вербальному каналу общения [3].
Классификация
невербальных средств общения
Невербальное поведение человека служит средством выражения
его психического состояния, выступает объектом интерпретирования его внутренних
эмоций, переживаний, своеобразной "окраской" передаваемой информации.
В настоящее время существует множество классификаций
невербальных средств общения, наиболее распространенная классификация
представлена на рисунке 1.
1.1
Кинесические средства
Кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения
другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К
кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте,
взгляде, походке.
Особая роль в передаче информации мимике - движениям мышц
лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора
теряется до 10-15% информации [5].
Также информацию несут такие движения человеческого тела, как
поза, жест, походка.
Поза - это положение человеческого тела, типичное для
данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.
Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по
отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом
принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.
Жесты - те разнообразные движения руками и головой, смысл
которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл отдельных жестов
различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди
которых можно выделить:
· коммуникативные - жесты приветствия,
прощания, привлечения внимания, запретов, утвердительные, отрицательные,
вопросительные и т.д.;
· модальные - выражающие оценку и отношение
- жесты одобрения и неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности;
· описательные жесты - жесты, имеющие смысл
только в контексте речевого высказывания.
Походка человека - это стиль передвижения, по которой
довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях
психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как
гнев, страдание, гордость, счастье [6].
1.2
Просодические и экстралингвистические средства
К этим невербальным средствам относят характеристики голоса. Просодика
- это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота,
громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения [7].
Экстралингвистическая система - это включение в речь
пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача,
кашля, смеха, вздоха [8].
Просодическими и экстралингвистическими средствами
регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют,
замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные
состояния. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом;
гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне
тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают
мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.
невербальное средство общение кинесическое
1.3
Такесические средства общения
Это динамические прикосновения в форме рукопожатия,
похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются
биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью
человеческого общения [9].
1.4
Проксемические средства
Американский антрополог Э. Холл ввел термин
"проксемика", буквальный перевод которого означает
"близость". К проксемическим характеристикам относятся ориентация
партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические
характеристики общения оказывают прямое влияние культурные и национальные
факторы. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции,
характерные для североамериканской культуры.
Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
v персональное (45-120 см) - общение со знакомыми
людьми;
v социальное (120-400 см) - предпочтительно при
общении с чужими людьми и при официальном общении;
v публичное (400-750 см) - при выступлении перед
различными аудиториями [10].
Рисунок 2. Дистанции, определяющие нормы приближения к
человеку.
Особенности невербального общения в разных странах
Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не
задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во
всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются,
когда печальны - хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь -
пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных
народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение
с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям [11].
Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у
хорватов означает признак успеха и удовольствия. Говоря о себе, европеец
показывает рукой на грудь, японец - на нос. В некоторых странах Африки смех -
показатель изумления и замешательства. Жители Мальты вместо слова "нет"
слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции
и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.
В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя
показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) - это считается
очень оскорбительным жестом.
Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное,
но и прямо противоположное значение. Образовав колечко из большого и
указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела
"о`кей". Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во
Франции он означает ноль, в Греции и на о. Сардиния служит знаком отмашки, а на
Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами [12].
Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в
Болгарии служит знаком отрицания. В Германии часто поднимают брови в знак
восхищения чьей-то идей, в Англии так выражают скептицизм.
В общении мы не придаем особого значения левой или правой
руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или
подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы
можете нанести оскорбление собеседнику [13].
В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой.
Она выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник
жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что
думает, или просто негативно относится к происходящему. Следует сменить тему
разговора или вообще прервать его.
Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с
ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему
отношения. В Англии это общепринятое правило [14].
У народов различных культур есть различия и в восприятии
пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо - если
помещений несколько - при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его
хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком
сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного,
постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения,
вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же
традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое
помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь
дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.
Таким образом, не зная различий невербального общения разных
народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во
избежание этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными
партнерами, должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и
телодвижений представителями делового мира в различных странах [15].
Заключение
Ознакомившись с различными научными исследованиями и научной
литературой, могу предложить свою формулировку определения
"невербальные средства общения":
Невербальные средства общения представляют собой
неосознанное отношение человека к передаваемой им информации, выраженное в
интонации голоса, речевых паузах при разговоре, определенных жестах, взгляде,
мимике, походке и позе собеседника или делового партнера.
С помощью невербальных средств общения без труда можно
определить истинность высказываний собеседника, его реальное отношение к
проблеме, ситуации и просто к разговору.
Большинство исследовательских работ таких ученых, как Аллан
Пиз, Альберт Мейерабиан, Эрик Хоффер показывают нам, что словесная
передача информации занимает всего 35%, а 65% информации передается с помощью
речевых пауз, жестов, мимики, позы.
Несомненно, можно выделить некоторые отрицательные стороны
невербального общения:
. мало осведомленный по данному вопросу собеседник
может сделать вывод о неискренности или неправдивости информации своего
оппонента по одному, какому-либо жесту или выражению лица. Совет: правильный
вывод о достоверности информации можно сделать лишь по окончании беседы или
делового переговора.
2. нельзя допускать "оценки" словам собеседника
по своему первоначальному впечатлению или первому жесту, продемонстрированному
им при общении. Совет: необходимо, проверить свои догадки,
выслушав собеседника до конца, возможно, другие сигналы с его стороны скажут об
обратном. Также, следует обращать внимание на мелочи (например, рукопожатие при
встрече, поза, положение рук).
В данной работе я:
· привела уже существующую
классификацию невербальных средств общения;
· рассмотрела основные
информационно-насыщенные движения человеческого тела (в частности, это жесты,
поза, мимика, походка);
· предложила свое
определение невербального общения;
· высказала свое мнение
относительно важности понимания "языка тела";
· выявила положительные и
отрицательные стороны невербальных средств общения.
Список
литературы
1. Психология
и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н.
Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с.131.
2. Психология
делового общения: учебник для вузов / Под ред. Г.В. Бороздиной. - М.: ИНФРА-М,
2005. - с.133.
. Чудинов
А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. - М.: ИНФРА. -
2008.
. Полный
словарь лингвистических терминов: Матвеева Т.В. Ростов-на-Дону. - Феникс. -
2010. - 562с.
. Социальная
психология и этика делового общения: Учебное пособие для вузов/ Под. ред. В.Н.
Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007.
. Столяренко
Л.Д. Психология и этика деловых отношений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
7. Психологический
портал AnyPsy/Психология общения/Классификация невербальных средств
общения/Невербальное общение/Электронный ресурс-режим доступа: URL:
[<http://www.anypsy.ru/content/klassifikatsiya-neverbalnykh-sredstv-obshcheniya>]
(дата посещения 21.03.2012).
. Невербальное общение
[Электронный ресурс] - режим доступа: URL: www.edusearch.ru/v760523b5.html
<http://www.edusearch.ru/v760523b5.html> (дата посещения 21.03.2012).
9. Allbest.ru/Субъект и средства коммуникации: невербальные
средства общения/ [Электронный ресурс] - режим доступа: URL:
http://www.bestreferat.ru/referat-215152.html <http://www.bestreferat.ru/referat-215152.html>
(дата посещения 24.03.2012).
. Сайт Fiction Book. List / Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов/
[Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://otherreferats. allbest.ru/
psychology/00097411_1.html (дата посещения
24.03.2012)
. Психология
поведения/ Язык жестов, мимики и интонации/ [Электронный ресурс] - режим
доступа: URL:
<http://xreferat.ru/77/1065-2-neverbal-nye-sredstva-obsheniya-v-pedagogicheskom-processe.html>
(дата посещения 27.03.2012).
13. REDOM.ru/ Невербальные элементы во время делового общения/
Расшифровка/ [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.anypsy.ru/content/neverbalnoe-obshchenie (дата посещения 27.03.2012).
14. Sky Family.ru/ Деловое общение/
Классификация делового общения/ Невербальные средства общения/ [Электронный
ресурс] - режим доступа: URL: hhttp://skyfamily.ru/idea/2/269_1.
htm (дата посещения 27.03.2012).